КЛАСС
Класс
школьный: постоянный в пределах учебного года коллектив учащихся, работающий по единой учебной программе.
КЛАСС
совокупность, разряд, группа предметов или явлений, обладающих общими признаками; постоянный (в пределах учебного года) коллектив учащихся одного уровня знаний, обучаемых по единой образовательной программе.
КЛАСС
(лат. classis разряд) 1) постоянный в пределах учебного года коллектив учащихся, работающих по единой учебной программе; 2) учебное помещение в школе, специально оборудованное и удовлетворяющее принятым санитарногигиеническим требованиям.
Источник: Краткий словарь современной педагогики.
Класс
(учебный) – группа, является одновременно объектом и субъектом обучения, основой обучающего воздействия учителя, коллектива и детской формирующейся личности. Класс, как постоянная группа в системе обучения, по мере расширения видов учебно-воспитательной деятельности и форм воздействия с обществом преобразуется в детский первичный воспитательный коллектив.
Класс
1) постоянная в пределах учебного года группа учащихся, работающая по единой учебной программе. Общее руководство учебно-воспитательной работой в К. осуществляет классный руководитель; 2) специально оборудованное учебное помещение в школе. Классные помещения распределяются в соответствии со ступенями обучения. Для учащихся средних и старших классов предусмотрена кабинетная система обучения.
КЛАСС
от лат. classis — разряд) — 1) совокупность, разряд, группа предметов или явлений, обладающих общими признаками; 2) постоянный (в пределах учебного года) коллектив учащихся одного уровня знаний, обучаемых по единой образовательной программе; 3) основное учебное помещение в школе, оборудованное специальной мебелью и удовлетворяющее установленным санитарно-гигиеническим требованиям по освещению, площади, кубатуре, вентиляции и др.
Источник: Профессиональное образование. Словарь
КЛАСС
3. Годичный курс обучения с распределением времени между изучаемыми дисциплинами; годичная ступень обучения в школе.
О 1970-х гг.: «Школьные учебные планы и учебные программы предусматривают изучение учебных предметов по классам, т. е. по годам обучения. Если говорят, что [некто] ученик четвёртого класса (или учится в четвёртом классе), то это значит (при условии, что он не второгодник), что он четвёртый год учится в школе и изучает программу четвёртого класса. Учеников первого класса называют первоклассниками, учеников второго класса – второклассниками и так далее, вплоть до десятиклассников, то есть учеников выпускного десятого класса… В каждом классе учатся школьники приблизительно одного возраста» (Денисова, 1978, 122).
О 1970-х гг.: «Школьные учебные планы и учебные программы предусматривают изучение учебных предметов по классам, т. е. по годам обучения. Если говорят, что [некто] ученик четвёртого класса (или учится в четвёртом классе), то это значит (при условии, что он не второгодник), что он четвёртый год учится в школе и изучает программу четвёртого класса. Учеников первого класса называют первоклассниками, учеников второго класса – второклассниками и так далее, вплоть до десятиклассников, то есть учеников выпускного десятого класса… В каждом классе учатся школьники приблизительно одного возраста» (Денисова, 1978, 122).
Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.
КЛАСС
1. Оборудованное специальной мебелью помещение в школе, где проходят уроки, занятия. Стихотворение 1946 года: «Пахнет в классе свежей краской, / И бела твоя тетрадь…» (Тараховская, 1963, 91); «А Петин класс закрыт на ключ…» (Барто, [1947] 1969–1, 198).
О нач. 1960-х гг.: «Осень… Значит, скоро в класс / Побегут ребята. / В зимний день они в тиши – / На уроке в классе – / Подберут карандаши: / Синий, жёлтый, красный» (Тараховская, 1963, 93).
О 1970-х гг.: «Младшие школьники всегда занимаются в одном и том же классе. Уроки у учащихся средних и старших классов (начиная с четвёртого) проходят, как правило, в учебных кабинетах (кабинет русского языка, кабинет физики, кабинет географии и т.д.). На двери класса висит табличка: например, 2 “А”. В классе стоит школьная мебель: парты или ученические столы, стол учителя. На стене висит школьная доска. Развешены портреты… политических деятелей, писателей, учёных. Спец. место отводится уголку октябрят, пионеров, комсомольцев. В классе вывешивается также список актива класса, график дежурных, стенгазета» (Денисова, 1978, 123–124).
О нач. 1960-х гг.: «Осень… Значит, скоро в класс / Побегут ребята. / В зимний день они в тиши – / На уроке в классе – / Подберут карандаши: / Синий, жёлтый, красный» (Тараховская, 1963, 93).
О 1970-х гг.: «Младшие школьники всегда занимаются в одном и том же классе. Уроки у учащихся средних и старших классов (начиная с четвёртого) проходят, как правило, в учебных кабинетах (кабинет русского языка, кабинет физики, кабинет географии и т.д.). На двери класса висит табличка: например, 2 “А”. В классе стоит школьная мебель: парты или ученические столы, стол учителя. На стене висит школьная доска. Развешены портреты… политических деятелей, писателей, учёных. Спец. место отводится уголку октябрят, пионеров, комсомольцев. В классе вывешивается также список актива класса, график дежурных, стенгазета» (Денисова, 1978, 123–124).
Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.
КЛАСС
группа учащихся постоянного состава, примерно одинакового возраста, обучающаяся по общей или дифференцированной программе и обязанная систематически посещать уроки и готовить домашнее задание.
Классный руководитель — педагог, занимающийся организацией, координацией и проведением внеурочной воспитательной работы, в целях создания оптимальных условий для формирования, становления, развития личностных качеств и потребностей учащихся и коллектива.
Основные направления деятельности классного руководителя: организация воспитывающей и развивающей деятельности; организация, сплочение и развитие коллектива; оказание помощи в становлении личности ученика; создание условий для творческого саморазвития каждого ученика; установление сотрудничества с родителями учащихся и общественными
организациями.
Класс коррекционный — класс учащихся, имеющих трудности в обучении и нуждающихся в усилении педагогической работы с ними с целью стимулировать их способности учиться. Ученик, достигший здесь высоких результатов в обучении, может возвратиться в нормальный класс для продолжения учебы.
Классный руководитель — педагог, занимающийся организацией, координацией и проведением внеурочной воспитательной работы, в целях создания оптимальных условий для формирования, становления, развития личностных качеств и потребностей учащихся и коллектива.
Основные направления деятельности классного руководителя: организация воспитывающей и развивающей деятельности; организация, сплочение и развитие коллектива; оказание помощи в становлении личности ученика; создание условий для творческого саморазвития каждого ученика; установление сотрудничества с родителями учащихся и общественными
организациями.
Класс коррекционный — класс учащихся, имеющих трудности в обучении и нуждающихся в усилении педагогической работы с ними с целью стимулировать их способности учиться. Ученик, достигший здесь высоких результатов в обучении, может возвратиться в нормальный класс для продолжения учебы.
КЛАСС
1. школьный - постоянный в пределах учебного года коллектив учащихся, работающих по единой учебной программе (см.Классно-урочная система). В РСФСР в 1918-34 назывался также группой. Предусмотрено деление К. на группы для занятий по иностранному языку, на звенья или бригады при организации трудового обучения. Общее руководство учебно-воспитательной работой в К. осуществляет классный руководитель. Орган ученического самоуправления в К. - классное собрание (см. Самоуправление ученическое). 2. Класс-комплект - учащиеся одного или нескольких (до 4) классов, занимающиеся с одним учителем в малокомплектной школе. 3. Годичный план обучения с указанием изучаемых дисциплин и распределением времени между ними (см.Учебный план). 4. Учебное помещение в школе, специально оборудованное и удовлетворяющее санитарно-гигиеническим требованиям. Классные помещения в школе распределяются в соответствии со ступенями обучения. Начальное обучение наиболее целесообразно организовывать только в отдельных классах. В крупных школах для учащихся средней ступени выделяются отдельные К., в первую очередь для преподавания тех предметов, по которым проводятся ежедневные занятия (русский язык, литература, математика). Для учащихся средней и старшей ступени предусмотрена кабинетная система организации занятий (см.Кабинет).
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
КЛАСС
1) школьный-постоянный в пределах уч. года коллектив учащихся, работающих по единой учебной программе (см. Классно-урочная система обучения). В РСФСР в 1918—34 наз. также группой. Предусмотрено деление К. на группы для занятий по иностр. языку, на звенья или бригады при организации трудового обучения. Общее руководство уч.-воспитат. работой в К. осуществляет классный руководитель. Орган ученич. самоуправления в К. — классное собрание, к-рое принимает решения по вопросам деятельности коллектива. Классное собрание выбирает старосту, к-рый организует работу учащихся по выполнению решений собрания и шк. ученич. opr-ций (см. Самоуправление ученическое). В нач. классах старосты назначаются педагогом. 2) К.-комплект — учащиеся одного или нескольких (до 4) классов, занимающихся с одним учителем в малокомплектной школе.
3) Годичный план обучения с указанием изучаемых дисциплин и распределением времени между ними (см. Учебный план).
4) Уч. помещение в школе, специально оборудованное и удовлетворяющее принятым сан.-гигиенич. требованиям. К. оборудуют мебелью (парты, столы, стулья) в соответствии с примерным распределением роста школьников в разных возрастах (см. Анатомо-физиологические особенности детей). Классные помещения в школе распределяются в соответствии со ступенями обучения. Нач. обучение наиб. целесообразно организовывать только в отд. классах. В крупных школах для учащихся ср. ступени выделяются отдельные К., в первую очередь для преподавания тех предметов, по к-рым проводят ежедневные занятия (родной язык, лит-ра, математика). Для учащихся ср. и ст. ступени также предусматривается кабинетная система обучения (см. Кабинет учебный).
3) Годичный план обучения с указанием изучаемых дисциплин и распределением времени между ними (см. Учебный план).
4) Уч. помещение в школе, специально оборудованное и удовлетворяющее принятым сан.-гигиенич. требованиям. К. оборудуют мебелью (парты, столы, стулья) в соответствии с примерным распределением роста школьников в разных возрастах (см. Анатомо-физиологические особенности детей). Классные помещения в школе распределяются в соответствии со ступенями обучения. Нач. обучение наиб. целесообразно организовывать только в отд. классах. В крупных школах для учащихся ср. ступени выделяются отдельные К., в первую очередь для преподавания тех предметов, по к-рым проводят ежедневные занятия (родной язык, лит-ра, математика). Для учащихся ср. и ст. ступени также предусматривается кабинетная система обучения (см. Кабинет учебный).
Источник: Российская педагогическая энциклопедия
КЛАСС
2. Постоянная, в пределах учебного года, группа учащихся одного уровня знаний, работающая совместно по единой учебной программе; ребята, объединённые в школе в учебную группу.
О 1940-х гг.: «Возвращался третий класс / С книжками с урока» (Барто, [1949], 1969–2, 83). О начале 1960-х гг. «Весь класс своим рассказом / Учитель увлечет… « (Тараховская 1963, 94).
О 1970-х гг.: «В средней по размерам городской школе обычно бывает 100–150 учеников одного и того же года обучения… Их разделяют на три-четыре постоянных учебных коллектива (класса), и каждому из них присваивают буквенное обозначение, начиная с буквы А. Так, в школе может оказаться три вторых класса –2 “А” (второй класс “А”), 2 “Б”, 2 “В”. Такие классы называются параллельными. В начальных классах (первых – третьих) все уроки и внеклассную работу ведёт один учитель. Занятия проходят в одной, закреплённой за классом, комнате. С учениками четвёртых – десятых классов занимаются учителя-предметники (то есть специалисты по отдельным учебным предметам), и уроки проводятся, как правило, в учебных кабинетах. Из числа учителей-предметников директор школы назначает классного руководителя (обычно на несколько лет). Для каждого класса составляется расписание уроков и заводится классный журнал. Для занятий по иностр. языку класс обычно делится на две группы. В классе имеются общественные орг-ции. Школьники первыхвторых классов являются октябрятами. Школьники третьих – седьмых классов, как правило, члены пионерской орг-ции, и в классе организуется пионерский отряд. Старшеклассники вступают в ряды ВЛКСМ, и в классе создаётся комсомольская группа. В каждом классе выбирается староста. Каждый день кто-нибудь из школьников (по очереди) бывает дежурным: он следит за чистотой в классе, проветривает помещение и т. д. Ученики седьмых-десятых классов по очереди дежурят по школе: следят за порядком в коридорах и на пришкольной площадке. В школе постоянно идёт соревнование за звание лучшего класса школы. Учителя с помощью актива стараются сплотить учеников класса в дружный коллектив. Школьники часто всем классом ходят в кино, театр, музей, на экскурсии. Сильные ученики помогают слабым, друзья обязательно навещают заболевшего товарища. О жизни класса рассказывает стенная газета (стенгазета), которую выпускают сами ребята» (Денисова, 1978, 122–123).
О 1940-х гг.: «Возвращался третий класс / С книжками с урока» (Барто, [1949], 1969–2, 83). О начале 1960-х гг. «Весь класс своим рассказом / Учитель увлечет… « (Тараховская 1963, 94).
О 1970-х гг.: «В средней по размерам городской школе обычно бывает 100–150 учеников одного и того же года обучения… Их разделяют на три-четыре постоянных учебных коллектива (класса), и каждому из них присваивают буквенное обозначение, начиная с буквы А. Так, в школе может оказаться три вторых класса –2 “А” (второй класс “А”), 2 “Б”, 2 “В”. Такие классы называются параллельными. В начальных классах (первых – третьих) все уроки и внеклассную работу ведёт один учитель. Занятия проходят в одной, закреплённой за классом, комнате. С учениками четвёртых – десятых классов занимаются учителя-предметники (то есть специалисты по отдельным учебным предметам), и уроки проводятся, как правило, в учебных кабинетах. Из числа учителей-предметников директор школы назначает классного руководителя (обычно на несколько лет). Для каждого класса составляется расписание уроков и заводится классный журнал. Для занятий по иностр. языку класс обычно делится на две группы. В классе имеются общественные орг-ции. Школьники первыхвторых классов являются октябрятами. Школьники третьих – седьмых классов, как правило, члены пионерской орг-ции, и в классе организуется пионерский отряд. Старшеклассники вступают в ряды ВЛКСМ, и в классе создаётся комсомольская группа. В каждом классе выбирается староста. Каждый день кто-нибудь из школьников (по очереди) бывает дежурным: он следит за чистотой в классе, проветривает помещение и т. д. Ученики седьмых-десятых классов по очереди дежурят по школе: следят за порядком в коридорах и на пришкольной площадке. В школе постоянно идёт соревнование за звание лучшего класса школы. Учителя с помощью актива стараются сплотить учеников класса в дружный коллектив. Школьники часто всем классом ходят в кино, театр, музей, на экскурсии. Сильные ученики помогают слабым, друзья обязательно навещают заболевшего товарища. О жизни класса рассказывает стенная газета (стенгазета), которую выпускают сами ребята» (Денисова, 1978, 122–123).
Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.