КРУЖОК
КРУЖОК
1) (общеметодологическая позиция) группа лиц с общими интересами, объединившихся для совместных занятий каким либо видом деятельности; 2) (педагогическая позиция) самодеятельное объединение учащихся, занимающихся углубленным изучением вопросов науки, литературы, искусства; 3) (педагогическая позиция) одна из форм внеклассной и внешкольной работы, с целью углубления и расширения кругозора учащихся, удовлетворения их интересов и запросов, развития творческих способностей, практических умений и навыков, накопления практического опыта.
КРУЖОК
группа учащихся с общими интересами, объединившихся для совместных занятий во внеучебное время. «Внеклассная работа проводится в школах… через кружки и путем массовых мероприятий. Кружки организуются для учащихся, начиная с 3 класса. Разнообразные кружки можно свести к следующим основным группам: 1) общеобразовательные (лит., ист., геогр., краеведч., юных натуралистов-мичуринцев, мат. и др.); 2) худ. (драм., хоровой, муз., живописи и рисования, хореографич. и др.); 3) трудовые и тех. (кружок “Умелые руки” для учащихся 3–5 классов, электротех., радиотех., авиамодельный, кройки и шитья и др.); 4) физкультурные и спортивные. Участие детей в кружках совершенно добровольное. Дети группируются в кружки независимо от класса и возраста, соответственно своим интересам» (Медынский, 1955, 103). Из пособия 1957 года для классных руководителей: «Одним из основных видов внеклассной работы является кружковая работа. Кружками обычно руководят учителяпредметники или кто-либо из приглашенных специалистов. Но бывают случаи когда кл. руководитель организует кружок в своем классе по тому предмету, который он сам преподает, или какой-либо другой кружок… Шк. кружки бывают предметные, лит.-драм., тех., краеведч., туристские, муз.-хоровые, кружки “Умелые руки”, спортивные и др. В орг-ции и проведении кружковой работы роль кл. рук. заключается в том, чтобы… вовлекать учащихся в кружки и затем следить за их работой, памятуя о том, что каждый ученик может состоять не больше как в двух кружках (один – предметный, а другой – худ. или спорт…. Наиболее распр. кружками, которыми могут руководить сами кл. руководители в зависимости от их склонностей и способностей, являются различные тех. кружки, худ. и спортивные. Вовлечение учащихся в кружки нужно осуществлять с учетом их интересов и склонностей, с учётом возраста. VII пленум ЦК ВЛКСМ и XII съезд ВЛКСМ рекомендовали для уч-ся VI–VII кл. создавать такие предметные и тех. кружки, как физ., хим., электротех., радиотех., фотографии, авиамодельные, судомодельные, с.-х. и тех. Для учащихся пятых классов рекомендуется создавать кружки “Умелые руки” по изготовлению простейших моделей и приборов, по обучению переплетному делу, выпиливанию, рукоделию. Для учащихся V–VII классов создаются юннатские кружки, имеющие большое значение в формировании материалистич. мировоззрения учащихся, в восп. у них любви к природе, в приобщении их к труду. В VIII–X классах создаются различного рода предметные и тех. кружки. Для учащихся V–X классов организуются также хоровые, драм. и различ. спорт. кружки… Наиболее распространенными тех. кружками являются такие, как кружки юных электротехников и радиолюбителей, юных авиамоделистов, по изучению автомобилей, мотоциклов, тракторов, комбайнов… …Важное значение приобретает работа кружков в сельских школах [–] юных растениеводов и животноводов, по изучению автомобилей, тракторов, комбайнов и других с.-х. машин…» (КР, 1957, 182–184).
О 1930-х гг. в Ленинграде: «…Кружков в школе работало множество… Ставили спектакли, выпускали журналы» (Гранин, 1990–5, 479).
О середине 1930-х гг.: «…Те кружки, которые у нас есть, носят чаще всего либо физкультурный, либо театральный характер. Затем, у нас считается, что кружок по литературе, по изучению природы, по истории – это продолжение учёбы. Непременно в кружке должен быть руководитель, который должен всё рассказывать, а ребята, как птенцы, должны лишь разевать рты и только глотать им преподносимое. Без руководителя у нас кружок не мыслится. Нужно в кружках больше детской самостоятельности» (Крупская, [1937] 1954, 75).
О литературном и боксерском кружках в 1941–1945 гг.: «В тяжелые военные годы сколько кружков (добровольно, бескорыстно!) вели наши учителя! Книг было мало, и поэтому особенно приятны были чтения вслух в нашей библиотеке, в лит. кружке… Физкультурник – боксер, потерявший на войне руку, – учил ребят боксу и организовывал показательные бои. (Рассказывали: шел он вечером с учениками, а на них – двое здоровенных детин. Однорукий Петр Дмитриевич быстренько уложил их в снег… После этого в боксерский кружок отбою не было)» (Санников, 2001).
О перв. пол. 1950-х гг.: «В своё время ещё Н. К. Крупская осуждала тот факт, что в дома пионеров “брали только одарённых ребят, отличников, а ребят с улицы не брали”. Этой болезнью, к сожалению, страдают и сейчас некоторые пед. коллективы школ и внешкольных учреждений. Они строят внекла. и внешк. работу, опираясь только на наиболее организованных и хорошо успевающих школьников. Они подчас возводят даже в принцип недопустимость вовлечения в кружки или различные другие внекл. или внешк. мероприятия неуспевающих учеников, а порой не допускают в кружки даже имеющих “тройки”… В задачу работы с учащимися по технике входит создание кружков “Умелые руки” для мл. школьников, в первую очередь для III–V классов, орг-ция разнообразных тех. кружков для учащихся сред. и старшего возраста, а также кружков юных физиков, химиков, математиков для учащихся VII–X классов» (ВВВР, 1955; 12, 22).
О начале 1960-х гг.: «После уроков в пятом классе “А” выбирали редколлегию, старосту и записывались в разные кружки» (Карпенко, 1962, 16).
О 1970-х гг.: «Кружки для школьников организуются в школах, внешк. учреждениях и по месту жительства детей. Занятия в кружках являются одной из самых распростр. форм внекл. и внешк. работы с учащимися. Записаться в интересующий его кружок может любой желающий. Занятия проводятся бесплатно один-два раза в неделю. Кружки помогают выявлению индивидуальных наклонностей детей и развитию их творческих способностей. Самыми распростр. в школе являются предметные кружки, в которых ученики занимаются углублённым изучением какого-либо учеб. предмета, например, физ. кружок, мат. кружок, кружок ин. языка, географич. кружок и т. д. В таких кружках, как правило, занимаются по группам, объединяющим учеников одного года обучения (например, учеников девятых классов). Ведут кружки учителя-предметники. В помощь руководителям кружков издаются спец. программы. Занятия проводятся в форме бесед, докладов, рефератов, сообщений, практических опытов. На них кружковцы изучают материал сверх учеб. программы, знакомятся с новостями науки, техники, лит-ры. Предметные кружки часто объединяются в шк. и пионер. науч. общества и клубы. Так, активисты кружка ин. языка становятся, как правило, членами клуба интернац. дружбы. Кроме предметных, в школе действуют и такие кружки, как “Умелые руки”, в котором дети учатся своими руками делать красивые и нужные вещи, кружки юных радиотехников, драм. кружки, кружки худ. самодеят-сти и др. Работу в таких кружках часто ведут шефы школы и родители учеников. …Во внешк. учреждениях… работают кружки самого разного профиля. Юные техники, натуралисты, химики, художники – постоянные участники различ. конкурсов, смотров и соревнований. Лучшие работы кружковцев представлены на выставках дет. тех. или худ. творчества. Кружковая работа развита в проф.-тех. училищах, сред. спец…. учеб. заведениях» (Денисова, 1978, 132–133).
О конце 1970-х гг.: «Мама записала его в шесть разных кружков. Максиму жалко маму. Он беспокоится, ей кажется, что самое главное – не оставить ему ни минуты свободного времени, тем меньше у него возможности попасть в плохую компанию, сбиться с пути» (Матвеева, [1982] 1986, 36).
О 1980-х гг.: «В отличие от факультативов, ученич. кружки могут создаваться уже в нач. классах, работают они без обязат. программы, планы и хар-р работы определяются руководителями кружков и ребятамикружковцами. В школах создаются кружки различного профиля: предметные (служащие для расширения и углубления знаний по интересующим ребят предметам шк. программы), художеств.-эстетич., технические, краеведческие и экскурсионно-туристические, красных следопытов, юных натуралистов и защитников родной природы, спортивные (секции) и др.» (СВ, 1990, 283). Кружок выразительного чтения.
О середине 1960-х гг.: «Бывает, что хорошо читающие ученики (школьные “лауреаты”) быстро покидают кружок [выразительного чтения]. Кропотливая работа над исполнением их не увлекает, а с успехом выступить на шк. вечере они могут и без этого. И, наоборот, часто “оседают” учащиеся, не имеющие на первый взгляд никаких исполнительских способностей» (Завадская, 1968, 25–26). Кружок радиолюбителей см.: Радиолюбительство. Кружок современных танцев.
О вт. пол. 1960-х гг.: «Я обернулся и увидел, что сзади ковыляет Кудя. “Ногу подвернул”, – сказал он. “Когда? Сейчас?” “Вчера. На кружке современных танцев. Вчера был кружок современных танцев….”» (Вольф, 1971, 39). Кружок судомодельный.
О перв. пол. 1960-х гг.: «..Однажды мы… отправились в судомодельный кружок при Доме пионеров, чтобы научиться строить пока что хоть маленькие корабли. Но там все с азартом делали кордовые авиамодели, мастер неохотно выдал нам какой-то готовый набор из плохо обструганных деревяшек…» (Клех, 2003). Кружок юннатов - см.: Кружок; Юннаты.
О конце 1940-х гг.: «Взрослые и Лена, недавно избранная председателем кружка юннатов, заняли места за учительским столом» (Шаров, 1961, 30). Кружок юных натуралистов - см.: Кружок; Юннаты.
О перв. пол. 1950-х гг.: «Все более широкое распространение в школах получают кружки юных натуралистов, в кот. под рук-вом учителя на шк. учебно-опытных участках и в уголках живой природы занимаются пионеры и школьники, особо интересующиеся вопросами сел. х-ва и биологии» (ВВВР, 1955, 27).
О 1930-х гг. в Ленинграде: «…Кружков в школе работало множество… Ставили спектакли, выпускали журналы» (Гранин, 1990–5, 479).
О середине 1930-х гг.: «…Те кружки, которые у нас есть, носят чаще всего либо физкультурный, либо театральный характер. Затем, у нас считается, что кружок по литературе, по изучению природы, по истории – это продолжение учёбы. Непременно в кружке должен быть руководитель, который должен всё рассказывать, а ребята, как птенцы, должны лишь разевать рты и только глотать им преподносимое. Без руководителя у нас кружок не мыслится. Нужно в кружках больше детской самостоятельности» (Крупская, [1937] 1954, 75).
О литературном и боксерском кружках в 1941–1945 гг.: «В тяжелые военные годы сколько кружков (добровольно, бескорыстно!) вели наши учителя! Книг было мало, и поэтому особенно приятны были чтения вслух в нашей библиотеке, в лит. кружке… Физкультурник – боксер, потерявший на войне руку, – учил ребят боксу и организовывал показательные бои. (Рассказывали: шел он вечером с учениками, а на них – двое здоровенных детин. Однорукий Петр Дмитриевич быстренько уложил их в снег… После этого в боксерский кружок отбою не было)» (Санников, 2001).
О перв. пол. 1950-х гг.: «В своё время ещё Н. К. Крупская осуждала тот факт, что в дома пионеров “брали только одарённых ребят, отличников, а ребят с улицы не брали”. Этой болезнью, к сожалению, страдают и сейчас некоторые пед. коллективы школ и внешкольных учреждений. Они строят внекла. и внешк. работу, опираясь только на наиболее организованных и хорошо успевающих школьников. Они подчас возводят даже в принцип недопустимость вовлечения в кружки или различные другие внекл. или внешк. мероприятия неуспевающих учеников, а порой не допускают в кружки даже имеющих “тройки”… В задачу работы с учащимися по технике входит создание кружков “Умелые руки” для мл. школьников, в первую очередь для III–V классов, орг-ция разнообразных тех. кружков для учащихся сред. и старшего возраста, а также кружков юных физиков, химиков, математиков для учащихся VII–X классов» (ВВВР, 1955; 12, 22).
О начале 1960-х гг.: «После уроков в пятом классе “А” выбирали редколлегию, старосту и записывались в разные кружки» (Карпенко, 1962, 16).
О 1970-х гг.: «Кружки для школьников организуются в школах, внешк. учреждениях и по месту жительства детей. Занятия в кружках являются одной из самых распростр. форм внекл. и внешк. работы с учащимися. Записаться в интересующий его кружок может любой желающий. Занятия проводятся бесплатно один-два раза в неделю. Кружки помогают выявлению индивидуальных наклонностей детей и развитию их творческих способностей. Самыми распростр. в школе являются предметные кружки, в которых ученики занимаются углублённым изучением какого-либо учеб. предмета, например, физ. кружок, мат. кружок, кружок ин. языка, географич. кружок и т. д. В таких кружках, как правило, занимаются по группам, объединяющим учеников одного года обучения (например, учеников девятых классов). Ведут кружки учителя-предметники. В помощь руководителям кружков издаются спец. программы. Занятия проводятся в форме бесед, докладов, рефератов, сообщений, практических опытов. На них кружковцы изучают материал сверх учеб. программы, знакомятся с новостями науки, техники, лит-ры. Предметные кружки часто объединяются в шк. и пионер. науч. общества и клубы. Так, активисты кружка ин. языка становятся, как правило, членами клуба интернац. дружбы. Кроме предметных, в школе действуют и такие кружки, как “Умелые руки”, в котором дети учатся своими руками делать красивые и нужные вещи, кружки юных радиотехников, драм. кружки, кружки худ. самодеят-сти и др. Работу в таких кружках часто ведут шефы школы и родители учеников. …Во внешк. учреждениях… работают кружки самого разного профиля. Юные техники, натуралисты, химики, художники – постоянные участники различ. конкурсов, смотров и соревнований. Лучшие работы кружковцев представлены на выставках дет. тех. или худ. творчества. Кружковая работа развита в проф.-тех. училищах, сред. спец…. учеб. заведениях» (Денисова, 1978, 132–133).
О конце 1970-х гг.: «Мама записала его в шесть разных кружков. Максиму жалко маму. Он беспокоится, ей кажется, что самое главное – не оставить ему ни минуты свободного времени, тем меньше у него возможности попасть в плохую компанию, сбиться с пути» (Матвеева, [1982] 1986, 36).
О 1980-х гг.: «В отличие от факультативов, ученич. кружки могут создаваться уже в нач. классах, работают они без обязат. программы, планы и хар-р работы определяются руководителями кружков и ребятамикружковцами. В школах создаются кружки различного профиля: предметные (служащие для расширения и углубления знаний по интересующим ребят предметам шк. программы), художеств.-эстетич., технические, краеведческие и экскурсионно-туристические, красных следопытов, юных натуралистов и защитников родной природы, спортивные (секции) и др.» (СВ, 1990, 283). Кружок выразительного чтения.
О середине 1960-х гг.: «Бывает, что хорошо читающие ученики (школьные “лауреаты”) быстро покидают кружок [выразительного чтения]. Кропотливая работа над исполнением их не увлекает, а с успехом выступить на шк. вечере они могут и без этого. И, наоборот, часто “оседают” учащиеся, не имеющие на первый взгляд никаких исполнительских способностей» (Завадская, 1968, 25–26). Кружок радиолюбителей см.: Радиолюбительство. Кружок современных танцев.
О вт. пол. 1960-х гг.: «Я обернулся и увидел, что сзади ковыляет Кудя. “Ногу подвернул”, – сказал он. “Когда? Сейчас?” “Вчера. На кружке современных танцев. Вчера был кружок современных танцев….”» (Вольф, 1971, 39). Кружок судомодельный.
О перв. пол. 1960-х гг.: «..Однажды мы… отправились в судомодельный кружок при Доме пионеров, чтобы научиться строить пока что хоть маленькие корабли. Но там все с азартом делали кордовые авиамодели, мастер неохотно выдал нам какой-то готовый набор из плохо обструганных деревяшек…» (Клех, 2003). Кружок юннатов - см.: Кружок; Юннаты.
О конце 1940-х гг.: «Взрослые и Лена, недавно избранная председателем кружка юннатов, заняли места за учительским столом» (Шаров, 1961, 30). Кружок юных натуралистов - см.: Кружок; Юннаты.
О перв. пол. 1950-х гг.: «Все более широкое распространение в школах получают кружки юных натуралистов, в кот. под рук-вом учителя на шк. учебно-опытных участках и в уголках живой природы занимаются пионеры и школьники, особо интересующиеся вопросами сел. х-ва и биологии» (ВВВР, 1955, 27).
Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.