ОШИБКИ В ПОСТРОЕНИИ СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Найдено 1 определение
ОШИБКИ В ПОСТРОЕНИИ СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
это ошибки, которые чаще всего связаны с неточным употреблением союзных средств, с нарушением соотношения видо-временных форм глаголов-сказуемых, а также с неправильным порядком слов в предложении.
Различаются ошибки в построении сложносочинённых и сложноподчинённых предложений.
К ошибкам в построении сложносочинённых предложений относятся:
1) употребление противительных союзов а, но вместо соединительного союза и или наоборот: Люди города Тура знали, что в их город придёт эшелон с американским оружием для войны с вьетнамским народом, а люди города Тура задумали не пропустить этот эшелон с оружием;
2) употребление (в том числе тавтологическое) лишнего союза: Всем предприятиям было предложено представить заявки на потребное сырье, но однако некоторые из них своевременно этого не сделали;
3) неправильное употребление союзов, в том числе разделительных: Вообще озёра Литвы — это восьмое чудо света. Как они меняют свою окраску! То озеро становится чёрным, вздувается, но вот оно тихое, ласковое, нежное;
4) объединение сочинительной связью разнотипных синтаксических единиц (простого и сложного предложения): Ум тогда понимали не только как просвещённость, интеллигентность, но и с понятием «умный» связывалось представление о вольнодумстве; На собрании речь шла не только об успеваемости в этой четверти, но мы говорили об отношении к учёбе и к своим обязанностям.
К ошибкам в построении сложноподчинённых предложений относятся:
1) одновременное употребление подчинительных и сочинительных союзов в сложноподчинённых предложениях: Как только перестал дождь, и мы отправились домой; Так как птицы друзья человека, и школьники их берегут;
2) пропуск указательных местоимений и наречий в главной части сложноподчинённого предложения: В армии Петя стремился быть в опасных местах, он просился (?), где опаснее; Тогда председатель суда сказал, чтобы она назвала (?), кто дал ей это задание;
3) пропуск союза или его части: Преданность его Маше Мироновой проявилась в том, (?) когда Маша была в руках злодеев, он спас её; Когда Соня дошла до последних строчек, (?) дрожащим голосом прочитала...;
4) употребление лишних союзов, в том числе постановка рядом однозначных союзов: В каюте сидел мужчина, как показалось Алеше, что он встретил его неприветливо; Автор пишет, что будто бы его теоретические положения проверены на практике;
5) употребление одних союзов и союзных слов вместо других: Шел трётий урок, как (вместо когда) в окно класса заглянуло бледное солнышко; Когда опасность миновала, хозяин догадался, за что (вместо почему) слон не слушал его;
6) тавтологическое употребление союзов и союзных слов и загромождение сложного предложения придаточными: Когда утром встали все казаки, Тарас очень удивился, когда увидел, что среди казаков не было Андрия; Управление средних специальных учебных заведений, которое не раз уже обращалось к вам по данному вопросу, настойчиво просит разъяснить, к какому образованию следует относить лиц, которые окончили двухгодичные педагогические курсы;
7) употребление в качестве однородных разнотипных придаточных частей: Выступающий заявил, что в некоторых колхозах плохо обстоит дело с подготовкой машин к севу, что отрицательно может сказаться на всей посевной кампании, что является недопустимым;
8) объединение сочинительной связью членов простого предложения и придаточных частей сложноподчинённого предложения: Он увидел молодую девушку-грузинку, пришедшую за водой и которая поразила его своей красотой. Когда гулял по городу и увидев несчастных детей-сирот, он задумал написать картину;
9) смещение конструкции (конец предложения даётся в ином синтаксическом плане, чем начало): Последнее, на чем я остановлюсь, это на вопросе об использовании цитат; Главное, чему необходимо уделить внимание, это художественной стороне произведения;
10) нарушение порядка слов (отделение придаточной определительной части от определяемого слова): Состоялся новый спектакль в Доме культуры, какого мы никогда прежде не видели; Вопрос к господину Закаеву, который не может не волновать россиян...
Ошибкой в построении всех типов сложных предложений является несоотнесённость видо-временных форм глаголов-сказуемых: Вдруг ударил гром, засверкала молния, и женщины кричали (нормативно закричали); В сосновом лесу обычно бывает темно, еле-еле сквозь деревья пробивался (нормативно пробивается) луч солнца.
Лит.: Алгазина Н.Н. Предупреждение ошибок в построении словосочетаний и предложений. М., 1962; Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М., 1997; Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка. М., 1997; Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. М., 1997; Розенталь Д.Э. Культура речи. М., 1960; Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1985; Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. М., 1982.
С.Б. Донгак

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.