ОШИБКИ В ПОСТРОЕНИИ ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Найдено 1 определение
ОШИБКИ В ПОСТРОЕНИИ ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
В построении простого предложения встречаются: нарушение порядка слов; неоправданные пропуски, неточное употребление и местоименное дублирование членов предложения; нарушение синтаксических связей.
1. В русском языке относительно свободный порядок слов в предложении, связанный как с его грамматическим членением, так и с коммуникативным (актуальным членением предложения). Грамматическое членение диктует выбор определённого следования членов предложения. Коммуникативное членение предложения заключается в выделении темы и ремы. Можно назвать следующие ошибки, связанные с нарушением порядка слов.
а) Нарушение объективного порядка слов (т.е. стилистически не оправданное помещение ремы на первое место в предложении): Моряком я хотел бы стать, когда вырасту (правильно: Я хотел бы стать моряком, когда вырасту); Хоть маленький подарок, в нём заключается большая дружба (правильно: Хоть подарок маленький, в нём заключается большая дружба).
б) Нарушение нормативного порядка слов в словосочетаниях, не связанное с коммуникативным членением предложения: Столяр сделал этажерку из дуба с четырьмя ножками (правильно: Столяр сделал из дуба этажерку с четырьмя ножками). Неудачный порядок слов нередко становится причиной неуместного комизма и абсурдности высказывания: В универмаге проводится выставка-продажа товаров для мужчин весенне-летнего сезона (вместо товаров весенне-летнего сезона). Подобные речевые ошибки чаще всего встречаются в школьных сочинениях и неграмотно составленных объявлениях.
Нарушенный порядок слов затрудняет восприятие фразы, мешает правильному пониманию текста: Текучесть кадров порождает невнимательное отношение администрации к людям; Семь действующих платформ обслуживают несколько сот человек. В подобных предложениях рекомендуется на первое место ставить подлежащее (субъект действия, названного глаголом-сказуемым), а лишь затем дополнение (объект). Ср.: Невнимательное отношение администрации к людям порождает текучесть кадров; Несколько сот человек обслуживают семь действующих платформ.
в) Отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она непосредственно относится: Веревка была длинная и только не достигала одного угла (ср.: ...и не достигала только одного угла); Вдруг слон стал не слушать хозяина (ср.: ... не стал слушать хозяина).
2. Немало речевых ошибок в построении синтаксических конструкций связано с немотивированным пропуском того или иного члена в составе предложения. Такие пропуски нарушают структуру предложения, а иногда искажают и его смысл.
а) Пропуск подлежащего: Гринев ответш, что (?) честный дворянин; Кучер продолжал держать лошадь за повод, и вскоре (?) выбрались на тот берег.
б) Пропуск сказуемого или его части: Но вдруг из-за кустов (?) большой тигр; Павлуша был суеверный мальчик, но он был менее (?), чем другие.
в) Пропуск дополнения: Данко окинул счастливым взором (?), потом упал и умер.
г) Пропуск определения: Прокурор вынес решение (?) на три года в тюрьму.
д) Пропуск обстоятельства: Когда Тарас увидел сына, он велел его заманить (?) и там он убил его за предательство своей родины.
3. Местоименное дублирование членов предложения, встречающееся в разговорной речи, но не допустимое без специального стилистического задания в речи книжной: Ставшая популярной вексельная программа банков она успешно работает уже на протяжении двух лет; Пьер Безухое он привез манифест; Герасима по приказанию барыни его привезли в Москву.
4. К ошибкам в построении простого предложения относятся случаи нарушения синтаксических связей членов предложения (См. Ошибки в согласовании и Ошибки в управлении).
Лит.: Алгазина Н.Н. Предупреждение ошибок в построении словосочетаний и предложений. М., 1962; Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М., 1997; Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. М., 1997; Розенталь Д.Э. Культура речи. М., 1960; Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1985; Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. М., 1982.
С.Б. Донгак

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.