ОЦЕНКА по поведению

Найдено 1 определение
ОЦЕНКА по поведению
До 1917 г. только отметка «5 (отлично)» по поведению в среднем учебном заведении давала возможность поступить в высшее учебное заведение.
О нач. 1900-х гг.: «Через два дня учитель, узнав, что у меня нету и этого дневника, заполнил новый. И, кроме единицы по русскому языку, он там вывел мне двойку по поведению. И сказал, чтоб мой отец непременно посмотрел мой дневник» (Зощенко, [1939] 1968–1, 226).
О вт. пол. 1900-х гг.: «Но пока все обходилось благополучно, если не считать четверки по поведению, которая была поставлена в Гришином дневнике, – и это в конце года! В аттестатах после четверки писалось в скобках буквами: “хорошо”. Но Гриша уже знал, что значит это “хорошо”, когда дело касалось поведения. С четверкой по поведению в аттестате не принимали ни в одно высшее учебное заведение. Вот тебе и “хорошо”! Ну, до аттестата Шумову далеко, можно было об этом и не думать долго. Он и не думал. По всем предметам (кроме поведения, которое тоже почему-то считалось предметом) у него были теперь круглые пятерки» (Кононов, 1958, 268–269). 10 янв. 1944 г. Совет нар. комиссаров РСФСР постановил: «1. Принять предложение Наркомпроса РСФСР о замене применяемой в школе словесной системы оценки успеваемости и поведения учащихся – отлично, хорошо, посредственно, плохо, очень плохо – цифровой пятибалльной системой: 5, 4, 3, 2, 1. 2. Ввести цифровую пятибалльную систему оценки успеваемости и поведения учащихся с 11 января 1944 г.» (НО, 1948, 97–98). В Инструкции о применении цифровой пятибалльной системы оценки успеваемости и поведения учащихся начальной, семилетней и средней школы, утверждённой нар. комиссаром просвещения РСФСР 29 февр. 1944 г. при оценке поведения учащихся предлагалось руководствоваться следующими указаниями: «Балл “5” ставится за безупречное поведение учащегося в школе и вне ее. Балл “4” ставится за заметное нарушение поведения учащегося. Оценка поведения баллом “4” допускается только в одной четверти. В случае неисправления ученика пед. совет рассматривает вопрос о дальнейшем снижении ему отметки за поведение. Балл “3” ставится за серьезное нарушение поведения учащегося и служит ему предупреждением о возможном исключении из школы. В случае неисправления ученика в установленный для него испытательный срок пед. совет обсуждает вопрос о возможности оставления его в школе. При решении вопроса об исключении учащегося его поведение оценивается баллом “2”, и ученик исключается из школы. Решение пед. совета об исключении учащегося из школы утверждается район. (гор.) отделом нар. образования… Выдача свидетельств и аттестатов допускается только при отличном поведении ученика (балл “5”) со следующей записью: “при отличном “5” поведении”. О каждом снижении отметки по поведению доводится до сведения родителей» (НО, 1948, 98–99).
О вт. пол. 1940-х гг.: «Послевоенные годы – сороковые… Дисциплина в школах была мало сказать строгая – почти армейская… Четверка по поведению в четверти каралась вызовом родителей на педсовет и сообщением на службу, четверка годовая – исключением из школы, тройка – “волчьим билетом”, то есть запретом на поступление в другую школу» (Найман, 2001, 47).
О Ленинграде в 1946–1947 гг.: «После этого Анна Васильевна с полчаса “распекала” Жеку и Вальку, отведя их в учительскую. Обещала, что им поставит в четверти по тройке за поведение, их сейчас же надо бы отправить домой, но она не делает этого лишь потому, что не хочет портить праздничное настроение» (Васильев, 1985, 61). Из доклада нар. комиссара просвещения 15 августа 1944 г.: «В инструкции от 28-го февраля 1944 г. “О применении цифровой пятибалльной системы оценки успеваемости и поведения учащихся” Нар. комиссариат [просвещения] установил, что выдача свидетельств и аттестатов допускается только при отличном поведении учащихся, оцениваемом баллом “5”. Для учащихся, особенно выпускных классов, это является серьёзным предупреждением и, вместе с тем, фактором воспитывающего и сдерживающего характера» (Потемкин, [1944] 1947, 194). В приказе министра просвещения РСФСР от 12 дек. 1951 г. говорилось: «Учитывая, что в школах неудовлетворительно поставлен текущий учет поведения учащихся на уроках и во время перемен, ввести в семилетних и сред. школах в каждом классе, начиная с пятого, “Журнал поведения учащихся”, в который кл. рук. и учителя, ведущие занятия в данном классе, обязаны заносить записи, характеризующие как похвальное поведение учеников, так и нарушение ими “Правил для учащихся”… При оценке поведения учащихся руководствоваться следующим: а) балл “5” ставится за безупречное поведение учащегося в школе и вне ее; б) балл “4” ставится за заметное нарушение поведения учащегося. Оценка поведения баллом “4” допускается только в одной четверти. В случае неисправления ученика пед. совет рассматривает вопрос о дальнейшем снижении ему отметки за поведение; в) балл “3” ставится за серьёзное нарушение поведения учащегося и служит ему предупреждением о возможности исключения из шк. Оценка поведения баллом “3” допускается только в одной четверти; г) в случае неисправления ученика в установленный для него испытательный срок пед. совет обсуждает вопрос о возможности оставления его в шк. При решении вопроса об исключении учащегося его поведение оценивается баллом “2”. Разъяснить учителям и принять к неуклонному исполнению, что: а) в случае нарушения школьником “Правил для учащихся” в “Журнал поведения учащихся” и в дневник ученика записывается лишь характер самого проступка (без оценки его каким-либо баллом); б) оценки по поведению ставятся учащимся только за четверть и за год…» (НО, 1974, 188–189). В конце 1950-х гг. система оценок по поведению трактовалась следующим образом: «…Нормой поведения считается только поведение отличное (“5”). Учащиеся Х класса, имеющие годовой балл за поведение ниже “5”, не допускаются к экзаменам на аттестат зрелости. Получающих за поведение балл “3” (в любом классе) предупреждают о возможности их исключения их школы. При снижении отметки за поведение до “2” учащиеся исключаются из школы» (ПС, 1960–1, 80).
О вт. пол. 1950-х гг.: «Он быстро проглядел табель, потом… строго спросил: “Как же это так? По арифметике – пять, по русскому – пять, а по поведению – четыре?”….» (Баздырев, 1961, 32). О конце 1950-х гг.: «Домой Санька шел совсем грустный. Первый раз за всю школьную жизнь у него в дневнике появилась четвёрка по поведению» (Воскресенская, 1962, 5).
О 1950-х – 1960-х гг.: «[Директор школы] Федор Николаевич сказал: “… Но я объявляю вам всем устный выговор за нарушение правил поведения в закрытых помещениях зрелищных предприятий! Кроме того, у вас, вероятно, будут снижены отметки за поведение…”» (Драгунский, 1964, 50–51).
О нач. 1960-х гг.: «“Опоздали мы, – ответил Славик. – Теперь и в отряде обсуждать будут, и по двойке за поведение наверняка закатают”» (Балдин, 1963, 38).
О 1963–1964 гг.: «В школах обычно отметка по поведению теряет свой истинный, заложенный в ней самой смысл. Вдумайтесь хорошенько. Пять ставят подавляющему большинству. Четыре тем, кто провинился, совершил серьезные грехи. Порой очень серьёзные. Как известно, с четверкой по дисциплине не выдают ни свидетельство, ни аттестат. Но четыре в школьных словариках расшифровывается словом “хорошо”. Зачем же отметкой “хорошо” оценивать плохое поведение. Зачем за неё наказывать? Не меньше непонятного и с тройкой. Тройкой предупреждают об исключении из школы. Она самый страшный криминал. Но три – значит “удовлетворительно”. Как это понимать? Уж не делают ли вид учителя, что их удовлетворяет плохое поведение ребятишек? Не собираются ли с ним мириться? Иначе, как истолковать смысл отметки?» (Волков, 1965, 89–90). Текст «Инструкции о выставлении оценки поведения учащимся сред. общеобразоват. школы», утвержденной министром просвещения СССР 31 дек. 1970 г.: «Устав сред. общеобраз. шк. вместо пятибалльной системы вводит след. оценки поведения учащихся: “примерное”, “удовлетворительное” и “неудовлетворительное”. Поведение учащихся оценивается учителем I–III (IV) классов и кл. руководителем IV–X (XI) классов. Гл. критерием оценки поведения является выполнение учеником своих основных обязанностей, сформулированных в Правилах для учащихся. Уставом сред. общеобразоват. школы предусмотрены две положит. оценки поведения учащихся: “удовлетворительное” и “примерное”. Оценка “удовлетворительное” выставляяется учащимся, которые выполняют осн. требования школы, определенные Правилами для учащихся, принимают участие в обществ. жизни школы и общественно полезном труде. Эта оценка характеризует поведение значительной части школьников. Выставление её не должно рассматриваться как чрезвычайное происшествие. Оценка “примерное” выставляется учащимся, которые наиболее старательно учатся и особенно активно участвуют в общественной жизни класса и школы и общественно полезном труде, образцово ведут себя в школе, дома и на улице, неуклонно выполняют Правила для учащихся. Оценка “примерное” должна выставляться лишь той части учащихся, поведение которых может служить примером для др. школьников. Оценка “неудовлетворительное” выставляется ученикам, которые систематически не выполняют своих осн. обязанностей, предусмотренных Правилами для учащихся, не подчиняются требованиям школы, учителей, проявляют недисциплинированность в школе, дома, общественных местах. В отдельных случаях оценка “неудовлетворительное” может быть выставлена и за совершение учащимся единичных антиобществ. Поступков, имеющих хар-р правонарушений. Оценка поведения производится по итогам учеб. четвертей и учеб. года. Она выставляется в дневник ученика и доводится до сведения родителей. По итогам учеб. недели учитель (I– III классы) и кл. рук. (IV–X (XI) классы) по мере необхсти вносит в дневник ученика краткие записи о его поведении. Годовая неудовлетворит. оценка по поведению учащихся выставляется только после соответствующего решения пед. совета школы… Учащиеся выпускного (X или XI ) класса, имеющие годовую неудовлетворит. оценку по поведению, согласно § 20 Устава не допускаются к экзаменам и получают справку о том, что ими прослушан курс сред. общеобразоват. школы… Учащиеся невыпускных классов, получившие годовую неудовлетворит. оценку по поведению, переводятся в след. класс условно. При повторном получении учеником неудовлетворит. оценки по поведению, в случае систематич. Неподчинения учителям и руководителям школы и грубых нарушений дисциплины, пед. совет рассматривает вопрос об исключении его из шк. Учащиеся VIII класса, имеющие за поведение годовую оценку “неудовлетворительное”, получают свидетельство о восьмилетнем образовании с соответв. записью в строке об оценке поведения. Решение вопроса о зачислении таких учащихся в IX класс может быть принято только пед. советом школы» (Болдырев, 1978, 256–257).
О середине 1970-х гг.: «Поведение учащихся в школе оценивается как “примерное”, “удовлетворительное” и “неудовлетворительное”» (Денисова, 1978, 153–154).
О 1980-х гг. в Челябинске: «В конце каждого учеб. года нам выдавали вручную заполненные табели успеваемости… Среди прочих граф в табеле была строка “Поведение”. И мою открыточку, такую всю в пятеркахчетверках, здорово портила эта строчка. Потому что выше оценки “удовлетворительно” там ничего не появлялось. Ну не могла я высидеть долгий урок за партой без того, чтобы не поболтать с соседом, не посмотреть в окошко… Из-за “повышенной” вертлявости мне постоянно делали замечания…» (Кумейко, 2006–7, 9).
О 1980-х гг.: «Выполнение учащимися правил и норм поведения оценивается категориями “примерное”, “хорошее”, “удовлетворительное”, “неудовлетворительное”… Гл. критерий оценки – “Правила для учащихся общеобразоват. школы”… Оценка “примерное” выставляется учащимся, сознательно относящимся к своим обязанностям, образцово выполняющим “Правила”… Оценка “хорошее” выставляется учащимся, которые в осн. выполняют “Правила”, обладают дисциплинированностью и культурой поведения. Оценку “удовлетворительное” получают учащиеся, кот. выполняют “Правила” лишь при пост. контроле со стороны шк. и семьи… Оценка “неудовлетворительное” выставляется учащимся, систематически не выполняющим нормы учеб., трудовой и обществ. дисциплины, не подчиняющимся требованиям педагогов и родителей, не считающимся с требованиями коллектива. В отд. случаях оценка “неудовлетворительное” выставляется учащимся за единичные аморальные и антиобществ. поступки, имеющие хар-р правонарушений. Оценка поведения выставляется в классный журнал и дневник учащегося и доводится до сведения родителей… Годовые оценки выставляются в журнал на основании решения педсовета школы… Учащиеся выпускных классов, имеющие по поведению оценку “неудовлетворительно”, к экзаменам не допускаются» (СВ, 1990, 174–175).

Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.

Похожие термины:

  • Оценка поведения

    качественная характеристика степени выполнения учащимися правил и норм поведения. Оценивается категориями «примерное», «хорошее», «удовлетворительное», «неудовлетворительное». Задача оценки п