ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Государственный образовательный стандарт общего образования
Под стандартом основного общего среднего образования понимается система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал (социальный заказ) и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала. Основными объектами стандартизации в образовании являются его структура, содержание, объем учебной нагрузки и уровень подготовки выпускников. Нормы и требования, установленные стандартом, принимаются как эталон при оценке качества основных сторон образования. Государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее Государственный образовательный стандарт) устанавливает достаточный для полноценного образования минимум содержания основной общеобразовательной программы, допустимый для разных возрастных категорий обучающихся, максимальный объем учебной нагрузки, требования к подготовке выпускников, освоивших основную общеобразовательную программу. Государственный образовательный стандарт основного общего образования устанавливается как единственная норма в части содержания основного общего образования, при условии соблюдения которой реализуется свобода отдельных лиц и организаций в создании и осуществлении деятельности образовательных учреждений (организаций), академические свободы педагогических работников и автономность образовательных учреждений. Формы организации образовательного процесса, методы и приемы воспитания и обучения к сфере регулирования государственным образовательным стандартом не относятся.

Источник: Глоссарий терминов по вопросам инклюзивного образования 2015 г.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(ГОС ОО). В соответствии с Декларацией прав ребенка, он должен получать образование, которое способствует его общему культурному развитию и благодаря которому мог бы на основе равенства возможностей развивать свои способности и личное суждение, чувство моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 г.). Любой гражданин, независимо от расы, национальности, языка, пола, возраста, имущественного и дополнительного положения, социального происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений должен иметь равные возможности получения общего образования.
Введение государственного образовательного стандарта соответствует статье 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. Участники Пакта обязались уважать свободу родителей выбирать для своих детей не только учрежденные государственными властями школы, но и другие школы, отвечающие тому минимуму требований к образованию, который может быть установлен или утвержден государством, и обеспечивать нравственное воспитание своих детей в соответствии со своими убеждениями.
Государственная политика в области ГОС ОО основывается на следующих принципах.
1. Охрана качества основного общего образования в Российской Федерации. Создание условий постоянного повышения качества образования для полноценного развития личности, возможности получения среднего (полного) общего образования, продолжения образования в образовательных учреждениях (организациях) начального и среднего профессионального образования.
2. Гарантия равных возможностей получения полного основного общего образования для всех граждан Российской Федерации в образовательных учреждения любых организационно-правовых форм.
3. Создание посредством государственного образовательного стандарта условий осуществления права граждан (обучающихся) на вариативное образование.
4. Единство образовательного пространства Российской Федерации. Свободное развитие национально-региональных образовательных систем как условие устойчивого развития образования многонационального российского государства.
5. Демократический характер создания и принятия государственного образовательного стандарта. Конкурсность разработки, широкое обсуждение, установление стандарта как государственной нормы на основе общественного согласия.6. Государственный контроль и ответственность общеобразовательного учреждения за качество образования, получаемого гражданином (обучающимся) в пределах государственного образовательного стандарта.
7. Обеспечение качества основного общего образования в пределах государственного образовательного стандарта не ниже международного уровня путем постоянного соотнесения с образовательными стандартами стран, занимающих ведущее положение в рейтингах международных организаций.
8. Обязанность образовательного учреждения (организации) – обеспечить полноценное содержание образования, соответствующее стандарту.
9. Обеспечение возможности обучающимся получения основного общего образования на уровнях, превышающих требования государственного стандарта.
Под стандартом основного общего среднего образования понимается система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал (социальный заказ) и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала.
Основными объектами стандартизации в образовании являются его структура, содержание, объем учебной нагрузки и уровень подготовки выпускников. Нормы и требования, установленные стандартом, принимаются как эталон при оценке качества основных сторон образования.
Государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее Государственный образовательный стандарт) устанавливает достаточный для полноценного образования минимум содержания основной общеобразовательной программы, допустимый для разных возрастных категорий обучающихся, максимальный объем учебной нагрузки, требования к подготовке выпускников, освоивших основную общеобразовательную программу.
Государственный образовательный стандарт основного общего образования устанавливается как единственная норма в части содержания основного общего образования, при условии соблюдения которой реализуется свобода отдельных лиц и организаций в создании и осуществлении деятельности образовательных учреждений (организаций), академические свободы педагогических работников и автономность образовательных учреждений.
Формы организации образовательного процесса, методы и приемы воспитания и обучения к сфере регулирования государственным образовательным стандартом не относятся.
Структурно Государственный образовательный стандарт состоит из общей части, государственного базисного плана, федерального базисного плана, базисного плана Российской Федерации, федерального и национально-регионального компонентов и составляющих их образовательных областей. При этом каждая образовательная область федерального компонента включает общие положения, обязательный минимум содержания образовательной области, требования к уровню подготовки выпускников.
В своей совокупности базисные планы устанавливают нормативные сроки освоения основной образовательной программы основного общего образования, общее число недельных учебных часов, их распределение по компонентам, период и продолжительность их изучения, а также количество учебных часов, отнесенных к компетенции субъекта Российской Федерации.
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта включает содержание образования, общеобразовательная ценность которого доказана отечественной и мировой практикой образования.
Требования, установленные Государственным образовательным стандартом, достижимы каждым обучающимся, выполняющим в полном объеме свои учебные обязанности, за исключением случаев, когда обучающиеся ограничены состоянием здоровья, что регулируется специальным законодательством.Структура обязательного минимума содержания Государственного образовательного стандарта обеспечивает возможность создания на его основе вариативных учебных программ, учебников и пособий, гарантирует этим свободу творчества всех участников образовательного процесса.
Требования к уровню подготовки выпускников учреждений (организаций) общего среднего образования содержат характеристику минимального и в то же время достаточного для достижения целей основного общего образования уровня подготовки, выражены в предметно-деятельной форме и рассчитаны на возможность контроля и инструментальной проверки.
М.В. Рыжаков

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Похожие термины: