ГЁТЕ ИОГАНН ВОЛЬФГАНГ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ГЁТЕ (Goethe) ИОГАНН ВОЛЬФГАНГ (1749-1832)
немецкий поэт, мыслитель, естествоиспытатель. Иностр. поч. член Петербургской АН (с 1826). Крупнейший представитель Просвещения в Германии, один из основоположников немецкой литературы нового времени, традиции "воспитательного романа". В воспитании человека гл. место отводил самообразованию и самовоспитанию. Индивидуальное совершенствование считал неотрывным от формирования в человеке осознанного стрем- ления к улучшению всего общества.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ГЁТЕ Иоганн Вольфганг
28.8. 1749, Франкфурт-на-Майне, — 22.3.1832, Веймар), нем. поэт, мыслитель, естествоиспытатель. Иностр. поч. ч. Петерб. АН с 1826. Крупнейший представитель Просвещения в Германии, один из основоположников нем. лит-ры нового времени. Учился в Лейпцигском (1765—68) и Страсбургском (1770—71) ун-тах. С 1775 жил в Веймаре, занимая высокие адм. должности в Саксен-Веймарском герцогстве.
В наследии Г. худож. творчество и естеств.-науч. изыскания дополняли друг друга. Универсализм интересов и творчества Г. обусловил специфику мн. его худож. произведений, отличавшихся познават. и воспитат. ценностью. В нац. лит-ре Г. сумел с исключит. худож. выразительностью воплотить гуманистич. идеалы эпохи (опора на антич. культурное наследие, пафос поисков истины, идеи всестороннего воспитания человека). Молодой человек, личность к-рого формируется под влиянием самых разнообразных воздействий, нередко оказывающихся испытанием его нравств. сил, — таков любимый герой мн. творений Г. В центр. произведении Г. — трагедии «Фауст» (ч. 1—2, 1808—31) герой предстает в стремлении к истине как социально-значимой цели, к-рая познается им лишь в долгих и трудных исканиях, высш. счастье человека открывается в служении благу всех людей. «Годы учения Вильгельма Мейстера» (опубл. 1795- 1796), «Годы странствий Вильгельма Мей-стера» (опубл. 1821—29), излагавшие социально-пед. идеи Г., развили в нем. лит-ре прочную традицию «воспитат. романа». В формировании человека гл. место он отводил самообразованию и самовоспитанию, в процессе -к-рых активнее всего развиваются природные задатки человека. В «Годах учения» показано формирование индивидуума, в «Годах странствий» — его социальное становление. Ряд глав последнего романа посвящен описанию «пед. провинции» — сообщества, специально организованного для воспитания. Индивидуальное совершенствование Г. считал неотрывным от формирования в человеке осознанного стремления к улучшению всего общества. Жизнь в «пед. провинции» организована так, что каждый человек перед выбором профессии пробовал свои силы в ремеслах. Владение ремеслом создает основу для дальнейшего разностороннего образования. Сам труд должен постоянно одухотворяться осмыслением окружающего мира. Особое значение Г. придавал изучению природы, к-рое естественно происходит в процессе с.-х. труда. Им должны заниматься все дети и юноши. Затем в зависимости от склонностей они переходят к занятиям ремеслами и иск-вом. Мн. произведениями Г. продемонстрировал познават. и образоват. ценность науч.-худож. отражения действительности. Произведения Г. способствовали распространению в нем. обществе взгляда на худож. лит-ру как на важное средство самообразования. Пед. идеи Г. оказали непосредств. влияние на теорию и практику неогуманизма, а в кон. 19 — нач. 20 вв. — «нового воспитания».
С о ч.: [Werke], Bd 1—22, В., 1961—78; в рус. пер. — Собр. соч., т. 1—13, М.-Л., 1932—49; Собр. соч., т. 1 — 10, М., 1975—80; Избр. филос. произв., М., 1964.
Лит.: Седов Л. (Синицкий Л. Д.), Пед. идеи Гете, М., 1900; Конради К. О., Гете. Жизнь и творчество, пер. с нем., т. 1 — 2, М., 1987; Z с i ? i g E., Goethe als Erzieher und Lehrer, AUenburg, 1920; Rein W., Goethe als Padagog, Langensalza, 1912.
А. И. Пискунов.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия