Автоматизированная обучающая система
Автоматизированная обучающая система
взаимосвязанный комплекс технического, учебно-методического, лингвистического, программного и организационного обеспечения на базе ЭВМ, предназначенный для индивидуализации обучения.
Источник: Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. 2013
Автоматизированная обучающая система (АОС)
компьютерная эргатическая система, предназначенная для оптимизации процесса обучения с использованием средств информационных и коммуникационных технологий, а также автоматизации процессов обратной связи и управления на ее основе познавательной деятельностью обучаемого [4; 34, п. 3.1; 35; 42; 43; 48, c. 22].
Источник: Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования
Автоматизированная обучающая система (АОС)
комплекс технического, учебно-методического, лингвистического, программного и организационного обеспечения на компьютерной основе, предназначенный для индивидуализации обучения. Функции АОС: 1) выявление исходного уровня знаний, умений обучающихся, их индивидуальных особенностей; 2) подготовка учебных материалов: объяснительных текстов и иллюстраций по изучаемой проблеме, учебных и контрольных заданий; 3) предъявление учебного материала, адаптация его по уровню сложности, темпу представления информации; 4) управление познавательной деятельностью обучающихся; 5) определение показателей их работоспособности; 6) завершающий контроль качества усвоения; 7) регистрация и статистический анализ показателей процесса усвоения материала каждым обучающимся и группой в целом (характер и время выполнения отдельных заданий, общее время работы, число ошибок и др.).
Источник: Словарь по технологиям обучения
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ОБУЧАЮЩАЯ СИСТЕМА
AOQ—система, представляющая собой комплекс технического, учебно-методического, лингвистического, программного и организационного обеспечения на компьютерной основе, предназначенная для индивидуализации обучения. Функции АОС: а) выявление исходного уровня знаний, умений обучающихся, их индивидуальных способностей; б) подготовка учебных материалов (текстов, учебных и контрольных заданий и др.); в) предъявление учебного материала и его адаптация по уровню сложности, темпу представления информации; г) управление познавательной деятельностью обучающихся; д) определение показателей их работоспособности; ж) регистрация и статистический анализ показателей процесса усвоения материала каждым обучающимся и группой в целом (характер и время выполнения отдельных заданий, общее время работы, число ошибок и др.). Педагог рассматривается как пассивный исполнитель дидактического проекта; его личность, культура и квалификация не играют особой роли.
Источник: Профессиональное образование. Словарь
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ОБУЧАЮЩАЯ СИСТЕМА (АОС)
Взаимосвязанный комплекс технического, программного обеспечения на базе компьютера, предназначенный для автоматизации и индивидуализации обучения. Лингвистическое и программное обеспечение А. о. с. – совокупность специализированных языков программирования, обеспечивающих общение с компьютером. С помощью А. о. с.: а) определяют исходный уровень знаний, навыков, умений учащихся, их индивидуальные особенности; б) производят предъявление учебного материала; в) проводят завершающий контроль качества усвоения материала; г) организуют управление познавательной деятельностью учащихся; д) проводят регистрацию и статистический анализ показателей процесса усвоения учебного материала учащимися. Техническое оснащение А. о. с. включает: ЭВМ, рабочие места учителя и учащихся, оснащенные учебным оборудованием, линии связи ЭВМ с рабочими местами. Лингвистическое обеспечение А. о. с. – это языки, позволяющие учащимся вести диалог с компьютером в соответствии с программой обучения. Программное обеспечение А. о. с. – программы ЭВМ, реализующие функции, возложенные на А. о. с. Организационное обеспечение А. о. с. включает различную документацию, регламентирующую ее работу.
Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ОБУЧАЮЩАЯ СИСТЕМА
(АОС) – комплекс технических, программно-алгоритмических, лингвистических и информационно-методических средств, предназначенных для автоматизации обучающего диалога, поиска и обработки учебной информации. Компьютерная система, предназначенная для оптимизации процесса обучения человека с помощью информационных и коммуникационных технологий, а также для автоматизации процессов обратной связи и управления на ее основе познавательной деятельностью учащегося. Все множество пользователей АОС делится на три группы:
1. Составитель курса (преподаватель). Осуществляет подготовку системы к использованию, в его задачи входит:
- заполнение системы знаниями по предметной области, учебными материалами, вспомогательными компьютерными программами и т. д.;
- настройка системы (в рамках предоставленных возможностей) в соответствии с целями использования системы и представлениями преподавателя об эффективных методах управления обучением.
2. Консультант (преподаватель). Контролирует работу обучаемых с системой. В его задачи входит:
- регистрация обучаемого, настройка системы на данного обучаемого, определение цели его работы с АОС;
- периодический контроль за ходом процесса обучения;
- принятие решения об окончании обучения с учетом рекомендаций системы.
3. Обучаемый. Работа системы с обучаемым делится на сеансы. Во время каждого сеанса система:
- определяет текущее состояние процесса обучения;
- выполняет действия, предусмотренные текущим состоянием (например, демонстрацию учебных материалов, запуск внешних модулей, контроль знаний);
- по результатам ответных действий обучаемого изменяет текущее состояние процесса обучения;
- осуществляет проверку достижения заданной цели. Если цель достигнута, система сообщает об этом обучаемому и консультанту, если не достигнута – просто завершает сеанс (Роберт И. В. Толкование слов и словосочетаний понятийного аппарата информатизации образования // Информатика и образование. – 2004. – № 5. – С. 22; [Электронный ресурс]: Сайт «Автоматизированная обучающая система». – Режим доступа: www.glossary.ru/cgi-bin/gl; http://dupliksv.hut.ru/pauk/dict/). С. Б. Данилевич, В. А. Кирвас, О. В. Лазаренко
1. Составитель курса (преподаватель). Осуществляет подготовку системы к использованию, в его задачи входит:
- заполнение системы знаниями по предметной области, учебными материалами, вспомогательными компьютерными программами и т. д.;
- настройка системы (в рамках предоставленных возможностей) в соответствии с целями использования системы и представлениями преподавателя об эффективных методах управления обучением.
2. Консультант (преподаватель). Контролирует работу обучаемых с системой. В его задачи входит:
- регистрация обучаемого, настройка системы на данного обучаемого, определение цели его работы с АОС;
- периодический контроль за ходом процесса обучения;
- принятие решения об окончании обучения с учетом рекомендаций системы.
3. Обучаемый. Работа системы с обучаемым делится на сеансы. Во время каждого сеанса система:
- определяет текущее состояние процесса обучения;
- выполняет действия, предусмотренные текущим состоянием (например, демонстрацию учебных материалов, запуск внешних модулей, контроль знаний);
- по результатам ответных действий обучаемого изменяет текущее состояние процесса обучения;
- осуществляет проверку достижения заданной цели. Если цель достигнута, система сообщает об этом обучаемому и консультанту, если не достигнута – просто завершает сеанс (Роберт И. В. Толкование слов и словосочетаний понятийного аппарата информатизации образования // Информатика и образование. – 2004. – № 5. – С. 22; [Электронный ресурс]: Сайт «Автоматизированная обучающая система». – Режим доступа: www.glossary.ru/cgi-bin/gl; http://dupliksv.hut.ru/pauk/dict/). С. Б. Данилевич, В. А. Кирвас, О. В. Лазаренко
Источник: Глоссарий современного образования.
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ОБУЧАЮЩАЯ СИСТЕМА (АОС)
комплекс технического, учебно-методического, лингвистического, программного и организационного обеспечений на базе ЭВМ, предназначенный для индивидуализации обучения. С помощью АОС осуществляют: 1. выявление исходного уровня знаний, умений и навыков учащихся, их индивидуальных особенностей; 2. подготовку учебного материала (объяснительных текстов и иллюстраций, учебных и контрольных заданий); 3. предъявление учебного материала, адаптацию его по уровню сложности, темпу представления информации; 4. управление познавательной деятельностью учащихся; 5. определение показателей их работоспособности; 6. завершающий контроль качества усвоения; 7. регистрацию и статистический анализ показателей процесса усвоения учебного материала каждым учащимся и группой в целом. АОС реализует одну или несколько дидактических функций в большей мере, чем другие обучающие устройства, освобождает учащихся от некоторых вспомогательных компонентов учебной деятельности, не ведущих непосредственно к усвоению. В ходе индивидуальных диалогов с учащимися АОС позволяет сократить объем лекционного материала и высвободить время для общения лектора со слушателями. Возможность применять АОС для проведения лабораторных и практических работ устраняет разрыв между получением знаний и их действительным усвоением, способствует большей самостоятельности учащихся. Техническое обеспечение АОС включает: ЭВМ, расположенные в классах рабочие места учителя и учащихся, оснащенные необходимым оборудованием, и линии связи ЭВМ с рабочими местами. Учебно-методическое обеспечение АОС - это учебный материал и сценарий обучения, разработанный преподавателем, а также методические указания для преподавателей, проводящих занятия в классе АОС. Лингвистическое обеспечение - специализированные языки, которые позволяют вести учащимся диалог в форме, отвечающей особенностям изучаемой дисциплины, составлять учебные курсы и управлять работой АОС. Программное обеспечение АОС - совокупность программ ЭВМ, реализующих те или иные функции, возложенные на АОС. Организационное обеспечение АОС включает различную документацию, регламентирующую ее работу. — система, представляющая собой комплекс технического, учебно-методического, лингвистического, программного и организационного обеспечения на компьютерной основе, предназначена для индивидуализации обучения. (Основные понятия и термины системы образования. - Тюмень, 2000. C. 4)
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ОБУЧАЮЩАЯ СИСТЕМА
(АОС) комплекс технического, учебно- методического, лингвистического, программного и организационного обеспечения на базе ЭВМ (компьютера), предназначенный для индивидуализации обучения. С помощью АОС осуществляют: 1) выявление исходного уровня знаний, навыков и умений учащихся, их индивидуальных особенностей; 2) подготовку учебного материала (объяснительных текстов и иллюстраций по изучаемой проблеме, учебных контрольных заданий); 3) предъявление учебного материала, адаптацию его по уровню сложности, темпу представления информации; 4) управление познавательной деятельностью учащихся; 5) определение показателей их работоспособности; 6) завершающий контроль качества усвоения; 7) регистрацию и статистический анализ показателей процесса усвоения материала каждым учащимся и группой в целом (характер и время выполнения отдельных заданий, общее время работы, число ошибок и др.).
АОС может изменять способ представления учебной информации, делая ее удобной для восприятия и анализа (например, формульный способ на графический, абстрактный на конкретный), выполнять на начальных стадиях обучения ряд операций, входящих в усваиваемые действия; облегчать условия для самоконтроля. В необходимых случаях АОС предоставляет упрощенную модель изучаемого явления, облегчающую его восприятие и исследование.
АОС реализует одну или несколько дидактических функций в большей мере, чем другие обучающие устройства, освобождает учащихся от некоторых вспомогательных компонентов учебной деятельности, не ведущих непосредственно к усвоению. Реализуя ориентирующую функцию в ходе индивидуальных диалогов с учащимися, она позволяет сократить объем лекционного учебного материала и высвободить время для общения лектора со слушателями. Возможность применять АОС как для ознакомления учащихся с материалом, так и для проведения практических и лабораторных занятий позволяет устранить разрыв между полу-чением знаний и их действительным усвоением, способствует большей самостоятельности учащихся. Создавая условия для успешного выполнения учебных заданий, контролируя учащихся и выдавая им разъяснение сделанных ошибок, АОС содействует формированию у них положительного отношения к учебе и привычки к добросовестной работе.
Техническое обеспечение АОС включает: компьютеры или терминалы, расположенные в классах на рабочих местах учащихся, сервер (рабочая станция) преподавателя и линии связи сервера с рабочими местами. Рабочее место учащегося оснащается либо персональным компьютером, либо терминалом (монитор – как средство отображения информации с клавиатурой), используемым для обработки текстовой или графической информации, позволяющим демонстрировать и редактировать текст, цветные или черно- белые фотоизображения, графику. Организация локальной сети позволяет преподавателю автоматизировать ряд операций по составлению учебных курсов и управлять деятельностью учащихся в классе АОС. Помимо блоков ввода, обработки и вывода информации имеются устройства для хранения программного обеспечения (магнитные диски или дискеты, магнитные ленты и др.), принтер (печатающее устройство). АОС позволяют организовать коллективную, в частности парную работу учащихся, они допускают также централизованное управление работой как всего класса, так и каждого учащегося с сервера преподавателя.Учебно-методическое обеспечение АОС включает изучаемый материал (текстовую и графическую информацию, иллюстрации, видеофрагменты, учебные задания, комментарии к ответам учащихся и тесты для проверки качества усвоения), предъявляемый по разработанному преподавателем сценарию обучения. Информационное обеспечение может включать и указания для преподавателей, проводящих занятия в классе АОС.
Структура программного обеспечения АОС включает операционную систему – программу, позволяющую взаимодействовать с другими программами, внешними устройствами (принтерами, сканерами, мониторами) и собственно обучающую программу. При помощи этих программ анализируют сообщение учащегося, сравнивая с имеющимися в памяти компьютера эталонами ответов или используя специальные алгоритмы, распознают любые синонимичные ответы, как правильные, так и имеющие какие-либо конкретные ошибки.
Выбор корректирующего воздействия и определение очередной дозы учебного материала АОС может производить на основе истории обучения каждого учащегося, зафиксированной в ее памяти. Организационное обеспечение АОС – различная документация, регламентирующая работу с АОС.
АОС, создававшиеся в различных учебных заведениях в соответствии с их конкретными условиями, как правило, оказывались несовместимыми между собой в отношении как технического, так и программного обеспечения, что затрудняло обмен учебными курсами и модернизацию АОС. В 1979 г. была принята Комплексная программа, предусматривавшая планомерную разработку АОС на основе единых принципов.
В середине 80-х гг. в связи с реализацией задачи обеспечения всеобщей компьютерной грамотности и введением курса «Основы информатики и вычислительной техники» в учебный план профессиональных училищ была внедрена АОС–школа модификации АОС–ВУЗ, адаптированная к условиям общеобразовательной и профессиональной школы.
В 90-х гг. АОС на базе отечественных персональных ЭВМ («Электроника», «Агат», «ДВК», «Корвет» и др.) теряют свою актуальность в связи с началом использования в образовании телекоммуникационных сетей. Интенсивно проектируются и применяются в целях обучения компьютерные сети локального или глобального уровня, основанные на зарубежной компьютерной технике. Разработка образовательных сетей осуществляется по линии Министерства образования некоторыми фирмами, рядом университетов, колледжей, в рамках государственных и негосударственных программ, в том числе в сфере профессионального образования и подготовки.
Лит.: Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. – М., 1988; Фролова Г.В. Педагогические возможности ЭВМ. – Новосибирск, 1988; Российская педагогическая энциклопедия. – М., 1993; Гершунский Б.С. Философия образования для ХХI века. – М., 1997.
О.Б. Ховов
АОС может изменять способ представления учебной информации, делая ее удобной для восприятия и анализа (например, формульный способ на графический, абстрактный на конкретный), выполнять на начальных стадиях обучения ряд операций, входящих в усваиваемые действия; облегчать условия для самоконтроля. В необходимых случаях АОС предоставляет упрощенную модель изучаемого явления, облегчающую его восприятие и исследование.
АОС реализует одну или несколько дидактических функций в большей мере, чем другие обучающие устройства, освобождает учащихся от некоторых вспомогательных компонентов учебной деятельности, не ведущих непосредственно к усвоению. Реализуя ориентирующую функцию в ходе индивидуальных диалогов с учащимися, она позволяет сократить объем лекционного учебного материала и высвободить время для общения лектора со слушателями. Возможность применять АОС как для ознакомления учащихся с материалом, так и для проведения практических и лабораторных занятий позволяет устранить разрыв между полу-чением знаний и их действительным усвоением, способствует большей самостоятельности учащихся. Создавая условия для успешного выполнения учебных заданий, контролируя учащихся и выдавая им разъяснение сделанных ошибок, АОС содействует формированию у них положительного отношения к учебе и привычки к добросовестной работе.
Техническое обеспечение АОС включает: компьютеры или терминалы, расположенные в классах на рабочих местах учащихся, сервер (рабочая станция) преподавателя и линии связи сервера с рабочими местами. Рабочее место учащегося оснащается либо персональным компьютером, либо терминалом (монитор – как средство отображения информации с клавиатурой), используемым для обработки текстовой или графической информации, позволяющим демонстрировать и редактировать текст, цветные или черно- белые фотоизображения, графику. Организация локальной сети позволяет преподавателю автоматизировать ряд операций по составлению учебных курсов и управлять деятельностью учащихся в классе АОС. Помимо блоков ввода, обработки и вывода информации имеются устройства для хранения программного обеспечения (магнитные диски или дискеты, магнитные ленты и др.), принтер (печатающее устройство). АОС позволяют организовать коллективную, в частности парную работу учащихся, они допускают также централизованное управление работой как всего класса, так и каждого учащегося с сервера преподавателя.Учебно-методическое обеспечение АОС включает изучаемый материал (текстовую и графическую информацию, иллюстрации, видеофрагменты, учебные задания, комментарии к ответам учащихся и тесты для проверки качества усвоения), предъявляемый по разработанному преподавателем сценарию обучения. Информационное обеспечение может включать и указания для преподавателей, проводящих занятия в классе АОС.
Структура программного обеспечения АОС включает операционную систему – программу, позволяющую взаимодействовать с другими программами, внешними устройствами (принтерами, сканерами, мониторами) и собственно обучающую программу. При помощи этих программ анализируют сообщение учащегося, сравнивая с имеющимися в памяти компьютера эталонами ответов или используя специальные алгоритмы, распознают любые синонимичные ответы, как правильные, так и имеющие какие-либо конкретные ошибки.
Выбор корректирующего воздействия и определение очередной дозы учебного материала АОС может производить на основе истории обучения каждого учащегося, зафиксированной в ее памяти. Организационное обеспечение АОС – различная документация, регламентирующая работу с АОС.
АОС, создававшиеся в различных учебных заведениях в соответствии с их конкретными условиями, как правило, оказывались несовместимыми между собой в отношении как технического, так и программного обеспечения, что затрудняло обмен учебными курсами и модернизацию АОС. В 1979 г. была принята Комплексная программа, предусматривавшая планомерную разработку АОС на основе единых принципов.
В середине 80-х гг. в связи с реализацией задачи обеспечения всеобщей компьютерной грамотности и введением курса «Основы информатики и вычислительной техники» в учебный план профессиональных училищ была внедрена АОС–школа модификации АОС–ВУЗ, адаптированная к условиям общеобразовательной и профессиональной школы.
В 90-х гг. АОС на базе отечественных персональных ЭВМ («Электроника», «Агат», «ДВК», «Корвет» и др.) теряют свою актуальность в связи с началом использования в образовании телекоммуникационных сетей. Интенсивно проектируются и применяются в целях обучения компьютерные сети локального или глобального уровня, основанные на зарубежной компьютерной технике. Разработка образовательных сетей осуществляется по линии Министерства образования некоторыми фирмами, рядом университетов, колледжей, в рамках государственных и негосударственных программ, в том числе в сфере профессионального образования и подготовки.
Лит.: Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. – М., 1988; Фролова Г.В. Педагогические возможности ЭВМ. – Новосибирск, 1988; Российская педагогическая энциклопедия. – М., 1993; Гершунский Б.С. Философия образования для ХХI века. – М., 1997.
О.Б. Ховов
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ОБУЧАЮЩАЯ СИСТЕМА
АОС), комплекс техн., уч.-метод., лингвистич., программного и организац. обеспечении на базе ЭВМ предназначенный для индивидуализации обучения. С помощью АОС осуществляют: 1) выявление исходного уровня знаний, умений и навыков учащихся, их индивидуальных особенностей; 2) подготовку уч. материала (объяснит, текстов и иллюстраций по изучаемой проблеме, уч. и контрольных заданий); 3) предъявление уч. материала, адаптацию его по уровню сложности, темпу представления информации; 4) управление познават. деятельностью учащихся; 5) определение показателей их работоспособности; 6) завершающий контроль качества усвоения; 7) регистрацию и статистич. анализ показателей процесса усвоения материала каждым учащимся и группой в целом (характер и время выполнения отд. заданий, общее время работы, число ошибок и др.).
АОС может изменять способ представления уч. информации, делая ее удобной для восприятия и анализа (напр., фор-мульный способ на графич., абстрактный на конкретный), выполнять на нач. стадиях обучения ряд операций, входящих в усваиваемые действия (совм. выполнение задания ЭВМ и учащимися); облегчать условия для самоконтроля. В необходимых случаях АОС предоставляет упрощенную модель изучаемого явления, облегчающую его восприятие и исследование.
АОС реализует одну или неск. дидактич. функций в большей мере, чем др. обучающие устройства, освобождает учащихся от нек-рых вспомогат. компонентов уч. деятельности, не ведущих непосредственно к усвоению. Реализуя ориентирующую функцию в ходе индивидуальных диалогов с учащимися, она позволяет сократить объем лекционного уч. материала и высвободить время для общения лектора со слушателями. Возможность применять АОС как для ознакомления учащихся с материалом, так и для проведения практич. и лабораторных занятий, позволяет устранить разрыв между получением знаний и их действит. усвоением, способствует большей самостоятельности учащихся. Создавая условия для успешного выполнения уч. заданий, контролируя учащихся и выдавая им разъяснение сделанных ошибок, АОС содействует формированию у них положит. отношения к учебе и привычки к добросовестной работе.
Техническое обеспечение АОС включает: ЭВМ, расположенные в классах рабочие места учащихся и преподавателя и линии связи ЭВМ с рабочими местами. Применяются ЭВМ общего пользования ср. и большой производительности, персональные ЭВМ или комплексы раз л. ЭВМ. Рабочее место учащегося оснащается дисплеем, позволяющим демонстрировать текст и цветные или черно-белые изображения в статике и динамике, закодированные в памяти ЭВМ или оперативно генерируемые ею, а также управляемым ЭВМ видеомагнитофоном или диапроектором; микрофоном, магнитофоном, генератором звука, синтезатором речи; печатными материалами, клавиатурой для ввода текстовой и числовой информации и спец. планшетами Дия ввода графич. информации. В нек-рых АОС допускается ввод информации прикосновением к экрану пальца или «светового пера». Оснащение рабочего места преподавателя позволяет автоматизировать ряд операций по составлению уч. курсов и управлять деятельностью учащихся в классе АОС. Помимо блоков ввода и вывода информации имеются устройства для хранения программного обеспечения (магнитные диски или дискеты, магнитные ленты, компакт-кассеты и др.), печатающее устройство. Упрощенные схемы классов АОС, базирующихся на ЭВМ общего пользования и персональных ЭВМ, представлены соответственно на рис. 1—3. В обучающих системах на базе ЭВМ общего пользования может быть организована коллективная, в частности парная, работа учащихся, они допускают также централизов. управление работой класса с пульта преподавателя. Вместе с тем и АОС на базе персональных ЭВМ, соединенных в сети или подсоединенных к ЭВМ общего пользования, позволяют реализовать те же функции.
Учебно-методическое обеспечение АОС — уч. материал (объяснит, тексты и иллюстрации, уч. задания, комментарии к ответам учащихся и тесты для проверки качества усвоения), а также разработанный преподавателем сценарий обучения. Этот вид обеспечения может включать и метод. указания для преподавателей, проводящих занятия в классе АОС.
Лингвистическое обеспечение АОС — специализиров. языки, одни из к-рых позволяют учащимся вести диалог в форме, отвечающей особенностям изучаемой дисциплины, другие дают возможность составлять уч. курсы, третьи — управлять работой АОС.
Программное обеспечение АОС — совокупность программ ЭВМ, реализующих те или иные функции, возложенные на АОС. Различают стандартное программное обеспечение, необходимое для функционирования ЭВМ вообще, и специализированное, позволяющее ЭВМ обрабатывать информацию, относящуюся к АОС. При помощи этих программ ЭВМ анализирует сообщение учащегося, сравнивая с имеющимися в ее и на др. подобные вопросы, может показать на экране спектр вещества в цвете. Если учащийся хочет провести (имитировать) опыт, он нажимает на спец. клавишу и печатает название нужного реактива. АОС немедленно выдает информацию о веществах, полученных в результате реакции. Наконец, учащийся называет искомое вещество: чАцетфенон». АОС предлагает ему уточнить ответ, а если уч-ся не может этого сделать, она дает правильное написание: «Ацетофенон». Т. о., АОС «понимает» учащегося, дает на его вопросы исчерпывающие ответы, памяти эталонами ответов или используя спец. алгоритмы, распознает любые синонимичные ответы, как правильные, так и имеющие к.-л. конкретные ошибки. Выбор корректирующего воздействия и определение очередной дозы уч. материала АОС может производить на основе истории обучения каждого учащегося, зафиксированной в памяти ЭВМ.
Организационное обеспечение АОС — разл. документация, регламентирующая работу с АОС. Для иллюстрации реальной работы ученика в АОС приведем фрагмент занятия по химии. АОС предлагает учащемуся определить, какое вещество обладает заданными свойствами. Учащиеся могут задавать АОС вопросы о неизвестном веществе: его цвете, физ, и хим. свойствах. Учащийся печатает вопрос: «Какой цвет у этого вещества?» Машина высвечивает на экране: «Твердая часть белая, а жидкость бесцветная». АОС отвечает Класс ДОС хотя вопросы имеют относительно свободную форму. Если слово, употребляемое учащимся, отсутствует в машинном словаре, машина «просит» заменить его.
В числе первых АОС, разработанных в СССР в 70-х гг., — ЭВОС БГУ, САДКО, АТОС БГУ, «Контакт», «Экстерн», СПОК-вуз. В 80-х гг. развернулась работа по созданию и применению АОС во мн. вузах и ИПК преподавателей, а также в ряде эксперим. школ и ПТУ (в Новосибирске, Киеве, Тбилиси, Москве). АОС, создававшиеся в разл. уч. заведениях в соответствии с их конкретными условиями, как правило, оказывались несовместимыми между собой в отношении как технического, так и программного обеспечения, что затрудняло обмен уч. курсами и модернизацию АОС. В 1979 в СССР была принята Комплексная программа, предусматривавшая планомерную разработку АОС на основе единых принципов.
Требования нач. этапа Комплексной программы были реализованы в АОС-вуз, к-рая предоставила составителю уч. курса возможность вносить изменения в уч. материал оперативно, с рабочего места. В нач. 80-х гг. АОС-вуз была передана для эксперим. внедрения ок. 100 вузам. Несколько позже появилась АОС-вуз/микро, использующая отеч. персональные ЭВМ.
ВСер. 80-х гг. в связи с реализацией задачи обеспечения всеобщей компьютерной грамотности и введением курса Основы информатики и вычислительной техники в уч. план ср. школы начата разработка АОС для ср. школы. Одной из первых таких АОС явилась АОС-школа — модификация АОС-вуз, адаптированная к условиям школы.
Наряду с AOC на базе отеч. персональных ЭВМ («Электроника», «Агат», «ДВК», «Корвет» и др.) применяются АОС, основанные на заруб. моделях персональных ЭВМ («Yamaha», «Apple», «Правец», «Atari», IBM PC и др.).
Используются также АОС на базе ЭВМ серии ЕС и СМ с проекц. и видеомагнитофонной техникой. Применяются АОС на базе персоналвных ЭВМ достаточно высокой производительности с цветным графич. дисплеем.
Большое значение придается разработке АОС в развитых странах. В США она осуществляется крупными фирмами, рядом ун-тов, колледжей, воен. и пром. центров. АОС базируются на ЭВМ с разл. быстродействием и памятью. Для связи рабочих мест учащихся с ЭВМ применяются кабельные линии и космич. спутники. На рабочих местах используется разл. аппаратура: спец. электрич. пишущие машинки, черно-белые или цветные дисплейные устройства со «световым пером» и чувствительными к прикосновению экранами. Для амер. разработок характерно стремление к созданию оборудования, специально предназначенного для целей обучения. В 70-х гг. в США получила распространение АОС PLATO-IV, созданная в Иллинойсском ун-те совм. с фирмой CDC и базировавшаяся на комплексе ЭВМ высокой производительности. С нач. 80-х гг. наметилась тенденция к замене больших ЭВМ общего пользования персональными ЭВМ и переходу к индивидуальным АОС. В Великобритании с 70-х гг. вычислит, техника интенсивно внедряется в ср. школы, колледжи, ун-ты; Значит. внимание при этом уделяется разработке программного и у ч.-метод. обеспечения АОС и обмену уч. курсами между уч. заведениями. В 1980 принята гос. программа по широкому внедрению микроэлектроники в обучение. Во Франции в 1979 Мин-во образования совм. с Мин-вом пром-сти разработало план внедрения персональных ЭВМ в обучение, согласно к-рому осуществлено массовое оснащение лицеев и вузов персональными ЭВМ (программа «10 000 ЭВМ»), Создан Центр по распространению дидактич. материалов для АОС; составлены многочисл. уч. курсы и проведено массовое обучение преподавателей. АОС широко используются также в ФРГ, Нидерландах, Японии и др. странах.
Лит.: Чернявский А. Ф. (ред.), АОС на базе ЭВМ, Минск, 1980; Проблемы программированного обучения. Материалы VII сов.-франц. семинара по программированному обучению (Тб., окт. 1980), М., 1981; Новиков В. А., Селиванов А. Д., Токарева В. С., Уч.-метод. обеспечение АОС в заруб. странах, М., 1984 (Средства обучения в высш. и ср. спец. школе, в. 5); Кузнецов С. И., Применение ЭВМ в уч. процессе, М., 1985; Психол.-пед. и психофизиол. проблемы компьютерного обучения, М., 1985; Г аба и Т. В. Уч. деятельность и ее средства, М., 1988; Фролова Г. В., Пед. возможности ЭВМ, Новосиб., 1988; Rushby N. J., An introduction to educa-tional computing, L. 1979; Smith S. G., Sherwood B. A., Educational uses of the PLATO Computer System, «Science», 1976, v. 192; Rushby N. J. James E. B., Andersen J. S. A., A three dimensional view of computer-based learning in Continental Europe, «Programmed Learning and Educational Technology», 1978, v. 15, № 2; см. также лит. при ст. Компьютеризация обучения. Т. В. Габай, С. И. Кузнецов.
АОС может изменять способ представления уч. информации, делая ее удобной для восприятия и анализа (напр., фор-мульный способ на графич., абстрактный на конкретный), выполнять на нач. стадиях обучения ряд операций, входящих в усваиваемые действия (совм. выполнение задания ЭВМ и учащимися); облегчать условия для самоконтроля. В необходимых случаях АОС предоставляет упрощенную модель изучаемого явления, облегчающую его восприятие и исследование.
АОС реализует одну или неск. дидактич. функций в большей мере, чем др. обучающие устройства, освобождает учащихся от нек-рых вспомогат. компонентов уч. деятельности, не ведущих непосредственно к усвоению. Реализуя ориентирующую функцию в ходе индивидуальных диалогов с учащимися, она позволяет сократить объем лекционного уч. материала и высвободить время для общения лектора со слушателями. Возможность применять АОС как для ознакомления учащихся с материалом, так и для проведения практич. и лабораторных занятий, позволяет устранить разрыв между получением знаний и их действит. усвоением, способствует большей самостоятельности учащихся. Создавая условия для успешного выполнения уч. заданий, контролируя учащихся и выдавая им разъяснение сделанных ошибок, АОС содействует формированию у них положит. отношения к учебе и привычки к добросовестной работе.
Техническое обеспечение АОС включает: ЭВМ, расположенные в классах рабочие места учащихся и преподавателя и линии связи ЭВМ с рабочими местами. Применяются ЭВМ общего пользования ср. и большой производительности, персональные ЭВМ или комплексы раз л. ЭВМ. Рабочее место учащегося оснащается дисплеем, позволяющим демонстрировать текст и цветные или черно-белые изображения в статике и динамике, закодированные в памяти ЭВМ или оперативно генерируемые ею, а также управляемым ЭВМ видеомагнитофоном или диапроектором; микрофоном, магнитофоном, генератором звука, синтезатором речи; печатными материалами, клавиатурой для ввода текстовой и числовой информации и спец. планшетами Дия ввода графич. информации. В нек-рых АОС допускается ввод информации прикосновением к экрану пальца или «светового пера». Оснащение рабочего места преподавателя позволяет автоматизировать ряд операций по составлению уч. курсов и управлять деятельностью учащихся в классе АОС. Помимо блоков ввода и вывода информации имеются устройства для хранения программного обеспечения (магнитные диски или дискеты, магнитные ленты, компакт-кассеты и др.), печатающее устройство. Упрощенные схемы классов АОС, базирующихся на ЭВМ общего пользования и персональных ЭВМ, представлены соответственно на рис. 1—3. В обучающих системах на базе ЭВМ общего пользования может быть организована коллективная, в частности парная, работа учащихся, они допускают также централизов. управление работой класса с пульта преподавателя. Вместе с тем и АОС на базе персональных ЭВМ, соединенных в сети или подсоединенных к ЭВМ общего пользования, позволяют реализовать те же функции.
Учебно-методическое обеспечение АОС — уч. материал (объяснит, тексты и иллюстрации, уч. задания, комментарии к ответам учащихся и тесты для проверки качества усвоения), а также разработанный преподавателем сценарий обучения. Этот вид обеспечения может включать и метод. указания для преподавателей, проводящих занятия в классе АОС.
Лингвистическое обеспечение АОС — специализиров. языки, одни из к-рых позволяют учащимся вести диалог в форме, отвечающей особенностям изучаемой дисциплины, другие дают возможность составлять уч. курсы, третьи — управлять работой АОС.
Программное обеспечение АОС — совокупность программ ЭВМ, реализующих те или иные функции, возложенные на АОС. Различают стандартное программное обеспечение, необходимое для функционирования ЭВМ вообще, и специализированное, позволяющее ЭВМ обрабатывать информацию, относящуюся к АОС. При помощи этих программ ЭВМ анализирует сообщение учащегося, сравнивая с имеющимися в ее и на др. подобные вопросы, может показать на экране спектр вещества в цвете. Если учащийся хочет провести (имитировать) опыт, он нажимает на спец. клавишу и печатает название нужного реактива. АОС немедленно выдает информацию о веществах, полученных в результате реакции. Наконец, учащийся называет искомое вещество: чАцетфенон». АОС предлагает ему уточнить ответ, а если уч-ся не может этого сделать, она дает правильное написание: «Ацетофенон». Т. о., АОС «понимает» учащегося, дает на его вопросы исчерпывающие ответы, памяти эталонами ответов или используя спец. алгоритмы, распознает любые синонимичные ответы, как правильные, так и имеющие к.-л. конкретные ошибки. Выбор корректирующего воздействия и определение очередной дозы уч. материала АОС может производить на основе истории обучения каждого учащегося, зафиксированной в памяти ЭВМ.
Организационное обеспечение АОС — разл. документация, регламентирующая работу с АОС. Для иллюстрации реальной работы ученика в АОС приведем фрагмент занятия по химии. АОС предлагает учащемуся определить, какое вещество обладает заданными свойствами. Учащиеся могут задавать АОС вопросы о неизвестном веществе: его цвете, физ, и хим. свойствах. Учащийся печатает вопрос: «Какой цвет у этого вещества?» Машина высвечивает на экране: «Твердая часть белая, а жидкость бесцветная». АОС отвечает Класс ДОС хотя вопросы имеют относительно свободную форму. Если слово, употребляемое учащимся, отсутствует в машинном словаре, машина «просит» заменить его.
В числе первых АОС, разработанных в СССР в 70-х гг., — ЭВОС БГУ, САДКО, АТОС БГУ, «Контакт», «Экстерн», СПОК-вуз. В 80-х гг. развернулась работа по созданию и применению АОС во мн. вузах и ИПК преподавателей, а также в ряде эксперим. школ и ПТУ (в Новосибирске, Киеве, Тбилиси, Москве). АОС, создававшиеся в разл. уч. заведениях в соответствии с их конкретными условиями, как правило, оказывались несовместимыми между собой в отношении как технического, так и программного обеспечения, что затрудняло обмен уч. курсами и модернизацию АОС. В 1979 в СССР была принята Комплексная программа, предусматривавшая планомерную разработку АОС на основе единых принципов.
Требования нач. этапа Комплексной программы были реализованы в АОС-вуз, к-рая предоставила составителю уч. курса возможность вносить изменения в уч. материал оперативно, с рабочего места. В нач. 80-х гг. АОС-вуз была передана для эксперим. внедрения ок. 100 вузам. Несколько позже появилась АОС-вуз/микро, использующая отеч. персональные ЭВМ.
ВСер. 80-х гг. в связи с реализацией задачи обеспечения всеобщей компьютерной грамотности и введением курса Основы информатики и вычислительной техники в уч. план ср. школы начата разработка АОС для ср. школы. Одной из первых таких АОС явилась АОС-школа — модификация АОС-вуз, адаптированная к условиям школы.
Наряду с AOC на базе отеч. персональных ЭВМ («Электроника», «Агат», «ДВК», «Корвет» и др.) применяются АОС, основанные на заруб. моделях персональных ЭВМ («Yamaha», «Apple», «Правец», «Atari», IBM PC и др.).
Используются также АОС на базе ЭВМ серии ЕС и СМ с проекц. и видеомагнитофонной техникой. Применяются АОС на базе персоналвных ЭВМ достаточно высокой производительности с цветным графич. дисплеем.
Большое значение придается разработке АОС в развитых странах. В США она осуществляется крупными фирмами, рядом ун-тов, колледжей, воен. и пром. центров. АОС базируются на ЭВМ с разл. быстродействием и памятью. Для связи рабочих мест учащихся с ЭВМ применяются кабельные линии и космич. спутники. На рабочих местах используется разл. аппаратура: спец. электрич. пишущие машинки, черно-белые или цветные дисплейные устройства со «световым пером» и чувствительными к прикосновению экранами. Для амер. разработок характерно стремление к созданию оборудования, специально предназначенного для целей обучения. В 70-х гг. в США получила распространение АОС PLATO-IV, созданная в Иллинойсском ун-те совм. с фирмой CDC и базировавшаяся на комплексе ЭВМ высокой производительности. С нач. 80-х гг. наметилась тенденция к замене больших ЭВМ общего пользования персональными ЭВМ и переходу к индивидуальным АОС. В Великобритании с 70-х гг. вычислит, техника интенсивно внедряется в ср. школы, колледжи, ун-ты; Значит. внимание при этом уделяется разработке программного и у ч.-метод. обеспечения АОС и обмену уч. курсами между уч. заведениями. В 1980 принята гос. программа по широкому внедрению микроэлектроники в обучение. Во Франции в 1979 Мин-во образования совм. с Мин-вом пром-сти разработало план внедрения персональных ЭВМ в обучение, согласно к-рому осуществлено массовое оснащение лицеев и вузов персональными ЭВМ (программа «10 000 ЭВМ»), Создан Центр по распространению дидактич. материалов для АОС; составлены многочисл. уч. курсы и проведено массовое обучение преподавателей. АОС широко используются также в ФРГ, Нидерландах, Японии и др. странах.
Лит.: Чернявский А. Ф. (ред.), АОС на базе ЭВМ, Минск, 1980; Проблемы программированного обучения. Материалы VII сов.-франц. семинара по программированному обучению (Тб., окт. 1980), М., 1981; Новиков В. А., Селиванов А. Д., Токарева В. С., Уч.-метод. обеспечение АОС в заруб. странах, М., 1984 (Средства обучения в высш. и ср. спец. школе, в. 5); Кузнецов С. И., Применение ЭВМ в уч. процессе, М., 1985; Психол.-пед. и психофизиол. проблемы компьютерного обучения, М., 1985; Г аба и Т. В. Уч. деятельность и ее средства, М., 1988; Фролова Г. В., Пед. возможности ЭВМ, Новосиб., 1988; Rushby N. J., An introduction to educa-tional computing, L. 1979; Smith S. G., Sherwood B. A., Educational uses of the PLATO Computer System, «Science», 1976, v. 192; Rushby N. J. James E. B., Andersen J. S. A., A three dimensional view of computer-based learning in Continental Europe, «Programmed Learning and Educational Technology», 1978, v. 15, № 2; см. также лит. при ст. Компьютеризация обучения. Т. В. Габай, С. И. Кузнецов.
Источник: Российская педагогическая энциклопедия