ОШИБКИ В ПОСТРОЕНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ

Найдено 1 определение
ОШИБКИ В ПОСТРОЕНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ
В зависимости от характера нарушений, возникающих при построении синтаксических конструкций с однородными членами, выделяются следующие типы ошибок.
1) Объединение в качестве однородных вещественно неоднородных (несопоставимых) понятий: Он любил футбол и квашеную капусту; Он вернулся домой с ребёнком и с насморком. Объединение в перечислительном ряде слов, семантически далёких друг от друга, делает конструкцию дефектной. Однако при определённом стилистическом задании конструкции подобного рода могут использоваться в качестве средства выразительности (См. Зевгма; Силлепсис).
2) Парное объединение неоднородных понятий: Родители и друзья, руководители и соседи, коллеги и дети — все присутствовали на юбилее.
3) Объединение в качестве однородных членов видовых и родовых понятий: Хозяин принёс плоскогубцы, инструменты, молоток и гвозди; В зоопарке мы видели птиц, страусов и слонов.
4) Объединение в рамках перечислительной конструкции частично пересекающихся понятий, таких, как женщины и врачи; трактористы и односельчане.
5) Ошибки, вызванные лексической несочетаемостью опорного слова (слова, к которому относятся все однородные члены) и одного из компонентов перечислительного ряда: Проявления заботы и помощи порадовали всех.Опорное слово проявления и один из компонентов сочетания управляемой цепочки (помощи) не сочетаются друг с другом. Ср.: Проявление заботы и оказанная помощь порадовали всех.
6) Грамматическая несочетаемость одного из компонентов перечислительного ряда и стержневого слова: чтобы понять и уметь воспользоваться наукой. Слово наука в тв. п. не сочетается с глаголом понять (глагол понять не управляет тв. п.). Ср.: чтобы понять науку и суметь воспользоваться знаниями.
7) Ошибки, возникающие в результате объединения в качестве однородных стилистически не сочетающихся слов: человеку необходимо приложить все свои усилия, таланты и сноровку. Стилистически неоднородный ряд и лексическая несочетаемость глагола приложить со словами талант и сноровка делают конструкцию дефектной. Ср.: человеку необходимо приложить все усилия, развивать таланты.
8) Нарушение падежного согласования между опорным (обобщающим) словом и однородными членами: На заседании присутствовали избиратели из следующих районов:
Центральный, Железнодорожный, Советский и др.Ср.: <...> из следующих районов: Центрального, Железнодорожного, Советского и др.
9) Неудачное использование в перечислительном ряду двойных сопоставительных союзов: Деньги я могу как держать дома, так и отдать в банк. Ср.: Деньги я могу держать как дома, так и в банке.
10) Объединение в качестве однородных элементов причастных и деепричастных оборотов с придаточными предложениями: Девушка, сидящая у окна и которая хорошо пела, запомнилась всем. Ср.: Всем запомнилась сидевшая у окна девушка, которая хорошо пела.
11) Объединение в качестве однородных членов слов, принадлежащих разным частям речи: Он любил танцы и петь.
К недостаткам построения предложений с однородными членами, затрудняющим понимание, следует также отнести перегруженность перечислительного ряда однородными членами: В кратчайшие сроки требуется обеспечить увеличение объёма проектных работ, увеличение объёма изыскательных работ, улучшение качества всех видов работ, усовершенствование технических средств, повышение уровня квалификации работников, сокращение сроков работ, повышение уровня рентабельности.
Лит.: Валгина Н.С. Современный русский язык: Синтаксис. М., 2003. Мучник Б.С. Основы стилистики и редактирования. Ростов н/ Д., 1997; Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. М., 2004.
А. Н. Смолина

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.