АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
(от лат. нападать) - действия, имеющие целью причинение морального или физического ущерба другим людям.
Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.
Агрессивное поведение
одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и т. п. состояния.
Источник: Педагогическая диагностика и коррекция в воспитательном процессе.
Агрессивное поведение
мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей, приносящее физический, моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.
Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.
Агрессивное поведение
враждебное действие с целью нанесения физического и морального ущерба другому человеку. Возникает как импульсивная реакция в условиях конфликта, невозможности удовлетворения потребностей. У маленьких детей А.п. носит неосознанный характер, поскольку у них недостаточно развита произвольная регуляция собственных действий.
Источник: Словарь социального педагога и социального работника
ПОВЕДЕНИЕ АГРЕССИВНОЕ
враждебные действия с целью нанесения физического или морального ущерба другому человеку; мотивированное (немотивированное) деструктивное поведение, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический или моральный ущерб людям, вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т. п.).
Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва
Поведение агрессивное
действия человека, целью к-рых является демонстрация собственного превосходства в силе, причинение страдания, нанесение ущерба другим. По степени интенсивности и форме проявления П. а. может варьироваться от словесных оскорблений (вербальная агрессия) до применения грубой силы (физическая агрессия). Авторитарная педагогика провоцирует проявление П. а. как у воспитанников, так и у воспитателей. Гуманистический, личностно ориентированный подход сглаживает конфликты во взаимоотношениях, смягчает возникающие стрессовые ситуации, тем самым снижая вероятность проявления П. а.
Источник: Педагогический словарь
Агрессивное поведение
от лат. aggressio — нападение) — враждебные действия с целью нанесения физического или морального ущерба другому человеку. Возникает как импульсивная реакция в условиях конфликта, невозможности удовлетворения потребностей. У маленьких детей А,п. носит неосознанный характер, поскольку у них еще недостаточно развита произвольная регуляция собственных действий. По мере социальной адаптации ребенок осваивает общественно приемлемые способы разрешения конфликтов и удовлетворения потребностей. Склонность к А.п. свидетельствует о недостатках воспитания, в ряде случаев является симптомом психических расстройств.
Источник: Коррекционная педагогика и специальная психология: словарь
Поведение агрессивное
[поведение + лат. aggressio – нападение] – специфическая форма активных действий животного, человека, характеризующихся демонстрацией превосходства в силе или применением силы по отношению к другому животному (человеку) или группе лиц, которым субъект стремится причинить ущерб. П.а. человека может варьироваться по степени интенсивности и форме проявления: от демонстрации неприязни и недоброжелательства до словесных оскорблений (вербальная агрессия) и применения грубой физической силы (физическая агрессия). В социальнопсихологическом плане имеет значение суммация П.а. отдельных личностей, превращение межличностной агрессии в межгрупповую в рамках так называемых массовидных явлений.
Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.
Агрессивное поведение
(франц. agressif — вызывающий, нападающий, воинственный < лат. aggredior — нападаю) — мотивированное деструктивное поведение, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический или моральный ущерб людям, вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.). Развитие и закрепление различных форм А.п. происходит под влиянием таких неблагоприятных факторов, как авторитарный стиль воспитания, эмоциональная холодность или чрезмерная строгость родителей, жестокое обращение с ребенком в семье либо в референтной для ребенка группе. Психолого-педагогические аспекты профилактики и коррекции А. п. связаны с работой по формированию устойчивости эмоциональной сферы личности, развитию волевой составляющей регуляции поведения, освоению способов и методов конструктивного взаимодействия с окружающими и пр. Различают вербальную агрессию — словесное выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик), так и через содержание (угроза, проклятья и пр.) — и физическую агрессию — нападение с целью нанесения повреждений; прямую агрессию — действия, направленные против к.-л. субъекта или объекта, — и косвенную агрессию — действия, оказывающие опосредованное влияние на третье лицо (сплетни, шутки и пр.), либо действия, адресат которых не определен (взрывы ярости и т.п.); инструментальную агрессию — продуманные действия, преследующие нейтральную цель; враждебную агрессию — действия, осуществляемые с целью причинения страдания конкретному объекту _ и аутоагрессию — деятельность, направляемая человеком на самого себя (самообвинения, нанесение себе телесных повреждений и пр).
Источник: Педагогический словарь 2008 г.
АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
от лат. aggredior - нападаю, франц. agressif - вызывающий, нападающий, воинственный) — мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический или моральный ущерб людям, вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.). Выделяются: 1. физическая агрессия (нападение); 2. вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик), так и через содержание (угроза, проклятья и пр.); 3. прямая агрессия - действия, непосредственно направленные против к.-л. субъекта или объекта; 4. косвенная агрессия - действия, которые окольным путем направлены на другое лицо (сплетни, шутки и пр.), и действия, характеризующиеся ненаправленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся по разному); 5. инструментальная агрессия - продуманные действия, преследующие некоторую нейтральную цель; 6. враждебная агрессия - действия, целью которых является причинение страдания объекту А.п.; 7. аутоагрессия - проявляющаяся в самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений и пр. Агрессию следует отличать от настойчивости и упорства ребенка, отстаивания им своих прав. Существуют устойчивые индивидуальные различия и склонности к А.п. Например, рождение нового ребенка в семье, развод родителей и прочее могут вызвать как временное усиление агрессии, так и перейти в устойчивый тип поведения. А.п. ребенка может вызывать ответную реакцию со стороны взрослых и сверстников. Однако враждебность других людей, в свою очередь, способствует усилению агрессии ребенка. Закрепление форм А.п. происходит под влиянием неблагоприятных внешних условий: авторитарного воспитания, дизсоциального воспитания, деформации системы ценностей в обществе и семье, а также в результате некритического восприятия некоторых кино- и видеофильмов, в которых А.п. персонажей преподносится как образец мужества и силы. Преодоление А.п. возможно путем формирования эмоциональной устойчивости, волевой регуляции поведения, овладения навыками межличностного общения и др. — действия, имеющие целью причинение морального или физического ущерба другим. Поскольку агрессивность социально порицается, у человека может выработаться механизм направления агрессии на самого себя (т.н. аутоагрессия -самоуничижение, самообвинение). Установлено, что закрепление форм А.п. происходит под влиянием неблагоприятных внешних условий - авторитарный стиль воспитания, недостатки нравственного воспитания, деформация системы ценностей в семейных отношениях и т.п. эмоциональная холодность или чрезмерная строгость родителей часто приводят к накоплению внутреннего психического напряжения у детей, которые стараются выразить его посредством А.п. (Глоссарий современного образования. Под ред. В.И. Астаховой и А.Л. Сидоренко. - Харьков, 1998. ) См. также Насилие, Раздражительность
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
(франц. agressif –вызывающий, воинственный, от лат. aggredior– нападаю) – действия, имеющие целью причинение морального или физического ущерба другим.
По своей направленности А.п. может быть непосредственным, т.е. прямо направленным на раздражающий объект, либо смещенным, когда человек по каким-либо причинам не может направить агрессию на источник раздражения и ищет более безопасный объект для разрядки. Поскольку устремленная вовне агрессивность социально порицается, у человека может выработаться механизм направления агрессии на самого себя (так называемая аутоагрессия – самоунижение, самообвинение и т.п.). А.п. может носить скрытый, замаскированный характер: например, учащийся с силой распахивает дверь, притворяясь, что не заметил входящего человека.
Различают так называемую инструментальную и враждебную агрессию. Первая включает действия, направленные на достижение некоторой нейтральной цели, вторая – действия, имеющие в качестве самоцели причинение страдания. Большинство агрессивных действийучащихся оказываются инструментальными, они сосредоточиваются вокруг предметов: учащиеся отнимают друг у друга вещи, защищают от попыток их отобрать и т.п.
Агрессию следует отличать от настойчивости, которая включает защиту имущества или прав или упорство в своих желаниях и стремлениях. Одна из задач социализации состоит в том, чтобы научить детей социально приемлемым формам настойчивости и одновременно помочь избежать недопустимого А.п.
Хотя уровень агрессивности учащихся зависит от конкретной ситуации, существуют также устойчивые индивидуальные различия в склонности к А.п. Например, развод родителей может вызвать временное усиление агрессии; но сильная агрессия, которая сохраняется дольше, чем несколько месяцев, часто является признаком устойчивого типа поведения. Склонность агрессивного учащегося воспринимать действия другого как враждебные может быть частью порочного круга, в котором подкрепляется и усиливается А.п. Его агрессивные реакции в житейских ситуациях могут постоянно вызывать агрессивные действия других. В результате агрессивный ученик сам часто подвергается нападкам со стороны других, и его уверенность во враждебности намерений других укрепляется.
Установлено, что закрепление форм А.п. происходит под влиянием неблагоприятных внешних условий – авторитарный стиль воспитания, недостатки нравственного воспитания, деформация системы ценностей в семейных отношениях и т.п. Эмоциональная холодность или чрезмерная строгость родителей часто приводят к накоплению внутреннего психического напряжения у учащихся, которые стараются разрядить его посредством А.п.
Отрицательное влияние на подростков оказывает также некритичное восприятие некоторых кино- и видеофильмов, в которых А.п. персонажей преподносится как образец мужества, силы и т.п.
Преодоление агрессивности тесно связано с широким кругом задач воспитания – формированием эмоциональной устойчивости, волевой регуляции поведения, овладением навыками межличностных отношений и т.д.
Лит.: Холличер В. Человек и агрессия / Пер. с нем. – М., 1975; Раттер М. Помощь трудным детям / Пер. с англ. – М., 1987; Бютнер Х. Жить с агрессивными детьми / Пер. с нем. – М., 1991.
Л.А. Леонова
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.
АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
франц. agressif — вызывающий, воинственный, от лат. aggredior — нападаю), действия, имеющие целью причинение морального или физич. ущерба другим. В психологии существует множество объяснений природы агрессивности: в психоаналитич. традиции А. п. рассматривается как выражение подавленных бессознат. влечений, необихевиоризме — как следствие фрустрации, в когнитивной психологии — как проявление «диссонанса» (несоответствия) в познават. сфере субъекта. Существуют также откровенно биологизаторские трактовки агрессивности как врожденной черты, не находящие, однако, строгого науч. подтверждения. Для поникания происхождения конкретных актов А. п. необходимо установить их место в общей структуре деятельности индивида «ли группы; напр., показать, является ли А. п. неадекватной формой психол. защити, следствием аффекта либо имеет самостоят. цель, превращаясь в особую индивидуальную или групповую деятельность (см. Отклоняющееся поведение). По своей направленности А. п. может fam. непосредственным, т.е. прямо направленным на раздражающий объект, либо смещенным, когда человек по к.-л. причинам не может направить агрессию на источник раздражения и ищет более безопасный объект для разрядки. Поскольку устремленная вовне агрессив-ть социально порицается, у человека можт выработаться механизм направленной агрессии на самого себя (т. н. аутоагрессия — самоунижение, самообвинение и т. п.). А. п. может носить скрытый, замаскированный характер: напр., ребенок с силой распахивает дверь, притворяясь, что не заметил входящего человека.
Различают т. н. инструментальную и враждебную агрессию. Первая включает действия, направленные на достижение нек-рой нейтральной цели, вторая — действия, имеющие в качестве самоцели причинение страдания. Большинство агрессивных действий детей оказываются инструментальными, они сосредоточиваются вокруг предметов: дети отнимают друг у друга игрушки, защищают свои игрушки от попыток их отобрать и т. п.
Агрессию следует отличать от настойчивости, к-рая включает защиту имущества или прав (напр., отказ разрешить взять игрушку) или упорство в своих желаниях и стремлениях. Одна из задач социализации состоит в том, чтобы научить детей социально приемлемым формам настойчивости и одновременно помочь избежать недопустимого А. п.
Хотя уровень агрессивности детей зависит от конкретной ситуации, существуют также устойчивые индивидуальные различия в склонности к A. п. Напр., рождение нового ребенка в семье или развод родителей может вызвать врем, усиление агрессии; но сильная агрессия, к-рая сохраняется дольше, чем неск. месяцев, часто является признаком устойчивого типа поведения. Склонность агрессивного ребенка воспринимать действия другого как враждебные может быть частью порочного круга, в к-ром подкрепляется и усиливается А. п. Его агрессивные реакции в житейских ситуациях могут постоянно вызывать агрессивные действия других. В результате агрессивный ребенок сам часто подвергается нападкам со стороны других детей и его уверенность во враждебности намерений других укрепляется.
Установлено, что закрепление форм А. п. происходит под влиянием неблагоприятных внеш. условий — авторитарный стиль воспитания, недостатки нравств. воспитания, деформация системы ценностей в семейных отношениях и т. п. Эмоциональная холодность или чрезмерная строгость родителей часто приводят к накоплению внутр. психич. напряжения у детей, к-рые стараются разрядить его посредством А. п.
Отрицат. влияние на детей и подростков оказывает также некритич. восприятие нек-рых кино- и видеофильмов, в к-рых А. п. персонажей преподносится как образец мужества, силы и т. п.
Преодоление агрессивности тесно связано с широким кругом задач воспитания — формированием эмоциональной устойчивости, волевой регуляции поведения, овладением навыками межличностных отношений и т. д.
Лит.: Холличер В., Человек и агрессия, пер. с нем., М., 1975; P а т т с p MПомощь трудным детям, пер. с англ., М., 1987, гл. 7; Б ю т и с p X., Жить с агрессивными детьми, пер. с нем., М., 1991; В а п-dura A., Agression. A social learning ana-lysis, Englewood Cliffs (№. J.), 1973; P a t-terson G. R., The agressive child. Victim and architect pf a coercive System, & кн.: Behavior modification and families, ed. by L. A. Hammerlynck [a. o.], N. Y., 1976; Childhood agression and violence. ed. by D. H. Crowell [a. o.], N. Y.-L., 1987.
Источник: Российская педагогическая энциклопедия