КОЛЛЕКТИВ

Найдено 31 определение
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

КОЛЛЕКТИВ
группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе совместной деятельности высокого уровня развития [80, c.220].

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

КОЛЛЕКТИВ
социальная общность людей, объединенных на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения.

Источник: Краткий словарь современной педагогики.

Коллектив
отлат. collectivus - собирательный) - относительно компактная социальная группа, объединяющая людей, занятых решением конкретной общественной задачи.

Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии

Коллектив
[лат. collectivus – собирательный] – группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня организации и развития.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

КОЛЛЕКТИВ
(team) – собрание людей, объединенных общей целью (Иванов А.В. Cоциально-педагогическая работа в детских и молодежных объединениях, движениях: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2012. – С. 196).

Источник: Детские и молодежные объединения. Словарь-справочник для студентов 3 курса отделения социальной педагогики.

Коллектив
объединение людей на основе личного и общего интереса и целей, реализация и достижение которых предполагают определенную структуру, внутреннюю организацию, дисциплину и ответственность, органы управления и самоуправления.

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

Коллектив
объединение людей, характеризующееся следующими признаками: общими общественно ценными целями, совместной деятельностью по ее достижению, отношениями взаимной зависимости (ответственности), наличием органов самоуправления, связями с другими подобными объединениями.

Источник: Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. 2013

КОЛЛЕКТИВ
(от лат. collectivus – собирательный). Группа, совокупность людей, объединенных общими интересами, совместной деятельностью. Формирование К. связано с включением его членов в совместную социально значимую деятельность, особым образом организованную и управляемую. К. создает условия для всестороннего развития личности.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

КОЛЛЕКТИВ
(team) – группа людей, которая характеризуется следующими основными признаками: равноправием, единством общественно ценной и личностно значимой цели, единством действий по достижению этой цели, наличием органов самоуправления (Стефановская Т.А. Классный руководитель: функции и основные направления деятельности: учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 114 с.).

Источник: Детские и молодежные объединения. Словарь-справочник для студентов 3 курса отделения социальной педагогики.

Коллектив
(1) – организованная общность людей, основанная на единстве совместной социально полезной деятельности и характеризующаяся отношениями ответственной зависимости и гуманизма; (2) – группа равноправных людей, объединенных единством общественно значимых целей и действий, определенными отношениями взаимозависимости, взаимоответственности, имеющая органы самоуправления, лидеров, традиции.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

Коллектив
это организованная группа людей, объединенных совместной деятельностью, цели которой полезны обществу и людям. Признаки К.: объединение людей во имя определенной, социально одобряемой цели; совместная деятельность, строящаяся на принципах коллективизма; организованность и сплоченность группы; наличие коллективистских взаимоотношений; единые ценностные ориентации, нравственное и духовное единство.

Источник: Основные понятия. Педагогические технологии

КОЛЛЕКТИВ
(воспитательный) - это такое объединение учащихся, жизнь и деятельность которого мотивируются здоровыми социальными устремлениями, в котором хорошо функционируют органы самоуправления, а межличностные отношения характеризуются высокой организованностью, ответственной зависимостью, стремлением к общему успеху, богатством духовных отношений и интересов, что обеспечивает свободу и защищенность каждой личности.

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

КОЛЛЕКТИВ
группа людей, объединенная общими целями и задачами, общностью средств деятельности, руководством, относительной устойчивостью организационной структуры, в силу этого достигающая более высокого уровня развития, чем простая группа. В зависимости от характера контакта различают первичные коллективы, в которых наблюдается непосредственный межличностный контакт, и вторичные коллективы с опосредованными контактами.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

КОЛЛЕКТИВ
Это социальная группа, в которой развивается общая творческая забота об окружающей жизни, о своем объединении как частице общества, о каждом товарище по объединению: забота организаторская (коллективная организаторская деятельность), практическая (коллективные творческие дела), воспитательная (всестороннее и гармоничное развитие личности). (ИвановИ.П. Педагогика коллективных творческих дел.— Киев:«Освита», 1992.— c.З)

Источник: Педагогика общей заботы: понятийный аппарат

Коллектив
социальная группа людей, объединенных на основе общественно значимых целей, ценностных ориентации, совместной деятельности и общения. Основные признаки коллектива: общая организация, организованная группа; совместная деятельность, направленная на реализацию общей цели, и общение; сплоченность, благоприятный нравственнопсихологический климат, отношения ответственной зависимости; равенство прав при разделении ролей и делегировании полномочий органам самоуправления; общие социально значимые цели и перспективы.

Источник: Педагогика досуга терминологический словарь. Уфа. 2007

Коллектив
общественная группа, преследующая общие цели и отличающаяся высокой организованностью, единством потребностей и интересов, общих задач деятельности, дисциплиной, высокой индивидуальной и коллективной ответственностью, стройной системой управления. Под воинским К. понимается группа военнослужащих, входящая, как правило, в состав одного подразделения, между которыми на основе общественной морали и воинского долга, совместной жизни и службы сложились прочные официальные и личные связи, необходимые для выполнения боевых задач.

Источник: Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

КОЛЛЕКТИВ
1) устойчивая социальная группа, характеризуемая развитыми межличностными отношениями, организованностью и стремлением к достижению общей цели; 2) высший уровень развития группы основанной на общности позитивной цели, деятельности, единства, взаимопонимания и стремления помогать друг другу; 3) объединение школьников, стремящихся в совместной деятельности к достижению социально-значимых и коллективно-личностных целей и созданию благоприятных условий для удовлетворения интересов и потребностей каждого воспитанника с учетом его индивидуальных особенностей.

Источник: Социально-педагогический словарь. 2016 г.

Коллектив
группа людей, взаимно влияющих друг на друга и связанных между собой общностью социально обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью, общностью средств деятельности, единством воли, выражаемой руководителем, в силу этого достигающего более высокого уровня развития, чем простая группа. К числу признаков коллектива также относятся: сознательный характер объединения людей, относительная его устойчивость, выраженность организационной структуры, наличие органов координации деятельности [34, с. 126].

Источник: Краткий словарь-справочник по гражданско-патриотическому воспитанию. Челябинск. 2014

КОЛЛЕКТИВ
1) (от лат. - собирательный) – социальная общность людей, объединенных на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения (Российская пед. энцикл..). Основной категорией педагогики является воспитательный коллектив, состоящий из двух взаимосвязанных частей: педагогического (воспитатели, учителя) и детского коллектива (воспитанники); 2) группа людей высокого уровня развития, отличающаяся сплоченностью, интегративной деятельностью, коллективистической направленностью (Коломинский Я.Л., Петровский А.В., Уманский Л.И.).

Источник: Учебное пособие «Педагогический словарь по темам»

КОЛЛЕКТИВ
от лат. collectivus — собирательный) — группа людей, взаимно влияющих друг на друга и связанных между собой общностью соц. обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью, общностью средств деятельности, единством воли, выражаемой руководством К., в силу этого достигающего более высокого уровня развития, чем простая группа. К числу признаков К. относятся также сознательный характер объединения людей, относительная его устойчивость, четкая организационная структура, наличие органов координации деятельности. К. бывают первичные и вторичные. К первичным принято относить К., в к-рых наблюдается непосредственный межличностный контакт между его членами. Вторичный К. — более сложный по своему составу, он состоит из ряда первичных К.

Источник: Педагогический словарь

Коллектив
(от лат. collectivus — собирательный) — группа, объединенная общественно значимой деятельностью, в которой реализуются общественно ценные и личностно значимые цели. По определению А.С.Макаренко, «коллективизм означает солидарность человека с обществом». Таким образом, К. по сравнению с группой обладает более высоким уровнем социальной зрелости. А.С.Макаренко обозначил существенные качественные признаки К.: К. есть социальный организм, следовательно, он обладает органами управления и координирования, уполномоченными в первую очередь представлять интересы коллектива и общества; К. объединяет людей не только в общей цели и общем труде, но и в общей организации этого труда; К. является частью общества, органически связанной со всеми другими К., «только через коллектив каждый его член входит в общество».

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

Коллектив
(от латинского collectivus – собирательный) социальная общность людей, объединенная на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения. Для коллектива характерны следующие признаки: -стоящая перед ним социально значимая цель осознана и принята всеми его членами, прилагающими максимум своих усилий на ее достижение и обеспечивающими тем самым оптимальную эффективность деятельности; -в коллективе должны присутствовать наиболее ценные типы межличностных отношений: доверие, доброжелательность, взаимопомощь, взаимопонимание, сплоченность и другие, обеспечивающие положительный психологический климат, высокую работоспособность и устойчивость; -коллектив должен возглавлять руководитель-лидер, т. е. лицо, совмещающее в себе способности хорошего организатора и одновременно высокого профессионала, уважаемого и эмоционально привлекательного для всех членов группы.

Источник: Военная педагогика

Коллектив
(детский, трудовой, воспитательный) – основная, ведущая, содержательная форма целостности, ядро воспитательной системы, условие и фактор усвоения эффективности учебно-воспитательного процесса. Главные функции детского воспитательного коллектива: – введение детей в систему общественных отношений и организация накопления ими опыта этих отношений; – именно коллектив является основной формой и фактором организации детской деятельности: учебной, трудовой, общественной, игровой; – коллектив формирует моральную сущность личности, ее нравственно-эстетическое отношение к миру и к самой себе; – способность коллектива оказывать эффективное педагогическое воздействие на отдельную личность или группу детей, корректировать и регулировать их поведение и деятельность. В качестве педагогических законов и методов организации, укрепления и развития коллектива выступают: единые педагогические требования к школьникам; ученическое самоуправление; участие школьников в самообслуживании; традиции коллектива; трудовые соревнования; закон параллельного педагогического действия в коллективе.

Источник: Педагогический словарь-справочник. Ч. 1 учебно-методическое пособие для студентов магистрантов аспирантов и педагогов 2016

КОЛЛЕКТИВ
(от лат. collectivus – собирательный) – объединение людей на основе личного и общего интереса и целей, реализация и достижение которых предполагает определенную структуру, внутреннюю организацию, дисциплину и ответственность, органы управления и самоуправления.
• Основные признаки коллектива:
• общая организация, организованная группа;
• совместная деятельность, направленная на реализацию общей цели и общение;
• сплоченность, благоприятный нравственнопсихологический климат, отношения ответственной зависимости;
• равенство прав при разделении ролей и делегировании полномочий органам самоуправления;
• общие социальнозначимые цели и перспективы.
• Антиколлектив – группа, для которой характерны отдельные признаки коллектива (наличие общей цели, совместная деятельность, организационная структура…), но которая отличается разобщенностью, групповой антипатией, конфликтностью и конформизмом.
• Деформация коллектива (от лат. deformatio – искажение формы) – расчленение коллектива на микрогруппы различной направленности, отсутствие единства и согласованности.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

Коллектив
сложная социальная система, характеризующаяся единством организации и психологической общности (А.Т. Куракин, Л.И. Новикова).
Сделанный в данном определении акцент на двойственной природе коллектива (и как организации, и как общности) чрезвычайно важен. Это означает, что для настоящего коллектива характерно:
1) органичное сочетание его формальной структуры (выраженной в иерархии социальных ролей и системе самоуправления) и структуры неформальной (выраженной в делении коллектива на стихийно складывающиеся микрогруппы и появлении неофициальных лидеров);
2) сориентированность норм и ценностей, задаваемых коллективом, и норм и ценностей, привносимых в коллектив каждым его членом;
3) гармоничное соединение деловых и неофициальных межличностных отношений его членов.
По мнению признанных исследователей детского коллектива (Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой, В.А. Караковского, А.В. Мудрика), за счет одних своих свойств он может порождать процессы нивелировки личности, ее усреднения, а за счет других – развивать ее индивидуальность и творческий потенциал. Положение личности в коллективе характеризуется одновременно как ее идентификацией с коллективом, так и ее обособлением в коллективе.
Процесс становления детского коллектива, то есть достижение органичного соединения организации и общности детей, весьма сложен. Уровня коллектива может достигнуть далеко не всякий школьный класс, кружковая группа, спортивная команда или отряд детского лагеря отдыха. Коллектив – это определенная ступень развития детского объединения. См. также: Караковский В.А., Новикова Л.И, Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание! – М., 2000.
Новикова Л.И. Педагогика воспитания: избранные педагогические труды. – М., 2010.  

Источник: Современная теория воспитания. Словарь-справочник 2016

Коллектив
от др.слав. «коло» - круг, колесо) – объединение людей, основанное на принятии общих целей, единых духовных и других ценностных ориентациях, сходных интересах, единых правилах и нормах поведения, и выполняющее в соответствии с этим совместную общественно полезную деятельность. Коллектив – это особый тип отношений людей в этой общности, построенный на взаимном доверии, помощи, выручке, защищенности личности, чувстве коллективной ответственности. Проживание в коллективе играет существенную роль в становлении личности как человека общественного. Коллектив по отношению к личности выполняет самые разные функции: социальную (дает опыт взаимоподчинения, координации деятельности, управления и самоуправления), психологическую (развивает эмпатию, чувства сопереживания, дает психологическую защиту), воспитательную (воспитывает коллективизм, коммуникативность, терпение и др. качества) и др. Воспитание детей через коллектив и в коллективе, параллельно с индивидуальным, играет огромную роль в становлении личности, особенно оно важно для русского национально ориентированного образования, где соборность и общественность являются ментальными качествами русского народа. В отечественной педагогике теория детского коллектива разработана достаточно глубоко. Различают первичный и вторичный коллективы, временные и постоянные. Выделяются стадии коллективообразования: начальная стадия становления коллектива, коллектив как средство массового воспитания социально важных личностных качеств, коллектив как средство индивидуального развития человека. Коллектив – сложнейшее средство воспитания, любое неверное его использование может привести к появлению отрицательных личностных качеств, например, конформности, комплекса неполноценности, неверия в свои силы и др. В то же время, верно используемое средство способно воспитывать человека, умеющего жить в гармонии с обществом и самим собой.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

КОЛЛЕКТИВ (
от лат. сollectifious – собирательный) – разновидность малой социальной группы, ее особое качество, проявляющееся в совместимости, сработанности, сплоченности, согласованности общественных, групповых и личных целей, интересов, ценностей.
К. – структурный элемент общества определенного типа, возникающий как выражение определенной общественной потребности и реализующий ее в основной деятельности.
Характеристика коллектива как объекта: результативность основной деятельности; организованность, в том числе способность к самоорганизации, ритмичность в работе, наличие перспективы, соответствие профессиональных и личностных характеристик работников своим функциональным ролям.
Характеристика коллектива как субъекта: самоуправляемость, общность внутригрупповых целей, интересов, ценностей; превращение внешне полагаемых целей и задач в значимые для коллектива и каждого его члена; способность и готовность членов коллектива к сотрудничеству, взаимопомощи, взаимозаменяемости, положительный эмоциональный настрой.
Для членов К. свойственны следующие ценностные ориентации: готовность к продуктивной совместной работе, положительная установка на «другого», «других», разумная доля конформизма.
Качественная характеристика К. как общности: 1) сплоченность, достигаемая через ценностно-ориентационное единство; 2)коллективистское самоопределение; 3) социально-ценный характер мотивации межличностных выборов; 4) высокая референтность коллектива для его членов; 5) баланс возложения и принятия ответственности за результаты совместной деятельности; 6) действенность эмоционально-групповой идентификации, независимая от перемен в его составе; 7) зависимость эффективности работы от интенсивности положительных эмоциональных связей.
Интегральной социально-психологической характеристикой К. является благоприятный психологический климат.

Источник: Акмеологический словарь

КОЛЛЕКТИВ
от лат. collectivus — собирательный, от colligere — собирать) — в широком смысле — группа людей, объединенных общими идеями, интересами; в социологии — группа, характеризуемая особыми признаками, так что в ней почти полностью исчезают отдельные личности. Коллективы в этом смысле существуют с момента возникновения тоталитарных государств, и, как правило, таким коллективом является господствующая государственная партия. Индивид все теснее охватывается коллективами, так что он, чтобы приобрести себе некоторую свободу движения, вынужден вступать в коллектив; поэтому в тоталитарных государствах индивида оценивают по тому, к какому коллективу он принадлежит и какую роль в этом коллективе играет. Возникновение коллективов как в демократиях, так и в монархиях отвечает склонности широких масс к безответственности. Чем большая часть личной ответственности возлагается на государство (пособия детям и семьям, забота о стариках, социальное обеспечение и т. д.), тем больше власть государства над индивидом и тем легче группы лиц, движущие и руководящие государственным аппаратом обеспечения бытия, становятся коллективами. Напр., цель социализма — гарантированное существование — в большой степени ускоряет превращение групп в коллективы. Структура всех коллективов подобна структуре армии; они требуют от своих членов солдатских добродетелей: дисциплины, слепого и некритического доверия к руководству, безусловного повиновения, готовности к действиям и жертвам. За это коллектив обещает индивиду некоторое обеспечение его существования. Потребность в обеспечении существования настолько велика, что ущерб, связанный со вступлением в коллектив, либо вовсе не ощущается, либо с ним примиряются; мысль о ценности личности вытесняется из сознания мыслью о значимости коллектива. Самым большим из существующих коллективов является технический коллектив, объединяющий людей, которые производят и используют машины, поэтому к техническому коллективу принадлежит все цивилизованное человечество. Принадлежность к нему гарантирует индивиду известное участие в технических достижениях; ущербом является возрастающая зависимость от технического коллектива в жизненно необходимых вещах (отопление, освещение, питьевая вода, средства связи, сообщения и т. д.). В последние годы слово «коллектив» часто заменяется словом «команда».

Источник: Профессиональное образование. Словарь

КОЛЛЕКТИВ
социальная общность людей, объединенная на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения. Важнейшей категорией педагогики является вос- питательный К., который состоит из двух взаимосвязанных, относительно самостоятельных К. - воспитанников (учащихся) и воспитателей (педагогический коллектив). В 20-е гг. 20 в. в отечественной теории воспитания К. понимался как цель воспитательных усилий педагогов (Е.А. Аркин, П.П. Блонский, Н.И. Иорданский, Н.К. Крупская, А.П. Пинкевич, М.М. Пистрак). Эти идеи воплотились в практике детских учреждений С.Т. Шацкого, С.М. Ривеса, Н.М. Шульмана, В.Н. Сорока-Росинского и особенно А.С. Макаренко, который сформулировал осн. принципы и методы управления К. Идеи Макаренко развивали Ф.Ф. Брюховецкий, Т.Е. Конникова, В.А. Сухомлинский и др. В середине 60-х гг. детский К. был охарактеризован как социально-педагогическая система (А.Т. Куракин, Х. Лийметц, Л.И. Новикова). В 80-е гг. сформировалось представление о воспитательном К. как дифференцированном единстве разнотипных коллективов детей и взрослых. В 90-е гг. теория К. дополнилась понятием воспитательной системы. Детский К. складывается и развивается в процессе совместной деятельности и общения своих членов, между которыми возникает система межличностных, деловых и эмоционально-психологических отношений. Эти отношения образуют своеобразное поле К., проявляющееся в общественном мнении, ценностных ориентациях, нравственных принципах, психологическом климате. Дети занимают в К. определенное место в зависимости от своих природных данных, уровня развития и социального опыта. В К. образуются неформальные группы в соответствии с интересами воспитанников. В результате взаимодействия ребенка с К. происходят взаимосвязанные процессы: идентификация, самоотождествление с К. и обособление его в К. Существует большое число классификаций К. Выделяют К.: длительно существующие, временные, ситуативные (кратковременные); учебно-познавательные, трудовые и клубные, К. детских организаций; первичные (класса, группы) и вторичные (школы) и др. Воспитательный К. в своем развитии проходит несколько стадий: на первой он выступает как цель воспитательной деятельности педагогов; на второй - как инструмент воспитания и формирования социально значимых качеств личности; на третьей - как инструмент индивидуального развития воспитанников. На каждой последующей стадии К. позволяет решать все более сложные задачи воспитания. Педагоги задают и совершенствуют организационную структуру К., развивают самоуправление ученическое. Развитие К. связано с преодолением противоречий: между К. и его членами или группами, опережающими К. в своем развитии либо, наоборот, отстающими; между перспективами К. и отдельных воспитанников; между отдельными группами детей и др. К. испытывает влияние как внутренней среды, окружающей его в учебном заведении, так и внешней социальной среды. Проблема детского К. - это, в конечном счете, проблема управления им как инструментом воспитания. Управление К. представляет собой совокупность трех взаимосвязанных процессов: педагогического руководства, самоуправления и саморегуляции.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

КОЛЛЕКТИВ
от лат. collectivus- собирательный), социальная общность людей, объединенных на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентации, совм. деятельности и общения. В социологии изучают преим. трудовой К., в психологии — контактные группы людей, находящихся в непо-средств. взаимодействии, в педагогике — организованные общности детей и взрослых.
В разработке теории К. важную роль сыграли работы философов (Л. П. Буева, В. Г. Иванов, Н. И. Лапин и др.), раскрывающие социальные функции, общие закономерности развития К. и личности, противоречия развития личности в К.; психологов (А. Г. Асмолов, A. A. Бодалев, А. П. Донцов, Я. Л. Коломинский, А. Н. Лутошкин, А. В. Петровский, В. А. Петровский, Л. И. У майский и др.), освещающие вопросы коллективного общения индивидов вообще и детей в частности, межличностных отношений в К., психол. климата, ценностных ориентации, нравств. норм и др.
Осн. категорией педагогики является воспитат. К., к-рый состоит из двух взаимосвязанных, относительно самостоятельных коллективов — воспитанников (учащихся) и воспитателей (педагогов, родителей, шефов). По отношению к пед. К. дет. К. выступает в качестве цели, объекта и инструмента воспитания, по отношению к детям он — среда их обитания, личностного самоутверждения, творческого самовыражения и самореализации.
Понятия ученического и детского коллективов в педагогике сложились намного раньше понятия воспитательного К. Отеч. педагоги (П. Ф. Каптерев, А. Ф. Лазурский, Н. И. Пирогов, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский и др.) стремились поддерживать среди детей атмосферу товарищества и взаимопомощи и видели в стихийно складывающихся дет. сообществах возможный источник новых отношений, развивающих детей. Они использовали такие понятия, как «детская масса», «детская общность», «корпоративный дух школы».
В пед. трудах 20-х гг. дет. К. понимался преим. как цель воспитат. усилий педагогов (Е. А. Аркин, П. П. Блонский, Н. И. Иорданский, Н. К. Крупская, А. П. Пинкевич, M. M. Пистрак и др.). Эти пед. идеи наиб. плодотворно воплотились в практике С. Т. Шацкого (колония «Бодрая жизнь ), С. М. Ривеса и Н. М. Шульмана (Школа-коммуна им.3-го интернационала), В. Н. Сорока-Росинс-кого (Школа им. Ф. М. Достоевского) и др. Большой вклад в развитие теории дет. К. внес А. С. Макаренко, сформулировавший мн. принципы и методы управления им (сочетание доверия и требования, перспективных линий, параллельного действия, авансирования личностив и разрабатывавший основы методики сплочения К.
В 50-е гг. директора школ (Ф. Ф. Брюховецкий в Краснодаре, Т. Е. Конникова в Ленинграде, 3. К. Маковкина в Свердловске, В. А. Сухомлинский в Павлышс-кой школе Кировоградской обл., Ю. Л. Касторский в Порченской школе Великолукской обл.) развили идеи Макаренко и создали в трудных условиях послевоен. лет сплоченные К. Их опыт обобщен в кн. «Организация и воспитание ученического коллектива» (1959), где ученич. К. рассматривался гл. обр. как объект воспитат. воздействий педагогов. Однако в эти годы дет. К. исследовался вне уч. процесса, анализировались лишь деловые, функциональные связи и отношения между детьми, уделялось недостаточно внимания изучению личности ребенка в качестве субъекта этих отношений. К сер. 60-х гг. нек-рые теоретич. положения пришли в противоречие с передовым опытом воспитания. Появились новые формы организации коллективной жизни детей, не соответствующие прежним представлениям. В практике пионерских лагерей, лагерей труда и отдыха возник особый тип временного коллектива. Получила развитие коммунарская методика.
С сер. 60-х гг. пед. теория дет. К. стала использовать такие понятия социологии и социальной психологии, как референтная группа, социальная роль, психол. климат, неформальный лидер, избирательные отношения. Дет. К. был охарактеризован (А. Т. Куракин, X. И. Лий-метс, Л. И. Новикова) как социально-пед. система.
В 70-е гг. изучался опыт взаимодействия шк. и производств. К. (А. А. Ануфриев, Н. Д. Шурова и др.). В сел. местности (впервые — в Ставропольском крае) сложилось взаимодействие коллективов колхозов и школ, возникли ученич. бригады, охарактеризованные как дет. трудовые коллективы (П. Г. Годин).
В 80-е гг. теория школьного коллектива дополнилась представлениями о нем как дифференцированном единстве разнотипных коллективов детей и взрослых.
Уч. К. имеет формальную (официальную) структуру, как правило, задаваемую взрослыми, и неформальную, возникающую стихийно в виде дружеских, приятельских и др. объединений.
Дет. К. складывается и развивается в процессе совм. деятельности и общения своих членов, между к-рыми возникает система отношений (межличностных, деловых, эмоционально-психологических). Отношения в К. образуют своеобразное поле К., проявляющееся в обществ. мнении, ценностных ориентациях, нравств. нормах, психол. климате. Дети по-разному вписываются в коллективные отношения и занимают в К. то или иное место в зависимости от своих природных данных, уровня развития, социального опыта и социальной роли, реализуемой в рамках данного К. Эмоционально-психол. отношения приводят к созданию неформальных групп в соответствии с интересами, желаниями и симпатиями воспитанников. Взаимодействие личности ребенка с К. включает воздействие на нее поля К., восприятие ребенком этого воздействия и обратное влияние личности на К. В результате происходят взаимосвязанные процессы: идентификация, самоотождествление ребенка с К. и обособление его в К.
Существуют разл. классификации типов К. Нек-рые классификации основываются на критерии длительности существования К. и включают длительно существующие К. (класса, отряда, кружка, клуба), временные (лагеря летнего отдыха, экспедиц. группы), ситуативные или кратковременные (совет дела и др.). В классификации А. Т. Куракина выделяются уч.-познавательные, трудовые, клубные К. и К. детских и юношеских обществ. орг-ций. В уч. К. дети включаются, как правило, независимо от их желания, в дет. объединения, клубы, кружки и т. п. входят добровольно. Процесс воспитания не может протекать нормально, если ребенок не является членом хотя бы одного из таких «необязательных» коллективов.
Классификация по степени сложности структуры К. выделяет первичный К. (класса, уч. группы, кружка и т. п.) и вторичный (совокупность классов школы, пионерских отрядов и т. п.).
Дет. К. независимо от типа в сво-м развитии проходит неск. стадий. На первой он выступает как цель педагогов в их воспитат. деятельности; на второй представляет собой инструмент массового воспитания и формирования у всех своих членов социально значимых качеств личности; на третьей стадии превращается в инструмент индивидуального развития учащегося. На каждой последующей стадии К. помогает решать все более сложные задачи: от формирования зачатков коллективизма на первой до воспитания гражд. самосознания развития творческого потенциала на третьей.
Педагоги задают и совершенствуют организац. структуру К., содержание его жизнедеятельности, корректируя внутри-коллективные отношения, создавая спец. ситуации, побуждающие детей к определенному типу поведения, развивая самоуправление учащихся, целенаправленно включая их в гуманистич. отношения. Органы ученич. самоуправления при консультативной помощи педагогов организуют жизнь дет. К., к-рый развивается по мере взросления своих воспитанников, приобретения ими социального опыта вне школы, за счет внутр. процессов самоорганизации и саморегуляции.
Развитие К. связано с преодолением противоречий: между К. и его отд. членами или группами, опережающими его в своем развитии либо, наоборот, отстающими; между перспективами К. и отд. воспитанников; между нормами поведения в К. и в стихийно сложившихся в нем группах; между отд. группами детей. Противоречия могут перейти в конфликт, к-рый в зрелом К. разрешается самими воспитанниками, а в неразвитом К. — при вмешательстве педагогов.
Дет. К. испытывает влияние как внутр. среды, окружающей его в уч. заведении, воспитат. учреждении, так и внешней — социальной, природной, предметно-практической. Воздействие среды на дет. К. может усилить воспитат. меры педагогов, ослабить или нейтрализовать их в зависимости от характера самой среды и типа взаимодействия с ней дет. К. Среда, в к-рой возникают негативные явления (напр., асоциальные группировки по месту жительства, учебы), отрицательно влияет на процесс развития дет. К. Воепринимая среду как социальную или эстетич. ценность, преобразуя и сохраняя ее, К. превращает среду в свое продолжение, в силу, влияющую на детей совмеетно с дет. сообществом.
Проблема дет. К. в педагогике-это в конечном итоге проблема управления им как инструментом воспитания. Управление дет. К. представляет собой совокупность трех взаимосвязанных процессов — пед. руководства, самоуправления и саморегуляции. Организуя жизнь дет. К., пед. К. использует фронтальные, охватывающие всех детей действия, групповую работу, индивидуальный подход, личностный подход к детям. В качестве субъекта управления вместе со взрослыми выступают и органы дет. самоуправления. К. — это среда, в к-рой формируется демокр. культура личности.
Понятие педагогического К. сложилось значительно позднее понятия детского К. По сути оно введено Макаренко, хотя мысли и идеи о единстве требований педагогов к воспитанникам, о необходимости консолидации их в единую общность встречаются у Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского и др. В совр. условиях расширяется совокупность функций пед. К. (воспитательной, прогностической, консолидирующей, просветительной по отношению к окружающей социальной среде и др.). В воспитат. процесс наряду с педагогами-профессионалами включаются представители общественности, родители, шефы, социальные педагоги и др., образующие К. воспитателей, где ведущая роль принадлежит педагогам.
Лит.: Макаренко А. С., Методика организации воспитат. процесса, Пед. соч. в 8 тт., т. 1, М., 1983, с. 267 — 329; Шацкий С. Т., Школа и строительство жизни, Избр. пед. соч. в 2 тт., т. 2, М., 1980, с. 122—51.
Проблемы дет. коллектива в рус. и сов. пед. мысли, М., 1973; Теоретич. проблемы воспитат. коллектива, Тарту, 1975; Л у-т о III к и и А. Н., Эмоциональная жизнь дет. коллектива, М., 1978; Новикова Л. И., Педагогика дет. коллектива. Вопросы теории, М., 1978; ее же, Самоуправление в шк. коллективе, М., 1988; Куракин А. Т., Лий мете X. И., Новикова Л. И., Коллектив и личность школьника. Основы теории воспитат. коллектива, в. 1, ч. 1—2, Тал., 1981—82; К у p а-к и и А. Т., Новикова Л. И., Шк. уче-нич. коллектив: проблемы управления, М., 1982; М у д p и к А. В., Личность школьника и ее воспитание в коллективе, М., 1983; Казакина М. Г., Взаимосвязь процесса развития коллектива и нравств. формирования личности, Л., 1983; Д с ж и и к о— в а Н. С., Пед. коллектив школы, М., 1984; Караковский В. А., Воспитай гражданина, М., 1987. Л. И. Новикова.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

КОЛЛЕКТИВ
(от лат. collektivus – собирательный) – относительно компактная социальная общность, объединяющая людей, занятых решением конкретной задачи. К. сочетает интересы индивида и общества в целом или индивида и социальной общности, к которой он при надлежит. Объединение индивидов в К. основано на общности целей потребностей, ценностных ориентаций, установок и мотивов деятельности.
В соответствии с видом деятельности, объединяющей людей, различаются К. трудовые, учебные, научные, педагогические, военные, спортивные и т.д. Социальная психология рассматривает К. как группу высокого уровня развития, в которой межличностные отношения опосредованы общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности. На основе концепции деятельностного опосредования межличностных отношений (А.В. Петровский) экспериментально изучены специфические социально-психологические параметры К.: сплоченность как ценностно-ориентационное единство; коллективистское самоопределение; идентификация личности с К.; социально ценный характер мотивации межличностных выборов; степень референтности К. для его членов; объективность и обоснованность возложения и принятия ответственности за результаты и последствия совместной деятельности.
Главными функциями К. являются: предметная – непосредственное осуществление этой задачи, достижение этой цели, ради которых возник и существует К.; социально- воспитательная – обеспечение сочетания общественных и индивидуальных интересов на основе сплочения членов К. вокруг общей идеи и предоставления каждому свободы волеизъявления и активного участия в принятии коллективных решений. Положение иценность человека в К. определяется его личностными качествами и вкладом в решение общих задач. Оценка К. деятельности его членов – мощный стимул деловой и творческой активности индивида, побуждающий к постоянному совершенствованию и саморазвитию.
От того, как индивид становится элементом социальной организации, включается в общество, зависит, с одной стороны, формирование способности социальной организации влиять на личность, с другой – формирование способности личности поддаваться влиянию других людей.
Член К. нравственно ответственен как за свою деятельность, так и за деятельность К. в целом; это требует соотнесения своих действий с деятельностью К., уважения принятых в К. норм и принципов деятельности и поведения. Однако возможны случаи расхождения позиций отдельных членов К. и сложившихся позиций К. Если причиной является более прозорливое видение индивидом путей достижения цели или разрешения возникших противоречий, его долг и моральное право – открыто выступить перед К. с обоснованием своих взглядов и предложений, аргументировать и отстаивать свою позицию. Если причиной возникновения разногласий между отдельными членами К. становится неприятие общих задач и направления деятельности, это может привести к отторжению К. тех его членов, чьи позиции противоречат общим целям деятельности или снижению уровня сплоченности, нарушению психологического равновесия, нездоровому морально-психологическому климату в К.
Значительную роль в обеспечении благоприятного морально-психологического климата и сплоченности К. выполняет лидер, руководитель К. От стиля его руководства зависит поддержка и развитие потенциальных возможностей каждого члена К., обоснованное распределение ролей и обязанностей, своевременный контроль за ходом деятельности и оказание помощи в случае необходимости, противодействие возникновению местничества, так называемого коллективного (или группового) эгоизма. Показателями уровня развития К. служат: степень единства взглядов, ценностных ориентаций, целевых установок его членов; степень активности каждого и его требовательности как к себе, так и к другим членам К., что лежит в основе взаимоуважения, взаимопомощи и взаимной ответственности.
В каждом К. наблюдается определенная степень изменения его состава. Это вызывается как объективными причинами (законом перемены труда, изменением технологического процесса деятельности, демографическими и другими законами), так и субъективными, зависящими от характера внутриколлективных отношений. Некоторые К. по самому своему характеру периодически изменяют свой состав, например К. учебных заведений, армейские подразделения, К. художественной самодеятельности и научно-технического творчества.
К. временный – в отличие от постоянного К., отличающегося определенной стабильностью и длительностью процесса выполнения стоящей перед ним задачи, временный К. формируется на ограниченный временными рамками срок и прекращает свое существование по истечении намеченного срока и выполнении поставленной перед ним конкретной задачи. К. временный может быть сформирован внутри постоянно действующего К.: группе ученых внутри научного К. поручается разработка научной концепции, проведение серии экспериментов по актуальной тематике, разработка практических рекомендаций на основе результатов научных исследований, внутри учебного К. могут формироваться временные сообщества учащихся, студентов с целью разработки рационализаторских предложений по совершенствованию технологического процесса, освоения новой техники, подготовки сценария предстоящего ритуала, праздника, торжественного акта и т.п. К. временный может формироваться из представителей различных К., занятых в одной и той же или смежных областях деятельности. Такими могут быть авторские К., объединяющие специалистов, занятых разработкой учебно-методической литературы, подготовкой научных монографий, сборников научных трудов, обобщающих материалы научных конференций, международных форумов и т.д. Временные научные К. также могут формироваться из представителей различных научных и учебных учреждений, если требуется разработка проблемы на стыке наук, объединение усилий ведущих специалистов отрасли для решения глобальных проблем.
Несмотря на временный характер деятельности, межличностные отношения, атмосфера сотрудничества во временном К. могут быть на более высоком уровне, чем в К.постоянном, за счет того, что в данном виде К. объединяются единомышленники, специалисты или учащиеся, отличающиеся общностью интересов и потребностей. Если такого единомыслия, единых целевых установок и стремления к поиску оптимального пути решения поставленной задачи при возможно различных исходных позициях во временном К. не складывается, он распадается или достижение поставленной цели становится затруднительным. При положительном характере внутриколлективных отношений и результативности деятельности временный К. нередко становится ядром создания нового постоянного научного, творческого, педагогического, спортивного, самодеятельного К.
К. ученический – объединение учащихся, студентов конкретного учебного заведения, его структурных подразделений: К. ученический каждого факультета, курса, учебной группы, класса, К. ученический – не механическое объединение учащихся: класс, учебно-производственная группа, группа студентов вуза могут быть объединены на протяжении ряда лет, но не стать К., и, наоборот, К. ученический может сложиться уже на первом этапе учебно-воспитательного процесса, если проявляются признаки К. как общности – сплоченность и единая направленность интересов, ценностных ориентаций, целевых ориентиров, отношения доверия, взаимоуважения, ответственной зависимости (А.С. Макаренко) и взаимопомощи.
К. профессионального учебного заведения отличается от других типов ученических К. особенностями учебной деятельности учащихся, которая носит характер учебно- производственный. Целями этой деятельности являются не только обучение, но и во многих случаях выпуск продукции, которая может быть реализована в современных рыночных условиях. Специфика отношений в таком коллективе определяется также возрастом учащихся и структурой педагогического К. Руководство учебной группой осуществляется мастером производственного обучения и классным руководителем (куратором группы).
Превращение группы учащихся в К. – ответственная педагогическая задача, выполнение которой становится одним из условий успешности учебно-воспитательного процесса и развития потенциальных возможностей каждого учащегося. Поэтому для понимания сущности и особенностей жизнедеятельности К. ученического принципиально значимы дефиниции: стадии формирования и развития К., воспитательное значение К.
Стадии формирования и развития К. ученического – процесс превращения группы учащихся, студентов в устойчивую самодеятельную организацию, объединенную единой целью и совместной общественно полезной деятельностью, обладающую органами самоуправления и органически связанную с другими К. (учебными, производственными, творческими).
Процесс становления ученического К. проходит три основные стадии. На первой, начальной стадии, характеризующейся достаточным разбросом в индивидуальных интересах и потребностях, жизненных установках членов группы, ее жизнедеятельность в полной мере зависит от руководства со стороны классного руководителя, классного воспитателя, мастера, куратора группы. Это период активного изучения руководителем своих воспитанников и характера складывающихся межличностных отношений. Вторая стадия связана с созданием актива группы, формированием органов самоуправления К. На этой стадии мастер, классный руководитель, классный воспитатель постепенно передают функции управления К. его активу, опираются на актив при решении постоянных или спонтанно возникающих задач совместной деятельности К. Третья стадия развития К. – это сплоченный, самоопределяющийся К., способный предъявлять требования своим членам, корректировать стиль деятельности актива, проявлять заинтересованность и активность в самодвижении К. к поставленной цели.
Определяя стадии развития К., уровень его сплоченности и зрелости, следует иметь в виду, что процессы, происходящие в К., иерархизированы и образуют многоуровневую (стратометрическую) структуру, ядром которой является совместная деятельность, обусловленная социально значимыми целями. Первый уровень данной иерархии образуют отношения членов К. к содержанию и ценностям совместной деятельности. Эти отношения обеспечивают сплоченность К. как ценностно-ориентационного единства. Второй уровень
– межличностные отношения, опосредованные совместной деятельностью. Третий уровень
– межличностные отношения, опосредованные ценностными ориентациями, не связанными с совместной деятельностью. В К., не достигшем подлинной зрелости в своем развитии,данная иерархическая структура может быть нарушена из-за недостаточного развития того или иного уровня: в одних случаях проявляется уровень отношений только к содержанию совместной деятельности при разобщенности в межличностных отношениях; в других – формирующиеся межличностные отношения опосредуются ценностями, не связанными с основным видом – в данном случае учебно-производственной деятельностью, а заинтересованное отношение к основному виду совместной деятельности не сложилось. Следовательно, одним из показателей зрелости, показателем третьей стадии развития К. может служить наличие всех уровней иерархии взаимоотношений членов группы.
Наиболее ответственным этапом формирования К. является выявление актива, формирование органов самоуправления К., ядра, основы К., опоры мастера, воспитателя во всех вопросах обучения и воспитания учащихся. Формирование К. во многом зависит от того, насколько в процессе создания органов ученического самоуправления удастся совместить в одном лице формальных и неформальных (т.е. фактических) лидеров К. Учащиеся, входящие в актив, должны быть прежде всего умелыми организаторами. Из качеств, характеризующих их организаторские способности, можно отметить следующие: организаторское чутье, т.е. находчивость в различных ситуациях, поисковая активность, изобретательность, практический ум; способность увлечь идеями и активизировать членов К. при проявлении такта и уважения в отношениях с ними; склонность и устойчивый интерес к управленческой деятельности, готовность брать ответственность на себя, распределять ее между членами К.
Проведение социометрии, референтометрии, наблюдения за учащимися в процессе учебной и общественной деятельности позволяют выявить характер внутриколлективных отношений, сложившиеся симпатии и антипатии, чтобы, опираясь на возможности и предпочтения микрогрупп, решать задачу сплочения и развития К. При этом существенным фактором успешного руководства К. становится персональное распределение ролей и общественных поручений, возможно более широкое вовлечение членов группы в управление делами К.
Формируя работоспособный и деятельный К., мастер, классный руководитель, классный воспитатель стремится выполнить следующие задачи: добивается сплочения членов К., предупреждает возможное разобщение и антагонизм; стимулирует гуманистическую направленность ценностных ориентаций, здоровое общественное мнение, правильное отношение к критике и самокритике; формирует у членов К. умение применять адекватные формы воздействия на членов К., проявляя такт, чувство меры, доброжелательность при высоком уровне требовательности.
Показателями эффективности формирования К. служат сплоченность, проявляющаяся в единстве мнений и устремлений; организованность – бесконфликтное распределение обязанностей, последовательность и целеустремленность в достижении цели; открытость
– способность устанавливать и поддерживать деловые отношения с другими К.; формирование отношений ответственной зависимости, проявляющейся во взаимной ответственности и взаимоконтроле. В развитии таких отношений, в предоставлении возможности каждому члену К. проявления, реализации и развития своих индивидуальных способностей и деловых качеств заключается функция К., определяемая как воспитательное значение К.
К. воспитательный. Педагогика имеет дело с двумя важнейшими ценностями: цельной развивающейся личностью человека и воспитательным К. как самостоятельной социальной самоценной сущностью, нормальной социальной средой обитания личности, обладающей такими бесценными свойствами, как богатство общественных отношений, целенаправленная организация жизни, морально-эстетическая атмосфера.
Воспитательный К. как социальное явление представляет собой совокупность целесообразно организованной общественной деятельности – отношений, обладает организационной структурой и нравственно-эстетическими качествами.
Воспитательное значение К. – это его влияние на самопознание, самоактуализацию и саморазвитие входящих в К. членов. Возможность воспитательного воздействия К. на личность определяется тем, что только в совместной с другими индивидуумами деятельности индивид познает себя, получает основу для сравнения, сопоставления себя с другими; К. способен стимулировать развитие одних качеств и потребностейличности, подавлять, препятствовать проявлению негативных привычек, нежелательных проявлений личности.
Наиболее общей формой организации жизни подрастающего поколения, поднимающей воспитательный процесс на уровень высокой общественной значимости, является специально, с воспитательными целями организованный К. Целостность воспитательного К. того или иного образовательного учреждения в его духовно-нравственном и организационном единстве, порождающем единую систему деятельности и многообразных общественных отношений. Наиболее характерными чертами его целостности являются единство целей, организационно-структурная четкость и определенность, общая организация труда, учебы, общественно полезной деятельности; единство общественного мнения, организационное и деловое взаимодействие; развитие самодеятельных групп по интересам; связь с трудовыми К., общественными организациями и выход в широкую общественную жизнь; самодеятельность и развитие демократических начал в самоуправлении.
Органической частью всякого воспитательного К. как формы целостности учебно- воспитательного процесса являются первичный контактный К. Классный или групповой К., будучи частью целого, вместе с тем может представлять собой самоценную целостность, способную, в несколько измененном качестве, к самостоятельному функционированию. Однако полноценное развитие всех его воспитательных функций и возможностей достигается лишь в рамках воспитательного К. всего образовательного учреждения. Первичный К. характеризуется переплетением общеколлективных и особенных, собственно групповых целей и перспектив. Он является частью структуры общего К. и вместе с тем обладает своей собственной. Он задействован в коллективном самоуправлении всего учебного заведения и в то же время представляет собой самоуправляющееся ученическое объединение. Как через органы общего К., так и самостоятельно, групповое объединение выходит на связь с трудовыми К. и общественными организациями. В малой коллективной группе преобладают личные контактные взаимодействия, избирательные отношения, в которые органично вплетаются отношения деловые и ответственной зависимости. Группа живет и действует как часть целого воспитательного К. образовательного учреждения и вместе с тем как целое, целостное педагогическое явление в своей частности и особенности. Первичный
классно-групповой К. является той частью, формой общего К., в которой шлифуются индивидуальные качества и черты.
Диалектика взаимодействия, взаимосвязанности, взаимозависимости, взаимообусловленности общего воспитательного и первичного классно-группового К. состоит в выдвижении на первый план позитивных воспитательных возможностей каждого из них, общего и единичного и сглаживании возможного и негативного воздействия друг на друга. Общий К. профессионального учебного заведения обогащает первичный богатством отношений, широтой перспектив, возможностей, общеколлективной солидарностью, выходом в большую жизнь и духовно-моральной силой. Первичный К., развивающий индивидуальность, обеспечивает функционирующую образовательную структуру способными организаторами и яркими личностями. В известном смысле, первичный классно-групповой К. – ядро, основная клетка общего, делающая его жизнь богатой и полноценной.
Существуют, по крайней мере, два важнейших педагогических закона формирования общего К. в учебном заведении и взаимодействия с его составляющими – первичными. Прежде всего это закон встречного движения от общего к частному и от частного к общему, от общего, всех объединяющего К. к первичному и от первичного – к общему. Такое движение осуществляется на основе общей содержательной деятельности, организационных связей, ответственности. Другой закон действует как бы внутри первого, характеризует особенности встречного движения. Это закон неравномерности экстенсивного и интенсивного развития во взаимодействии между общей коллективной структурой образовательного учреждения и первичными К. Отдельные первичные К. могут развиваться быстрее других, иметь более тесные связи со структурами общего К. Другие, в силу тех или иных, чаще субъективных причин, не обладающие необходимой общественной активностью и крепкими дружескими или деловыми контактами, имеют с общим К. чисто формальные отношения. Лучшие первичные К., как центры общественной активности общего К., могут ускорять поступательное движение, увлекать за собой, способствовать рождению новых инициатив. Они стимулируют прогрессивное движение и показывают пример отстающим первичным К. Нередко такими центрами активностистановятся подростковые коллективы, подтягивающие на передовые рубежи старшекурсников. В свою очередь, организационные структуры и широкая общественная целеустремленность общего К. образовательного учреждения способствует усилению взаимодействия первичных, их подтягиванию к уровню высокой активности, стабилизирует и ускоряет общеколлективное движение вперед. Объективная целостность формирования личности заключается в том, что личность учащегося аккумулирует, субъективно осваивает в процессе взаимодействия с миром всю систему многообразных и разнообразных отношений. Наибольшую эффективность воздействия на нее имеют те отношения, которые отвечают ее потребностям и интересам, уровню субъективного восприятия мира и развития.
Воспитательное значение К. зависит от его зрелости, общественной значимости стоящих перед ним задач и личностной значимости выдвинутых задач для каждого члена К. Гуманистическую, личностную ориентацию воспитательной роли К. следует особо отметить в условиях глобального поворота всего образовательного процесса на всемерное развитие личности учащегося, удовлетворения его позитивных потребностей и интересов. Данный акцент связан с тем, что в предшествующий период развития педагогической науки и практики допускалось искажение тезиса А.С. Макаренко: «формирование в К., через К.» добавлением слов: «для К.». Подобная установка отвечала имевшейся в тот период тенденции подавления личности К., что в известной мере становилось причиной формирования конформизма вместо истинного коллективизма и наносило ущерб свободному развитию личности.
В современных условиях реформирования системы образования воспитательное значение К. продуктивно только в том случае, если обеспечена свобода волеизъявления и саморазвития каждого из его членов, в атмосфере сотрудничества между ними, при педагогической поддержке со стороны мастера, классного руководителя, классного воспитателя, развития актуальных и потенциальных возможностей членов К.
Полноценный воспитательный эффект возникает тогда, когда достигается единство объективного воздействия и активного субъективного отклика на него. Учащийся среднего и общего образовательного учреждения – не только объект воспитательных влияний, но и субъект собственного формирования. Поэтому возвышение его потребностей и интересов есть одновременно возвышение его позитивно направленного воспитания.
В своих взаимоотношениях в К. и с К. формирующаяся личность начинает чувствовать себя нормально при условии совпадения, слияния ведущих, важнейших личных и коллективных интересов и потребностей. Главный механизм такого движения развития личности в К. заключается в том, что на основе и в результате объединения перспектив в сознании развивающегося субъекта осуществляется сложный переход от восприятия К. как официальной, формальной структуры, к ощущению К. как неформального объединения. В том и заключается суть диалектики взаимоотношений формирующейся личности и К., чтобы для нее, в различной практике и в сознании, формальная и неформальная структуры объединились в «неформально-формальную», слились воедино. В этой динамике объединения заложены огромные резервы возрастания воспитательной силы К. Суть дела заключается в том, чтобы не противопоставлять К. и неформальное объединение друг другу, не обострять противоречия между ними, а по возможности сливать воедино, органически объединять коллективный интерес и личный, внутренний, интимный, привлекая учащегося большими возможностями найти условия для своего самопроявления и самоутверждения именно в К. Для этого в процессе формирования как первичного, так и общего того или иного образовательного учреждения К., важно постоянно учитывать и развивать здоровые личные, индивидуальные интересы, создавать условия для реализации личных перспектив и стремлений, для отношений доверительности, дружбы, любви, для широкого индивидуально-личностного общения, оценки отношений с личностных позиций, с позиций самочувствия личности в К.
К. педагогический – профессиональная общность субъектов-организаторов учебно- воспитательного процесса общеобразовательного или профессионального учебного заведения.
Состав К. педагогического зависит от специфики, образовательных целей и масштабов учреждения образования. В условиях общеобразовательного учебного заведениясубъектами организации учебно-воспитательного процесса являются учителя начальных классов, учителя-предметники, классные руководители, воспитатели групп продленного дня, организаторы дополнительного образования. В последние годы в составе педагогического К. школ, гимназий, лицеев происходят изменения: все активнее развивается психологическая служба учебного заведения, в составе педколлектива появляются социальные педагоги, логопеды, вводится институт освобожденных классных воспитателей.
Несмотря на происходящие изменения в целом педагогический К. общеобразовательного учебного заведения остается достаточно однородным по содержанию деятельности и общим задачам входящих в него членов. В отличие от него педагогический К. профессионального учебного заведения характеризуется значительно большей сложностью и неоднородностью состава. В состав педагогического К. профессионального учебного заведения входят три основные, в известной мере автономные группы: мастера производственного обучения, преподаватели специальных дисциплин и преподаватели общеобразовательных, социальных дисциплин. Преподаватели одновременно выступают в роли классных руководителей, кураторов учебных групп, и от контакта их между собой и с мастерами производственного обучения зависит продуктивность профессиональной подготовки и общетехнического, гуманитарного образования. Результативность деятельности педагогического К. определяется профессиональной культурой, общей и методической квалификацией, талантом входящих в него членов, а также общей атмосферой творчества, непрерывного поиска и освоения новых педагогических технологий.
Педагогический К. выполняет две основные функции: учебно-воспитательную и социально-гуманитарную. Первая отражает потребности общества и К. учащихся; вторая
– личные интересы и потребности самих членов педагогического К.: потребности в труде, материальном обеспечении, повышении квалификации, общественном признании, социальной защите, взаимопомощи и взаимоуважении. Данные функции не изолированы, они взаимосвязаны, выполнение их взаимозависимо: комфортность педагога в своем К. – условие успешной профессиональной деятельности; активность и результативность выполнения учебно-воспитательной функции – залог признания и уважения в К.
Атмосфера сотрудничества, поддержки, отвечающая принципам гуманизации и демократизации учебно-воспитательного процесса, аналогично характеризует и уровень сплоченности и творческой активности педагогического К. Демократизм проявляется в деятельности педагогического совета – совещательного и законодательного органа педагогического К. Творческий характер деятельности проявляется как в процессе самообразования и повышения квалификации каждого, так и в деятельности методических объединений, научных кафедр, способствующих обмену опытом и овладению новейшими технологиями и средствами обучения.
Социально-психологическая структура педагогического К. складывается на основе различных эмоционально-оценочных отношений, которые прямо или косвенно влияют на выполнение основных функций. При этом организованность характеризует деловую структуру К., взаимодействие его членов в процессе совместной деятельности и складывается из внешних проявлений поведения работников. Сплоченность – характеристика внутренних отношений, это свойство социально-психологической структуры К., показатель степени психологического единства.
Лит.: Макаренко А.С. Соч. В 7-ми т. – М., 1957; Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. – М., 1975; Петровский А.Б. Личность. Деятельность. Коллектив. – М., 1982; Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания / Под ред. Д.Н. Фельдштейна.
– М., 1997; Новиков А.М. Профессиональное образование России. – М., 1997; Профессиональная педагогика: Учебник. – М., 1997; Коротов В.М. Развитие воспитательных функций коллектива. – М., 1974; Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. – М., 1998; Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива: вопросы теории. – М., 1978; Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. – М., 1981.
Б.Т. Лихачев, И.И. Зарецкая

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Клубный коллектив в системе факторов формирования социальной ответственности личности старшеклассник

Трубников Александр Петрович
Автор анализирует социально-психологические и педагогические основы организации деятельности клубного коллектива, обеспечения его социализирующего влияния на подростков и старшеклассников.
Читать PDF
0.00 байт

Коллектив школьников как событийная общность: опыт интроспекции

Коренецкая Ирина Николаевна, Лузина Людмила Михайловна
Рассматривается традиционная для отечественной педагогики проблема коллектива школьников, дифференцируются понятия «коллектив» и «событийная общность», выявляются критерии и показатели, которые позволят учителю оценить уровень кол
Читать PDF
0.00 байт

Коллектив творческих единомышленников

Алешин В. А.
Читать PDF
0.00 байт

Педагогический коллектив и его развитие в процессе глобализации и конвергенции образования

Селюкова Е. А.
Статья посвящена проблеме развития педагогического коллектива в процессе глобализации и конвергенции образования.
Читать PDF
0.00 байт

Педагогический коллектив в воспитательной системе А. С. Макаренко: исторический контекст и современн

Пивченко Владимир Петрович
В данной статье рассматриваются вопросы формирования педагогического коллектива, которые раскрывает в своих работах А.С Макаренко.
Читать PDF
0.00 байт

Дорогой Марк Михайлович! коллектив кафедры «Философия» искренне и сердечно поздравляет Вас с 80-летн

Читать PDF
0.00 байт

Ректорат и коллектив С. -Петербургской государственной лесотехнической академии. Юбилей М. Я. Заруби

Читать PDF
0.00 байт

Детский хоровой коллектив как условие формирования культуры межэтнической толерантности

Костогорова Марина Викторовна
В статье рассматриваются сущность толерантности и специфика проявления межэтнического взаимодействия в условиях творческого коллектива.
Читать PDF
0.00 байт

Студенческий коллектив как субъект личностно-профессионального воспитания будущего специалиста

Дворникова Ирина Николаевна
В статье раскрывается сущность проблемы студенческого коллектива как субъекта личностно-профессионального воспитания будущего специалиста.
Читать PDF
0.00 байт

Хореографический коллектив как фактор социализации личности подростка

Зенухина Евгения Васильевна
Читать PDF
0.00 байт

Эффективные технологии воздействия на производственный коллектив

Кириллов Илья Андреевич
Современное промышленное производство практически не испытывает дефицита в оборудовании. Новейшие и модернизированные станки, машины, приборы, торговое оборудование имеются в свободном доступе на рынке.
Читать PDF
0.00 байт

Хореографический коллектив как средство развития творческой самореализации личности

Мельникова Екатерина Павловна
В статье рассматривается феномен развития творческой самореализации личности в условиях детского хореографического коллектива.
Читать PDF
0.00 байт

Волонтерский коллектив студентов как субъект социально ориентированной деятельности

Блужин Илья Анатольевич, Басов Евгений Николаевич, Тихомирова Татьяна Владимировна, Агеева Нина Александровна, Романова Марина Леонидовна
Цель исследования создание моделей волонтерского коллектива студентов как субъекта социально ориентированной деятельности.
Читать PDF
0.00 байт

Самодеятельный хоровой коллектив как социокультурная среда воспитания учащейся молодежи

Александрова Елена Владимировна
Данная статья рассматривает самодеятельный хоровой коллектив в срезе проблемы социокультурного воспитания учащейся молодежи.
Читать PDF
0.00 байт

Детский театральный коллектив как благоприятная среда для формирования социального опыта ребенка

Барбашина К. И.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Воспитательный коллектив воинской части

    совокупность взаимосвязанных, относительно самостоятельных первичных воинских коллективов подразделений и коллектива командного состава воинской части. Состоит из двух взаимосвязанных, относ
  • Коллектив детский воспитательный

    созданная система коллективистически, высоконравственно и эстетически воспитывающих общественных отношений, деятельности и общения в детской среде, способствующая формированию личности и разв
  • ЯЗЫКОВОЙ КОЛЛЕКТИВ

    совокупность социально взаимодействующих индивидов, обнаруживающих определенное единство языковых признаков («украинско-русское двуязычие»). Я. к. является, например, коллектив носителей говора
  • Научный коллектив

    группа людей, сплоченных исследовательской программой, реализация которой обеспечивается сложной функционально-ролевой структурой. В ней выделяются следующие роли: 1) научно-когнитивные («генер
  • ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ

    относительно устойчивая группа людей, объединенная профессиональными, общественно значимыми целями деятельности, имеющая органы руководства.
  • Первичный коллектив

    такой коллектив, в котором его члены находятся в постоянном деловом, дружеском, бытовом и духовном общении. Благодаря вхождению в первичный коллектив ребенок ощущет себя не объектом прямого педаг
  • РЕЧЕВОЙ КОЛЛЕКТИВ

    совокупность социально взаимодействующих индивидов, отличающихся от других не набором языковых единиц и не системными связями между ними, а лишь употреблением этих единиц в речи («Украинско-русс
  • ВРЕМЕННЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ в школе

    разновидность временного профессионального объединения педагогов, создаваемого для оперативного решения конкретных задач и проблем школы, образовательного процесса. В.т.к. позволяют активизиро
  • УЧЕБНЫЙ КОЛЛЕКТИВ

    часть контингента образовательного учреждения, члены которого находятся в непосредственном контакте между собой и воспринимают себя как индивиды, принадлежащие к одной социальной общности. Сущ
  • КОЛЛЕКТИВ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ

    это организованная группа, в которой ее члены объединены общими ценностями и целями деятельности, значимыми для всех детей, и в которой межличностные отношения опосредуются социально и личностно
  • УЧЕНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ

    устойчивая самодеятельная организация учащихся, объединенная единой целью и совместной общественно-полезной деятельностью, обладающая органами коллектива и органически связанная с другими кол
  • Воинский коллектив

    высокоорганизованная группа дисциплинированных военнослужащих, способных автономно выполнять служебные, боевые и другие задачи. Хорошо организованная и социально ценная деятельность воинског
  • Воспитательный коллектив

    единый коллектив субъектов воспитательной системы образовательного учреждения (детей, родителей, педагогов, обслуживающего персонала). Воспитательному коллективу присуще: целенаправленная дея
  • ВОСПИТАТЕЛЬСКИЙ КОЛЛЕКТИВ

    Объединение воспитателей— педагогов, родителей и старших друзей, осуществляющих совместно с воспитанниками общую творческую заботу об улучшении окружающей жизни— ядро воспитательного коллект
  • ВРЕМЕННЫЙ КОЛЛЕКТИВ

    организованное объединение учащихся, создающееся в детских оздоровительных лагерях, лагерях труда и отдыха, в туристических и экспедиционных группах, отрядах и т. д.
  • АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ

    коллектив лиц, выступающий в качестве автора.
  • ДЕТСКИЙ КОЛЛЕКТИВ

    устойчивое объединение детей, сплоченных совместным учением, трудом, общественно полезной работой, спортом и другой общественно полезной деятельностью, характеризующийся самостоятельностью и и
  • КОЛЛЕКТИВ ДЕТСКИЙ (СТУДЕНЧЕСКИЙ)

    группа людей, объединенная совместной целеустремленной деятельностью и общей организацией этой деятельности.
  • КОЛЛЕКТИВ УЧАЩИХСЯ

    общность детей, объединенная на основе значимых образовательных целей, совместным обучением, общением. К. у. складывается и развивается в процессе совместной деятельности и обучения своих членов,
  • ТРУДОВОЙ КОЛЛЕКТИВ

    разновидность коллективов, которые существуют в любой социальной организации; охватывает весь персонал предприятия, учреждения, фирмы, характеризуется целостностью, обычно действует на постоян