ОБРАЩЕНИЕ

Найдено 1 определение
ОБРАЩЕНИЕ
речевой жанр, направленный на привлечение внимания незнакомого или знакомого адресата.
О. — «...самый яркий этикетный знак. Ведь слово этикет в первоначальном французском значении — «этикетка", «ярлык". Называя собеседника, мы как бы выбираем для него наиболее подходящий к случаю «ярлык"» [Формановская 1989: 86].
О. используются в разных ситуациях и сферах общения; обычно произносятся с восклицательной или вопросительной интонацией.
Наиболее частыми являются следующие случаи О., направленные на привлечение внимания незнакомого адресата.
1) Простите!; Извините!; Простите, пожалуйста!; Простите (извините) за беспокойство!.. — широко употребительные, вежливые О. Напр.: Простите, а вы не подскажете, что это за город — там, на горе?., (песня группы ДДТ); Вы извините за беспокойство, а где находится вашЖКО?.. (Т. Полякова).
2) Скажите, пожалуйста; Вы не скажете?; Не могли бы вы сказать?; Можно вас спросить (задать вопрос, побеспокоить)?..— О. в форме вопроса. Напр.: Вы не скажете, где здесь туалет?
3) Гражданин!; Гражданка!; Господин!; Госпожа!; Товарищ!; Товарищи!.. — О. в официальной ситуации общения. В современной русской речевой культуре нет общепринятого О. к мужчине и женщине. Имеется вариант дореволюционных О. — господин, госпожа, господа,а также персональные О. — сударь и сударыня (чаще в интеллигентской среде). Принятые в советское время О. — товарищ, гражданин, гражданка сейчас употребляются реже. О. мужчина и женщина считаются просторечными и не рекомендуются к употреблению. Напр.: — Гражданин, ваши документы! Я поднял голову и застыл. Передо мной стоял человек, одетый в какую-то допотопную странную форму. Видя мою растерянность, повторил: — Предъявите документы! — Какие документы? — растерянно произнёс я, — Вы вообще кто? — Гражданин, пройдёмте в отделение! — Да вы что себе, вообще, позволяете? — заорал я. — Я сейчас милицию позову! (А. Замковой).
4) Коллега!; Коллеги!; Профессор!; Доктор!; Больной!; Больная!.. — О. в профессиональной сфере (изредка в общении с человеком, не знакомым лично) — по названию должности или профессии. Напр.: Профессор, я не верю своим глазам, — сказал он. — Я не знал, что рыбы умеют летать, как птицы (Ю. Постников).
5) Молодой человек!; Девушка! — нормативное О. к молодым людям. Напр.: — Кто ещё не оплатил проезд? — загремел женский бас у самого уха. Философ суетливо запустил руку в карман, во второй, третий — ни копейки! — Молодой человек, я к вам обращаюсь!.. (А. Ракута).
6) Хозяин!; Хозяйка!.. — О. к владельцу чего-л. Напр.: — Здорово, хозяин! — Будь здоров, добрый человек, — отвечает мужик. — Чего тебе надо?.. (А. Афанасьев).
7) Бабушка!, Дедушка!, Мать!, Отец!, Матушка!, Папаша!, Сынок!, Дочка!.. — просторечные О. к людям пожилого, среднего и молодого возрастов. Напр.: Молодой человек почистил перчатками свои брюки и деликатным голосом спросил: Скажите, дедушка, как тут пройти на небо?.. (Д. Хармс).
Случаи О., направленные на привлечение внимания знакомого адресата;
1. Господин (фамилия)!; Госпожа (фамилия)! — официальное обращение. Напр.: Господин Ивин! Карантинная служба космопорта уведомляет вас. что ваше транспортное средство, ваш багаж и ваше тело будут стерилизованы... (А. Лебедев);
2. имя и отчество — вежливая форма О., напр.: — Ирина Николаевна, а вы правда лучше отойдите. А то она нас с Венеркой чуть не убила. Мы eft ничего не сделали. а она нас убить хотела, правда. Венерочка?.. (Н. Ивантер);
3. фамилия — нейтральное обращение, употребляемое преимущественно в учебной сфере (Иванов!. Петров!);
4. имя в полной форме (Николай!, Александра!) — строгая форма обращения;
5. имя в сокращенной форме (Коля!, Саша!) — обращение в непринуждённом общении с близкими, хорошо знакомыми людьми;
6. имя в сокращнной форме с положительным оттенком (Коленька! Сашенька!).Ласковое обращение в семейной или дружеской обстановке;
7. имя в суффиксальной форме (Колька! Сашка!) — обращение со сниженным оттен-
Существуют фамильярно-грубые обращения, которых необходимо избегать. Такие как: Эй (чаще в сочетании с каким-л. словом). Напр.: — Эй ты, леший!— окликнул сторожа молодого человек в жёлтых перчатках. Сторож сразу же понял, что это обращаются к нему, но продолжал смотреть на муху... (Д. Хармс). Такое обращение является этикетно недопустимым. При обращении необходимо помнить: то, как вы обращаетесь к другим, может во многом охарактеризовать и вас самих.
Лит.: Акишина А.А., Формановская Н.И. Русский речевой этикет. М., 1982; Балакай А.Г. Словарь русского речевого этикета. М., 2007; Голуб И.Б. Грамматическая стилистика современного русского языка. М., 1989; Гольдин В.Е. Обращение: Теоретические проблемы. 2009; Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика. Матвеева Т.В. М., 2003; Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. М., 1989; Формановская Н.И. Речевой этикет в русском общении. Теория и практика. М., 2009.
Н.Н. Акулова

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
189.38 кб

Обращение совета Российского союза ректоров

Читать PDF
302.73 кб

Обращение к героическому прошлому — важнейшая доминанта современного общества (по данным социологиче

Федорова Светлана Ивановна
Проблема патриотического воспитания рассматривается автором на уровне государственной политики и конкретизируется на примере студентов вузов — поколения, которое в ближайшем будущем займет место основной интеллектуальной и произво
Читать PDF
3.49 мб

Обращение к интеграции как одно из условий совершенствования современного филологического образовани

Белова Н. А.
В статье затронута проблема подготовки студентов-филологов с учетом последних научных достижений в сфере образования.
Читать PDF
51.74 кб

Обращение ректора Московского университета академика Виктора Антоновича садовничего к профессорам, п

Садовничий В. А.
Читать PDF
1.74 мб

Обращение попечительского Совета, дирекции, научно-методического Совета регионального учебного округ

Читать PDF
135.89 кб

Обращение главного редактора к читателям журнала

Половинко В. С.
Читать PDF
330.59 кб

Прощальное обращение к Оксфордскому университету

Толкин Дж. Р. Р.
Читать PDF
160.32 кб

Обращение к педагогам и руководителям образовательных учреждений России

Читать PDF
207.19 кб

К 70-летию МГИМО(v) МИД России кафедра «Банки, денежное обращение и кредит»

Читать PDF
91.01 кб

Обращение к членам центрального Совета и членам «Международной политэкономической ассоциации»

Уважаемые коллеги! Учредительная конференция МПЭА, прошедшая в Москве 20 апреля 2011 г., приняла ряд решений, которые накладывают на нас, избранных в ЦС МПЭА, определенные обязательства.
Читать PDF
205.28 кб

Статусное обращение в полемическом дискурсе В. И. Ленина (на примере работы «Материализм и эмпириокр

Приходько Сергей Александрович
Рассматриваются функции обращения в полемическом дискурсе, обращение к человеку зависит от его статуса. Представлена классификация статусных обращений, приведено множество интересных примеров.
Читать PDF
235.73 кб

Обращение председателя редакционного совета журнала «Вестник Челябинской государственной академии ку

Колин Константин Константинович
Читать PDF
0.00 байт

Обращение группы ученых к народу и властям России «Остановить разрушение системы высшей школы России

Татья являет собой обращение по поводу разрушительных тенденций системы высшей школы России.The article is an appeal concerning the destructive tendencies of higher education in Russia.
Читать PDF
0.00 байт

Обращение гл. Редактора

Хахалова Светлана Алексеевна
Читать PDF
2.65 мб

«Посредством слова творю я мир»: обращение как средство формирования культуры общества

Носкова Людмила Германовна
Статья посвящена обращению чувствительной области языка, подверженной внешнему влиянию.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • ОБРАЩЕНИЕ К СТРАХУ И БЕССТРАШИЮ, ОТВРАЩЕНИЮ И БРЕЗГЛИВОСТИ

    метод педагогического воздействия, опирающийся на естественные человеческие чувства: смелость, инстинкт самосохранения, неприятие социальных зол. Опираясь на инстинкт самосохранения, педагог в
  • ОБРАЩЕНИЕ К ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ЧУВСТВУ

    (метод педагогического воздействия) – позволяет, опираясь на врожденную тягу человека к красоте, воздействовать на мотивы, стимулы поведения и деятельности воспитанников.
  • ОБРАЩЕНИЕ К ЧУВСТВУ ЛЮБВИ

    метод педагогического воздействия на мотивы поведения и деятельности учащихся. Апелляция к любви вызывает активное стремление оказать помощь любимому существу, желание совершить самоотверженн
  • ОБРАЩЕНИЕ К ЧУВСТВУ СПРАВЕДЛИВОСТИ

    (метод педагогического воздействия) – опирается на присущее людям естественное стремление к честности, равенству, товариществу. Позволяет воспитанникам самим регулировать отношения в коллекти
  • ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ

    осуществление родителями (другими членами семьи, опекунами, попечителями, педагогами, воспитателями, представителями органов правопорядка) физического, психического, сексуального насилия, прене
  • ОБРАЩЕНИЕ К СОСТРАДАНИЮ И МИЛОСЕРДИЮ

    метод педагогического воздействия, направленный на пробуждение жалости, нравственного страдания при виде боли, горя, мучения человека, живого существа, на утверждение в его душе стремления оказа
  • ОБРАЩЕНИЕ К САМОЛЮБИЮ

    метод педагогического воздействия, опирающийся на высокую эмоциональную оценку самого себя: своих сил, способностей, личной чести и достоинства. Как стимул деятельности самолюбие приводится в дв
  • ОБРАЩЕНИЕ К СОВЕСТИ

    метод педагогического воздействия на чувство человеческого достоинства воспитанника, его личной ответственности перед самим собой и людьми. Воспитывает совестливость как качество личности.
  • ОБРАЩЕНИЕ К СТЫДУ

    (метод педагогического воздействия) – воспитание острых отрицательных эмоций, переживания чувства униженности, заслуженной оскорбленности, дискомфорта, недостойности уважения изза своего безн
  • РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ

    или АПОСТРОФА (от греч. αποστροφή — обращение, отклонение’), — стилистический приём, отличающийся от обычного обращения тем, что используется не столько для называния адресата, сколько для привле
  • ПОДДЕРЖИВАЮЩЕЕ ОБРАЩЕНИЕ

    помогающие вмешательства используемые специалистами и предназначенные главным образом для того, чтобы помочь человеку утвердить (создать) адаптивные модели (формы, образцы). Проявляется в ходе в
  • ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ В СЕМЬЕ

    структурный признак внутрисемейных отношений, который выражается в систематическом причинении вреда комулибо из членов семьи, нанесении ущерба путем морального, эмоционального, психологическо