Свобода
Свобода
наличие у человека или процесса возможности выбора варианта и реализации (обеспечения) исхода события [11].
Источник: Краткий словарь-справочник по гражданско-патриотическому воспитанию. Челябинск. 2014
Свобода
один из главных факторов существования человека; это возможность и способность человека мыслить, действовать, совершать поступки, исходя из собственных побуждений, интересов и целей. Внутренне свободный человек обладает не только автономностью, но и независимостью, самостоятелен и суверенен в выборе целей и средств деятельности, ответственен за принятые решения.
Источник: Педагогическая антропология. Словарь
СВОБОДА
1) отсутствие ограничений, стеснений (в общественно-политической деятельности); свобода совести (право исповедовать любую религию или не придерживаться никакого вероисповедования); свобода личности (тайна переписки, телефонных и телеграфных сообщений и пр.); свобода со браний, митингов и т.п.; 2) применительно к поведению детей и подростков: право ребенка на принятие самостоятельного решения, на индивидуальность, способность выбирать и уметь находить баланс между собственными интересами и интересами других людей. Свобода должна предполагать этику, чтобы сделать любого человека ответственным за все то, что он делает и позволяет делать другим.
Источник: Словарь по образованию и педагогике.
СВОБОДА
1) понятие, имеющее абсолютно позитивный смысл исключительно в его примени к сфере духа, но не к сфере физического существования в обществе, которая целиком структурируется ограничениями, налагаеиыми на биологические функции; 2) осознанная необходимость и возможность социального субъекта осуществлять нравственный выбор; 3) способность личности к творческому становлению в границах определенных ей возможностей; самая глубокая нравственная основа личности, ее исключительная привилегия и неотъемлемый дар; нравственное самоопределение личности, но не по отношению к дихотомии «небытие-бытие», а по отношению к дихотомии «добро-зло». В этом последнем самоопределении заключается основание человеческого выбора состояния бытия.
Источник: Теория образования взрослых: становление, проблемы, задачи
СВОБОДА
один из главных факторов существования человека; это возможность и способность, человека мыслить, действовать, совершать поступки, исходя из собственных побуждений, интересов и целей. Внутренне свободный человек обладает не только автономностью, но и независимостью, самостоятелен и суверенен в выборе целей и средств деятельности, ответственен за принятые решения.
Свобода в образовании и воспитании — это сотворчество педагога и ребенка в решении новых образовательных и воспитательных задач. Свобода в педагогике рождается, прежде всего, из признания и реализации права ребенка на собственные жизненные интересы и цели. Свобода личности в отношении к воспитанию как к самовоспитанию может быть выражена как разумный компромисс между «хочу» (потребности)- «надо» (преодоление)- «могу» (творчество).
Свобода в образовании и воспитании — это сотворчество педагога и ребенка в решении новых образовательных и воспитательных задач. Свобода в педагогике рождается, прежде всего, из признания и реализации права ребенка на собственные жизненные интересы и цели. Свобода личности в отношении к воспитанию как к самовоспитанию может быть выражена как разумный компромисс между «хочу» (потребности)- «надо» (преодоление)- «могу» (творчество).
СВОБОДА
возможность поступать так, как хочется, свобода воли. В истории развития понятие творческой свободы постепенно вытесняет понятие свободы от препятствий (принуждения, судьбы). В древней философии (у Сократа и Платона) речь идет прежде всего о свободе и судьбе, затем о свободе от политического деспотизма (у Аристотеля и Эпикура). В средние века подразумевалась свобода от греха и проклятия церкви, причем возникал разлад между нравственно требуемой свободой человека и требуемым религией всемогуществом Бога. В эпоху Ренессанса и последующий период под свободой понимали беспрепятственное развертывание человеческой личности. Со времен Просвещения возникает понятие свободы, признающее господство всемогущей естественной причинности и закономерности. Марксизм считает свободу фикцией: человек мыслит и поступает в зависимости от побуждений и среды, причем основную роль в его среде играют экономические отношения и классовая борьба. Согласно экзистенциализму основным состоянием бытия является страх перед возможностью небытия, страх, который освобождает человека от всех условностей действительности и, таким образом, позволяет ему достигнуть некоторой степени свободы.
Источник: Профессиональное образование. Словарь
СВОБОДА
«...есть определение человека не извне, а изнутри, из духа... Если человек – существо, целиком детерминированное природою и обществом, то не может быть никакой свободы» (Н.А. Бердяев). Это – наиболее полное определение свободы исходит из двух фундаментальных положений: во-первых, из независимости человека от внутренней природы – страстей, желаний, чувств, эмоций, подчинение которым ввергает человека в рабство от себя; во-вторых, из независимости от общества, подчинение требованиям которого может ввергнуть человека в рабство от других. Строго говоря, человек не свободен от упомянутых условий, но он способен занять относительно их позицию, и в этом смысле «человеческая свобода – последняя свобода» (В. Франкл). Подобная трактовка свободы исходит из триединой сущности человека – как существа природного (биологического), существа социального (культурного) и существа экзистенциального (независимого, самосущего, свободного). Это единство (как триединство) обеспечивается способностью человека быть свободным, быть «причиной в себе», но не «причиной чего-то другого». Приведенная трактовка свободы принципиально важна для педагогики вообще и для гуманистической (антропоцентричной) в частности.
Свобода
философская категория, выражающая отношение между жизнедеятельностью людей и объективными законами природы и общества. Существуют две противоположные точки зрения на С.: 1) самоопределениедуха, свобода воли, то есть возможность поступать согласно волеизъявлению, которая не только не детерминирована внешними условиями, но и, возможно, противостоит им; 2) осознанная необходимость, определенная тем, что поступки и действия человека определены независящими от него обстоятельствами. С. как абсолютизируемая осознанная необходимость приводит к фатализму. С. и необходимость можно рассматривать в органической взаимосвязи. Тогда можно говорить о подлинной свободе, непротиворечивое понимание которой содержится в трудах Спинозы, Гегеля, Маркса. Формы проявления С. зависят от уровня развития человека. С. личности – это С. в обществе (даваемая положением, деньгами, наличием или отсутствием возможности выбора, карьеры и др.). С. индивидуальности – это С. черпать побудительные силы в воображаемом, проектируемом будущем. С. в этой ситуации – форма активности. Здесь она связана не столько с необходимостью, сколько с ответственностью, то есть с сознанием своей способности выступать причиной изменений как собственной жизни, так и жизни и судьбы других людей. Парадокс понятия С. состоит в том, что представление о С. во внутреннем сознании обладает большей ясностью, чем на уровне логического мышления. «Свобода – один из модусов нашего бытия, где все мы не свободны от смыслов. Овладевая смыслами, мы всегда становимся не свободными от них» (В.В. Налимов). В «Законе Божиим» о С. сказано: «Творец от творения дал всем органическим существам и даже растительному миру, каждому в мере, соответствующей его природе и его организации, свободу роста и развития, пользования своими силами и использования окружающей среды. Еще более свободы Творец доставил человеку, этому высшему на земле, разумному и нравственно ответственному творению своему». В акмеологии такое понимание С. соответствует понятию осуществимости потенциала человека. Н. Бердяев в «Философии свободы» дает космопланетарное видение С.: «По плану творения космос дан как задача, как идея, которую должна творчески осуществить свобода тварной души».
СВОБОДА
одна из основополагающих для европейской культуры идей, отражающая такое отношение субъекта к своим актам, при котором он является их определяющей причиной, и они непосредственно не обусловлены природными, социальными, межличностно-коммуникативными, индивидуально-внутренними или индивидуально-родовыми факторами. В русском языке слово "С." в самом общем смысле означает отсутствие ограничений и принуждения, а в соотнесенности с идеей воли - возможность поступать как хочется. Изначальное представление о С. общественного человека соотнесено с законом и, соответственно, с ответственностью за его соблюдение и наказанием за его нарушение. Представление о С. в развитых монотеистических религиях соотнесено с благодатью. Эти образы С. обобщаются в представлении о С. как познанной необходимости. Не зависящие от человека ограничения могут таиться в нем самом и обусловливаться не только незнанием и неумением, но и страхами (Эпикур, С. Кьеркегор), в частности страхом самой С. (Э. Фромм), страстями/аффектами (Р. Декарт, Спиноза). Одним из источников ограничений может быть власть. В характеристике С. как действия заключена важная проблема возвышения С. от произвола к творчеству. В произволе и творчестве С. обнаруживается - как С. негативная и С. позитивная. И. Кант именно в позитивной С. усматривал действительную ценность. В этическом плане позитивная С. предстает как добрая воля, подчиненная нравственному закону. В новоевропейской философии складывается понятие С. как политико-правовой автономии гражданина. Автономная воля обнаруживается как свободная через обуздание своеволия. В сфере права это - подчинение личной воли общей воле, выраженной в общественной дисциплине. В сфере морали это - сообразование личной воли с долгом. В психологическом плане автономия выражается в том, что индивид действует в уверенности, что другие признают его С. и из уважения не препятствуют ей, а также в том, что он демонстрирует уважение к С. других. В морали максима "С. одного человека ограничена С. другого" переосмысливается как личная задача и получает строгую форму императива: ограничивать собственное своеволие, подчиняя его соблюдению прав других, не позволяя себе чинить несправедливость в отношении других и содействуя их благу.
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
Свобода
др. рус. – свой) – степень автономии человека в его взаимодействии с внешним миром и, в первую очередь, с другими людьми, с обществом; это степень его внутренней независимости. Выражается она как способность действовать (принимать решение, делать выбор, самостоятельно воспринимать, мыслить, оценивать) согласно своим интересам, целям, ценностям, способностям и возможностям. Степень свободы зависит как от субъективного фактора (состояния организма, характера, воспитания), так и внешнего объективного (предоставленных законом, обычаями, традициями свобод; законами природы; экономическими и политическими условиями). В итоге свобода связана с самоопределением, самосознанием человека, аккумулирующего все эти фактора. Свободный человек способен управлять собой – своими желаниями, стремлениями, страстями. С позиций христианства свобода есть богочеловеческий процесс, реализация которого тем полнее, чем смиреннее человек. Свобода здесь есть добровольное и сознательное следование моральным заповедям, выполнение долга по зову души, по велению сердца. Свобода, по христиански, это образ Бога в человеке, который прямо не ограничивает его, но снимает жесткую детерминацию от внешнего падшего мира, дает ориентиры выбора действий, ценностей, идей, мотивов и т.д. Потому и человек свободен в той мере, в какой он зависим от Бога и независим от колебаний среды (политики, экономики, личных отношений). В любой среде человек может остаться с Богом или жить без него, только в одной это сделать легче, в другой – труднее. Свобода есть результат правильного, грамотного и естественного устроения жизни, не столько общественной, сколько личной, внутренней и духовной. Она всегда находится внутри человека. Лишь постигший собственное предназначение и обретший веру человек становится свободным. В русской культуре понятие свободы тесно связано с понятием правды и справедливости. Антиподом свободы является несвобода, рабство. Это когда человека угнетают, когда он сам не может выбирать себе правительство, не имеет права говорить на своем языке, когда у него отнимают Родину, родную семью, родной дом, когда ему приходится жить в страхе; когда, и это главное, созданы условия, мешающие, а не способствующие движению человека от Зла к Добру. Символы свободы – факел, рассеивающий тьму, женщина со скипетром, орел, колокол, разбитые цепи.
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)