Совесть

Найдено 11 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

СОВЕСТЬ
моральное сознание, убежденность в том, что есть добро и зло, сознание и чувство ответственности человека за свое поведение.

Источник: Краткий словарь современной педагогики.

СОВЕСТЬ
способность человека осуществлять нравственный самоконтроль, формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

Совесть
нравственная установка личности, лежит в основе всех поступков человека; основа человеческой нравственности; регулятор нравственного ориентирования, осуществляющий управление поведением личности.

Источник: Педагогика с методикой преподавания специальных дисциплин.

СОВЕСТЬ
понятие морального сознания, характеризующееся внутренней убежденностью в том, что является добром и злом, нравственной самооценкой совершаемых личностью поступков и поведения, ответственностью за свое поведение.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

СОВЕСТЬ
понятие, обозначающее способность человека переживать, глубоко личностно воспринимать и сожалеть о случаях нарушения им самим или другими людьми нравственных норм. Совесть характеризует личность, достигшую высокого уровня психологического развития.

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

Совесть
категория этики, отражающая моральную ответственность человека перед самим собой; внутренняя потребность поступать справедливо; система моральных убеждений личности и одновременно способность применять эти убеждения для самооценки собственного поведения [33, с. 137].

Источник: Краткий словарь-справочник по гражданско-патриотическому воспитанию. Челябинск. 2014

Совесть
понятие морального сознания; внутренняя убежденность в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за свое поведение. Совесть - выражение способности личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.

Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии

СОВЕСТЬ
нравственное сознание, чувство или знание того, что хорошо и что плохо, справедливо или несправедливо; субъективное сознание соответствия или несоответствия собственного поведения нравственным ценностям. Совесть как изначальное нравственное побуждение является врожденной, но благодаря внешнему влиянию может развиться или заглохнуть. Свобода совести — право исповедовать любую религию или придерживаться атеизма.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

Совесть
способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности. С. проявляется как в форме рационального осознания нравственного значения совершаемых действий, так и в форме эмоциональных переживаний (напр., угрызений С.).

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

Совесть
ст.слав. – единая весть) – высшая форма духовного мира в человеке, его естественное моральное сознание, душевная способность различать добро и зло, осуществлять самоконтроль своей жизни и деятельности. Это «голос Божий, т.е. того образа Божия, который живет в человеке до конца дней его. Совесть выводит человека из искаженного его же грехом мира в мир высоконравственный. Совесть не бывает ложной. Совестливый человек, т.е. человек, чувствующий свою совесть, более нравственно ответственный за свое поведение перед окружающими людьми и обществом. Совесть есть врожденный нравственный закон внутри человека, строгий и неподкупный судья («Совесть без зубов, а загрызет»). Она относится к важнейшим модусам духовности, определяющим развитие других качеств личности. Свобода совести – ее имманентное качество и естественное состояние. Голос совести сильнее всего проявляется у народов менее рациональных и рассудочных, как например, у славянских.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

СОВЕСТЬ
способность человека, критически оценивая свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать свое несоответствие должному как собственное несовершенство. С культурно-исторической точки зрения идея и понятие "С." складываются в процессе осмысления различных механизмов самоконтроля. В отличие от страха (перед авторитетом, наказанием) и стыда (в котором также отражается осознание человеком своего несоответствия некоторым принятым нормам), С. воспринимается автономной. В качестве нравственного регулятива она ориентирует на исполнение совершенства и выражает ответственность человека перед самим собой как субъектом высших и общезначимых (а также абсолютных и универсальных) ценностей. В наиболее общем плане в моральной философии С. трактуется как "внутренний голос"; различия касаются понимания источника этого "голоса", который воспринимается как не зависимый от "Я" человека или как голос его сокровенного "Я", или как "другое Я". С этим сопряжены различные теоретические установки относительно природы С. 1. С. - это обобщенный и интериоризированный "голос" значимых других или культуры, и ее содержание культурно и исторически изменчиво. 2. С. выражает чувство несогласия человека с самим собой и тем самым представляет собой одно из удостоверений личностности и самосознательности человека; будучи совестливым, человек независим от внешнего давления. 3. С. не только метафорически, но и по существу трактуется как "голос иного"; "устами С." как бы говорит Всеобщий закон, высшая Истина. С различиями этих установок сопряжены расхождения в понимании содержания С. и той роли, которую она играет в нравственной жизни человека. С. может трактоваться негативно и позитивно. Как негативная С. предстает предостерегающей, критичной, судящей. Как позитивная С. предстает еще и побуждающей к заботе и "решимости" (М. Хайдеггер). Усмотрением же С. в качестве голоса Бога предопределено понимание ее как призыва к совершенству; соответственно, совестность осознается человеком как воля к совершенству и является осн. проявлением внутреннего освобождения личности. Выражение "чистая С." в обычной речи обозначает осознание человеком исполненности своих обязательств или реализации всех своих возможностей в данной конкретной ситуации. По существу, в таких случаях речь идет о достоинстве. Выражение "свобода С." обозначает право человека на независимость внутренней духовной жизни. В узком и более распространенном смысле "свобода С." означает свободу вероисповедания. В моральном же смысле С. не может быть иной, как свободной.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
145.56 кб

Понятие «Совесть» в религиозной (христианской) литературе в контексте духовно-нравственного воспитан

Сундуй Галина Донгаковна
В статье рассматривается христианское понимание совести, выделяются основные функции и аспекты ее хранения. Подчеркивается роль совести в духовно-нравственном воспитании личности.
Читать PDF
274.10 кб

Факультет бухгалтерского учета: полвека под девизом «Наука, совесть, независимость»

Н. В. Великоборец, С. С. Скоромная
Читать PDF
578.85 кб

Совесть как духовно-нравственная основа личности в традиционных представлениях евразийских народов

Панькин Аркадий Борисович, Сундуй Галина Донгаковна
В статье рассматривается формирование сферы совести в традиционных представлениях евразийских народов, перешедших со временем в их коллективное сознание.
Читать PDF
323.00 кб

«Совесть» Аркадия Гайдара: изучение с младшими школьниками

Орлова Г.А., Орлова Е.О.
Рассматривается вариант анализа рассказа А.П.Гайдара «Совесть» в контексте формирования базовых духовно-нравственных ценностей.
Читать PDF
77.88 кб

Использование русских народных пословиц и поговорок в исследовании социальных представлений о совест

Воловикова Маргарита Иосифовна, Мустафина Лилия Шаукатовна
В статье приводится анализ содержания русских народных пословиц и поговорок о совести и дается пример их использования на подготовительном этапе организации исследования современных социальных представлений о совести.
Читать PDF
130.39 кб

Классические идеи В. А. Сухомлинского о воспитании совести

Сундуй Галина Донгаковна
Статья посвящена классическим идеям В.А.Сухомлинского о воспитании совести, эффективно влияющим на духовно-нравственное формирование школьников в современных условиях.
Читать PDF
202.60 кб

Посоветуйте по совести, стоит ли поступать в негосударственный вуз

Статья анализирует преимущества и недостатки обучения в негосударственном высшем учебном заведении.
Читать PDF
385.78 кб

О двойственной природе совести

Комаров В. В.
Читать PDF
347.98 кб

Роль народных совестливых установок в духовно-нравственном формировании личности

Сундуй Галина Донгаковна
Читать PDF
4.12 мб

Стратегия и тактика процесса воспитания совести в условиях духовного кризиса общества

Сундуй Галина Донгаковна
Статья посвящена проблемам воспитания совести в условиях духовного кризиса общества, актуализации воспитывающей дидактической системы образовательных учреждений с учётом функционирования сущей, должной и концептуальной совести.
Читать PDF
88.88 кб

Тенгрианское понимание совести как основа духовно-нравственного формирования личности

Сундуй Г. Д.
В статье представлено тенгрианское понимание совести через функции, выполняемые Тенгри; истоки происхождения совести и духовные субстанции человека.
Читать PDF
123.65 кб

Воспитание совести как предмет междисциплинарного исследования

Сундуй Галина Донгаковна
В статье обосновывается необходимость рассмотрения воспитания совести как предмета междисциплинарного исследования; затрагиваются философско-психологический, социальный, культурологический, этнический аспекты педагогических исслед

Похожие термины:

  • НРАВСТВЕННОЕ ПОНИМАНИЕ КАТЕГОРИИ СОВЕСТЬ

    1)Совесть имеет то же самое значение для нравственно-практической деятельности человека, какое логика имеет для мышления, или какое идеи такта, рифмы и т.п. имеют для музыки, поэзии и т.п. 2) Совесть и
  • Педагогическая совесть

    побудитель всех нравственных действий педагога, направленных на реализацию педагогических идеалов, стимулирующий развитие педагогической интуиции, вдохновляющий к педагогическому риску.
  • Совесть педагога

    показатель его внутренней этической культуры; осознание и проявление педагогом единства нравственного сознания и поведения,ответственности за свою деятельность и за деятельность воспитанников
  • АВТОРИТЕТ СОВЕСТИ

    заключается в том, что санкционированные ею требования справедливого и честного отношения к жизни имеют абсолютный и безусловный характер. В случае недостаточного осуществления в обществе образ
  • РЕГУЛЯТИВНАЯ ФУНКЦИЯ СОВЕСТИ

    определяет характер, масштаб и границы человеческих действий. Выражает себя в установках на “истинность” или “ошибочность”, “уверенность” или “сомнительность”. В реализации регулятивной фу
  • Голос совести

    голос внутреннего состояния человека, обвиняющий его в безнравственности. Всегда правдив, категоричен и неподкупен. В случае недостаточного осуществления судебной функции этот голос может выраж
  • СВОБОДА МЫСЛИ И СОВЕСТИ

    одно из основных личных прав человека, означающее прежде всего свободу индивида от любого идеологического контроля, право каждого самостоятельно выбирать для себя систему духовных ценностей. Ох
  • ОБРАЩЕНИЕ К СОВЕСТИ

    метод педагогического воздействия на чувство человеческого достоинства воспитанника, его личной ответственности перед самим собой и людьми. Воспитывает совестливость как качество личности.
  • Муки совести

    ст.слав. – пытка) – тяжелые духовные переживания по поводу своего греха (содеянного зла); выражаются как угрызения совести, душевные страдания, самообличения, томление духа, вина, виновность перед
  • Свобода совести

    проявляется в том, что ничто не может поколебать совесть, сознающую свою правоту, как и никто не может связать совесть, заставить ее молчать. Свободная совесть может быть пристрастной, лицемерной и
  • Угрызение совести

    действие «естественной нравственности», проявляющейся как самоосуждение за свои проступки, как переживание за отступление от нравственности. Угрызение совести сопровождается чувством стыда и р
  • Внутренний голос совести

    Внутренний голос совести – один из источников детского беспокойства. Поначалу совесть, или авторитет, дети связывают с родителями, то есть считают, что это находится не в них. Постепенно ребен
  • Совестливость

    положительное духовно-нравственное качество личности, проявляющееся как высокая чувствительность к нравственной стороне своих поступков, как самокритичность, как предъявление к себе самых высо