Чувство

Найдено 11 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Чувства
устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие связь последних с его потребностями и мотивами [33, с. 164].

Источник: Краткий словарь-справочник по гражданско-патриотическому воспитанию. Челябинск. 2014

ЧУВСТВО
длительное, устойчивое переживание человеком своего отношения к самому себе и людям, их характеру, поведению, поступкам, а также ко всем окружающим его (человека) явлениям.

Источник: Теория образования взрослых: становление, проблемы, задачи

ЧУВСТВО
субъективная (положительная или негативная, внешняя или скрытая) реакция человека на те или иные собственные (или других) поступки, действия, поведение, внешне проявляемая в действиях.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

Чувство
эмоциональный процесс, отражающий субъективное оценочное отношение человека к реальным или абстрактным объектам, высшая, культурно обусловленная эмоция, связанная с некоторым социально ценным для него объектом.

Источник: Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. 2013

Чувство
особая форма отражения психикой окружающего мира, отношения личности к окружающему, проявляющаяся в социально обусловленных переживаниях, активизирующих (стенические) или тормозящих (астенические) деятельность. (1)

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

ЧУВСТВА
высшая форма эмоционального отношения человека к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью, обобщенностью, соответствием потребностям и ценностям, сформированным в его личностном развитии. Формирование устойчивых эмоциональных отношений — важнейшее условие развития человека как личности, главная цель и конечный продукт его воспитания. Воспитание предполагает открытие человеку причин непосредственно волнующих его событий, обобщение и направление на них его эмоционального опыта. Содержание доминирующих чувств определяет важную характеристику человека — направленность личности.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

ЧУВСТВА
одна из форм переживания человеком своего отношения к действительности. Ч. Многообразны, они могут выступать в виде преходящих переживаний и в виде относительно устойчивых качеств личности. В зависимости от влияния на деятельность различают Ч. Стенические и астенические. Сильные стенические Ч. Стимулируют, побуждают к деятельности. Астенические, наоборот, оказывают тормозящее влияние на деятельность. По форме протекания, по силе и деятельности различают: настроения, аффекты, страсти и стресс. Особое место занимают высшие Ч.- нравственные, интеллектуальные, эстетические и практические. Нравственные Ч. Включают в себя моральную оценку предмета, явления, действий людей. Интеллектуальные Ч. Возникают в связи с умственной, познавательной деятельностью. К ним относятся любознательность, удивление, недоумение, сомнение. Подобные Ч. Стимулируют мышление. Эстетические Ч. Выражают представление об идеале и понимании красивого и некрасивого. Практические Ч. Возникают в процессе деятельности – Ч. Успеха, неудачи и др.

Источник: Cловарь музейно-педагогических терминов

Чувство
это переживание человеком своего отношения к окружению – к людям, поступкам, явлениям и к самому себе. Это эмоции, обусловленные и содержащие в себе переживания культурных сторон и факторов жизни, как-то касающихся человека. Можно также сказать, что чувства – это эмоциональная сторона духовной жизни. Чувства бывают длительными переживаниями (отношение матери к ребенку, человека к Богу), а могут быть и кратковременными, таким состояниями, как настроение, радость, печаль. удовольствие. Есть чувства высшие, выражающие отношение человека к Богу, труду, учению, эстетические, нравственные и познавательные чувства и др. Развитие чувств является обязательным компонентом общего развития человека. Они играют огромную роль в жизни и поведении человека. Человек по каждому значимому для него поводу может испытывать чувства. Хорошо известны такие устойчивые чувства, как чувство опасности и безопасности, чувства детскости (инфантильности) и взрослости, чувства долга и локтя, чувства любви и неприязни, чувства меры и надежности, чувства семьи и др.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ЧУВСТВА
явления, с одной стороны, той же природы, что и эмоции (см. Эмоции), теоретически отличаемые от них по признакам устойчивости, длительности, формы выражения и типичности именно для данного человека. Если об эмоциях (включая и аффекты) говорят в связи с ситуативными переживаниями, то о Ч. – в тех случаях, когда речь идет о переживаниях, свойственных человеку относительно независимо от частных ситуаций. Например, Ч. патриотизма может быть свойственно человеку в разных обстоятельствах и на протяжении всей его жизни, хотя внешне (в мимике, в сосудистых реакциях – «побледнение», «покраснение» лица и пр.) оно проявляется и не часто, ине столь явно. С другой стороны, Ч. – это по сути дела эмоциональные отношения человека. И на практике они часто едва ли отличимы от черт характера, хотя в теории принято рассуждать о характере и чувствах как об отдельностях (см. Характер).
Различение Ч. (как стойких отношений) и характера (как системы отношений) приходится теоретически принимать во внимание, когда классифицируют соответственно черты характера или виды Ч. Черты характера группируют в основном по объекту отношения (отношения к людям, к труду и т.д.), а виды Ч. скорее по тому, какую сторону личности и деятельности они затрагивают (моральные, интеллектуальные Ч.). Но в том и другом случаях группировки являются не строгими (см. Эстетические чувства). Иногда теоретически выделяют и различают так называемые «высшие чувства», но это различение едва ли корректно, так как понятие «высокого» и «низкого» очень субъективно и сильно зависит от социальных предрассудков людей (кому-то эстетические или интеллектуальные Ч. могут казаться высшими, а кому-то – свойственными бездельникам и болтунам, то есть низшими).
Лит.: см. Эмоции.
Е.А. Климов

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

ЧУВСТВА
устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами; высший продукт развития эмоциональных процессов в общественных условиях. Порождаемые миром объективных явлений, т. е. имеющие строго причинно-обусловленную природу, Ч. так или иначе субъективны, поскольку одни и те же явления для разных людей могут иметь различное значение.
В отличие от собственно эмоций и аффектов, связанных с конкретными ситуациями, Ч. выделяют в воспринимаемой и представляемой действительности явления, имеющие для человека стабильную потребностно-адотивационную значимость. Ч. носят отчетливо выраженный предметный характер, но предмет м. б. и весьма обобщенным, и умозрительным.
Одно и то же чувство может реализоваться в различных эмоциях. Это обусловлено сложностью явлений, многогранностью и множественностью их связей друг с другом. Напр., Ч. любви порождает спектр эмоций: радости, гнева, печали, сочувствия, ревности и т. д. В одном и том же Ч. нередко сливаются, объединяются, переходят друг в друга разные по знаку (положительные и отрицательные) эмоции. Этим объясняется такое свойство Ч., как двойственность (амбивалентность).
Исторически Ч. формируются в процессе общественного развития человека и изменяются в зависимости от конкретных социальных условий. В онтогенезе Ч. проявляются позже, чем собственно эмоции; они формируются по мере развития индивидуального сознания под влиянием воспитательных воздействий семьи, школы, искусства. Возникая как результат обобщения отдельных эмоций, сформировавшиеся Ч. становятся образованиями эмоциональной сферы человека, определяющими динамику и содержание ситуативных эмоциональных реакций.
В процессе формирования личности Ч. организуются в иерархическую систему, в которой одни из них занимают ведущее положение, соответствующее актуально действующим мотивам, др. же остаются потенциальными, нереализованными. В содержании доминирующих Ч. человека выражаются его мировоззренческие установки, направленность, т. е. важнейшие характеристики его личности. Ч. исключительной силы стойкости, длительности, выражающееся в направленности помыслов и сил на единую цель, называется страстью.

Источник: Словарь-справочник по специальному образованию

ЧУВСТВА
высшая форма эмоционального отношения человека к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью, обобщенностью, соответствием потребностям и ценностям, сформированным в его личностном развитии. Ч. обозначают разнообразные психические феномены. В повседневной жизни к Ч. относят ощущения голода, жажды, боли; приятного и неприятного; усталости, радости и печали, любви и ненависти; ужаса, стыда, страха, восторга, сострадания; отчаяния и блаженства и т.д. Ч. охватывают широкий спектр явлений, отличающихся по своей длительности и интенсивности, уровню, характеру и содержанию (от кратковременного аффекта до продолжительной страсти, от поверхностной эмоции до глубокого и устойчивого чувства и т.д.) и находящихся в сложных взаимоотношениях между собой. Формирование устойчивых эмоциональных отношений - важное условие развития человека как личности, гл. цель и конечный продукт его воспитания. Самого по себе знания мотивов, идеалов, норм поведения недостаточно для того, чтобы человек ими руководствовался; только став предметом устойчивых Ч., эти знания превращаются в реальные побуждения к деятельности. Ч. человека историчны и изменяются в зависимости от конкретных условий. Обычно Ч. появляются позже, чем ситуативные эмоции; они формируются по мере развития индивидуального сознания и усложнения отражаемых в них связей под влиянием воспитательных воздействий семьи, школы, искусства и др. Предметами Ч. становятся прежде всего те явления и условия, от которых зависит развитие значимых для личности и поэтому воспринимаемых эмоционально событий. Воспитание Ч. предполагает открытие человеку причин непосредственно волнующих его событий, обобщение и направление на них его эмоционального опыта. Возникая как результат обобщения ситуативных эмоций, сформировавшиеся Ч. становятся ведущими образованиями эмоциональной сферы человека. Из Ч. любви к человеку в зависимости от обстоятельств могут развиться тревога за него, горе при разлуке, радость при встрече и т.п. В процессе формирования личности Ч. организуются в иерархическую систему, в которой одни Ч. занимают ведущее положение, другие же остаются потенциальными, нереализуемыми тенденциями. Содержание доминирующих Ч. определяет важную характеристику человека - направленность личности.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Чувство языка как актуальная проблема методики обучения младших школьников русскому языку

Кохичко Андрей Николаевич
В статье рассматриваются различные точки зрения на «чувство языка», реализуемые в современных программах четырехлетней начальной школы по русскому языку в образовательных учреждениях с русским языком обучения для различных систем.
Читать PDF
0.00 байт

Чувство родины

Антонов Евгений Борисович
Читать PDF
0.00 байт

Урок чтения в 1-м классе: «Чувство юмора в поэзии»

Лазарева Н. А.
Автор делится опытом проведения урока чтения в 1-м классе, ориентированного на реализацию трех групп результатов ФГОС, организует активную деятельность учащихся на уроке.
Читать PDF
0.00 байт

Вселенское чувство любви

Флай Валерия
Читать PDF
0.00 байт

Высшие чувства студентов педагогических специальностей

Банникова Диана Ярославовна
Статья посвящена актуальной проблеме исследования высших чувств студентов педагогических специальностей.
Читать PDF
0.00 байт

Формирование патриотических чувств в условиях регионального образования

Пионтковский Владимир Витальевич
Рассматривается феномен патриотизма как явления общественного сознания.
Читать PDF
0.00 байт

Методические принципы формирования чувства языка у иностранных студентов-филологов при изучении дисц

Лебедева Ольга Александровна
Рассматриваются вопросы формирования чувства языка у иностранных студентов-филологов. В ней описываются принципы и методы формирования и развития чувства русского языка при изучении истории русского языка
Читать PDF
0.00 байт

КУЛЬТУРА ЧУВСТВ И Её ВОСПИТАНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССE

Пинахина Елизавета Анатольевна
В статье актуализируются проблемы эстетического развития посредством эмоционально-образной формы познания окружающего мира.
Читать PDF
0.00 байт

Формирование чувств патриотизма и веротерпимости в системе духовно-нравственного воспитания старшекл

Омарова Патимат Абусупьяновна
В статье рассматривается проблема формирования чувства патриотизма и веротерпимости в системе духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи.
Читать PDF
0.00 байт

Развитие чувства цвета у младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства

Газимагомедова Аминат Гаджилаловна
В статье освещены важные научные проблемы развития эстетического чувства цвета младших школьников средствами произведений декоративно-прикладного искусства, представлен конкретный материал, позволяющий повысить уровень развития чу
Читать PDF
0.00 байт

Формирование чувства патриотизма, дружбы народов у дошкольников в различных видах деятельности

Шапиева Аида Сайпутдиновна
В статье рассматривается сущность воспитания чувства патриотизма, дружбы народов y детей дошкольного возраста в различных видах деятельности, предлагается модель процесса воспитания культуры межнационального общения в дошкольном о
Читать PDF
0.00 байт

Воспитание чувства прекрасного у студентов: содержательные характеристики и проблемы

Солдатова Инна Николаевна
На основе ведущих положений гуманитарной педагогической парадигмы раскрываются содержательные характеристики чувства прекрасного, показано единство этической и эстетической сторон в воспитании чувства прекрасного у студентов, хара
Читать PDF
0.00 байт

Особенности проявления чувства патриотизма у младших школьников

Лашкова Г. Н.
Читать PDF
0.00 байт

Роль информационных технологий в воспитании чувства патриотизма у младших школьников

Лашкова Г. Н.
В статье рассматривается проблема воспитания чувства патриотизма у младших школьников. Описывается опыт использования информационных технологий как средства воспитания чувства патриотизма у младших школьников.
Читать PDF
0.00 байт

Слуховая дифференциальная чувствительность как исходный психологический механизм фонетической сторон

Фролов А. А.
Слуховая дифференциальная чувствительность - важнейший фактор, обеспечивающий успешность овладения фонетической стороной иноязычной речи.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Эстетическое чувство

    субъективное эмоциональное состояние, вызванное оценочным отношением человека к эстетическому явлению действительности или искусств.
  • ЧУВСТВО НЕПОЛНОЦЕННОСТИ

    устойчивая форма переживания человеком своей реальной или воображаемой ущербности, формирующейся, когда человек замечает, что нелюбим.
  • ЧУВСТВО НОВОГО

    интеллектуальное чувство творческой личности, позволяющее ей своевременно подмечать возникновение нового, прогрессивного, видеть непривычное в привычном, ставить новые проблемы и решать их.
  • ОБОБЩЕННОЕ ЧУВСТВО НОВОГО

    интеллектуальное чувство, выражающееся в постоянном поиске и борьбе за новое, прогрессивное как в области познания, так и в практической деятельности. Это чувство связано с потребностью в получен
  • ЧУВСТВО ЮМОРА

    способность человека подмечать в явлениях их комические стороны, эмоционально на них откликаться.
  • ЧУВСТВО ЯЗЫКА

    Феномен интуитивного владения языком, проявляющийся в понимании и использовании идиоматических, лексических, стилистических и пр. конструкций языка. Представляет собой обобщение на уровне перви
  • Чувство негодования

    Слово «негодование» применительно к эмоциям ребенка имеет несколько оттенков. Например, малыш возмущается наказанием, обижается на то, что его не выслушивают, обращаются с ним как с маленьким,
  • Чувство обделенности

    Если ребенок чувствует, что он нелюбим или нежеланен, можно сказать, что он страдает обделенностью. Он может никогда не суметь выразить свои чувства словами, но внутренне глубоко их осознал и с
  • Чувство ответственности

    Развитие ответственного поведения у ребенка – это постепенный, длительный процесс. Например, на то, чтобы от самостоятельного одевания дойти до регулярного выполнения домашней работы, уходят
  • Чувство вины

    Уже с раннего младенчества дети узнают, что могут делать, а что – нет. Принципы оценки поступков «правильно – неправильно» постепенно входят в их сознание. Однако временами, наряду с медленно
  • Чувство времени

    важное психомоторное качество, обеспечивающее эффективность управления (при условии сознательного контроля) темпом, ритмом и скоростью психомоторных действий человека. Ч.в. базируется на тесном
  • Мышечное чувство (кинестезия)

    система (комплекс) ощущений, возникающих в процессе работы мышечно-двигательной системы организма. Учение о М.ч. глубоко разработано И. М. Сеченовым, П.Ф.Лесгафтом, Н. А. Бернштейном, а также в теорет
  • Нравственное чувство

    постоянное эмоциональное ощущение, переживание, реальные нравственные отношения и взаимодействия; необходимый компонент моральной деятельности; результат сознательного отношения к нормам, при
  • СЕДЬМОЕ чувство

    телеигра. О д. Павелево в 1998 г.: «Передачу “Седьмое чувство” мы начали смотреть с мамой. Нам нравились задания и то, как их выполнит тот или иной игрок (напр., когда девушки должны были приготовить ор
  • НРАВСТВЕННЫЕ ЧУВСТВА, МОРАЛЬНЫЕ ЧУВСТВА

    чувства, переживаемые людьми при восприятии явлений действительности и сравнение этих явлений с нормами, выработанными обществом. К нравственным чувствам относят чувство долга, гуманность, добр
  • АМБИВАЛЕНТНОСТЬ ЧУВСТВ

    (от лат. ambo — оба + valentis — имеющий силу) — двойственное, внутренне противоречивое эмоциональное отношение; одновременное эмоциональное принятие или отвержение, проявляющиеся в отношении к челове
  • Болевая чувствительность

    чувствительность к сверх-сильным и разрушительным раздражителям. Связана с возникновением болевых ощущений, имеющих резко отрицательную эмоциональную окраску, и вегетативными реакциями (учащен
  • ОБРАЩЕНИЕ К ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ЧУВСТВУ

    (метод педагогического воздействия) – позволяет, опираясь на врожденную тягу человека к красоте, воздействовать на мотивы, стимулы поведения и деятельности воспитанников.
  • ОБРАЩЕНИЕ К ЧУВСТВУ ЛЮБВИ

    метод педагогического воздействия на мотивы поведения и деятельности учащихся. Апелляция к любви вызывает активное стремление оказать помощь любимому существу, желание совершить самоотверженн
  • ОБРАЩЕНИЕ К ЧУВСТВУ СПРАВЕДЛИВОСТИ

    (метод педагогического воздействия) – опирается на присущее людям естественное стремление к честности, равенству, товариществу. Позволяет воспитанникам самим регулировать отношения в коллекти