СОКРАТ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

СОКРАТ
(ок. 470–399 до н.э.) – древнегреческий философ. Один из родоначальников диалектики как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов. Сократический метод заключался в том, что собеседника через иронию, отрицательную часть совместного исследования, необходимо привести к обнаружению противоречий в своих утверждениях, а затем методом майевтики – положительная часть исследования, отыскать истину через индукцию (нахождение общего в частных добродетелях путем их анализа и сравнения) и определение (установление родов и видов и их соотношений).

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

СОКРАТ
ок. 470—399 до н. э.) — древнегреческий философ. Один из родоначальников диалектики как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов. Признавал существование всеобщих нравственных понятий, одного познания к-рых достаточно для правильного поведения человека. Сократический метод заключается в том, что собеседника через иронию, отрицательную часть совместного исследования, необходимо привести к обнаружению противоречий в своих утверждениях, а затем методом майевтики, положительной части исследования, отыскать истину через индукцию (нахождение общего в частных добродетелях путем их анализа и сравнения) и определение (установление родов и видов и их соотношений). Это метод последовательно и систематически задаваемых вопросов, имеющих своей целью углубление или получение новых знаний посредством обмена информацией, контроля и самоконтроля усвоения темы.

Источник: Педагогический словарь

СОКРАТ
ок. 470 до н.э. - 399 до н.э.)— древнегреческий философ. Сосредоточие философских интересов С. - человек; его девиз: "Познай самого себя". Гл. цель педагогической деятельности С. видел в освобождении человека от всех дурных внешних влияний и в создании гармоничного единства его жизненных потребностей и способностей. Деятельность С. заключалась в обсуждении проблем познания, этики, политики, педагогики с любым человеком, согласившимся отвечать на его вопросы. Смысл его деятельности состоял в том, чтобы с помощью определенным образом подобранных вопросов помочь собеседнику найти истинный ответ и тем самым привести его от неопределенных представлений к логически ясному знанию (т.н. сократический метод). Педагогические принципы С. - отказ от принуждения и насилия, признание убеждения наиболее действенным воспитательным средством и другие - нашли отклик уже в античности. В 17 в. некоторые положения сократовской педагогики были включены Я.А. Коменским в "Великую дидактику".

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

Сократ
469-399 до р. Х. ) Учение Сократа, как этапный момент в повороте философского знания к индивидуальности человека, связано со становлением проблемы человека и гуманизма. Цель философии по Сократу - самопознание как путь к постижению истинного блага («познай самого себя»). Суть его учения - направленность философии на этические качества души человека. Идеал нравственности - добродетель, которая равна знанию, мудрости. Плохое поведение человека объясняется его незнанием. Добродетели - самостоятельно выработанные человеком качества, обусловленные понятиями о благе и доблести. Самопознание - высшая добродетель. Сократ- учитель, в живой диалогической беседе совместно с учениками ищущий истину (истина познается в споре). Искусство учителя — ведение беседы, постановка вопросов, помогающих в поиске истины, в образовании ясного представления об истинно нравственном. Предпосылка практической приспособленности человека — его самопознание как источник нравственного поведения, приносящего истинную пользу. Метод Сократа - ироническая майевтика (буквально - повивальное искусство, помощь в родах) - помощь учителя ученику в рождении истины. Ирония Сократа - способ развенчать самоуверенность собеседника, его «многознание», заставить задуматься над своей жизнью, заводя его в тупик, заставляя противоречить самому себе и, таким образом, отказываться от прежнего утверждения. Ученик, отталкиваясь от осознания своего незнания, побуждается к самостоятельной мыслительной деятельности. С именем Сократа связано становление развивающего, гуманистического подхода в образовании, направленного на изучение и развитие личности, становление эвристического метода обучения, диалогического подхода в образовании. Платон (427-347 до р. Х. )

Источник: История образования и педагогической мысли

СОКРАТ
ок. 470 до н. э., Алопеке, близ Афин, - 399 до н. э., Афины), др.-греч. философ. Родился в семье ваятеля и акушерки. В молодости занимался ваянием, принимал участие в воен. походах афинского ополчения. Позже посвятил свою жизнь филос. творчеству и пед. деятельности, пользуясь исключительно устным методом преподавания. Осн. источники сведений о С. и его учении - сочинения его учеников Платона и Ксенофонта. Был обвинен во «введении новых божеств и развращении юношества», приговорен афинским судом к смерти. Отверг предложение друзей о побеге и принял яд.
Средоточие фил ос. интересов С. - человек; его девиз: «Познай самого себя». При этом человек рассматривается преим. как нравств. существо, в центре философии С. находится учение о нравственности. Осн. положением нравств. учения С. было рационалистич. отождествление добродетели и познания.
Рассматривая человека как носителя доброго начала от природы, С. видел гл. цель пед. деятельности в освобождении человека от всех дурных внеш. влияний и в создании гармонич. ного единства его жизненных потребностей и способностей. Развитие последних, по С., обусловлено интересом к знаниям, к-рые помогают в практич. деятельности Усвоению «универсального знания», т.е. философии, С. предпосылал низшую, подготовит, ступень образования, на к-рой много внимания уделял физич. и эстетич. воспитанию. Для осуществления осн. цели воспитания - личного морального совершенствования - рекомендовал изучать гл. обр. этику.
Деятельность С. заключалась в обсуждении проблем познания, этики, политики, педагогики с любым человеком, согласившимся отвечать на его вопросы в любом месте и в любое время. С. не брал денег за философствование, и среди его слушателей были люди самого разл. имуществ. положения, образования, полит. убеждений и нравств. качеств. Смысл деятельности С. состоял в том, чтобы с помощью определенным образом подобранных вопросов помочь собеседнику найти истинный ответ.н. тем самым привести его от неопределенных представлений к логически ясному знанию обсуждаемых предметов (т. н. сократический метод). Для этих бесед характерны две специфич. черты: т. н. сократова индукция - построение наводящих вопросов таким образом, что, отвечая на них, собеседник сам постепенно убеждался в неверности и несовершенстве ранее высказанных положений, и «сократова ирония», т.е. шутливо искаженная позиция учителя, подчеркивающего свое мнимое незнание обсуждаемого вопроса в противовес самоуверенности ученика. Гл. задачу своих бесед С. видел в том, чтобы вызвать к жизни лучшие душевные силы ученика на основе внимательного изучения его склонностей и способностей. Вызов этих сил С. считал «вторым рождением» и то учительское иск-во, к-рое должно было помогать этому второму рождению, называл майевтикой - «повивальным» иск-вом, намекая на профессию своей матери и подчеркивая ту мысль, что истинное знание нельзя вложить в сознание ученика извне, но что оно должно вырасти из глубин его личности и с помощью учителя выйти на свет. Учитель должен пользоваться непререкаемым авторитетом и любовью ученика, а ученик должен быть освобожден от влияний семьи, господствующих обществ, воззрений.
Пед. принципы С. - отказ от принуждения и насилия, признание убеждения наиб. действенным воспитат. средством и др. - нашли отклик уже в античности. Занимаясь со своими учениками, им следовал Плутарх (1—2 вв. н. э.), они нашли отражение в его «Нравственных сочинениях». В 17 в. нек-рые положения сократовской педагогики были включены Я. А. Каменским в «Великую дидактику». Образ С. вошел в сознание последующих поколений как высочайший пример независимого мыслителя, ставящего искание истины выше всех др. побуждений.
Источи.: Ксенофонт Афинский, Сократим, соч., М. - Л., 1935; Платон, Соч., т. 1—3, М., 1968—72; его же, Диалоги, М., 1986.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
343.30 кб

Социализирующая функция философских практик (на примере метода сократического диалога)

Макаров Андрей Иванович
Модернизация российского общества сталкивается с проблемой реформирования системы образования, методологии и методики образования.
Читать PDF
121.68 кб

Роль сократического диалога в подготовке педагогов для ДОУ

Бабалаева М.В.
В статье рассматривается феномен детского мышления как основа для познания смысловой картины мира.
Читать PDF
31.15 мб

Трансформация сократической беседы как образовательной практики

Иванова Ольга Эрнстовна, Хабибуллин Фаргат Хадиятович
Более чем за 2500 лет сократическая беседа трансформировалась по форме, содержанию и методам. Однако неизменным осталось ее основание проблема.
Читать PDF
446.35 кб

Сократовский диалог как метод исследовательского обучения экспериментальной математике на занятиях к

Павлова Мария Александровна, Шабанова Мария Валерьевна
Реализация исследовательского подхода в обучении математике является сегодня одним из важных направления научных поисков.
Читать PDF
512.08 кб

Обучение при сокращении контактных часов

Болкунов И.А.
Статья посвящена анализу возможных методов проведения занятий при малом количестве контактных часов.
Читать PDF
182.03 кб

Эволюция развития и использования сократовского вопросно-развивающего метода в обучении и творческой

Корнаухова Мария Петровна, Михелькевич Валентин Николаевич
Рассматривается развитие разработанного Сократомвопросно-развивающего метода обучения и эволюция его использования. Даны примеры его использования в педагогике, изобретательской и творческой профессиональной деятельности
Читать PDF
211.13 кб

2012. 04. 035. Бисли М. А. , Фишер М. Дж. Почему они уходят: влияние стереотипных угроз на сокращени

Климова С. М.
Читать PDF
5.90 мб

Сокращение дефицита достойного труда путем развития системы квалификаций в России

Кулькова Инна Анатольевна
Статья посвящена различным аспектам формирования профессиональных стандартов, сертификации специалистов, построения образовательного процесса на основе профессионального стандарта.
Читать PDF
72.27 кб

2001. 03. 065. Бионди-мандельбомс. Профессиональная подготовка и сокращение рабочего времени: поиск

Лужина А. Н.
Читать PDF
95.28 кб

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИНДИКАТОРЫ И ПОЛИТИКА: ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО (сокращенная версия)

Клод Соважо , Николь Белла
Читать PDF
202.21 кб

Роль информационного фактора в сокращении молодежной безработицы и устранении дисбаланса между рынка

Крылова Елена Борисовна, Моторная Мария Николаевна
Читать PDF
230.69 кб

Показатели частоты сердечных сокращений у учащихся Петропавловского педагогического лицея и общеобра

Бабейко Р. В.
В статье рассмотрен показатель частоты сердечных сокращений в покое, а также динамика изменения показателя после дозированной физической нагрузки у учащихся общеобразовательных школ и школ с нетрадиционными формами обучения.
Читать PDF
361.51 кб

Исследование восприятия ракурсных сокращений в связи с задачами обучения реалистическому рисунку

Писаренко Сергей Александрович
Дается качественная и количественная оценка степени отличия параметров формы в рисунках испытуемых (студентов дизайнерских специальностей) от действительных проекционных отношений.
Читать PDF
181.51 кб

Вузы в условиях сокращения государственной финансовой поддержки (из опыта зарубежных стран)

Афасижев Туркубий Индрисович, Тешев Валерий Асланович
В данной статье представлены принципы и механизмы финансирования систем высшего образования зарубежных стран.
Читать PDF
124.18 кб

Негосударственные вузы на этапе сокращения

Прыткова Н. И.
В статье рассматриваются причины возникновения и роль негосударственных вузов в образовательном пространстве России.

Похожие термины:

  • СОКРАТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА

    (по имени древнегреческого философа Сократа) метод обучения, заключавшийся в том, что, ставя вопросы своим ученикам, Сократ доводил до абсурда их неправильные ответы; затем он наталкивал собеседни
  • СОКРАТИЧЕСКИЙ МЕТОД

    (синонимы – маевтика, эвристический метод) – метод обучения, о котором поведал миру Платон. Сократическое обучение – это обучение способом задавания вопросов, побуждающих учеников самим находит
  • ПРАВКА – СОКРАЩЕНИЕ

    направлена на сокращение текста (без ущерба для содержания), на уменьшение объема и улучшение качества рукописи. При этом убираются композиционные недочеты: растянутость, длинноты, ненужные подро
  • Частота сердечных сокращений (ЧСС частота пульса)

    число сокращений сердца в минуту. ЧСС является одной из основных характеристик состояния сердечно-сосудистой системы и различается в зависимости от возраста, пола и индивидуальных особенностей
  • СЛОВАРИ СОКРАЩЕНИЙ

    словари, содержащие сложносокращённые слова (в т.ч. аббревиатуры инициального типа), образованные от составных наименований. Появление большого количества сложносокращённых слов различного типа
  • СОКРАЩЕННАЯ РАБОЧАЯ НЕДЕЛЯ

    льготы для обучающихся в образовательном учреждении без отрыва от производства при условии выполнения учебного плана.