СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

Найдено 15 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Система образования
совокупность взаимодействующих компонентов, направленных на достижение целей образования.

Источник: Справочник методиста. ч. 1

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ
совокупность исторически сложившихся образовательно-воспитательных учреждений, взаимосвязанных между собой и осуществляющих основные принципы политики государства в области образования.

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

Система образования
совокупность преемственных образовательных программ и государственных стандартов различного уровня и направленности, сети реализующих их образовательных учреждений и органов управления образованием.

Источник: Основные понятия. Педагогические технологии

Система образования
совокупность образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности и сети реализующих их образовательных учреждений, органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016

Система образования
совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сеть реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов; система органов управления образования.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

Система образования
(education system) совокупность образовательных программ и стандартов, сеть образовательных учреждений и органов управления, а также комплекс принципов, определяющих ее функционирование (Мордовская А.В., Панина С.В., Макаренко Т.А. основы профориентологии: учебное пособие для бакалавров. М.: Изд-во Юрайт, 2011. С. 136).

Источник: Качество образования словарь для студентов 2 курса отделения социальной педагогики.

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ
совокупность вза­имодействующих, преемственных образовательных программ, государственных образова­тельных стандартов различного уровня и на­правленности; сети реализующих их образова­тельных учреждений независимо от их органи­зационно-правовых форм, типов и видов, а также орга­нов управления образованием и подведомствен­ных им учреждений и организаций [63, c. 150].

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

Система образования
совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений, различных по организационно-правовым формам, типам, видам; система органов управления образованием и подведомственных им учреждений, предприятий и организаций. Характер С. о. определяется соц.-экономическим уровнем развития страны, политическим строем, культурно-историческими и национальными особенностями.

Источник: Глоссарий терминов по вопросам инклюзивного образования 2015 г.

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ
Система государственных образовательных стандартов и создаваемых на их основе программ, а также совокупность их реализующих образовательных учреждений и органов управления такими учреждениями. Система высшего профессионального образования включает бакалавриат (4 года обучения), магистратуру (2 года обучения). Переход российской высшей школы на двухступенчатую систему образования (бакалавр – магистр), а в общеобразовательной школе введение 12-летнего обучения и Единых госэкзаменов считаются условиями вступления России в единое образовательное пространство Европы. См. также Болонская декларация.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

Система образования
включает в себя: 1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты; образовательные программы различного вида, уровня и (или) направленности; 2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, индивидуальных предпринимателей, осуществляющей образовательную деятельность без образования юридического лица, педагогических работников, обучающихся и их родителей (законные представителей); 3) органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, создаваемые ими консультативные, совещательные и иные органы; 4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности и управления системой образования, оценку качества образования; 5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

Источник: Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. 2013

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ
(education system) – совокупность образовательных программ и стандартов, сеть образовательных учреждений и органов управления, а также комплекс принципов, определяющих ее функционирование (Мордовская А.В., Панина С.В., Макаренко Т.А. основы профориентологии: учебное пособие для бакалавров. – М.: Издательство Юрайт, 2011. – С. 136). СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ (system ensure quality of education) включает: оценку качества образовательных программ на соответствие с требованиями рынка (глазами работодателя); самостоятельный поиск преподавателем путей улучшения программы, на основе определения ее инновационного потенциала и реальной ценности содержащихся знаний на данный момент; систему контроля качества обучения на основе самооценки; стандарт образования, сориентированный на уровень подготовленности обучающихся, а не на минимум предлагаемого содержания образования (Концепция системы обеспечения качества образования. – Нижний Новгород, 2006. – С. 3).

Источник: Гендерные аспекты образования. Словарь-справочник для студентов 3 курса отделения социальной педагогики.

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ
исторически сложившаяся общенациональная система образовательных учреждений и органов управления ими, действующая в интересах воспитания подрастающих поколений, подготовки их к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности, а также удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей. Охватывает учреждения дошкольного воспитания, образовательные, профессиональные (начальные или профессионально-технические средние) и высшие учебные заведения, различные формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, внешкольные и культурно-образовательные учреждения.
- Основными элементами С. о. являются: обучение, воспитание и просвещение. Элементы (подсистемы) С. о. не могут быть противопоставлены друг другу с точки зрения значимости, приоритетности и т. п. Недооценка или «сбой» одной из подсистем объективно ведет к «сбоям» и проблемам функционирования системы в целом (этим объясняется, в частности, то, что попытки «обучать» «не воспитывая» объективно приводят к плачевным результатам). В том случае, когда подсистемы развиваются гармонично, реализуются положительные синергитические эффекты. В противном случае реализуются эффекты отрицательной синергии (нерешенные проблемы воспитания усиливают и преумножают не только проблемы в обучении и просвещении, но и во всей системе образования). Иными словами, не может быть «хорошего» обучения при «плохом» воспитании; не может существовать отдельных эффективных элементов внутри в целом неэффективной системы. Именно отсутствие системного подхода к образованию является одной из наиболее глубоких основ кризиса образования во всем мире и неудач в попытках его реформирования: акцент на «обучении» и, прежде всего, на его «технических» аспектах (новые информационные и коммуникационные технологии и т. п.) и, по сути, забвение таких подсистем образования, как воспитание и просвещение, составляют в настоящее время основу воспроизводства кризиса системы образования ( Тимошенков И. В. Система образования в зеркале экономической науки: монография / Нар. укр. акад. – Х.: Изд-во НУА, 2005. – 296 с.; Российская педагогическая энциклопедия / В. В. Давыдов (гл. ред.) и др. – М.: Большая Рос. энцикл. – Т. 2: М–Я. – 672 с.). И. В. Тимошенков, В. И. Галака

Источник: Глоссарий современного образования.

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ
это совокупность учебновоспитательных и культурно-образовательных заведений, научных, научно-методических, научно-производственных предприятий, государственных и местных органов управления образованием и самоуправления в области образования, которые в соответствии с Конституцией и другими законами Украины осуществляют образование и воспитание граждан. Функционирование системы образования обеспечивается государством. Структура системы образования в Украине такая: – дошкольное образование, которое осуществляют дошкольные учебные заведения (ясли, детские сады, дома ребенка, детские дома интернатного и семейного типа, центры развития ребенка); – общее среднее образование, которое осуществляется средними общеобразовательными школами трех степеней (начальная, основная и старшая). Для развития способностей, дарований и талантов детей создаются профильные классы, специализированные школы, гимназии, лицеи, коллегиумы, а также различные типы учебно-воспитательных комплексов, объединений. Для получения общего среднего образования могут создаваться вечерние школы, а также классы, группы по очной, заочной формами обучения при общеобразовательных школах; – к внешкольным учреждениям образования относятся дворцы, дома, центры, станции детского и юношеского творчества, школы начальные специализированные художественные учреждения образования, библиотеки, детские театры, парки, оздоровительные центры и другие учреждения; – профессионально-техническими учебными заведениями являются: профессионально-техническое училище, профессионально-художественное училище, профессиональное училище социальной реабилитации, училище-агрофирма, училище-завод, высшее профессиональное училище, учебно-производственный центр, центр подготовки и переподготовки рабочих кадров, учебнокурсовой комбинат, другие типы учреждений, предоставляющих рабочую профессию; – высшее образование представлено техникумами (училищами), колледжами, институтами, консерваториями, академиями, университетами. – к заведениям последипломного образования относятся академии, институты (центры) повышения квалификации, переподготовки, учебно-курсовые комбинаты; подразделения высших заведений образования (филиалы, факультеты, отделения и др.); профессионально-технические учреждения образования; соответствующие подразделения в организациях и на предприятиях; – аспирантура; – докторантура. (Про освіту [Електронний ресурс] : Закон України від 05.09.2017 р. № 2145-VІII // Законодавство України : [сайт]. – Режим доступу: http://zakon3.rada.gov.ua/laws/show/ 2145-19). О. Л. Войно-Данчишина

Источник: Глоссарий экономики образования. Нар. укр. Акад. 2017

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ
система взаимодействий учащегося — учителя — родителей, имеющих единую цель — подготовить человека к цивилизованной и самостоятельной жизни в обществе. Системообразующим элементом системы образования выступает взаимодействие учителя и учащегося, причём такое взаимодействие которое способствует наиболее быстрому развитию способностей учащегося. Подсистемой системы образования является система обучения, взаимодействие субъектов которой осуществляется на основе единых требований к содержанию обучения, представленных в ГОС. В связи с взрослением учащегося происходит расширение его образовательного пространства, изменяются условия и основания взаимодействия системообразующего элемента: отношения учащегося с учителем. Если в начальных классах учащегося обучает (и воспитывает) один учитель («учительница первая моя»), то в последующих классах — несколько учителей-предметников. Система обучения становится многоэлементной. В вузах отношения с преподавателем становятся преимущественно ролевыми, степень самостоятельности студента возрастает с каждым курсом. Одновременно увеличивается и воспитательное пространство учащегося (студента). Субъектами воспитательных отношений оказываются уже не только родители, учителя, одноклассники, но наставники и участники творческих, спортивных или развлекательных объединений. Наличие сети формальных и неформальных воспитательных организаций создаёт реальное воспитательное пространство учащегося, которое далеко не совпадает с пространством системы обучения. Поэтому корректнее говорить о сети, а не о системе образования. Система обучения, сеть воспитательных организаций, профориентационных учреждений, система управления образованием в совокупности образуют сферу образования. Для работников сферы образования, как и для Закона РФ «Об образовании», характерно расширительное толкование системы образования, а именно как совокупность учреждений, имеющих непосредственное и опосредствованное отношение к обучению и воспитанию. В этом случае в систему образования включается и система управления образованием. Для федеральной или региональной системы образования системообразующими элементами являются именно управленческие (экономические) отношения. В Москве, например, существуют учреждения федеральной и столичной системы образования одновременно. Особенностью настоящего состояния российской системы образования (обучения) является подготовка к вхождению в европейскую систему образования. Подлежит изменению и организационная структура образовательных учреждений, как общего, так и высшего образования. Лишь после завершения реформы образования можно будет говорить о становлении новой российской системы образования. В.М. Кондратьев

Источник: Философия образования. Словарь.-М. МГПУ 2011.-208 с.

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ
устар. - народное образование, один из осн. социальных институтов, важнейшая сфера становления личности, исторически сложившаяся общенац. система образоват. учреждений и органов управления ими, действующая в интересах воспитания подрастающих поколений, подготовки их к самостоят. жизни и проф. деятельности, а также удовлетворения индивид, образоват. потребностей. Охватывает учреждения дошкольного воспитания, общеобразоват., проф. (начальные или проф.-тех. средние). и высш. уч. заведения, разл. формы проф. подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, внешкольные и культурно-образоват. учреждения.
Прообраз школьной системы можно увидеть еще в ср. века как иерархию религ. школ (в Зап. Европе - монастырских, кафедральных и соборных школ). Доступные простым мирянам европ. приходские школы преследовали цели религ. воспитания и поддержания единства веры. Гл. ячейкой социализации была семья: здесь ребенок получал осн. сведения об окружающем мире, усваивал определенную совокупность социальных ролей, предопределенную сословным происхождением, получал практич. проф. навыки.
В новое время, с расширением социальных связей индивида, выявилась недостаточность семейных форм социализации и узкофункционального воспитания, а также необходимость создания особого обществ, механизма для общеобразоват. и проф. подготовки соответствующих возрастных групп населения. Подобной задачи прежние формы социализации решить не могли.
Одним из решающих факторов становления образоват. систем был переход от религ.-сословной к нац.-гос. форме организации обществ, жизни. С. о. самым тесным образом связана и с индустриализацией и дальнейшим развитием техн. прогресса. В истории С. о. особую роль сыграли этапы пром. революции 18- 19 вв., техн. переворот рубежа 19—20 вв. и совр. науч.-техн. революции (с сер. 20 в.). С точки зрения обязат. общеобразо-ват. подготовки, получаемой осн. массой населения, это - этапы всеобщей грамотности, всеобщего неполного ср. образования и массового ср. образования.
Распространение грамотности в обще-гос. масштабе стало возможным с созданием широкой сети нар. школ, обучение в к-рых законодательно объявлялось всеобщим и обязательным (см. Всеобщее обучение). Такие школы или сразу становились объектом гос. управления, или создавались как муниципальные (общинные). и церковные, находившиеся под гос. контролем. В целом реализация всеобщего обучения и становление С. о. представляли собой длительный процесс, развивавшийся в разл. странах неодинаковыми темпами и занявший период 16—19 вв. Первый обязательный уровень нач. обучения, т.е. овладение грамотой и навыками простого труда, стал и первым критерием для определения содержания понятия «нар. образование»: оно нередко связывается именно с системой просвещения, со сферой массовой нач. общеобразоват. школы.
Вместе с тем в 18—19 вв. в С. о. все более значит. ельное место занимали квалификационная подготовка и проф. обучение. Эти функции, ранее сосредоточенные в формах ученичества непосредственно на произ-ве, стали брать на себя специализиров. уч. заведения - проф. школы, училища и т. д. Хотя осн. часть таких школ создавалась предпринимателями, формирование сети проф.-тех. уч. заведений - важный этап в развитии всей С. о. в целом.
Процессы становления гражд. общества, усложнения социальной и производств, его организации характеризовались расширением сферы занятий, связанных с духовной деятельностью и с ростом масштабов сложного и интеллектуального труда. Этот нараставший процесс обществ, разделения труда и обособления разл. новых сфер деятельности вызвал появление новых профессий и специальностей, требовал дифференциации как общего, так и проф. типов образования. При этом ранее «немассовые» типы образования превращались в массовые. С такой дифференциацией связаны разделение ср. школы на гуманитарный (классический). и реальный (с 17 в.). профили, формирование звена специализиров. проф. уч. заведений (с 18 в.), обособление естеств.-науч. и техн. направлений в высш. школе (18—19 вв.). Процессы обществ, разделения труда определили.и последовательность циклов и содержательную преемственность ступеней обучения в общем и проф. образовании: начальной, неполной средней, средней и высшей. Характер подготовки работников, а значит. и ориентации уч. заведений не исчерпывались лишь запросами экономики, хотя в значит. степени и зависели от них. На развитие С. о. влияли социально-полит., культурно-ист., военные и др. факторы. По этим причинам даже в рамках одной страны оказывается трудным выделить как обособленный к.-л. этап развития С. о. Даже в развитии осн. шк. обязательного образования наблюдается длительная тенденция разделения обучения одного уровня на варианты, чаще всего на улучшенный («городской»). и ухудшенный («сельский»). Капитализм развил и усложнил социальную дифференциацию в обществе. Получение ср. и высш. образования стало фактором социальной карьеры.
Поскольку сфера интеллектуального труда и управления была сферой деятельности социально привилегированных слоев общества, путь к т. н. элективным уч. заведениям постоянно осложнялся разл. формами дополнит, отбора, призванного гарантировать определенную элитарность уч. заведений и стабильность их контингента.
С 18 в. гл. двигателем в развитии С. о. стал интерес гос-ва. Начав с организации элементарного образования, гос-во затем подчинило себе др. звенья шк. системы. В 19 в. в наибольшей степени огосударствление затронуло общеобразоват. школу, в 20 в. - высшую. Консолидация общеобразоват. школы стала важной вехой в развитии С. о.: разрабатывались шк. законодательство, единые шк. уставы, уч. планы и т. п.; началась массовая подготовка учительских кадров для школ разл. уровня. В условиях формировавшегося гражд. общества усилиями гос-ва радикально изменялась ориентация С. о.; содержание и характер обучения приобрели светскую направленность, хотя это и не избавило школу от религ. влияния. Гос. школа стала гл. обр. межконфессиональной.
Значит. внимание гос-ва к С. о. определялось и политико-идеологич. причинами; власти изыскивали возможности усиления воздействия офиц. идеологии на массы, в т. ч. и через С. о.
Существ, аспектом организации С. о. по бурж. типу был национальный. Эпоха становления капиталистич. уклада - это и период формирования совр. наций, укрепления и развития нац. культур, нац. самосознания. В этих условиях С. о. стала массовым каналом воспитания интеллигенции, развивавшей нац. культуру. В мононац. гос-вах этот процесс чаще всего шел без осложнений. В мно-гонац. монархич. гос-вах (Австро-Венгрия, Россия). централизованная С. о. становилась опасным инструментом ассимиляции угнетенных наций, преградой в развитии др. народов и нац. культур. Специфич. значение сыграло гос-во в организации С. о. в США, где ее задачи определялись не только бурным развитием х-ва, но и необходимостью идеоло-гич. и культурного сплочения разл. нац. потоков в амер. нацию. Это обстоятельство определило высокий темп развития С. о. в США и значит. удельный вес в ней подсистем ср. и высш. образования. На рубеже 19—20 вв. по охвату молодежи ср. школой С. о. США далеко опережала др. страны. По бюджетным затратам на образование США также шли далеко впереди. В дальнейшем эти обстоятельства обеспечили значит. превосходство США в уровне образования населения, в нек-рых отраслях произ-ва - в квалифи-кац. структуре персонала и повлияли на технол. «отрыв» США от зап.-европ. стран.
Одной из гл. проблем организации С. о. выступила в 19 - нач. 20 вв. доступность образоват. учреждений для разл. категорий населения. Под влиянием экон. факторов и в результате длительной борьбы за социальные права в С. о. вошло ср. и высшее, а также проф.-тех. женское образование, а также образование взрослых и повышение квалификации. Органич. частью С. о. постепенно стало дошк. воспитание. Самостоят. отраслями были признаны общеобразоват. и проф. подготовка, обучение детей с недостатками физич. и умственного развития. Началась организация спец. обучения для одаренных детей и т. п. Включение и интеграция этих элементов в С. о. в разл. странах происходили неравномерно.
Культурные преобразования, начатые в России после крушения самодержавия и продолженные после установления сов. власти, тормозились тяжелым наследием: массовая неграмотность населения, неразвитая С. о., в к-рой даже нач. обучением было охвачено лишь ок. 20% детей шк. возраста. Введение бесплатности всех видов образования, материальная помощь обучающимся, создание С. о. на принципах единой школы, обучение на родном языке учащихся, концентрация гос. и обществ, средств на развитии школьной сети и удовлетворении ее нужд позволили в кратчайший ист. срок осуществить ликвидацию неграмотности, ввести всеобщее обучение и поставить задачу перехода к всеобщему ср. образованию молодежи. Относит, легкость и быстрота достижения массовой школьной грамотности породили, однако, иллюзии о возможностях решения всех проблем на более высоких уровнях общего и проф. образования.
Характерной чертой периода НТР стало неуклонное расширение масштабов образования. Еще в 1-й пол. 20 в. массовость ср. образования перестала быть проблемой, все, кто может.н. хочет учиться, получают ср. образование. Школьные политики пришли к заключению, что прежний дуализм школьной системы стал анахронизмом и нуждается в трансформации. С 60-х гг. в зап.-европ. странах вводятся новые типы школ для учащихся ср. возрастных групп {объединенные школы в Великобритании, коллежи во Франции и т. п.), в к-рых разделение на потоки проводится перед выпуском в старшую ступень ср. школы, а не после окончания нач. школы. Возможность получения в рамках школы общего образования с учетом проф. самоопределения учащихся активизирует обучение и ориентирует его на конкретные образо-ват. и социально-статусные параметры. Существ, моментом организации С. о. стало введение в нек-рых странах (в кон. 60-х гг.). обязат. проф. обучения для лиц, не продолжающих образование.
Значит. ельно расширилась сфера высш. школы: в 80-х гг. продолжали обучение в вузах св. 45% выпускников школ США, 38% - Японии, 25% - Франции, 19% - ФРГ. Выросла доля науч. работников, подготавливаемых в вузах. Этой сфере уделяется особое внимание в условиях НТР.
Вместе с тем количеств, рост сети образоват. учреждений чреват опасностью снижения качества обучения и сопровождающей его «девальвацией ср. и высш. образования». На качестве обучения отрицательно сказывается высокий уровень безработицы среди выпускников школ и даже вузов.
Осн. проблемами С. о. в Азии, Африке и Лат. Америке в 60-х - нач. 80-х гг. были распространение массовой грамотности и создание структуры С. о., отвечающей задачам нац. экономики. В большинстве азиат, стран нач. обучение провозглашено обязательным и бесплатным, однако в 1-й пол. 80-х гг. насчитывалось 9 гос-в, где не было принято офиц. законов об обязат. нач. обучении. Охват детей школьного возраста (5—13 лет). обучением составлял от 100% в Ираке, Иордании, Индонезии, Малайзии и др. до 40% в Пакистане. В большинстве стран законы о всеобуче не выполняются вследствие материальных трудностей семей учащихся, значит. отсева и второгодничества. Качество обучения оставалось низким, при переходе в ср. школу для многих учащихся экзамены становятся непреодолимым барьером. Наивысший уровень охвата учащихся ср. школами был в Юж. Корее (св. 80% в нач. 80-х гг.); в остальных странах - от 60% (Филиппины и др.). до 5% (Йеменская Араб. Республика). Наряду с гос. ср. уч. заведениями существовало значит. число частных с высокой платой за обучение. Ср. школа в большинстве стран многоступенчатая, что затрудняет учащимся получение полного ср. образования. Значит. масштабов достигло проф. образование, однако потребности большинства стран в квалифициров. кадрах не покрываются. Наибольшего развития достигла высш. школа в Индии, заметны успехи вузов в Юж. Корее и Таиланде. В большинстве гос-в Лат. Америки проведены (с 60-х гг.). реформы структуры школ: введен базовый цикл обучения (от 5 до 8—9 лет, объединил нач. школу и первый цикл средней), признанный в ряде стран обязательным. На этой основе строят свою работу учреждения проф. образования и 2-я ступень ср. школы, к-рая готовит абитуриентов ун-тов. Проведенная в широких масштабах профессионализация ср. школы способствовала обеспечению кадрами экономики и вовлечению в учебу значит. континген-тов молодежи. Высок прирост числа студентов вузов, однако высш. школа не полностью решает задачи обеспечения специалистами мн. отраслей х-ва, особенно инж. кадрами.
В нач. 80-х гг. неграмотность населения стран Африки (возраст 15 лет.н. старше). составляла от 30 до 95%, охват нач. обучением - от 13 до 100%. Несмотря на значит. увеличение числа учащихся школ, развитие нач. и особенно ср. образования отстает от темпов демографич. роста. Существенны различия в развитии С. о. в разл. афр. странах. Острой проблемой для большинства стран остается организация проф. и высш. образования, особенно подготовки преподавательских кадров для нач. и ср. школ.
Исторически сложились 3 системы управления С. о.: централизованная, децентрализованная и смешанная. Централизованное управление осуществляется во Франции, Италии, Бельгии, странах Лат. Америки. Во главе такой С. о. стоит государств, орган - чаще всего Мин-во образования. Гос-во издает уч. программы, инструкции, утверждает единые требования для получения документов об образовании. Централизация С. о. в одном ведомстве была, несомненно, прогрессивным явлением, однако с расширением такой С. о. неизбежен рост.н. центр, аппарата управления. Гипертрофированная централизация сковывает инициативу работников уч. заведений и региональной администрации, затрудняет поиск путей совершенствования уч. процесса, навязывает излишнее однообразие форм и методов педагогической работы.
В противоположность этой системе сложились устойчивые тенденции децентрализации управления С. о. Графства в Великобритании, земли в ФРГ, штаты в США обладают значит. автономией в области организации школьного дела. Децентрализовано управление С. о. в Норвегии, Швеции и др. Штат в США делится на уч. округа. Во главе такого округа стоит к-т, куда избираются представители от населения, как правило деятели интеллигенции, бизнесмены. К-т решает вопросы бюджета школы, приема и увольнения учителей, рекомендации по использованию учебников и т. п. В ФРГ каждая земля имеет свое мин-во культуры, ведающее одновременно и вопросами образования. На фоне укрепления регулирования экон. жизни общей тенденцией стало усиление централизации управления С. о. Это достигается за счет увеличения доли гос. ассигнований на образование из общегос. бюджета, а также принятием спец. законодательства по вопросам расширения прав центр, органов в этой сфере. Ведутся активные поиски путей создания обще-нац. образоват. стандартов. Чаще всего решения мин-в, ответственных за образоват. политику, не имеют обязат. силы, а носят характер рекомендаций.
Для смешанной формы управления характерно разделение функций между центр, и местными органами власти. Обычно центр, органы ведают общим планированием и контролем, а также финансированием нек-рых уч. заведений.
Проблемы управления С. о. - предмет острой полемики между разл. группами педагогов и социологов. Эти проблемы не сводятся к чисто управленческим, а неизбежно приобретают полит. смысл: вопрос ставится об ограничении власти гос. бюрократии и об установлении подлинно демокр. контроля общественности над деятельностью уч. заведений.
Поскольку управление образованием стало сферой гос. политики, правительства мн. стран разрабатывают долгосрочные и перспективные программы развития С. о. Практически в центре внимания таких программ всегда оказываются проблемы экономики, но в комплексе с ними рассматриваются и образоват. задачи. Предпринимаются попытки создать долгосрочные прогнозы квали-фикац. структуры экономически активного населения и задач разл. звеньев С. о. в подготовке работников. Практически такое программирование не выходит за рамки рекомендательного.
Управление С. о. в СССР. осуществлялось на общегос. уровне централизованно. В республиках действовали мин-ва просвещения, высш. и ср. спец. образования и органы руководства проф.-тех. образованием. Исторически сложилась т. н. полицентричная система управления, состоявшая из специализиров. органов: Мин-ва просвещения СССР, Мин-ва высш. и ср. спец. образования СССР. и Гос. к-та СССР. по проф.-тех. образованию. Создание этих ведомств отражало потребности в усилении организующего воздействия на соответствующие подотрасли. Но при такой организации единый уч. процесс, к к-рому стремилась гос. С. о., оказывался разорванным между ведомствами, что вызывало ряд негативных явлений: расстыковку общеобразоват. школы и вуза, неполного ср. и последующих ступеней общего и проф. образования и т. п. Ведомственная подчиненность АПН СССР. только Мин-ву просвещения, разобщенность респ. НИИ педагогики приводили к недостаточной науч. обеспеченности уч. процесса в разл. звеньях С. о. При наличии союзного мин-ва управление вузами было рассредоточено между 70 мин-вами и ведомствами, система повышения квалификации подчинялась 50 разл. мин-вам и ведомствам. Неспециализиров. мин-ва и ведомства управляли учреждениями С. о. без должной их дифференциации, без кадров специалистов по организации метод. руководства. Ведомственная разобщенность вела к неравномерному обеспечению уч.-воспитат. учреждений кадрами и ресурсами, оборудованием и т. п., а также к диспропорциям в размещении образоват. учреждений.
Отраслевой принцип управления отд. звеньями С. о., по-видимому, сохранится на ближайшую перспективу Однако повышение эффективности управления С о требует существ совершенствования мер надотраслевого управления, в т.ч. улучшения науч. обеспеченности каждой отрасли и всей С о
В основу проводимой в Рос Федерации реформы С о положены разработанные в кон 80-х гг и развитые в нач 90-х гг принципы демократизации (ликвидации монополии гос-ва на управление образованием, переход к обществ. -гос. С о, в к-рой личность, общество и гос-во выступают как партнеры), децентрализация управления образованием через его регионализацию и муниципализацию, самостоятельность уч заведений в выборе путей своего развития, многоукладность и вариативность С о (многообразие форм собственности на образование и образоват. учреждения, выбор разл каналов и форм получения образования), предоставление регионам России права выбора собств. образоват. стратегии, создание собств. программ развития Сов соответствии в кон. кретными особенностями и условиями, нац. самоопределение школы, открытость образования (обращенность школы к целостному и неделимому миру, гуманизация образования и создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития способностей каждого учащегося, гуманитаризация образования, дифференциация обучения и мобильность образования, развивающее обучение, непрерывное образование См также Россия
Лит Нар. образование в СССР. Обще образоват. школа Сб док-тов 1917—1973, M, 1974, Нар. образование в СССР. Сб нормативных актов, M, 1987, Всесоюзный съезд работников нар. образования, [декабрь 1988] Сте ногр отчет, M, 1990, Кузьмин M H, Школа и образование в Чехословакии (Кон XVIII - 30 с годы XX в), M, 1971, Школа европ стран социализма, M 1976, Политика капиталистич гос-в в области образования, под ред. 3 А Мальковой и др, M, 1983, Дорохова Г А, Законодательство о нар. образовании Теоретич проблемы совершенствования, M, 1985, Образование в совр. мире Состояние и тенденции развития, под ред. M И Кондакова, M, 1986, Новое пед. мышление, M, 1989 M H Кузьмин.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
176.98 кб

Система дип в образовании

Голиков А. И., Томский Г. В.
В статье раскрывается сущность динамических интеллектуальных игр преследования (ДИП) как педагогического средства формирования и развития интеллектуальных качеств личности, которая представляет теоретическое и практическое значени
Читать PDF
587.20 кб

Система образования в США

Филипович Ирина Иосифовна
Целью статьи является попытка проанализировать систему высшего образования в США. Рассматриваются типы учебных заведений и виды образования, которое они предлагают.
Читать PDF
300.05 кб

Система оценки образования

Грошев Александр Романович, Мищенкова Ольга Викторовна, Осянина Алина Анатольевна
Читать PDF
280.07 кб

Двойная система образования

Ильин С. Н.
Статья содержит обзор и анализ структурных изменений, произошедших в системах профессионального образования Западной Европы. Особое внимание уделяется развитию двойной системы образования во многих странах.
Читать PDF
3.08 мб

Дизайн в системе образования

А. К. Царева
Читать PDF
554.17 кб

Интегрируя систему образования

Лялин А. Ф.
Читать PDF
143.82 кб

Инновации в системе образования

Зинина Ольга Вячеславовна
Рассмотрены проблемы внедрения инноваций в систему образования, применение технологий интерактивного обучения по конкретным дисциплинам, которые объединяют доставку мультимедийного учебного курса с регулярным тестированием и оценк
Читать PDF
353.03 кб

Мобильные системы в образовании

Прасолова Александра Александровна, Студенова Дарья Вячеславовна
Определяется роль мобильных систем в процессе образования. Дается характеристика понятию «мобильное образование», анализируются его преимущества и недостатки.
Читать PDF
318.80 кб

Инновации в системе образования

Назарова С.И.
С.И.
Читать PDF
88.71 кб

Воспитание в системе образования

Котова Г. Н.
На основе определены принципы, цели и задачи по воспитанию детей в лицее.
Читать PDF
375.87 кб

Синергетика в системе образования

Мукушев Базарбек Агзашулы
Данная статья является продолжением ведущейся на страницах журнала в течение нескольких лет дискуссии о применении синергетики в образовании.
Читать PDF
579.14 кб

Система образования в вузах Ирака

Хабибуллин Альфер Азатович, Хабибуллин Арзу, Фахрутдинова Анастасия Викторовна
Новое социальное время, новая социальная среда, новые социальные реалии, новая идеология общества ставят перед высшим образованием новые задачи в подготовке специалистов. Образование не является рыночным благом.
Читать PDF
207.78 кб

Реформирование системы образования

Шерстобитов Сергей Иванович
Читать PDF
3.76 мб

Система экологического образования

Зейналов Г. Г., Айзятов Ф. А., Золотков В. Д.
Читать PDF
224.63 кб

Рессентимент в системе образования

Исаченко Надежда Николаевна
Статья посвящена рассмотрению проблемы формирования рессентимента в образовании.

Похожие термины:

  • СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В РФ

    совокупность образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности, сети реализующих их образовательных учреждений, органов управления обра
  • СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА

    совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различных уровней, государственных требований; сети реализующих их образовательных учреждени
  • СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

    составная часть системы образования страны, объединяющая в единый учебно-воспитательный и научный комплекс высшие учебные заведения и органы управления ими.
  • Система образования включает

    в себя систему дошкольного образования, систему общего среднего образования, систему профессионально-технического образования, систему среднего специального образования, систему высшего образ
  • СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ

    сеть учреждений и совокупность оказываемых ими образовательных услуг для людей, которые: по своему возрасту перешли границу общепринятых (на данном этапе) временных стандартов получения образов
  • ПРИНЦИПЫ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

    система основных исходных требований, отражающих политику государства в области образования.
  • ДУАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

    это параллельное обучение в образовательном учреждении, и на производстве. «Дуальность» означает «двуединство, двойственность», «единое организационное целое. В основу обучения заложен принцип
  • Кредитная система образования

    credit-based system) — предметно-курсовая система образования, построенная на требовании выполнения определенного объема (определенной трудоемкости) учебной работы, выраженного в условных (кредитных) ча
  • Структура системы образования

    элементы (компоненты) системы образования.
  • Компоненты системы образования

    участники образовательного процесса при реализации образовательных программ; - образовательные программы; - учреждения образования; - организации, реализующие образовательные программы послеву
  • МАРКЕТИНГ в системе образования

    система управления образовательной, учебно-производственной и сбытовой деятельностью образовательного учреждения, выявляющая потребности в образовательных программах и др. образовательных ус
  • Непрерывная система образования

    это образование в течение всей жизни человека, в рамках которого он может осуществлять выбор образовательных траекторий в соответствии с его индивидуальными потребностями и особенностями, а так
  • УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ

    действия федеральных органов государственной власти и органов управления образованием, направленные на определение и осуществление политики в области образования, на правовое регулирование от
  • АДЕКВАТНОСТЬ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

    (The adequacy of the education system) соответствие системы образования требованиям современного общества и тенденциям его развития. В динамично развивающемся обществе решающее значение имеет способность сис