СЛУШАНИЕ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

СЛУШАНИЕ
вид коммуникативной деятельности в процессе общения, связанный с восприятием и пониманием речи участников общения и реагированием на нее. - Слушание рефлексивное - слушание с анализом, уточнениями, перефразированием. - Слушание эмпатическое - в пед. взаимодействии — метод слушания, основанный на способности учителя понять собеседника и сопереживать ему, т. е. находиться в том же эмоциональном состоянии, к-рое испытывает воспитанник (родитель, коллега и т. д.).

Источник: Педагогический словарь

СЛУШАНИЕ (АУДИРОВАНИЕ)
рецептивный вид речевой деятельности, направленный на смысловое восприятие звучащих текстов. Как и любая деятельность, С. начинается с осознания мотивов, целей и задач предстоящей работы, к которой нас побуждают жизненные обстоятельства, особенности общения. Мы слушаем, потому что этого требуют от нас условия нашей жизни, работы, учебы. Следовательно, прежде чем начать слушать, человек должен понять, с какой целью он будет это делать, каковы конкретные задачи, которые он должен решить в процессе С, т. е. осознать свое коммуникативное намерение, что обеспечивает установку на С, ориентирует на определенный вид С, позволяет наметить общую программу деятельности. Этот этап С. называется побудительно-мотивационным (осознание того, что побуждает нас к С, каковы мотивы, лежащие в основе предстоящей речевой деятельности). Мы ориентируемся в ситуации общения, намечаем программу реализации осознанного коммуникативного намерения. Исходя из этого, некоторые исследователи называют данный этап речевой деятельности ориентировочным. Далее начинается сам процесс С, т. е. восприятие текста, его осмысление и понимание (осознание смысла). На этом этапе слушающий одновременно анализирует воспринимаемое (устанавливает смысловые связи и отношения между звеньями текста) и, синтезируя, обобщая полученные результаты, постигает смысл восприятия. В процессе С. могут быть составлены конспект, план, рабочие записи, сформулированы вопросы, замечания. Этот этап С. называется аналитико-синтетическим. На третьем этапе С, когда завершается прием информации, слушатель может еще раз осмыслить воспринятое, скорректировать свои выводы, отреагировать действиями на услышанное, осознать степень своего понимания проанализированного высказывания. Оформление результатов услышанного, с одной стороны, свидетельствует о реализации цели С. (о мере ее достижения), а с другой стороны — позволяет проконтролировать уровень и качество речевой деятельности. Таким образом, последний этап С. реализует исполнительную (реакция на высказывание) и контрольную фазы речевой деятельности. Результативность С. обеспечивается действиями соответствующих психофизиологических механизмов. Во-первых, процесс С. невозможен без действия механизма слуховой памяти, с помощью которой слушающий удерживает в сознании воспринятые отрезки речи. Работа слуховой памяти позволяет воспринимать речь крупными блоками, а не отдельными словами (и тем более звуками и звукосочетаниями). Психологи установили: чем более крупными блоками человек воспринимает звучащую речь, тем успешнее идет переработка заключенной в ней информации. Удерживая в памяти воспринятые крупными блоками отрезки речи, слушающий постигает и осознает смысловые и логические связи между частями текста. Во-вторых, в процессе С. человек предвидит будущее развитие событий в анализируемом на слух тексте, прогнозирует содержание высказывания, предвидит появление отдельных слов во фразе, предугадывает смысл определенной части прослушиваемого текста. В-третьих, в процессе восприятия звучащего текста слушающий должен выделять смысловые опорные пункты, что углубляет понимание услышанного и облегчает запоминание материалов. Смысловой опорный пункт формируется в процессе сжатия содержания прослушанного отрезка речи, выделения в нем центрального понятия, на базе которого формулируется смысл сказанного и осуществляется дальнейшее восприятие и переработка информации. Механизм выделения смысловых опорных пунктов связывается с выявлением ключевых слов, несущих основную смысловую нагрузку, обозначающих тему высказывания, с комбинированием из них смысловых рядов, которые помогают в сжатом виде понять содержание услышанного, осознать перспективу развития мысли автора, сформулировать на основе смысловых рядов в удобном для слушающего виде основную мысль высказывания. Действие психофизиологических механизмов обеспечивает достижение цели С. — осознание основной мысли высказывания, понимание авторского замысла, глубокое проникновение в содержание услышанного. Существуют различные подходы к выделению видов С. Так, виды С. определяются в зависимости: а) от типа установки смыслового восприятия текста; б) от источника (теле-, радиопередачи, магнитофонные записи и т. д.); в) от того, видим мы говорящего или нет; г) слушаем ли мы одного или нескольких говорящих и т. д. Виды С. в зависимости от типа установки на смысловое восприятие текста: глобальное (когда, например, ставится задача— определить тему, сказать, о чем шла речь); детальное (когда, например, требуется воспроизвести услышанное подробно, в деталях); критическое (когда, например, нужно дать оценку, критически проанализировать услышанное). Умение слушать — профессионально-значимое умение (см. профессиональное педагогическое слушание). Во-первых, учитель сам должен уметь слушать ответ ученика (быстро реагировать на ответ, перестраивать — в случае необходимости — формулировку вопроса и т.д.); диалог (полилог) учеников; своих коллег, родителей и т. п. Во-вторых, учитель должен учить детей внимательно слушать, чтобы они могли усваивать учебную информацию (см. способы слушания). Лит.: Атватер И. Я вас слушаю... Советы руководителю, как правильно слушать собеседника. — М., 1988; Жуков Ю.М. Эффективность делового общения. — М., 1988; Ладыженская ТА. Обучение слушанию // Методика преподавания русского языка. — М., 1990; Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. — М., 1989. Л.Е. Тумина

Источник: Педагогическое речеведение. Словарь-справочник

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Слушание музыки как базовый компонент вузовскойподготовки педагога-музыканта

Горемычкин А.И.
В статье рассматривается вопрос о влиянии систематического, целенаправленно организованного слушания музыки на процесс становления личности будущих учителей музыки, на формирование их профессионального менталитета.
Читать PDF

Учебная дисциплина «Слушание музыки» в детской школе искусств: теоретический и методический аспекты

Иофис Борис Романович, Царёва Наталья Анатольевна
Статья посвящена вопросам теории и методики преподавания учебной дисциплины «Слушание музыки» в детской школе искусств.
Читать PDF

СПОСОБЫ АКТИВИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ НА УРОКАХ "СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ"

Ельцова Наталья Владимировна
В данной статье рассматриваются возможные пути оптимизации процесса обучения в курсе «Слушание музыки» в опоре на разработки когнитивной психологии и методику «Теории решений изобретательских задач».
Читать PDF

Сверхчувственное Слушание и проблема мышления: от «Философской беседы» Платона к онтологии М. Хайдег

Сокол Владимир Борисович
Автор предлагает версию определения сущности философского познания как «философской беседы» (Платон), основанной на глубинном понимании онтологии сверхчувственного слушания и говорения, как они представлены в онтологии мышления М.
Читать PDF

ДЕМОКРАТИЯ И СЛУШАНИЕ

Калдер Гидеон
Демократические теории активно используют понятие говорения включения определенных голосов в процесс беспристрастного принятия решений.
Читать PDF

Культура слушания олонхо: научно-практические подходы к воссозданию

Попова Галина Семеновна
Читать PDF

Слушания в общественной палате Кемеровской области о роли религиозных конфессий в духовном и нравств

Читать PDF

Слушания в Общественной палате Кемеровской области по вопросам духовно-нравственного и патриотическо

Читать PDF

Направления работы по обучению критическому аудированию на уроках русского языка (при слушании устно

Трофимова Оксана Владимировна
Дано описание содержания обучения критическому аудированию на уроках русского языка. Обоснована необходимость разработки целостной системы обучения критическому аудированию при обучении русскому родному языку, т.к.
Читать PDF

Общественные слушания в России: реалии и проблемы

Стародубов Арсений Александрович
Читать PDF

ОБЩЕСТВЕННЫЕ СЛУШАНИЯ "ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО РОССИИ: НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ

Читать PDF

ПОЧЕМУ МЫ ГОВОРИМ О СЛУШАНИИ?

Добсон Эндрю
Практически полностью игнорируетсяв той форме политического обсуждения, которую мы называем демократией, тогда как говорению со времен Аристотеля отводится главенствующая позиция.

Похожие термины:

  • ЭМПАТИЧЕСКОЕ СЛУШАНИЕ

    передача говорящему чувства эмпатии к нему. Для этого применяются приемы рефлексивного слушания, т. е. уточнение, перефразирование и резюмирование (см. способы слушания). Э. с. отличается от рефлекс
  • слушание Нерефлексивное

    умение внимательно молчать, не вме­шиваясь в речь собеседника своими замечаниями. Применяется в случаях, когда говорящий испытывает трудности в формулировании своих мыслей, либо слишком эмоцион
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СЛУШАНИЕ

    это такое умение слушать, которое в полной мере способствует эффективному общению учителя с учащимися в различных коммуникативных ситуациях (при фронтальном опросе, при слушании ответа учащегос
  • слушание Рефлексивное

    активное слушание собеседника, посто­янное реагирование на его речь. Уместно, когда необходимо уточнять смысл того, о чем говорит собеседник [24, c. 137]. СОАВТОРСТВО – сотрудничество нескольких авто
  • Активное слушание

    способ взаимодействия, основанный на умении педагога настраиваться на эмоциональную волну ребенка (слушать и слышать ребенка), и, обозначив чувство ребенка, ненавязчиво помочь ему решить проблем
  • СПОСОБЫ СЛУШАНИЯ

    нерефлексивное и рефлексивное слушание. Нерефлексивное слушание состоит в умении «внимательно молчать», не вмешиваясь в речь говорящего своими замечаниями. Это активный процесс, требующий физич
  • КУЛЬТУРА СЛУШАНИЯ (АУДИРОВАНИЯ)

    предполагает умение слушать (физически воспринимать звучащее слово) и слышать собеседника (сосредоточиться на том, что говорится; осмыслить звучащий текст). Установка на смысловое восприятие опр