Система
(System) совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих элементов.
Источник: Качество образования словарь для студентов 2 курса отделения социальной педагогики.
Система
множество взаимосвязанных между собой элементов, составляющее определенное целостное образование.
Источник: Педагогика досуга терминологический словарь. Уфа. 2007
Система
множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство.
Источник: Педагогический словарь-справочник. Ч. 1 учебно-методическое пособие для студентов магистрантов аспирантов и педагогов 2016
Система
множество взаимосвязанных элементов, образующих устойчивое единство и целостность, обладающее интегральными свойствами и закономерностями.
Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии
Система
1) определенный порядок в расположении или связи частей или элементов чего-нибудь, в действиях; 2) нечто целое, состоящее из связанных между собой частей или элементов.
Источник: Словарь социального педагога и социального работника
Система
(греч. systema – целое, составленное из частей) – соединение, которое предполагает множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность и единство.
Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.
СИСТЕМА
совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих целое и выполняющих единую функцию. Выделяют материальные (неорганические и живые) и абстрактные системы (понятия, гипотезы, теории).
Источник: Словарь по образованию и педагогике.
СИСТЕМА
совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих целостность, единство; совокупность элементов, которые взаимодействуют в единой структуре и обеспечивают целенаправленное функционирование.
Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017
СИСТЕМА
выделенное на основе определенных признаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единства управления, и выступающее во взаимодействии со средой как целостное явление (Ильина Т.А. Системно-структурный подход к организации обучения. - М., 1972.-с.16).
Источник: Словарь педагогического обихода. Псков ПГПИ 2003
СИСТЕМА
совокупность взаимосвязанных элементов, функционирующих как нечто единое, целостное. Понятие «система» охватывает самые различные стороны того или иного сложного целостного объекта: его строение, состав, способ существования. Системный объект характеризуется свойствами целостности, сложности и организованности.
Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.
Система
совокупность частей (компонентов), объединенных в определенной связи строгой последовательностью действий (например, в работе - принятый установившийся порядок чего-либо); форма, способ устройства, организация чего-либо (например, государственная, избирательная; общественный строй); совокупность хозяйственных единиц, учреждений, родственных по своим задачам и организационно объединенных в единое целое. (1)
Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике
СИСТЕМА
греч. systema – составленное из частей, соединенное) – категория, обозначающая объект, организованный в качестве целостности, где энергия связей между элементами системы превышает энергию их связей с элементами других систем, и задающая онтологическое ядро системного подхода. Формы объективации этой категории в разных вариантах подхода различны и определяются используемыми теоретико-методологическими представлениями и средствами.
Источник: Учебное пособие «Педагогический словарь по темам»
Система
упорядоченное множество взаимосвязанных элементов и отношений между ними, создающих единое целое. Признаки С.: элементность строения в пределах от двух до бесконечности; взаимодействие элементов, наличие системообразующего фактора; иерархия связей, целостность, единство. Компоненты педагогической С.: педагогические цели, участники педагогического процесса, взаимодействие педагогов и учащихся, педагогические средства, управление педагогическими процессами.
Источник: Основные понятия. Педагогические технологии
Система
Создатель общей теории систем Людвиг фон Берталанфи определял систему как «комплекс элементов, находящихся во взаимодействии» и в качестве основной задачи своей теории выдвигал поиск общих принципов и законов систем независимо от их специального вида, природы составляющих их элементов и отношений между ними. Систему можно представить в виде множества элементов, на котором фиксируются отношения между этими элементами и их свойствами (определение ХоллаФейджина).
Источник: Общие основы педагогики
СИСТЕМА
(от греч. целое, соединение)совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность и единство.
Система образования — совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различных уровней, государственных требований; сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно- правовых форм, типов и видов; системы органов управления образованием и подведомственных им учреждений, предприятий и организаций.
Источник: Социально-педагогический словарь. 2016 г.
Система
(от греч. systema — целое, состоящее из частей, соединение) — множество элементов, образующих определенное единство, благодаря общесистемным качествам. Новые (эмержентные) свойства С. не сводимы к качествам отдельных элементов, а являются следствием их взаимодействия. Обычно в С. выделяют ядро и системообразующую связь элементов. Системное исследование возникает при двух условиях: исследуемый объект представляет собой С. или выступает частью С ; само исследование ведется системно, т.е. с выделением центрального звена, выяснением связей, общесистемных качеств.
Источник: Педагогический словарь 2008 г.
СИСТЕМА
от греч. systema — целое, составленное из частей; соединение), множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определенную целостность, единство. Претерпев длительную историческую эволюцию, понятие системы с середины 20 в. становится одним из ключевых философско-методологических и специально-научных понятий. В современном научно-техническом знании разработка проблематики, связанной с исследованием и конструированием систем разного рода, проводится в рамках системного подхода, общей теории систем, различных специальных теорий систем, в кибернетике, системотехнике, системном анализе ит. д.
Источник: Учебное пособие «Педагогический словарь по темам»
СИСТЕМА
от греч. systema — целое, составленное из частей; соединение) — 1) множество закономерно связанных друг с другом элементов (предметов, явлений, взглядов, знаний и т. д.), представляющее собой некоторое органическое образование, единство; 2) порядок, обусловленный планомерным, правильным расположением частей в определенной связи, строгой последовательностью действий, напр, система в работе; 3) форма, способ устройства, организации чего-либо, общественный строй, напр, демократическая система, государственная система, избирательная система, система образования; 4) совокупность хозяйственных единиц, учреждений, родственных по своим задачам и организационно объединенных в единое целое.
Источник: Профессиональное образование. Словарь
СИСТЕМА
(гр. systema – целое, составленное из частей, соединение) — множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. Для более рационального использования идей системности в специальной педагогике и психологии при изучении человека с недостатками в развитии (в том числе и в случаях использования им специальных технических средств) можно так определить. С.: это целостно ограниченный (выделенный) ансамбль взаимосвязанных элементов с возможными аномалиями (или аномалиями связей между ними), целенаправленно взаимодействующих и реализующих некоторую общую (интегративную) функцию, не сводимую к отдельным их функциям. Каждая система, в зависимости от ее условий рассмотрения может быть представлена совокупностью нескольких подсистем как элементов данной системы или же сама является подсистемой другой системы более высокого уровня (известный принцип иерархичности систем). Минимальным системным образованием является триада, где в качестве третьего системообразующего компонента выступает взаимосвязь двух интегрированных элементов.
Источник: Словарь-справочник по специальному образованию
Система
гр. – составление из частей) – есть ограниченное множество взаимодействующих элементов. Для системы характерно наличие компонентов, связей (структуры) между ними, наличие ведущего звена, неразрывное единство со средой, во взаимоотношениях с которой система выражает свою целостность. Педагогические системы обладают этими же качествами. Среди всех видов систем это наиболее сложная, состоящая из подсистем, включающая как людей, так и процессы, предметы, действия. В этих системах поведение каждого элемента влияет на поведение всех и систему в целом. Система – это такое целое, которое нельзя разделить на независимые части: каждая часть системы обладает качествами, которые теряются, если ее отделить от системы, и каждая система обладает такими качествами, которые отсутствуют у ее частей. Система закрытая, если она способна обмениваться с окружающей средой лишь энергией, но не качествами и свойствами. Система открытая, если она способна обмениваться с окружающей средой и энергией, и качествами. Человек и человеческие сообщества относятся к открытым системам. Термин «система» вошел в русский язык во времен Петра I.
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
СИСТЕМА
Общее определение системы, которое дает Энциклопедический словарь:
- «система – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство». Не противоречит этому определению более конкретное определение системы в системном анализе:
- «система – средство достижения цели; основные особенности систем: целостность, относительная обособленность от окружающей среды, наличие связей со средой, наличие частей и связей между ними (структурированность), подчиненность всей организации системы некоторой цели». С этих позиций под системой можно понимать и такие сложные объекты, как все народное хозяйство страны, или хозяйство какого-либо региона, или любое предприятие, организацию, учреждение, так как они состоят из множества связанных между собой элементов, упорядоченных по отношениям и характеризующихся единством общих целей функционирования. Таким образом, мы имеем дело с иерархией систем. Так, на любом предприятии можно выделить технологическую компоненту, которая, в свою очередь, сама является системой – технологической системой; финансовую компоненту – финансовую систему; кадровую систему и т. д. Системой можно считать и очередной урок учителя в школе, и хирургическую операцию в больнице и т. д. Таким образом, образуется сложная иерархия систем: для каждой системы существует более общая система – надсистема; в то же время каждая система состоит из целой совокупности систем более низкого уровня – подсистем. Литература: [6, 48].
Источник: Педагогика. Словарь системы основных понятий.
СИСТЕМА
(от греч. systēma – целое, составленное из частей; соединение). Совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и образующих определенную целостность, единство. Понятие С. играет важную роль в современной философии, науке, технике и практической деятельности. Для С. характерно не только наличие связей и отношений между образующими ее элементами (определенная организованность), но и неразрывное единство со средой, во взаимоотношении с которой С. проявляет свою целостность. Любая С. может быть рассмотрена как элемент С. более высокого порядка, в то время как ее элементы могут выступать в качестве С. более низкого порядка. Для большинства С. характерно наличие в них процессов передачи информации и управления. В наиболее общем плане С. делятся на материальные и абстрактные. Последние являются продуктом человеческого мышления. Понятие С. широко используется в современной педагогике и лингводидактике в связи с построением различных С. обучения и использованием системного подхода к научно-методическому исследованию. Каждая С. имеет свою структуру, внутреннее устройство. Так, С. образования включает компоненты, которые могут рассматриваться в качестве ее подсистем: дошкольное; начальное общее; основное общее; среднее общее базовое; среднее общее профильное; высшее (бакалавриат, магистратура); повышение квалификации (аспирантура, докторантура). Иерархическая зависимость перечисленных подсистем определяется совокупностью их функций: каждая из них на своем уровне и все они вместе решают задачу формирования личности, направленного на духовное воспроизводство общества.
Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).
Система
[гр. sýstēma – целое, составленное из частей; соединение] – множество элементов (предметов, явлений, идей, образовательных факторов и т.д.), находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определенную целостность, единство. Претерпев длительную историческую эволюцию, понятие С. становится с середины ХХ в. одним из ключевых философски-методологических и специально-научных понятий. В современном научно-техническом значении разработка проблематики, связанной с исследованием и конструированием С. разного рода, проводится в рамках системного подхода, общей теории систем и различных специальных теорий С. Предложен ряд классификаций систем, использующих разные основания. В наиболее общем плане С. можно разделить на материальные и идеальные. Первые в свою очередь делятся на С. неорганической природы (физич., геологич., химич. и др.) и живые С., к которым относятся как простейшие биол. С., так и очень сложные биол. объекты типа организма, вида, экосистемы. Особый класс материальных живых систем образуют социальные С., чрезвычайно многообразные по своим типам и формам (начиная от простейших социальных объединений и вплоть до социально-экономических структур общества). Абстрактные С. являются продуктом человеческого мышления. К числу абстрактных систем относятся и научные знания в различных областях человеческой деятельности.При использовании других оснований классификации С. выделяют статические и динамические С. Для статической С. ее состояние с течением времени остается постоянным (напр., газ в ограниченном объеме – в состоянии равновесия).
Динамическая С. изменяет свое состояние во времени (напр., живой организм). По характеру взаимоотношений С. и ее среды системы делятся на закрытые, замкнутые (в них не поступает и из них не выделяется вещество, происходит лишь обмен энергией) и открытые, незамкнутые (постоянно происходит ввод и вывод не только энергии, но и вещества). Стационарным состоянием открытой С. является динамическое равновесие, при котором все макроскопические величины остаются неизменными, но непрерывно продолжаются макроскопические процессы ввода и вывода веществ. Специальным видом динамических систем являются самоорганизующиеся, самоуправляющиеся системы. Процессы самоорганизации могут иметь место только в системах, обладающих высоким уровнем сложности и большим количеством элементов, связи между которыми имеют не жесткий, а вероятностный характер, напр., живая клетка, организм, популяция, человеческий коллектив и т.д. Процессы самоорганизации происходят за счет перестройки существующих и образования новых связей между элементами системы. Различаются 3 типа процессов самоорганизации: первый – это самозарождение организации некоторой совокупности объектов; второй тип – процессы, благодаря которым система поддерживает определенный уровень организации при изменении внешних и внутренних условий ее функционирования; третий тип процессов самоорганизации связан с совершенствованием и саморазвитием таких систем, которые способны накапливать и использовать прошлый опыт и потому называются еще самообучающимися системами. В биологии доминируют два толкования системы: 1) как совокупности тканей, органов и их частей, представляющей саморазвивающееся и саморегулирующееся функциональное единство, которое выполняет определенную работу, напр., нервная С., сердечно-сосудистая С. При этом наблюдается именно единство определенно выраженных функциональных прямых и обратных связей в такой целостности, а не просто механическое сложение: все ткани и органы тела, сложенные, скажем, в ведро, не дают С. Не представляют они С. и в мертвом организме, хотя пространственное их расположение не изменилось, а механическая целостность сохранилась; 2) как саморазвивающаяся и саморегулирующаяся определенным образом упорядоченная материально-энергетическая совокупность, существующая и управляемая как относительно устойчивое единое целое – за счет взаимодействия, распределения и перераспределения имеющихся, поступающих извне и продуцируемых совокупностью веществ, энергии и информации и обеспечивающая преобладание внутренних связей (в т. ч. перемещений веществ, энергии и передачи информации) над внешними.
Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.
СИСТЕМА
совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство. Понятие С. с середины XX века становится одним из ключевых научных понятий. В современном научном и техническом знании разработка проблематики, связанной с исследованием С. разного рода, проводится в рамках системного подхода, общей теории С., различных специальных теорий С., в кибернетике, систематике, системном анализе, синергетике и др. При определении понятия С. необходимо учитывать теснейшую взаимосвязь его с понятиями целостности, структуры, связи, элемента, отношения, подсистемы и др. Посколькупонятие С. имеет чрезвычайно широкую область применения (практически каждый объект может быть рассмотрен как С.), постольку его достаточно полное понимание представляет построение семейства соответствующих определений – как содержательных, так и формальных. Лишь в рамках такого семейства определений удается выразить основные системные принципы: целостность; структурность (возможность описания С. через установление сети связей и отношений); обусловленность поведения С. (не столько поведением ее отдельных элементов, сколько свойствами ее структуры); взаимозависимости С. и среды (С. формирует и проявляет свои свойства в процессе взаимодействия со средой, являясь при этом ведущим активным компонентом взаимодействия); иерархичность (каждый компонент С. в свою очередь может рассматриваться как С., а исследуемая в данном случае С. представляет собой один из компонентов более широкой С.); множественность описания каждой С. (в силу принципиальной сложности каждой С. ее адекватное познание требует построения множества различных моделей, каждая из которых описывает лишь определенный аспект С.) и др.
Каждая С. характеризуется не только наличием связей и отношений между образующими ее элементами, но и неразрывным единством с окружающей средой, во взаимодействии с которой С. проявляет свою целостность. Иерархичность, многоуровневость, структурность – свойства не только строения, морфологии С., но и ее поведения: отдельные уровни С. обусловливают определенные аспекты ее поведения, а целостное функционирование оказывается результатом взаимодействия всех ее сторон и уровней. Важной особенностью большинства С., особенно живых, технических и социальных С., является передача в них информации и наличие процессов управления. К наиболее сложным видам С. относятся целенаправленные С., поведение которых подчинено достижению определенных целей, и самоорганизующиеся С., способные в процессе функционирования видоизменять свою структуру. Для многих сложных живых и социальных С. характерно наличие разных по уровню, часто не согласующихся между собой целей.
Существенным аспектом раскрытия содержания понятия С. является выделение различных типов С. В наиболее общем плане С. можно разделить на материальные и абстрактные. Первые (целостные совокупности материальных объектов) в свою очередь делятся на С. неорганической природы (физические, геологические, химические и др.) и живые С., куда входят как простейшие биологические С., так и очень сложные биологические объекты типа организма, вида, экосистемы. Особый класс материальных живых С. образуют социальные С., многообразные по типам и формам (от простейших социальных объединений до социально-экономической структуры общества). Абстрактные С. являются продуктом человеческого мышления; они также могут быть разделены на множество различных типов (особые С. представляют собой понятия, гипотезы, теории, последовательную смену научных теорий и т.д.). К числу абстрактных С. относятся и научные знания, и С. разного типа, как они формируются в общей теории С., специальных теориях С. и др. В науке XX в. большое внимание уделяется исследованию языка как С. (лингвистическая С.); в результате обобщения этих исследований возникла общая теория знаков – семиотика. Задачи обоснования математики и логики вызвали интенсивную разработку принципов построения и природы формализования, логических С. (металогика, метаматематика). Результаты этих исследований широко применяются в кибернетике, вычислительной технике, информатике и др.
При использовании других оснований классификации С. выделяются статические и динамические С. Для статической характерно, что ее состояние с течением времени остается постоянным (например, газ в ограниченном объеме – в состоянии равновесия). Динамическая С. изменяет свое состояние во времени (например, живой организм). Если знание значений переменных С. в данный момент времени позволяет установить состояние С. в любой последующий или любой предшествующий моменты времени, то такая С. является однозначно детерминированной. Для вероятностной (стохастической) С. знание значений переменных в данный момент времени позволяет только предсказать вероятность распределения значений этих переменных в последующие моменты времени.
По характеру взаимоотношений С. и среды С. делятся на закрытые (в них не поступает и из них не выделяется вещество, происходит лишь обмен энергией) и открытые (постоянно происходит ввод и вывод не только энергии, но и вещества). По второму закону термодинамики, каждая закрытая С. в конечном счете достигает состояния равновесия, при котором остаются неизменными все макроскопические величины С. и прекращаются все макроскопические процессы (состояние максимальной энтропии и минимальной свободной энергии). Стационарным состоянием открытой С. являетсяподвижное равновесие, при котором все макроскопические величины остаются неизменными, но продолжаются макроскопические процессы ввода и вывода вещества.
Основная задача специализированных теорий С. – построение конкретно-научного знания о различных типах и разных аспектах С., в то время как главные проблемы общей теории С. концентрируются вокруг логико-методологических принципов анализа С., построения метатеории системных исследований.
Лит.: Садовский В.Н. Основания общей теории системы. – М., 1974; Захаров В.Н., Поспелов Д.А., Хазацкий В.Е. Система управления. – М., 1977; Уемов А.И. Системный подход и общая теория системы. – М., 1978; Афанасьев В.Г. Системность и общество. – М., 1980; Кузьмин В.П. Принцип системности в теории и методологии К. Маркса. – М., 1986.
В.Н. Садовский
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.