ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ПРЕДЛОЖЕНИЕ
педагогическое знание, представленное на обсуждение как известная возможность для применения его в практической деятельности.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Минимальная единица речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее известной смысловой и интонационной законченностью. Одна из основных категорий синтаксиса, противопоставленная в его системе слову и словосочетанию по формам, значениям и функциям. Будучи единицей общения, П. является вместе с тем единицей формирования и выражения мысли. В широком смысле П. – это любое (от развернутого синтаксического построения до отдельного слова) высказывание, являющееся сообщением о чем-л. и рассчитанное на слуховое (при произнесении) или зрительное (на письме) восприятие. В большинстве современных методов обучения П. провозглашается единицей обучения языку и речи.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

ПРЕДЛОЖЕНИЕ
в лингвистике текста — единица, выступающая в двух функциях: в качестве «строительного материала» для сложных синтаксических целых и абзацев и в качестве единиц, эквивалентных сложным синтаксическим целым и абзацам по функции. В последней функции П.-абзац выступает как самостоятельная единица текста и имеет непосредственное отношение к текстооб-разованию и связности речи в целом: П.-абзацы служат, например, скрепами между абзацами и более крупными фрагментами (частями) текста, выделяют отдельные положения текста, начинают текст, заканчивают его и т. д. В литературе отмечается функциональная спецификация некоторых типов П. По наблюдениям Л.М. Лосевой, например, нераспространенные двусоставные П. чаще всего либо начинают тему нового повествования, либо выступают в качестве итогового в сложном синтаксическом целом; односоставные П. довольно часто замыкают или начинают рассуждения; в вопросительных или отрицательных П. порядок слов и логическое ударение вьщеляют тему последующего рассуждения; восклицательные П. в начале сложного синтаксического целого заключают микротему повествования, а в интерпозиции — намечают результативно-следственные, причинно-следственные отношения частей целого и открывают тему последующего повествования. Лит.: Бондарко А.В. Проблемы функциональной грамматики. — М., 1985; Золотова Т.А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. — М., 1982; Ее же. Очерк функционального синтаксиса русского языка. — М., 1973; Лосева Л.М. Как строится текст. — М., 1980; Пешковский A.M. Русский синтаксис в научном освещении. — М., 1956; Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. — Л., 1974. В.Н. Мещеряков

Источник: Педагогическое речеведение. Словарь-справочник

ПРЕДЛОЖЕНИЕ
1. Наименование ситуации общения, когда говорящий побуждает адресата к совершению действия, которое, с точки зрения адресанта, полезно для адресата, либо объективно необходимо для исполнения; 2. Стандартные выражения, с помощью которых осуществляется П.
Многозначное слово «П.» в данном случае актуализирует семантику: а) побуждения к такому действию, в осуществлении которого адресатом принимает некоторое участие и адресант. Этим П. отличается от совета. Ср.: Советую тебе сходить на выставку и Предлагаю сходить на выставку — в последнем случае адресант может быть участником совместного действия (см. ниже); б) в официальном общении вышестоящий адресант предписывает адресату исполнение действия: Предлагаю вам в двухнедельный срок представить подробный план. Заметим, что словари толкуют П. через слово «просьба»; предпочитаем истолкование через слово «побуждение». Отметим грамматический способ выражения совместности для случая а), когда глагол-побуждение принимает форму 1 лица мн.числа «мы»: Сходим на выставку; Прогуляемся в парке. В случае а) адресату предоставляется право выбора из наличного, в случае б) такое право нередко сводится к минимуму.
Основные выражения П.: (Я) предлагаю вам (тебе) (+ инфинитив): Предлагаю сыграть партию в шахматы; Предлагаю обсудить этот вопрос; Предлагаю (+ что-л.): Предлагаю чашечку кофе; Предлагаю регламент собрания — где опускается известный из ситуации глагол (выпить, принять); Сходим, пойдём, сделаем, обсудим и мн.др. — глагольная форма 1 лица мн. числа свидетельствует о совместности исполнения предлагаемого. Этот способ П. типичен для обиходно-бытовых ситуаций. Давай(те) разберёмся в этом, поговорим, прогуляемся в парке — побудительная частица — типичный способ предложить совместное действие.
Косвенные речевые акты П. более вежливы, ненавязчивы, т.к. снижают в побудительности долю принуждения: Ты (Вы) (не) хочешь (-тите) пойти со мной... ?; Не хотел (-ла, -ли) бы ты (вы) сходить со мной на выставку? и мн.др.
Такие выражения сближают акты этикетного П. с советом, просьбой, приглашением. В этом случае всё определяет ситуация общения, употребительны выражения с модальными оттенками желательности, необходимости: Хорошо бы нам сходить на выставку; Неплохо бы пообедать вместе; Надо (бы) обсудить положение; Нужно (бы) проверить данные; Хорошо (неплохо, надо, нужно) было бы сделать это.
Косвенный акт П. может оформляться вопросительной структурой с частицей ли, предусматривающей возможность выбора и потому делающей П. особо ненавязчивым: Не сходить ли нам в театр? Не пообедать ли вместе? Такое П. сближается с приглашением.
Предположение согласия с П. вызывает к жизни следующие выражения: Вы не возражаете (+ инфинитив)? Вы не откажетесь...? Вы не против того, чтобы (если)...?: Вы не возражаете пойти со мной в ресторан?; Вы не откажетесь выслушать меня?; Вы не против того, чтобы пообедать со мной?; Вы не возражаете, если я приглашу вас в театр? (см. Приглашение).
Подобные выражения употребляются преимущественно с Вы-формами общения, хотя возможны и ты-формы.
В официально-деловом общении употребительны следующие перформативные формы глагола предлагать: Предлагаю / Предлагаем / Вам предлагают / Вам предлагается (+ инфинитив). Эти выражения равнозначны приказу, требованию и на них, как правило, не бывает ответных реплик. Они нередки в письменной форме: Вам предлагается в месячный срок погасить задолженность; Вам предлагают явиться в управление и мн.др.
Ответные реплики на П. представляют собой согласие или отказ. В обиходно-бытовой сфере типизированными ответами, выражающими согласие на П., являются повтор глагола из реплики предложения, а также выражения: Сходим, Пойдём, Посмотрим, Навестим; Хорошо; Ладно; Надо бы; Хорошо бы; Не возражаю; Я не против; (А) Почему бы и нет?; Какие могут быть возражения?; Возражений нет и т.д.
Если партнёр считает, что П. лестно для него, он может ответить в приподнято-торжественном стиле: Почту (сочту) за честь! (свойственно интеллигентам среднего и старшего поколения).
Неблагоприятное для партнёра речевое действие отказа на П. вуалируется разного рода ссылками на невозможность согласиться, сожалениями и т.п.: К сожалению, вынужден (-на) отказаться; Я бы рад(-да), но никак не могу; Я бы с удовольствием, но... (слишком занят ит.п.); Охотно бы, но...
Категорический отказ — за границами вежливости: И не подумаю (согласиться)!
В ответ на официально-деловое предложение возможен категорический отказ:
(Я) отказываюсь (выполнить ваше распоряжение, просьбу и т.д.).
Лит.: Акишина А.А., Формановская Н.И. Русский речевой этикет. М., 1975, 1984; Акишина А.А., Формановская Н.И. Этикет русского письма. М., 1979, 1982, 1986; Балакай А.Г. Словарь русского речевого этикета. М., 2001; Балакай А.Г. Толковый словарь русского речевого этикета. М., 2004; Гольдин В.Е. Речь и этикет. М., 1983; Формановская Н.И. Русский речевой этикет: лингвистический и методический аспекты. М., 1982, 1987; Формановская Н.И. Употребление русского речевого этикета. М., 1982, 1984; Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. М., 2002, 2004; Формановская Н.И. Русский речевой этикет: нормативный социокультурный контекст. М., 2002.
Н.И. Формановская

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
145.81 кб

Библиотечные ресурсы для студентов СПО: предложение и реализация

Трегубова Ирина Геннадьевна
С принятием новых федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения приоритетная задача «научить учиться», чему может способствовать один из востребованных ресурсов электронно-библиотечная система (ЭБС).
Читать PDF
245.62 кб

Сложноподчиненное предложение в аспекте культуры речи

Дунев Алексей Иванович
Статья посвящена одному из актуальных вопросов школьного курса русского языка – изучению сложноподчиненных предложений в ортологическом аспекте. Читателям предлагаются материалы урока и самоанализ.
Читать PDF
509.59 кб

Спрос и предложение в системе муниципального образования (на примере г. Вологды)

Головчин Максим Александрович, Гулин Константин Анатольевич
В статье приведен проблемный анализ состояния спроса и предложения на услуги, предоставляемые системой муниципальных образовательных учреждений г. Вологды.
Читать PDF
4.69 мб

Спрос рождает предложение. Каким оно должно быть?

Т. А. Кравченко
Читать PDF
1.20 мб

Модель «Предложение-спрос» в области информационных технологий дистанционногообучения

Куракин А. С.
Дистанционное обучение неразрывно связано с информационными технологиями. В данной статье приводится анализ развития информационных технологий.
Читать PDF
1.29 мб

Школа и жизнь: Циркулярное предложение министра народного просвещения по вопросу о подготовке учител

Читать PDF
572.03 кб

Воспитательное предложение Луиджи Джуссани как преодоление воспитательного кризиса в Италии 50 - 60-

Фадеев Михаил Сергеевич
В статье анализируется воспитательное предложение Л. Джуссани, как попытка преодоления воспитательного кризиса в отношении восприятия традиционных устоев молодыми людьми Италии 50 60-х годов.
Читать PDF
785.85 кб

Работа с информацией, представленной в различных формах, по синтаксису простого и сложного предложен

Синелобов Николай Александрович
В научной статье рассматривается работа с информацией, представленной в различных формах (лингвистический текст, графика по составлению схем, анимация и др.
Читать PDF
110.24 кб

Русская речь. Строим предложения правильно

Дунёв Алексей Иванович
Читать PDF
632.22 кб

Система упражнений с грамматической направленностью при работе над безличным предложением на начальн

Архипова Любовь Владимировна
В статье представлена система подготовительных тренировочных упражнений – от имитации до построения собственных высказываний – при работе над безличными предложениями в иностранной аудитории на начальном этапе обучения.
Читать PDF
293.90 кб

Конкурсный отбор преподавателей высшей школы: некоторые практические аспекты и предложения

Асеева Алла Аркадьевна
Читать PDF
417.15 кб

О роли предикативного отношения в моделировании предложения современного немецкого языка

Казарян Л. Г.
Читать PDF
465.91 кб

Особенности умения определять грамматическую категорию слов в предложении обучающимися с дизорфограф

Прищепова Ирина Владимировна
Представленные экспериментальные данные указывают на разный уровень сформированности у школьников с дизорфографией и их сверстников с нормальным речевым развитием представлений о синтетическом типе выражения грамматического значен
Читать PDF
328.09 кб

Разработка предложений по использованию передового зарубежного опыта мониторинга системы дополнитель

Танеева Е. Ш.
Мониторинг системы ДПО в России еще недостаточно развит. Изучение зарубежного опыта мониторинга системы ДПО показало, что многие формы могут быть использованы в отечественной системе профессионального образования.
Читать PDF
715.93 кб

Организация самостоятельной работы студентов по переводу предложений и связных текстов с латинского

Ратушная Л. Г.
Статья посвящена важной составляющей организации учебной работы студентов их самостоятельной работе.

Похожие термины:

  • КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ АБЗАЦА

    предложение, передающее главную мысль абзаца. Оно может существовать в абзаце наряду с тематическим предложением: «В воскресенье, двадцать второго июня 1941 г., в Москве выдался жаркий, солнечный де
  • ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ АБЗАЦА

    предложение, выделяющее в абзаце предмет речи и очерчивающее границы темы; содержит, как правило, слово, словосочетание или часть предложения, требующие распространения, детализации тем или иным
  • РАЦИОНАЛИЗАТОРСКОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

    техническое решение, являющееся новым и полезным для предприятия, организации, учреждения, которому оно подано, и предусматривающее изменение конструкции изделий, технологии производства и прим
  • ПРЕРВАННО-ПРОДОЛЖЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

    или ПРЕРВАННО-ВОЗОБНОВЛЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ, — стилистический приём, состоящий в интонационном прерывании предложения, обозначаемом на письме знаком многоточия, с последующим его продолжением и а
  • СЕГМЕНТИРОВАННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

    или СЕГМЕНТИРОВАННАЯ КОНСТРУКЦИЯ, — стилистическая фигура, представляющая собою расчленённое на две части простое или сложное предложение, в котором первая часть, называемая сегментом и выражен
  • Методика незаконченных предложений

    одна из проективных методик, предназначенная для диагностики личности школьника, в которой обследуемым предлагается завершить незаконченные предложения или высказывания одного из действующих
  • ОШИБКИ В ПОСТРОЕНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ

    В зависимости от характера нарушений, возникающих при построении синтаксических конструкций с однородными членами, выделяются следующие типы ошибок. 1) Объединение в качестве однородных веществ
  • АКТУАЛЬНОЕ ЧЛЕНЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

    Смысловое членение предложения, исходящее из анализа конкретного его содержания. А. ч. п. находит свое выражение в коммуникативной последовательности членов предложения. Главным элементом А. ч. п.
  • ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПЕРСПЕКТИВА ПРЕДЛОЖЕНИЯ

    механизм, обеспечивающий понимание адресатом содержащейся в целом тексте (и, в принципе, в каждом предложении) информации благодаря её членению в соответствии с замыслом автора на уже известную (и
  • МОДЕЛЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

    Схема предложения, составленная с помощью абстрактных, условных знаков, показывающая последовательное расположение его компонентов. М. п. может быть представлена также речевым образцом. Метод мо
  • НАРУШЕНИЕ ГРАНИЦ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

    синтаксическая ошибка, состоящая в 1) неоправданном расчленении структуры простого или сложного предложений или 2) объединении синтаксических структур, которые являются синтаксически и коммуник
  • ОШИБКИ В ПОСТРОЕНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

    это прагматически не мотивированные нарушения нормативных моделей предложения, иногда приводящие к неправильному пониманию смысла предложения. Выделяется несколько разновидностей О.в п.п. Ошиб
  • ОШИБКИ В ПОСТРОЕНИИ ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

    В построении простого предложения встречаются: нарушение порядка слов; неоправданные пропуски, неточное употребление и местоименное дублирование членов предложения; нарушение синтаксических с
  • ОШИБКИ В ПОСТРОЕНИИ СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

    это ошибки, которые чаще всего связаны с неточным употреблением союзных средств, с нарушением соотношения видо-временных форм глаголов-сказуемых, а также с неправильным порядком слов в предложен
  • СТРУКТУРНАЯ МОДЕЛЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

    Модель предложения, отражающая коммуникативный тип фразы. С. м. п. позволяют все многообразие предложений свести к определенному минимуму моделей, наполняемых различной лексикой. Применение С. м.