ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ

Найдено 11 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Процесс обучения
главная составляющая целостного педагогического процесса.

Источник: Педагогика с методикой преподавания специальных дисциплин.

Процесс обучения
употребляется как синоним понятия «учебный процесс», а также может означать деятельность педагога в этом процессе — преподавание.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ
определенным образом организованные деятельности обучающегося и обучающего по диагностике, планированию, созданию условий, реализации, оцениванию и коррекции обучения.

Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.

Процесс обучения
целенаправленное систематическое взаимодействие преподавателя и обучающегося, направленное на присвоение последним знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности.

Источник: Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. 2013

ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ
целенаправленная последовательная смена учебных задач и элементов обучения (преподавание и учение), происходящая по объективным законам и имеющая своим результатом формирование определенных свойств обучаемых.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

Процесс обучения
совокупность последовательных действий преподавателя и руководимых им учащихся, направленных на сознательное и прочное усвоение системы знаний, умений и навыков, и развитие подсознательных сил и способностей.

Источник: Педагогический словарь-справочник. Ч. 1 учебно-методическое пособие для студентов магистрантов аспирантов и педагогов 2016

ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ
Взаимодействие преподавателя и учащихся, в ходе которого решаются задачи обучения и общего развития учащихся. Успешность П. о. прежде всего зависит от подготовки преподавателя, его владения профессиональными умениями преподавать язык. Основные функции преподавателя реализуются вокруг трех главных организационных форм обучения: урока, домашней работы учащихся и внеаудиторной работы. При этом урок является основной организационной структурной единицей П. о., а его структурно-функциональная единица – упражнение или серия упражнений. Таким образом, в упражнении объединяются и цели, и содержание обучения, и действия по их реализации.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

Процесс обучения
педагогически обоснованная, последовательная, непрерывная смена актов обучения, в ходе которой решаются задачи развития и воспитания личности. В процессе обучения участвуют во взаимосвязанной деятельности его субъекты – учитель и ученик. Как элементы процесса обучения, могут теоретически рассматриваться в динамике и на каждом этапе цели и содержание образования, мотивы субъектов обучения, формы его организации, средства и результаты. Усвоение каждой дидактической единицы содержания образования приводит к изменению других элементов процессов обучения, к переходу их из одного состояния в другое. Взаимодействие и взаимовлияние всех названных элементов составляет педагогический механизм процесса обучения.

Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016

ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ
педагогически обоснованная, последовательная, непрерывная смена актов обучения, в ходе которой решаются задачи развития и воспитания личности. В П. о. участвуют во взаимосвязанной деятельности его субъекты – учитель и ученик. Как элементы П. о. могут теоретически рассматриваться в динамике и на каждом этапе цели и содержание образования, мотивы субъектов обучения, формы его организации, средства и результаты. Естественным следствием изменения состояния всех элементов П. о. являются результаты обучения. В П. о. у обучаемых формируются познавательные потребности и интересы, активизируется их познавательная деятельность и повышается эффективность обучения (Педагогический энциклопедический словарь. М.: Больш. Рос. энцикл., 2003. – С. 226; Российская педагогическая энциклопедия. – М.: Больш.Рос. энцикл., 1999. – Т. 2. – С. 217). Ю. Н. Розенфельд

Источник: Глоссарий современного образования.

ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ
педагогически обоснованная, последовательная, непрерывная смена актов обучения, в ходе которой решаются задачи развития и воспитания личности. В П.о. участвуют во взаимосвязанной деятельности его субъекты - учитель и ученик. Как элементы П.о. могут теоретически рассматриваться в динамике и на каждом этапе цели и содержание образования, мотивы субъектов обучения, формы его организации, средства и результаты. Усвоение каждой дидактической единицы содержания образования приводит к изменению других элементов П.о., к переходу их от одного состояния в другое. Взаимодействие и взаимовлияние всех названных элементов составляет педагогический механизм П.о. Функции П.о. обусловлены базисным законом, детерминирующим само его существование: объективной общественной потребностью в обучении и усвоении молодым поколением социального опыта для его воспроизведения и развития. Закон раскрывает осн. противоречие и движущие силы обучения - рассогласованность между развивающейся потребностью общества в обучении молодежи и уровнем подготовки молодежи к выполнению ожидаемых социальных функций. Цель, кроющаяся в противоречии (организация усвоения социального опыта), порождает П.о.; внутренний источник его самодвижения - постоянная смена учебно-познавательных задач, по мере решения которых перед учащимися ставятся новые цели и задачи. Логика постановки и решения этих задач воплощает сценарий обучения. П.о. рассматривается на четырех уровнях: теоретическом (обобщенной модели); отдельных учебных предметов; проекта конкретного осуществления П.о. в форме плана для каждого урока и системы уроков; реальном, на котором осуществляются первые три проектных уровня. П.о. отличает три группы свойств: две - инвариантные и одна - вариативная. Первая инвариантная группа характерна для любого вида обучения независимо от времени, места и т.д. Это - неподменяемость другими путями функции организации усвоения молодым поколением социального опыта; единство преподавания, учения и содержания образования; единство содержательной и процессуальной сторон обучения; взаимосвязь формы предъявления преподавателем учебной информации и воспроизводящей деятельности учащихся; наличие в обучении исходных мотивов у учителя и учащихся, адекватных целям и функциям обучения; обязательность одной из организационных форм обучения; результативность в виде разностороннего влияния на личность учащегося. Вторая группа инвариантных свойств отличает обучение определенной цивилизации, специфического социального организма; т.е. направленность воспитания и образования и развитие личности человека; соотношение общего образования с жизнью общества; формирование социально ценной активности личности и ее готовности к самореализации. Вторая группа свойств содержательно наполняет первую. Вместе с тем их реализация зависит от педагогического сознания общества. Вариативная группа признаков П.о. обусловлена конкретным временем и зависит от знаний учителя, его гражданских и профессиональных воззрений и воли. Знание свойств П.о. помогает определить сферу поисков закономерностей воспитывающего обучения, область возможных педагогических инноваций, пути повышения эффективности обучения и качества образования и устранения недостатков. Сложность установления закономерностей П.о. привела к попыткам преодолеть ее путем определения аспектов процесса, для которых эти закономерности поддаются формулировке. Ю.К. Бабанский выделил (1983) такие дидактические закономерности, как зависимость П.о. от общественных потребностей, связь его с образованием, воспитанием и развитием как сторонами целостного процесса обучения, зависимость от возможностей учащихся и внешних условий. Можно выделить несколько видов закономерностей П.о.: структурные, системные, эволюционные, функциональные, исторические. Средством познания и управления П.о. является его моделирование. Педагог имеет обширное пространство для творческой конкретизации методик, средств и путей проектирования и построения учебного процесса в целом и каждого его урока в частности. Единственное ограничение этого пространства - детерминация П.о. его моделью, логикой и основными, инвариантными свойствами.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ
педагогически обоснованная, последовательная, непрерывная смена актов обучения, в ходе к-рой решаются задачи развития и воспитания личности. В П. о. участвуют во взаимосвязанной деятельности его субъекты — учитель и ученик. Как элементы П. о. могут теоретически рассматриваться в динамике и на каждом этапе цели и содержание образования, мотивы субъектов обучения, формы его организации, средства и результаты. Усвоение каждой дидактич. единицы содержания образования приводит к изменению др. элементов П. о., к переходу их от одного состояния в другое.
Цели изменяются по мере их достижения или необходимости воспроизведения в той или иной модификации в зависимости от пед. ситуации. Содержание образования как воплощение целей обучения с каждым шагом приобретает иное наполнение. Учитель варьирует пед. приемы, регулирует содержание обучения, определяет тактику своего поведения, реагируя на возникшую пед. ситуацию, оценивая ее с целью определения или программирования следующего шага обучения. В результате собственной уч. деятельности и взаимодействия с учителем и ученич. коллективом преобразуются личность и деятельность ученика. Мотивы учения выступают в качестве источника обучения, а в процессе взаимодействия могут изменяться. Формы организации обучения, будучи обращенными к новым дидактич. единицам и благодаря накопленному опыту пед. общения учителя и ученика, также меняются (если не по внеш. проявлению, то по качеству, быстроте реализации, степени влияния на деятельность субъектов обучения). В ходе обучения модифицируются функции средств обучения.
Естественным следствием изменения состояний всех элементов П. о. являются результаты обучения. Даже в случае неусвоения учащимися уч. материала («безрезультативности») можно говорить о результате обучения. Многообразие возможных изменений обусловливает необходимость планирования П. о., построения его сценария, коррекции его хода и результатов, осуществления контроля и самоконтроля, выделения учителем объектов рефлексии. Взаимодействие и взаимовлияние всех названных элементов составляет пед. механизм реализации П. о., к-рый может быть понят только при учете психич. процессов, происходящих в ходе учения и преподавания. Независимо от трактовки процесса усвоения в разл. психол. концепциях (ассоциативной теории, поэтапного усвоения знаний, уч. деятельности в соответствии с содержательным обобщением и др.) он функционирует в результате взаимодействия элементов П. о., к-рые могут быть представлены как модель П. о Ее осн. функция состоит в раскрытии механизмов организации средствами преподавания усвоения учащимися содержания образования. В усвоении реализуется социально-нормативная функция обучения. Модели как эталону организации П. о. свойственна прогностич. функция, поскольку она указывает на необходимые условия полноценного обучения. Она выполняет также преобразоват. функцию, диктуя сферы и пути изменения состояний каждого из элементов П. о.
Функции П. о. обусловлены базисным законом, детерминирующим само его существование: объективной (фактической и неизбежной) обществ. потребностью в обучении и усвоении молодым поколением социального опыта для его воспроизведения и развития. Закон раскрывает осн. противоречие и движущие силы обучения (на это впервые в отеч. дидактике обратил внимание М. А. Данилов) — рассогласованность между развивающейся потребностью общества в усвоении молодым поколением социального опыта и уровнем подготовки молодежи к выполнению ожидаемых социальных функций. Это противоречие отражает и обобщенную цель обучения — организацию усвоения социального опыта по мере осознания и осмысления обществом той необходимой его части, к-рая составляет содержание образования Цель, кроющаяся в указанном противоречии, порождает П. о.; внутр. источник его самодвижения — постоянная и постепенная (по определенным нормативам) смена учебно-познават. задач, по мере решения к-рых перед учащимися ставятся новые цели и задачи. Логика постановки и решения этих задач воплощает самодвижение обучения, т.е. формирует его сценарий.
П. о. практиками неосознанно, а теоретиками целенаправленно рассматривается на четырех уровнях: теоретическом (обобщенной модели); отдельных уч. предметов; проекта конкретного осуществления П. о. в форме плана для каждого урока и системы уроков; реальном, на к-ром осуществляются первые три проектных уровня. Исторически осмысление этих уровней начиналось с последнего, но в рамках совр. пед. науки теоретич. модель П. о. является главной и системообразующей. П. о. полноценен на реальном уровне, но только с учетом всех нормативов его рассмотрения. При таком подходе целесообразно различать — наряду с понятием П. о. как общей модели обучения — понятия: «учебный процесс», обобщенно характеризующее вариант реальной динамики обучения при определенных условиях (т.е. на разных его ступенях, в разл. уч. заведениях); «ход обучения», обозначающее конкретное движение обучения (т.е. у данного педагога, в данный момент). В своей совокупности эти три понятия последовательно отражают общее, частное и единичное в обучении.
П. о. отличает три группы свойств: две — инвариантные и одна — вариатив-ная. Первая инвариантная группа характерна для любого вида обучения, независимо от времени, места, типа уч. заведения. К ней относятся: неподменяемость другими путями функции организации усвоения молодым поколением социального опыта; единство преподавания, учения и содержания образования; единство содержательной и процессуальной сторон обучения; взаимосвязь формы предъявления преподавателем уч. информации и воспроизводящей деятельности учащихся; наличие в обучении исходных мотивов у учителя и учащихся, адекватных целям и функциям обучения; обязательность одной из организационных форм обучения; результативность в виде разностороннего влияния на личность ученика. Эти свойства образуют целостность, разрушающуюся при мысленном исключении любого из признаков.
Вторая группа инвариантных свойств отличает обучение определенной цивилизации, специфич. социального организма; т.е. направленность воспитания и образования на развитие личности индивида; соотношение общего образования и трудового обучения; связь обучения с жизнью общества; формирование социально ценной активности личности и ее готовности к самореализации. Вторая группа свойств содержательно наполняет первую. Вместе с тем их реализация зависит от пед. сознания общества. Если необходимость указанных свойств П. о. не осознается обществом, законодательными и исполнительными учреждениями гос-ва, то функции образования для данного социума нарушаются, хотя остается само обучение.
Вариативная группа признаков П. о. обусловлена конкретным временем и зависит от знаний учителя, его гражд. и проф. воззрений и воли. Игнорирование этих признаков, их отсутствие не разрушает П. о., не исключает его соответствия эпохе в целом, но способно наносить ему ущерб. К этим признакам П. о. можно отнести: направленность обучения на самообразование и непрерывность образования; обучение всех учащихся посильному творчеству; соединение общего образования с проф. самоопределением; использование техн. средств обучения; разнообразие организац. форм, содействующих самореализации личности и др.
Знание свойств П. о. помогает определить сферу поисков закономерностей воспитывающего обучения, область возможных пед. инноваций, пути повышения качества образования и устранения недостатков.
Как сложное социальное явление П. о. дает повод искать не жесткие законы (хотя и они есть), а закономерности, понимаемые как недостаточно точно познанный закон, как упорядоченность познанных явлений, их связей и зависимостей между ними, а также влияющих на них факторов. Среди таких явлений множество эмпирически выявленных, устойчивых зависимостей, к-рые настолько очевидны, что не вызывали стремления к их теоретич. обобщению. Др. причина в том, что дидактич. закономерности часто подменялись психологическими, характеризовавшими связь между деятельностью учащихся и усвоением. Гл. причина подобных неудач состоит в недостаточной теоретич. разработке проблем педагогики, неочевидности оснований для выделения собственно дидактич. законов и закономерностей. Таким основанием может служить анализ идеального объекта дидактики, выступающего в виде соотношения содержания образования, преподавания и учения, ведущего к усвоению содержания. Др. основанием является идеальная модель П. о. Связи между его элементами образуют устойчивые зависимости. Закономерности обучения подразделяются на два вида: присущие П. о. по определению, и неизбежно проявляющиеся, как только он возникает в к.-л. форме (они вытекают из вариативных свойств П. о. и относятся ко всякому обучению), и закономерности, проявляющиеся в зависимости от характера деятельности обучающего и обучаемого, от содержания обучения, методов, к-рыми они пользуются. Один вид реализуется с первой группой инвариантных свойств П. о. Проявление др. свойств зависит от уровня подготовки учителя, от правильности организации учения.
К этим закономерностям приложимы характеристики динамич. и статистич. законов. Динамич. законы состоят в том, что исходное состояние объекта однозначно определяет ряд его последующих состояний. Напр., включение в обучение проблемных задач приводит к усвоению учащимися структур творческой деятельности. Статистич. законами наз. такие, при к-рых предусматривается определенная вероятность законченных тенденций в изменении состояния объекта или системы при заданных условиях Так, при достаточном числе адекватных аудитории проблемных задач их решение в благоприятном психол. климате обусловит включение нек-рой части аудитории в творческую деятельность.
Сложность установления закономерностей П. о. привела к попыткам преодолеть ее путем определения аспектов процесса, для к-рых эти закономерности все же поддаются формулировке. Ю. К.
Бабанский выделил (1983) такие дидактич. закономерности, как зависимость П. о. от обществ. потребностей, связь его с образованием, воспитанием и развитием как сторонами целостного процесса обучения, зависимость от возможностей учащихся и внешних условий. Эти связи закономерны и всеобщи. Можно выделить неск. видов закономерностей П. о. Структурные: детерминирующая роль целей обучения по отношению к содержанию образования; определяющая роль содержания в П. о; связи между компонентами содержания образования; связи между ними и специфич. способами их усвоения; зависимость методов обучения от способов усвоения каждого вида содержания; вариативность применения средств и приемов в зависимости от содержания и методов обучения; обязательность организац. форм обучения. Системные: процесс обучения как социальное явление; единство преподавания, учения и содержания образования; зависимость реализации функции П. о. от уровня пед. сознания общества и конкретных субъектов, организующих этот процесс; неизбежное отражение в П. о. социальных условий; зависимость конкретного протекания П. о. от микросреды; влияние П. о. на социальные условия и микросреду. Эволюционные: изменение вариативных характеристик П. о. в зависимости от возраста и уровня подготовки учащихся; изменение качеств, характеристик результатов П. о. в зависимости от его количеств, характеристик; изменение его качеств, характеристик в зависимости от включения новых элементов; изменения, зависящие от уровня познания закономерностей усвоения. Функциональные: незаменимость функций П. о. в трансляции молодому поколению социального опыта; подготовка к самостоят. овладению той или иной частью социального опыта; подготовка к участию в сохранении и развитии социального опыта; подготовка к саморегуляции и самооценке своих действий. Исторические: зависимость проявления всех компонентов П. о. от особенностей эпохи; вариативность целей обучения и содержания образования; роль опосредованных средств и способов привлечения учащихся к учению; повышение роли творческого учения и его организации в П. о., кардинальное изменение П. о. в условиях информац. общества. Ни один из аспектов закономерностей здесь не исчерпан, но каждый из них облегчает поиск сформулированных закономерностей.
Средством познания и управления П. о. является его моделирование. В модели П. о. отражаются объективные, не зависящие от условий его протекания закономерности: всякое обучение реализуется только при целенаправленном взаимодействии обучающего, обучаемого и изучаемого объекта; обучение происходит только при активной деятельности учащихся, соответствующей замыслу и деятельности обучающего; чем интенсивнее и разностороннее обеспечиваемая учителем активная деятельность учащихся с предметом усвоения, тем выше качество усвоения; уч. процесс протекает только при соответствии (но не тождестве) цели ученика цели учителя в условиях, когда деятельность преподавателя соответствует способу усвоения учеником фрагмента содержания образования; между целью обучения, содержанием образования и методами обучения имеются постоянные зависимости: цель определяет содержание и методы, методы и содержание обусловливают степень достижения целей. Эти закономерности сопутствуют всякому обучению, где и когда бы оно ни происходило, и позволяют вывести вторичные, но тоже универсальные зависимости.
К др. группе закономерностей относятся те, к-рые зависят от меры осознанности учителем тех или иных целей, элементов и единиц содержания, методов и организац. форм обучения. К их числу относятся, напр., такие понятия, к-рые могут быть усвоены только в том случае, если организована познават. деятельность учащихся по соотнесению одних понятий с другими, по отчленению одних понятий от других; навыки могут быть сформированы, если учитель организует воспроизведение осознанных операций и действий, лежащих в основе навыка; прочность усвоения осознанного содержания уч. материала тем больше, чем регулярнее организовано прямое и отсроченное повторение этого содержания и введение его в систему уже усвоенного содержания, и др.
Закономерности П. о. реализуются лишь при обучении, имеющем в виду соответствующие цели и включающем необходимые для их достижения средства и методы обучения. Вместе с тем они проявляются в соответствующих условиях и для этих условий они универсальны, т.е. проявляются постоянно.
Модель П. о. позволяет глубже понять давно эмпирически зафиксированную идею о единстве образования, воспитания и развития как одну из важнейших дидактич. закономерностей. Это единство предстает не как связь этих трех понятий, обозначающих разную действительность, разные стороны П. о., а как слитность целей, состояний и результатов П. о., качеств обучаемой личности и обусловлено тем, что каждый специфич. компонент содержания образования выступает в своей роли и присутствует в воспитании и развитии. Все три понятия отражают единый процесс трансляции социального опыта в его принципиальных проявлениях. Их единство является одновременно закономерностью и принципом обучения. Закономерностью, поскольку они в определенной мере протекают с неизбежной одновременностью (при усвоении, напр., знаний, усваиваются нек-рые структуры обобщенной деятельности, целенаправленно формируется отношение к процессу учения, его объектам) Но поскольку достижение желаемых целей воспитания и умственного развития процесс не автоматический, а требующий осознанной деятельности педагога, то эта деятельность выступает в качестве принципа воспитывающего обучения
По модели П.о. можно предсказать и его результат Чем конкретнее и точнее запланировано содержание элементов П.о. , тем точнее прогноз характеристик, при наличии к-рых обеспечивается эффективность обучения Для выделения этих показателей необходимо рассмотреть П.о. с разл. точек зрения сущности и целей обучения в данную эпоху, структуры Пои его элементов, типовых условий, влияющих на уч процесс, вариативных уч ситуаций, влияющих на ход обучения В результате такого анализа возможно выделить систему показателей качеств совр. По 1) обеспечение разносторонности развития и воспитания личности и выполнение каждым отрезком обучения соответствующей ему роли, 2) построение содержания образования или его целостных тематич фрагментов как взаимосвязанной системы, отвечающей целям и потребностям общества Отличающееся полнотой и ценностно-ориентированное содержание призвано обеспечить единство образоват, воспитат. и развивающей функций обучения на программируемом уровне, 3) структурированность знаний в доступной учащимся целостной системе как в ходе обучения, так и в итоге его Включение в состав содержания образования знаний о процессах и методах познания, механизме изучаемых процессов и принципах осуществляемых действий, 4) владение учащимися способами усвоения, соответствующими способами умственной деятельности, с перспективой перехода к самообразованию, 5) расширение содержания образования за счет включения учащихся в программируемую внеучебную деятельность, соотнесенную с соответствующими уч предметами, 6) обеспечение системы ценностей, соответствующих интересам общества, мотивов учениу и преподавания, 7) соответствие общедидактич.методов обучения характеру видов содержания уч материала и способам его усвоения, а также соответствие конкретных методов обучения дидактич. задачам и специфике усвоения данного содержания Этот показатель предполагает разработку каждой методикой обучения своей системы методов обучения в контексте общедидактич.теории, 8) рациональное применение средств обучения, 9) учет закономерностей усвоения разл. элементов социального опыта и его конкретного воплощения в разнородном уч материале, 10) контроль успешности обучения, 11) использование разл. органи-зац форм обучения и учет индивидуальных интересов учащихся, 12) наличие благоприятного психол. климата, 13) преодоление негативных ситуаций обучения
Показатели эффективности П.о. правильность и системность знаний, точность исполнения предусмотренных программой способов уч деятельности, а также способов познания и самообразования, готовность к творческому применению знаний и умений, сфор-мированность ценностного отношения к уч материалу, стоящим за ним объектам и к самому процессу уч деятельности, готовность и устремленность к самореализации, трудовая, умственная, нравств. и эстетич. воспитанность, сфор-мированность системы ценностей, социальная активность, мотивированная этой системой и усвоенным социальным опытом
Цели и показатели эффективности обучения поддаются конкретизации на уровне уч материала. Однако проверка и оценка не могут ограничиваться знаниями и умениями, только обучение всем элементам содержания образования обеспечивает достижение целей обучения. Эффективность обучения предполагает его связь с контролем (не обязательно выделенным в особый этап). Здесь важна обратная связь, хотя и форма проверки имеет значение для точности данных Если эффективность достижения к -л цели обучения не проверяется, то, следовательно, ей и соответствующему содержанию не придают значения, не учат осознанно
Теоретич. рассмотрение П.о. является определяющим условием исследования, проектирования и практич.построения уч процесса, однако не исчерпывает ни проблематику темы, ни вопросов реализации и совершенствования этого процесса. Педагог имеет обширное пространство для творческой конкретизации методик, средств и путей проектирования и построения уч процесса в целом и каждого его урока в частности. Единственное ограничение этого пространства — детерминация П.о. его моделью, логикой и основными, инвариантными свойствами. Наличие такого пространства для творчества педагогов объясняет появление в кон. 80-х гг. разл. пед.инноваций в виде целостных метод систем (В Ф Шаталов, И II Волков и др), уч предметов, учебников, оригинальных организац. форм. Новые типы школ отличаются не только конкретными целями, новыми уч предметами, техн средствами, но и приемами, формами обучения и в целом уч. -воспитат. работы. Характерно, что любая инновация П.о. и его свойства либо воспроизводит в своей конкретной форме модель П.о. и его свойства, либо в случае игнорирования к -л принципиальной нормы не достигает цели обучения. Инновации, касающиеся содержания, строящегося на содержательном обобщении, диалоге культур, внимании к знаковой системе, мыследействию, рефлексии способны внести существенные изменения в П.о. (напр., индивидуализированные организац. формы обучения), но при этом инвариантные свойства П.о. первой группы объективно ненарушимы, но нарушается логика целостного П.о.
Лит ДаниловМ А, Процесс обучения в сов школе, M, 1960, Брунер Дж, Процесс обучения, пер с англ. M, 1962, О к о и В, Процесс обучения, M, 1962, Дидактика, под ред Б II Есипова, M, 1967, Оптимизация процесса обучения в высшей и ср школе, под ред В В Давыдова, Д И Фельд штейна, Душ, 1970, Гмурман В Е, К вопросу о понятиях «закон», «принцип», «пра вило» в педагогике, СП, 1971, № 4, 3 а г. в я — зинский В И, Противоречия процесса обучения, Свердловск, 1971, Помогайба В И, Проблемы законов процесса обучения К, 1971, СкаткинМ Н, Совершенствование процесса обучения, M, 1971, Ж с p и о с с к о в Н К, Процесс обучения и развития, Воронеж, 1973, Данилов M А, Процесс обучения, в кн Дидактика ср школы, под ред M А Данилова, M H Скаткина, M, 1975, Обучение и развитие под ред Л В Занкова, M,1975, Гершунский Б С. ПрухаЯ, Дидактич. прогностика, К, 1979, Л с p и с p И Я Процесс обучения и его закономерности, M, 1980, Дидактика ср школы, под ред M H Скаткина, M, 1982, Баранове П, Сущность процесса обучения, M, 1983, Зорина Л Я, Дидактич. цикл процесса обучения и его элементы, СП 1983, № 10, Об уч умениях, в сб Проблемы шк учебника, M, в 12 1983, Огородников И Т, Сущ ность и закономерности процесса обучения, СП, 1983, № 5, Педагогика, под ред Г Нойне-ра, Ю К Бабанского, M, 1983, Педагогика, под ред Ю К Бабанского, M, 1983, Д я — ч с и к о В К Общие формы организации процесса обучения Актуальные вопросы теории и практики, Красноярск, 1984, К л и и г. б с p г. Л, Проблемы теории обучения, M, 1984, Теоретич. основы процесса обучения в сов школе, под ред В В Краевского, И Я Лернера, M, 1989.
И. Я. Лернер.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
137.04 кб

Дебаты в процессе обучения

Рыжова Светлана Валерьевна
Статья посвящена исследованию дебатов. Дебаты рассматриваются автором в качестве обучающей и воспитательной технологии в формате, подходящем для преподавателей любых специальностей.
Читать PDF
832.88 кб

Процесс обучения сотрудников

Маланичева Евгения Олеговна, Ватрала Мария Ивановна
В статье анализируется вопрос обучения сотрудников. Рассматривается процесс организации системы обучения.
Читать PDF
995.10 кб

Организация процесса обучения

Мальцева Л.В.
Обучение представляет важную форму совместной деятельности учеников в их общении с педагогом и друг с другом, где также имеется широкое «поле» воспитательных усилий.
Читать PDF
140.43 кб

Обучение и процесс культурации

Т. Н. Таранова
В статье рассмотрены основные понятия дидактики в контексте культуры. Показана взаимосвязь культуры и процесса обучения.
Читать PDF
87.55 кб

Процесс обучения в высшей школе

Костромина Наталья Владимировна
В данной статье рассматривается сущность процесса обучения, определяются характеристики и функции обучения. Уточняется содержание обучения в высшей школе.
Читать PDF
155.78 кб

Автоматизация процесса обучения

Чеботарёв В. Г., Громов А. И.
Материалы статьи основаны на результатах, полученных участниками (преподавателями и студента ми) научно-исследовательского семинара факультета бизнес-информатики НИУВШЭ.
Читать PDF
260.36 кб

Информатизация процесса обучения

Ивашко Кристина Сергеевна
В статье рассматривается включение информационных ресурсов в процесс обучения как новый шаг в модернизации процесса обучения, влияние и эффективность использования информационных технологий в образовательном процессе, способы инфо
Читать PDF
257.93 кб

Модели обучения в процессе работы

Новиков Д. А.
Рассмотрены модели итеративного научения, осуществляемого в процессе деятельности. Сформулирована и решена задача об оптимальном обучении коллектива агентов выборе выполняемых ими в те или иные промежутки времени объемов работ.
Читать PDF
649.11 кб

Леворукие дети и процесс обучения

Фесенко Юрий Анатольевич, Лохов Михаил Иванович
В статье дается краткий обзор теорий о причинах возникновения леворукости. Рассматриваются вопросы работы левого и правого полушарий головного мозга, механизмы их взаимодействия.
Читать PDF
146.00 кб

Роль идеологии в процессе обучения

Овчаренко Л. И., Бган С. И., Хотомченко В. Н.
Производится рассмотрение христианской идеологии как альтернативы выхода из нравственного кризиса в современной педагогики.
Читать PDF
278.44 кб

Условия успешного процесса обучения

Чернявская Анна Павловна
В статье рассматриваются условия, определяющие успешность процесса обучения в общеобразовательной школе: материальные, социально-экономические, дидактические, психологические, зависящие как от педагогов, так и от самих учащихся и
Читать PDF
306.34 кб

Развитие мышления в процессе обучения

Леонтьев Алексей Алексеевич
Читать PDF
1.82 мб

Воспитание в процессе обучения физике

Шевченко Eлена Bикторовна, Хлопенко Н. А., Коржуев Андрей Вячаславович
Обсуждаются некоторые положения Национальной доктрины в Российской Федерации и предлагаются пути их реализации на примере преподавания курса медицинской и биологической физики.
Читать PDF
778.09 кб

Факторы, влияющие на процесс обучения

Норова Рахима Файзуллоевна
В статье раскрывается проблема усвоения материала, в процессе которого приоритетом являются и интеллектуальные особенности учащихся. Приведены внутренние и внешние факторы, определяющие успешность обучения.
Читать PDF
192.10 кб

Обучение в ириэт как процесс управления

Титаев А. Б.

Похожие термины:

  • ЭТАПЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

    последовательные стадии организации процесса обучения: 1) диагностика обучающихся; 2) планирование; 3) создание условий; 4) реализация; 5) оценивание и 6) коррекция обучения. (4)
  • Закон процесса обучения

    внутренняя существенная связь явлений обучения, обуславливающая их необходимое проявление и развитие.
  • СТАНДАРТ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

    пооперационное описание алгоритмов функционирования и управления, гарантирующее достижение заданных диагностических показателей цели обучения за заданное учебное время.
  • Гибкость процесса обучения

    одна из ведущих характеристик модульной технологии обучения, предусматривающая возможность системной трансформации процесса обучения в соответствии с особенностями индивидуальной познавател
  • КАЧЕСТВА ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

    свойства, признаки и показатели как реализующиеся возможности процесса, при которых может быть обеспечена эффективность обучения, соответствующая общественным потребностям своего времени.
  • Принципы процесса обучения

    исходные положения, определяющие содержание, формы и методы учебной работы в соответствии с триединой дидактической целью.
  • Активизация процесса обучения

    совершенствование методов и организационных форм учебной работы, обеспечивающих активную и самостоятельную теоретическую и практическую деятельность учащихся во всех звеньях учебного процесс
  • Диагностика процесса обучения

    познавательно-преобразовательная деятельность по распознаванию (установлению, выявлению) особенностей участников процесса обучения и самого этого процесса, обстоятельств его протекания, его ре
  • ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

    взаимодействие пяти основных, прежде всего двух активных, элементов процесса обучения на каждом из шести его этапов.
  • Процессуальный аспект обучения

    предполагающий разработку и реализацию процедур (операций) познавательной деятельности, соответствующих проблемным задачам обучения. Составная часть технологизированного обучения. Освоение уч
  • Эффективность процесса обучения

    соотношение затрат (временных, материальных, финансовых и др.) и достигнутого результата, степень функциональности, исполнения, уровень действенности процесса обучения.
  • Процесс обучения военнослужащих

    совместная целенаправленная, организованная, систематически осуществляемая, взаимосвязанная и взаимообусловленная деятельность обучающего (командира, начальника, преподавателя, воспитателя, и
  • Алгоритмизация процесса обучения

    предполагает выявление алгоритмов деятельности учителя и умственной деятельности учащихся, общепринятое предписание о выполнении в определенной последовательности элементарных операций для р
  • ПРОЦЕСС ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

    процесс последовательно усложняющихся упражнений с целью формирования у учащихся профессионального мастерства.