Личность
человек как общественное существо, носитель общественного сознания и самосознания.
Источник: Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. 2013
Личность
человек со своими социально обусловленными и индивидуально выраженными качествами.
Источник: Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. 2013
Личность
социальная сущность человека, приобретаемая в ходе общения и деятельности и выражающаяся в достижении необходимого уровня активности и самосознания.
Источник: Педагогика с методикой преподавания специальных дисциплин.
Личность
1)индивид как субъект социальных отношений и социальной деятельности; 2) системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.
Источник: Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения
Личность
в широком смысле слова это человек с момента его рождения. В более узком смысле, личность – это человек как представитель общества, ответственно и свободно определяющий свою позицию в обществе.
Источник: Словарик координатора детского движения
ЛИЧНОСТЬ
системное кач ест во индивида, приобретаемое им в ходе культурно-исторического развития; личность обладает свойствами активности, субъектн ости, пристрастности, осознанности (по А. Н. Леонтьеву).
Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.
ЛИЧНОСТЬ
человек как представитель общества, свободно и ответственно определяющий свою позицию среди людей. Формируется во взаимодействии с окружающим миром, системой общественных и человеческих отношений, культурой.
Источник: Словарь педагогического обихода. Псков ПГПИ 2003
ЛИЧНОСТЬ
индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Личность – это человек, обладающий определенным творческим потенциалом. Качества личности формируются в совместной деятельности и общении.
Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017
Личность
социальное бытие человека в рамках проблематизации и совершенствования норм «изнутри». Самоопределение касается и соотносится не фиксированных норм, а процесса и формы процесса их смены в линии «совершенствования».
Источник: Методологический словарь для стратегов
Личность
единство и индивидуальность всех жизненных и психологических проявлений человека; человек, сознающий сам себя как определенное индивидуальное единство и тождество во всех процессах изменения, происходящих в организме и психике.
Источник: Словарь социального педагога и социального работника
ЛИЧНОСТЬ
человек как участник исторически-эволюционного процесса, выступающий носителем социальных ролей и обладающий возможностью выбора жизненного пути, в ходе которого им осуществляется преобразование природы, общества и самого себя.
Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.
Личность
1) человек как субъект отношений и сознательной деятельности; 2) устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности. Понятие личность отличают от понятий индивид и индивидуальность.
Источник: Педагогическая диагностика и коррекция в воспитательном процессе.
ЛИЧНОСТЬ
1) человек как носитель социально значимых черт, характеризующих его как члена общества; 2) (в психологии) - системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующее его со стороны включенности в общественные отношения [80, c. 256].
Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины
Личность
(1) – человек как член общества, носитель сознания; (2) – человек как субъект отношений и сознательной деятельности, способный к самопознанию и саморазвитию; (3) – устойчивая система социально-значимых черт, отношений, установок и мотивов, характеризующая человека как члена общества.
Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.
Личность
человек как субъект общественных отношений и сознательной деятельности, член определенной человеческой общности, обладающий сознанием, самосознанием, ответственностью за свое поведение; человек как ценность, ради которой и осуществляется развитие общества (см. также раздел «Образование и развитие личности»).
Источник: Педагогический словарь 2008 г.
Личность
субъект творчества во всех его формах, рефлексии принятия решений деятельности, воспроизводящей культуру, всю систему человеческих отношений, саму человеческую деятельность, самое себя. Л. – центральная категория социальных наук. В сфере воспитания Л.- его цель, объект и субъект, результат и показатель эффективности.
Источник: Словарь социального педагога и социального работника
Личность
это субъект нравственной деятельности индивидуального сознания, активно проявляемая индивидуальность. Личности свойственно утверждать себя в жизни, проявляя свою изначальную заложенную в сознании целостную сущность – смысл. Личность проявляет себя, утверждая значение своей индивидуальности, выбирая не наносящие вреда обществу средства.
Источник: Педагогический словарь-справочник. Ч. 1 учебно-методическое пособие для студентов магистрантов аспирантов и педагогов 2016
Личность
это человек, включенный в жизнь человеческого общества, самостоятельно определяющий и реализующий в деятельности свою позицию по отношению к окружающему миру, к другим людям, к самому себе. Понятие «личность» отражает социальное бытие человека.
См. также: Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.:
Политиздат, 1975. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. – М., 1995.
Источник: Современная теория воспитания. Словарь-справочник 2016
Личность
неповторимое для каждого человека сочетание антропологических, психических, культурных, интеллектуальных, социальных черт, находящихся в неразрывной связи с конкретной ситуацией его жизни; взятые в единстве соматическая структура, эмоциональность, тип нервной системы, познавательные способности, воля, одаренность, характер, культура, потребность, мировоззрение. Все это проявляется в переживаниях, суждениях, поведении, поступках, действиях.
Источник: Краткий терминологический словарь по библиотерапии
ЛИЧНОСТЬ
феномен общественного развития, конкретный человек, обладающий сознанием и самосознанием.
* Направленность личности – психическое свойство личности, система ее потребностей – доминант, ценностей, устремлений, преобладающих смыслообразующих мотивов, выражающаяся в жизненных целях человека, его установках, намерениях, стремлениях и активной деятельности по их достижению. Н. л. определяет мотивационную обусловленность действий, поступков, всего поведения человека.
Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва
ЛИЧНОСТЬ
человек как участник эволюционного процесса,выступающий носителем социальных ролей и обладающий воз можностью выбора жизненного пути, в ходе которого им осуществляется преобразование природы, общества, самого себя; устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества,общности и др. (около 70 определений); индивид в аспекте его включенности в социальное целое, в систему связей с другими индивидами; личность человека форма, пребывающая в творческом процессе постоянного изменения.
Источник: Краткий словарь современной педагогики.
ЛИЧНОСТЬ
несводимая к природе, свободная, открытая, творческая, уникальная, целостная в смысле как неделимости, так и нерушимой идентичности, непознаваемая аналитическими объективирующими методами онтологическая основа человека, определяющая образ бытия его индивидуализированной природы. Личность есть центральный онтологический элемент мира. ПРИМЕЧАНИЕ. Следует учитывать, что в иностранной психолого-педагогической литературе понятие «личность» вбирает концепции индивидуума, человеческого существа и гражданина. Литература: [18; 29; 92].
Источник: Краткий словарь системы понятий инклюзивного образования. Терминологический словарь. 2015
Личность
1) человек как типичный представитель сформировавшего его общества. 2) человек как субъект отношений и сознательной деятельности; 3) устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности. Понятие личности следует отличать от понятий "индивид" (единичный представитель человеческого рода) и "индивидуальность" (совокупность черт, отличающих данного индивида от всех др.). Личность определяется данной системой общественных отношений, культурой и обусловлена также биологическими особенностями.
Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии
ЛИЧНОСТЬ
человек как участник историко-эволюционного процесса, выступающий носителем социальных ролей и обладающий возможностью выбора жизненного пути, в ходе которого им осуществляются преобразования природы, общества и самого себя. Только человек как субъект социальных отношений и сознательной созидательной деятельности становится личностью, т. е. носителем определенных качеств и свойств (социальных, опыта, интеллектуальных, генетических), которые позволяют ему осуществлять свою жизнедеятельность в данном конкретном социальном сообществе, делают его всесторонней, гармоничной личностью.
Источник: Профессиональное образование. Словарь
ЛИЧНОСТЬ
человек как представитель общества, свободно и ответственно определяющий свою позицию среди людей. Формируется во взаимодействии с окружающим миром, системой общественных и человеческих отношений, культурой. Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе социализации. Понятие Л. — одно из центральных в отечественной психологии, а в связи с гуманизацией учебно-воспитательного процесса становится активно используемой категорией и в педагогике. Существуют различные классификации личности, знание к-рых поможет учителю легче ориентироваться в особенностях своих воспитанников.
Источник: Педагогический словарь
ЛИЧНОСТЬ
(от лат. persona – лицо, роль). Особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения. Л. – это человек как ценность, ради которой осуществляется развитие общества. В российской системе образования и ее обновлении, проводимом с середины 1980-х гг. на первый план выступает задача формирования базовой культуры Л., которая позволила бы устранить в структуре Л. противоречия между технической и гуманитарной культурой и обеспечить его деятельное участие в социально-экономических условиях жизни общества. См. личностно-деятельностный подход, личностный подход.
Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).
ЛИЧНОСТЬ
социально-психологическое качество человека, приобретенное индивидом в процессе своего развития путем включения, с одной стороны, в различные виды деятельности, общения, межличностные отношения, а с другой – активность самой личности, выступающей как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние социальные воздействия.
Личная окрашенность — соответствие, (соотнесение, баланс) между собственными знаниями, интересами, жизненной позицией, «Я»-отношениями, взглядами на что-либо.
Личностный подход — последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как к самосознательному ответственному субъекту воспитательного взаимодействия.
Источник: Социально-педагогический словарь. 2016 г.
Личность
(от англ. — personality < лат. persona — маска актера, роль, положение; лицо, личность) — человек как участник историко-эволюционного процесса, выступающий носителем социальных ролей и обладающий возможностью выбора жизненного пути, в ходе которого он преобразует природу, общество и самого себя. В общественных науках Л. рассматривается как особое качество человека, приобретаемое им в процессе совместной деятельности и общения. В гуманистических философских и психологических концепциях Л. выступает основной общественной ценностью, а сущностью Л. признается способность к самореализации, самоопределению и продуктивной творческой деятельности. В гуманитарном знании (психологии, педагогике) понимание Л. зависит от содержания образа человека, заданного социокультурным и научным контекстами на определенном этапе общественного развития.
Источник: Педагогический словарь 2008 г.
Личность
др.рус. – лик, лицо) – устойчивое духовно-психологическое образование, посредством которого человек становится членом общества, представителем своего народа и нации производителем духовных и материальных ценностей. Показателями сформированности личности в человеке являются: духовность, нравственность, развитость самосознания и творческость. Именно эти качества обеспечивают человеку свободу и субъективность как внутреннее состояние. Личность есть воплощение образа Божия в человеке, механизм и форма боговоплощения. И потому она не может быть отрицательной, а лишь положительной, направленной на добро. Человек может быть инстинктивным, личность же всегда целенаправленна, человек может поступить плохо, но личность в нем – это носитель образа Божия, т.е. совести, долга, чести, достоинства. Личность «приобретается» упорным трудом души и тела. Только через личность человек может быть духовным существом и выполнять свою миссию на Земле.
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
ЛИЧНОСТЬ
человек как участник историко-эволюционного процесса, выступающий носителем социальных ролей и обладающий возможностью выбора жизненного пути, в ходе которого он преобразует природу, общество и самого себя. В общественных науках Л. рассматривается как особое качество человека, приобретаемое им в процессе совместной деятельности и общения. В гуманистических философских и психологических концепциях Л. - это ценность, ради которой осуществляется развитие общества. В проблематике Л. традиционно выделяются такие аспекты, как многогранность феноменологии Л.; междисциплинарный статус проблемы Л.; зависимость понимания Л. от образа человека, явно или скрыто существующего в культуре и науке; несовпадение проявлений индивида, Л. и индивидуальности, исследуемых в рамках биогенетического, социогенетического и персогенетического направлений человекознания, и др. — человеческий индивид как продукт общественного развития, субъект труда, общения и познания, детерминированный конкретноисторическими условиями жизни общества. (Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. )
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
ЛИЧНОСТЬ
продукт социализации индивида. Когда говорят об отдельном человеке, безотносительно к его отношениям с другими людьми – применяется термин индивид. В этом смысле говорят об индивидуальных особенностях, например, мышления, темперамента, об индивидуальном стиле деятельности и т. д. Когда же человек рассматривается в его отношениях с другими людьми, с обществом – используется понятие личность. И соответственно – личностные качества: общительность, самостоятельность и т. д. Личность рассматривается в трех аспектах (по А.В. Петровскому) – см. Рис. 6.

Иерархическая структура личности (по К.К. Платонову): Верхний этаж – направленность личности: мировоззрение, ценностные ориентации, убеждения, стремления и т. д. Второй этаж – опыт человека: знания, умения (компетенции), навыки, привычки. Третий этаж – высшие психические процессы: интеллект (мышление, память, внимание), воля, эмоции, физическая (двигательная) активность. На эту структуру накладываются: характер и способности. Выделяют четыре сферы личности: интеллектуальная, волевая, эмоциональная, двигательная. Литература: [36].
Источник: Педагогика. Словарь системы основных понятий.
Личность
в самом широком значении – это человек в контексте его социальных приобретенных качеств; Л. – условное понятие, с помощью которого определяется социальная природа каждого человека, который воспринимается как ярко выраженный носитель индивидуального начала; доказано, что Л. самораскрывается только в разнообразных контекстах социальных отношений. Процесс литературного образования носит ярко выраженный личностный характер, поскольку при изучении каждого литературного произведения осуществляется сложное взаимодействие личности автора этого произведения, опосредованно воплощенной в нем, и развивающейся личности учащегося, находящейся на определенной ступени своего личностного развития. В этом процессе личностного взаимодействия определяющее значение приобретает личность учителя-словесника, который организует процесс литературного образования в форме межличностного общения. Это обусловлено тем, что именно личностно-профессиональные качества учителя-словесника обеспечивают возможность адекватного, на уровне возрастного, литературного и личностного развития учащихся, усвоения школьников изучаемого произведения, постижения ими нравственно-эстетической позиции писателя, воплощенной в его образной системе, приобретение ими соответствующих знаний, формирование и развитие читательских умений и навыков . В.Г.
Источник: Методика преподавания литературы.
ЛИЧНОСТЬ
социальная характерна стика конкретного человека как субъекта социальных отношений и сознательной деятельности, свободно и ответственно определяющего свою позицию среди других. Характеризуется устойчивостью мотивов поведения и практических действий, интересов, склонностей, определенным мировоззрением, направляющих ее деятельность, относительно независимую от текущих ситуаций. Процесс развития личности, ее вхождения и интеграции в новую социальную среду в самом общем виде можно представить как адаптацию и усвоение действующих ценностей и норм, овладение соответствующими средствами и формами деятельности; индивидуализацию личности, стремление к максимальной персонализации, поискам средств и способов обозначения своей индивидуальности; интеграцию личности, стремление быть представленным своими особенностями и отличиями в общности и потребностью общества. При неблагоприятных условиях адаптационного периода формируются качества конформности, зависимости, неуверенности или даже изоляция личности, вытеснение из общности и деградация. Гуманность, доверие к людям, требовательность к себе и другим и прочие положительные качества личности возникают в благоприятных условиях при успешном прохождении фазы персонализации и интеграции. В процессе освоения общественного опыта происходит формирование новых мотивов и потребностей личности, их преобразование, соподчинение.
Источник: Словарь по образованию и педагогике.
ЛИЧНОСТЬ
общественная сущность мыслящего и действующего индивида, целостность социальных свойств человека как субъекта общественных отношений и сознательной деятельности; продукт общественного развития и включения его (индивида) в систему социальных отношений посредством активной практически-духовной деятельности и общения. Индивид становится Л. в своей самотождественности и неповторимости как субъекта деятельности и индивидуальности, но именно в качестве члена социума. Стремление слиться с социальной общностью (идентифицироваться с ней) и вместе с тем – к обособлению, проявлению творческой индивидуальности делает Л. и продуктом, и субъектом социальных отношений, социального развития. Следовательно, Л., с одной стороны, устойчивая совокупность социально значимых черт, качеств, характеризующих индивида как представителя конкретно-исторического общества и общности, с другой – это уникальное «Я», субъект творчества и свободы, способный преобразовывать окружающий мир и самого себя. Быть Л. – значит созидать свой уникальный внутренний мир и через это выступать причиной собственного существования. Возникновение феномена Л. связывается с развитием христианства, которое обосновывало самоценность человеческой души, понимая ее как Образ Божий в человеке. (Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. – М., 1984; Смирнов П. И. Социология личности: учебн. пособие. – СПб., 2001; Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 2000). В. А. Лозовой
Источник: Глоссарий современного образования.
Личность
1) человек как представитель общества, определяющий свободно и ответственно свою позицию среди других. Формируется во взаимодействии человека с окружающим миром; 2) особый вид организациибиологических, психических и социальных характеристик, которая определяет своеобразие человека (см. индивидуум); 3) человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности, социальная сущность человека как ансамбль общественных отнесений (по К. Марксу) и как системное видовое свойство человека, формирующееся в совместной с другими людьми деятельности и в общении. Понятие Л. не следует ограничивать только совокупностью интраиндивидных качеств человека, определяющих его лицо и отличие от других: эти качества присущи человеку как индивиду. Определяя свойства Л. как ансамбль (систему) того, что человек «относит» другим, необходимо иметь в виду, что эти свойства, как системные, не локализованы непосредственно в конкретном индивиде – они могут быть обнаружены только в системе его отношений с другими людьми. Для Л. характерна идеальная представленность в жизнедеятельности других людей (по А.В. Петровскому), активность как стремление выходить за собственные пределы, полагать себя в жизнедеятельности других людей. продолжая свое существование в них. К личностным относятся многие нравственные, коммуникативные. деятельностные свойства. Среди этих свойств такие, как ответственность (или безответственность), референтность, эмпатия. Личность характеризуется коллективистским самоопределением. По существу все свойства Л. амбивалентны. В Л. отражаются социальные роли человека. Личность не является верхней ипостасью человека: есть более высокое измерение, в котором человек не только «выносится за рамки самого индивидуального объекта, но и перемещается за пределы его актуальных связей с другими индивидами, за пределы наличной совместной деятельности с ними» А.В. Петровский). Это измерение человека есть индивидуальность, в которой все восходящие лини общественных отнесений замыкаются на «акме» человека как универсальности, уникальности и целостности.
Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.
ЛИЧНОСТЬ
(лат. persona – маска актера; роль, положение; лицо) — в общественных науках Л. – особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения. В гуманистических философских и психологических концепциях Л. – это человек как ценность, ради которой осуществляется развитие общества. При всем многообразии подходов к пониманию Л. традиционно выделяются след. аспекты этой проблемы: 1) многогранность феноменологии Л., отражающая объективно существующее многообразие проявлений человека в эволюции природы, истории общества и его собственной жизни; 2) междисциплинарный статус проблемы Л., находящейся в сфере изучения общественных и естественных наук; 3) зависимость понимания Л. от образа человека, явно или скрыто существующего в культуре и науке на определенном этапе их развития; 4) несовпадение проявлений индивида, Л. и индивидуальности, исследуемых в рамках относительно независимых друг от друга биогенетического, социогенетического и персоногенетического направлений современного человекознания; 5) разведение исследовательской установки, ориентирующей специалиста на понимание развития Л. в природе и обществе, и практической установки, направленной на формирование или коррекцию Л. в соответствии с целями, заданными обществом или поставленными обратившимся к специалисту конкретным человеком.
Подлинными основаниями и движущей силой развития Л. выступают совместная деятельность и общение, посредством которых осуществляется движение Л. в мире людей, приобщение ее к культуре. Взаимоотношение между индивидом как продуктом антропогенеза, личностью, усвоившей общественно-исторический опыт, и индивидуальностью, преобразующей мир, м. б. передано формулой: «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают».
В рамках системно-деятельностного подхода Л. рассматривается как относительно устойчивая совокупность психических свойств, как результат включения индивида в пространство межиндивидуальных связей. Индивид в своем развитии испытывает социально обусловленную потребность быть Л. и обнаруживает способность стать Л., реализуемые в социально значимой деятельности.
Этим определяется развитие человека как Л.
Источник: Словарь-справочник по специальному образованию
Личность
конкретный человек, рассматриваемый с точки зрения его социально значимых особенностей. В психологии известны разные определения личности. Для использования в дидактике выбрано одно из них. С термином «личность» связаны многие недоразумения: одни психологи считают, что ребенок уже в три года - личность, другие, что некоторые и в пятьдесят лет не становятся личностью. Уже стало штампом изречение: «Только личность может воспитать личность». Некоторые считают личностью лишь того, кто имеет собственные убеждения и следует им, а не идет на поводу решений других. Однако самоактуализация и конформизм - всего лишь две социальные особенности личности, не исключающие всех остальных. Американский психолог А. Маслоу выделил 15 особенностей самоактуализирующейся личности. С другой стороны, говорят о конформной личности, предполагая, что и конформист - личность. «Самоактуализиpующиеся личности, обладающие большим творческим потенциалом и практически реализующие его, составляют ничтожное меньшинство (около 1%) населения и являют собой образец психологически здоровых и максимально выражающих свою человеческую сущность людей». Для пояснения особенностей понятия «личность» считаем уместным привести мнение видного российского психолога П.Я. Гальперина: «Личность невозможна без сознания, и там, где оно нарушено, нарушена или утрачена личность... Такой человек (признанный невменяемым) может правильно видеть окружающее, может делать формально правильные умозаключения, память о прошлых событиях и прежде приобретенных знаниях также может не обнаруживать существенных нарушений. И, тем не менее, этот человек не способен оценивать свои действия, действия других людей и объективные события так, как это делают нормальные люди, не может пользоваться объективно-общественными критериями всех этих явлений и постольку не может управлять своим поведением. Он остается субъектом действия, но уже не является личностью и не отвечает за свое поведение. Ребенок до определенного возраста вообще считается не ответственным за свои поступки, за него отвечают воспитатели, а он рассматривается как растущая, но еще не сложившаяся личность»5. Таким образом, понятие «личность» непосредственно связано с понятием «социальная ответственность», а не с чем-то иным. Личность - термин, обозначающий: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности или 2) устойчивую систему социально значимых черт, хаpактеpизующих индивида как человека того или иного общества или общности6.
Источник: Определения основных терминов дидактики высшей военной школы
Личность
человек как представитель общества, свободно и ответственно определяющий свою позицию среди людей. Формируется во взаимодействии с окружающим миром, системой общественных и человеческих отношений, культурой. Человек не рождается Л., а становится ею в процессе социализации. Понятие Л. – одно из центральных в отечественной психологии, а в связи с гуманизацией учебно-воспитательного процесса становится активно используемой категорией и в педагогике. Существуют различные классификации Л., знание которых поможет учителю легче ориентироваться в особенностях своих воспитанников. Мыслительный и чувствующие типы – типы Л., отличающиеся доминированием мыслительного, рационального начала или эмоционального, чувствительного. Люди, относящиеся к М.т.л., больше доверяют тому, что продумано, логически обосновано. Они стремятся к истине, не очень заботясь о справедливости. Любят доводить все до полной ясности. Способны оставаться спокойными тогда, когда окружающие теряют самообладание. Представители Ч.т.л. отличаются повышенной чувствительностью ко всему тому, что радует, и тому, что огорчает. Они альтруистичны, всегда ставят себя на место др., с удовольствием оказывают помощь даже во вред себе. Все принимают близко к сердцу, их упрекают в чрезмерной нерешительности. Садо-мазохистский тип – тип Л., склонный устранять причины своих жизненных неудач через агрессивные действия. Мазохисты стараются взять вину на себя и при этом упиваются самокритикой и самобичеванием, расписываются в своей собственной неполноценности и беспомощности. Садисты ставят окружающих в зависимость от себя, приобретают над ними безграничную власть, причиняют им боль и страдания, испытывая при этом наслаждение. Экстраверт–интроверт – типы Л., противоположные друг другу. Экстраверт не склонен анализировать свой внутренний мир, он общителен, легко вступает в контакт с большим кругом разнообразных и малознакомых людей, инициативен. Интроверт обычно замкнут, необщителен, склонен к самоанализу, с трудом адаптируется к новым условиям. Экстернальность-интернальность (от лат. externus – внешний, internus – внутренний) – склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам, обстоятельствам (экстернальность) либо собственным способностям и усилиям (интернальность). Эктоморфный-эндоморфный типы – морфологические типы людей, особенности которых определяются телосложением человека (по классификации В. Шелдона). Эктоморфный тип свойственен худым людям с неразвитой мускулатурой, сильной нервной системой. Люди такого типа проявляют сдержанность манер и движений, их отличает скованность осанки, склонность к камерному общению, повышенная скорость реакций, скрытость чувств, повышенный уровень внимания, тревожности, затрудненность в установлении соц. контактов, неумение предвидеть отношение к себе др. людей, безмерная чувствительность к боли, хроническая усталость и др. Эндоморфный тип свойственен полным людям, которые отличаются общительностью, стремлением к комфорту и чувственным удовольствиям.
Источник: Творчество. Краткий педагогический словарь
ЛИЧНОСТЬ
общеупотребительный (общежитейский) и научный термин, обозначающий: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности (лицо, в широком смысле слова); 2) устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности, продукт общественного развития и включения индивидов в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения. Л. – это человек как носитель сознания; новорожденный человек имеет только индивидуально-психологические особенности, у него еще нет сознания, и он пока не Л. По словам известного психолога академика А.Н. Леонтьева, «человек, конечно, рождается индивидуумом, но он становится Л. Л. есть новообразование, относительно поздно возникающее и в ходе общественно-исторического развития, и в ходе развития индивидуума, отдельного человека». Индивид становится Л. в процессе освоения социальных функций и развития самосознания, т.е. осознания своей самотождественности и неповторимости как субъекта деятельности и индивидуальности, осознания собственной ценности, но именно в качестве члена общества (что всегда желательно, но не всегда бывает). Понятие Л. имеет смысл лишь в системе общественных отношений, лишь там, где можно говорить о социальной роли и совокупности ролей; при этом оно имеет в виду не своеобразие и многообразие последних, а прежде всего специфическое понимание индивидом своей роли, внутреннее отношение к ней, свободное и заинтересованное (или, наоборот, вынужденное и формальное) ее исполнение. Формирование Л. предполагает не только внешнее воздействие факторов социальной среды и воспитание, но и самодеятельность, самоорганизацию, самовоспитание. Л. не является и не может являться результатом прямого наслаивания внешних влияний: она выступает как то, что человек делает из себя, утверждая свою человеческую жизнь, свою судьбу. Отсюда следует и то, что понятие Л. не содержит в себе оценочного компонента. Нет, пожалуй, более ошибочного понимания сущности Л., чем мнение (конечно, чаще на уровне обыденного сознания), что Л. являются только «достойные так называться» люди. В действительности, всякий человек – Л., носитель определенных нравственных, правовых и эстетических норм своего общества, класса, социальной общности, группы, со своей системой ценностных ориентаций, своим отношением к социально значимым ценностям и идеалам. Л. может быть прогрессивной и отсталой, передовой и реакционной, яркой и посредственной, гармонично или односторонне развитой, здоровой и больной, короче говоря, самой разнообразной. Недаром говорится, что личность «неповторима», а самое главное, и незаменима. Смысловая близость понятий «индивидуальность» и «личность» приводит к тому, что они нередко употребляются как однозначные, заменяющие друг друга; вместе с тем они фиксируют разные стороны, аспекты, разные измерения того, что именуется «социально значимыми качествами человека». Если понятие «индивидуальность» подводит деятельность человека прежде всего под меру своеобразия и неповторимости, многосторонности и гармоничности, естественности и непринужденности, то понятие Л. акцентирует в ней в первую очередь сознательно-волевое начало. Индивид тем больше является Л., чем яснее осознает мотивы своего поведения и чем строже его контролирует, подчиняя единой жизненной стратегии. Только стратегии, естественно, могут быть разными.
Ю.В. Колесников
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.
ЛИЧНОСТЬ
человек как участник ист.-эволюц. процесса. В обществ. науках личность не рассматривается также как особое качество человека, приобретаемое им в ансамбле обществ. отношений в процессе совместной деятельности и общения. В гуманистич. филос. и психол. концепциях Л. — это человек как ценность, ради к-рой осуществляется развитие общества.
При всем многообразии подходов к пониманию Л. традиционно выделяются следующие аспекты этой проблемы: многогранность феноменологии Л., отражающая объективно существующее многообразие проявлений человека в эволюции природы, истории общества и его собств. жизни; междисциплинарный статус проблемы Л., находящейся в сфере изучения обществ. и естеств. наук; зависимость понимания Л. от образа человека, явно или скрыто существующего в культуре и науке на определенном этапе их развития; несовпадение проявлений индивида, Л. и индивидуальности, исследуемых в рамках относительно независимых друг от друга биогенетического, социогенетиче-ского и персоногенетического направлений совр. человекознания; разведение исследовательской установки, ориентирующей специалиста на понимание развития Л. в природе и обществе, и практич. установки, направленной на формирование или коррекцию Л. в соответствии с целями, заданными обществом или поставленными обратившимся к специалисту конкретным человеком.
В социологич., психол. и пед. представлениях о Л. существуют следующие «образы человека», оказывающие непосредств. влияние на исследование и практич. работу с людьми: «ощущающий человек» (человек как сумма знаний, умений и навыков; человек как устройство по переработке информации); «человек — потребитель» (нуждающийся человек; человек как система инстинктов и потребностей); «запрограммированный человек» (в поведенческих науках — человек как система реакций, в социальных — как репертуар социальных ролей); «деятель-ностный человек» (человек, осуществляющий выбор; человек как выразитель смыслов и ценностей).
Образ «человека ощущающего», наиб. ярко описанный Э. Б. де Кондильяком в виде статуи, рождающейся в ходе усвоения разных чувств, стал основой для разработки в 19 в. психологии сознания (В. Вундт), a во 2-й пол. 20 в. — когнитивной психологии. Последняя опирается на т. н. компьютерную метафору, согласно к-рой человек — это устройство по переработке информации. Если в практич. человекознании, в т. ч. в педагогике, исходят из образа «человека ощущающего», то Л. сводится к сумме знаний, ее действия расцениваются как продукт прошлого опыта, а процесс воспитания Л. подменяется убеждениями, уговорами, т.е. чисто словесными воздействиями. В результате преобладания подобного подхода в обучении и воспитании Л. происходит процесс «обнищания души при обогащении информацией».
Образ человека как вместилища нужд, инстинктов и влечений утвердился в ряде направлений психологии прежде всего под влиянием психоанализа. Согласно 3. Фрейду, развитие «человека нуждающегося» идет через непрекращающие — ся конфликты, разыгрывающиеся одновременно во внеш. и внутр. планах: во внешнем — между Л. и обществом, во внутреннем — между тремя такими субстанциями Л., как Сверх-Я (социальные нормы, запреты, цензура совести), Я (осознаваемый мир личности) и Оно (неосознанные нереализованные и подавленные влечения). Мн. направления (индивидуальная психология — А. Адлер, аналитическая психология — К. Юнг, неопсихоанализ — Э. Фромм и др., гуманистическая психология — А. Мас-лоу, К. Роджерс и др.) исходили в своих представлениях из образа «человека нуждающегося», выводя психол. закономерности развития Л. из исследования динамики реализации и удовлетворения разл. потребностей и мотивов. Если в педагогике, в технологии обучения и воспитания опираются на образ «человека нуждающегося», то невольно проектируется особый тип Л. — интеллектуально пассивного потребителя информации.
Образ «запрограммированного человека», оформившийся в разных сферах человекознания, определяет представления о Л. в социобиологии (развитие человека как развертывание генетич. программ), бихевиоризме, рефлексологии и необихевиоризме (развитие человека как обогащение рефлекторных программ поведения), социологических и социально-психол. ролевых концепциях Л. (поведение как разыгрывание усвоенных в ходе социализации ролевых программ и сценариев жизни). Если трактовка Л. в психологии и педагогике основывается на образе «запрограммированного человека », то пед. воздействие так или иначе сводится к удачному подбору стимулов и подкреплений, на к-рые должны послушно реагировать живые социальные автоматы.
Образ «человека-деятеля» — основа для построения культурно-ист. психологии, системно-деятельностного подхода к пониманию Л., гуманистич. социального психоанализа и экзистенциальной ло-готерапии. Если концепции Л. исходят из образа «человека-деятеля», то Л. понимается как субъект ответственного выбора, порождаемый жизнью в обществе, стремящийся к достижению целей и отстаивающий своими деяниями тот или иной социальный образ жизни, а в центр пед. процесса ставится поиск оптимальных форм организации совместной деятельности и общения между людьми.
От образов человека в культуре и науке зависят как конкретные действия по отношению к Л., так и теоретич. схемы анализа развития Л. Преобладание в психологии Л. образов «ощущающего человека», «нуждающегося человека» и «запрограммированного человека» во многом обусловили реальный факт несовпадения индивида, Л. и индивидуальности и обособленное становление биогенетической, социогенетической и персоногене-тической ориентации человекознания.
В центре внимания представителей био-генетич. ориентации находятся проблемы развития человека как индивида, обладающего определенными антропогенетич. свойствами (задатки, темперамент, биол. возраст, пол, тип телосложения, нейро-динамич. свойства мозга, органич. побуждения и др.), к-рые проходят разл. стадии созревания по мере реализации филогенетической программы вида в онтогенезе. В основе созревания индивида лежат преим. приспособит, процессы организма, к-рые изучаются в таких науч. областях, как психофизиология индивидуальных различий, психогенетика, психосоматика, нейропсихология, психоэндокринология и сексология.
Представители разных течений социогенетич. ориентации изучают преим. процессы социализации человека, освоения им социальных норм и ролей, приобретения социальных установок и ценностных ориентации, формирование социального и национального характера человека как типичного члена той или иной общности. Проблемы социализации, или, в широком смысле, социальной адаптации человека, разрабатываются гл. обр. в социальной психологии, этнопсихологии, ист. психологии.
В центре внимания персоногенетической ориентации стоят проблемы активности, самосознания и творчества Л., формирования человеческого Я, борьбы мотивов, воспитания индивидуального характера и способностей, самореализации личностного выбора, непрестанного поиска смысла жизни в ходе жизненного пути индивидуальности. С изучением всех этих проявлений Л. связана общая психология Л., разные аспекты к-рой освещаются в психоанализе, индивидуальной психологии, аналитич. психологии и гуманистич. психологии.
В обособлении биогенетич., социогенетич. и персоногенетич. направлений проявляется метафизич. схема детерминации развития Л. под влиянием двух факторов - среды и наследственности. В рамках системно-деятельностного ист.-эволюц. подхода разрабатывается принципиально иная схема детерминации развития Л. В этой схеме свойства человека как индивида рассматриваются как «безличные» предпосылки развития Л., к-рые в процессе жизненного пути могут стать продуктом этого развития.
Социальная среда также представляет собой источник, питающий развитие Л., а не «фактор», непосредственно определяющий поведение. Будучи условием осуществления деятельности человека, социальная среда несет те обществ. нормы, ценности, роли, церемонии, орудия, системы знаков, с к-рыми сталкивается индивид. Подлинными основаниями и движущей силой развития Л. выступают совм. деятельность и общение, посредством к-рых осуществляется движение Л. в мире людей, приобщение ее к культуре. Через преобразование в своих поступках и деяниях мира, других людей и себя идет самоосуществление индивидуальности и обогащение жизни общества. Взаимоотношение между индивидом как продуктом антропогенеза, личностью, усвоившей обществ.-ист. опыт, и индивидуальностью, преобразующей мир, может быть передано формулой: «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают».
В рамках системно-деятельностного подхода Л. рассматривается как относительно устойчивая совокупность психич. свойств, как результат включения индивида в пространство межиндивидуальных связей, где взаимоотношения в группе могут трактоваться как носители Л. ее участников; «идеальная представленность» индивида в жизнедеятельности др. людей. Индивид в своем развитии испытывает социально обусловленную потребность быть Л. и обнаруживает способность стать Л., реализуемые в социально значимой деятельности. Этим определяется развитие человека как Л.
Формирующиеся в ходе развития способности и функции воспроизводят в Л. исторически сформировавшиеся человеческие качества. Овладение действительностью у ребенка осуществляется в его деятельности при посредстве взрослых. Деятельность ребенка всегда опосредована взрослыми, направляется ими. Тем самым процесс воспитания является ведущим в развитии Л. Опираясь на то, чем ребенок уже обладает, взрослые организуют его деятельность по овладению новыми сторонами действительности и новыми формами поведения.
Развитие Л. осуществляется в деятельности, управляемой системой мотивов. Деятельностно-опосредованный тип взаимоотношений, к-рые складываются у человека с наиб. референтной группой (или лицом), является определяющим фактором развития Л.
В общем виде развитие Л. может быть представлено как процесс и результат вхождения человека в новую социальную среду и интеграции в ней. В том случае, если индивид входит в относительно стабильную социальную общность, он при благоприятно складывающихся обстоятельствах проходит три фазы своего становления в ней как Л. Первая фаза — адаптация — предполагает усвоение действующих ценностей и норм и овладение соответствующими средствами и формами деятельности и тем самым до нек-рой степени уподобление индивида др. членам этой общности. Вторая фаза — индивидуализация — порождается обостряющимися противоречиями между необходимостью «быть таким, как все» и стремлением индивида к макс, персона-лизации. Третья фаза — интеграция — определяется противоречием между стремлением индивида быть идеально представленным своими особенностями и отличиями в общности и потребностью общности принять, одобрить и культивировать лишь те его особенности, к-рые способствуют ее развитию и тем самым развитию его самого как Л. В случае, если противоречие не устранено, наступает дезинтеграция и, как следствие, либо изоляции Л., либо ее вытеснение из общности, либо деградация с возвратом на более ранние стадии ее развития.
Источник: Российская педагогическая энциклопедия