НРАВСТВЕННОСТЬ
(мораль) совокупность норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе на основе общественного мнения.
Источник: Краткий словарь современной педагогики.
НРАВСТВЕННОСТЬ
внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами
Источник: Социально-педагогический словарь. 2016 г.
Нравственность
освоенная, внутренне принятая общественная мораль, регулирующая его индивидуальное поведение, опирающаяся на мировоззренческие убеждения и чувство совести.
Источник: Педагогика с методикой преподавания специальных дисциплин.
Нравственность
совпадение общественных и общечеловеческих требований с внутренними мотивами человека, область внутреннего самопринуждения благодаря личной самосознательности.
Источник: Педагогика досуга терминологический словарь. Уфа. 2007
НРАВСТВЕННОСТЬ
качество человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения.
Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.
Нравственность
форма общественного сознания, которая ориентируется на общечеловеческие ценности и направлена на созидание общества в целом и раскрытие каждого человека в отдельности. Н. — это качественно более высокий уровень по сравнению с моралью отношения к миру, людям и самому себе. Нравственный человек не ограничивается принятыми в обществе нормами, а действует на основе разума и личной ответственности за свой поступок.
Источник: Педагогический словарь 2008 г.
Нравственность
ст.слав. – нрав, характер) – способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии с нормами морали, с нравственными законами. Нравственность определяется действенным стремлением людей добровольно и естественно поступать в соответствии с принятыми в обществе идеальными этическими понятиями. Отказ от нравственности – это отказ быть человеком в единстве и гармонии со всем миром, со своим народом, близкими людьми, с самим собой и своей совестью.
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Нравственность
1. особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличии от простых норм и традиций нравственные нормы получают обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости т.д.; 2. система внутренних прав человека, в основе которой гуманистические ценности: доброта, уважение к старшим, справедливость, порядочность, честность, сочувствие, готовность прийти на помощь [34, с. 206].
Источник: Краткий словарь-справочник по гражданско-патриотическому воспитанию. Челябинск. 2014
НРАВСТВЕННОСТЬ
(моральность) – неписанные правила и нормы, регулирующие отношения человека с окружающим миром и его поведение в обществе; совокупность норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям. Они не опираются на силу правового или административного принуждения, человек добровольно руководствуется ими, поэтому усвоенные нормы, такие как, например, правдивость, справедливость, доброта, оказываются для него более значимыми, чем законы, ибо право – низший предел нравственности. Нормы Н. существуют в виде идеалов добра, должного, справедливого и т. д.
Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва
НРАВСТВЕННОСТЬ
1) особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, настрой мышления и поведения социального субъекта, один из основных способов регуляции действий человека в обществе посредством установки на непричинение ущерба (вреда) человеку, обществу, государству, среде обитания. В отличие от чисто регулятивных нравственные нормы получают обоснование в виде идеалов различения добра и зла, должного и недолжного, справедливости и несправедливости; 2) система внутренних прав человека, основанная на гуманистических ценностях доброты, справедливости, порядочности, сочувствия, готовности прийти на помощь.
Источник: Теория образования взрослых: становление, проблемы, задачи
НРАВСТВЕННОСТЬ
неписаные правила и нормы, регулирующие отношения человека с окружающим миром и его поведение в обществе. В. И. Даль определял нравственное как «духовное, душевное в противоположность плотскому, телесному». Нормы нравственности существуют в виде идеалов добра, должного, справедливого и т. д. По сути, весь процесс воспитания предполагает выбор нравственных ориентиров, которым человек стремится следовать, овладение знаниями о должном поведении, выработку нравственного поведения. Механизм нравственного становления личности заключается в превращении моральных норм во внутреннее убеждение человека, регулятор его поведения. Специфика феномена нравственности заключается в том, что нет специальной нравственной деятельности; под нравственным аспектом следует понимать отношение к любой деятельности (трудовой, художественной, политической и т. д.). В зависимости от нравственных установок та или иная деятельность может претерпевать существенные изменения и иногда превращается в свою противоположность: политическая деятельность – в политиканство, трудовая – в стяжательство и рвачество, альтруистическая – в самолюбование и т. п.
Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005
НРАВСТВЕННОСТЬ
термин, употребляющийся, как правило, в качестве синонима термину мораль, реже - этика. Так же как понятия "этика" в греческом, "мораль" в латинском, русское слово "Н." этимологически восходит к слову "нрав" (характер) и лексически закреплено в Словаре Академии Российской (1793). Концептуальное различие между понятиями морали и Н. проводил Гегель в "Философии права" (1821). Н. представлена как завершающий этап развития объективного духа в отличие от абстрактного права и морали. Абстрактное право - это сфера частной собственности, формальной свободы и абстрактного добра; мораль - это сфера реальной свободы; Н. - это сфера практической свободы, субстанциональной конкретности воли, возвышающейся над субъективным мнением и желанием. Непосредственными проявлениями Н. являются, по Гегелю, семья, гражданское общество и государство. В советской этической литературе также предпринимались попытки смыслового разделения понятий, во многом близкие гегелевскому. Например, под Н. понимались: а) нравы как практикуемые формы поведения, б) мораль, закрепленная традицией и вековой привычкой, в) мораль на уровне ее общественных проявлений - в отличие от морали как феномена культуры, формы мотивации индивидуального поведения, личностной установки, совокупности объективных и безусловных норм и т.д.
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
НРАВСТВЕННОСТЬ
совокупность норм, принципов, оценочных представлений, идеалов общества, нравственных убеждений личности, посредством которых обеспечивается специфически человеческий способ существования; ориентация на утверждение самоценности личности, равенства всех людей в их стремлении к счастливой и достойной жизни, выражающая идеал человечности, гуманистическую перспективу развития общества и в целом человечества. Н. – социальный институт, система норм, санкций, оценок, предписаний, образцов социального поведения, выполняющих функции контроля и регулирования социальных отношений в той или иной социальной группе, обществе; совокупность потребностей, установок индивида поступать в соответствии с принятыми в данном обществе представлениями о добре и зле; одна из форм общественного сознания. Н. – один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; вид общественных отношений; санкционированные обществом формы индивидуального и группового поведения; предмет изучения этики; важный элемент идеологии и культуры. Осуществляет социальное регулирование отношений и поведения людей во всех областях общественной жизни (в труде, быту, науке, семейной, личной, внутрии межгрупповых отношениях, международной жизни), опираясь на общечеловеческие ценности и принципы. Н. имеет социально-всеобщее значение и распространяется на всех людей. Она содержится во всех видах человеческой деятельности в виде механизмов его мотивации и оценки. От других форм регулирования массовой деятельности Н. отличается способом обоснования своих требований, подкреплением силой массового примера, привычки, обычая, общественного мнения. Нормы и принципы Н. претендуют на абсолютность, воспроизводятся повседневно силой массовых привычек в поступках людей, поддерживаются общественным мнением и нравственными убеждениями индивидов. Моральные требования имеют форму безличного долженствования, равнообращенного ко всем требованиям, ни от кого конкретно не исходящего. Моральный авторитет человека не является следствием занимаемого им официального положения, реальной власти или положения в обществе. Мораль опирается на духовный авторитет общественного мнения. В морали оцениваются не только практические действия людей, но и их мотивы, побуждения и намерения. В связи с этим в моральной регуляции важна способность личности самостоятельно определять и направлять свою линию поведения в обществе и без повседневного внешнего контроля, на основе таких моральных понятий, как совесть, чувство собственного достоинства и честь. (Губерський Л, Андрющенко В., Михальченко М. Культура. Ідеологія. Особистість. – К., 2002; Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика. – М.: Гардарика, 1998; Подольська Є. А., Назаркіна В. М., Яковлєв А. О. Освіта як чинник розвитку особистості в соціокультурному контексті. – Х.: Золоті сторінки, 2002; Радевич-Винницький Я. Етикет і культура спілкування. – Львів, 2001; Франк С. Л. Реальность и человек. – М.: Республика, 1997). Е. А. Подольская
Источник: Глоссарий современного образования.