Структура
СТРУКТУРА
устойчивая совокупность связей объекта, обеспечивающая его целостность и функционирование, связь между образующими элементами.
Источник: Словарь по образованию и педагогике.
СТРУКТУРА
(лат. structura – строение, порядок) – совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность; строение, внутреннее устройство, сложение.
Структура
лат.- строение, расположение, порядок) - совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих целостность и тождественность самому себе, то есть сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях.
Источник: Комплект методического обеспечения по учебной дисциплине “педагогические технологии”
Структура
(от лат. structura — строение, расположение, порядок) — совокупность элементов и связей между ними, обеспечивающих целостность объекта, сохранение его основных свойств при внешних воздействиях и изменениях ситуации. С исследования — отражение взаимного расположения компонентов объекта, этапов его изучения, отражение логики исследовательского поиска.
Источник: Педагогический словарь 2008 г.
СТРУКТУРА
от лат. structura — строение, порядок) — 1) совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность; строение, внутреннее устройство,сложение;социальная структура — совокупность устойчивых и упорядоченных связей между элементами социальной системы, обусловленных отношениями социальных групп; информационные структуры — совокупность СМИ и их внутренних подразделений; 2) термин, употребляющийся применительно к коммерческим и некоторым другим учреждениям и организациям.
Источник: Профессиональное образование. Словарь
СТРУКТУРА
(от лат. structura – строение, расположение, порядок). В языкознании – внутренняя организация языка как семиотической (см. семиотика) системы. В методических работах термин С. чаще всего употребляется в словосочетаниях «структура предложения», «структура словосочетания» (имеется в виду строение этих единиц). Возможность выделять С. в виде модели порождения речевого высказывания позволило методистам обосновать пути обучения языку через усвоение моделей предложений, характерных для изучаемого языка.
Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).
Структура
является результатом совмещения, синтезирования единиц (однородных и разнородных) в рамках того или иного объединяющего принципа и порождающего свойство «целостности». В целостности опознавание частей происходит вторично, а в начале опознавания они не замечаются (находятся «в тени»). Объединяющий принцип («идея» бытия целостности, «закон» или «норма») подчиняется либо универсумальной целостности (в онтологии), либо особенностям рефлексивного цикла, либо индивидуальному устремлению мыслителя, либо результатам мыслекоммуникативного согласования. Структура состоит из «элементов» и «связей». Элемент, включенный в связи с иным в структуре, превращается в «компонент».
Источник: Методологический словарь для стратегов
Структура
лат. структура - строение, связь) - "взаиморасположение и связь составных частей чего-либо, строение"; "прочная относительно устойчивая связь (отношение) и взаимодействие элементов, сторон, частей предмета, явления, процесса как целого . Значение структуры облегчает изучение элементов, входящих в целое, поскольку элементы находятся в зависимости от структуры целостного образования. До поры до времени изменение элементов целого не сказывается на структуре, но затем, когда количественные изменения перейдут в качественные, структура предмета, явления скачкообразно меняется. Если трактовать "структуру" как философскую категорию, то ее можно трактовать как модификацию "внутренней формы" в учении Гегеля и как составляющую вместе с "составом" категорию "содержание", где последняя соотносится с "формой" в смысле "внешней формы". Представить себе исследуемый объект как целостную структуру, элементы и части которой связаны познанной нами системой закономерных отношений и зависимостей, - это значит сделать огромный шаг в понимании природы и сущности объекта". [11] Структура -"содержательная" форма; форма, которая благодаря своей целостности, системности, иерерхической упорядоченности влияет на содержащиеся элементы; гештальт; означающее, которое одновременно становится означаемым.
Источник: Педагогическая антропология. Словарь
СТРУКТУРА
(от лат. structura – строение, расположение, порядок) – совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих сохранение его основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях; основная характеристика системы, ее инвариантный аспект.
В более широком, нестрогом смысле понятие С. употреблялось в научном и философском обиходе достаточно давно (по крайней мере, со средних веков) и выступало в качестве одного из способов определения понятия формы (форма как С., организация содержания). В строгом смысле понятие С. развивается в химии в связи с возникновением в XIX в. теории химического строения вещества. В 1890 г. австрийский психолог К. Эренфельс открыл так называемые гештальткачества – перцептивные С., которые относятся к воспринимаемому объекту в целом и не могут быть объяснены исходя из свойств элементов (например, свойства аккорда в музыке; свойства мелодии, сохраняемые при транспозиции, т.е. при изменении тональности). Это открытие послужило толчком к изучению самостоятельной роли психической С. (значительный вклад внесла гештальтпсихология). В XX в. анализ структурных отношений и связей занимает видное место в исследованиях языка, этнических общностей, произведений литературы и искусства, культуры в целом, в результате чего складываются специфические методы изучения разных типов С.
В современной науке понятие С. соотносится с понятиями системы и организации. Хотя единой точки зрения на соотношение этих понятий нет, однако в большинстве случаев в качестве наиболее широкого из них рассматривают понятие системы, характеризующее все множество проявлений некоторого сложного объекта (его элементы, строение, связи, функции и т.д.); С. выражает лишь то, что остается устойчивым, относительно неизменным при различных преобразованиях системы; организация же включает в себя как структурные, так и динамические характеристики системы, обеспечивающие ее направленное функционирование. С. системы может быть выражена математически посредством понятия симметрии, в котором инвариантное и вариантное образуют целостное единство.
Существенная роль структурных связей и отношений приводит к тому, что в целом ряде научных задач изучение С. выступает в качестве главной проблемы. Нередко это дает повод неправомерно противопоставлять С. объекта иным его характеристикам (чаще всего – его истории) и, таким образом, фактически абсолютизировать односторонний подход к объекту. В действительности же структурный и исторический подходы не исключают друг друга, поскольку каждый из них ориентирует на исследование особого типа связей. Поэтому, с одной стороны, вполне правомерна постановка вопроса о самостоятельном изучении для определенных целей либо С. объекта (например, в ряде задач экологии, языкознания, социологии), либо его истории (когда непосредственным предметом исследования выступают процессы развития объекта). С другой стороны, структурное и историческое исследование не разделены между собой принципиальным барьером: изучение С. на некотором этапе неизбежно приводит к необходимости познания и законов ее изменения, т.е. истории данной С., а изучение истории приобретает строгий научный характер лишь постольку, поскольку в нем удается раскрыть С. развивающегося объекта и С. самого процесса развития.
Диалектический материализм рассматривает категорию С. как одну из основных в современном познании, но раскрывающую свой эвристический смысл лишь в тесной связи со всей системой категорий диалектики.
Н.Ф. Овчинников
В более широком, нестрогом смысле понятие С. употреблялось в научном и философском обиходе достаточно давно (по крайней мере, со средних веков) и выступало в качестве одного из способов определения понятия формы (форма как С., организация содержания). В строгом смысле понятие С. развивается в химии в связи с возникновением в XIX в. теории химического строения вещества. В 1890 г. австрийский психолог К. Эренфельс открыл так называемые гештальткачества – перцептивные С., которые относятся к воспринимаемому объекту в целом и не могут быть объяснены исходя из свойств элементов (например, свойства аккорда в музыке; свойства мелодии, сохраняемые при транспозиции, т.е. при изменении тональности). Это открытие послужило толчком к изучению самостоятельной роли психической С. (значительный вклад внесла гештальтпсихология). В XX в. анализ структурных отношений и связей занимает видное место в исследованиях языка, этнических общностей, произведений литературы и искусства, культуры в целом, в результате чего складываются специфические методы изучения разных типов С.
В современной науке понятие С. соотносится с понятиями системы и организации. Хотя единой точки зрения на соотношение этих понятий нет, однако в большинстве случаев в качестве наиболее широкого из них рассматривают понятие системы, характеризующее все множество проявлений некоторого сложного объекта (его элементы, строение, связи, функции и т.д.); С. выражает лишь то, что остается устойчивым, относительно неизменным при различных преобразованиях системы; организация же включает в себя как структурные, так и динамические характеристики системы, обеспечивающие ее направленное функционирование. С. системы может быть выражена математически посредством понятия симметрии, в котором инвариантное и вариантное образуют целостное единство.
Существенная роль структурных связей и отношений приводит к тому, что в целом ряде научных задач изучение С. выступает в качестве главной проблемы. Нередко это дает повод неправомерно противопоставлять С. объекта иным его характеристикам (чаще всего – его истории) и, таким образом, фактически абсолютизировать односторонний подход к объекту. В действительности же структурный и исторический подходы не исключают друг друга, поскольку каждый из них ориентирует на исследование особого типа связей. Поэтому, с одной стороны, вполне правомерна постановка вопроса о самостоятельном изучении для определенных целей либо С. объекта (например, в ряде задач экологии, языкознания, социологии), либо его истории (когда непосредственным предметом исследования выступают процессы развития объекта). С другой стороны, структурное и историческое исследование не разделены между собой принципиальным барьером: изучение С. на некотором этапе неизбежно приводит к необходимости познания и законов ее изменения, т.е. истории данной С., а изучение истории приобретает строгий научный характер лишь постольку, поскольку в нем удается раскрыть С. развивающегося объекта и С. самого процесса развития.
Диалектический материализм рассматривает категорию С. как одну из основных в современном познании, но раскрывающую свой эвристический смысл лишь в тесной связи со всей системой категорий диалектики.
Н.Ф. Овчинников
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.