ЛИТЕРАТУРНЫЙ кружок

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Литературный кружок
самодеятельное объединение учащихся, занимающихся углубленным изучением литературы. Кружок – основная форма внеклассной работы. Формой кружковой работы может быть деятельность литературного клуба старшеклассников, объединяющего несколько предметных секций. По содержанию Л.к. дополняет школьный курс литературы, по формам и методам работы – способствует формированию у школьников литературных знаний и умений, соответствующих ценностных представлений, ориентирует в выборе будущей профессии. А.С.

Источник: Методика преподавания литературы.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ кружок
см. Кружок (школьный).
О нач. школе в конце 1940-х гг.: «Лит. кружок является… одной из важнейших форм пробуждения у детей интереса к книге. Работа в лит. кружке имеет след. цели и задачи: 1. Ознакомить детей с лучшими произвми дет. лит-ры, воспитывающими худ. вкус детей. 2. Через чтение лучших образцов дет. лит-ры дать детям навыки выразит. чтения и декламации. 3. Развить устную и письменную речь. 4. Развить творч. силы детей. В кружок входят гл. образом дети III и IV классов (15–20 человек). Орг-ция кружка проста. Прежде всего из коллектива школы выделяется руководитель кружка, знающий дет. лит-ру и умеющий увлечь детей своею любовью к худ. слову. Затем производится запись в кружок. Дети входят в кружок по собственному желанию. В плане первое место должно занять чтение и рассказывание, осуществляемые гл. образом членами кружка. Постепенно в план кружка следует вводить и творч. работы: инсценировки, драматизацию, устные и письменные сочинения на свободные темы, составление лит. сборников. Достижения в работе кружка необходимо делать достоянием всех учащихся. Кружок должен выступать на шк. вечерах, быть организатором так называемых лит. утренников. “Утро” может быть посвящено творчеству одного писателя или какойнибудь теме, или просто самостоят. творчеству детей» (НШ, 1950, 739–740).
О школе в пос. Туймазы Башкирской АССР в 1943– 1945 гг.: «В литературном кружке работало 56 человек… Конец каждого года работы кружка знаменовался выпуском литературного журнала… И в конце года, на заключительном лит. вечере, читались статьи из этого журнала… Выпуск лит. журналов имел большое значение в жизни кружка. Он был местом пробы критического пера учащихся и вместе с тем подводил итоги каждому году нашей работы» (Стернин, 1951; 328, 333, 335).
О 1947 г.: «Староста литературного кружка Чернилин в семь часов вечера открыл литературный кабинет и хозяйским взглядом осмотрел, все ли в порядке… С того дня в литературном кружке Дворца пионеров два раза в неделю Стася встречала Сафронова» (Кузнецова, 1983–2; 321, 334). Об учениках 12–13 лет в нач. 1960-х гг.: «Когда в прошлом году у нас в классе стали создавать лит. кружок, никто не представлял себе, что из-за этого может случиться… Наш новый кл. руководитель… сказал: “Всюду, где я был кл. руководителем, обязательно работал лит. кружок…”» (Алексин, [1969] 1974, 9).
О Дворце пионеров в Куйбышеве в 1950-х – начале 1960-х гг.: «Васе, Лиде, Косте, Вере / Не топтаться у крыльца – / Им всегда открыты двери / Пионерского дворца… / Много важных дел у Светы: / Литкружок поручен ей» (Кошечкин, 1962, 18–20). Из учеб. пособия 1971 г.: «Лит. кружки в школе. Как показывает сама грамматическая форма слова, кружок объединяет сравнительно небольшое число учащихся: обычно от пятнадцати до двадцати пяти человек. Но это школьники с устойчивым и серьёзным интересом к литературе… Шк. практика знает множество различных направлений в деят-сти лит. кружков… Одни кружки могут быть названы литературно-творческими. Они объединяют молодых авторов… К этой же группе кружков могут быть отнесены и кружки переводческие… Кружки выразит. чтения и худ. рассказывания привлекают юных чтецов… Много сил собств. творчеству отдают и члены кружков юных журналистов… Большой обществ. резонанс приобретает деят-сть лит.-краеведч. кружка... Существуют кружки, кот. можно назвать читательскими, поскольку гл. задачей они считают расширение лит. кругозора участников… Выпускает кружок бюллетени, лит. газеты и журнал… Иногда вся работа кружка строится вокруг журнала… Журнал труднее довести до шк. читателя, чем газету, так как он издаётся в одном-двух экземплярах, зато его легче сохранить в биб-ке школы, в пионерской комнате, метод. кабинете….» (Никольский, 1971, 240–243).

Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.