ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
целостное и полноценное развитие всех сущностных сил человека, его способностей и дарований.
Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.
Всестороннее развитие личности
целостное и полноценное развитие всех ее сущностных сил, способностей и дарований возможных и реально существующих.
Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.
ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
гуманистический идеал воспитания: в обыденном смысле талантливый человек, способный к разным видам деятельности;в научно-педагогическом смысле процесс саморазвития индивида, осваивающего главное дело своей жизни и использующего весь спектр возможностей приобщения к общечеловеческой культуре.
Источник: Краткий словарь современной педагогики.
ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
идеал воспитания, присущий гуманистическим педагогическим концепциям. Идея всестороннего развития личности возникла в эпоху Возрождения и получила различные интерпретации во многих философских педагогических системах, осмысливаясь как идеальный результат воспитания и саморазвития личности, ее приобщения к культурным ценностям.
Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.
ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
1) целостное и полноценное развитие всех сущностных сил человека, его способностей и дарований; 2) гуманистический идеал воспитания, сложившийся в эпоху Возрождения в русле культурного движения гуманизма. Идея В. р. л. получила различные интерпретации в позднейших философских и пед. системах в зависимости от особенностей историко-культурной ситуации.
Источник: Педагогический словарь
ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
формирование и обогащение личностных качеств, составляющих социальную природу человека; высшая цель образования, ставящая задачи: а) подготовки человека к компетентному и ответственному участию в различных сферах жизнедеятельности общества; б) гармоничного развития всех сторон духовной сферы индивида — его интеллекта, разума, воли, чувств; в) единства физического, психического, интеллектуального и социального развития.
Источник: Профессиональное образование. Словарь
Всестороннее развитие личности
идеал воспитания, присущий гуманистическим педагогическим кон цепциям. Идея всестороннего развития личности возникла в эпоху Возрождения и получила различные интерпретации во мн. философских пе дагогических системах. Принцип всестороннего развития личности являлся одним из ведущих в теории коммунистического воспитания, но в практике часто носил формализован ный и декларативный характер. Наибо лее часто всесторонне развитый чело век характеризуется как талантливый и разносторонне образованный человек, способный к универсальной деятельно сти. Всестороннее развитие личности осмысливается не только как идеальный результат, но и как процесс воспитания и саморазвития личности, её приобщения к культурным ценностям. Всестороннее развитие личности может полноценно осуществляться только в тех цивилизо ванных обществах, где созданы условия для получения наилучшего образования и самостоятельного овладения культу рой.
Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016
Всестороннее развитие личности
идеальная модель личностного развития, предложенная человечеству гуманистами эпохи Возрождения. Эта идея состоит в утверждении возможности и необходимости развивать в человеке все возможные умения выполнять разнообразные виды деятельности. Идея всестороннего развития человека была подхвачена в теории коммунистического воспитания и воплощалась в практике советской системы образования. Практический опыт показал, что даже попытка использования этой идеи расширяет взгляды воспитателей (родителей, учителей) на возможности растущего организма ребенка, акцентирует их внимание на процесс развития, а не только результатах. Вместе с тем, стала очевидной утопичность идеи: игнорирование реальных материально-технических и дидактических условий развития и индивидуальных способностей и задатков, невнимание к духовно-нравственному образованию и воспитанию как стержню и системообразующему фактору развития. На деле реализация идеи превратилась в формальное освоение детьми как можно большего числа умений вне связи между собой, что не дает ожидаемого эффекта.
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
идеал воспитания, присущий гуманистическим педагогическим концепциям. Идея В.р.л. возникла в эпоху Возрождения и получила различные интерпретации во мн. философских педагогических системах. Принцип В.р.л. являлся одним из ведущих в теории коммунистического воспитания, но в практике часто носил формализованный и декларативный характер. Наиболее часто всесторонне развитый человек характеризуется как талантливый и разносторонне образованный человек, способный к универсальной деятельности. В.р.л. осмысливается не только как идеальный результат, но и как процесс воспитания и саморазвития личности, ее приобщения к культурным ценностям. В.р.л. может полноценно осуществляться только в тех цивилизованных обществах, где созданы условия для получения наилучшего образования и самостоятельного овладения культурой. Концепция В.р.л. приходит в определенное противоречие с научно-техническим прогрессом, который требует высокообразованных специалистов в к.-л. одной сфере науки и практики. Но это противоречие снимается, если понимать В.р.л. как способность сочетать общественно полезную производительную деятельность с исследовательской, культуросообразующей.
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
гуманистический идеал воспитания. Как относительно целостная система взглядов сложился в эпоху Возрождения в русле культурного движения гуманизма. Идея В.р.л. получила различные интерпретации в позднейших философских и педагогических системах, в зависимости от особенностей историко- культурной ситуации.
Представления о всесторонне развитом индивиде неоднозначны. В обыденном сознании это талантливый человек, способный к разным видам деятельности, отличающийся от тех, кто проявляет свои способности только в одной области. Как правило, за норму принимаются односторонне развитые индивиды, а ярко проявившие себя в разных видах творчества воспринимаются как исключение, природа которого часто объясняется факторами наследственности или нетрадиционного воспитания.
В.р.л. нельзя рассматривать как профессиональный принцип организации обучения и воспитания, как совокупность правил, регулирующих деятельность и общение.
Корректнее осмысление В.р.л. как процесса саморазвития индивида, осваивающего главное дело своей жизни и использующего весь спектр возможностей приобщения к общечеловеческой культуре. Отвечающие идее В.р.л. подходы к организации учебной деятельности могут стать необходимыми компонентами формирования личности, однако, лишь в том случае, если образование имеет целью создание условий для самостоятельного и личностно заинтересованного овладения средствами воспроизведения и совершенствования различных форм культуры. Это возможно, когда самодеятельные и в правовом отношении суверенные индивиды могут сами избирать содержание, формы, методы образования в соответствии со своими потребностями, строить общественные отношения на основе целей и средств универсальной деятельности разных общностей, не противопоставленных друг другу социально закрепленным разделением труда.
В результате научно-технической революции обобществление труда достигло уровня унификации средств и способов производства (материального и духовного) в самых разных и изначально далеких друг от друга видах деятельности. Возможности массового распространения высоких образцов культуры, требующих духовного сопереживания и работы мысли, формирующих у человека основы теоретического и эстетического восприятия, обусловили повышение интеллектуальных и нравственных потребностей в образовании населения различных стран. Культура, учитывая массовый спрос, способствовала перестройке современной промышленности на продукцию, несущую в себе (хотя бы в редуцированном виде) и общекультурные ценности. Участвуя в их создании, конструкторы, инженеры, мастера, рабочие ориентируются на совершенный образ конечной цели своей деятельности. Их образованность и личные способности становятся основой культурного труда.
В этих условиях общественно необходимая производственная деятельность органично соединяется с исследовательской, культуросозидающей и учебной. Соответствующая форма взаимодействия поколений в труде, учении, частной жизни реформирует систему образования, противопоставляя ее прежним образовательным структурам, подчиненным узким интересам, изолированным от продуктивной работы, живого творчества. Учебное заведение способно стать культурно-образовательным центром, в котором учебный процесс – продуктивная, преобразующая деятельность. Изменение и совершенствование учащимися предмета своей деятельности становится главным образовательно- воспитательным принципом. Способность видеть в предмете своего дела задачу на его преобразование требует использования интеллектуальных, эмоционально-эстетических, нравственных и физических сил. Их совместное накопление и использование для формирования различных способностей и является основой развития личности.Результатом образования, органически соединенного с наукой и созидательным трудом, должна стать переориентация замкнутого на себя производства на конкретного человека, заинтересованного в культурном саморазвитии, повышении своей и общей готовности к напряжению сил для обеспечения устойчивого развития культуры труда, досуга, быта. Организованная по этому принципу продуктивная связь поколений, благодаря которой возрождается и совершенствуется культура, открывает личности возможности оценивать себя, свои способности, желания, цели в системе общечеловеческих ценностей.
Ф.Т. Михайлов
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.