КРУЖОК

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

КРУЖОК
1) (общеметодологическая позиция) группа лиц с общими интересами, объединившихся для совместных занятий каким либо видом деятельности; 2) (педагогическая позиция) самодеятельное объединение учащихся, занимающихся углубленным изучением вопросов науки, литературы, искусства; 3) (педагогическая позиция) одна из форм внеклассной и внешкольной работы, с целью углубления и расширения кругозора учащихся, удовлетворения их интересов и запросов, развития творческих способностей, практических умений и навыков, накопления практического опыта.

Источник: Социально-педагогический словарь. 2016 г.

КРУЖОК
группа учащихся с общими интересами, объединившихся для совместных занятий во внеучебное время. «Внеклассная работа проводится в школах… через кружки и путем массовых мероприятий. Кружки организуются для учащихся, начиная с 3 класса. Разнообразные кружки можно свести к следующим основным группам: 1) общеобразовательные (лит., ист., геогр., краеведч., юных натуралистов-мичуринцев, мат. и др.); 2) худ. (драм., хоровой, муз., живописи и рисования, хореографич. и др.); 3) трудовые и тех. (кружок “Умелые руки” для учащихся 3–5 классов, электротех., радиотех., авиамодельный, кройки и шитья и др.); 4) физкультурные и спортивные. Участие детей в кружках совершенно добровольное. Дети группируются в кружки независимо от класса и возраста, соответственно своим интересам» (Медынский, 1955, 103). Из пособия 1957 года для классных руководителей: «Одним из основных видов внеклассной работы является кружковая работа. Кружками обычно руководят учителяпредметники или кто-либо из приглашенных специалистов. Но бывают случаи когда кл. руководитель организует кружок в своем классе по тому предмету, который он сам преподает, или какой-либо другой кружок… Шк. кружки бывают предметные, лит.-драм., тех., краеведч., туристские, муз.-хоровые, кружки “Умелые руки”, спортивные и др. В орг-ции и проведении кружковой работы роль кл. рук. заключается в том, чтобы… вовлекать учащихся в кружки и затем следить за их работой, памятуя о том, что каждый ученик может состоять не больше как в двух кружках (один – предметный, а другой – худ. или спорт…. Наиболее распр. кружками, которыми могут руководить сами кл. руководители в зависимости от их склонностей и способностей, являются различные тех. кружки, худ. и спортивные. Вовлечение учащихся в кружки нужно осуществлять с учетом их интересов и склонностей, с учётом возраста. VII пленум ЦК ВЛКСМ и XII съезд ВЛКСМ рекомендовали для уч-ся VI–VII кл. создавать такие предметные и тех. кружки, как физ., хим., электротех., радиотех., фотографии, авиамодельные, судомодельные, с.-х. и тех. Для учащихся пятых классов рекомендуется создавать кружки “Умелые руки” по изготовлению простейших моделей и приборов, по обучению переплетному делу, выпиливанию, рукоделию. Для учащихся V–VII классов создаются юннатские кружки, имеющие большое значение в формировании материалистич. мировоззрения учащихся, в восп. у них любви к природе, в приобщении их к труду. В VIII–X классах создаются различного рода предметные и тех. кружки. Для учащихся V–X классов организуются также хоровые, драм. и различ. спорт. кружки… Наиболее распространенными тех. кружками являются такие, как кружки юных электротехников и радиолюбителей, юных авиамоделистов, по изучению автомобилей, мотоциклов, тракторов, комбайнов… …Важное значение приобретает работа кружков в сельских школах [–] юных растениеводов и животноводов, по изучению автомобилей, тракторов, комбайнов и других с.-х. машин…» (КР, 1957, 182–184).
О 1930-х гг. в Ленинграде: «…Кружков в школе работало множество… Ставили спектакли, выпускали журналы» (Гранин, 1990–5, 479).
О середине 1930-х гг.: «…Те кружки, которые у нас есть, носят чаще всего либо физкультурный, либо театральный характер. Затем, у нас считается, что кружок по литературе, по изучению природы, по истории – это продолжение учёбы. Непременно в кружке должен быть руководитель, который должен всё рассказывать, а ребята, как птенцы, должны лишь разевать рты и только глотать им преподносимое. Без руководителя у нас кружок не мыслится. Нужно в кружках больше детской самостоятельности» (Крупская, [1937] 1954, 75).
О литературном и боксерском кружках в 1941–1945 гг.: «В тяжелые военные годы сколько кружков (добровольно, бескорыстно!) вели наши учителя! Книг было мало, и поэтому особенно приятны были чтения вслух в нашей библиотеке, в лит. кружке… Физкультурник – боксер, потерявший на войне руку, – учил ребят боксу и организовывал показательные бои. (Рассказывали: шел он вечером с учениками, а на них – двое здоровенных детин. Однорукий Петр Дмитриевич быстренько уложил их в снег… После этого в боксерский кружок отбою не было)» (Санников, 2001).
О перв. пол. 1950-х гг.: «В своё время ещё Н. К. Крупская осуждала тот факт, что в дома пионеров “брали только одарённых ребят, отличников, а ребят с улицы не брали”. Этой болезнью, к сожалению, страдают и сейчас некоторые пед. коллективы школ и внешкольных учреждений. Они строят внекла. и внешк. работу, опираясь только на наиболее организованных и хорошо успевающих школьников. Они подчас возводят даже в принцип недопустимость вовлечения в кружки или различные другие внекл. или внешк. мероприятия неуспевающих учеников, а порой не допускают в кружки даже имеющих “тройки”… В задачу работы с учащимися по технике входит создание кружков “Умелые руки” для мл. школьников, в первую очередь для III–V классов, орг-ция разнообразных тех. кружков для учащихся сред. и старшего возраста, а также кружков юных физиков, химиков, математиков для учащихся VII–X классов» (ВВВР, 1955; 12, 22).
О начале 1960-х гг.: «После уроков в пятом классе “А” выбирали редколлегию, старосту и записывались в разные кружки» (Карпенко, 1962, 16).
О 1970-х гг.: «Кружки для школьников организуются в школах, внешк. учреждениях и по месту жительства детей. Занятия в кружках являются одной из самых распростр. форм внекл. и внешк. работы с учащимися. Записаться в интересующий его кружок может любой желающий. Занятия проводятся бесплатно один-два раза в неделю. Кружки помогают выявлению индивидуальных наклонностей детей и развитию их творческих способностей. Самыми распростр. в школе являются предметные кружки, в которых ученики занимаются углублённым изучением какого-либо учеб. предмета, например, физ. кружок, мат. кружок, кружок ин. языка, географич. кружок и т. д. В таких кружках, как правило, занимаются по группам, объединяющим учеников одного года обучения (например, учеников девятых классов). Ведут кружки учителя-предметники. В помощь руководителям кружков издаются спец. программы. Занятия проводятся в форме бесед, докладов, рефератов, сообщений, практических опытов. На них кружковцы изучают материал сверх учеб. программы, знакомятся с новостями науки, техники, лит-ры. Предметные кружки часто объединяются в шк. и пионер. науч. общества и клубы. Так, активисты кружка ин. языка становятся, как правило, членами клуба интернац. дружбы. Кроме предметных, в школе действуют и такие кружки, как “Умелые руки”, в котором дети учатся своими руками делать красивые и нужные вещи, кружки юных радиотехников, драм. кружки, кружки худ. самодеят-сти и др. Работу в таких кружках часто ведут шефы школы и родители учеников. …Во внешк. учреждениях… работают кружки самого разного профиля. Юные техники, натуралисты, химики, художники – постоянные участники различ. конкурсов, смотров и соревнований. Лучшие работы кружковцев представлены на выставках дет. тех. или худ. творчества. Кружковая работа развита в проф.-тех. училищах, сред. спец…. учеб. заведениях» (Денисова, 1978, 132–133).
О конце 1970-х гг.: «Мама записала его в шесть разных кружков. Максиму жалко маму. Он беспокоится, ей кажется, что самое главное – не оставить ему ни минуты свободного времени, тем меньше у него возможности попасть в плохую компанию, сбиться с пути» (Матвеева, [1982] 1986, 36).
О 1980-х гг.: «В отличие от факультативов, ученич. кружки могут создаваться уже в нач. классах, работают они без обязат. программы, планы и хар-р работы определяются руководителями кружков и ребятамикружковцами. В школах создаются кружки различного профиля: предметные (служащие для расширения и углубления знаний по интересующим ребят предметам шк. программы), художеств.-эстетич., технические, краеведческие и экскурсионно-туристические, красных следопытов, юных натуралистов и защитников родной природы, спортивные (секции) и др.» (СВ, 1990, 283). Кружок выразительного чтения.
О середине 1960-х гг.: «Бывает, что хорошо читающие ученики (школьные “лауреаты”) быстро покидают кружок [выразительного чтения]. Кропотливая работа над исполнением их не увлекает, а с успехом выступить на шк. вечере они могут и без этого. И, наоборот, часто “оседают” учащиеся, не имеющие на первый взгляд никаких исполнительских способностей» (Завадская, 1968, 25–26). Кружок радиолюбителей см.: Радиолюбительство. Кружок современных танцев.
О вт. пол. 1960-х гг.: «Я обернулся и увидел, что сзади ковыляет Кудя. “Ногу подвернул”, – сказал он. “Когда? Сейчас?” “Вчера. На кружке современных танцев. Вчера был кружок современных танцев….”» (Вольф, 1971, 39). Кружок судомодельный.
О перв. пол. 1960-х гг.: «..Однажды мы… отправились в судомодельный кружок при Доме пионеров, чтобы научиться строить пока что хоть маленькие корабли. Но там все с азартом делали кордовые авиамодели, мастер неохотно выдал нам какой-то готовый набор из плохо обструганных деревяшек…» (Клех, 2003). Кружок юннатов - см.: Кружок; Юннаты.
О конце 1940-х гг.: «Взрослые и Лена, недавно избранная председателем кружка юннатов, заняли места за учительским столом» (Шаров, 1961, 30). Кружок юных натуралистов - см.: Кружок; Юннаты.
О перв. пол. 1950-х гг.: «Все более широкое распространение в школах получают кружки юных натуралистов, в кот. под рук-вом учителя на шк. учебно-опытных участках и в уголках живой природы занимаются пионеры и школьники, особо интересующиеся вопросами сел. х-ва и биологии» (ВВВР, 1955, 27).

Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.



Найдено научных статей по теме — 10

Читать PDF
125.92 кб

Кружок топонимики в школе

Беляева Валентина Николаевна
Аннотация: Автор статьи предоставляет эмпирические знания по созданию и работе школьного кружка топонимики.
Читать PDF
64.87 кб

Молодежный научный кружок — важное звено в подготовке специалиста

Онучина Елена Владимировна
В статье рассмотрено влияние молодежного научного кружка на формирование специалиста.
Читать PDF
471.49 кб

Научный кружок как эффективная учебно-профессиональная среда будущих педагогов-технологов

Панина Светлана Викторовна, Бортник Александра Федоровна
В статье раскрывается опыт организации исследовательской работы будущих педагогов.
Читать PDF
264.56 кб

Исторический кружок в системе патриотического воспитания курсантов и их приобщения к культурным ценн

Калач Е.В.
Читать PDF
264.56 кб

Исторический кружок в системе патриотического воспитания курсантов и их приобщения к культурным ценн

Калач Е.В.
Читать PDF
826.66 кб

Физический студенческий кружок

И.В. Серюкова
В статье сообщается об опыте использования международных инициатив в работе физического студенческого кружка, решая задачу образовательную и воспитательную – приобщая студентов к деятельности международной организации ООН и ее про
Читать PDF
923.29 кб

Научно-исследовательский кружок «Химикус» как элемент образовательной среды вуза

Нелюбина Елена Георгиевна, Сафина Лилия Галимзановна
Понятие «образовательная среда вуза» имеет достаточно много трактовок и направлений исследований.
Читать PDF
619.96 кб

Математический кружок в сети Интернет

Федотов Валерий Павлович
Проект, о котором идет речь, является составной частью программы "Международный математический кружок", реализуемой автором с 1995 года и поддержанной грантом Сороса на 1998-99 учебный год.
Читать PDF
1,004.11 кб

Студенческий научный кружок по анатомии как первая ступень в формировании исследовательской компетен

В статье рассматривается влияние участия студентов младших (1-2 курсов) в научных студенческих кружках на формирование научно-исследовательской компетентности, на примере кружка по «Анатомии человека».
Читать PDF
510.57 кб

Научный кружок кафедры иностранных языков: основные аспекты работы

Киселёва Екатерина Сергеевна
В статье говорится об основных направлениях работы научного кружка кафедры иностранных языков Санкт-Петербургского университета МВД России.

Похожие термины:

  • ММПК - московский методолого-педагогический кружок

    первоначально был создан как функциональное звено ММК, предназначенное для инвентаризации результатов работы ММК, выработки учебно-значимых комплексов средств языка теории деятельности и мышле
  • Методологический кружок

    сообщество приверженцев исходных оснований методологического движения, осуществляющих систематическую работу по анализу "содержаний" (методологических концепций, понятий, способов работы, идей
  • ММК - московский методологический кружок

    первое систематическое и в рамках программной организации бытие методологии, начавшее разработки с середины 50-х годов в г. Москве и быстро распространившееся по территории СССР. Первым и долговре
  • Научный кружок

    научное общество) — содружество обучающихся и обучающих, занимающихся исследовательской деятельностью. В научных кружках и обществах формируются начальные навыки научно-исследовательской деят
  • АВИАМОДЕЛЬНЫЙ кружок

    кружок, в котором занимаются авиамоделизмом. О мальчиках 9–11 лет в 1940–1941 гг.: «Я узнаю его… Мы ходили вместе с ним в Дом пионеров заниматься в кружке авиамоделистов» (Демиденко, 1962, 25). О пятиклассни
  • ГИМНАСТИЧЕСКИЙ кружок

    см.: Кружок. О девочке-подростке в конце 1970-х гг.: «В тот же день [Нюся] вступила в школьный гимнастический кружок. Говорят, у нее есть способности к гимнастике: она с ходу идет на полушпагат, после неб
  • ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЙ кружок

    кружок, в котором обучают танцам. О вечере выпускников в нач. 1970-х гг.: «Потом шёл концерт. Десятиклассники играли на своих электрогитарах. И девочки из хореографического кружка танцевали танец мал
  • ХОРОВОЙ кружок хоркружок

    см.: Кружок. О Новосибирске в нач. 1920-х гг.: «Где-то во втором классе я уже участвовала в работе драмкружка и играла в спектакле “Терем-теремок”… Я сделала всё, что положено, но сказала себе, что боль
  • КРУЖОК юных киномехаников

    см.: Кружок. О 1953–1954 гг.: «За последние два года широко стали развиваться кружки юных киномехаников. Изучив киноаппарат, школьники активно помогают учителям и пионер. вожатым демонстрировать фильм
  • ЛИТЕРАТУРНЫЙ кружок

    самодеятельное объединение учащихся, занимающихся углубленным изучением литературы. Кружок – основная форма внеклассной работы. Формой кружковой работы может быть деятельность литературного к
  • МУЗЫКАЛЬНЫЙ кружок

    см.: Кружок. О вт. пол. 1940-х гг.: «Мы занимаемся в школьном муз. кружке, и на вечере шестых классов я пою песенки своего сочинения, а Жорка аккомпанирует на баяне и очень волнуется» (Иванова, 1964, 48).
  • ПЛАНЁРНЫЙ кружок

    см.: Кружок; Планёр. О 1937–1941 гг.: «Тимка прислушался. “У нас в этой самой школе до войны был планёрный кружок, – говорил человек с орденами. – Да, да, не модельный – планёрный, старшие ребята построил
  • СНАЙПЕРСКИЙ кружок

    школьный кружок, дававший снайперскую подготовку. Ср.: Стрелковый кружок. О 1943–1944 гг. в Москве: «Мы приехали в Москву из эвакуации уже в [19]43 году… В это время мы учились в женской школе, отдельно от
  • СТРЕЛКОВЫЙ кружок

    кружок (во внешкольном учреждении, например, во Дворце пионеров), в котором обучают меткой стрельбе из стрелкового оружия. О Дворце пионеров в Куйбышеве в 1950-х – нач. 1960х гг.: «Перед нами – дом чудес
  • ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ кружок

    см.: Кружок. О Петрозаводске в 1935–1937 гг.: «В школе вдруг появились танцевальные кружки. Причем изучались не только “бальные танцы” (вальс, падэспань и пр.), доступ которым в сферу взрослой жизни был
  • ТЕАТРАЛЬНЫЙ кружок

    см. Кружок. О девочке в 1940-е гг.: «Я играла в театральном кружке в школе, я создавала театральные кружки, где только могла, всегда рассказывая людям, что самые умные люди играли в домашних и школьных т
  • ТЕХНИЧЕСКИЙ кружок

    См.: Кружок. О конце 1940-х гг.: «Каждое занятие кружка должно включать: а) практич. работы, наблюдения, опыты, изготовление детьми интересных моделей-игрушек и б) беседы о технич. использовании человек
  • ТУРИСТИЧЕСКИЙ кружок

    см.: Кружок. О Челябинске середины 1960-х гг.: «1966 год. Я окончила шестой класс, но в лагерь путевок не досталось! И что же делать, чем заняться? И вдруг двор облетела весть: при домоуправлении открылся т
  • Учебный кружок

    1) В 60-х годах бывший шведский премьерминистр Улоф Пальме сказал: «Швеция в большой степени – это Учебный Кружок Демократии». Швеция действительно широко известна деятельностью своих учебных круж