ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПЕРСПЕКТИВА ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Найдено 1 определение
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПЕРСПЕКТИВА ПРЕДЛОЖЕНИЯ
механизм, обеспечивающий понимание адресатом содержащейся в целом тексте (и, в принципе, в каждом предложении) информации благодаря её членению в соответствии с замыслом автора на уже известную (из предшествующего контекста, из опыта, знания мира) и новую. Движение от известного к новому — универсальный принцип мышления, познания и обучения. Информация, содержащаяся в конкретном предложении, воспринимается на фоне предыдущей информации и подготавливает восприятие последующей. Вместе с тем это и один из действенных механизмов преобразования единицы языка — предложения, при сохранении формальной идентичности, в единицу речи — Высказывание (см.), а простой совокупности предложений — в текст.
Традиционное членение предложения — формально-грамматическое, или синтаксическое (на главные и второстепенные члены предложения). Второе, актуальное, активно разрабатывалось с 50-60 гг. XX в. Термин «актуальное членение предложения» ввёл чешский лингвист В. Матезиус; он и считается основоположником этой теории. Другие названия этой категории одни исследователи используют как синонимичные, другие указывают на их различия. С точки зрения коммуникативной роли различают, как правило, два компонента А.ч.: тему (данное, исходную часть высказывания) и рему (новое). Другие термины: топик и комментарий/фокус; фон и фигура.
Рема — коммуникативный центр высказывания, то, что в данном контексте или в данной ситуации говорящий/пишущий представляет в качестве основной части сообщения: Слово — серебро, молчание — золото. В высказывании, представленном вопросно-ответным диалогическим единством, вопросительное слово открывает «вакансию» на семантическую позицию места, времени, причины и т.п. в качестве ремы; лакуна заполняется в ответной реплике: — Когда собрание будет? — Завтра.
Важным моментом в развитии категории А.ч. стало представление о том, что предложение в коммуникативном плане членится на две синтагмы (группы) — тематическую и рематическую; каждая имеет ядро, или доминанту. Существуют фонетические, грамматические, лексические средства актуализации (выдвижения) коммуникативных центров. Универсальное средство в устной речи — интонация, логическое ударение, а в письменной речи — порядок слов. Для спокойной, эмоционально нейтральной речи характерен «объективный» порядок: тема — рема, а для эмоциональной — «субъективный», или «эмфатический»: рема — тема. Ср.: Пациент жив и Жив пациент! Рему выделяют частицы и сочинительные союзы только, лишь, даже, даже не, именно, как раз, ведь, же, также, и.Слово любой части речи может быть и темой, и ремой. В обиходно-разговорной речи коммуникативно-информативным центром может стать даже служебное слово или морфема: — Это был звонок «с» или «на» урок? — «С».Сказуемое и обстоятельство образа действия, как правило, входят в состав ремы.
Характер рематической доминанты зависит от речевого жанра текста, композиционно-речевой формы (повествование — описание — рассуждение), типа высказывания/текста и выполняет текстоорганизующую функцию. Так, для текстовых фрагментов повествования (сообщения), передающих событие в его временном развитии, в качестве рематического ядра характерны полнозначные глаголы действия: ...Похоронил я в чужой, немецкой земле последнюю свою радость и надежду, ударила батарея моего сына, провожая своего командира в далёкий путь... Приехал я в свою часть сам не свой. Но тут меня вскорости демобилизовали. Куда идти? Вспомнил, что в Урюпинске живёт мой дружок, <...>, вспомнил и поехал в Урюпинск (М. Шолохов).
В описательных фрагментах доминируют ремы, выраженные существительным, прилагательным, наречием, глаголами с семантикой качества, признаковости: На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля: один толстый, другой тонкий. Толстый только что пообедал на вокзале и губы его, подёрнутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флер-д'оранжем. Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахло от него ветчиной и кофейной гущей. Из-за его спины выглядывала худенькая женщина с длинным подбородком — его жена, и высокий гимназист с прищуренным глазом — его сын (А. Чехов).
В динамическом описании характеристика лиц, предметов даётся в смене их состояний: Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съёжился, сгорбился, сузился... Его чемоданы, узлы и картонки съёжились, поморщились... Длинный подбородок жены стал ещё длиннее; Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговицы своего мундира... (А. Чехов).
Чешский лингвист Ф. Данеш вычленил (1974 г.) 5 основных моделей организации темарематической структуры в сверхфразовом единстве: модели тематической прогрессии. Тематическая прогрессия — движение через текст компонентов А.ч., при котором темы скрепляют текст, а ремы передают новую информацию. Наиболее простая модель — схема простой линейной прогрессии, когда рема предшествующего предложения становится темой последующего.
Объявление в газете: Сегодня и завтра в помещении... библиотеки (Т1) пройдёт конференция (Р1) по проблемам становления гражданского общества в России... На конференции (Т2) выступят специалисты...(Р2). В числе других будет обсуждаться (Т3) вопрос создания общественной палаты Красноярского края (Р3). Вторая модель — прогрессия со сквозной, постоянной темой (в каждом новом предложении она «обрастает» новой ремой), третья — с гипертемой: тема сквозная, но распадается на подтемы; каждая подтема приобретает свою рему. Это имеет место при описании какой-л. реалии, напр., обстановки квартиры, пейзажа, внешности человека и пр.: Едет Аника через поле, / Навстречу Анике едет чудо: / Голова у него человеческа, / Волосы у чуда до пояса, / Тулово у чуда звериное, / А ноги у чуда лошадиные. (А. Афанасьев).
Категория А.ч., точнее, функциональной перспективы, или тематической прогрессии, — одно из важнейших средств реализации связности текста. Переход к новой модели тематической прогрессии — показатель границы смыслового фрагмента текста: сверхфразового единства (сложного синтаксического целого), тематического блока. Умение правильно строить тема-рематические цепочки формирует культуру связной речи, является частью культуры общения.
Лит.: Бабенко Л.Г., Казарин Ю.В. Лингвистический анализ художественного текста. Теория и практика: учебник; Практикум. М., 2003; Всеволодова М.В., Панков Ф.И. К вопросу о категориальном характере актуального членения и его роли в русском высказывании // Вестник МГУ. Сер. 9. Филология. 2008. № 6, 2009. № 1; Золотова Г.А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. М., 1982; Ковтунова И.И. Современный русский язык. Порядок слов и актуальное членение предложения. М., 1976; Кронгауз М.А. Семантика. М., 2001; Распопов И.П. Актуальное членение предложения. Уфа, 1961; Селивёрстова О.Н., Прозорова Л.А. Коммуникативная перспектива высказывания // Теория функциональной грамматики. СПб., 1992; Энциклопедический словарь юного лингвиста. М., 2006.
А.А. Бернацкая

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.