Развитие личности
процесс закономерного изменения личности в результате социализации [34, с. 285].
Источник: Краткий словарь-справочник по гражданско-патриотическому воспитанию. Челябинск. 2014
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
активный, саморегулирующийся процесс, самодвижение от низших к высшим уровням жизнедеятельности.
Источник: Краткий словарь современной педагогики.
Личности развитие
наращивание физиологических, психических и социальных новообразований за счет освоения человеком внутреннего и внешнего потенциала возможностей.
Источник: Глоссарий по педагогике.
Развитие личности
процесс физического, эмоционального, интеллектуального, духовного становления личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов.
Источник: Комплект методического обеспечения по учебной дисциплине “педагогические технологии”
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
объективный процесс становления и обогащения физических и духовных сил человека, обеспечивающих реализацию его жизненного потенциала, его сущности и назначения, процесс изменения индивида в результате его социализации.
Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017
Развитие личности
стимулируемый обучением и воспитанием общественно обусловленный процесс, способствующий накоплению и реализации новых физических, интеллектуальных, нравственных, иных качеств индивида и приводящий к ценностным изменениям.
Источник: Краткий терминологический словарь по библиотерапии
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
стадиальный процесс становления типологических социально значимых качеств человека и его индивидуальности. Стадии развития могут определяться качественными изменениями в зависимости от возраста и достигаемых результатов личности.
Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва
Развитие личности
это процесс раскрытия ее сущностного смысла, реализации ее биологического, психического и социального потенциала путем усвоения: необходимой информации, способов деятельности, накопления опыта самоуправления и взаимодействия с другими людьми.
Источник: Словарик координатора детского движения
Развитие личности
процесс закономерного изменения личности как системного качества индивида в результате его социализации. Обладая природными анатомо-физиологическими предпосылками к становлению личности, в процессе социализации ребенок вступает во взаимодействие с окружающим миром, овладевая достижениями человечества.
Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.
Развитие личности
процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере, обусловленный влиянием внешних и внутренних факторов; развитие интеллекта, эмоциональной сферы, устойчивости к стрессовым воздействиям, уверенности в себе, позитивного отношения к миру и окружающим, самостоятельности, автономности, мотивации самоактуализации, самосовершенствования.
Источник: Педагогика с методикой преподавания специальных дисциплин.
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
объективный процесс становления и обогащения физических, психических и духовных сил человека, обеспечивающих реализацию его жизненного потенциала, его сущности и назначения, процесс изменения индивида в результате его социализации. В процессе социализации ребенок вступает во взаимодействие с окружающим миром, овладевая достижениями человечества при посредстве взрослых; тем самым процесс воспитания является ведущим в развитии его личности. Далее развитие личности осуществляется в деятельности, управляемой системой мотивов, присущих данной личности; предпосылкой и результатом развития личности выступают потребности. Определяющим фактором развития личности является тип взаимоотношений, который складывается у человека с наиболее референтной группой в процессе совместной деятельности.
Источник: Профессиональное образование. Словарь
Развитие личности
процесс качественных изменений, происходящих в личности человека под влиянием природных и социальных, внешних и внутренних факторов.
Развитие личности – это процесс разнонаправленных изменений. Оно может быть конструктивным, прогрессивным, а может быть и деструктивным, регрессивным. Близким по смыслу понятию «развитие» является понятие «формирование» – то есть развитие личности человека, ориентированное на существующие в культуре данного общества те или иные конкретные формы, образцы, идеалы.
Развитие личности ребенка происходит в процессе его стихийной социализации, воспитания и саморазвития. См. также:
Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. – М., 2000.
Словарь-справочник по теории воспитательных систем. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
Источник: Современная теория воспитания. Словарь-справочник 2016
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
процесс закономерного изменения личности в результате ее социализации. Обладая природными анатомо-физиологическими предпосылками к становлению личности, в процессе социализации ребенок вступает во взаимодействие с окружающим миром, овладевая достижениями человечества. Складывающиеся в ходе этого процесса способности и функции воспроизводят в личности исторически сформировавшиеся человеческие качества. Овладение действительностью у ребенка осуществляется в его деятельности при посредстве взрослых: тем самым процесс воспитания является ведущим в развитии его личности. Р. л. осуществляется в деятельности, управляемой системой мотивов, присущих данной личности. В самом общем виде Р. л. может быть представлено как процесс вхождения человека в новую соц. среду и интеграцию в ней в результате этого процесса. При успешном прохождении интеграции в высокоразвитой просоциальной общности у личности появляются такие качества, как гуманность, доверие к людям, справедливость, самоопределение, требовательность к себе и др. и т.д.
Источник: Педагогический словарь
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
это развитие ее мировоззрения, самосознания, отношения к действительности, характера, способностей, психических процессов, накопление опыта. Различают ряд ступеней в индивидуальном развитии человека: ранний детский возраст, дошкольный, младший школьный, подростковый, юношеский, зрелый, пожилой. Психические изменения в личности нельзя объяснять только механическим взаимодействием биологического и социального. Историко-эволюционный подход рассматривает взаимодействие между природой, обществом и личностью. В этой схеме биологические свойства личности (например, тип нервной системы, задатки) выступают как безличные предпосылки ее развития, которые в процессе жизненного пути становятся результатом этого развития, общество выступает условием осуществления деятельности, в ходе которой человек приобщается к миру культуры. Основанием и движущей силой Р. л. является совместная деятельность, в которой осуществляется усвоение личностью заданных социальных ролей. Преобразуя нормативно-ролевую деятельность в ситуации выбора, личность заявляет о себе как об индивидуальности, жизненный путь которой часто становится историей отклонения альтернатив.
Предвосхищая свое будущее, осознавая свои достижения и недостатки, человек стремится к самосовершенствованию посредством собственной деятельности, учения, игры, труда, общения с другими людьми, самообразования.
Источник: Акмеологический словарь
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
процесс формирования личности, накопления в ней качественных изменений, приводящих к переходу от одного состояния к другому, более совершенному. Развитие личности происходит прежде всего в результате ее саморазвития и взаимодействия с окружающим миром, влияния макро- и микрофакторов: от космоса, Земли, государства, общества, семьи, школы, экономики, политики, церкви, культуры до моды, средств массовой информации, среды общения и мн. др. Растущий человек, усваивая социальный опыт, ценности, нормы, присущие как обществу, так и «своим» социальным группам, активно, но по-своему воспроизводит систему социальных ценностей и человеческий опыт. Развитие личности в детском возрасте происходит под сильным влиянием воспитания, протекающего под определенным педагогическим контролем и являющегося не столько прямым воздействием на ребенка, сколько взаимодействием с ним. Происходит и самостоятельное формирование себя как личности, которое опирается на природные задатки, самосознание, самоопределение. В основе развития личности лежит удовлетворение потребностей – от простых природных до высших духовных. Механизм удовлетворения потребностей стимулируется противоречиями между ними и реальными возможностями их удовлетворения. Лучше всего противоречия преодолеваются в совместной деятельности. Поэтому громадное значение для развития ребенка имеют коллектив сверстников, другие коллективы школ, внешкольных учреждений. Они жизненно необходимы как условия и средства полноценного развития. Благотворное педагогическое воздействие на процесс развития личности ребенка предполагает соблюдение принципа природосообразности, когда для каждого пола и возраста определяются типичные, естественные потребности и интересы, на этом общем фоне выявляются индивидуальные черты каждого ребенка, особенно те, которые служат ему во благо; противоречия, характерные для каждого возраста, преодолеваются в деятельности, поведении и отношениях; обеспечена психолого-педагогическая коррекция в развитии ребенка.
Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005
Развитие личности
сложный процесс становления особого качества человека, приобретаемого им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения. Личность — это прежде всего социальная характеристика человека, указывающая на качества, формирующиеся под влиянием общественных отношений. Человек формируется как личность в социальной системе путем целенаправленного воспитания. Личность — это мера присвоенного общественного опыта, с одной стороны, и вклад человека в культуру — с другой. Человек — это социальное существо. С первых минут жизни он включен в социальные взаимодействия, в процессе которых приобретает социальный опыт, преобразующийся в его личностные структуры. В процессе социализации человек обретает свою индивидуальность. При этом одна и та же социальная ситуация может по-разному восприниматься, по-разному переживаться различными личностями. Поэтому разные личности могут выносить из объективно одинаковых социальных ситуаций различный социальный опыт. Если на первых порах формирование личности обусловлено ее связями с окружающей действительностью, широтой практической деятельности, знаниями и усвоенными нормами поведения, то дальнейшее Р.л. определяется тем, что она становится не только объектом, но и субъектом воспитания. Формирование и Р.л. происходит в течение всей жизни. Социокультурная среда выступает основным источником развития личности, задавая общественные нормы, ценности, знаковые и орудийные системы, социальные роли. Движущей силой Р.л. являются противоречия, среди которых универсальный характер имеют противоречия между потребностями человека и возможностями их удовлетворения. В процессе взаимодействия со средой фор мируются новые взаимоотношения, что в свою очередь приводит к изменениям в личности. Процесс становления личности можно представить в виде ряда стадий, переход на каждую из которых означает качественное изменение внутриличностной структуры, перестройку ценностно-смысловых образований, мотивов и установок, самосознания. Особо значимыми периодами становления личности являются подростковый и юношеский возраст, во время которых происходит бурное развитие самосознания и интеграция личности в социальные отношения — осознание «себя в мире».
Источник: Педагогический словарь 2008 г.
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
опосредованное системой общественных отношений, развитие личности осуществляется в процессе присвоения человеком основ материальной и духовной культуры. Вместе с тем это не исключает формирование собственно внутренних позиций личности, выходящих за пределы наличных жизненных условий. Концепция развития личности строится, прежде всего, на признании диалектического единства трех факторов: 1 – генотипа, врожденных особенностей; 2 – внешних условий; 3 – внутренней позиции. При характеристике личности человека на этапах онтогенеза учитываются особенности социальной ситуации его бытия и развития. Человек рассматривается в двух исторически свойственных ему ипостасях: как социальная единица и как уникальная личность. Исторически обусловленными реалиями существования человека выступают: предметный мир, природа, образно-знаковые системы, социальное пространство, в которые человек входит с момента рождения. Осваивает их в процессе своего развития бытия. Реалии существования человека определяют особенности развития его самосознания (В.С. Мухина). Развитие личности происходит во всех компонентах ее иерархической структуры (по К.К. Платонову): Верхний этаж – направленность личности: мировоззрение, ценностные ориентации, убеждения, стремления и т. д. Второй этаж – опыт личности: знания, умения (компетенции), навыки, привычки. Третий этаж – высшие психические процессы: интеллект (мышление, память, внимание), воля, эмоции, физическая (двигательная) активность. Четвертый этаж – врожденные индивидуальные психофизиологические особенности (темперамент и т. д.). На эту иерархическую структуру личности накладываются способности и характер: – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности, обусловливая типичные индивидуальные способы поведения. Соответственно, применительно к образованию развитие личности:
- развитие направленности личности – это воспитание;
- развитие опыта личности – это обучение;
- развитие психических процессов – это собственно развитие. По другой классификации развитие личности рассматривается по четырем сферам личности: интеллектуальной, эмоциональной, волевой и физической. Как в развитии любого процесса, развитие личности может иметь две различные тенденции. Одна – восходящая, переход от простого к сложному, от низшего к высшему (прогрессивная линяя, прогресс). Вторая – нисходящая, от сложного к простому, от высшего к низшему (регрессивная линяя, регресс) – деградация, распад личности. Литература: [28, 49].
Источник: Педагогика. Словарь системы основных понятий.
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
(см. Онтогенез; Развитие) – изменения психики человека как общественного существа, сопровождающиеся накоплением в его опыте средств ориентировки и поведения среди людей (см. Поступок).
Факт состоит в том, что человек не может быть просто отдельным организмом, даже тогда, когда остается наедине с самим собой. Уже с момента рождения он бы погиб через несколько часов, если бы не был включен в систему некоторых общественных отношений (его оберегают, кормят, к чему-то приучают и т.п.). Общественные отношения людей, как межличностные, так и межгрупповые (см. Взаимоотношения; Общение; Восприятие межличностное) в целом очень сложны. И подрастающему, и взрослому человеку для соответствующих актов ориентировки и поведения недостаточно располагать органами чувств, моторикой и системами рефлексов (см. Рефлексы; Динамический стереотип), которые обеспечивают существование организма в конкретных предметных ситуациях. Чтобы существовать в системе общественных отношений, бывает необходимо вести себя и вопреки конкретным ситуациям (в частности, вопреки мнениям, сопротивлению других людей), но согласно мыслимым правилам, моральным и юридическим нормам, отдаленным целям, даже действовать вопреки реальным опасностям во имя ценностей и целей широких общностей (народа, человечества). Все это предполагает особую систему психической регуляции поведения (см. Регуляция поведения; Совместимость психологическая), основное место в которой занимают мировоззрение, направленность и характер человека (см. Желание; Жизненная позиция; Интерес; Направленность личности; Потребность; Призвание; Склонности; Стремление; Убеждения; Характер). Развитие личности и есть развитие этих психических образований, делающих человека активным, инициативным деятелем, способным не только приспосабливаться к требованиям среды, но и преобразовывать эту среду.
Развитие личности происходит не линейно, «не гладко», но посредством переживания ряда нормальных кризисов (диалектических противоречий развития). Полагают, чтоначальный этап развития собственно личности – это так называемый кризис трех лет, связанный с появлением знаменитого «Я сам!» («Я сама!»), когда ребенок начинает что-то замышлять и стремится осуществлять свои замыслы (пусть это будет самостоятельное застегивание пуговицы и т.п.). Дальнейшее развитие личности происходит в ролевых, сюжетных играх, играх с правилами (вот где начинается воспитание гражданина, ибо соблюдение игрового правила – это есть аналог соблюдения норм морали и закона), в многолетней учебной и далее – в учебно-производственной и профессионально-трудовой деятельности. Все эти виды активности предполагают освоение определенных общественных отношений, типичных схем поступков, а не только действий с предметами, инструментами и материалами.
Человек как личность нестандартен по своей природе, поскольку внутренние условия развития (опыт, особенности эмоционального склада, склада ума и многое другое) у каждого своеобразны. Поэтому не следует переносить привычки технического образа мыслей (стремление к унификации, стандартизации изделий и пр.) на область воспитания человеческой личности. А именно, идея воспитания «одинаковых» личностей является ложной, нравится нам это или нет. Педагог, родитель иногда сознательно или невольно исповедуют принципы педагогического эгоцентризма: «Будь, как я», «Делай все, как я», «Живи, как я», «Стремись к тому, к чему стремился я». Это идеи не только не реализуемые практически, но и вредные с моральной точки зрения, так как основаны на преувеличенном самомнении старших и неуважении к другому – в данном случае развивающемуся, подрастающему – человеку. Люди могут быть разными и равноценными, взаимодополняя друг друга в обществе, в частности в профессиональном сообществе.
Педагогическое руководство допрофессиональным и профессиональным Р.л. – сложный процесс, предполагающий систематическое педагогическое и психологическое образование и самообразование того, кто этим делом занят (будь то педагог профессиональной школы или руководитель производства, специалист по работе с персоналом, менеджер).
Лит.: Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия. – М., 1991; Дер- кач А.А., Кузьмина Н.В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. – М., 1993; Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Кризисы профессионального становления личности // Психологический журнал. 1997. № 6; Зеер Э.Ф. Профессиональное становление личности инженера-педагога. – Свердловск, 1988; Тютюнник В.И. Психолого-педагогические условия развития «внутренней позиции» субъекта труда в дошкольном возрасте // Вестник Моск. ун-та. Серия 14. Психология. 1989. № 4; Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. – М.; Воронеж, 1996; Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. 1994. № 6.
Е.А. Климов
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
становлениеспецифических человеческих высших психических функций в процессе жизнедеятельности человека под влиянием двух факторов – среды и наследственности. В рамках системнодеятельностного историко-эволюционного подхода разрабатывается схема детерминации Р. л., в которой свойства человека как индивида рассматриваются как «безличные» предпосылки Р. л., которые в процессе жизненного пути могут стать продуктом этого развития. Социальная среда также представляет собой источник, питающий Р. л., а не «фактор», непосредственно определяющий поведение. Будучи условием осуществления деятельности человека, социальная среда несет те общественные нормы, ценности, роли, церемонии, орудия, системы знаков, с которыми сталкивается индивид. Подлинными основаниями и движущей силой Р. л. выступают совместная деятельность и общение, посредством которых осуществляется движение личности в мире людей, приобщение ее к культуре. Через преобразование в своих поступках и деяниях мира, других людей и себя идет самоосуществление индивидуальности и обогащение жизни общества. Взаимоотношение между индивидом как продуктом антропогенеза, личностью, усвоившей общественно-исторический опыт, и индивидуальностью, преобразующей мир, может быть передано формулой: «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают».
- В общем, виде Р. л. может быть представлено как процесс и результат вхождения человека в новую социальную среду и интеграции в ней. В том случае, если индивид входит в относительно стабильную социальную общность, он при благоприятно складывающихся обстоятельствах проходит три фазы своего становления в ней как личности. Первая фаза – адаптация – предполагает усвоение действующих ценностей и норм и овладение соответствующими средствами и формами деятельности и тем самым до некоторой степени уподобления другим членам этой общности. Вторая фаза – индивидуализация – порождается обостряющимися противоречиями между необходимостью «быть таким как все» и стремлением индивида к максимальной персонализации. Третья фаза – интеграция – определяется противоречиями между стремлением индивида быть идеально представленным своими особенностями и отличиями в общности и потребностью общности принять, одобрить и культивировать лишь те его особенности, которые способствуют ее развитию и тем самым развитию его самого как личности. В случае, если противоречие не устранено, наступает дезинтеграция и, как следствие, либо изоляция личности, либо ее вытеснение из общности, либо деградация с возвратом на более ранние стадии ее развития.
- Если индивиду не удается преодолеть трудности адаптационного периода, у него могут складываться качества конформности, зависимости, робости, неуверенности. Если на второй фазе развития индивид, предъявляя референтной для него группе личностные свойства, характеризующие его индивидуальность, не встречает взаимопонимания, то это может способствовать формированию негативизма, агрессивности, подозрительности. При успешном прохождении фазы интеграции в высокоразвитой общности у индивида формируется гуманность, доверие, справедливость, требовательность к себе и другим и т. п. В связи с тем, что ситуация адаптации, индивидуализации, интеграции при последовательном или параллельном вхождении индивида в различные группы многократно воспроизводится, соответствующие личностные новообразования закрепляются, складывается устойчивая структура личности. Социальная среда, «социальная ситуация развития» (Л. С. Выготский), в которой происходит возрастное Р. л., динамична. Тип Р. л. определяется тем типом группы, в которой она интегрирована.
- Личность формируется в группах, иерархически распложенных на ступенях онтогенеза. В раннем возрасте это семья. В дошкольном и младшем школьном возрасте это преимущественно просоциальные ассоциации (группа детского сада, школьный класс). В них педагог становится наравне с родителями референтным лицом, взаимоотношения с которым опосредствуются совместной деятельностью и определяют Р. л. ребенка. В подростковом возрасте это коллективы или просоциальные ассоциации сверстников, чья референтность для личности старших школьников становится особенно высока, но в отдельных случаях и асоциальные ассоциации. В юношеском возрасте это трудовые коллективы либо – при серьезных дефектах воспитания – корпоративные группы. Важную роль в Р. л. играет коллектив. Воспитание личности осуществляется, в частности, путем воздействия на коллектив, организации его самодеятельности посредством использования широчайших внутренних возможностей самого коллектива (методика «параллельного педагогического воздействия» по А. С. Макаренко), путем применения к личности высоких и принципиальных требований в сочетании с уважением к ее достоинству. Важное значение в воспитании личности имеет нахождение «перспективных линий развития» для каждого человека, связанное с отбором и формированием его потребностей. На этом основывается индивидуальный подход к личности учащегося (Психология: слов. / под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1999. – 494 с.). М. В. Удовенко
Источник: Глоссарий современного образования.