СЛУХ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

СЛУХ
способность организма воспринимать звуковые колебания с помощью слухового анализатора в диапазоне от 16 до 20 000 Гц. Человек обладает специфической способностью воспринимать звуки как смыслоразличительные единицы – фонемы, которая обусловлена наличием у человека слухового центра речи, расположенного в левой височной доле коры головного мозга.

Источник: Словарь-справочник по специальному образованию

СЛУХ
Способность человека воспринимать звуки и ориентироваться в окружающей среде. В основе этой способности лежит деятельность слухового анализатора. Различаются следующие разновидности С.: речевой (фонетический), фонематический, музыкальный, эмоциональный (позволяет дифференцировать эмоциональные оттенки в интонации речи) и др. На занятиях по фонетике предлагаются специальные упражнения для развития слуха.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

СЛУХ
функция организма, обеспечивающая восприятие звуковых колебаний. Реализуется деятельностью механических, рецеп-торных и нервных структур, составляющих слуховую систему, или слуховой анализатор. У человека при действии звуков возникает специфическое слуховое ощущение, в котором отражаются параметры звуковых сигналов (например, интенсивность или частота звуковых колебаний воспринимаются как громкость и высота звука). Слуховая функция осуществляется посредством двух каналов: воздушного и костного. Это приводит к тому, что человек слышит себя не так, как слышат его окружающие. С. позволяет определить пространственное положение источника звука, его удаленность. Диапазон воспринимаемых частот лежит в пределах от 16 до 20 000 колебаний в секунду. Наибольшую чувствительность слуховой анализатор проявляет на частотах от 1000 до 4000 Гц. При длительном действии сильных звуков чувствительность С. понижается. При действии звуков очень высокой интенсивности у человека возникает болевое ощущение. Оценка громкости и высоты очень коротких звуков затруднена. Так, при длительности звука 2—3 мс человек отмечает лишь его наличие, но не может определить его качество! В этом случае любой звук оценивается как «щелчок». С увеличением длительности звука слуховое ощущение постепенно проясняется: человек начинает различать высоту и громкость. Минимальное время, необходимое для отчетливого ощущения высоты тона, равно примерно 50 мс. Восприятие звука может ухудшаться (до полного исчезновения) в присутствии других звуков (явление маскировки). Наиболее эффективной помехой для речи одного человека является речь другого человека, особенно если она звучит в том же диапазоне. Чтобы речевые звуки были восприняты правильно, их интенсивность должна превышать интенсивность шумов примерно в 2 раза. На опознание слов влияет их частотность. Чем чаще встречается слово, тем лучше оно опознается на фоне шумовой помехи. Точность опознания зависит также от длины слова. Более длинное слово обладает большим числом опознавательных признаков, что и обеспечивает более точное его восприятие. Наблюдается также тенденция к более точному восприятию слов, начинающихся с гласного звука, по сравнению со словами, начинающимися с согласного. Определенное значение имеет место ударного слога. Если ударение находится в конце слова, то все слово опознается значительно лучше (разница в правильном восприятии слов с ударениями на первом и третьем слогах составляет 20%). При восприятии отдельных слогов и слов существенную роль играют их фонетические характеристики, при восприятии словосочетаний и фраз в действие вступают синтаксические независимости, а фонетические отступают на второй план. Слушатель улавливает синтаксическую связь между словами, которая помогает ему восстановить сообщение, разрушенное шумом. При этом легче всего улавливается согласование, затем управление и, наконец, примыкание. Длина фразы не имеет для слушателя особого значения примерно до уровня в 11 слов. Превышение этого числа приводит к существенному ухудшению аудирования. С увеличением глубины, даже если величина фразы остается неизменной, точность аудирования снижается. Глубокие фразы улавливаются слушателем намного хуже, чем мелкие; критической величиной является глубина фразы, равная 7+(—)2. Различают следующие разновидности С: речевой (частный случай — фонематический), музыкальный (частный случай — абсолютный), вокальный (сочетание собственно С. с кинестезией), эмоциональный (позволяющий дифференцировать эмоциональные оттенки в интонации речи). Лит.: Гельфанд С.А. Слух: введение в психологическую и физиологическую акустику. — М., 1985; Морозов В.П. Занимательная биоакустика. — М., 1987; Основы инженерной психологии / Под ред. Б.Ф. Ломова. — М., 1986; Тарасов Д.И., Валентинов В.Б. Я слышу. — М., 1989. А.А. Князьков

Источник: Педагогическое речеведение. Словарь-справочник

СЛУХ
способность организма воспринимать звуковые колебания. При посредстве С. происходит устное речевое общение между людьми, воспринимается речь и др. звуковая информация (музыка и т. п.). Хороший С. необходим для ряда профессий: врач, музыкант, телефонист, педагог и т. д. Отсутствие С. значит. ельно обедняет мир человека, лишает его возможности нормального общения с др. людьми, интеллектуального и эмоционального развития.
Орган С. - ухо. В слуховом анализаторе различают 2 отдела - звукопроводящий и звуковоспринимающий. Звукопроводящий отдел состоит из наружного и среднего уха, к-рые отделены друг от друга барабанной перепонкой; звуковоспринимающий отдел - из внутр. уха, слуховых нервов и спец. участка коры головного мозга.
Наружное ухо включает ушную раковину и наружный слуховой проход. Среднее ухо имеет небольшую т. н. барабанную полость, со слуховыми косточками.
Во внутр. ухе расположены чувствит. слуховые клетки. Звуковые колебания передаются через слуховой проход, барабанную перепонку и цепь слуховых косточек, вызывая раздражение чувствит. клеток. По слуховому нерву раздражение передается в головной мозг к корковому центру слуха. Т. о. человек воспринимает речь, музыку.
Человеческому С. доступна область звуков с частотой колебаний от 16 до 20 тыс. гц. Минимальная сила звука, способная вызвать едва заметное ощущение слышимого звука, наз. абс. порогом слухового ощущения. Наибольшая чувствительность отмечается к звукам от 1 тыс. до 3 тыс. гц; пороги слухового ощущения оказываются в этой области наиболее низкими. Слуховая чувствительность характеризуется не только величиной абс. порога ощущения, но и величиной разностного, или дифференциального, порога, т.е. различением звуков по высоте (частоте). и по силе.
Человек обладает способностью непосредственно оценивать громкость звуков. Большинство людей, даже не обладающих тонким муз. слухом, могут довольно точно определять усиление и уменьшение громкости звука в 2 раза. Физиол. приспособление органа С. к разл. силе звука наз. слуховой адаптацией. От адаптации отличают слуховое утомление, к-рое возникает при длит, воздействии интенсивных звуков. Утомление также характеризуется снижением слуховой чувствительности, но, в отличие от адаптации, более длительным (неск. минут.н. даже часов). периодом восстановления нормального С. Интенсивность звуков не должна достигать порога неприятного ощущения, а продолжительность интенсивных звуков может быть только кратковременной (не более 15- 20 мин). Частое и длит, раздражение органа С. сильными звуками может вести к необратимому понижению С.
Человек обладает способностью не только различать направление звука, но и оценивать расстояние, на к-ром находится источник звука (т. н. бинауральный С.), воспринимать и дифференцировать сложные звуковые сочетания, когда звуки приходят одновременно с разных сторон.
Специфич. особенностью С. человека является способность воспринимать звуки речи как смыслоразличит. единицы - фонемы. Эта способность обеспечивается наличием у человека слухового (сенсорного). центра речи, расположенного в левой височной доле коры головного мозга. При нарушении этого центра восприятие тонов и шумов, входящих в состав речи, сохраняется, но различение их как речевых звуков и, следовательно, понимание речи становится невозможным.
Элементарные реакции на звук можно наблюдать у ребенка уже в первые часы его рождения. Они возникают при воздействии громких звуков и протекают по типу безусловных рефлексов. В конце 1-го и начале 2-го мес жизни у ребенка образуются уже условные рефлексы на звуки. Очень рано (на 3-м мес). ребенок начинает различать звуки по их высоте и тембру. В последующие месяцы способность к дифференцированию звуков развивается и распространяется на голос и элементы речи. Ребенок начинает по-разному реагировать на разл. интонации и слова, к-рые, однако, воспринимаются им недостаточно расчлененно. В конце 1-го года жизни ребенок обычно различает слова и фразы преим. по их интонационной окраске и ритмич. контуру, а в течение 2-го и 3-го годов, в связи с формированием речи, происходит дальнейшее развитие его С. К концу 2-го года ребенок обычно обладает способностью распознавать на слух все звуки родного языка.
Развитие дифференциров. слухового восприятия звуков речи происходит в тесном взаимодействии с развитием у ребенка произносит, навыков. Это взаимодействие носит двусторонний характер. С одной стороны, дифферен-цированность произношения зависит от состояния слуховой функции, а с другой - умение произносить тот или иной звук речи облегчает ребенку различение его на слух. Однако развитие слуховой дифференциации обычно предшествует уточнению произносит, навыков. Так, дети 2—3 лет, полностью определяя на слух звуковую структуру слов, не могут ее воспроизвести даже по подражанию. Формирование речевого С. заканчивается к началу 3-го года жизни. Однако совершенствование (муз. С., способность к различению шумов, связанных с работой механизмов, бинауральный С. и т. п.). может происходить и у взрослых в связи со спец. видами деятельности.
Наиболее простым и доступным способом определения слуховой способности является исследование С. с помощью шепотной и громкой речи. Практически в обычных условиях исследования, в обстановке относит, тишины, С. считается нормальным при восприятии шепотной речи на расстоянии 6—7 м. Восприятие шепота на расстоянии меньше 1 м характеризует весьма значит. понижение С., а полное отсутствие восприятия шепотной речи указывает на резкую тугоухость, затрудняющую речевое общение. Громкая речь в обычных условиях слышна на расстоянии в 10 раз большем, чем шепотная
Исследуя С. при помощи речи, нужно считаться не только с фонетич. составом применяемых слов и фраз, но и с доступностью их для понимания речевого развития ребенка. Исследование С. речью не может считаться вполне точным и объективным методом, в т. ч. и в отношении оценки результатов. Когда нужно получить более точные данные о состоянии С., прибегают к исследованию в условиях спец. леч. учреждения.
Нарушения С. В предупреждении нарушений С. у детей большое значение имеют гигиенич. мероприятия, к-рые следует соблюдать с момента рождения ребенка. Особое внимание надо обращать на то, чтобы ребенок нормально дышал носом. При заболевании носа и носоглотки могут возникнуть воспалит, процессы, в результате к-рых затрудняется поступление воздуха в барабанную полость и нарушается звукопроводимость. При длит, воспалениях в среднем ухе образуются спайки и рубцы, вследствие чего может наступить стойкая тугоухость. Поэтому при хронич. насморках или воспалениях в носоглотке следует обязательно обращаться к врачу и следить за состоянием ушей и слуха. Это особенно важно в дет. возрасте.
Нарушения в слуховом проходе, напр., скопление серных масс, полностью закрывающих его просвет, могут снизить слух, но после удаления серных пробок С., как правило, восстанавливается. В слуховой проход может случайно попасть инородное тело. Во всех таких случаях необходимо немедленно обратиться к врачу: неумелые попытки извлечь предмет из уха могут привести к травме слухового прохода и барабанной перепонки и вызвать воспаление среднего уха.
Наиболее частыми причинами возникновения стойких нарушений слуха являются воспалит, процессы в среднем ухе или поражение слуховых нервов. В запущенных случаях хронич. гнойное воспаление ср. уха может вызвать серьезные осложнения, к-рые требуют хирургич. вмешательства. Для профилактики таких осложнений необходимо систематич. лечение.
Детские инфекции могут поразить не только среднее, но и внутр. ухо, слуховые нервы или же корковый центр С. Особенно опасны эти заболевания в раннем дет. возрасте, когда ребенок еще не умеет или только начинает говорить (если он не слышит, то нарушается формирование речи). На состоянии С. отражаются и ушибы головы (особенно опасные в дет. возрасте), к-рые могут сопровождаться легкой формой сотрясения мозга и привести к стойким нарушениям С. Своевременное и правильное лечение нарушений С. зачастую предотвращает развитие тугоухости или глухоты (см. в ст. Аномальные дети).
Проф. тугоухость обычно возникает при длит, воздействии на орган С. резких производственных шумов и сотрясений (вибраций). В борьбе с этим заболеванием особое значение имеют профилак-тич. мероприятия на произ-ве, совершенствование технол. процессов. Чтобы остановить прогрессирование тугоухости, лучше всего перевести больного на др. работу, не связанную с шумом.
При стойких нарушениях С., не поддающихся лечению, применяют слуховые аппараты. В большинстве случаев с помощью таких аппаратов удается компенсировать недостаток С. В. П. Гамов.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

СЛУХ
способность организма воспринимать звуковые колебания. При посредстве С. происходит речевое общение между людьми, воспринимается речь, другая звуковая информация. Орган С. - ухо. В слуховом анализаторе различают 2 отдела - звукопроводящий (состоит из наружного и среднего уха, которые отделены друг от друга барабанной перепонкой) и звуковоспринимающий (состоит из внутреннего уха, слуховых нервов и специального участка коры головного мозга). Наружное ухо включает ушную раковину и наружный слуховой проход. Среднее ухо имеет небольшую, т.н. барабанную, полость со слуховыми косточками. Во внутреннем ухе сосредоточены чувствительные слуховые клетки. Звуковые колебания передаются через слуховой проход, барабанную перепонку и цепь слуховых косточек, вызывая раздражение чувствительных клеток. По слуховому нерву раздражение передается в головной мозг к корковому центру С. Человеку доступна область звуков с частотой колебания от 16 до 20 тыс. Гц. Минимальная сила звука, способная вызвать едва заметное ощущение слышимого звука, называется абсолютным порогом слухового ощущения. Слуховая чувствительность характеризуется также величиной разностного, или дифференциального, порога, т.е. различения звука по высоте (частоте) и силе. Большинство людей, даже не обладающих тонким музыкальным слухом, могут довольно точно определять усиление и уменьшение звука в 2 раза. Физиологическое приспособление органа С. к различной силе звука называется слуховой адаптацией. От слуховой адаптации отличают слуховое утомление, которое возникает при длительном воздействии интенсивных звуков. Интенсивность звуков не должна достигать порога неприятного ощущения, а продолжительность интенсивных звуков не должна превышать 15-20 мин. Частое и длительное раздражение органа С. может привести к понижению С. Человек обладает способностью не только различать направление звука, но и оценивать расстояние, на котором находится источник звука (т.н. бинауральный С.), дифференцировать звуки, когда они слышны с разных сторон. Специфической особенностью человека является его способность воспринимать звуки как смыслоразличительные единицы - фонемы. Эта способность обеспечивается наличием у человека слухового (сенсорного) центра речи, расположенного в левой височной доле коры головного мозга. Элементарные реакции на звук наблюдаются у ребенка уже в первые часы его рождения. Вначале они протекают как безусловные рефлексы, но в конце 1-го - начале 2-го месяца жизни у ребенка образуются условные рефлексы, а на 3-м месяце он начинает различать звуки по высоте и тембру. Затем формируется способность к дифференцированию звуков, к реагированию на различные интонации и слова. В конце 1-го года ребенок обычно различает слова и фразы преимущественно по их интонационной окраске и ритмическому контуру. К концу 2-го года ребенок обладает способностью распознавать на слух все звуки родного языка. Развитие дифференцированного слухового восприятия происходит в тесном взаимодействии с развитием навыков произношения, но развитие слуховой дифференциации обычно предшествует уточнению произносительных навыков. Формирование речевого С. заканчивается к началу 3-го года жизни. Наиболее простой способ определения слуховой способности - исследование С. с помощью шепотной и громкой речи. С. считается нормальным при восприятии шепотной речи на расстоянии 6-7 м. Более точные исследования проводятся только в условиях специального лечебного учреждения. Нарушения слуха. К ним относятся тугоухость и глухота. Разделяются на временные и стойкие. Временные нарушения возникают вследствие некоторых заболеваний (простуды, отиты), серных пробок, аномального строения наружного и среднего уха (отсутствие или недоразвитие ушных раковин, заращение слуховых проходов, дефекты барабанной перепонки, слуховых косточек и др.). Такие нарушения называются кондуктивными и устраняются методами консервативного лечения или с помощью оперативного вмешательства. Стойкие нарушения связаны с поражением внутреннего уха - сенсоневральная (нейросенсорная) тугоухость и глухота. В этих случаях восстановить С. невозможно, речь может идти лишь о поддерживающей терапии и профилактических мероприятиях, слухопротезировании и длительной систематической педагогической коррекции. Причины нарушений С.: заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп), родовые травмы, ослабленное здоровье ребенка, если он родился недоношенным; наследственность (в т.ч. синдром Ушера), детские инфекции и другие заболевания, применение ототоксичных антибиотиков, травмы головы. Даже незначительное снижение С. в раннем детстве отрицательно сказывается на формировании речи ребенка. Дети со стойким двусторонним нарушением С., при котором обычное речевое общение с окружающими затруднено (тугоухость) или невозможно (глухота), относятся к категории детей с нарушениями С. Детей с тугоухостью называют слабослышащими. Глухими считаются дети с глубоким, стойким двусторонним нарушением С., приобретенным в раннем детстве или врожденным; оглохшими (позднооглохшими) - дети, потерявшие слух, но сохранившие речь в связи с относительно поздним возникновением глухоты. Для распознавания степени понижения С. в Рос. Федерации преимущественно используются аудиолого-педагогическая классификация Л.В. Неймана - в образовательных учреждениях и международная аудиологическая классификация - в медицинских учреждениях. По классификации Неймана слабослышащие могут быть отнесены к одной из 3 степеней тугоухости: потеря слуха (500-4000 Гц) при 1-й степени не превышает 50 дБ) - ребенок разборчиво воспринимает речь разговорной громкости на расстоянии более 1 м и слышит шепот у ушной раковины; при 2-й степени (от 50 до 70 дБ) ребенок воспринимает речь на расстоянии 0,5-1 м, шепот не слышит; при 3-й степени (св. 70 дБ) - слышит голос разговорной громкости на расстоянии не более 0,5 м. В России условной границей между тугоухостью и глухотой принято считать 85 дБ (как среднее арифметическое значение показателей на трех речевых частотах: 500, 1000 и 2000 Гц). Согласно международной классификации (Wilson J., Scand. Audiology, 1988, Supplement. 28, p. 33-58), выделяют 4 степени тугоухости и глухоту, в зависимости от средней потери слуха в диапазоне трех речевых частот (500, 1000 и 2000 Гц): 1-я - 26-40 дБ, 2-я - 41-55 дБ, 3-я - 56-70 дБ, 4-я - 71-90 дБ, глухота - более 90 дБ. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с нарушениями С. Большинство специальных (коррекционных) образовательных учреждений относится к ведению Министерства образования. В них осуществляется дифференцированное (раздельное) обучение глухих и слабослышащих детей, которое ведется по специальным образовательным программам. Дошкольные образовательные учреждения (ДОУ). ДОУ компенсирующего вида для глухих или для слабослышащих детей раннего и дошкольного возраста (с 1,5-2 лет). ДОУ комбинированного вида, в состав которых наряду с общеразвивающими входят и компенсирующие группы для детей с нарушениями С. Дошкольные группы, отделения в специальных коррекционных общеобразовательных школах, школах-интернатах для глухих или для слабослышащих и позднооглохших детей (как правило, с 5 лет). Учебно-воспитательные комплексы "Начальная школа - детский сад" и "Школа - детский сад" компенсирующего вида для глухих или слабослышащих детей. Группы кратковременного пребывания при дошкольных учреждениях компенсирующего и комбинированного вида (занятия проводятся индивидуально или в малой группе из 2-3 чел., как правило, 2- 3 раза в неделю при обязательном присутствии родителей). Дошкольники с нарушениями сложными могут обучаться в диагностических группах (наполняемостью 5 чел.) ДОУ компенсирующего или комбинированного вида, а также в группах кратковременного пребывания и в отдельных учреждениях системы социальной защиты. Общеобразовательные школы для глухих детей для получения основного образования со сроками обучения 10 лет (для классов наполняемостью 6 чел.) и 12 лет (для классов в 12 чел.). Имеется подготовительный класс для детей, не прошедших дошкольной подготовки. При некоторых школах открываются 11-й и 12-й классы для получения среднего образования. Создаются отдельные классы для детей со сложными нарушениями (наполняемость 5 чел.): с умственной отсталостью (см.Нарушения интеллекта) и с задержкой психического развития (1- 9-е классы) и для детей с детским церебральным параличом. Средняя общеобразовательная школа для слабослышащих и позднооглохших детей имеет 2 отделения: 1-е - с 10-летним сроком обучения (1-10-е классы) для детей с легким недоразвитием речи и нарушением слуха, 2-е - с 10-12-летним сроком обучения (1-10-е, 1-12-е классы) в зависимости от наполняемости класса для детей с глубокими недоразвитиями речи; имеются подготовительные классы для детей 6 лет без дошкольной подготовки. Создаются классы для слабослышащих детей с умственной отсталостью или с задержкой психического развития. Появились различные центры, группы детей с нарушениями С. в общеобраз Школы-интернаты санаторного типа для глухих детей с неврологическими заболеваниями, где общеобразовательная подготовка сочетается с медицинской помощью. Выпускники могут продолжать образование в одном из видов учреждений специального или общеобразовательного типа или трудоустроиться. По линии Министерства здравоохранения помощь детям оказывают сурдологические кабинеты (отделения, центры) по месту жительства. Они осуществляют комплексное медико-психолого-педагогическое обследование, лечение, слухопротезирование, диагностические занятия для детей, обучающихся в массовой школе, и педагогические занятия с детьми младенческого, раннего, дошкольного и школьного возраста, не посещающими специальные учреждения, - из расчета 1 час в неделю на ребенка; динамические наблюдения за детьми, обучающимися в специальных школах. Лечение также осуществляется в стационарах при лор-отделениях крупных больниц по месту жительства. См. также Нарушения интеллекта,Нейман Л.В., Специальные (коррекционные) образовательные учреждения,Тугоухость

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

Найдено научных статей по теме — 8

Читать PDF
315.75 кб

Фонематический слух как средство развития аудитивной компетенции

Бондарева Л. В.
Читать PDF
139.74 кб

Сравнительное исследование интеллектуального развития старшеклассников с сохранным и нарушенным слух

Богданова Тамара Геннадиевна
С целью изучения интеллекта старшеклассников с сохранным и нарушенным слухом был апробирован школьный тест умственного развития, позволивший установить количественные различия в интеллектуальном развитии школьников и охарактеризов
Читать PDF
631.50 кб

Эмоциональный слух как путь компенсации общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста

Ковязина Инна Валентиновна, Агавелян Оганес Карапетович
Статья посвящена изучению особенностей распознавания эмоциональной информации по голосу детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Читать PDF
169.03 кб

Понятие «Стилевой слух» как категория музыкальной педагогики

Чиркина Дарья Владимировна
Статья посвящена обоснованию и введению в категориальный аппарат музыкальной педагогики понятия «стилевой слух», в ней конкретизируется содержание понятия «стилевой слух», определяется его структура, обосновывается значимость в на
Читать PDF
33.76 кб

Р. К. Миньяр-белоручев. Методика обучения переводу на слух. Издательство иmо. Москва, 1959. 183 с

Гарбовский Н.К.
Читать PDF
224.87 кб

Связь функциональной готовности к школе и развитие моторных навыков, у детей депривированных по слух

Белова О. А., Клочкова И. А.
Most the thorny question of diagnostics of readiness for school rises in case of its application to children developing in adverse conditions, in particular, in the conditions of acoustical deprivation.
Читать PDF
62.45 кб

Понятие «Стилевой слух» как категория музыкальной педагогики

Чиркина Дарья Владимировна
Статья посвящена обоснованию и введению в категориальный аппарат музыкальной педагогики понятия «стилевой слух», который рассматривается как одна из разновидностей музыкального слуха, направленная на распознавание стилевой характе
Читать PDF
241.51 кб

Преподавание и интенсификация обучения восприятию иноязычной речи на слух

Бутова Ирина Владимировна
Анализируются перспективы внедрения целенаправленного и последовательного развития умений аудирования в учебный процесс.

Похожие термины:

  • Бинауральный слух

    от лат. binl — пара, два, auris — ухо) — способность определять местоположение звучащего тела при восприятии звука обоими ушами. При одинаковом слухе на оба уха направление звука определяется довольно
  • ВОКАЛЬНЫЙ СЛУХ

    Вокальный слух может быть и у непоющего человека. Очень интересная фраза, просто стоит задуматься… Однако, в педагогической практике распространено выражение: вокальный слух – "место ноты". Значи
  • Цветовой слух

    явление, состоящее в том, что звук наряду со слуховым ощущением вызывает добавочное зрительное представление какого-л. определенного цвета, который воспринимается как относящийся к данному звуку
  • ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ

    тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.
  • ФОНЕТИЧЕСКИЙ СЛУХ

    понятие, характеризующее процесс отслеживания слогового потока речи.
  • ОСТАТОЧНЫЙ СЛУХ

    сохранившаяся возможность слухового восприятия при глухоте. При аудиометрическом исследовании глухих детей обнаруживается, что О. с. у них неодинаковый: одни воспринимают только самые низкие зву
  • РЕЧЕВОЙ СЛУХ

    То же, что фонетический слух. Способность человеческого слуха к анализу и в дальнейшем к синтезу речевых звуков на основе различения фонем данного языка. Акустический образ фонемы возникает как а