КОЛЛЕКТИВ
Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины
Источник: Краткий словарь современной педагогики.
Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии
Источник: Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. 2013
Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).
Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.
Источник: Словарь по образованию и педагогике.
Источник: Педагогика досуга терминологический словарь. Уфа. 2007
Источник: Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения
Источник: Краткий словарь-справочник по гражданско-патриотическому воспитанию. Челябинск. 2014
Источник: Педагогический словарь
Источник: Педагогический словарь 2008 г.
Источник: Военная педагогика
• Основные признаки коллектива:
• общая организация, организованная группа;
• совместная деятельность, направленная на реализацию общей цели и общение;
• сплоченность, благоприятный нравственнопсихологический климат, отношения ответственной зависимости;
• равенство прав при разделении ролей и делегировании полномочий органам самоуправления;
• общие социальнозначимые цели и перспективы.
• Антиколлектив – группа, для которой характерны отдельные признаки коллектива (наличие общей цели, совместная деятельность, организационная структура…), но которая отличается разобщенностью, групповой антипатией, конфликтностью и конформизмом.
• Деформация коллектива (от лат. deformatio – искажение формы) – расчленение коллектива на микрогруппы различной направленности, отсутствие единства и согласованности.
Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва
Сделанный в данном определении акцент на двойственной природе коллектива (и как организации, и как общности) чрезвычайно важен. Это означает, что для настоящего коллектива характерно:
1) органичное сочетание его формальной структуры (выраженной в иерархии социальных ролей и системе самоуправления) и структуры неформальной (выраженной в делении коллектива на стихийно складывающиеся микрогруппы и появлении неофициальных лидеров);
2) сориентированность норм и ценностей, задаваемых коллективом, и норм и ценностей, привносимых в коллектив каждым его членом;
3) гармоничное соединение деловых и неофициальных межличностных отношений его членов.
По мнению признанных исследователей детского коллектива (Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой, В.А. Караковского, А.В. Мудрика), за счет одних своих свойств он может порождать процессы нивелировки личности, ее усреднения, а за счет других – развивать ее индивидуальность и творческий потенциал. Положение личности в коллективе характеризуется одновременно как ее идентификацией с коллективом, так и ее обособлением в коллективе.
Процесс становления детского коллектива, то есть достижение органичного соединения организации и общности детей, весьма сложен. Уровня коллектива может достигнуть далеко не всякий школьный класс, кружковая группа, спортивная команда или отряд детского лагеря отдыха. Коллектив – это определенная ступень развития детского объединения. См. также: Караковский В.А., Новикова Л.И, Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание! – М., 2000.
Новикова Л.И. Педагогика воспитания: избранные педагогические труды. – М., 2010.
Источник: Современная теория воспитания. Словарь-справочник 2016
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
К. – структурный элемент общества определенного типа, возникающий как выражение определенной общественной потребности и реализующий ее в основной деятельности.
Характеристика коллектива как объекта: результативность основной деятельности; организованность, в том числе способность к самоорганизации, ритмичность в работе, наличие перспективы, соответствие профессиональных и личностных характеристик работников своим функциональным ролям.
Характеристика коллектива как субъекта: самоуправляемость, общность внутригрупповых целей, интересов, ценностей; превращение внешне полагаемых целей и задач в значимые для коллектива и каждого его члена; способность и готовность членов коллектива к сотрудничеству, взаимопомощи, взаимозаменяемости, положительный эмоциональный настрой.
Для членов К. свойственны следующие ценностные ориентации: готовность к продуктивной совместной работе, положительная установка на «другого», «других», разумная доля конформизма.
Качественная характеристика К. как общности: 1) сплоченность, достигаемая через ценностно-ориентационное единство; 2)коллективистское самоопределение; 3) социально-ценный характер мотивации межличностных выборов; 4) высокая референтность коллектива для его членов; 5) баланс возложения и принятия ответственности за результаты совместной деятельности; 6) действенность эмоционально-групповой идентификации, независимая от перемен в его составе; 7) зависимость эффективности работы от интенсивности положительных эмоциональных связей.
Интегральной социально-психологической характеристикой К. является благоприятный психологический климат.
Источник: Акмеологический словарь
Источник: Профессиональное образование. Словарь
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
В разработке теории К. важную роль сыграли работы философов (Л. П. Буева, В. Г. Иванов, Н. И. Лапин и др.), раскрывающие социальные функции, общие закономерности развития К. и личности, противоречия развития личности в К.; психологов (А. Г. Асмолов, A. A. Бодалев, А. П. Донцов, Я. Л. Коломинский, А. Н. Лутошкин, А. В. Петровский, В. А. Петровский, Л. И. У майский и др.), освещающие вопросы коллективного общения индивидов вообще и детей в частности, межличностных отношений в К., психол. климата, ценностных ориентации, нравств. норм и др.
Осн. категорией педагогики является воспитат. К., к-рый состоит из двух взаимосвязанных, относительно самостоятельных коллективов — воспитанников (учащихся) и воспитателей (педагогов, родителей, шефов). По отношению к пед. К. дет. К. выступает в качестве цели, объекта и инструмента воспитания, по отношению к детям он — среда их обитания, личностного самоутверждения, творческого самовыражения и самореализации.
Понятия ученического и детского коллективов в педагогике сложились намного раньше понятия воспитательного К. Отеч. педагоги (П. Ф. Каптерев, А. Ф. Лазурский, Н. И. Пирогов, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский и др.) стремились поддерживать среди детей атмосферу товарищества и взаимопомощи и видели в стихийно складывающихся дет. сообществах возможный источник новых отношений, развивающих детей. Они использовали такие понятия, как «детская масса», «детская общность», «корпоративный дух школы».
В пед. трудах 20-х гг. дет. К. понимался преим. как цель воспитат. усилий педагогов (Е. А. Аркин, П. П. Блонский, Н. И. Иорданский, Н. К. Крупская, А. П. Пинкевич, M. M. Пистрак и др.). Эти пед. идеи наиб. плодотворно воплотились в практике С. Т. Шацкого (колония «Бодрая жизнь ), С. М. Ривеса и Н. М. Шульмана (Школа-коммуна им.3-го интернационала), В. Н. Сорока-Росинс-кого (Школа им. Ф. М. Достоевского) и др. Большой вклад в развитие теории дет. К. внес А. С. Макаренко, сформулировавший мн. принципы и методы управления им (сочетание доверия и требования, перспективных линий, параллельного действия, авансирования личностив и разрабатывавший основы методики сплочения К.
В 50-е гг. директора школ (Ф. Ф. Брюховецкий в Краснодаре, Т. Е. Конникова в Ленинграде, 3. К. Маковкина в Свердловске, В. А. Сухомлинский в Павлышс-кой школе Кировоградской обл., Ю. Л. Касторский в Порченской школе Великолукской обл.) развили идеи Макаренко и создали в трудных условиях послевоен. лет сплоченные К. Их опыт обобщен в кн. «Организация и воспитание ученического коллектива» (1959), где ученич. К. рассматривался гл. обр. как объект воспитат. воздействий педагогов. Однако в эти годы дет. К. исследовался вне уч. процесса, анализировались лишь деловые, функциональные связи и отношения между детьми, уделялось недостаточно внимания изучению личности ребенка в качестве субъекта этих отношений. К сер. 60-х гг. нек-рые теоретич. положения пришли в противоречие с передовым опытом воспитания. Появились новые формы организации коллективной жизни детей, не соответствующие прежним представлениям. В практике пионерских лагерей, лагерей труда и отдыха возник особый тип временного коллектива. Получила развитие коммунарская методика.
С сер. 60-х гг. пед. теория дет. К. стала использовать такие понятия социологии и социальной психологии, как референтная группа, социальная роль, психол. климат, неформальный лидер, избирательные отношения. Дет. К. был охарактеризован (А. Т. Куракин, X. И. Лий-метс, Л. И. Новикова) как социально-пед. система.
В 70-е гг. изучался опыт взаимодействия шк. и производств. К. (А. А. Ануфриев, Н. Д. Шурова и др.). В сел. местности (впервые — в Ставропольском крае) сложилось взаимодействие коллективов колхозов и школ, возникли ученич. бригады, охарактеризованные как дет. трудовые коллективы (П. Г. Годин).
В 80-е гг. теория школьного коллектива дополнилась представлениями о нем как дифференцированном единстве разнотипных коллективов детей и взрослых.
Уч. К. имеет формальную (официальную) структуру, как правило, задаваемую взрослыми, и неформальную, возникающую стихийно в виде дружеских, приятельских и др. объединений.
Дет. К. складывается и развивается в процессе совм. деятельности и общения своих членов, между к-рыми возникает система отношений (межличностных, деловых, эмоционально-психологических). Отношения в К. образуют своеобразное поле К., проявляющееся в обществ. мнении, ценностных ориентациях, нравств. нормах, психол. климате. Дети по-разному вписываются в коллективные отношения и занимают в К. то или иное место в зависимости от своих природных данных, уровня развития, социального опыта и социальной роли, реализуемой в рамках данного К. Эмоционально-психол. отношения приводят к созданию неформальных групп в соответствии с интересами, желаниями и симпатиями воспитанников. Взаимодействие личности ребенка с К. включает воздействие на нее поля К., восприятие ребенком этого воздействия и обратное влияние личности на К. В результате происходят взаимосвязанные процессы: идентификация, самоотождествление ребенка с К. и обособление его в К.
Существуют разл. классификации типов К. Нек-рые классификации основываются на критерии длительности существования К. и включают длительно существующие К. (класса, отряда, кружка, клуба), временные (лагеря летнего отдыха, экспедиц. группы), ситуативные или кратковременные (совет дела и др.). В классификации А. Т. Куракина выделяются уч.-познавательные, трудовые, клубные К. и К. детских и юношеских обществ. орг-ций. В уч. К. дети включаются, как правило, независимо от их желания, в дет. объединения, клубы, кружки и т. п. входят добровольно. Процесс воспитания не может протекать нормально, если ребенок не является членом хотя бы одного из таких «необязательных» коллективов.
Классификация по степени сложности структуры К. выделяет первичный К. (класса, уч. группы, кружка и т. п.) и вторичный (совокупность классов школы, пионерских отрядов и т. п.).
Дет. К. независимо от типа в сво-м развитии проходит неск. стадий. На первой он выступает как цель педагогов в их воспитат. деятельности; на второй представляет собой инструмент массового воспитания и формирования у всех своих членов социально значимых качеств личности; на третьей стадии превращается в инструмент индивидуального развития учащегося. На каждой последующей стадии К. помогает решать все более сложные задачи: от формирования зачатков коллективизма на первой до воспитания гражд. самосознания развития творческого потенциала на третьей.
Педагоги задают и совершенствуют организац. структуру К., содержание его жизнедеятельности, корректируя внутри-коллективные отношения, создавая спец. ситуации, побуждающие детей к определенному типу поведения, развивая самоуправление учащихся, целенаправленно включая их в гуманистич. отношения. Органы ученич. самоуправления при консультативной помощи педагогов организуют жизнь дет. К., к-рый развивается по мере взросления своих воспитанников, приобретения ими социального опыта вне школы, за счет внутр. процессов самоорганизации и саморегуляции.
Развитие К. связано с преодолением противоречий: между К. и его отд. членами или группами, опережающими его в своем развитии либо, наоборот, отстающими; между перспективами К. и отд. воспитанников; между нормами поведения в К. и в стихийно сложившихся в нем группах; между отд. группами детей. Противоречия могут перейти в конфликт, к-рый в зрелом К. разрешается самими воспитанниками, а в неразвитом К. — при вмешательстве педагогов.
Дет. К. испытывает влияние как внутр. среды, окружающей его в уч. заведении, воспитат. учреждении, так и внешней — социальной, природной, предметно-практической. Воздействие среды на дет. К. может усилить воспитат. меры педагогов, ослабить или нейтрализовать их в зависимости от характера самой среды и типа взаимодействия с ней дет. К. Среда, в к-рой возникают негативные явления (напр., асоциальные группировки по месту жительства, учебы), отрицательно влияет на процесс развития дет. К. Воепринимая среду как социальную или эстетич. ценность, преобразуя и сохраняя ее, К. превращает среду в свое продолжение, в силу, влияющую на детей совмеетно с дет. сообществом.
Проблема дет. К. в педагогике-это в конечном итоге проблема управления им как инструментом воспитания. Управление дет. К. представляет собой совокупность трех взаимосвязанных процессов — пед. руководства, самоуправления и саморегуляции. Организуя жизнь дет. К., пед. К. использует фронтальные, охватывающие всех детей действия, групповую работу, индивидуальный подход, личностный подход к детям. В качестве субъекта управления вместе со взрослыми выступают и органы дет. самоуправления. К. — это среда, в к-рой формируется демокр. культура личности.
Понятие педагогического К. сложилось значительно позднее понятия детского К. По сути оно введено Макаренко, хотя мысли и идеи о единстве требований педагогов к воспитанникам, о необходимости консолидации их в единую общность встречаются у Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского и др. В совр. условиях расширяется совокупность функций пед. К. (воспитательной, прогностической, консолидирующей, просветительной по отношению к окружающей социальной среде и др.). В воспитат. процесс наряду с педагогами-профессионалами включаются представители общественности, родители, шефы, социальные педагоги и др., образующие К. воспитателей, где ведущая роль принадлежит педагогам.
Лит.: Макаренко А. С., Методика организации воспитат. процесса, Пед. соч. в 8 тт., т. 1, М., 1983, с. 267 — 329; Шацкий С. Т., Школа и строительство жизни, Избр. пед. соч. в 2 тт., т. 2, М., 1980, с. 122—51.
Проблемы дет. коллектива в рус. и сов. пед. мысли, М., 1973; Теоретич. проблемы воспитат. коллектива, Тарту, 1975; Л у-т о III к и и А. Н., Эмоциональная жизнь дет. коллектива, М., 1978; Новикова Л. И., Педагогика дет. коллектива. Вопросы теории, М., 1978; ее же, Самоуправление в шк. коллективе, М., 1988; Куракин А. Т., Лий мете X. И., Новикова Л. И., Коллектив и личность школьника. Основы теории воспитат. коллектива, в. 1, ч. 1—2, Тал., 1981—82; К у p а-к и и А. Т., Новикова Л. И., Шк. уче-нич. коллектив: проблемы управления, М., 1982; М у д p и к А. В., Личность школьника и ее воспитание в коллективе, М., 1983; Казакина М. Г., Взаимосвязь процесса развития коллектива и нравств. формирования личности, Л., 1983; Д с ж и и к о— в а Н. С., Пед. коллектив школы, М., 1984; Караковский В. А., Воспитай гражданина, М., 1987. Л. И. Новикова.
Источник: Российская педагогическая энциклопедия
В соответствии с видом деятельности, объединяющей людей, различаются К. трудовые, учебные, научные, педагогические, военные, спортивные и т.д. Социальная психология рассматривает К. как группу высокого уровня развития, в которой межличностные отношения опосредованы общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности. На основе концепции деятельностного опосредования межличностных отношений (А.В. Петровский) экспериментально изучены специфические социально-психологические параметры К.: сплоченность как ценностно-ориентационное единство; коллективистское самоопределение; идентификация личности с К.; социально ценный характер мотивации межличностных выборов; степень референтности К. для его членов; объективность и обоснованность возложения и принятия ответственности за результаты и последствия совместной деятельности.
Главными функциями К. являются: предметная – непосредственное осуществление этой задачи, достижение этой цели, ради которых возник и существует К.; социально- воспитательная – обеспечение сочетания общественных и индивидуальных интересов на основе сплочения членов К. вокруг общей идеи и предоставления каждому свободы волеизъявления и активного участия в принятии коллективных решений. Положение иценность человека в К. определяется его личностными качествами и вкладом в решение общих задач. Оценка К. деятельности его членов – мощный стимул деловой и творческой активности индивида, побуждающий к постоянному совершенствованию и саморазвитию.
От того, как индивид становится элементом социальной организации, включается в общество, зависит, с одной стороны, формирование способности социальной организации влиять на личность, с другой – формирование способности личности поддаваться влиянию других людей.
Член К. нравственно ответственен как за свою деятельность, так и за деятельность К. в целом; это требует соотнесения своих действий с деятельностью К., уважения принятых в К. норм и принципов деятельности и поведения. Однако возможны случаи расхождения позиций отдельных членов К. и сложившихся позиций К. Если причиной является более прозорливое видение индивидом путей достижения цели или разрешения возникших противоречий, его долг и моральное право – открыто выступить перед К. с обоснованием своих взглядов и предложений, аргументировать и отстаивать свою позицию. Если причиной возникновения разногласий между отдельными членами К. становится неприятие общих задач и направления деятельности, это может привести к отторжению К. тех его членов, чьи позиции противоречат общим целям деятельности или снижению уровня сплоченности, нарушению психологического равновесия, нездоровому морально-психологическому климату в К.
Значительную роль в обеспечении благоприятного морально-психологического климата и сплоченности К. выполняет лидер, руководитель К. От стиля его руководства зависит поддержка и развитие потенциальных возможностей каждого члена К., обоснованное распределение ролей и обязанностей, своевременный контроль за ходом деятельности и оказание помощи в случае необходимости, противодействие возникновению местничества, так называемого коллективного (или группового) эгоизма. Показателями уровня развития К. служат: степень единства взглядов, ценностных ориентаций, целевых установок его членов; степень активности каждого и его требовательности как к себе, так и к другим членам К., что лежит в основе взаимоуважения, взаимопомощи и взаимной ответственности.
В каждом К. наблюдается определенная степень изменения его состава. Это вызывается как объективными причинами (законом перемены труда, изменением технологического процесса деятельности, демографическими и другими законами), так и субъективными, зависящими от характера внутриколлективных отношений. Некоторые К. по самому своему характеру периодически изменяют свой состав, например К. учебных заведений, армейские подразделения, К. художественной самодеятельности и научно-технического творчества.
К. временный – в отличие от постоянного К., отличающегося определенной стабильностью и длительностью процесса выполнения стоящей перед ним задачи, временный К. формируется на ограниченный временными рамками срок и прекращает свое существование по истечении намеченного срока и выполнении поставленной перед ним конкретной задачи. К. временный может быть сформирован внутри постоянно действующего К.: группе ученых внутри научного К. поручается разработка научной концепции, проведение серии экспериментов по актуальной тематике, разработка практических рекомендаций на основе результатов научных исследований, внутри учебного К. могут формироваться временные сообщества учащихся, студентов с целью разработки рационализаторских предложений по совершенствованию технологического процесса, освоения новой техники, подготовки сценария предстоящего ритуала, праздника, торжественного акта и т.п. К. временный может формироваться из представителей различных К., занятых в одной и той же или смежных областях деятельности. Такими могут быть авторские К., объединяющие специалистов, занятых разработкой учебно-методической литературы, подготовкой научных монографий, сборников научных трудов, обобщающих материалы научных конференций, международных форумов и т.д. Временные научные К. также могут формироваться из представителей различных научных и учебных учреждений, если требуется разработка проблемы на стыке наук, объединение усилий ведущих специалистов отрасли для решения глобальных проблем.
Несмотря на временный характер деятельности, межличностные отношения, атмосфера сотрудничества во временном К. могут быть на более высоком уровне, чем в К.постоянном, за счет того, что в данном виде К. объединяются единомышленники, специалисты или учащиеся, отличающиеся общностью интересов и потребностей. Если такого единомыслия, единых целевых установок и стремления к поиску оптимального пути решения поставленной задачи при возможно различных исходных позициях во временном К. не складывается, он распадается или достижение поставленной цели становится затруднительным. При положительном характере внутриколлективных отношений и результативности деятельности временный К. нередко становится ядром создания нового постоянного научного, творческого, педагогического, спортивного, самодеятельного К.
К. ученический – объединение учащихся, студентов конкретного учебного заведения, его структурных подразделений: К. ученический каждого факультета, курса, учебной группы, класса, К. ученический – не механическое объединение учащихся: класс, учебно-производственная группа, группа студентов вуза могут быть объединены на протяжении ряда лет, но не стать К., и, наоборот, К. ученический может сложиться уже на первом этапе учебно-воспитательного процесса, если проявляются признаки К. как общности – сплоченность и единая направленность интересов, ценностных ориентаций, целевых ориентиров, отношения доверия, взаимоуважения, ответственной зависимости (А.С. Макаренко) и взаимопомощи.
К. профессионального учебного заведения отличается от других типов ученических К. особенностями учебной деятельности учащихся, которая носит характер учебно- производственный. Целями этой деятельности являются не только обучение, но и во многих случаях выпуск продукции, которая может быть реализована в современных рыночных условиях. Специфика отношений в таком коллективе определяется также возрастом учащихся и структурой педагогического К. Руководство учебной группой осуществляется мастером производственного обучения и классным руководителем (куратором группы).
Превращение группы учащихся в К. – ответственная педагогическая задача, выполнение которой становится одним из условий успешности учебно-воспитательного процесса и развития потенциальных возможностей каждого учащегося. Поэтому для понимания сущности и особенностей жизнедеятельности К. ученического принципиально значимы дефиниции: стадии формирования и развития К., воспитательное значение К.
Стадии формирования и развития К. ученического – процесс превращения группы учащихся, студентов в устойчивую самодеятельную организацию, объединенную единой целью и совместной общественно полезной деятельностью, обладающую органами самоуправления и органически связанную с другими К. (учебными, производственными, творческими).
Процесс становления ученического К. проходит три основные стадии. На первой, начальной стадии, характеризующейся достаточным разбросом в индивидуальных интересах и потребностях, жизненных установках членов группы, ее жизнедеятельность в полной мере зависит от руководства со стороны классного руководителя, классного воспитателя, мастера, куратора группы. Это период активного изучения руководителем своих воспитанников и характера складывающихся межличностных отношений. Вторая стадия связана с созданием актива группы, формированием органов самоуправления К. На этой стадии мастер, классный руководитель, классный воспитатель постепенно передают функции управления К. его активу, опираются на актив при решении постоянных или спонтанно возникающих задач совместной деятельности К. Третья стадия развития К. – это сплоченный, самоопределяющийся К., способный предъявлять требования своим членам, корректировать стиль деятельности актива, проявлять заинтересованность и активность в самодвижении К. к поставленной цели.
Определяя стадии развития К., уровень его сплоченности и зрелости, следует иметь в виду, что процессы, происходящие в К., иерархизированы и образуют многоуровневую (стратометрическую) структуру, ядром которой является совместная деятельность, обусловленная социально значимыми целями. Первый уровень данной иерархии образуют отношения членов К. к содержанию и ценностям совместной деятельности. Эти отношения обеспечивают сплоченность К. как ценностно-ориентационного единства. Второй уровень
– межличностные отношения, опосредованные совместной деятельностью. Третий уровень
– межличностные отношения, опосредованные ценностными ориентациями, не связанными с совместной деятельностью. В К., не достигшем подлинной зрелости в своем развитии,данная иерархическая структура может быть нарушена из-за недостаточного развития того или иного уровня: в одних случаях проявляется уровень отношений только к содержанию совместной деятельности при разобщенности в межличностных отношениях; в других – формирующиеся межличностные отношения опосредуются ценностями, не связанными с основным видом – в данном случае учебно-производственной деятельностью, а заинтересованное отношение к основному виду совместной деятельности не сложилось. Следовательно, одним из показателей зрелости, показателем третьей стадии развития К. может служить наличие всех уровней иерархии взаимоотношений членов группы.
Наиболее ответственным этапом формирования К. является выявление актива, формирование органов самоуправления К., ядра, основы К., опоры мастера, воспитателя во всех вопросах обучения и воспитания учащихся. Формирование К. во многом зависит от того, насколько в процессе создания органов ученического самоуправления удастся совместить в одном лице формальных и неформальных (т.е. фактических) лидеров К. Учащиеся, входящие в актив, должны быть прежде всего умелыми организаторами. Из качеств, характеризующих их организаторские способности, можно отметить следующие: организаторское чутье, т.е. находчивость в различных ситуациях, поисковая активность, изобретательность, практический ум; способность увлечь идеями и активизировать членов К. при проявлении такта и уважения в отношениях с ними; склонность и устойчивый интерес к управленческой деятельности, готовность брать ответственность на себя, распределять ее между членами К.
Проведение социометрии, референтометрии, наблюдения за учащимися в процессе учебной и общественной деятельности позволяют выявить характер внутриколлективных отношений, сложившиеся симпатии и антипатии, чтобы, опираясь на возможности и предпочтения микрогрупп, решать задачу сплочения и развития К. При этом существенным фактором успешного руководства К. становится персональное распределение ролей и общественных поручений, возможно более широкое вовлечение членов группы в управление делами К.
Формируя работоспособный и деятельный К., мастер, классный руководитель, классный воспитатель стремится выполнить следующие задачи: добивается сплочения членов К., предупреждает возможное разобщение и антагонизм; стимулирует гуманистическую направленность ценностных ориентаций, здоровое общественное мнение, правильное отношение к критике и самокритике; формирует у членов К. умение применять адекватные формы воздействия на членов К., проявляя такт, чувство меры, доброжелательность при высоком уровне требовательности.
Показателями эффективности формирования К. служат сплоченность, проявляющаяся в единстве мнений и устремлений; организованность – бесконфликтное распределение обязанностей, последовательность и целеустремленность в достижении цели; открытость
– способность устанавливать и поддерживать деловые отношения с другими К.; формирование отношений ответственной зависимости, проявляющейся во взаимной ответственности и взаимоконтроле. В развитии таких отношений, в предоставлении возможности каждому члену К. проявления, реализации и развития своих индивидуальных способностей и деловых качеств заключается функция К., определяемая как воспитательное значение К.
К. воспитательный. Педагогика имеет дело с двумя важнейшими ценностями: цельной развивающейся личностью человека и воспитательным К. как самостоятельной социальной самоценной сущностью, нормальной социальной средой обитания личности, обладающей такими бесценными свойствами, как богатство общественных отношений, целенаправленная организация жизни, морально-эстетическая атмосфера.
Воспитательный К. как социальное явление представляет собой совокупность целесообразно организованной общественной деятельности – отношений, обладает организационной структурой и нравственно-эстетическими качествами.
Воспитательное значение К. – это его влияние на самопознание, самоактуализацию и саморазвитие входящих в К. членов. Возможность воспитательного воздействия К. на личность определяется тем, что только в совместной с другими индивидуумами деятельности индивид познает себя, получает основу для сравнения, сопоставления себя с другими; К. способен стимулировать развитие одних качеств и потребностейличности, подавлять, препятствовать проявлению негативных привычек, нежелательных проявлений личности.
Наиболее общей формой организации жизни подрастающего поколения, поднимающей воспитательный процесс на уровень высокой общественной значимости, является специально, с воспитательными целями организованный К. Целостность воспитательного К. того или иного образовательного учреждения в его духовно-нравственном и организационном единстве, порождающем единую систему деятельности и многообразных общественных отношений. Наиболее характерными чертами его целостности являются единство целей, организационно-структурная четкость и определенность, общая организация труда, учебы, общественно полезной деятельности; единство общественного мнения, организационное и деловое взаимодействие; развитие самодеятельных групп по интересам; связь с трудовыми К., общественными организациями и выход в широкую общественную жизнь; самодеятельность и развитие демократических начал в самоуправлении.
Органической частью всякого воспитательного К. как формы целостности учебно- воспитательного процесса являются первичный контактный К. Классный или групповой К., будучи частью целого, вместе с тем может представлять собой самоценную целостность, способную, в несколько измененном качестве, к самостоятельному функционированию. Однако полноценное развитие всех его воспитательных функций и возможностей достигается лишь в рамках воспитательного К. всего образовательного учреждения. Первичный К. характеризуется переплетением общеколлективных и особенных, собственно групповых целей и перспектив. Он является частью структуры общего К. и вместе с тем обладает своей собственной. Он задействован в коллективном самоуправлении всего учебного заведения и в то же время представляет собой самоуправляющееся ученическое объединение. Как через органы общего К., так и самостоятельно, групповое объединение выходит на связь с трудовыми К. и общественными организациями. В малой коллективной группе преобладают личные контактные взаимодействия, избирательные отношения, в которые органично вплетаются отношения деловые и ответственной зависимости. Группа живет и действует как часть целого воспитательного К. образовательного учреждения и вместе с тем как целое, целостное педагогическое явление в своей частности и особенности. Первичный
классно-групповой К. является той частью, формой общего К., в которой шлифуются индивидуальные качества и черты.
Диалектика взаимодействия, взаимосвязанности, взаимозависимости, взаимообусловленности общего воспитательного и первичного классно-группового К. состоит в выдвижении на первый план позитивных воспитательных возможностей каждого из них, общего и единичного и сглаживании возможного и негативного воздействия друг на друга. Общий К. профессионального учебного заведения обогащает первичный богатством отношений, широтой перспектив, возможностей, общеколлективной солидарностью, выходом в большую жизнь и духовно-моральной силой. Первичный К., развивающий индивидуальность, обеспечивает функционирующую образовательную структуру способными организаторами и яркими личностями. В известном смысле, первичный классно-групповой К. – ядро, основная клетка общего, делающая его жизнь богатой и полноценной.
Существуют, по крайней мере, два важнейших педагогических закона формирования общего К. в учебном заведении и взаимодействия с его составляющими – первичными. Прежде всего это закон встречного движения от общего к частному и от частного к общему, от общего, всех объединяющего К. к первичному и от первичного – к общему. Такое движение осуществляется на основе общей содержательной деятельности, организационных связей, ответственности. Другой закон действует как бы внутри первого, характеризует особенности встречного движения. Это закон неравномерности экстенсивного и интенсивного развития во взаимодействии между общей коллективной структурой образовательного учреждения и первичными К. Отдельные первичные К. могут развиваться быстрее других, иметь более тесные связи со структурами общего К. Другие, в силу тех или иных, чаще субъективных причин, не обладающие необходимой общественной активностью и крепкими дружескими или деловыми контактами, имеют с общим К. чисто формальные отношения. Лучшие первичные К., как центры общественной активности общего К., могут ускорять поступательное движение, увлекать за собой, способствовать рождению новых инициатив. Они стимулируют прогрессивное движение и показывают пример отстающим первичным К. Нередко такими центрами активностистановятся подростковые коллективы, подтягивающие на передовые рубежи старшекурсников. В свою очередь, организационные структуры и широкая общественная целеустремленность общего К. образовательного учреждения способствует усилению взаимодействия первичных, их подтягиванию к уровню высокой активности, стабилизирует и ускоряет общеколлективное движение вперед. Объективная целостность формирования личности заключается в том, что личность учащегося аккумулирует, субъективно осваивает в процессе взаимодействия с миром всю систему многообразных и разнообразных отношений. Наибольшую эффективность воздействия на нее имеют те отношения, которые отвечают ее потребностям и интересам, уровню субъективного восприятия мира и развития.
Воспитательное значение К. зависит от его зрелости, общественной значимости стоящих перед ним задач и личностной значимости выдвинутых задач для каждого члена К. Гуманистическую, личностную ориентацию воспитательной роли К. следует особо отметить в условиях глобального поворота всего образовательного процесса на всемерное развитие личности учащегося, удовлетворения его позитивных потребностей и интересов. Данный акцент связан с тем, что в предшествующий период развития педагогической науки и практики допускалось искажение тезиса А.С. Макаренко: «формирование в К., через К.» добавлением слов: «для К.». Подобная установка отвечала имевшейся в тот период тенденции подавления личности К., что в известной мере становилось причиной формирования конформизма вместо истинного коллективизма и наносило ущерб свободному развитию личности.
В современных условиях реформирования системы образования воспитательное значение К. продуктивно только в том случае, если обеспечена свобода волеизъявления и саморазвития каждого из его членов, в атмосфере сотрудничества между ними, при педагогической поддержке со стороны мастера, классного руководителя, классного воспитателя, развития актуальных и потенциальных возможностей членов К.
Полноценный воспитательный эффект возникает тогда, когда достигается единство объективного воздействия и активного субъективного отклика на него. Учащийся среднего и общего образовательного учреждения – не только объект воспитательных влияний, но и субъект собственного формирования. Поэтому возвышение его потребностей и интересов есть одновременно возвышение его позитивно направленного воспитания.
В своих взаимоотношениях в К. и с К. формирующаяся личность начинает чувствовать себя нормально при условии совпадения, слияния ведущих, важнейших личных и коллективных интересов и потребностей. Главный механизм такого движения развития личности в К. заключается в том, что на основе и в результате объединения перспектив в сознании развивающегося субъекта осуществляется сложный переход от восприятия К. как официальной, формальной структуры, к ощущению К. как неформального объединения. В том и заключается суть диалектики взаимоотношений формирующейся личности и К., чтобы для нее, в различной практике и в сознании, формальная и неформальная структуры объединились в «неформально-формальную», слились воедино. В этой динамике объединения заложены огромные резервы возрастания воспитательной силы К. Суть дела заключается в том, чтобы не противопоставлять К. и неформальное объединение друг другу, не обострять противоречия между ними, а по возможности сливать воедино, органически объединять коллективный интерес и личный, внутренний, интимный, привлекая учащегося большими возможностями найти условия для своего самопроявления и самоутверждения именно в К. Для этого в процессе формирования как первичного, так и общего того или иного образовательного учреждения К., важно постоянно учитывать и развивать здоровые личные, индивидуальные интересы, создавать условия для реализации личных перспектив и стремлений, для отношений доверительности, дружбы, любви, для широкого индивидуально-личностного общения, оценки отношений с личностных позиций, с позиций самочувствия личности в К.
К. педагогический – профессиональная общность субъектов-организаторов учебно- воспитательного процесса общеобразовательного или профессионального учебного заведения.
Состав К. педагогического зависит от специфики, образовательных целей и масштабов учреждения образования. В условиях общеобразовательного учебного заведениясубъектами организации учебно-воспитательного процесса являются учителя начальных классов, учителя-предметники, классные руководители, воспитатели групп продленного дня, организаторы дополнительного образования. В последние годы в составе педагогического К. школ, гимназий, лицеев происходят изменения: все активнее развивается психологическая служба учебного заведения, в составе педколлектива появляются социальные педагоги, логопеды, вводится институт освобожденных классных воспитателей.
Несмотря на происходящие изменения в целом педагогический К. общеобразовательного учебного заведения остается достаточно однородным по содержанию деятельности и общим задачам входящих в него членов. В отличие от него педагогический К. профессионального учебного заведения характеризуется значительно большей сложностью и неоднородностью состава. В состав педагогического К. профессионального учебного заведения входят три основные, в известной мере автономные группы: мастера производственного обучения, преподаватели специальных дисциплин и преподаватели общеобразовательных, социальных дисциплин. Преподаватели одновременно выступают в роли классных руководителей, кураторов учебных групп, и от контакта их между собой и с мастерами производственного обучения зависит продуктивность профессиональной подготовки и общетехнического, гуманитарного образования. Результативность деятельности педагогического К. определяется профессиональной культурой, общей и методической квалификацией, талантом входящих в него членов, а также общей атмосферой творчества, непрерывного поиска и освоения новых педагогических технологий.
Педагогический К. выполняет две основные функции: учебно-воспитательную и социально-гуманитарную. Первая отражает потребности общества и К. учащихся; вторая
– личные интересы и потребности самих членов педагогического К.: потребности в труде, материальном обеспечении, повышении квалификации, общественном признании, социальной защите, взаимопомощи и взаимоуважении. Данные функции не изолированы, они взаимосвязаны, выполнение их взаимозависимо: комфортность педагога в своем К. – условие успешной профессиональной деятельности; активность и результативность выполнения учебно-воспитательной функции – залог признания и уважения в К.
Атмосфера сотрудничества, поддержки, отвечающая принципам гуманизации и демократизации учебно-воспитательного процесса, аналогично характеризует и уровень сплоченности и творческой активности педагогического К. Демократизм проявляется в деятельности педагогического совета – совещательного и законодательного органа педагогического К. Творческий характер деятельности проявляется как в процессе самообразования и повышения квалификации каждого, так и в деятельности методических объединений, научных кафедр, способствующих обмену опытом и овладению новейшими технологиями и средствами обучения.
Социально-психологическая структура педагогического К. складывается на основе различных эмоционально-оценочных отношений, которые прямо или косвенно влияют на выполнение основных функций. При этом организованность характеризует деловую структуру К., взаимодействие его членов в процессе совместной деятельности и складывается из внешних проявлений поведения работников. Сплоченность – характеристика внутренних отношений, это свойство социально-психологической структуры К., показатель степени психологического единства.
Лит.: Макаренко А.С. Соч. В 7-ми т. – М., 1957; Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. – М., 1975; Петровский А.Б. Личность. Деятельность. Коллектив. – М., 1982; Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания / Под ред. Д.Н. Фельдштейна.
– М., 1997; Новиков А.М. Профессиональное образование России. – М., 1997; Профессиональная педагогика: Учебник. – М., 1997; Коротов В.М. Развитие воспитательных функций коллектива. – М., 1974; Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. – М., 1998; Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива: вопросы теории. – М., 1978; Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. – М., 1981.
Б.Т. Лихачев, И.И. Зарецкая
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.