ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (ГОС ОО)

Найдено 1 определение
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (ГОС ОО)
система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал (социальный заказ) и учитывающей возможности реальной личности и системы образования в плане достижения этого идеала. В соответствии с Декларацией прав ребенка он должен получать образование, которое способствует его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы на основе равенства возможностей развивать свои способности, чувство моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 г.). Все граждане независимо от расы, национальности, языка, пола, возраста, имущественного положения, социального происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений и др. должны иметь равные возможности получения общего образования. Введение ГОС ОО соответствует ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. Государства, подписавшие пакт, обязались уважать свободу родителей в выборе для своих детей не только учрежденных государственными властями школ, но и других школ, отвечающих тому минимуму требований к образованию, который может быть установлен или утвержден государством, и в обеспечении нравственного воспитания своих детей в соответствии с собственными убеждениями. Государственная политика в области ГОС ОО основывается на следующих принципах:
1. Охрана качества основного общего образования в Российской Федерации. Создание условий для постоянного повышения качества образования с целью гармоничного развития личности, реализации возможности получения среднего (полного) общего образования, продолжения образования в образовательных учреждениях (организациях) начального и среднего профессионального образования.
2. Гарантия равных возможностей получения полного основного общего образования для всех граждан Российской Федерации в образовательных учреждениях любых организационно-правовых форм.
3. Создание посредством государственного образовательного стандарта условий осуществления права граждан (обучающихся) на вариативное образование.
4. Единство образовательного пространства Российской Федерации. Свободное развитие национально-региональных образовательных систем как условие устойчивого развития образования в многонациональном российском государстве.
5. Демократический характер создания и принятия ГОС ОО. Конкурсность разработки, широкое обсуждение, установление стандарта как государственной нормы на основе общественного согласия.
6. Государственный контроль и ответственность общеобразовательного учреждения за качество образования, получаемого гражданином (обучающимся) в пределах ГОС ОО.
7. Обеспечение качества основного общего образования в пределах государственного образовательного стандарта не ниже международного уровня путем постоянного соотнесения ГОС ОО с образовательными стандартами стран, занимающих ведущее положение в рейтингах международных организаций.
8. Обеспечение образовательным учреждением (организацией) полноценного содержания образования, соответствующего стандарту.
9. Обеспечение возможности получения обучающимися основного общего образования на уровне, превышающем требования государственного стандарта. Основными объектами стандартизации в образовании являются его структура, содержание, объем учебной нагрузки и уровень подготовки выпускников. Нормы и требования, установленные стандартом, принимаются как эталон при оценке качества основных сторон образования. ГОС ОО определяет достаточный для полноценного образования минимум содержания основной общеобразовательной программы, допустимый для разных возрастных категорий обучающихся, максимальный объем учебной нагрузки, требования к подготовке выпускников, освоивших основную общеобразовательную программу. ГОС ОО устанавливается как единственная норма в части содержания основного общего образования, при условии соблюдения которой реализуется свобода отдельных лиц и организаций в создании и осуществлении деятельности образовательных учреждений (организаций), академические свободы педагогических работников и автономность образовательных учреждений. Формы организации образовательного процесса, методы и приемы воспитания и обучения к сфере регулирования ГОС ОО не относятся. ГОС ОО включает общую часть, федеральный и национально-региональный компоненты и составляющие их образовательные области. Каждая образовательная область федерального компонента включает общие положения, обязательный минимум содержания образовательной области, требования к уровню подготовки выпускников. В совокупности базисные планы устанавливают нормативные сроки освоения основной образовательной программы основного общего образования, общее число учебных часов в неделю, их распределение по компонентам, период и продолжительность изучения компонентов, а также количество учебных часов, отнесенных к компетенции субъекта РФ. Федеральный компонент ГОС ОО включает содержание образования, ценность которого доказана отечественной и мировой практикой. Требования, установленные ГОС ОО, достижимы каждым обучающимся, выполняющим в полном объеме свои учебные обязанности, за исключением случаев, когда обучающиеся имеют ограничения по состоянию здоровья, что регулируется специальным законодательством. Структура обязательного минимума содержания ГОС ОО обеспечивает возможность создания на его основе вариативных учебных программ, учебников и пособий, что гарантирует свободу творчества всех участников образовательного процесса. Требования к уровню подготовки выпускников учреждений (организаций) общего среднего образования содержат характеристику минимального и в то же время достаточного для достижения целей основного общего образования уровня подготовки, выражены в предметно-деятельностной форме и предусматривают возможность контроля и инструментальной проверки.

Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005