Активизация процесса обучения

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

АКТИВИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
совершенствование методов и организационных форм учебной работы, обеспечивающих активную и самостоятельную теоретическую и практическую деятельность учащихся во всех звеньях учебного процесса.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

Активизация процесса обучения
совершенствование методов и организационных форм учебной деятельности, обеспечивающее активную и самостоятельную теоретическую и практическую деятельность учащихся (студентов) во всех звеньях учебного процесса; совокупность мер, предпринимаемых с целью интенсификации и повышения эффективности учебной деятельности.

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

АКТИВИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
Совершенствование методов учебной работы и организационных форм обучения, обеспечивающее повышение эффективности деятельности учащихся. В А. п. о. скрыты резервы «повышения производительности» педагогического труда. Индивидуальный подход к учащимся, связь аудиторной и внеаудиторной работы, повышение объема самостоятельной работы являются условиями А. п. о. Средства, способы А. п. о. разнообразны. Их выбор зависит от характера учебного материала, от уровня подготовки и индивидуально-психологических особенностей учащихся, от ТСО, которые использует в своей работе преподаватель.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

АКТИВИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
совершенствование методов и организационных форм учебной работы, обеспечивающее активную и самостоятельную теоретическую и практическую деятельность учащихся во всех звеньях учебного процесса. В А.п.о. скрыты резервы повышения «производительности» педагогического труда. Необходимость А.п.о. диктуется возросшими требованиями к воспитанию и образованию. В последние годы проблема А.п.о. находит свое решение в практике работы лучших педагогов, коллективов ПУ. Ей посвящено много трудов дидактов, психологов, методистов.
Изучение основ наук в тесной связи с жизнью, с практикой, соединение обучения с общественно полезным производительным трудом открывает широкие возможности А.п.о.
Труд учащихся в мастерских и на производстве, являясь не только средством приобретения трудовых навыков и умений, но и источником новых знаний, активизирует процесс обучения. Для этого в физический труд надо широко включать умственную деятельность, знакомить их с логикой трудовых операций, учить проводить анализ, планирование трудового задания и применять теоретические знания (см. Трудовоеобучение). А.п.о. предполагает тесную связь усвоения знаний с применением их к решению задач, требующих от учащегося поиска нового, отбора данных, видоизменения привычных действий; инициативы, настойчивости. Особенно высокой активности требуют задачи с недостающими и лишними данными, а также практические задачи, в которых учащиеся на основе реальных действий с предметами должны сами определить нужные данные и лишь затем – пути решения. Задачи не должны быть слишком легкими. На «легком», не требующем напряжения ума, нельзя воспитать активность. Полезны вопросы, вызывающие противоположные мнения, дискуссии (конечно, не провоцирующие учащегося на неверные ответы), обсуждение составленных самостоятельно задач, решений. Атмосфера коллективной творческой работы способствует А.п.о.
При изложении нового материала педагогом А.п.о. может быть достигнута постановкой учебных задач, в т.ч. и проблемного характера. Когда это возможно, учащиеся сами участвуют в построении гипотез, их проверке. Педагог обращает внимание учащихся на цели рассуждений и возможные затруднения. Опыты, демонстрации – не только иллюстрация к рассказу педагога, они могут носить «исследовательский» характер.
Педагог, например, спрашивает у учащегося, какой опыт следует поставить для выяснения сущности того или иного явления. И класс из предложенных вариантов выбирает самый убедительный. Или же, например, перейдя к новому разделу темы с учетом подготовленности учащегося, проделывает перед классом опыт, не поясняя и не комментируя его. Все пояснения и выводы делают сами ученики. Полезно описание того, как потребности общества выдвинули перед учеными ту или иную теоретическую проблему, каким путем они шли к ее решению. Если учащиеся располагают предварительными знаниями, можно использовать беседу как метод ведения урока.
А.п.о. достигается при таком построении урока, когда он не распадается на изолированные этапы, а представляет единый во всех элементах процесс. У передовых педагогов опрос тесно связывается с подготовкой и изложением нового материала.
Проверка усвоения учащимися материала происходит на основе выполнения новых (но аналогичных домашним) заданий. Вопросы для повторения требуют не простого воспроизведения фактов, а их сравнения, применения знаний в новых условиях, подбора примеров и задач с использованием местного материала и т.п. Следует максимально привлекать личный опыт школьников, обогащать, помогать переосмысливать его в свете новых знаний. На уроках надо заботиться о том, чтобы работала не только голова, но и руки: устные упражнения сменять письменными, восприятие наглядных пособий – их изготовлением, текстовые задачи – практическими. Однако нужно помнить, что чрезмерное напряжение внимания, вызванное частой сменой видов деятельности, может не оставить времени для размышления, оценки и обобщений.
Установление связи между различными темами, отдельными понятиями – одно из условий А.п.о. Полезны общие указания, обобщения, оформленные в виде сводок правил, схем, таблиц и т.п. Они позволяют объединить знания в единую систему. Если какой-либо факт не включен в круг осмысленно связанных между собой предметов (понятий), то он быстро забывается.
Правильное соотношение логического и эмоционального элементов имеет большое значение для А.п.о. Использование конкретной ситуации, затрагивающей эмоции учащихся, повышает их интерес и внимание к теме урока. Таковы вводные рассказы и беседы, имеющие интересную внешнюю фабулу, основывающиеся на личном опыте и знаниях учащихся и связанные с новым учебным материалом. Этой же цели служат оригинальные опыты, занимательные вопросы и т.д. По мере развития учащихся возбуждение интереса и внимания должно все больше основываться на внутренней логике предмета и практической значимости изучаемых вопросов.
Решение задачи А.п.о. неотделимо от повышения эффективности методов обучения. Эффективность того или иного метода определяется не только успешностью приобретения учащимися знаний и умений, но и развитием их познавательных способностей. Как показывают экспериментальные данные, формирование у учащихся определенных умственных операций при работе с предлагаемым им учебным материалом сокращает время и силы, которых требует его усвоение. Так как при этом учащиеся овладевают все более совершенными способами усвоения, то дальнейшее обучение происходит у них еще быстрее и эффективнее. Индивидуальный подход к учащемуся, связь классной и внеклассной работы являются непременными условиями А.п.о.Средства и способы А.п.о. разнообразны. Их выбор зависит от характера учебного материала, дидактической цели урока, подготовленности класса, от технических средств, которыми располагает педагог.
Лит.: Ганелин Ш.И. Дидактический принцип сознательности. – М., 1961; Щукина Г.И. Формирование познавательных интересов учащихся в процессе обучения. – М., 1962; Богоявленский Д.Н., Менчинская Н.А. Психология усвоения знаний в школе. – М., 1959; Брунер Дж. Процесс обучения / Пер. с англ. с предисл. и под ред. А.Р. Лурия. – М., 1962.
М.Б. Волович, Л.М. Новиков

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.



Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
255.28 кб

Цвет как фактор активизации процесса обучения учащихся

Егоров Алексей Станиславович
В статье раскрываются основные аспекты влияния цвета на человека с учетом современных данных.
Читать PDF
710.21 кб

УСЛОВИЯ АКТИВИЗАЦИИ ЛИДЕРСКОГО ПОТЕНЦИАЛА БУДУЩИХ АКТЁРОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Генова Нина Михайловна
В статье рассматриваются вопросы социальной активности будущих актёров и условия формирования у них лидерства.
Читать PDF
178.42 кб

Проблемное обучение в процессе активизации познавательной деятельности студентов

Бабичева Татьяна Анатольевна
В статье рассмотрен один из активных методов обучения проблемное, способное активизировать деятельность студентов и сформировать положительную учебную мотивацию.
Читать PDF
112.08 кб

Индивидуализация процесса обучения студентов как способ активизации феномена понимания

Квасюк Татьяна Яковлевна
Данная статья об активизации феномена понимания, одним из условий которого является индивидуализация процесса обучения студентов через структурирование учебного материала на основе последовательных шагов понимания.
Читать PDF
219.61 кб

Теоретические условия активизации воспитательного влияния процесса правового обучения в вузе

Гузенко И. Г., Темиренко Ю. В.
The process of experimental research of the educational influence of law studies involved the creative works of students.
Читать PDF
118.90 кб

Мотивация - основной принцип активизации процесса обучения иностранным языкам в высшей школе

Сердюк В.Н.
Данная статья посвящена проблеме активизации процесса обучения иностранным языкам у студентов вузов, при этом повышение мотивации обучающихся в высших школах выделяется как основной механизм этого процесса.
Читать PDF
1.10 мб

АКТИВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МЕТОДОМ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

Бабичева Ирина Вячеславовна
Активные методы обучения способствуют повышению качества образования, формированию мотивации к самообразованию, поисковой деятельности студентов и индивидуализации процесса обучения.
Читать PDF
273.74 кб

Активизация мыслительной деятельности детей дошкольного возраста в процессе проблемного обучения

Цветкова Ирина Владимировна, Забугина Наталия Левоновна
В статье раскрыты теоретические основы проблемного обучения и обобщен опыт творчески работающих педагогов по созданию и применению проблемных ситуаций в работе с детьми для развития творческого потенциала личности.
Читать PDF
171.71 кб

Проблемно-поисковые методы обучения студентов как важнейшие факторы активизации учебного процесса

Османов Халид Ахмедович, Круглова Диана Эльдаровна
В статье показано, что одним из важнейших принципов совершенствования учебного процесса в вузе является проблемное обучение. Оно основано на идее, что мышление человека начинается там, где возникает проблемная ситуация.
Читать PDF
4.41 мб

Условия активизации познавательной деятельности курсантов в процессе обучения в вузах ФСИН России

Брызгалова Ирина Викторовна
В статье рассматривается проблема активизации познавательной деятельности курсантов в образовательных организациях высшего образования ФСИН России.
Читать PDF
3.70 мб

Лингвистический «Scrabble Club» как способ активизации процесса обучения английскому языку студентов

Кобзева Надежда Александровна
В данной работе рассматривается позитивное влияние внеаудиторных занятий на академическую успеваемость студентов по дисциплине «Иностранный язык» (английский), а так же развитие профессиональных компетенций в условиях технического
Читать PDF
463.84 кб

Идеомоторная тренировка и ее роль в активизации процесса обучения курсантов (студентов) из раздела ф

Сидорченко Екатерина Николаевна, Овчарук Игорь Степанович
Рассмотрены направления повышения эффективности процесса обучения курсантов техническому преодолению элементов полосы препятствий за счет внедрения идеомоторной тренировки.
Читать PDF
259.69 кб

Об актуальности внедрения в процесс обучения иностранному языку современных средств активизации когн

Бобыкина Ирина Александровна
Обосновывается актуальность внедрения новых инструментов для развития когнитивных способностей студентов.
Читать PDF
80.82 кб

К вопросу интенсификации процесса обучения иностранных учащихся путем активизации их учебно-познават

Ременцов А.Н., Иванова Е.В.
Описана необходимость интенсификации процесса обучения иностранных учащихся русскому языку с помощью принципов организации их учебно-познавательной деятельности и активизации потенциальных учебно-познавательных возможностей.
Читать PDF
343.00 кб

Способы активизации учебной деятельности старшеклассников в процессе их обучения математическим мето

Варлашина Светлана Юрьевна, Наземнова Наталья Владимировна
Актуальность и цели.