Чувства
устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие связь последних с его потребностями и мотивами [33, с. 164].
Источник: Краткий словарь-справочник по гражданско-патриотическому воспитанию. Челябинск. 2014
ЧУВСТВО
длительное, устойчивое переживание человеком своего отношения к самому себе и людям, их характеру, поведению, поступкам, а также ко всем окружающим его (человека) явлениям.
Источник: Теория образования взрослых: становление, проблемы, задачи
ЧУВСТВО
субъективная (положительная или негативная, внешняя или скрытая) реакция человека на те или иные собственные (или других) поступки, действия, поведение, внешне проявляемая в действиях.
Источник: Словарь по образованию и педагогике.
Чувство
эмоциональный процесс, отражающий субъективное оценочное отношение человека к реальным или абстрактным объектам, высшая, культурно обусловленная эмоция, связанная с некоторым социально ценным для него объектом.
Источник: Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. 2013
Чувство
особая форма отражения психикой окружающего мира, отношения личности к окружающему, проявляющаяся в социально обусловленных переживаниях, активизирующих (стенические) или тормозящих (астенические) деятельность. (1)
Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике
ЧУВСТВА
высшая форма эмоционального отношения человека к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью, обобщенностью, соответствием потребностям и ценностям, сформированным в его личностном развитии. Формирование устойчивых эмоциональных отношений — важнейшее условие развития человека как личности, главная цель и конечный продукт его воспитания. Воспитание предполагает открытие человеку причин непосредственно волнующих его событий, обобщение и направление на них его эмоционального опыта. Содержание доминирующих чувств определяет важную характеристику человека — направленность личности.
Источник: Профессиональное образование. Словарь
ЧУВСТВА
одна из форм переживания человеком своего отношения к действительности. Ч. Многообразны, они могут выступать в виде преходящих переживаний и в виде относительно устойчивых качеств личности. В зависимости от влияния на деятельность различают Ч. Стенические и астенические. Сильные стенические Ч. Стимулируют, побуждают к деятельности. Астенические, наоборот, оказывают тормозящее влияние на деятельность. По форме протекания, по силе и деятельности различают: настроения, аффекты, страсти и стресс. Особое место занимают высшие Ч.- нравственные, интеллектуальные, эстетические и практические. Нравственные Ч. Включают в себя моральную оценку предмета, явления, действий людей. Интеллектуальные Ч. Возникают в связи с умственной, познавательной деятельностью. К ним относятся любознательность, удивление, недоумение, сомнение. Подобные Ч. Стимулируют мышление. Эстетические Ч. Выражают представление об идеале и понимании красивого и некрасивого. Практические Ч. Возникают в процессе деятельности – Ч. Успеха, неудачи и др.
Источник: Cловарь музейно-педагогических терминов
Чувство
это переживание человеком своего отношения к окружению – к людям, поступкам, явлениям и к самому себе. Это эмоции, обусловленные и содержащие в себе переживания культурных сторон и факторов жизни, как-то касающихся человека. Можно также сказать, что чувства – это эмоциональная сторона духовной жизни. Чувства бывают длительными переживаниями (отношение матери к ребенку, человека к Богу), а могут быть и кратковременными, таким состояниями, как настроение, радость, печаль. удовольствие. Есть чувства высшие, выражающие отношение человека к Богу, труду, учению, эстетические, нравственные и познавательные чувства и др. Развитие чувств является обязательным компонентом общего развития человека. Они играют огромную роль в жизни и поведении человека. Человек по каждому значимому для него поводу может испытывать чувства. Хорошо известны такие устойчивые чувства, как чувство опасности и безопасности, чувства детскости (инфантильности) и взрослости, чувства долга и локтя, чувства любви и неприязни, чувства меры и надежности, чувства семьи и др.
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
ЧУВСТВА
явления, с одной стороны, той же природы, что и эмоции (см. Эмоции), теоретически отличаемые от них по признакам устойчивости, длительности, формы выражения и типичности именно для данного человека. Если об эмоциях (включая и аффекты) говорят в связи с ситуативными переживаниями, то о Ч. – в тех случаях, когда речь идет о переживаниях, свойственных человеку относительно независимо от частных ситуаций. Например, Ч. патриотизма может быть свойственно человеку в разных обстоятельствах и на протяжении всей его жизни, хотя внешне (в мимике, в сосудистых реакциях – «побледнение», «покраснение» лица и пр.) оно проявляется и не часто, ине столь явно. С другой стороны, Ч. – это по сути дела эмоциональные отношения человека. И на практике они часто едва ли отличимы от черт характера, хотя в теории принято рассуждать о характере и чувствах как об отдельностях (см. Характер).
Различение Ч. (как стойких отношений) и характера (как системы отношений) приходится теоретически принимать во внимание, когда классифицируют соответственно черты характера или виды Ч. Черты характера группируют в основном по объекту отношения (отношения к людям, к труду и т.д.), а виды Ч. скорее по тому, какую сторону личности и деятельности они затрагивают (моральные, интеллектуальные Ч.). Но в том и другом случаях группировки являются не строгими (см. Эстетические чувства). Иногда теоретически выделяют и различают так называемые «высшие чувства», но это различение едва ли корректно, так как понятие «высокого» и «низкого» очень субъективно и сильно зависит от социальных предрассудков людей (кому-то эстетические или интеллектуальные Ч. могут казаться высшими, а кому-то – свойственными бездельникам и болтунам, то есть низшими).
Лит.: см. Эмоции.
Е.А. Климов
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.
ЧУВСТВА
устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами; высший продукт развития эмоциональных процессов в общественных условиях. Порождаемые миром объективных явлений, т. е. имеющие строго причинно-обусловленную природу, Ч. так или иначе субъективны, поскольку одни и те же явления для разных людей могут иметь различное значение.
В отличие от собственно эмоций и аффектов, связанных с конкретными ситуациями, Ч. выделяют в воспринимаемой и представляемой действительности явления, имеющие для человека стабильную потребностно-адотивационную значимость. Ч. носят отчетливо выраженный предметный характер, но предмет м. б. и весьма обобщенным, и умозрительным.
Одно и то же чувство может реализоваться в различных эмоциях. Это обусловлено сложностью явлений, многогранностью и множественностью их связей друг с другом. Напр., Ч. любви порождает спектр эмоций: радости, гнева, печали, сочувствия, ревности и т. д. В одном и том же Ч. нередко сливаются, объединяются, переходят друг в друга разные по знаку (положительные и отрицательные) эмоции. Этим объясняется такое свойство Ч., как двойственность (амбивалентность).
Исторически Ч. формируются в процессе общественного развития человека и изменяются в зависимости от конкретных социальных условий. В онтогенезе Ч. проявляются позже, чем собственно эмоции; они формируются по мере развития индивидуального сознания под влиянием воспитательных воздействий семьи, школы, искусства. Возникая как результат обобщения отдельных эмоций, сформировавшиеся Ч. становятся образованиями эмоциональной сферы человека, определяющими динамику и содержание ситуативных эмоциональных реакций.
В процессе формирования личности Ч. организуются в иерархическую систему, в которой одни из них занимают ведущее положение, соответствующее актуально действующим мотивам, др. же остаются потенциальными, нереализованными. В содержании доминирующих Ч. человека выражаются его мировоззренческие установки, направленность, т. е. важнейшие характеристики его личности. Ч. исключительной силы стойкости, длительности, выражающееся в направленности помыслов и сил на единую цель, называется страстью.
Источник: Словарь-справочник по специальному образованию
ЧУВСТВА
высшая форма эмоционального отношения человека к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью, обобщенностью, соответствием потребностям и ценностям, сформированным в его личностном развитии. Ч. обозначают разнообразные психические феномены. В повседневной жизни к Ч. относят ощущения голода, жажды, боли; приятного и неприятного; усталости, радости и печали, любви и ненависти; ужаса, стыда, страха, восторга, сострадания; отчаяния и блаженства и т.д. Ч. охватывают широкий спектр явлений, отличающихся по своей длительности и интенсивности, уровню, характеру и содержанию (от кратковременного аффекта до продолжительной страсти, от поверхностной эмоции до глубокого и устойчивого чувства и т.д.) и находящихся в сложных взаимоотношениях между собой. Формирование устойчивых эмоциональных отношений - важное условие развития человека как личности, гл. цель и конечный продукт его воспитания. Самого по себе знания мотивов, идеалов, норм поведения недостаточно для того, чтобы человек ими руководствовался; только став предметом устойчивых Ч., эти знания превращаются в реальные побуждения к деятельности. Ч. человека историчны и изменяются в зависимости от конкретных условий. Обычно Ч. появляются позже, чем ситуативные эмоции; они формируются по мере развития индивидуального сознания и усложнения отражаемых в них связей под влиянием воспитательных воздействий семьи, школы, искусства и др. Предметами Ч. становятся прежде всего те явления и условия, от которых зависит развитие значимых для личности и поэтому воспринимаемых эмоционально событий. Воспитание Ч. предполагает открытие человеку причин непосредственно волнующих его событий, обобщение и направление на них его эмоционального опыта. Возникая как результат обобщения ситуативных эмоций, сформировавшиеся Ч. становятся ведущими образованиями эмоциональной сферы человека. Из Ч. любви к человеку в зависимости от обстоятельств могут развиться тревога за него, горе при разлуке, радость при встрече и т.п. В процессе формирования личности Ч. организуются в иерархическую систему, в которой одни Ч. занимают ведущее положение, другие же остаются потенциальными, нереализуемыми тенденциями. Содержание доминирующих Ч. определяет важную характеристику человека - направленность личности.
Источник: Терминологический словарь библиотекаря