Сознание

Найдено 17 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Сознание
высший уровень психического отражения действительности, присущий человеку.

Источник: Словарь социального педагога и социального работника

СОЗНАНИЕ
высший уровень психического отражения человеком действительности, ее представленность в виде обобщенных образов и понятий.

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

Сознание
свойственный человеку способ отношения к объективной действительности, опосредованный всеобщими формами общественно-исторической деятельности людей.

Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии

Сознание
высший уровень психического отражения человеком действительности, ее представленность в виде обобщенных образов и понятий; обычно считается присущим только человеку как существу общественно-историческому.

Источник: Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. 2013

СОЗНАНИЕ
человеческая способность идеального воспроизведения действительности в мышлении; свойство высокоорганизованной материи; субъективный образ объективного мира; высшая форма психического отражения, свойственная общественно развитому человеку и связанная с речью, идеальная сторона целеполагающей трудовой деятельности.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

СОЗНАНИЕ
интегративное выражение психических процессов, позволяющее понимать и оценивать объективный мир и свою собственную жизнь. Благодаря С. человек выделяет и противопоставляет себя окружающей действительности, определенным образом относится к ней. С. позволяет воспринимать мир в его объективных формах, выходить за рамки субъективной значимости.

Источник: Cловарь музейно-педагогических терминов

Сознание
1) особая форма бытия; 2)постижение бытия; высшая свойственная лишь человеку форма идеального отражения и духовного освоения объективной действительности, совокупность психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия. Сознание является одним из основных понятий философии, социологии и психологии. Выступает в форме индивидуального сознания и общественного сознания [18, с. 374].

Источник: Краткий словарь-справочник по гражданско-патриотическому воспитанию. Челябинск. 2014

Сознание
высшая, свойственная только человеку форма понимания себя и окружающей действительности, источник и механизм всех видов человеческой деятельности — мышления, поведения, производства и применения знаний Отличается от мышления содержательной наполненностью - ценностным содержанием, представленным в личностных структурах сознания. Выделяются бытийный, культурный и рефлексивный слои сознания (В.П. Зинченко). Сознание - это не только знание, но и со-знание, страстное отношение к знанию - о себе и о мире.

Источник: Глоссарий по педагогике.

СОЗНАНИЕ
термин, употребляемый в психологии для обозначения психики человека в отличие от психики животных; синоним термина «психика человека»;
- термин, употребляемый и в быту, и в психологии для обозначения такого состояния психики человека, когда он рефлексирует, т. е. отдает себе тот или иной отчет в происходящем вокруг него или в его внутреннем мире и в организме. В этом случае сознание противополагается бессознательному или чему-то плохо замечаемому (плохо сознаваемому) человеком. Литература: [70].

Источник: Педагогика. Словарь системы основных понятий.

СОЗНАНИЕ
человеческая способность идеального воспроизведения действительности в мышлении. Однр из основных понятий социологии, психологии и философии, которая рассматривает сознание как осознанное бытие, как свойство высокоорганизованной материи, как субъективный образ объективного мира, как идеальное в противоположность материальному и в единстве с ним. В более узком смысле сознание — высшая форма психического отражения, свойственная общественно развитому человеку и связанная с речью, идеальная сторона целеполагающей трудовой деятельности. Сформировалось на основе и в процессе общественной практики; выступает в двух формах: индивидуальной (личной) и общественной.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

Сознание
1) восприятие и понимание окружающей действительности, свойственное человеку; способность осмысленно воспринимать окружающее; 2) мыслительная деятельность; осмысление окружающего; понимание, осознание человеком или группой людей общественной жизни; 3) процесс отражения деяствительности мозгом человека, включающий все формы психической деятельности и обуславливающий целенаправленную деятельность человека; 4) ясное понимание чего-л.; 5) высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу. Эмпирически С. выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем опыте и предвосхищающих его практическую деятельность.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

Сознание
ст.слав. – совесть) – высший уровень психического отражения действительности, существующего в виде лично человеком обобщенных образов, представлений, сформированных понятий. Сознание – это еще и способность человека к осмысленному саморегулированию. Оно интегрирует в себе все другие формы психического отражения действительности. Сознание человека всегда активно, направлено на какой-либо объект познания, способно к рефлексии, т.е. самонаблюдению, мотивировано и ясно. Сознание человека способствует формированию менталитета; оно не обладает никакой силой по отношению к духу, а лишь обеспечивает его существование. «Оно может светить духу, но не может приказывать ему». Сознание по природе и содержанию своему носит общественно-исторический характер. В силу этого оно не однородно. Различают, например, религиозное сознание, педагогическое сознание, гражданское сознание и др.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

СОЗНАНИЕ
высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку как общественному существу. Эмпирически С. выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем опыте и предвосхищающих его практическую деятельность. С. характеризуется активностью, интенциональностью (направленностью на предмет: С. всегда - С. чего-либо), способностью к рефлексии, самонаблюдению (осознание самого С.), мотивационно-ценностным характером, различной степенью (уровнями) ясности. Структуры С. индивида формируются в раннем онтогенезе благодаря присвоению ребенком структур такой деятельности, как общение со взрослым. Структура совместной деятельности порождает структуру С., определяя, соответственно, следующие его осн. свойства: социальный характер (включая опосредованность знаковыми, в т.ч. вербальными, и символическими структурами); способность к рефлексии и внутренний диалогизм, предметность.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

СОЗНАНИЕ
Высший уровень психического отражения действительности, присущий только человеку как общественноисторическому существу. Овладение речью на иностранном языке представляет собой систему сознательно регулируемых интеллектуальных операций. Осознанный материал языка или структура речи, доведенные до автоматизации, переходят в область интуиции. Но с возникновением трудностей при использовании языковых средств или при построении высказывания С. может подключаться для разрешения задачи. Выделяют четыре уровня сознательности: 1) актуальное осознание познаваемого предмета, находящегося в центре внимания; 2) сознательный контроль, когда предмет непосредственно не осознается, но в любой момент может быть осознан; 3) бессознательный контроль, когда предмет осознания соотносится с имеющимся в памяти эталоном без участия произвольного внимания; 4) полная бессознательность. В сформированном иноязычном речевом умении актуально осознается содержание высказывания; структурирование предложений и выбор слов по значению соотнесены с уровнем сознательного контроля; звуковое и графическое оформление речи происходит на уровне неосознанного контроля; становление родной речи у ребенка иллюстрирует полную бессознательность.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

Сознание
1) в философии: "совокупность некоторых когнитивных операций, связанных с субъективным переживанием своих мыслей, чувств, впечатлений и возможностью передать их другим с помощью речи, действий или продуктов творчества".[18] Отечественный психолог П.В.Симонов, подчеркивая социальную природу сознания, рассматривает сознание как совместное знание. Он пишет: "Сознание есть знание, которое с помощью слов, математических символов и обобщающих образов художественных произведений может быть передано, стать достоянием других членов общества, в том числе других поколений, в виде памятников культуры".[19] "Осознать - значит приобрести потенциальную возможность научить, передать свои знания другому. Согласно современным данным, для осознания внешнего стимула необходима связь гностических зон новой коры большого мозга с моторной речевой областью в левом (у правшей) полушарии".[20] [Когнитивный (от лат. когнитио - знание, познание) и гностический (от греч. гносис - знание) - синонимы, означают "связанный с познанием"]. 2) В психофизиологии, по мнению нейрофизиолога Х.Дельгадо, сознание можно определить как "организованную группа процессов в нервной ткани, возникающих немедленно на предшествующие, вызванные внутренними и внешними причинами явления. Сознание [как и бессознательное] определяют через функции, которые оно выполняет. Сознание, как группа нервных процессов, воспринимает, классифицирует, трансформирует и координирует вызвавшие его процессы с целью начать действие на основе предвидения его последствий и в зависимости от наличной информации.[21]

Источник: Педагогическая антропология. Словарь

СОЗНАНИЕ
а) термин, употребляемый в психологии для обозначения психики человека в отличие от психики животных; синоним термина «психика человека»;
б) термин, употребляемый и в быту, и в психологии для обозначения такого состояния психики человека, когда он рефлексирует, т.е. отдает себе тот или иной отчет в происходящем вокруг него или в его внутреннем мире и в организме. В этом случае сознание противополагается бессознательному или чему-то плохо замечаемому (плохо сознаваемому) человеком. Очень многие процессы, состояния, явления в психике протекают, происходят так, что человек их не рефлексирует. т.е. не знает о них (они, таким образом, протекают бессознательно). Например, человек может правильно воспринимать близкий предмет как маленький, а удаленный – как большой, хотя по законам геометрической оптики проекция близкого, но малого предмета, занимает более значительную площадь на сетчатке глаза, чем проекция далекого, но крупного. Все эти сложные процессы правильного отображения величины и удаленности предметов в сознании человека протекают бессознательно за счет содружественной работы глаз, глазодвигательных мышц, зрительных мозговых центров и на основе имеющегося у человека опыта. В поле ясного внимания, сознания представлен в данном случае только результат этих процессов – верный образ реальности, тогда как о процессе порожденияэтого образа можно узнать только опосредованно, применив методы научной психологии. И таких неподотчетных явлений, характеризующих психику, очень много, и это нормально. Можно плохо или искаженно знать о самом себе, о своих личных качествах, что сплошь и рядом происходит не только в процессе развития ребенка, подростка, в юношеском возрасте, но и в возрасте зрелости, и в период старения человека. В этом смысле изучение научной психологии расширяет кругозор человека, знания его о самом себе и других людях (и, следовательно, возможности управления собой и взаимодействия с людьми) так же, как, скажем, изучение естественных наук расширяет его кругозор в отношении природы (и, следовательно, возможности использования ее «даров»).
Возможны нарушения С. Они могут вызываться органическими повреждениями нервной системы, наркотическими и иными, в частности производственными, отравлениями, а также и психическими перегрузками, переутомлением, тяжелыми душевными потрясениями
– психотравмами. К нарушениям сознания относят, например, такие: дезориентировка во времени, месте, обстановке; неотчетливое восприятие окружающего; спутанность мышления, «скачка мыслей»; затруднение воспоминаний о событиях внешнего или внутреннего мира; «оглушенное состояние», когда человек действует как бы «спросонок»; «делириозное помрачение сознания», когда на человека наплывают яркие посторонние представления, идеи, обрывки воспоминаний вплоть до ложных восприятий; «деперсонализация» (свои мысли, чувства, действия воспринимаются человеком как бы со стороны, как чужие).
Ориентироваться в нарушениях С. педагогу важно, чтобы при необходимости принять решение о целесообразности обратиться к специалисту (например врачу, психотерапевту).
Нормальные состояния психики могут характеризоваться разными степенями рефлексии (ясности, разносторонности отчета человека в происходящем). Вопрос о градациях (в норме) ясности, адекватности, разносторонности осознания человеком происходящего пока еще не нашел в науке общепризнанного решения. Можно указать на высший уровень ясности сознания, который отмечают по данным некоторых самонаблюдений и обозначают как «озарение». Это состояние и переживание возникает у человека, когда он с увлечением выполняет интересующую его работу, и нужные мысли, творческие догадки, воспоминания, образы творческого воображения как бы сами собой приходят в голову; все нужное хорошо помнится, четко удерживается в голове (см. Вдоховение).
Одна из важных задач педагога – делать достоянием ясного С. учащихся не только содержание учебных предметов, но также воспитывать, формировать у них умения психологического самопознания, самооценки, умения правильного познания других людей.
в) термин «С.» широко используется во многих других областях науки и практики (в философии, логике, языкознании, антропологии, социологии, этнографии и др.; в обиходном профессиональном жаргоне радиоэлектронщиков, например, есть даже выражения «потеря С. компьютера», «потеря С. усилителя»). В каждой области данный термин всякий раз приобретает специфическое понятийное содержание, которое нужно уточнять из контекста речи или по соответствующим специальным справочникам.
Лит.: Зейгарник Б.В. Патопсихология. – М., 1986; Климов Е.А. Психологическое содержание труда и вопросы воспитания. – М., 1986; Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975; Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. – М., 1991; Петренко В.Ф. Основы психосемантики. – Смоленск. 1997.
Е.А. Климов

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

СОЗНАНИЕ
высш. уровень духовной активности человека как социального существа. Своеобразие этой активности заключается в том, что отражение реальности в форме чувственных и мыслительных образов предвосхищает практич. действия человека, придавая им целенаправленный характер. Объективный мир, воздействуя на человека, отражается в виде представлений, мыслей и др. духовных феноменов, образующих содержание С., к-рое запечатлевается в продуктах культуры.
Многоплановость С. делает его предметом изучения мн. наук. Для философии главным является вопрос об отношении С. к бытию.
При социологич. подходе С. рассматривается прежде всего как отображение в духовной жизни людей интересов и представлений различных социальных групп.
В психологии С. трактуется как особый, высш. уровень организации психич. жизни субъекта, выделяющего себя из окружающей действительности, отражающего эту действительность в форме психич. образов, к-рые служат регуляторами целенаправленной деятельности. Важнейшая функция С. - мысленное построение действий и предвидение их последствий, контроль и управление поведением личности, ее способность отдавать себе отчет в том, что происходит как в окружающем, так и в своем собственном духовном мире. С. есть отношение субъекта к среде, что означает включение в акт С. как всей жизни субъекта в ее уникальности и неповторимости, так и непосредственно переживание им системы своих отношений к реальности.
С. - сложное системное образование, имеющее разл. уровни. Знание об этих уровнях выражается в представлениях о степени отчетливости или ясности С. Обычно эти степени диагностируются у нормального человека по его самоотчетам и по характеру ориентации в окружающей действительности. Это выражено, в частности, в переходах от сосредоточенности на объектах мысли и действий, о к-рых имеются отчетливые знания, к потере или подмене предметов мысли. С. неотделимо от внимания, свойства к-рого изучаются эксперим. психологией. В фокусе С. находится (благодаря сосредоточенности внимания). ограниченный круг объектов, тогда как др. объекты, будучи за пределами этого круга, представляют периферию С. Нейрофизиол. основа этого феномена получила свое объяснение в учении А. А. Ухтомского о доминанте. Наблюдаются также разл. степени ясности С. - от состояний, характеризуемых как озарение, внезапное прозрение, до т. н. просоночных состояний. С. находится в сложном соотношении с разл. формами неосознаваемой психич.деятельности.
С. возникает, функционирует.н. развивается в процессах взаимодействия человека с реальностью, на основе его чувственно-предметной деятельности, обществ.-ист. практики. Отражая в своем содержании объективный мир, С. детерминируется природной и социальной реальностью. Предметы, их свойства и отношения существуют в нем в форме образов - идеально; идеальное выступает как продукт деятельности мозга, как субъективный образ объективного мира.
Высш. уровнем регуляции деятельности на основе принятых человеком ценностей, нравств. норм является ее сознательность. Она предполагает, что эти нормы стали интегральным компонентом жизни личности. Войдя в систему ее убеждений, они реализуются с ясным и отчетливым пониманием конечных целей и возможных последствий действий. Сознательность выражается в способности человека анализировать мотивы собств. поведения, переживая их как глубокую внутр. потребность, и выбирать наиб. рациональный способ достижения поставленных им целей согласно принятым в обществе социальным и нравств. нормам. Исходный пункт отношения человека к реальному миру - целеполагающая деятельность. Именно в обеспечении целеполагающей творческой деятельности, направленной на преобразование мира с учетом интересов человека и общества, состоит осн. жизненный смысл и ист. необходимость возникновения и ист. развития С., к-рое дает человеку возможность правильно отражать существующее, предвидеть будущее и на этой основе посредством прак-тич. деятельности творить мир.
Формированию С. человека предшествовал длит, период психол. развития животных, у к-рых имеются зачатки интеллекта как особой формы рассудочной деятельности, остающейся, однако, неосознанной. Она появляется на высоком уровне организации живой материи и связана с развитием нервной системы в условиях приспособления организма к изменяющейся внеш. среде. Становление человека связано с переходом от присвоения готовых предметов к труду, в процессе к-рого произошло преобразование инстинктивной в своей основе деятельности животных и формирование механизмов сознат. деятельности человека. С. могло возникнуть лишь как функция сложноорганизованного мозга, к-рый формировался по мере совершенствования структуры деятельности и социальных отношений, а также связанной с этим знаковой коммуникацией. С помощью орудий труда человек вовлекал предметы в сферу новых форм своего взаимоотношения с действительностью. Применение орудий и системы речевых знаков в виде жестов и звуков, т.е. переход к опосредов. символич. деятельности видоизменил всю структуру человеческой активности, а тем самым и С. Логика чувственной деятельности, воспроизводимая в содержании актов коммуникации, диктуемых необходимостью совместного труда, превращалась во внутр. план мыслит, деятельности. Орудием этой внутр. деятельности выступила социально детерминированная система знаков - язык. Благодаря языку С. формируется и развивается как духовный продукт жизни общества, осуществляется преемственность человеческой деятельности и общения.
Лит.: Рубинштейне.Л., Бытие и сознание, М., 1957; СпиркинА. Г., Сознание и самосознание, М., 1972; Леонтьев А. Н., Деятельность. Сознание. Личность, М., 1977; Лурия А. Р., Язык и сознание, М., 1979; Марголис Дж., Личность и сознание, пер. с англ., М., 1986; Велихов Е. П., Зин-ченкоВ. П., Л с кторс к и и В. А., Сознание: опыт междисциплинарного подхода, ВФ, 1988, № 11. С. Л. Михайлов.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
307.31 кб

Педагогическое сознание как условие эффективности профессиональной деятельности учителя

Витрук Екатерина Ефимовна, Коллегов Артём Константинович
Дано определение педагогического сознания, раскрыто значение внешних и внутренних условий формирования педагогического сознания.
Читать PDF
405.48 кб

Реализация дидактических принципов при изучении темы «Сознание» в курсе философии

Мёдова Анастасия Анатольевна
Рассмотрена возможность применения общедидактических принципов, выдвигаемых классической и современной педагогикой в процессе изучение тематического блока «Сознание».
Читать PDF
270.71 кб

О влиянии информационных и когнитивных технологий на образовательные стратегии и сознание

Черникова Ирина Васильевна, Середкина Елена Владимировна
Обсуждаются проблемы, поставленные перед обществом внедрением информационных и когнитивных технологий в систему коммуникаций.
Читать PDF
191.70 кб

Российское педагогическое сознание в канун великих социальных катаклизмов

Новиков С. Г.
Читать PDF
2.28 мб

Первенцы факультета: личность, деятельность, сознание

Читать PDF
176.95 кб

Экологическое сознание и экологическая деятельность архитектора как предмет педагогической рефлексии

Мелик-пашаева Ирина Борисовна
В статье даны определения понятиям «экологическое сознание» и «экологическая деятельность».
Читать PDF
260.30 кб

Профессиональное сознание, профессиональное поведение, профессиональная деятельность: о предмете пра

Бочарова Юлия Юрьевна
В статье представлен сравнительный анализ руководств по организации практики одиннадцати университетов Англии, Шотландии, Ирландии, Канады.
Читать PDF
4.60 мб

Нравственное сознание будущего учителя: анализ состояния с позиции этики пользы и этики блага

Позднякова О. К.
В статье обосновывается необходимость выявления в педагогическом вузе состояния нравственного сознания будущего учителя с позиции этики пользы и этики блага.
Читать PDF
123.13 кб

О лингвокультурном аспекте влияния рекламы на языковое сознание современной молодежной аудитории (на

Мамонтов А. С.
В данной статье на экспериментальном материале анализируется содержание и характер воздействия языка текстов современной российской рекламы на культуру речи молодежной аудитории, рассматриваются как негативные, так и позитивные че
Читать PDF
441.94 кб

Экологическое информационное пространство и его влияние на экологическое сознание

Чуйкова Людмила Юрьевна
В статье рассматриваются вопросы формирования экологического информационного пространства и его воздействие на процесс формирования экологического сознания
Читать PDF
195.49 кб

Историческое сознание, историческая память и учебник истории: взаимосвязь и взаимовлияние (к вопросу

Федорова Надежда Георгиевна
Читать PDF
88.07 кб

Нравственное сознание будущего учителя: анализ состояния с позиции золотого правила нравственности

Позднякова О. К.
В статье представлены методики изучения нравственного сознания студента будущего учителя, позволяющие анализировать состояние нравственного сознания студента педагогического вуза под углом зрения золотого правила нравственности.
Читать PDF
143.26 кб

Экологическое сознание учащихся: структура и критерии оценки

Чердымова Е. И.
Экологическое сознание как объект психологии может быть предметом диагностики его наличия или отсутствия и предметом целенаправленного формирования и развития.
Читать PDF
246.06 кб

Религиозно-православное сознание как основа гуманистического воспитания в философско-педагогическом

Карташова Елена Павловна
В статье рассматривается философско-педагогическая система В. В. Розанова в контексте развития образования и просвещения в России на рубеже XIX-XX веков на основе анализа религиозно-гуманистической картины мира философа-педагога.
Читать PDF
0.00 байт

Экологическое сознание человека ценностная ориентация времени

Романова К. А.
В статье предлагается авторский взгляд на важнейшую экологическую проблему современности: экологическую кризисную ситуацию возможно решить при главном условии формировании экологического сознания человека, основанного на гуманисти

Похожие термины:

  • Ассимилированное сознание

    лат. – уподобление) – это сознание, по своим ценностным ориентирам слившееся с массовыми клишированными идеологическими установками. Человек как бы ассимилирует, уподобляет, отождествляет себя
  • Сознание человека

    высшая форма психического отражения действительности, присущая только человеку и неразывно связанная с языком, посредством которого оно осуществляется.
  • Эстетическое сознание

    осознанное людьми эстетическое отношение к действительности и искусству, выраженное в совокупности эстетических идей, теорий, взглядов, критериев.
  • СОЗНАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ

    сознание конкретной личности, принадлежащей к определенному обществу, классу, различным социальным группам и коллективам.
  • Клишированное сознание

    фр. – печать) – сознание, основанное на речевых стереотипах, готовых речевых формулах, стандартных фразах, принимаемых за истину и основные выразители смысла. Клишированное сознание забито привы
  • Вербальное сознание

    перевод предметов и объектов в слова.
  • Читательское сознание

    высшая форма отражения читательской действительности, читательского мира посредством познания, переживания и отношения на основе динамики и устойчивости психических явлений (процессов, состоян
  • КОЛЛЕКТИВНОЕ СОЗНАНИЕ

    существование внешнего по отношению к индивиду социального и морального порядка, воздействующего как самостоятельная сила. Складывается из общих для индивидов чувств, верований и ценностей и в т
  • ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ

    совокупность идей, взглядов, представлений, эмоций, чувств, настроений, традиций, привычек и т. д., присущая обществу в целом или отдельным социальным группам: классам, нациям.
  • Мифологическое сознание

    это мышление наглядными образами, «телесными» и пластичными по характеру, включенными в жизнь, но напрямую с ней не связанными. В мифологическом сознании нет отвлеченных абстрактных понятий, нет
  • Национальное сознание

    одна из форм группового сознания, система взглядов, идей, представлений этнической группы, возникающих на основе взаимодействия с другими этническими группами и отражающих отношение к ним, а такж
  • Ноосферное сознание

    сознание человека информационного общества, направленное на выработку поведения, предотвращающего экологические катастрофы и социальные бифуркации.
  • НРАВСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ ПЕДАГОГА

    особая форма нормативно-оценочного отражения нравственных отношений педагога с окружающими людьми в ходе его профессиональной деятельности.
  • Нравственное сознание

    осознание личностью норм нравственности, взаимоотношений в обществе, идей, представлений, идеалов, функционирующих в обществе; совокупность этических знаний, нравственных взглядов, убеждений, чу
  • СОЦИАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ

    осознание индивидом потребностей и ценностей других людей и общества в целом; обычно сопровождается действиями, направленными на удовлетворение этих потребностей.
  • СОЗНАНИЕ ГРУППОВОЕ

    совокупность идей, взглядов, представлений, чувств, настроений, волеизьявлений, присущих данной социальной группе. Из нее индивид черпает общезначимые идеи, взгляды, представления, модифицируя их
  • СОЗНАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

    сознание того, что наша деятельность не обусловлена средой или ситуацией; сознание того, что мы не только можем, но и должны отвечать за последствия наших поступков.
  • Педагогическое сознание

    совокупность знаний и ценностных установок учителя, определяющая характер всей его пед. деятельности и отношения к профессии и детям. Складывается из личностной и профессиональной Я-концепции, 5-
  • ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ

    совокупность общественно значимых взглядов, убеждений, ценностных ориентаций, формирующих реальные отношения социальных и национальных групп, отдельного человека к другим национальным группам
  • ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ

    основано на экологических знаниях: факты, сведения, выводы, обобщения о взаимоотношениях и обмене, происходящих в мире животных и растений, в сфере их обитания, в окружающей среде.