Нравственность

Найдено 13 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

НРАВСТВЕННОСТЬ
(мораль) совокупность норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе на основе общественного мнения.

Источник: Краткий словарь современной педагогики.

НРАВСТВЕННОСТЬ
внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами

Источник: Социально-педагогический словарь. 2016 г.

Нравственность
освоенная, внутренне принятая общественная мораль, регулирующая его индивидуальное поведение, опирающаяся на мировоззренческие убеждения и чувство совести.

Источник: Педагогика с методикой преподавания специальных дисциплин.

Нравственность
совпадение общественных и общечеловеческих требований с внутренними мотивами человека, область внутреннего самопринуждения благодаря личной самосознательности.

Источник: Педагогика досуга терминологический словарь. Уфа. 2007

НРАВСТВЕННОСТЬ
качество человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения.

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

Нравственность
форма общественного сознания, которая ориентируется на общечеловеческие ценности и направлена на созидание общества в целом и раскрытие каждого человека в отдельности. Н. — это качественно более высокий уровень по сравнению с моралью отношения к миру, людям и самому себе. Нравственный человек не ограничивается принятыми в обществе нормами, а действует на основе разума и личной ответственности за свой поступок.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

Нравственность
ст.слав. – нрав, характер) – способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии с нормами морали, с нравственными законами. Нравственность определяется действенным стремлением людей добровольно и естественно поступать в соответствии с принятыми в обществе идеальными этическими понятиями. Отказ от нравственности – это отказ быть человеком в единстве и гармонии со всем миром, со своим народом, близкими людьми, с самим собой и своей совестью.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Нравственность
1. особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличии от простых норм и традиций нравственные нормы получают обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости т.д.; 2. система внутренних прав человека, в основе которой гуманистические ценности: доброта, уважение к старшим, справедливость, порядочность, честность, сочувствие, готовность прийти на помощь [34, с. 206].

Источник: Краткий словарь-справочник по гражданско-патриотическому воспитанию. Челябинск. 2014

НРАВСТВЕННОСТЬ
(моральность) – неписанные правила и нормы, регулирующие отношения человека с окружающим миром и его поведение в обществе; совокупность норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям. Они не опираются на силу правового или административного принуждения, человек добровольно руководствуется ими, поэтому усвоенные нормы, такие как, например, правдивость, справедливость, доброта, оказываются для него более значимыми, чем законы, ибо право – низший предел нравственности. Нормы Н. существуют в виде идеалов добра, должного, справедливого и т. д.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

НРАВСТВЕННОСТЬ
1) особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, настрой мышления и поведения социального субъекта, один из основных способов регуляции действий человека в обществе посредством установки на непричинение ущерба (вреда) человеку, обществу, государству, среде обитания. В отличие от чисто регулятивных нравственные нормы получают обоснование в виде идеалов различения добра и зла, должного и недолжного, справедливости и несправедливости; 2) система внутренних прав человека, основанная на гуманистических ценностях доброты, справедливости, порядочности, сочувствия, готовности прийти на помощь.

Источник: Теория образования взрослых: становление, проблемы, задачи

НРАВСТВЕННОСТЬ
неписаные правила и нормы, регулирующие отношения человека с окружающим миром и его поведение в обществе. В. И. Даль определял нравственное как «духовное, душевное в противоположность плотскому, телесному». Нормы нравственности существуют в виде идеалов добра, должного, справедливого и т. д. По сути, весь процесс воспитания предполагает выбор нравственных ориентиров, которым человек стремится следовать, овладение знаниями о должном поведении, выработку нравственного поведения. Механизм нравственного становления личности заключается в превращении моральных норм во внутреннее убеждение человека, регулятор его поведения. Специфика феномена нравственности заключается в том, что нет специальной нравственной деятельности; под нравственным аспектом следует понимать отношение к любой деятельности (трудовой, художественной, политической и т. д.). В зависимости от нравственных установок та или иная деятельность может претерпевать существенные изменения и иногда превращается в свою противоположность: политическая деятельность – в политиканство, трудовая – в стяжательство и рвачество, альтруистическая – в самолюбование и т. п.

Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005

НРАВСТВЕННОСТЬ
термин, употребляющийся, как правило, в качестве синонима термину мораль, реже - этика. Так же как понятия "этика" в греческом, "мораль" в латинском, русское слово "Н." этимологически восходит к слову "нрав" (характер) и лексически закреплено в Словаре Академии Российской (1793). Концептуальное различие между понятиями морали и Н. проводил Гегель в "Философии права" (1821). Н. представлена как завершающий этап развития объективного духа в отличие от абстрактного права и морали. Абстрактное право - это сфера частной собственности, формальной свободы и абстрактного добра; мораль - это сфера реальной свободы; Н. - это сфера практической свободы, субстанциональной конкретности воли, возвышающейся над субъективным мнением и желанием. Непосредственными проявлениями Н. являются, по Гегелю, семья, гражданское общество и государство. В советской этической литературе также предпринимались попытки смыслового разделения понятий, во многом близкие гегелевскому. Например, под Н. понимались: а) нравы как практикуемые формы поведения, б) мораль, закрепленная традицией и вековой привычкой, в) мораль на уровне ее общественных проявлений - в отличие от морали как феномена культуры, формы мотивации индивидуального поведения, личностной установки, совокупности объективных и безусловных норм и т.д.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

НРАВСТВЕННОСТЬ
совокупность норм, принципов, оценочных представлений, идеалов общества, нравственных убеждений личности, посредством которых обеспечивается специфически человеческий способ существования; ориентация на утверждение самоценности личности, равенства всех людей в их стремлении к счастливой и достойной жизни, выражающая идеал человечности, гуманистическую перспективу развития общества и в целом человечества. Н. – социальный институт, система норм, санкций, оценок, предписаний, образцов социального поведения, выполняющих функции контроля и регулирования социальных отношений в той или иной социальной группе, обществе; совокупность потребностей, установок индивида поступать в соответствии с принятыми в данном обществе представлениями о добре и зле; одна из форм общественного сознания. Н. – один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; вид общественных отношений; санкционированные обществом формы индивидуального и группового поведения; предмет изучения этики; важный элемент идеологии и культуры. Осуществляет социальное регулирование отношений и поведения людей во всех областях общественной жизни (в труде, быту, науке, семейной, личной, внутрии межгрупповых отношениях, международной жизни), опираясь на общечеловеческие ценности и принципы. Н. имеет социально-всеобщее значение и распространяется на всех людей. Она содержится во всех видах человеческой деятельности в виде механизмов его мотивации и оценки. От других форм регулирования массовой деятельности Н. отличается способом обоснования своих требований, подкреплением силой массового примера, привычки, обычая, общественного мнения. Нормы и принципы Н. претендуют на абсолютность, воспроизводятся повседневно силой массовых привычек в поступках людей, поддерживаются общественным мнением и нравственными убеждениями индивидов. Моральные требования имеют форму безличного долженствования, равнообращенного ко всем требованиям, ни от кого конкретно не исходящего. Моральный авторитет человека не является следствием занимаемого им официального положения, реальной власти или положения в обществе. Мораль опирается на духовный авторитет общественного мнения. В морали оцениваются не только практические действия людей, но и их мотивы, побуждения и намерения. В связи с этим в моральной регуляции важна способность личности самостоятельно определять и направлять свою линию поведения в обществе и без повседневного внешнего контроля, на основе таких моральных понятий, как совесть, чувство собственного достоинства и честь. (Губерський Л, Андрющенко В., Михальченко М. Культура. Ідеологія. Особистість. – К., 2002; Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика. – М.: Гардарика, 1998; Подольська Є. А., Назаркіна В. М., Яковлєв А. О. Освіта як чинник розвитку особистості в соціокультурному контексті. – Х.: Золоті сторінки, 2002; Радевич-Винницький Я. Етикет і культура спілкування. – Львів, 2001; Франк С. Л. Реальность и человек. – М.: Республика, 1997). Е. А. Подольская

Источник: Глоссарий современного образования.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
166.42 кб

Духовность и нравственность как основополагающие категории духовного воспитания

Соловцова И. А.
Читать PDF
238.59 кб

Формирует ли современное образование компетентность и нравственность у обучаемых?

Носова Ирина Сергеевна
Читать PDF
410.25 кб

Нравственность как педагогическое понятие

Овинова Л. Н.
Рассмотрены педагогические аспекты нравственности, дано определение нравственности как педагогического понятия. Нравственность соотнесена с характеристиками образованности.
Читать PDF
401.90 кб

Духовность, нравственность, культура основа возрождения великой России. К итогам проведения VIII Все

Савин В. М.
К итогам проведения VIII Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых
Читать PDF
134.42 кб

Нравственность и духовное здоровье нации

Панферов Константин Николаевич
Рассматривается состояние нравственности российского общества на стыке веков, показаны экономические предпосылки нравственной деградации.
Читать PDF
214.76 кб

Нравственность как проявление индивидуальной ответственности учителя в профессиональной деятельности

Смирнова Любовь Анатольевна
В статье раскрыты нравственные ориентиры в деятельности современного учителя.
Читать PDF
1.56 мб

К вопросу о сущности понятия «Нравственность»

Подзорова Светлана Владимировна
В статье рассматривается вопрос сущности понятия «нравственность». Представленная методологическая основа позволяет определить рамки употребления представленных понятий в образовательном процессе школы.
Читать PDF
254.09 кб

Нравственность как фактор адаптации молодого учителя

Махмудова Фируза Абдуллаевна
В данной статье рассматривается влияние уровня нравственного развития личности педагога на учебный процесс, указывается необходимость тесного сотрудничества целей образования и структур личности педагога.
Читать PDF
2.71 мб

Сохранить или искоренить духовность и нравственность в системе школьного образования?

Григорьев Анатолий Федорович, Близниченко Марина Владимировна, Острикова Ирина Николаевна
В статье обсуждаются вопросы формирования патриотизма, гражданственности, духовно-нравственных личностных ценностей школьников.
Читать PDF
246.04 кб

Мораль и нравственность: единство противоположностей

Петрова Анастасия Александровна
В статье рассматриваются различные подходы к понимаю этического развития ребенка и к его морально-нравственного воспитания.
Читать PDF
245.73 кб

Нравственность учащихся как педагогическая проблема

Петрова Анастасия Александровна
В статье рассматривается суть нравственного воспитания, процесс его формирования в рамках современной школы.
Читать PDF
252.73 кб

Психолого-педагогическая сущность понятий «Воспитание», «Нравственность», «Мораль», «Духовность», «Л

Петрова Анастасия Александровна
Читать PDF
0.00 байт

Сопряжение понятий «Нравственность» и «Духовность» в рамках педагогической традиции

Петрова Анастасия Александровна
В статье рассматривается природа нравственного и духовного воспитания. Анализируются работы и взгляды В. С. Библера, Т. И. Петракова, С. С. Аверинцева на вопросы нравственного воспитания.
Читать PDF
0.00 байт

Нравственность в фокусе целей современного образования

Анисимова Татьяна Семеновна, Екатерина Николаевна
В статье анализируются постановка целей и результаты их достижения в современном образовании России, доказывается необходимость господства нравственных целей как залога цивилизационного развития.
Читать PDF
0.00 байт

К вопросу о воспитании: предмет педагогики, проблемное поле, нравственность и современность

Свиридова Елена Михайловна, Фалеев Алексей Николаевич
В статье обозначены вызревшие противоречия на сломе эпох, сущность воспитания как предмета педагогики, нравственный аспект современности.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Биосферная нравственность

    система нравственных ценностей, соблюдение которых жизненно важно на всех уровнях жизни – отдельным индивидом, властью, организацией, обществом, государством, земным сообществом в целом. В основ
  • МОРАЛЬ, НРАВСТВЕННОСТЬ

    совокупность норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе на основе общественного мнения, стимулирующих или тормозящих их поведение и деятельность.
  • Активность нравственного сознания

    качество личности, проявляющееся как гармоничное нерасторжимое единство нравственных знаний и поведения. Человек, владеющий знанием нравственных категорий, в жизни поступает в соответствии с ни
  • ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ НРАВСТВЕННОГО РАСПАДА И ФОРМИРОВАНИЯ ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ

    В сфере природного существования – овладение человеком процессами собственного поведения. Человек определяет себя в отношении к окружающему миру и в отношении к собственной природе. Свое отноше
  • СВОЙСТВА ИСТИННОГО НРАВСТВЕННОГО ХАРАКТЕРА

    Для образования истинного нравственного характера требуется гармония добродетелей. Нравственный характер есть характер гармоничный. Само понятие характера предполагает РЕШИТЕЛЬНОСТЬ И НАСТОЙ
  • НОРМЫ НРАВСТВЕННОСТИ

    предписания, требования общества в форме правил, образцов поведения людей в определенных, часто повторяющихся ситуациях, соблюдение которых (добровольное или по принуждению извне) необходимо для
  • ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ НЕОБХОДИМОСТИ НРАВСТВЕННОГО ЗАКОНА

    заключена в признании нравственного закона со стороны человеческой свободной воли. Как отмечал по этому поводу в своей работе "Свобода воли" выдающийся русский философ и моралист Н.О. Лосский, "суд
  • НЕОБХОДИМОСТЬ НРАВСТВЕННОГО ЗАКОНА

    доказывается фактом стремительной экономической, политической и духовной деградации любого общества, отказавшегося от его соблюдения.
  • ВСЕОБЩНОСТЬ НРАВСТВЕННОГО ЗАКОНА

    обусловлена требованиями совести, побуждающей выполнять нравственные принципы: ненанесение ущерба себе, ближним, обществу, природе, соблюдение баланса духовных и материальных устремлений и дейс
  • ПРОГРАММА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИНТЕГРАЦИЮ ПОКОЛЕНИЙ

    нравственное воспитание школьников путем приобщения их к помощи престарелым и больным, актам милосердия. Раз в неделю после уроков дети небольшими группами ходят в дом престарелых или центр реаб
  • ТЕОРИЯ НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

    теория, объясняющая нравственное мышление и поведение человека в выборе «правнеправ», изменяющаяся с возрастом (предложена – Лоуренсом Кольбергом). Выделяются шесть фаз, или уровней, нравственно
  • Нравственное богословие

    христианское учение о морали, практическое богословие, систематически излагающее учение Христа, апостолов и отцов Церкви о нравственности. Здесь рассматриваются возможные человеческие грехи (по
  • НРАВСТВЕННОЕ ПОНИМАНИЕ КАТЕГОРИИ СОВЕСТЬ

    1)Совесть имеет то же самое значение для нравственно-практической деятельности человека, какое логика имеет для мышления, или какое идеи такта, рифмы и т.п. имеют для музыки, поэзии и т.п. 2) Совесть и
  • МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ

    освоение системы общечеловеческих ценностей и системы ценностей народов России, связанных общей исторической судьбой.
  • НРАВСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ ПЕДАГОГА

    особая форма нормативно-оценочного отражения нравственных отношений педагога с окружающими людьми в ходе его профессиональной деятельности.
  • Нравственное развитие

    осмысление человеком своего предназначения, появление ответственности перед настоящими и будущими поколениями, понимание сложной природы мироздания и стремление к постоянному нравственному со
  • Нравственное сознание

    осознание личностью норм нравственности, взаимоотношений в обществе, идей, представлений, идеалов, функционирующих в обществе; совокупность этических знаний, нравственных взглядов, убеждений, чу
  • Нравственное воспитание

    процесс формирования моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения.
  • Нравственное чувство

    постоянное эмоциональное ощущение, переживание, реальные нравственные отношения и взаимодействия; необходимый компонент моральной деятельности; результат сознательного отношения к нормам, при
  • Нравственное мышление

    процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов.