ПОВЕДЕНИЕ
осознанный или неосознанный эмоционально окрашенный способ реакции человека на определенную ситуацию, вызванную тем или иным желанием в разных обстоятельствах.
Источник: Словарь по образованию и педагогике.
ПОВЕДЕНИЕ
Социально обусловленная форма взаимодействия человека с окружающей средой. Единицей поведения является поступок, т. е. действие, совершаемое человеком по отношению к другим людям. См. также речевой поступок.
Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).
Поведение
образ жизни и действий. Форма взаимодействия человека с окружающей средой, опосредованная его внешней (двигательной) и внутренней(психической) активностью. Поведение проявляется в действиях и поступках,привычках, обычаях.
Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике
Поведение
особым образом организованная деятельность организма, опосредованная его внутренней (духовной, психической, физической) и внешней (двигательной) активностью и представляющая собой взаимодействие со средой. Единицей поведения является поступок.
Источник: Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения
Поведение
присущее живым существам взаимодействие со средой, опосредованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью. Термин применим как к отдельным особям, индивидам, так и к их совокупностям (поведение биологического вида, социальной группы).
Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии
Поведение
особый вид взаимодействия человека с окружающей средой охватывает все его поступки целиком. В поведении имеется внутренний план действия, в котором проявляются сознательно выработанные намерения и цель деятельности, прогноз ожидаемого результата и сам результат. Поведение выступает как единство мотивационно-ценностной и операциональной сторон человеческой деятельности.
Источник: Военная педагогика
Поведение
совокупность движения живого существа (Блонский); система реакций организма, охватывающая все формы проявления его в отношении окружающей среды (Корнилов); соотносительная деятельность живого существа, т.е. деятельность направленная на приспособление (Бехтерев); высшая нервная деятельность животного (Павлов); совокупность психофизиологических процессов, включающую объективную и субъективную сторону реакции.
Источник: Словарь социального педагога и социального работника
ПОВЕДЕНИЕ
извне наблюдаемая двигательная активность живых существ, включающая моменты неподвижности, исполнительное звено высшего уровня взаимодействия целостного организма с окружающей средой.
П. представляет собой целенаправленную систему последовательно выполняемых действий, осуществляющих практический контакт организма с окружающими условиями, опосредствующие отношения живых существ к тем свойствам среды, от которых зависит сохранение и развитие их жизни, подготавливающих удовлетворение потребностей организма, обеспечивающих достижение определенных целей. Источником П. являются потребности живого существа.
Источник: Словарь-справочник по специальному образованию
ПОВЕДЕНИЕ
1) Целеориентированная активность животного организма, служащая для осуществления контакта с окружающим миром. 2) Реакция, направленная на изменение ситуации с целью удовлетворения личностных потребностей. 3) Совокупность реакций, присущих отдельным социальным группам, биологическим видам. Генезис форм поведения обусловлен усложнением условий среды обитания, в частности переходом из гомогенной в предметную, а затем в социальную среду. Социальные детерминанты поведения – социальные факторы, определяющие поведение человека в определенной ситуации и обстоятельствах. Целевая организация поведения – постановка цели, которая направляет поведение персонала на достижение конечного результата.
Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005
ПОВЕДЕНИЕ
одна из нескольких возможных в данной обстановке (среде) последовательностей движений, действий. П. нельзя, строго говоря, назвать вынужденную чисто внешними обстоятельствами активность (очевидно, что если человек связан по рукам и ногам, то о нем не скажешь, что он «ведет себя» неподвижно). «Ведет себя» тот, кто имеет выбор из разных вариантов активности. Поэтому явления П. нельзя рассматривать безотносительно к той среде, в которой оно разыгрывается. Одни и те же проявления внешней активности (движения, позы, выражения лица, речь, возгласы, смех и т. п.) в разной обстановке означают разное поведение. Иногда П. человека называют только внешнее проявление его деятельности. Литература: [49, 70].
Источник: Педагогика. Словарь системы основных понятий.
ПОВЕДЕНИЕ
система взаимосвязанных рефлекторных и сознательных действий (физических и психических), осуществляемых человеком при достижении определенной цели, реализации определенной функции в процессе его взаимодействия со средой. Термин П. употребляют и при анализе активности животных. В современной психологии в качестве центральной категории принято рассматривать не П., а деятельность. П. при этом нередко понимается как синоним деятельности, имеющей природные предпосылки, но в своей основе социально обусловленной, опосредованной языком и др. знаково-смысловыми системами, типичными формами к-рой являются познание, труд, игра, общение; определенным образом организованная деятельность, осуществляющая связь организма с окружающей средой. Три типа поведения (психол. аспект): инстинктивное, навыки и разумное.
Источник: Педагогический словарь
Поведение
1) присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, имеющее внешние (условия среды) и внутренние (мотивационно-потребностные состояния и др.) детерминанты. П. человека представляет собой систему действий сознательной личности, в которой проявляются, в первую очередь, его взаимоотношения с социальной средой; 2) комплекс активных действий животных, в том числе и человека, а также их изменение в ответ на внешние и внутренние воздействия. Включает индивидуальную приспосабливаемость, а также различные формы рефлексов, обучения, взаимодействия с особями своего и др. видов, в том числе с особями своей популяции (социальное П.), половыми партнерами (половое П.), потомками – забота о потомстве (родительское П.). П. зависит также от факторов абиотической среды. П. реализуется по схеме стимул – ответ или ответная цепная реакция. П. человека, хотя и имеет биологическую подоснову, в значительной мере скрыто социальными ролями, в философском смысле «снято» ими.
Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.
Поведение
ст.слав. – по-ведать) – внешняя форма активности человека (по достижению цели) на протяжении относительно длительного времени. Поведение – это совокупность поступков и действий, объединенных единым стилем, совершаемых согласно убеждениям, взглядам, знаниям («ведению»). Поведение есть единство познавательных и активных (активационных) факторов. Оно зависит не только от биологических особенностей человека и объема его экологической ниши, но и от полученного воспитания. Поведение есть основное средство связи человека с внешней средой, и оно во многом определяется видом деятельности, выполняемыми функциями, нормами морали. Потому по-разному оценивают поведение ученика и поведение учителя, поведение личности и поведение коллектива. Стержнем любого поведения являются духовно-нравственные качества человека, определяющие выбор между добром и злом. Близко к этому понятию стоит понятие дисциплины. Различают уровни поведения: рефлексивный, инстинктивный, научение, рассудочная деятельность. По характеру поведение может быть агрессивным, т.е. демонстрирующим свое превосходство в силе; девиантным, т.е. отклоняющимся от нормы; опосредованным правилами и требованиями; полевым, т.е. ориентированным на ситуацию и условия среды и др.
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
ПОВЕДЕНИЕ
совокупность реальных действий, внешних проявлений жизнедеятельности живых существ, в т.ч. человека. Формирование навыков специфически человеческого П. предусматривает усвоение выработанных человечеством определенных норм и правил. Подобно тому как ребенок сначала беспорядочно манипулирует любыми предметами, а впоследствии осваивает их практическое назначение и свойства, так он усваивает и социальный характер своих поступков, учится соотносить действия и их результаты. Решающая роль при этом принадлежит взрослым, которые первоначально выступают для ребенка внешними регуляторами его П., но постепенно перекладывают эту роль на самого ребенка. В итоге он оказывается способен самостоятельно произвольно регулировать свои действия, т.е. регуляция становится внутренней. П. человека выступает внешним выражением его внутреннего мира, всей системы его жизненных установок, ценностей, идеалов. Причем знания человеком определенных норм и правил недостаточно для регуляции его П., если они не усвоены им осознанно и не приняты как собственные убеждения. Лишь воплотившись в реальное П., внутренние установки обретают свойство убеждений. Поэтому педагогически целесообразно формирование внутренних регуляторов деятельности путем практического осуществления определенного П.
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
Поведение
совокупность поступков человека, имеющих определенное значение, совершаемых им в относительно продолжительный период времени в постоянных или и вменяющихся условиях. Существуют образцы асоциального поведения личности. К таким можно отнести девиантное поведение, характеризующееся устойчивым, повторяющимся нарушением социальных норм и правил, а также поступок, действий человека, не соответствующие официально установленном или фактически сложившимся в данном обществе нормам и правилам. Выделяют уровни девиации – выраженности отклоняющегося поведения: докриминальный уровень, когда подросток еще не стал субъектом преступлений и его социальные отклонения проявляются в виде мелких проступков, нарушений норм морали, правил поведения в общественных местах, отклонений от социально полезной деятельности, в употреблении алкогольных, наркотических, токсических средств, разрушающих психику, криминальный уровень, когда социальный отклонения выражаются в преступлениях, уголовно наказуемых действиях, и подросток становится субъектом преступления, которое рассматривается следственными или судебными органами. Второй уровень поведения иногда называют деликвентным. Как известно человек – существо социальное и не существует вне окружающей его социальной среды, которая, в свою очередь, показывает образцы поведения. Ребенок попадает под прямое влияние этой среды, а оно может быть и десоциализирующее, то есть это образцы асоциального поведения антиобщественных ориентации и убеждений со стороны ближайшего окружения, которые прямо демонстрируют антиобщественные нормы и ценности, групповые предписания, внешние поведенческие регуляторы, направленные на формирование личности асоциального типа.
Источник: Педагогика досуга терминологический словарь. Уфа. 2007
ПОВЕДЕНИЕ
1) система взаимосвязанных рефлекторных и сознательных действий, осуществляемых человеком при достижении определенной цели, в процессе взаимодействия с социальной средой; 2) особенности действий и поступков, совершаемых личностью в ходе и в результате воспитания, овладения культурными ценностями.
Существуют отличительные особенности различных поведенческих феноменов.
Нормативное поведение (нормальное, «стандартное»)-соответствует социальным нормам, характерно для большинства людей, вызывает одобрение окружающих и приводит к нормальной адаптации. В целом оно адекватно ситуации, продуктивно, хотя может быть лишено индивидуальности.
Нестандартное поведение («ненормативное»)- выходит за рамки принятых в данном обществе в настоящее время норм, присуще меньшему количеству людей. Проявляется в двух основных формах:
Креативное (творческое) поведение — реализует новые идеи, самобытно, продуктивно, конструктивно, прогрессивно, может приводить к изменению самих норм, но в ряде случаев вызывает сопротивление окружающих.
Девиантное (отклоняющееся) поведение — поведение, характеризующееся устойчивым, повторяющимся нарушением социальных норм и правил; поступки, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и правилам.
Согласно ряду классификаций поведенческих отклонений можно выделить формы:
Аддиктивное поведение — это одна из форм отклоняющегося поведения с наличием стремления к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния, путем злоупотребления различными веществами (табакокурение, алкоголь, наркотики) или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности, направленных на развитие и поддержание интенсивных эмоций.
Аутодеструктивное поведение — поведение, связанное с причинением себе вреда, разрушение своего организма и личности.
Делинквентное поведение (противоправное)- антисоциальные поступки детей и подростков, которые складываются в определенный устойчивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущих уголовной ответственности из-за их ограниченной общественной опасности или недостижения ребенком возраста уголовной ответственности.
Деструктивное поведение (разрушающее)-поведение, причиняющее ущерб окружающим, приводящее к разрушению.
Криминальное поведение — противоправный поступок, который по достижении возраста уголовной ответственности служит основанием для возбуждения уголовного дела и квалифицируется по определенным статьям уголовного кодекса.
Суицидальное поведение - осознанные действия, направляемые представлениями о лишении себя жизни.
Факторы, обусловливающие девиантное поведения человека:
Биологические факторы – это неблагоприятные физиологические или анатомические особенности организма ребенка.
Психологические факторы – это психопатологии или акцентуации характера.
Социально-психологические факторы – они выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания.
Социально-экономические факторы включают социальное неравенство; ограничение социально приемлемых способов получения достойного заработка.
Морально-этические факторы проявляются, с одной стороны, в низком морально-нравственном уровне современного общества; с другой — в нейтральном отношении общества к проявлениям девиантного поведения.
Аддиктивное (зависимое) поведение — поведение, связанное с психологической или физической зависимостью от употребления какого-либо вещества или от специфической активности, с целью изменения психического состояния.
Источник: Социально-педагогический словарь. 2016 г.
ПОВЕДЕНИЕ
совокупность реальных действий, внеш. проявлений жизнедеятельности живых существ, в т. ч. человека. В обыденной речи и пед. практике традиционно принята более узкая трактовка П. как соблюдения человеком общепринятых правил взаимоотношений и выполнения определенных форм действий (учебных, профессиональных и др.). Соответственно П. определяется в оценочных критериях как примерное, удовлетворительное, неудовлетворительное. Такая трактовка, однако, не исчерпывает всего многообразия форм П. и не позволяет рассмотреть это явление всесторонне.
П. любого живого существа представляет собой непрерывный процесс приспособления к постоянно меняющимся условиям внеш. среды. Для всех животных среда выступает как совокупность биол. факторов. П. животных по своей сути является реактивным, т.е. представляет собой комплекс реакций на стимулы среды. Именно в этом аспекте П. рассматривается в рамках бихевиоризма. Его сторонники (Дж. Уотсон, Б. Скиннер и др.) распространили представления, основанные на изучении П. животных, и на деятельность человека. Этот подход вызвал резкую критику со стороны мн. ученых, доказавших несостоятельность биологизации П. человека. Действительно, мн. поступки человека бывают продиктованы необходимостью отреагировать на требования внеш. среды. Но человеческое П. этим не исчерпывается. Простейшие действия обусловлены внеш. побуждениями, т. е. П. человека в своих отд. проявлениях может быть реактивно. Но многие более сложные действия определяются внутр. побуждениями человека, и, т. о., его П. выступает как подлинная активность. Осн. содержанием П. животных является приспособление к среде. Человек оказывается способен выйти за рамки реактивного приспособления. Высш. проявления его П. носят характер деятельности. С науч.-методологич. точки зрения, деятельность — категория специфически человеческая. Ее своеобразие состоит в том, что она бывает направлена как на приспособление к внеш. условиям, так и (на более высоком уровне) на приспособление условий среды к потребностям самого человека. Тем самым достигается подлинно активный, а не реактивный характер человеческого П.
На ранних этапах развития П. ребенка всецело продиктовано стимулами среды. (Именно поэтому пед. рекомендации бихевиористов оказываются чрезвычайно эффективными для детей мл. возраста, впоследствии их роль снижается.) П. ребенка первых лет жизни психологи определяют как полевое, т.е. обусловленное внеш. полем — той материальной обстановкой, к-рая последовательно предстает перед ребенком. Если психич. развитие нарушено, как это бывает при разл. психич. заболеваниях и аномалиях (напр., шизофрении, раннем дет. аутизме.
и др.), П. и впоследствии долго остается полевым, непроизвольным. Напр., разместив соответствующим образом игрушки в комнате, можно точно предсказать последовательность действий ребенка, страдающего ранним дет. аутизмом, когда он войдет в эту комнату. Нормальное психич. развитие предусматривает постепенное формирование произвольной регуляции П., когда все большую роль приобретают собственные побуждения ребенка (П. становится т. н. поленезависимым). П. постепенно утрачивает спонтанный, импульсивный характер и все в большей степени опосреду-ется сознательно поставленными целями.
Формирование навыков специфически человеческого П. предусматривает усвоение выработанных человечеством определенных норм и правил. Подобно тому, как ребенок сначала беспорядочно манипулирует любыми предметами, а впоследствии осваивает их практич. назначение и свойства, так он усваивает и социальный характер своих поступков, учится соотносить действия и их результаты. Решающая роль при этом принадлежит взрослым, к-рые первоначально выступают для ребенка внеш. регуляторами его П., но постепенно перекладывают эту роль на самого ребенка. В итоге он оказывается способен самостоятельно произвольно регулировать свои действия, т.е. регуляция становится внутренней. Со стороны взрослых педагогически неоправданно жестко придерживаться своей направляющей, регулирующей функции, не считаясь с возрастающей способностью ребенка эту функцию присвоить. Такого рода присвоение должно осуществляться постепенно, однако если взрослые намеренно тормозят этот процесс, ребенок может еще долго не усвоить навыков управления своим П.
Побудительной силой человеческого П. выступает система мотивов, определяющих каждое конкретное действие, его направленность. Недостаточная сформированность мотивационной сферы или ее искажение, возникшее вследствие неблагоприятных условий становления личности, приводит к нарушениям П., к-рые в пед. практике наряду с недостаточной произвольной регуляцией оцениваются как неудовлетворительное П. Напр., деятельность мл. школьников, особенно первоклассников, определяется преим. игровыми мотивами. Лишь постепенно в результате целенаправленного формирования происходит становление собственно уч. мотивации.
П. человека выступает внеш. выражением его внутр. мира, всей системы его жизненных установок, ценностей, идеалов. Причем, знания человеком определенных норм и правил недостаточно для регуляции его П., если они не усвоены им осознанно и не приняты как собственные убеждения. Лишь воплотившись в реальное П., внутр. установки обретают свойство убеждений. Поэтому педагогически целесообразно формирование внутр. регуляторов деятельности посредством практич. осуществления определенного П.
В П. каждого человека находят отражение его индивидуально-психол. особенности: степень эмоциональной устойчивости, черты характера, склонности и др. Отд. индивидуальные черты могут накладывать на П. негативный отпечаток. Напр., эмоциональная неуравновешенность в сочетании с усвоенной склонностью к насильственным действиям может проявиться в агрессивном П. Задача педагога состоит в коррекции нежелательного П. с учетом особенностей формирования внутр. мира конкретного ребенка, его индивидуальных черт.
Многие отклонения в П. детей являются проявлением эмоционального неблагополучия, внутр. конфликтов. Коррекционные воздействия при этом должны быть направлены на смягчение психол. дисбаланса, устранение болезненных переживаний, порождающих негативное П.
Лит. Леонтьев А. Н., Деятельность. Сознание. Личность, М., 1975; Асеев В. Г., Мотивация поведения и формирование личности, М., 1976; Выготский Л. С., Л у p и я А. Р., Этюды по истории поведения, М; см. также лит. при ст Деятельность, Мотивы. П. С. Арискин.
Источник: Российская педагогическая энциклопедия