Государственные образовательные стандарты

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

СТАНДАРТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ
нормативные документы, устанавливающие преимущественные нормы, параметры, правила, показатели уровня качества обучения, а также термины, обозначения и другие характеристики образования для обеспечения его результатов на основе единства и взаимосвязи науки, практики передового педагогического опыта. Государственные образовательные стандарты разрабатываются на конкурсной основе и уточняются на той же основе не реже одного раза в десять лет. Конкурс объявляется Правительством РФ.

Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005

Государственные образовательные стандарты
эталонный уровень образования, они определяют минимум содержания основных образовательных программ (включающих учебный план и программы), максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. Область действия стандарта нормативно-правовая. Главный объект — нормирование содержания образования. Основная функция образовательных стандартов — обеспечение качества образования и возможность его контроля. Необходима большая подготовительная работа по совершенствованию ГОСов на основе компетентностного подхода. Научно-педагоги чес кое обеспечение образовательных стандартов нового поколения потребует опытно-поисковой работы педагогов и психологов в области образовательных технологий, оценки результатов обучения, управления качеством образования.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ
(Федеральные государственные образовательные стандарты, ФГОС) — представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ (далее — ООП) начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию»; установлены Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» (далее — Закон). ФГОС должны обеспечивать единство образовательного пространства Российской Федерации; преемственность ООП начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования. ФГОС включает в себя требования: к структуре ООП, в том числе к соотношению ее частей, их объему, к соотношению обязательной части ООП и части, формируемой участниками образовательного процесса; к условиям реализации ООП (кадровым, финансовым, материально-техническим и др.); к результатам освоения ООП. Законом установлено, что при реализации ООП для обучающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья могут быть установлены специальные ФГОС. Разработка и утверждение ФГОС осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, не реже одного раза в десять лет. ФГОС являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования. Федеральным законом от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (далее — ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании») установлены ФГОС высшего профессионального образования (далее — ФГОС ВПО) и Федеральные государственные требования к послевузовскому профессиональному образованию. ФГОС ВПО предназначены для обеспечения: единства образовательного пространства Российской Федерации; качества высшего профессионального образования; основы для объективной оценки деятельности образовательных учреждений, реализующих образовательные программы высшего профессионального образования; признания и установления эквивалентности документов иностранных государств о высшем профессиональном образовании. ООП ВПО обеспечивает реализацию ФГОС с учетом вида высшего учебного заведения, образовательных потребностей и запросов обучающихся и включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии. Перечень направлений подготовки (специальностей) высшего и послевузовского профессионального образования устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. В соответствии с ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» реализация программ высшего профессионального и послевузовского профессионального образования Московским государственным университетом имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургским государственным университетом, федеральными университетами, университетами, в отношении которых установлена категория «Национальный исследовательский университет», а также другими федеральными государственными образовательными учреждениями высшего профессионального образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации, может осуществляться на основе образовательных стандартов и требований, устанавливаемых самостоятельно. Требования к условиям реализации и к результатам освоения ООП, включаемые в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований ФГОС. Введение образовательных стандартов в середине девяностых годов XX века связано с процессами реформирования, затронувшими все сферы жизни общества, необходимостью интеграции российской системы высшего образования в международное образовательное пространство и обеспечения гарантий его качества. Отечественные государственные образовательные стандарты первого (1995 г.) и второго поколений (2000 г.) были сфокусированы на предметно-дисциплинарной и содержательной стороне образования. Их концептуальной основой являлся системно-деятельностный подход к проектированию квалификационно-образовательных требований к уровню подготовки выпускников вузов, реализованный в квалификационных характеристиках специалистов. Проводящиеся реформы (см. Реформирование системы высшего профессионального образования) предъявляют новые требования к уровню интеллектуального и нравственного развития человека, его социальной и профессиональной адаптации к жизни в быстро меняющемся мире. ФГОС третьего поколения, разработанные на основе компетентностного подхода, призваны обеспечить универсальность, фундаментальность и практическую направленность высшего профессионального образования, расширить самостоятельность вузов в определении содержания образования, использовании образовательных технологий, ответственности за качество образования; возрастание личной ответственности преподавателя и обучающегося за результаты образовательного процесса, что, в конечном счете, должно способствовать построению эффективного социального диалога высшей школы и мира труда. Подготовка специалистов на основе ФГОС ВПО третьего поколения только начинается. Опыт, который смогут приобрести вузы в ближайшие годы, развитие механизмов системы общественно-профессиональной аккредитации в России, обеспечение системности процесса получения и оценки объективных данных об образовательной деятельности вузов должны способствовать ее дальнейшему совершенствованию. М.И. Яскевич

Источник: Философия образования. Словарь.-М. МГПУ 2011.-208 с.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
312.89 кб

Государственные образовательные стандарты второго поколения

Санаев В. Г.
Читать PDF
194.58 кб

Какими могут быть государственные образовательные стандарты?

Буцик Василий Александрович
При разработке новых стандартов предлагается руководствоваться следующими принципами: вести учет трудоемкости изучения дисциплин и другой учебной деятельности в целых единицах кредитов; вести бюджетирование обучения через стоимост
Читать PDF
271.48 кб

Федеральный государственный образовательный стандарт в действии

Первова Галина Михайловна
В статье рассматриваются требования государственного стандарта 2010 г. к начальному общему образованию и их реализация в школьной практике
Читать PDF
214.74 кб

Государственный образовательный стандарт в республике Узбекистан

Бакирова Альбина Юнировна
В статье рассматривается проблема стандартизации образования в республике Узбекистан.
Читать PDF
835.21 кб

Государственный образовательный стандарт в республике Узбекистан

Гойибназарова Гулнора Норматовна, Латыпова Альмира Равильевна
В статье рассмотрена проблема стандартизации образования в республике Узбекистан.
Читать PDF
50.41 кб

Размышления о качестве государственных образовательных стандартов

Титов В.И.
Большая роль в подготовке специалистов в высших учебных заведениях отводится качеству разработки Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования.
Читать PDF
1.85 мб

К вопросу о государственных образовательных стандартах нового поколения

Ултургашева Ольга Гавриловна
Читать PDF
416.13 кб

Ключевые понятия федеральных государственных образовательных стандартов

Жилина Алла Ивановна
В статье исследуются понятия, предложенные федеральными государственными образовательными стандартами в качестве ключевых для изучения и реализации в процессе освоения учебного материала.
Читать PDF
125.63 кб

Государственные образовательные стандарты в вузе: вчера, сегодня, завтра

Шестаков Геннадий Константинович
Читать PDF
270.98 кб

О разработке нового поколения государственных образовательных стандартов

Розина Н.
1 февраля 2007 г.
Читать PDF
344.65 кб

От Федеральных государственных образовательных стандартов к программам вузов

Реморенко Игорь Михайлович, Дубова Т. Ф., Чураева Марина Львовна, Максимов Николай Иванович, Караваева Евгения Владимировна, Ковтун Елена Николаевна, Коршунов С. В., Петров Вадим Леонидович, Розина Нелли Михайловна, Белов Евгений Борисович, Сазонов Борис Алексеевич
В материале приведены разъяснения разработчикам основных образовательных программ для реализации Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования.
Читать PDF
3.81 мб

Компенсирующее обучение в системе государственного образовательного стандарта

Вершинина Л. Н.
Читать PDF
367.80 кб

О подходе к реализации федеральных государственных образовательных стандартов

Веселовская Наталья Сергеевна, Дороболюк Татьяна Борисовна, Калачевский Татьяна Борисовна
В статье предложен подход к реализации федеральных государственных образовательных стандартов в профессиональных образовательных учреждениях, основанный на анализе взаимодействия компонентов модели деловой среды.
Читать PDF
1.52 мб

Государственные образовательные стандарты как фактор педагогического управления

Мартиросова Люсианна Дурмиши
Читать PDF
396.05 кб

Компонент самообразования в федеральном государственном образовательном стандарте

Медведев Игорь Федорович
Рассматриваются составляющие самообразования, обеспечивающие реализацию Федерального образовательного стандарта в высшей школе.

Похожие термины: