ЛИЧНОСТЬ

Найдено 41 определение
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Личность
человек как общественное существо, носитель общественного сознания и самосознания.

Источник: Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. 2013

Личность
человек со своими социально обусловленными и индивидуально выраженными качествами.

Источник: Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. 2013

Личность
социальная сущность человека, приобретаемая в ходе общения и деятельности и выражающаяся в достижении необходимого уровня активности и самосознания.

Источник: Педагогика с методикой преподавания специальных дисциплин.

Личность
1)индивид как субъект социальных отношений и социальной деятельности; 2) системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.

Источник: Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

Личность
в широком смысле слова это человек с момента его рождения. В более узком смысле, личность – это человек как представитель общества, ответственно и свободно определяющий свою позицию в обществе.

Источник: Словарик координатора детского движения

ЛИЧНОСТЬ
системное кач ест во индивида, приобретаемое им в ходе культурно-исторического развития; личность обладает свойствами активности, субъектн ости, пристрастности, осознанности (по А. Н. Леонтьеву).

Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.

ЛИЧНОСТЬ
человек как представитель общества, свободно и ответственно определяющий свою позицию среди людей. Формируется во взаимодействии с окружающим миром, системой общественных и человеческих отношений, культурой.

Источник: Словарь педагогического обихода. Псков ПГПИ 2003

ЛИЧНОСТЬ
индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Личность – это человек, обладающий определенным творческим потенциалом. Качества личности формируются в совместной деятельности и общении.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

Личность
социальное бытие человека в рамках проблематизации и совершенствования норм «изнутри». Самоопределение касается и соотносится не фиксированных норм, а процесса и формы процесса их смены в линии «совершенствования».

Источник: Методологический словарь для стратегов

ЛИЧНОСТЬ
человек как участник исторически-эволюционного процесса, выступающий носителем социальных ролей и обладающий возможностью выбора жизненного пути, в ходе которого им осуществляется преобразование природы, общества и самого себя.

Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.

Личность
единство и индивидуальность всех жизненных и психологических проявлений человека; человек, сознающий сам себя как определенное индивидуальное единство и тождество во всех процессах изменения, происходящих в организме и психике.

Источник: Словарь социального педагога и социального работника

Личность
1) человек как субъект отношений и сознательной деятельности; 2) устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности. Понятие личность отличают от понятий индивид и индивидуальность.

Источник: Педагогическая диагностика и коррекция в воспитательном процессе.

ЛИЧНОСТЬ
1) человек как носитель социально значимых черт, характеризующих его как члена общества; 2) (в психологии) - системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующее его со стороны включенности в общественные отношения [80, c. 256].

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

Личность
(1) – человек как член общества, носитель сознания; (2) – человек как субъект отношений и сознательной деятельности, способный к самопознанию и саморазвитию; (3) – устойчивая система социально-значимых черт, отношений, установок и мотивов, характеризующая человека как члена общества.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

Личность
человек как субъект общественных отношений и сознательной деятельности, член определенной человеческой общности, обладающий сознанием, самосознанием, ответственностью за свое поведение; человек как ценность, ради которой и осуществляется развитие общества (см. также раздел «Образование и развитие личности»).

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

Личность
субъект творчества во всех его формах, рефлексии принятия решений деятельности, воспроизводящей культуру, всю систему человеческих отношений, саму человеческую деятельность, самое себя. Л. – центральная категория социальных наук. В сфере воспитания Л.- его цель, объект и субъект, результат и показатель эффективности.

Источник: Словарь социального педагога и социального работника

Личность
это субъект нравственной деятельности индивидуального сознания, активно проявляемая индивидуальность. Личности свойственно утверждать себя в жизни, проявляя свою изначальную заложенную в сознании целостную сущность – смысл. Личность проявляет себя, утверждая значение своей индивидуальности, выбирая не наносящие вреда обществу средства.

Источник: Педагогический словарь-справочник. Ч. 1 учебно-методическое пособие для студентов магистрантов аспирантов и педагогов 2016

Личность
это человек, включенный в жизнь человеческого общества, самостоятельно определяющий и реализующий в деятельности свою позицию по отношению к окружающему миру, к другим людям, к самому себе. Понятие «личность» отражает социальное бытие человека.
См. также: Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.:
Политиздат, 1975. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. – М., 1995.  

Источник: Современная теория воспитания. Словарь-справочник 2016

Личность
неповторимое для каждого человека сочетание антропологических, психических, культурных, интеллектуальных, социальных черт, находящихся в неразрывной связи с конкретной ситуацией его жизни; взятые в единстве соматическая структура, эмоциональность, тип нервной системы, познавательные способности, воля, одаренность, характер, культура, потребность, мировоззрение. Все это проявляется в переживаниях, суждениях, поведении, поступках, действиях.

Источник: Краткий терминологический словарь по библиотерапии

ЛИЧНОСТЬ
феномен общественного развития, конкретный человек, обладающий сознанием и самосознанием.
* Направленность личности – психическое свойство личности, система ее потребностей – доминант, ценностей, устремлений, преобладающих смыслообразующих мотивов, выражающаяся в жизненных целях человека, его установках, намерениях, стремлениях и активной деятельности по их достижению. Н. л. определяет мотивационную обусловленность действий, поступков, всего поведения человека.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

ЛИЧНОСТЬ
человек как участник эволюционного процесса,выступающий носителем социальных ролей и обладающий воз можностью выбора жизненного пути, в ходе которого им осуществляется преобразование природы, общества, самого себя; устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества,общности и др. (около 70 определений); индивид в аспекте его включенности в социальное целое, в систему связей с другими индивидами; личность человека форма, пребывающая в творческом процессе постоянного изменения.

Источник: Краткий словарь современной педагогики.

ЛИЧНОСТЬ
несводимая к природе, свободная, открытая, творческая, уникальная, целостная в смысле как неделимости, так и нерушимой идентичности, непознаваемая аналитическими объективирующими методами онтологическая основа человека, определяющая образ бытия его индивидуализированной природы. Личность есть центральный онтологический элемент мира. ПРИМЕЧАНИЕ. Следует учитывать, что в иностранной психолого-педагогической литературе понятие «личность» вбирает концепции индивидуума, человеческого существа и гражданина. Литература: [18; 29; 92].

Источник: Краткий словарь системы понятий инклюзивного образования. Терминологический словарь. 2015

Личность
1) человек как типичный представитель сформировавшего его общества. 2) человек как субъект отношений и сознательной деятельности; 3) устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности. Понятие личности следует отличать от понятий "индивид" (единичный представитель человеческого рода) и "индивидуальность" (совокупность черт, отличающих данного индивида от всех др.). Личность определяется данной системой общественных отношений, культурой и обусловлена также биологическими особенностями.

Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии

ЛИЧНОСТЬ
человек как участник историко-эволюционного процесса, выступающий носителем социальных ролей и обладающий возможностью выбора жизненного пути, в ходе которого им осуществляются преобразования природы, общества и самого себя. Только человек как субъект социальных отношений и сознательной созидательной деятельности становится личностью, т. е. носителем определенных качеств и свойств (социальных, опыта, интеллектуальных, генетических), которые позволяют ему осуществлять свою жизнедеятельность в данном конкретном социальном сообществе, делают его всесторонней, гармоничной личностью.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

ЛИЧНОСТЬ
человек как представитель общества, свободно и ответственно определяющий свою позицию среди людей. Формируется во взаимодействии с окружающим миром, системой общественных и человеческих отношений, культурой. Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе социализации. Понятие Л. — одно из центральных в отечественной психологии, а в связи с гуманизацией учебно-воспитательного процесса становится активно используемой категорией и в педагогике. Существуют различные классификации личности, знание к-рых поможет учителю легче ориентироваться в особенностях своих воспитанников.

Источник: Педагогический словарь

ЛИЧНОСТЬ
(от лат. persona – лицо, роль). Особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения. Л. – это человек как ценность, ради которой осуществляется развитие общества. В российской системе образования и ее обновлении, проводимом с середины 1980-х гг. на первый план выступает задача формирования базовой культуры Л., которая позволила бы устранить в структуре Л. противоречия между технической и гуманитарной культурой и обеспечить его деятельное участие в социально-экономических условиях жизни общества. См. личностно-деятельностный подход, личностный подход.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

ЛИЧНОСТЬ
социально-психологическое качество человека, приобретенное индивидом в процессе своего развития путем включения, с одной стороны, в различные виды деятельности, общения, межличностные отношения, а с другой – активность самой личности, выступающей как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние социальные воздействия.
Личная окрашенность — соответствие, (соотнесение, баланс) между собственными знаниями, интересами, жизненной позицией, «Я»-отношениями, взглядами на что-либо.
Личностный подход — последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как к самосознательному ответственному субъекту воспитательного взаимодействия.

Источник: Социально-педагогический словарь. 2016 г.

Личность
(от англ. — personality < лат. persona — маска актера, роль, положение; лицо, личность) — человек как участник историко-эволюционного процесса, выступающий носителем социальных ролей и обладающий возможностью выбора жизненного пути, в ходе которого он преобразует природу, общество и самого себя. В общественных науках Л. рассматривается как особое качество человека, приобретаемое им в процессе совместной деятельности и общения. В гуманистических философских и психологических концепциях Л. выступает основной общественной ценностью, а сущностью Л. признается способность к самореализации, самоопределению и продуктивной творческой деятельности. В гуманитарном знании (психологии, педагогике) понимание Л. зависит от содержания образа человека, заданного социокультурным и научным контекстами на определенном этапе общественного развития.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

Личность
др.рус. – лик, лицо) – устойчивое духовно-психологическое образование, посредством которого человек становится членом общества, представителем своего народа и нации производителем духовных и материальных ценностей. Показателями сформированности личности в человеке являются: духовность, нравственность, развитость самосознания и творческость. Именно эти качества обеспечивают человеку свободу и субъективность как внутреннее состояние. Личность есть воплощение образа Божия в человеке, механизм и форма боговоплощения. И потому она не может быть отрицательной, а лишь положительной, направленной на добро. Человек может быть инстинктивным, личность же всегда целенаправленна, человек может поступить плохо, но личность в нем – это носитель образа Божия, т.е. совести, долга, чести, достоинства. Личность «приобретается» упорным трудом души и тела. Только через личность человек может быть духовным существом и выполнять свою миссию на Земле.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ЛИЧНОСТЬ
человек как участник историко-эволюционного процесса, выступающий носителем социальных ролей и обладающий возможностью выбора жизненного пути, в ходе которого он преобразует природу, общество и самого себя. В общественных науках Л. рассматривается как особое качество человека, приобретаемое им в процессе совместной деятельности и общения. В гуманистических философских и психологических концепциях Л. - это ценность, ради которой осуществляется развитие общества. В проблематике Л. традиционно выделяются такие аспекты, как многогранность феноменологии Л.; междисциплинарный статус проблемы Л.; зависимость понимания Л. от образа человека, явно или скрыто существующего в культуре и науке; несовпадение проявлений индивида, Л. и индивидуальности, исследуемых в рамках биогенетического, социогенетического и персогенетического направлений человекознания, и др. — человеческий индивид как продукт общественного развития, субъект труда, общения и познания, детерминированный конкретноисторическими условиями жизни общества. (Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. )

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ЛИЧНОСТЬ
продукт социализации индивида. Когда говорят об отдельном человеке, безотносительно к его отношениям с другими людьми – применяется термин индивид. В этом смысле говорят об индивидуальных особенностях, например, мышления, темперамента, об индивидуальном стиле деятельности и т. д. Когда же человек рассматривается в его отношениях с другими людьми, с обществом – используется понятие личность. И соответственно – личностные качества: общительность, самостоятельность и т. д. Личность рассматривается в трех аспектах (по А.В. Петровскому) – см. Рис. 6.

Иерархическая структура личности (по К.К. Платонову): Верхний этаж – направленность личности: мировоззрение, ценностные ориентации, убеждения, стремления и т. д. Второй этаж – опыт человека: знания, умения (компетенции), навыки, привычки. Третий этаж – высшие психические процессы: интеллект (мышление, память, внимание), воля, эмоции, физическая (двигательная) активность. На эту структуру накладываются: характер и способности. Выделяют четыре сферы личности: интеллектуальная, волевая, эмоциональная, двигательная. Литература: [36].

Источник: Педагогика. Словарь системы основных понятий.

Личность
в самом широком значении – это человек в контексте его социальных приобретенных качеств; Л. – условное понятие, с помощью которого определяется социальная природа каждого человека, который воспринимается как ярко выраженный носитель индивидуального начала; доказано, что Л. самораскрывается только в разнообразных контекстах социальных отношений. Процесс литературного образования носит ярко выраженный личностный характер, поскольку при изучении каждого литературного произведения осуществляется сложное взаимодействие личности автора этого произведения, опосредованно воплощенной в нем, и развивающейся личности учащегося, находящейся на определенной ступени своего личностного развития. В этом процессе личностного взаимодействия определяющее значение приобретает личность учителя-словесника, который организует процесс литературного образования в форме межличностного общения. Это обусловлено тем, что именно личностно-профессиональные качества учителя-словесника обеспечивают возможность адекватного, на уровне возрастного, литературного и личностного развития учащихся, усвоения школьников изучаемого произведения, постижения ими нравственно-эстетической позиции писателя, воплощенной в его образной системе, приобретение ими соответствующих знаний, формирование и развитие читательских умений и навыков . В.Г.

Источник: Методика преподавания литературы.

ЛИЧНОСТЬ
социальная характерна стика конкретного человека как субъекта социальных отношений и сознательной деятельности, свободно и ответственно определяющего свою позицию среди других. Характеризуется устойчивостью мотивов поведения и практических действий, интересов, склонностей, определенным мировоззрением, направляющих ее деятельность, относительно независимую от текущих ситуаций. Процесс развития личности, ее вхождения и интеграции в новую социальную среду в самом общем виде можно представить как адаптацию и усвоение действующих ценностей и норм, овладение соответствующими средствами и формами деятельности; индивидуализацию личности, стремление к максимальной персонализации, поискам средств и способов обозначения своей индивидуальности; интеграцию личности, стремление быть представленным своими особенностями и отличиями в общности и потребностью общества. При неблагоприятных условиях адаптационного периода формируются качества конформности, зависимости, неуверенности или даже изоляция личности, вытеснение из общности и деградация. Гуманность, доверие к людям, требовательность к себе и другим и прочие положительные качества личности возникают в благоприятных условиях при успешном прохождении фазы персонализации и интеграции. В процессе освоения общественного опыта происходит формирование новых мотивов и потребностей личности, их преобразование, соподчинение.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

ЛИЧНОСТЬ
общественная сущность мыслящего и действующего индивида, целостность социальных свойств человека как субъекта общественных отношений и сознательной деятельности; продукт общественного развития и включения его (индивида) в систему социальных отношений посредством активной практически-духовной деятельности и общения. Индивид становится Л. в своей самотождественности и неповторимости как субъекта деятельности и индивидуальности, но именно в качестве члена социума. Стремление слиться с социальной общностью (идентифицироваться с ней) и вместе с тем – к обособлению, проявлению творческой индивидуальности делает Л. и продуктом, и субъектом социальных отношений, социального развития. Следовательно, Л., с одной стороны, устойчивая совокупность социально значимых черт, качеств, характеризующих индивида как представителя конкретно-исторического общества и общности, с другой – это уникальное «Я», субъект творчества и свободы, способный преобразовывать окружающий мир и самого себя. Быть Л. – значит созидать свой уникальный внутренний мир и через это выступать причиной собственного существования. Возникновение феномена Л. связывается с развитием христианства, которое обосновывало самоценность человеческой души, понимая ее как Образ Божий в человеке. (Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. – М., 1984; Смирнов П. И. Социология личности: учебн. пособие. – СПб., 2001; Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 2000). В. А. Лозовой

Источник: Глоссарий современного образования.

ЛИЧНОСТЬ
понятие, обозначающее: 1) человека как субъекта деятельности; 2) совокупность социально значимых черт, характеризующих индивида как члена той или иной общности или общества. В античной философии проблема личности еще не имела глубокой философской проработки, поскольку человек был органично слит с общиной или полисом, членом которых он являлся. Однако уже в христианстве личность человека воспринимается как особая сущность, как синоним нематериальной души. В философии Нового времени понятие личности практически сливается с понятием «Я». Позднее, в немецкой классической философии И. Кант доказывает, что человек становится личностью благодаря самосознанию, которое побуждает его свободно подчинять свое «Я» нравственному закону Что касается взаимодействия личности и среды (общества), то здесь в истории философской мысли выявилось две тенденции: с одной стороны, человек рассматривался как продукт биологической или социальной среды, и, с другой стороны, абсолютизировалась свобода личности, которая трактовалась, по сути, как произвол, отрицающий естественную и историческую необходимость. Марксизм, который исходит из того, что сущность человека есть «совокупность всех общественных отношений», включённость его в эту совокупность как субъекта отношений, по-своему снял эту альтернативу. И все же характер личности, ее ценности и идеалы, во многом зависящие от социальных отношений, тем не менее, есть результат своих собственных усилий, своего собственного развития и самосознания. Собственная активность личности, ее стремление к развитию и самосовершенствованию является решающим условием индивидуальных и общественных флуктуаций, которые обеспечивают в точках бифуркации новые направления в развитии общественного процесса. Б.Н. Бессонов

Источник: Философия образования. Словарь.-М. МГПУ 2011.-208 с.

Личность
1) человек как представитель общества, определяющий свободно и ответственно свою позицию среди других. Формируется во взаимодействии человека с окружающим миром; 2) особый вид организациибиологических, психических и социальных характеристик, которая определяет своеобразие человека (см. индивидуум); 3) человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности, социальная сущность человека как ансамбль общественных отнесений (по К. Марксу) и как системное видовое свойство человека, формирующееся в совместной с другими людьми деятельности и в общении. Понятие Л. не следует ограничивать только совокупностью интраиндивидных качеств человека, определяющих его лицо и отличие от других: эти качества присущи человеку как индивиду. Определяя свойства Л. как ансамбль (систему) того, что человек «относит» другим, необходимо иметь в виду, что эти свойства, как системные, не локализованы непосредственно в конкретном индивиде – они могут быть обнаружены только в системе его отношений с другими людьми. Для Л. характерна идеальная представленность в жизнедеятельности других людей (по А.В. Петровскому), активность как стремление выходить за собственные пределы, полагать себя в жизнедеятельности других людей. продолжая свое существование в них. К личностным относятся многие нравственные, коммуникативные. деятельностные свойства. Среди этих свойств такие, как ответственность (или безответственность), референтность, эмпатия. Личность характеризуется коллективистским самоопределением. По существу все свойства Л. амбивалентны. В Л. отражаются социальные роли человека. Личность не является верхней ипостасью человека: есть более высокое измерение, в котором человек не только «выносится за рамки самого индивидуального объекта, но и перемещается за пределы его актуальных связей с другими индивидами, за пределы наличной совместной деятельности с ними» А.В. Петровский). Это измерение человека есть индивидуальность, в которой все восходящие лини общественных отнесений замыкаются на «акме» человека как универсальности, уникальности и целостности.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

ЛИЧНОСТЬ
(лат. persona – маска актера; роль, положение; лицо) — в общественных науках Л. – особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения. В гуманистических философских и психологических концепциях Л. – это человек как ценность, ради которой осуществляется развитие общества. При всем многообразии подходов к пониманию Л. традиционно выделяются след. аспекты этой проблемы: 1) многогранность феноменологии Л., отражающая объективно существующее многообразие проявлений человека в эволюции природы, истории общества и его собственной жизни; 2) междисциплинарный статус проблемы Л., находящейся в сфере изучения общественных и естественных наук; 3) зависимость понимания Л. от образа человека, явно или скрыто существующего в культуре и науке на определенном этапе их развития; 4) несовпадение проявлений индивида, Л. и индивидуальности, исследуемых в рамках относительно независимых друг от друга биогенетического, социогенетического и персоногенетического направлений современного человекознания; 5) разведение исследовательской установки, ориентирующей специалиста на понимание развития Л. в природе и обществе, и практической установки, направленной на формирование или коррекцию Л. в соответствии с целями, заданными обществом или поставленными обратившимся к специалисту конкретным человеком.
Подлинными основаниями и движущей силой развития Л. выступают совместная деятельность и общение, посредством которых осуществляется движение Л. в мире людей, приобщение ее к культуре. Взаимоотношение между индивидом как продуктом антропогенеза, личностью, усвоившей общественно-исторический опыт, и индивидуальностью, преобразующей мир, м. б. передано формулой: «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают».  
В рамках системно-деятельностного подхода Л. рассматривается как относительно устойчивая совокупность психических свойств, как результат включения индивида в пространство межиндивидуальных связей. Индивид в своем развитии испытывает социально обусловленную потребность быть Л. и обнаруживает способность стать Л., реализуемые в социально значимой деятельности.
Этим определяется развитие человека как Л.

Источник: Словарь-справочник по специальному образованию

Личность
конкретный человек, рассматриваемый с точки зрения его социально значимых особенностей. В психологии известны разные определения личности. Для использования в дидактике выбрано одно из них. С термином «личность» связаны многие недоразумения: одни психологи считают, что ребенок уже в три года - личность, другие, что некоторые и в пятьдесят лет не становятся личностью. Уже стало штампом изречение: «Только личность может воспитать личность». Некоторые считают личностью лишь того, кто имеет собственные убеждения и следует им, а не идет на поводу решений других. Однако самоактуализация и конформизм - всего лишь две социальные особенности личности, не исключающие всех остальных. Американский психолог А. Маслоу выделил 15 особенностей самоактуализирующейся личности. С другой стороны, говорят о конформной личности, предполагая, что и конформист - личность. «Самоактуализиpующиеся личности, обладающие большим творческим потенциалом и практически реализующие его, составляют ничтожное меньшинство (около 1%) населения и являют собой образец психологически здоровых и максимально выражающих свою человеческую сущность людей». Для пояснения особенностей понятия «личность» считаем уместным привести мнение видного российского психолога П.Я. Гальперина: «Личность невозможна без сознания, и там, где оно нарушено, нарушена или утрачена личность... Такой человек (признанный невменяемым) может правильно видеть окружающее, может делать формально правильные умозаключения, память о прошлых событиях и прежде приобретенных знаниях также может не обнаруживать существенных нарушений. И, тем не менее, этот человек не способен оценивать свои действия, действия других людей и объективные события так, как это делают нормальные люди, не может пользоваться объективно-общественными критериями всех этих явлений и постольку не может управлять своим поведением. Он остается субъектом действия, но уже не является личностью и не отвечает за свое поведение. Ребенок до определенного возраста вообще считается не ответственным за свои поступки, за него отвечают воспитатели, а он рассматривается как растущая, но еще не сложившаяся личность»5. Таким образом, понятие «личность» непосредственно связано с понятием «социальная ответственность», а не с чем-то иным. Личность - термин, обозначающий: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности или 2) устойчивую систему социально значимых черт, хаpактеpизующих индивида как человека того или иного общества или общности6.

Источник: Определения основных терминов дидактики высшей военной школы

Личность
человек как представитель общества, свободно и ответственно определяющий свою позицию среди людей. Формируется во взаимодействии с окружающим миром, системой общественных и человеческих отношений, культурой. Человек не рождается Л., а становится ею в процессе социализации. Понятие Л. – одно из центральных в отечественной психологии, а в связи с гуманизацией учебно-воспитательного процесса становится активно используемой категорией и в педагогике. Существуют различные классификации Л., знание которых поможет учителю легче ориентироваться в особенностях своих воспитанников. Мыслительный и чувствующие типы – типы Л., отличающиеся доминированием мыслительного, рационального начала или эмоционального, чувствительного. Люди, относящиеся к М.т.л., больше доверяют тому, что продумано, логически обосновано. Они стремятся к истине, не очень заботясь о справедливости. Любят доводить все до полной ясности. Способны оставаться спокойными тогда, когда окружающие теряют самообладание. Представители Ч.т.л. отличаются повышенной чувствительностью ко всему тому, что радует, и тому, что огорчает. Они альтруистичны, всегда ставят себя на место др., с удовольствием оказывают помощь даже во вред себе. Все принимают близко к сердцу, их упрекают в чрезмерной нерешительности. Садо-мазохистский тип – тип Л., склонный устранять причины своих жизненных неудач через агрессивные действия. Мазохисты стараются взять вину на себя и при этом упиваются самокритикой и самобичеванием, расписываются в своей собственной неполноценности и беспомощности. Садисты ставят окружающих в зависимость от себя, приобретают над ними безграничную власть, причиняют им боль и страдания, испытывая при этом наслаждение. Экстраверт–интроверт – типы Л., противоположные друг другу. Экстраверт не склонен анализировать свой внутренний мир, он общителен, легко вступает в контакт с большим кругом разнообразных и малознакомых людей, инициативен. Интроверт обычно замкнут, необщителен, склонен к самоанализу, с трудом адаптируется к новым условиям. Экстернальность-интернальность (от лат. externus – внешний, internus – внутренний) – склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам, обстоятельствам (экстернальность) либо собственным способностям и усилиям (интернальность). Эктоморфный-эндоморфный типы – морфологические типы людей, особенности которых определяются телосложением человека (по классификации В. Шелдона). Эктоморфный тип свойственен худым людям с неразвитой мускулатурой, сильной нервной системой. Люди такого типа проявляют сдержанность манер и движений, их отличает скованность осанки, склонность к камерному общению, повышенная скорость реакций, скрытость чувств, повышенный уровень внимания, тревожности, затрудненность в установлении соц. контактов, неумение предвидеть отношение к себе др. людей, безмерная чувствительность к боли, хроническая усталость и др. Эндоморфный тип свойственен полным людям, которые отличаются общительностью, стремлением к комфорту и чувственным удовольствиям.

Источник: Творчество. Краткий педагогический словарь

ЛИЧНОСТЬ
общеупотребительный (общежитейский) и научный термин, обозначающий: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности (лицо, в широком смысле слова); 2) устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности, продукт общественного развития и включения индивидов в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения. Л. – это человек как носитель сознания; новорожденный человек имеет только индивидуально-психологические особенности, у него еще нет сознания, и он пока не Л. По словам известного психолога академика А.Н. Леонтьева, «человек, конечно, рождается индивидуумом, но он становится Л. Л. есть новообразование, относительно поздно возникающее и в ходе общественно-исторического развития, и в ходе развития индивидуума, отдельного человека». Индивид становится Л. в процессе освоения социальных функций и развития самосознания, т.е. осознания своей самотождественности и неповторимости как субъекта деятельности и индивидуальности, осознания собственной ценности, но именно в качестве члена общества (что всегда желательно, но не всегда бывает). Понятие Л. имеет смысл лишь в системе общественных отношений, лишь там, где можно говорить о социальной роли и совокупности ролей; при этом оно имеет в виду не своеобразие и многообразие последних, а прежде всего специфическое понимание индивидом своей роли, внутреннее отношение к ней, свободное и заинтересованное (или, наоборот, вынужденное и формальное) ее исполнение. Формирование Л. предполагает не только внешнее воздействие факторов социальной среды и воспитание, но и самодеятельность, самоорганизацию, самовоспитание. Л. не является и не может являться результатом прямого наслаивания внешних влияний: она выступает как то, что человек делает из себя, утверждая свою человеческую жизнь, свою судьбу. Отсюда следует и то, что понятие Л. не содержит в себе оценочного компонента. Нет, пожалуй, более ошибочного понимания сущности Л., чем мнение (конечно, чаще на уровне обыденного сознания), что Л. являются только «достойные так называться» люди. В действительности, всякий человек – Л., носитель определенных нравственных, правовых и эстетических норм своего общества, класса, социальной общности, группы, со своей системой ценностных ориентаций, своим отношением к социально значимым ценностям и идеалам. Л. может быть прогрессивной и отсталой, передовой и реакционной, яркой и посредственной, гармонично или односторонне развитой, здоровой и больной, короче говоря, самой разнообразной. Недаром говорится, что личность «неповторима», а самое главное, и незаменима. Смысловая близость понятий «индивидуальность» и «личность» приводит к тому, что они нередко употребляются как однозначные, заменяющие друг друга; вместе с тем они фиксируют разные стороны, аспекты, разные измерения того, что именуется «социально значимыми качествами человека». Если понятие «индивидуальность» подводит деятельность человека прежде всего под меру своеобразия и неповторимости, многосторонности и гармоничности, естественности и непринужденности, то понятие Л. акцентирует в ней в первую очередь сознательно-волевое начало. Индивид тем больше является Л., чем яснее осознает мотивы своего поведения и чем строже его контролирует, подчиняя единой жизненной стратегии. Только стратегии, естественно, могут быть разными.
Ю.В. Колесников

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

ЛИЧНОСТЬ
человек как участник ист.-эволюц. процесса. В обществ. науках личность не рассматривается также как особое качество человека, приобретаемое им в ансамбле обществ. отношений в процессе совместной деятельности и общения. В гуманистич. филос. и психол. концепциях Л. — это человек как ценность, ради к-рой осуществляется развитие общества.
При всем многообразии подходов к пониманию Л. традиционно выделяются следующие аспекты этой проблемы: многогранность феноменологии Л., отражающая объективно существующее многообразие проявлений человека в эволюции природы, истории общества и его собств. жизни; междисциплинарный статус проблемы Л., находящейся в сфере изучения обществ. и естеств. наук; зависимость понимания Л. от образа человека, явно или скрыто существующего в культуре и науке на определенном этапе их развития; несовпадение проявлений индивида, Л. и индивидуальности, исследуемых в рамках относительно независимых друг от друга биогенетического, социогенетиче-ского и персоногенетического направлений совр. человекознания; разведение исследовательской установки, ориентирующей специалиста на понимание развития Л. в природе и обществе, и практич. установки, направленной на формирование или коррекцию Л. в соответствии с целями, заданными обществом или поставленными обратившимся к специалисту конкретным человеком.
В социологич., психол. и пед. представлениях о Л. существуют следующие «образы человека», оказывающие непосредств. влияние на исследование и практич. работу с людьми: «ощущающий человек» (человек как сумма знаний, умений и навыков; человек как устройство по переработке информации); «человек — потребитель» (нуждающийся человек; человек как система инстинктов и потребностей); «запрограммированный человек» (в поведенческих науках — человек как система реакций, в социальных — как репертуар социальных ролей); «деятель-ностный человек» (человек, осуществляющий выбор; человек как выразитель смыслов и ценностей).
Образ «человека ощущающего», наиб. ярко описанный Э. Б. де Кондильяком в виде статуи, рождающейся в ходе усвоения разных чувств, стал основой для разработки в 19 в. психологии сознания (В. Вундт), a во 2-й пол. 20 в. — когнитивной психологии. Последняя опирается на т. н. компьютерную метафору, согласно к-рой человек — это устройство по переработке информации. Если в практич. человекознании, в т. ч. в педагогике, исходят из образа «человека ощущающего», то Л. сводится к сумме знаний, ее действия расцениваются как продукт прошлого опыта, а процесс воспитания Л. подменяется убеждениями, уговорами, т.е. чисто словесными воздействиями. В результате преобладания подобного подхода в обучении и воспитании Л. происходит процесс «обнищания души при обогащении информацией».
Образ человека как вместилища нужд, инстинктов и влечений утвердился в ряде направлений психологии прежде всего под влиянием психоанализа. Согласно 3. Фрейду, развитие «человека нуждающегося» идет через непрекращающие — ся конфликты, разыгрывающиеся одновременно во внеш. и внутр. планах: во внешнем — между Л. и обществом, во внутреннем — между тремя такими субстанциями Л., как Сверх-Я (социальные нормы, запреты, цензура совести), Я (осознаваемый мир личности) и Оно (неосознанные нереализованные и подавленные влечения). Мн. направления (индивидуальная психология — А. Адлер, аналитическая психология — К. Юнг, неопсихоанализ — Э. Фромм и др., гуманистическая психология — А. Мас-лоу, К. Роджерс и др.) исходили в своих представлениях из образа «человека нуждающегося», выводя психол. закономерности развития Л. из исследования динамики реализации и удовлетворения разл. потребностей и мотивов. Если в педагогике, в технологии обучения и воспитания опираются на образ «человека нуждающегося», то невольно проектируется особый тип Л. — интеллектуально пассивного потребителя информации.
Образ «запрограммированного человека», оформившийся в разных сферах человекознания, определяет представления о Л. в социобиологии (развитие человека как развертывание генетич. программ), бихевиоризме, рефлексологии и необихевиоризме (развитие человека как обогащение рефлекторных программ поведения), социологических и социально-психол. ролевых концепциях Л. (поведение как разыгрывание усвоенных в ходе социализации ролевых программ и сценариев жизни). Если трактовка Л. в психологии и педагогике основывается на образе «запрограммированного человека », то пед. воздействие так или иначе сводится к удачному подбору стимулов и подкреплений, на к-рые должны послушно реагировать живые социальные автоматы.
Образ «человека-деятеля» — основа для построения культурно-ист. психологии, системно-деятельностного подхода к пониманию Л., гуманистич. социального психоанализа и экзистенциальной ло-готерапии. Если концепции Л. исходят из образа «человека-деятеля», то Л. понимается как субъект ответственного выбора, порождаемый жизнью в обществе, стремящийся к достижению целей и отстаивающий своими деяниями тот или иной социальный образ жизни, а в центр пед. процесса ставится поиск оптимальных форм организации совместной деятельности и общения между людьми.
От образов человека в культуре и науке зависят как конкретные действия по отношению к Л., так и теоретич. схемы анализа развития Л. Преобладание в психологии Л. образов «ощущающего человека», «нуждающегося человека» и «запрограммированного человека» во многом обусловили реальный факт несовпадения индивида, Л. и индивидуальности и обособленное становление биогенетической, социогенетической и персоногене-тической ориентации человекознания.
В центре внимания представителей био-генетич. ориентации находятся проблемы развития человека как индивида, обладающего определенными антропогенетич. свойствами (задатки, темперамент, биол. возраст, пол, тип телосложения, нейро-динамич. свойства мозга, органич. побуждения и др.), к-рые проходят разл. стадии созревания по мере реализации филогенетической программы вида в онтогенезе. В основе созревания индивида лежат преим. приспособит, процессы организма, к-рые изучаются в таких науч. областях, как психофизиология индивидуальных различий, психогенетика, психосоматика, нейропсихология, психоэндокринология и сексология.
Представители разных течений социогенетич. ориентации изучают преим. процессы социализации человека, освоения им социальных норм и ролей, приобретения социальных установок и ценностных ориентации, формирование социального и национального характера человека как типичного члена той или иной общности. Проблемы социализации, или, в широком смысле, социальной адаптации человека, разрабатываются гл. обр. в социальной психологии, этнопсихологии, ист. психологии.
В центре внимания персоногенетической ориентации стоят проблемы активности, самосознания и творчества Л., формирования человеческого Я, борьбы мотивов, воспитания индивидуального характера и способностей, самореализации личностного выбора, непрестанного поиска смысла жизни в ходе жизненного пути индивидуальности. С изучением всех этих проявлений Л. связана общая психология Л., разные аспекты к-рой освещаются в психоанализе, индивидуальной психологии, аналитич. психологии и гуманистич. психологии.
В обособлении биогенетич., социогенетич. и персоногенетич. направлений проявляется метафизич. схема детерминации развития Л. под влиянием двух факторов - среды и наследственности. В рамках системно-деятельностного ист.-эволюц. подхода разрабатывается принципиально иная схема детерминации развития Л. В этой схеме свойства человека как индивида рассматриваются как «безличные» предпосылки развития Л., к-рые в процессе жизненного пути могут стать продуктом этого развития.
Социальная среда также представляет собой источник, питающий развитие Л., а не «фактор», непосредственно определяющий поведение. Будучи условием осуществления деятельности человека, социальная среда несет те обществ. нормы, ценности, роли, церемонии, орудия, системы знаков, с к-рыми сталкивается индивид. Подлинными основаниями и движущей силой развития Л. выступают совм. деятельность и общение, посредством к-рых осуществляется движение Л. в мире людей, приобщение ее к культуре. Через преобразование в своих поступках и деяниях мира, других людей и себя идет самоосуществление индивидуальности и обогащение жизни общества. Взаимоотношение между индивидом как продуктом антропогенеза, личностью, усвоившей обществ.-ист. опыт, и индивидуальностью, преобразующей мир, может быть передано формулой: «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают».
В рамках системно-деятельностного подхода Л. рассматривается как относительно устойчивая совокупность психич. свойств, как результат включения индивида в пространство межиндивидуальных связей, где взаимоотношения в группе могут трактоваться как носители Л. ее участников; «идеальная представленность» индивида в жизнедеятельности др. людей. Индивид в своем развитии испытывает социально обусловленную потребность быть Л. и обнаруживает способность стать Л., реализуемые в социально значимой деятельности. Этим определяется развитие человека как Л.
Формирующиеся в ходе развития способности и функции воспроизводят в Л. исторически сформировавшиеся человеческие качества. Овладение действительностью у ребенка осуществляется в его деятельности при посредстве взрослых. Деятельность ребенка всегда опосредована взрослыми, направляется ими. Тем самым процесс воспитания является ведущим в развитии Л. Опираясь на то, чем ребенок уже обладает, взрослые организуют его деятельность по овладению новыми сторонами действительности и новыми формами поведения.
Развитие Л. осуществляется в деятельности, управляемой системой мотивов. Деятельностно-опосредованный тип взаимоотношений, к-рые складываются у человека с наиб. референтной группой (или лицом), является определяющим фактором развития Л.
В общем виде развитие Л. может быть представлено как процесс и результат вхождения человека в новую социальную среду и интеграции в ней. В том случае, если индивид входит в относительно стабильную социальную общность, он при благоприятно складывающихся обстоятельствах проходит три фазы своего становления в ней как Л. Первая фаза — адаптация — предполагает усвоение действующих ценностей и норм и овладение соответствующими средствами и формами деятельности и тем самым до нек-рой степени уподобление индивида др. членам этой общности. Вторая фаза — индивидуализация — порождается обостряющимися противоречиями между необходимостью «быть таким, как все» и стремлением индивида к макс, персона-лизации. Третья фаза — интеграция — определяется противоречием между стремлением индивида быть идеально представленным своими особенностями и отличиями в общности и потребностью общности принять, одобрить и культивировать лишь те его особенности, к-рые способствуют ее развитию и тем самым развитию его самого как Л. В случае, если противоречие не устранено, наступает дезинтеграция и, как следствие, либо изоляции Л., либо ее вытеснение из общности, либо деградация с возвратом на более ранние стадии ее развития.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
332.84 кб

Конструирование модели воспитательной системы, формирующей личность школьника

Мусина Разиля Авхадиевна, Усманов Винер Фасхетдинович
Статья посвящена проблеме формирования гражданской позиции школьника.
Читать PDF
286.66 кб

Анализ и синтез понятия "личность" на основе обобщенного метода качественных структур

Шайкина Виктория Николаевна, Лихолетов Валерий Владимирович
В статье рассматривается многообразие понятийного поля «личность». Содержание понятия анализируется по аспектам функционирования, связи, организации и координации обобщенного метода качественных структур И.Н. Калинаускаса Б.В.
Читать PDF
112.68 кб

Борис Евгеньевич Райков ученый, педагог, личность

Волков Валерий Степанович
Читать PDF
313.21 кб

Языковое образование и языковая личность

Козырев Владимир Алексеевич, Черняк Валентина Данииловна
Читать PDF
120.68 кб

Школе требуется здоровая личность

Зайцев Георгий Кирович, Белолюбская Евдокия Ивановна, Брадик Галина Мирославовна, Ануа Риннета Георгиевна, Ваколюк Ольга Петровна
Читать PDF
739.18 кб

Инновационная личность как социальный тип

Шевченко В. Н.
Читать PDF
330.11 кб

Личность общество государство: модернизационные стратегии и ресурсы

Панкратов С. А., Морозов С. И.
Читать PDF
83.98 кб

Конференция "Слово. Словарь. Словесность: Языковая личность ученика и учителя"

Черняк Валентина Данииловна
10-11 ноября 2010 г. в Герценовском университете проходила традиционная (двенадцатая) Всероссийская научная конференция «Слово. Словарь. Словесность», организованная кафедрой русского языка".
Читать PDF
154.49 кб

Личность учителя как субъект социально-педагогической технологии

Карбанович О. В.
В статье раскрывается структура профессиональной деятельности учителя как субъекта социально-педагогической технологии.
Читать PDF
126.91 кб

Личность студента в воспитательной системе вуза

Магауова Акмарал Сабитоллаевна
Исследованы основные тенденции развития современной студенческой молодежи, определены модель воспитания личности студента, основные методологические позиции и конкретные практические рекомендации по совершенствованию воспитательно
Читать PDF
222.77 кб

Языковая личность: лингводидактические характеристики

Милованова Л. А.
Читать PDF
2.28 мб

Первенцы факультета: личность, деятельность, сознание

Читать PDF
165.73 кб

Языковая личность: факторы становления и развития

Милованова Л. А.
Читать PDF
1.26 мб

Личность – образование – экономика

Гаврилова Ольга Павловна, Фролова Елена Александровна
Рассматривается роль образования для личности, показано соотношение интересов индивидов и государства в образовательной сфере, раскрыта направленность формирования новых знаний и ценностных установок человека сквозь призму влияния
Читать PDF
823.80 кб

Личность в контексте целостного процесса педагогического исследования

Грачев Константин Юрьевич
С позиций постнеклассической научной парадигмы рассматривается проблема соотношения между позицией исследователя и объектом педагогического исследования, обосновываются методологические регулятивы, позволяющие придать научно-педаг

Похожие термины:

  • АКЦЕНТУИРОВАННАЯ ЛИЧНОСТЬ

    индивидуум, имеющий чрезмерную выраженность черт характера и их сочетаний, представляющую собой крайний вариант нормы, граничащий с психопатиями (К. Леонгард). ТИПЫ: гипертимический, циклотимичес
  • ЛИЧНОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ АКМЕОЛОГИИ

    рассматривается в системе связей «индивид», «индивидуальность», «субъект», исследуется преимущественно как личность взрослого человека, достигшего самореализации, зрелости, оптимума своего раз
  • Личность антисоциальная

    личность, не могущая или не желающая выполнять нормы, принятые в обществе. Характеризуется безответственностью, нетерпимостью, частыми конфликтами с окружающими людьми и общественными института
  • АВТОРИТАРНАЯ ЛИЧНОСТЬ

    определенный тип личности, которой присущи консервативность, агрессивность, жажда власти, ненависть к интеллигенции, стереотипность мышления, конформизм.
  • Человек – индивид – личность – индивидуальность

    А.В. Мудрик предложил следующие определения этих понятий: человек – субъект исторического процесса развития материальной и духовной культуры на Земле, биосоциальное существо, генетически связан
  • ЛИЧНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО

    психолого-акмеологический или профессиональный «портрет», объединяющий потребность самовыражения, самореализации и совокупность ее психолого-акмеологических и профессиональных характеристик
  • Личность читателя

    человек как носитель сознания, имеющий определенный читательский статус в обществе и выполняющий социально-психологическую роль читателя в соответствии с этапом читательского развития, сознате
  • ЛИЧНОСТЬ МОЛОДОГО ЧЕЛОВЕКА

    социальная сущность, предполагающая наличие у Л. м. ч. устойчивой совокупности социально значимых черт, определяющей его включенность в общественные отношения.
  • МОДАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ

    совокупность черт личность, тот их диапазон, с помощью которых может быть психологически охарактеризована данная общность.
  • Языковая личность

    субъект общения, человек, создающий языковой текст, постигающий его, пользующийся им в устной или письменной форме. Это человек, оказывающий определенное влияние на других людей посредством языка
  • Маргинальная личность

    индивид, занимающийся промежуточное положение между какимилибо социальными группами. Введен американским социологом Р. Парком.
  • РЕФЕРЕНТНАЯ ЛИЧНОСТЬ

    человек, чьи личностные свойства, суждения и поступки являются особенно значимыми для окружающих, образцом для подражания. Р. л. выступает как источник основных ценностей, норм и правил поведения,
  • ЛИЧНОСТЬ САМОАКТУАЛИЗИРУЮЩАЯСЯ

    человек, вышедший на уровень самоактуализации (самосовершенствования).
  • Саморазвивающаяся личность

    личность склонная и способная к инициативному самообучении. В основе С.р.л. лежат развитые процессы адаптации личности к среде.
  • Творческая личность

    это личность, которая не боится конфликтов с собой и окружающей действительностью. Ее главная характеристика – смелость. Она проявляется в постановке проблемы, и обострении противоречий, в отказ
  • Асоциальная (или антисоциальная) личность

    человек (включая детей, подростков), характеризующийся безответственностью, неспособностью чувствовать свою вину, зачастую осуществляющего деятельность с целью нанесения ущерба другим, конфлик
  • ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И КОРРЕКЦИИ ДЕТСКАЯ ЛИЧНОСТЬ

    научно-практический центр, публикует актуальную информацию по проблемам образования детей-инвалидов, знакомит с коррекционной работой, проводимой специалистами центра, содержит ценные материал
  • ИННОВАЦИОННАЯ ЛИЧНОСТЬ

    Понятие «инновационная (новаторская) личность» ввел Эверетт Хаген (1963). Он исходил из предположения, что существуют различные «личностные синдромы», полярность которых отражает типичные признаки
  • Личность-субъект

    нравственной деятельности индивидуального сознания, активно проявляемая индивидуальность. Личности свойственно утверждать себя в жизни, самоактуализируя свою изначально заложенную в сознании
  • Личность ученика

    (гуманистический подход) - субъект взаимодействия и творческого саморазвития; деятельность педагога направлена только на объекты деятельности ученика (содержание знаний, ценности, отношения, пси