СТАНДАРТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ

Найдено 17 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Образовательный стандарт
Education(al) Standard) — документ, содержащий требования и условия реализации образовательного процесса.

Источник: Краткий терминологический словарь в области управления качеством высшего и среднего профессионального образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
эталонный уровень образования, необходимый для данного общества в определенный исторический отрезок времени.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

Образовательный стандарт
технический нормативный правовой акт, определяющий содержание образовательной программы посредством установления требований к образовательному процессу и результатам освоения ее содержания.

Источник: Справочник методиста. ч. 1

Образовательный стандарт
стандартный результат обучения; уровень обучения (качество образования), на которое нацелен этот стандарт; образ образования, отражающий цели и ценности образования, его содержание и результаты.

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

Стандарт образовательный
локальный нормативный акт, определяющий требования к высшему образованию по специальностям и направлениям подготовки, самостоятельно устанавливаемые образовательными организациями высшего образования, определенными настоящим Федеральным законом или указом Президента Российской Федерации.

Источник: Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. 2013

Образовательный стандарт
технический нормативный правовой акт, определяющий содержание образовательной программы посредством установления основных требований к образовательному процессу, результатам освоения содержания образовательной программы. (Кодекс Республики Беларусь об образовании. Статья 1. Основные термины, применяемые в настоящем кодексе, и их определения.)

Источник: Модельная программа подготовки андрагогов.

СТАНДАРТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
государственная норма уровня образованности, отражающая общественные цели воспитания, учитывающая индивидуальные возможности учащихся, призван оценить уровень образованности ребенка,обеспечить учащимся равные возможности для получения образования, стимулировать достижение каждым более высокого результата и на этой основе индивидуализировать обучение.

Источник: Краткий словарь современной педагогики.

Образовательный стандарт
(Educational standard) совокупность обязательных требований к высшему образованию по специальностям и направлениям подготовки, утвержденных образовательными организациями высшего образования, определенными настоящим Федеральным законом или указом Президента Российской Федерации (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Источник: Качество образования словарь для студентов 2 курса отделения социальной педагогики.

СТАНДАРТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
нормативный документ, устанавливающий обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников [63, c. 156]. Стандартизированные процедуры – жесткий набор правил и процедур, используемый при проведении и оценке результатов экспериментов или психометрического тестирования [26, c. 314].

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

Образовательный стандарт
это обязательный уровень требований к общепрофессиональной подготовке выпускников и соответствующие этим требованиям содержание, методы, формы, средства обучения и контроля. Это нормы, образцы, мерила оценки образования. Благодаря стандартам образования, общество в целом, правительство, ведомства образования, школа и педагоги, родители и сами учащиеся получают возможность оценки качества образования, его прогресса.

Источник: Педагогический словарь-справочник. Ч. 1 учебно-методическое пособие для студентов магистрантов аспирантов и педагогов 2016

Образовательный стандарт
(от англ. standard — типовой, нормальный) — обязательные нормы, определяющие основное содержание образования, его временные рамки, необходимые условия и результаты. Многие подходы к определению государственных стандартов остаются дискуссионными: границы и мера стандартизации, отбор обязательных и рекомендательных установлений и параметров, способы отражения развивающего влияния содержания образования, мера вариантности стандартов и др.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

Образовательный стандарт
(1) – эталонный уровень образования, необходимый для данного общества в определенный исторический отрезок времени; (2) – обязательный, необходимый и достаточный минимум требований к общеобразовательной подготовке выпускников и соответствующие этим требованиям содержание, методы, формы, средства обучения и контроля; (3) – совокупность обязательных требований к высшему образованию по специальностям и направлениям подготовки, утвержденных образовательными организациями высшего образования, определенными Федеральным законом и указом Президента Российской Федерации.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

Стандарт образовательный
(от англ. standart — образец, эталон) — образец, ориентир, принимаемый как исходное для сопоставления с реальной практикой. Направлен на достижение упорядоченности системы и определения минимальных требований к качеству и уровню образования. С о . разрабатывается на конкурсной основе и утверждается правительством РФ. Пока С о . преимущественно отражает знаниевую сторону обученное™ и мало регулирует воспитание и развитие. Содержание и объем C o . , их совершенствование, жесткость или вариативность, характер и степень стандартизации являются насущными проблемами педагогической науки и образовательной практики.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

СТАНДАРТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
цели обучения и воспитания, обязательные требования к образованию, закрепленные в особых нормативных документах. В Украине С. о. определены в Национальной доктрине развития образования (2002 г.). Понятие «стандарт» ранее в отечественной педагогической литературе не употреблялось. Многие специалисты считали, что процессы образования и деятельность учителя не подлежат стандартизации, в т. ч. потому, что образование должно ориентироваться на развитие творческой личности, т. е. не стандартной, все образовательные феномены многообразны, а потому и не стандартны. Однако попытки внести некоторую организацию в образовательные процессы приводили к установлению определенных ограничений, являющихся, по существу, элементами стандарта. Учебные планы, программы и учебники основываются на стандартах содержания образования, раскрывают и детализируют их. Процесс стандартизации представляет собой осознанное установление упорядоченных диагностических требований к образованию вместо мнимых и неявных (Российская педагогическая энциклопедия. – М.: Большая Рос. энцикл. – Т. 2,1999; Національна доктрина розвитку освіти України: Затв. Указом Президента України від 17.04.2002 р. № 347/2002 // Освіта України. – 2002. – 23 квіт. (№33). В. И. Галака

Источник: Глоссарий современного образования.

СТАНДАРТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
цели обучения и воспитания, обязательные требования к образованию, закрепленные в особых нормативных документах. В Рос. Федерации введены по Закону об образовании (1992). Согласно Закону, устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально-региональный компоненты. Стандарты определяют обязательный минимум содержания осн. образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. Для обучающихся, имеющих нарушения в психофизическом развитии, могут быть установлены специальные образовательные стандарты. На основе С.о. разрабатываются учебно-методические документы, ориентированные на различные технологии обучения. С.о. также являются основой для объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования. — система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала. (Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. ) См. также Аккредитация, История образования в России, Министерство образования, Нострификация,Образовательные программы, Обученность, Педагогика высшей школы, Педагогическая диагностика, Педагогическая технология, Платная образовательная деятельность, Платные дополнительные образовательные услуги, Проверка и оценка знаний, Профессионально-техническое образование, Система образования в Российское Федерации, Содержание образования, Учебник, Учебный план базисный

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
Система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности. Основными единицами О. с. являются его структура, содержание, объем учебной нагрузки, требования к уровню подготовки учащихся. О. с. понимается как описание минимальных обязательных требований к целям и содержанию обучения. Нормы и требования, установленные О. с., принимаются в качестве эталона при оценке качества образования. О. с. в РФ является основным нормативным документом, дающим толкование ст. 7 Закона РФ «Об образовании» (1996). О. с. применительно к российской средней школе включает базисный учебный план и стандарты базовых (обязательных для средней школы) образовательных областей, в том числе и образовательной области «Иностранные языки». Применительно к предмету «русский язык как иностранный» О. с. – это минимум содержания, усвоение которого обеспечивает возможность получения образования на русском языке, трудовую деятельность в соответствии с языковыми квалификационными требованиями к работникам разных профессий. Государственный образовательный стандарт по русскому языку как иностранному для разных уровней владения языком опубликован в 1999 г. На основании О. с. создаются программы обучения, учебники и учебные пособия. В настоящее время широко обсуждается вопрос о Европейском О. с. и едином образовательном пространстве (см. Болонская декларация, общеевропейская компетенция уровней владения языком). Согласно Государственному образовательному стандарту по русскому языку как иностранному (1999), выделяются следующие уровни владения языком: элементарный (ЭУ); базовый (БУ); пороговый, или 1-й сертификационный уровень (РКИ1); пороговый продвинутый, или 2-й сертификационный, уровень (РКИ-2); постпороговый (профессиональный), или 3-й сертификационный уровень (РКИ-3); совершенный, или 4-й сертификационный уровень (РКИ-4); в ряде публикаций речь идет также о 5-ом сертификационном уровне (РКИ-5) или уровне носителя языка. Применительно к обучению иностранным языкам в средней школе выделяются стандарты: начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования (базовый уровень), среднего (полного) общего образования (профильный уровень). Для каждого уровня, согласно О. с., определен минимум содержания обучения, необходимый и достаточный для достижения целей обучения в рамках российской системы образования. Достигаемый каждым обучающимся уровень владения языком устанавливается в результате проведения специальных тестов. См. также стандарты общеобразовательные.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

СТАНДАРТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
цели обучения и воспитания, обязательные требования к образованию, закрепленные в особых нормативных документах. В Рос. Федерации вводятся по Закону об образовании (1992). Понятие «стандарт» ранее в отеч. пед. лит-ре не употреблялось. Мн. специалисты считали, что процессы образования и деятельность учителя не подлежат стандартизации, вт. ч. потому, что образование должно ориентироваться на развитие творческой личности, т.е. не стандартной, все образоват. феномены многообразны, а потому и не стандартны. Однако попытки внести нек-рую организацию в образоват. процессы приводили к установлению определенных ограничений, являющихся, по существу, элементами стандарта. Уч. планы, программы и учебники основываются на стандартах содержания образования, раскрывают.н. детализируют их. Процесс стандартизации представляет собой осознанное установление упорядоченных диагностичных требований к образованию вместо мнимых и неявных. Это описание может быть выполнено по отношению к определенным образоват. категориям (качество личности, содержание уч. предмета, степень усвоения и др.). и обязательно должно выражаться в диагностичных показателях качества, ориентироваться на объективные, воспроизводимые методы контроля, содержать количеств, критерии его оценки.
Соблюдение требований к С. о., особенно диагностичности описаний, придает ему свойства определенности, однозначности, целенаправленности и воспроизводимости, к-рые делают его стандартом.
Особую роль играет требование «минимальности» в С. о., что отличает его от стандартов в др. областях человеческой деятельности, строящихся на макс, требованиях. Минимальность означает точный учет генетических, субъективных, естеств. возможностей человека в обучении в разл. периоды его развития. Этот подход позволяет преодолеть в процессе стандартизации мн. недостатки, связанные с игнорированием естеств. ограничения и обусловленные психич. свойствами человека.
В отеч. психологии и педагогике еще не разработаны методы, позволяющие объективно зафиксировать минимальность требований в уч.-воспитат. документации. Действующие уч. планы, программы, учебники и методики можно с большим допущением назвать неявными и неполными стандартами, поскольку любая из программ общеобразоват., проф. или любой др. школы выполнена по давно сложившемуся и незначит. ельно совершенствуемому стереотипу: перечислена тематика уч. предмета как слепок представляемой им науки, указано ориентировочно число часов изучения каждой темы, а в общеобразоват. программах приведены еще и т. н. нормы оценки.
Такие программы ориентируют деятельность учителя и автора учебника в основном на изложение учащимся уч. материала, не ограниченного ни по объему, ни по глубине и охвату содержания. Как следствие замысел авторов программы, воплощаясь в реальную практику, приводит или к перегрузке, или к незанятости учащихся.
По Закону Рос. Федерации об образовании «В Российской Федерации устанавливаются государственные образовательные стандарты.. определяющие в обязательном порядке обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников» (Закон Рос. Федерации об образовании, ст. 7).
Образоват. стандарты разрабатываются и в США В них регламентируются содержание образования, качество его усвоения и материальное обеспечение образования («opportunity to learn»).
Стандарт - основа для уч -метод документов, ориентированных на раз л технологии обучения Наиб. общий, или «Главный стандарт образования» (диаг-ностичное описание глобальной цели образования), - качественно новое явление, вносимое в пед. практику стандартизацией образования
Глобальная цель образования - это наиб. общее представление о личностных качествах выпускника у ч заведения, описанных диагностично как конечный результат деятельности этого заведения и системы воспитания в целом Подцели характеризуют поэтапный процесс обучения и воспитания личности во времени (семестры, годы).
Пед. и метод основа для описания глобальной цели образования и гл. образо-ват стандарта - это психол -пед. модель личности в целом и процесса ее формирования в ходе обучения
Структура глобальной цели образования в наиб. общем виде представлена в виде четырехкомпонентной системы свойств личности структура социальных свойств личности (мировоззрение, нравственность, эстетич. и трудовые качества), уровень опыта жизнедеятельности, общее и интеллектуальное развитие как состояние базовых психол процессов (восприятия, памяти, внимания и их высш. форм - мышления, когнитивных процессов в целом), уровень развития - общих и спец. задатков как условий, спо собствующих достижениям в овладении деятельностью
На основе «Гл. стандарта образования» могут быть разработаны разл пед. технологии его достижения, или стандарты второго порядка, а также стандарты по всем компонентам пед. технологии (дета-лизиров содержание образования, дидактич процессы, организац формы и средства образования).
Одна из сложнейших проблем стандартизации образования - соотношение стандарта и свободы творчества При понимании творческой деятельности как генерирования новой информации, овла- дения навыками алгоритмич и эвристич деятельности стандарт выступает как ориентир такого творческого движения, помогающий управлять им с помощью ярко выраженной диагностичной цели Стандарт должен ориентировать не только деятельность учителя, но и ученика, четко осознавшего цель своего образования
Др. серьезная проблема - область практич. применения стандартов в образовании Определить, какие именно стороны образования могут.н. должны быть стандартизированы, позволяет анализ системообразующих элементов пед. системы уч -воспитат. заведения Пед. система состоит из пед. задачи и технологии обучения Пед. задача включает 3 элемента учащихся, цели образования, общую структуру его содержания Миним уровень требования по отношению к учащимся определяется степенью интеллектуальной, нравств, социальной, физич, эстетич. подготовленности, мотивированностью учения и может быть воплощен, напр., в стандарте «Исходные требования к поступающему в уч. заведение», что способствовало бы преемственности в системах образования и формированию единого образоват. пространства.
Стандарт «Цели образования» может содержать такие требования к содержанию образования, как достаточность, неизбыточность и посильность для реализации В то же время состав уч. элементов в разных программах варьируется одна и та же цель может быть достигнута через различное по составу элементов содержание.
Спорным является вопрос стандартизации технологии обучения, к осн. компонентам к-рой относятся содержание обучения, собств. дидактич процессы, организац формы обучения, средства обучения, учителя Дидактич процессов чрезвычайно много и их возможности по качеству достижений могут быть идентичны и поддаваться дальнейшей оптимизации Существует точка зрения, что стандартизация дидактич процессов нецелесообразна, поэтому предпочтительны типовые, т с рекомендуемые, но не обязательные документы Много общих черт имеют проблемы стандартизации дидактич процессов и организац форм обучения, к-рые также разнообразны. Стандарт деятельности учителя предполагает разработку модели разносторонней личности и точной диагностично-сти миним меры ее свойств и качеств, что позволит, с одной стороны, вести целенаправленный проф. отбор в пед. уч заведения, с другой - вести целенаправленную проф. подготовку учителей.
Лит БеспалькоВ П, Стандартизация образования осн. идеи и понятия II, 1993, № 5 В II Беспалеко.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
348.62 кб

Критерии трудности образовательного стандарта

Гидлевский А. В.
В статье обсуждается методология исчисления трудности образовательного стандарта посредством суммирования показателей трудности задач, заданий, тестов, текстовых фрагментов, представляющих конкретную дисциплину или ее часть.
Читать PDF
156.10 кб

Образовательные стандарты и кризис образования

Севостьянов Дмитрий Анатольевич
В статье анализируются проблемы, с которыми приходится сталкиваться вузам при практической реализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования.
Читать PDF
314.87 кб

Стандартизация новых образовательных технологий

Ильченко О.
Читать PDF
3.22 мб

Криминалистика и новые образовательные стандарты

Шишкина Елена Викторовна
рассмотрены проблемные вопросы преподавания криминалистики в условиях реализации новых образовательных стандартов, ее роль в формировании профессиональных компетенций и практико-ориентированном обучении юристов
Читать PDF
649.31 кб

Новые образовательные стандарты глазами студентов

Клочкова А.В., Шаронова А.А.
В статье рассматриваются условия и предпосылки удовлетворенности студентов образовательными стандартами нового поколения. Выясняются проблемные зоны и риски, возникающие при внедрении новых учебных программ.
Читать PDF
216.58 кб

Образовательные стандарты ведущих российских вузов

Чучалин Александр Иванович
В статье рассматриваются этапы эволюции государственных образовательных стандартов высшего образования и опыт ведущих университетов страны в области разработки и реализации самостоятельно устанавливаемых образовательных стандартов
Читать PDF
239.64 кб

Новые ЭОР в помощь новым образовательным стандартам

Киселёва Т. В.
Читать PDF
205.36 кб

Педагогический потенциал образовательного стандарта

Юркевич А. И.
Темой исследования является педагогический потенциал образовательного стандарта.
Читать PDF
342.92 кб

О структуре диагностичного образовательного стандарта

Шихова О. Ф.
В статье предлагается возможное решение проблемы диагностичности образовательного стандарта на основе блочно-модульного структурирования его требований.
Читать PDF
75.63 кб

Об образовательных стандартах Московского университета

Малешин Д.Я.
Читать PDF
357.16 кб

Образовательные стандарты и проблема развития личности

Улевич Елена Стефановна
В статье рассматривается тема личности, изучаемая в курсе философии. Основные характеристики личности анализируются сквозь призму требований образовательного стандарта высшего образования последнего поколения.
Читать PDF
56.29 кб

О разработке образовательных стандартов нового поколения

Хуранов Алим Борисович
Разработка образовательных стандартов третьего поколения в соответствии с принципами Болонской декларации.
Читать PDF
312.33 кб

Сравнительный анализ образовательных стандартов стран СНГ

Мосолов Валерий Вячеславович
Сравнительный анализ образовательных стандартов стран СНГ. Показаны общая схема и уровни исследования, основные результаты сравнительного анализа образовательных стандартов стран СНГ.
Читать PDF
152.04 кб

Форсайт образовательных стандартов по физической культуре

Виноградов Геннадий Петрович, Григорьев Валерий Иванович, Виноградов Игорь Геннадьевич
Урного и перманентного развития физической культуры в вузах.
Читать PDF
917.26 кб

Взаимосвязь образовательных и профессиональных стандартов

Дементьев Дмитрий Витальевич
В статье рассмотрены вопросы действующих нормативных требований к образовательному процессу и профессиональным обязанностям.

Похожие термины: