ВРЕМЕННЫЙ КОЛЛЕКТИВ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ВРЕМЕННЫЙ КОЛЛЕКТИВ
организованное объединение учащихся, создающееся в детских оздоровительных лагерях, лагерях труда и отдыха, в туристических и экспедиционных группах, отрядах и т. д.

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

ВРЕМЕННЫЙ КОЛЛЕКТИВ
организованное объединение учащихся, созданное в летних лагерях, туристических группах или внутри постоянных коллективов на определенный период для выполнения коллективного творческого дела.

Источник: Краткий словарь современной педагогики.

ВРЕМЕННЫЙ КОЛЛЕКТИВ
организованное объединение учащихся, создающееся в лагерях труда и отдыха, в туристических и экспедиционных группах, отрядах и др. В.к. может создаваться внутри постоянного коллектива на определенный период для выполнения коллективного творческого дела.
Будучи типом воспитательного коллектива, В.к. обладает общими с ним признаками, но и имеет свои особенности: кратковременность функционирования, разнородность состава, относительная автономность существования, коллективный характер жизнедеятельности, завершенный цикл развития. Максимальный срок существования В.к. не превышает обычно 40–45 дней, а наиболее распространенный – 10–26 дней, поэтому в этот период не происходит значимых возрастных изменений в личности его членов. В.к. образуется из представителей различных постоянных групп и коллективов. Учащиеся, молодежь привносят в новый коллектив свой опыт общественной жизни, во В.к. быстрее завязываются контакты, возникают новые отношения, связи. Автономность В.к. проявляется во временном ослаблении влияния на личность учащегося семейного, классного, неформального и других коллективов. За 10–45 дней совершается законченный цикл развития В.к.: от рождения до прекращения существования. Во В.к.значительно ускоряется процесс образования коллектива. Уже к 3–4-му дню он обладает всеми основными признаками коллектива, а к завершающей стадии может стать сплоченной общностью. В В.к. учащийся, как правило, видит непосредственные результаты своей деятельности, что положительно влияет на активность личности, самочувствие в коллективе. Процесс создания коллектива нуждается в постоянном поддерживании высокого ритма жизни, иначе он может приостановиться, а коллектив разрушиться.
Для учащегося жизнь во В.к. имеет и свои сложности, так как постоянное коллективное окружение, ускоренный темп деятельности могут создавать у него психологическое напряжение. Поэтому учащимся необходимы смена деятельности, индивидуальный подход со стороны воспитателей.
Попав в новую среду, учащийся получает возможность реализовать себя, компенсировать ранее не удовлетворенные потребности и интересы. Учащийся в определенной мере освобождается от представлений, стереотипов, оценок, сложившихся в семье, классе, среди друзей.
Во В.к. создается особая педагогическая управляемая среда, позволяющая закрепить в течение короткого времени положительный опыт учащегося. Вырабатывается модель поведения, являющаяся коллективной нормой и охватывающая личность своим регулирующим действием практически беспрерывно. Разносторонность и насыщенность деятельности не только выступают фактором развития коллектива, но и создают предпосылки для совершенствования личности.
В.к. обладает значительными возможностями для того, чтобы объединить воспитательное воздействие на личность социального окружения, педагогов, предметной и природной среды. При этом обстановка свободного общения, творческая деятельность по выбору и желанию участников В.к., общая заинтересованность в ее ближайших результатах позволяют сделать воспитательные воздействия на личность предельно насыщенными и интенсивными.
В.к. дает возможность проверить на практике творческие идеи педагогов, экспериментальные формы и методы воспитательной работы и т.д. Стиль жизнедеятельности В.к. нуждается в применении творческих общеполезных дел, игр, состязаний и т.п. Педагогика отношений между учащимися и взрослыми во В.к. строится на принципах сотрудничества, взаимопонимания и совместной деятельности, иначе временное объединение может не стать единым коллективом. От воспитателей требуется умение в короткий срок проявить талант организаторов, педагогическое мастерство.
А.Г. Кирпичник, В.П. Ижицкий

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
574.37 кб

Снижение уровня депрессивных состояний детей и подростков во временном детском коллективе

Вараксин Владимир Николаевич
В статье приводится ряд основных направлений по преодолению депрессивных состояний детей и подростков, попадающих во временный детский коллектив в период летнего отдыха.
Читать PDF
1.69 мб

Рофессионально-личностное становление студентов в работе с временными детскими коллективами

Листик Е.М., Курганова Е.А.
В статье рассматривается проблема профессионально-личностного становления студентов педагогического вуза в работе с временным детским коллективом в летних оздоровительных лагерях.
Читать PDF
861.68 кб

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ КОЛЛЕКТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ВРЕМЕННОГО ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА

Пряничникова Я.Д., Калинина Т.В.
В статье представлено описание эмпирического исследования особенностей коллективных отношений подростков.

Похожие термины:

  • Временный детский коллектив

    малая группа детей и подростков, объединенных в целях организации их жизнедеятельности в условиях детского лагеря. ВДК ограничен сроками своего существования: от 10 до 45 дней. Такому детскому форм
  • ВРЕМЕННЫЙ ДЕТСКИЙ КОЛЛЕКТИВ (ВДК)

    группа (малая) детей, объединенных в целях организации их жизнедеятельности. Специфические особенности ВДК: соборность, автономность (от влияния прежнего социума); интенсивность всех видов деятел
  • ВРЕМЕННЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ в школе

    разновидность временного профессионального объединения педагогов, создаваемого для оперативного решения конкретных задач и проблем школы, образовательного процесса. В.т.к. позволяют активизиро