АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Найдено 12 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
(от лат. нападать) - действия, имеющие целью причинение морального или физического ущерба другим людям.

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

Агрессивное поведение
одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и т. п. состояния.

Источник: Педагогическая диагностика и коррекция в воспитательном процессе.

Агрессивное поведение
мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей, приносящее физический, моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

Агрессивное поведение
враждебное действие с целью нанесения физического и морального ущерба другому человеку. Возникает как импульсивная реакция в условиях конфликта, невозможности удовлетворения потребностей. У маленьких детей А.п. носит неосознанный характер, поскольку у них недостаточно развита произвольная регуляция собственных действий.

Источник: Словарь социального педагога и социального работника

ПОВЕДЕНИЕ АГРЕССИВНОЕ
враждебные действия с целью нанесения физического или морального ущерба другому человеку; мотивированное (немотивированное) деструктивное поведение, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический или моральный ущерб людям, вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т. п.).

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

Поведение агрессивное
действия человека, целью к-рых является демонстрация собственного превосходства в силе, причинение страдания, нанесение ущерба другим. По степени интенсивности и форме проявления П. а. может варьироваться от словесных оскорблений (вербальная агрессия) до применения грубой силы (физическая агрессия). Авторитарная педагогика провоцирует проявление П. а. как у воспитанников, так и у воспитателей. Гуманистический, личностно ориентированный подход сглаживает конфликты во взаимоотношениях, смягчает возникающие стрессовые ситуации, тем самым снижая вероятность проявления П. а.

Источник: Педагогический словарь

Агрессивное поведение
от лат. aggressio — нападение) — враждебные действия с целью нанесения физического или морального ущерба другому человеку. Возникает как импульсивная реакция в условиях конфликта, невозможности удовлетворения потребностей. У маленьких детей А,п. носит неосознанный характер, поскольку у них еще недостаточно развита произвольная регуляция собственных действий. По мере социальной адаптации ребенок осваивает общественно приемлемые способы разрешения конфликтов и удовлетворения потребностей. Склонность к А.п. свидетельствует о недостатках воспитания, в ряде случаев является симптомом психических расстройств.

Источник: Коррекционная педагогика и специальная психология: словарь

Поведение агрессивное
[поведение + лат. aggressio – нападение] – специфическая форма активных действий животного, человека, характеризующихся демонстрацией превосходства в силе или применением силы по отношению к другому животному (человеку) или группе лиц, которым субъект стремится причинить ущерб. П.а. человека может варьироваться по степени интенсивности и форме проявления: от демонстрации неприязни и недоброжелательства до словесных оскорблений (вербальная агрессия) и применения грубой физической силы (физическая агрессия). В социальнопсихологическом плане имеет значение суммация П.а. отдельных личностей, превращение межличностной агрессии в межгрупповую в рамках так называемых массовидных явлений.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

Агрессивное поведение
(франц. agressif — вызывающий, нападающий, воинственный < лат. aggredior — нападаю) — мотивированное деструктивное поведение, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический или моральный ущерб людям, вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.). Развитие и закрепление различных форм А.п. происходит под влиянием таких неблагоприятных факторов, как авторитарный стиль воспитания, эмоциональная холодность или чрезмерная строгость родителей, жестокое обращение с ребенком в семье либо в референтной для ребенка группе. Психолого-педагогические аспекты профилактики и коррекции А. п. связаны с работой по формированию устойчивости эмоциональной сферы личности, развитию волевой составляющей регуляции поведения, освоению способов и методов конструктивного взаимодействия с окружающими и пр. Различают вербальную агрессию — словесное выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик), так и через содержание (угроза, проклятья и пр.) — и физическую агрессию — нападение с целью нанесения повреждений; прямую агрессию — действия, направленные против к.-л. субъекта или объекта, — и косвенную агрессию — действия, оказывающие опосредованное влияние на третье лицо (сплетни, шутки и пр.), либо действия, адресат которых не определен (взрывы ярости и т.п.); инструментальную агрессию — продуманные действия, преследующие нейтральную цель; враждебную агрессию — действия, осуществляемые с целью причинения страдания конкретному объекту _ и аутоагрессию — деятельность, направляемая человеком на самого себя (самообвинения, нанесение себе телесных повреждений и пр).

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
от лат. aggredior - нападаю, франц. agressif - вызывающий, нападающий, воинственный) — мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический или моральный ущерб людям, вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.). Выделяются: 1. физическая агрессия (нападение); 2. вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик), так и через содержание (угроза, проклятья и пр.); 3. прямая агрессия - действия, непосредственно направленные против к.-л. субъекта или объекта; 4. косвенная агрессия - действия, которые окольным путем направлены на другое лицо (сплетни, шутки и пр.), и действия, характеризующиеся ненаправленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся по разному); 5. инструментальная агрессия - продуманные действия, преследующие некоторую нейтральную цель; 6. враждебная агрессия - действия, целью которых является причинение страдания объекту А.п.; 7. аутоагрессия - проявляющаяся в самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений и пр. Агрессию следует отличать от настойчивости и упорства ребенка, отстаивания им своих прав. Существуют устойчивые индивидуальные различия и склонности к А.п. Например, рождение нового ребенка в семье, развод родителей и прочее могут вызвать как временное усиление агрессии, так и перейти в устойчивый тип поведения. А.п. ребенка может вызывать ответную реакцию со стороны взрослых и сверстников. Однако враждебность других людей, в свою очередь, способствует усилению агрессии ребенка. Закрепление форм А.п. происходит под влиянием неблагоприятных внешних условий: авторитарного воспитания, дизсоциального воспитания, деформации системы ценностей в обществе и семье, а также в результате некритического восприятия некоторых кино- и видеофильмов, в которых А.п. персонажей преподносится как образец мужества и силы. Преодоление А.п. возможно путем формирования эмоциональной устойчивости, волевой регуляции поведения, овладения навыками межличностного общения и др. — действия, имеющие целью причинение морального или физического ущерба другим. Поскольку агрессивность социально порицается, у человека может выработаться механизм направления агрессии на самого себя (т.н. аутоагрессия -самоуничижение, самообвинение). Установлено, что закрепление форм А.п. происходит под влиянием неблагоприятных внешних условий - авторитарный стиль воспитания, недостатки нравственного воспитания, деформация системы ценностей в семейных отношениях и т.п. эмоциональная холодность или чрезмерная строгость родителей часто приводят к накоплению внутреннего психического напряжения у детей, которые стараются выразить его посредством А.п. (Глоссарий современного образования. Под ред. В.И. Астаховой и А.Л. Сидоренко. - Харьков, 1998. ) См. также Насилие, Раздражительность

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
(франц. agressif –вызывающий, воинственный, от лат. aggredior– нападаю) – действия, имеющие целью причинение морального или физического ущерба другим.
По своей направленности А.п. может быть непосредственным, т.е. прямо направленным на раздражающий объект, либо смещенным, когда человек по каким-либо причинам не может направить агрессию на источник раздражения и ищет более безопасный объект для разрядки. Поскольку устремленная вовне агрессивность социально порицается, у человека может выработаться механизм направления агрессии на самого себя (так называемая аутоагрессия – самоунижение, самообвинение и т.п.). А.п. может носить скрытый, замаскированный характер: например, учащийся с силой распахивает дверь, притворяясь, что не заметил входящего человека.
Различают так называемую инструментальную и враждебную агрессию. Первая включает действия, направленные на достижение некоторой нейтральной цели, вторая – действия, имеющие в качестве самоцели причинение страдания. Большинство агрессивных действийучащихся оказываются инструментальными, они сосредоточиваются вокруг предметов: учащиеся отнимают друг у друга вещи, защищают от попыток их отобрать и т.п.
Агрессию следует отличать от настойчивости, которая включает защиту имущества или прав или упорство в своих желаниях и стремлениях. Одна из задач социализации состоит в том, чтобы научить детей социально приемлемым формам настойчивости и одновременно помочь избежать недопустимого А.п.
Хотя уровень агрессивности учащихся зависит от конкретной ситуации, существуют также устойчивые индивидуальные различия в склонности к А.п. Например, развод родителей может вызвать временное усиление агрессии; но сильная агрессия, которая сохраняется дольше, чем несколько месяцев, часто является признаком устойчивого типа поведения. Склонность агрессивного учащегося воспринимать действия другого как враждебные может быть частью порочного круга, в котором подкрепляется и усиливается А.п. Его агрессивные реакции в житейских ситуациях могут постоянно вызывать агрессивные действия других. В результате агрессивный ученик сам часто подвергается нападкам со стороны других, и его уверенность во враждебности намерений других укрепляется.
Установлено, что закрепление форм А.п. происходит под влиянием неблагоприятных внешних условий – авторитарный стиль воспитания, недостатки нравственного воспитания, деформация системы ценностей в семейных отношениях и т.п. Эмоциональная холодность или чрезмерная строгость родителей часто приводят к накоплению внутреннего психического напряжения у учащихся, которые стараются разрядить его посредством А.п.
Отрицательное влияние на подростков оказывает также некритичное восприятие некоторых кино- и видеофильмов, в которых А.п. персонажей преподносится как образец мужества, силы и т.п.
Преодоление агрессивности тесно связано с широким кругом задач воспитания – формированием эмоциональной устойчивости, волевой регуляции поведения, овладением навыками межличностных отношений и т.д.
Лит.: Холличер В. Человек и агрессия / Пер. с нем. – М., 1975; Раттер М. Помощь трудным детям / Пер. с англ. – М., 1987; Бютнер Х. Жить с агрессивными детьми / Пер. с нем. – М., 1991.
Л.А. Леонова

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
франц. agressif — вызывающий, воинственный, от лат. aggredior — нападаю), действия, имеющие целью причинение морального или физич. ущерба другим. В психологии существует множество объяснений природы агрессивности: в психоаналитич. традиции А. п. рассматривается как выражение подавленных бессознат. влечений, необихевиоризме — как следствие фрустрации, в когнитивной психологии — как проявление «диссонанса» (несоответствия) в познават. сфере субъекта. Существуют также откровенно биологизаторские трактовки агрессивности как врожденной черты, не находящие, однако, строгого науч. подтверждения. Для поникания происхождения конкретных актов А. п. необходимо установить их место в общей структуре деятельности индивида «ли группы; напр., показать, является ли А. п. неадекватной формой психол. защити, следствием аффекта либо имеет самостоят. цель, превращаясь в особую индивидуальную или групповую деятельность (см. Отклоняющееся поведение). По своей направленности А. п. может fam. непосредственным, т.е. прямо направленным на раздражающий объект, либо смещенным, когда человек по к.-л. причинам не может направить агрессию на источник раздражения и ищет более безопасный объект для разрядки. Поскольку устремленная вовне агрессив-ть социально порицается, у человека можт выработаться механизм направленной агрессии на самого себя (т. н. аутоагрессия — самоунижение, самообвинение и т. п.). А. п. может носить скрытый, замаскированный характер: напр., ребенок с силой распахивает дверь, притворяясь, что не заметил входящего человека.
Различают т. н. инструментальную и враждебную агрессию. Первая включает действия, направленные на достижение нек-рой нейтральной цели, вторая — действия, имеющие в качестве самоцели причинение страдания. Большинство агрессивных действий детей оказываются инструментальными, они сосредоточиваются вокруг предметов: дети отнимают друг у друга игрушки, защищают свои игрушки от попыток их отобрать и т. п.
Агрессию следует отличать от настойчивости, к-рая включает защиту имущества или прав (напр., отказ разрешить взять игрушку) или упорство в своих желаниях и стремлениях. Одна из задач социализации состоит в том, чтобы научить детей социально приемлемым формам настойчивости и одновременно помочь избежать недопустимого А. п.
Хотя уровень агрессивности детей зависит от конкретной ситуации, существуют также устойчивые индивидуальные различия в склонности к A. п. Напр., рождение нового ребенка в семье или развод родителей может вызвать врем, усиление агрессии; но сильная агрессия, к-рая сохраняется дольше, чем неск. месяцев, часто является признаком устойчивого типа поведения. Склонность агрессивного ребенка воспринимать действия другого как враждебные может быть частью порочного круга, в к-ром подкрепляется и усиливается А. п. Его агрессивные реакции в житейских ситуациях могут постоянно вызывать агрессивные действия других. В результате агрессивный ребенок сам часто подвергается нападкам со стороны других детей и его уверенность во враждебности намерений других укрепляется.
Установлено, что закрепление форм А. п. происходит под влиянием неблагоприятных внеш. условий — авторитарный стиль воспитания, недостатки нравств. воспитания, деформация системы ценностей в семейных отношениях и т. п. Эмоциональная холодность или чрезмерная строгость родителей часто приводят к накоплению внутр. психич. напряжения у детей, к-рые стараются разрядить его посредством А. п.
Отрицат. влияние на детей и подростков оказывает также некритич. восприятие нек-рых кино- и видеофильмов, в к-рых А. п. персонажей преподносится как образец мужества, силы и т. п.
Преодоление агрессивности тесно связано с широким кругом задач воспитания — формированием эмоциональной устойчивости, волевой регуляции поведения, овладением навыками межличностных отношений и т. д.
Лит.: Холличер В., Человек и агрессия, пер. с нем., М., 1975; P а т т с p MПомощь трудным детям, пер. с англ., М., 1987, гл. 7; Б ю т и с p X., Жить с агрессивными детьми, пер. с нем., М., 1991; В а п-dura A., Agression. A social learning ana-lysis, Englewood Cliffs (№. J.), 1973; P a t-terson G. R., The agressive child. Victim and architect pf a coercive System, & кн.: Behavior modification and families, ed. by L. A. Hammerlynck [a. o.], N. Y., 1976; Childhood agression and violence. ed. by D. H. Crowell [a. o.], N. Y.-L., 1987.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия



Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
1.09 мб

Об агрессивных формах поведения

Токарева Н. Г.
В последнее время проблема агрессивности приобретает все более острую социальную направленность и является одной из наиболее актуальных.
Читать PDF
148.11 кб

Терроризм и агрессивное поведение

С. Н. Ениколопов
Читать PDF
735.67 кб

О состоянии агрессивных форм поведения

Токарева Н. Г.
В последнее время проблема агрессивности приобретает все более острую социальную направленность и является одной из наиболее актуальных.
Читать PDF
340.21 кб

Социальные аспекты агрессивного поведения

Базарова Екатерина Николаевна, Молчанова Екатерина Владимировна
Цель данной работы заключается в исследовании агрессивного (достигающего уровня криминального) поведения лиц признанных невменяемыми, т.е. страдающими тяжелыми психическими расстройствами.
Читать PDF
541.47 кб

Специфика агрессивного поведения подростков

Меньшикова Татьяна Ивановна
Рассматриваются основные подходы к изучению агрессии; отличительные признаки подростковой агрессивности. Представлен анализ классификации агрессивного поведения подростков, факторов, стимулирующих агрессию подростков.
Читать PDF
255.04 кб

Особенности агрессивного поведения подростков

Сербина Любовь Федоровна
В статье представлены данные изучения особенностей агрессивного поведения подростков в предолимпийском Сочи в зависимости от их личностных качеств.
Читать PDF
317.45 кб

Проблема агрессивного поведения после инсульта

Кутлубаев Мансур Амирович, Менделевич В.Д., Ахмадеева Л.Р.
Обзор посвящен проблеме агрессивного поведения у пациентов после инсульта. Поиск источников информации проводился в базах данных PubMed и Google Scholar по основным ключевым словам: «stroke», «aggression», «aggressive behavior».
Читать PDF
339.87 кб

Агрессивное поведение и агрессивность личности

Шестакова Е. Г., Дорфман Л. Я.
Авторы статьи предприняли теоретический анализ агрессии в контексте, во-первых, ее дифференциации на понятия агрессивного поведения и агрессивности личности, во-вторых, ее деструктивности («негативности») и конструктивности («пози
Читать PDF
378.27 кб

Профилактика агрессивного поведения подростков

Дадова З.И.
Статья посвящена проблеме воспитания подростков. Рассмотрены особенности агрессивного поведения в среде молодежи в условиях современности. Изучены методологические основы проблемы совершенствования воспитания молодежи.
Читать PDF
178.48 кб

Диагностика агрессивного поведения дошкольников

Меньшикова Т.И.
В данном исследовании агрессия рассматривается с точки зрения поведенческих реакций.
Читать PDF
6.01 мб

Агрессивное поведение женщин (литературный обзор)

Г.Т. Сейсебаева, А. Турганбекова, С. Махкамова, М. Рахымжан, Е.Караулов
В данной статье представлены сведения обо всех аспектах правонарушений, совершенных женщиной, социальных, клинических, биологических, психологических — в их взаимосвязи, а так же сведения о болезненных состояниях и связанных с ним
Читать PDF
435.06 кб

Кросс-культурные особенности агрессивного поведения

Гуриева Светлана Дзахотовна, Ван Шо
В работе представлен теоретический анализ научной литературы, касающейся вопросов изучения понимания агрессии, агрессивного поведения, раскрыт механизм формирования агрессивного поведения через такие феномены, как агрессия, вражда
Читать PDF
464.01 кб

Феномен агрессивного поведения в студенческой среде

Холина Оксана Александровна
Агрессия как поведенческий феномен и психологическая реальность в различных своих проявлениях является объектом изучения многих научных антропоцентричных дисциплин.
Читать PDF
81.30 кб

Речевая реакция на агрессивное поведение собеседника

Белецкая О.
Читать PDF
149.07 кб

Психологические проблемы агрессивного поведения детей

Ениколопов С.Н.
Сегодня в стране нарастает насильственная преступность подростков, в то же время сами подростки все чаще становятся жертвами насилия. То же происходит очень часто и с детьми.

Похожие термины:

  • Агрессия агрессивное поведение

    [лат. agressio – нападение] враждебные действия, целью которых является нанесение страдания, ущерба другим; одна из реакций живого существа на фрустрацию потребностей, на конфликт. По своей направленн
  • ПОВЕДЕНИЕ АГРЕССИВНОСАДИСТСКОЕ

    нападение на обидчиков или случайных лиц, нанесение побоев, «вымещение злобы», разрушительные действия, без учета ситуации. Садистское – поведение ребенка, подростка, когда причинение боли или вр