ГРУППА
Группа
индивиды, взаимодействующие друг с другом на основе формальных или неформальных связей.
ГРУППА
человеческая общность, выделяемая в социальном целом на основе определенного признака [80, c. 110].
Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины
ГРУППА
относительно устойчивая общность индивидов, связанных общими целями и нормами, системой отношений, включающая распределение обязанностей, мотивы, побуждающие участников вести себя в соответствии с принятыми в группе ожиданиями, иерархию статусов, дилерство и т. п.
Источник: Словарь по образованию и педагогике.
Группа
объединение субъектов или личностей по критериям совместного достижения цели, решения задачи или оформления и решения проблем, обладающее тенденцией воспроизводства сплоченности и взаимоготовностью к коррекции действий при выходе за рамки нормы совместной деятельности.
Источник: Методологический словарь для стратегов
Группа
четко ограниченная в размерах совокупность людей, которая вычленяется из широкого социума как некое отдельная психологически самоценная общность, объединенная в логике какихлибо значимых оснований, это совокупность людей, выделенная на основе какого-либо одного или нескольких, общих для них признаков.
Источник: Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. 2013
ГРУППА
Человеческая общность, выделяемая в социальном целом на основе определенного признака (классовой принадлежности, наличия совместной деятельности и т. п.). Для организации процесса обучения иностранным языкам оказываются важными следующие параметры Г.: композиция (состав), структура (отношения руководства и подчинения, распределение «ролей» и др.), групповые процессы (межличностные отношения в их динамике), групповые нормы и ценности, уровень группового развития. Ср. коллектив.
Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).
ГРУППА
ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков (характера выполняемой деятельности, социальной или классовой принадлежности, внутренней организации, уровня развития и т. д.). Группы классифицируют по размеру (большие, малые), по общественному статусу (формальные, неформальные), по уровню развития (низкого и высокого — коллективы) и т. д. Величина, структура и состав группы определяются целями и задачами деятельности, в которую она включена или ради которой создана.
Источник: Профессиональное образование. Словарь
Группа
ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков (характера выполняемой деятельности, структуры, социальной принадлежности, композиции, уровня развития и др.). Наиболее распространены классификации Г. по общественному статусу: формальные (официальные) и неформальные (неофициальные); по уровню развития: низкого уровня развития (ассоциации, корпорации, диффузные группы) и высокого уровня развития (коллективы); по значимости: референтные и группы членства и т.д. Величина, структура и состав группы определяются целями и задачами деятельности, в которую она включена или ради которой создана. Командиру подразделения необходимо учитывать, что содержание совместной деятельности членов группы опосредует все процессы внутригрупповой дисциплины: развитие межличностных отношений, формирование групповых норм, ценностей, форм сотрудничества и взаимной ответственности. В воинских подразделениях имеют место случаи формирования неформальных Г. асоциальной направленности, которые объединяются по национальным признакам, землячеству, периодам службы и др.
Источник: Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения
ГРУППА
общность людей, выделяемая в социальном целом на основе определенного признака (классовая, социальная принадлежность, наличие и характер совместной деятельности, уровень развития межличностных отношений, специфика организации, единая направленность политических взглядов, интересов и т.д.). Соответственно в социологии и психологии определяется классификация Г.: Г. большие (социальные) и Г. малые; Г. формальные (официальные) и Г. неформальные (неофициальные); Г. высокого (коллективы) и Г. низкого уровня развития (корпорации); Г. референтные и Г. членства; Г. диффузные и др.
Социальная психология рассматривает Г. в качестве субъекта деятельности, в ходе которой Г. оказывается включенной в систему общественных отношений. Важнейшие параметры Г., изучаемые социальной психологией: состав (композиция) Г., структура Г. (структура коммуникаций, распределения ролей, отношения руководства и подчинения и т.п.), групповые процессы (межличностные отношения, степень сплоченности, групповое принятие решений, групповая оценка личности).
Лит.: Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М., 1982; Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. – М., 1981; Маленкова Л.И. Я – Человек. – М., 1996; Филонов Г.Н. Воспитание личности школьника. – М., 1985; Личностный потенциал работника: проблемы формирования и развития. – М., 1987; Битинас Б.П., Голубев Н.К. Введение в диагностику воспитания. – М., 1989; Профессиональная педагогика.
Учебник. – М., 1997.
И.И. Зарецкая
Социальная психология рассматривает Г. в качестве субъекта деятельности, в ходе которой Г. оказывается включенной в систему общественных отношений. Важнейшие параметры Г., изучаемые социальной психологией: состав (композиция) Г., структура Г. (структура коммуникаций, распределения ролей, отношения руководства и подчинения и т.п.), групповые процессы (межличностные отношения, степень сплоченности, групповое принятие решений, групповая оценка личности).
Лит.: Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М., 1982; Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. – М., 1981; Маленкова Л.И. Я – Человек. – М., 1996; Филонов Г.Н. Воспитание личности школьника. – М., 1985; Личностный потенциал работника: проблемы формирования и развития. – М., 1987; Битинас Б.П., Голубев Н.К. Введение в диагностику воспитания. – М., 1989; Профессиональная педагогика.
Учебник. – М., 1997.
И.И. Зарецкая
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.
ГРУППА
совокупность свободно объединившихся, равно полезных друг другу людей, в процессе взаимодействия удовлетворяющих личные запросы и интересы. Группы классифицируются: большие и малые; официальнее (формальные) и неофициальные (неформальные); членства и референтные и т.д.
Группа малая — относительно небольшое число непосредственно контактирующих индивидов, объединенных общими целями или задачами; в Г.м., как правило, имеется авторитетный лидер, вокруг которого объединены остальные члены группы. Если Г.м. занята социально значимой для всех ее членов совместной деятельностью, то она может представлять собой группу высокого уровня развития – коллектив.
Группа большая — 1) социальная общность, включающая значительное число людей, действующий совместно в значимых социальных ситуациях; 2) условная общность людей, выделяемая и объединяемая на основе некоторых признаков (классовых, национальных, половых, возрастных и др.).
Группа официальная (формальная)реальная или условная социальная общность, имеющая юридически фиксированный статус. Она всегда имеет нормативно закрепленную структуру, назначенное или избранное руководство, нормативно закрепленные права и обязанности ее членов.
Группа неофициальная (неформальная)социальная общность, не имеющая юридически фиксированного статуса, добровольно объединенная на основе интересов, симпатий или на основе прагматической пользы.
Группа референтная — реальная или воображаемая социальная общность (группа людей), на нормы, ценности и мнения которой индивид ориентируется в своем поведении. Она выполняет нормативную и сравнительную функции для самооценки поведения и действий членами группы.
Группа социальная ― устойчивая группа людей, занимающая определенное место и играющая присущую ей роль в общественном производстве. Это ― классы, интеллигенция, служащие, люди умственного и физического труда, население города и деревни.
Группы риска — группы населения (детей, подростков, молодежи, а также их семей), находящихся в критической ситуации или неблагоприятных условиях для жизни (генетического, биологического социального характера), испытывающих те или иные формы социальной дезаптации, проявляющие различные формы ассоциального поведения.
Группа риска на рынке труда — часть населения страны, которая в наибольшей степени подвержена риску увольнения в периоды сокращения рабочих мест работодателями, а также имеет наименьшие шансы на трудоустройство, будучи в составе безработных.
Группа малая — относительно небольшое число непосредственно контактирующих индивидов, объединенных общими целями или задачами; в Г.м., как правило, имеется авторитетный лидер, вокруг которого объединены остальные члены группы. Если Г.м. занята социально значимой для всех ее членов совместной деятельностью, то она может представлять собой группу высокого уровня развития – коллектив.
Группа большая — 1) социальная общность, включающая значительное число людей, действующий совместно в значимых социальных ситуациях; 2) условная общность людей, выделяемая и объединяемая на основе некоторых признаков (классовых, национальных, половых, возрастных и др.).
Группа официальная (формальная)реальная или условная социальная общность, имеющая юридически фиксированный статус. Она всегда имеет нормативно закрепленную структуру, назначенное или избранное руководство, нормативно закрепленные права и обязанности ее членов.
Группа неофициальная (неформальная)социальная общность, не имеющая юридически фиксированного статуса, добровольно объединенная на основе интересов, симпатий или на основе прагматической пользы.
Группа референтная — реальная или воображаемая социальная общность (группа людей), на нормы, ценности и мнения которой индивид ориентируется в своем поведении. Она выполняет нормативную и сравнительную функции для самооценки поведения и действий членами группы.
Группа социальная ― устойчивая группа людей, занимающая определенное место и играющая присущую ей роль в общественном производстве. Это ― классы, интеллигенция, служащие, люди умственного и физического труда, население города и деревни.
Группы риска — группы населения (детей, подростков, молодежи, а также их семей), находящихся в критической ситуации или неблагоприятных условиях для жизни (генетического, биологического социального характера), испытывающих те или иные формы социальной дезаптации, проявляющие различные формы ассоциального поведения.
Группа риска на рынке труда — часть населения страны, которая в наибольшей степени подвержена риску увольнения в периоды сокращения рабочих мест работодателями, а также имеет наименьшие шансы на трудоустройство, будучи в составе безработных.