СТАРОСТА класса

Найдено 1 определение
СТАРОСТА класса
учащийся, который избран классом или учеб. группой для текущей орг. работы. Должность старосты класса существует с 1930-х гг. по настоящее время.
О 1920-х – перв. пол. 1930-х гг.: «Сколько… слов знала… школа: групорг, учком… Групоргов – организаторов групп (классов) потом стали называть старостами…» (Андреевский, 2003, 312–313).
О середине 1930-х гг.: «Я теперь до старости / в нашем классе староста…» (Барто, 1937, 47).
О 1942–1944 гг.: «…Староста класса… говорил вяло, нескладно, и его не слушали» (Бакинский, 1956, 106).
О начале 1950-х гг.: «Сегодня в первом классе / Общее собрание. / Сегодня в первом классе / Идёт голосование. / Выбирает старосту / Сегодня первый класс» (Баруздин, [1954] 1976, 138). Об учениках 4 класса мужской школы в конце 1940-х – начале 1950-х гг.: «Мы записали расписание уроков. Потом Ольга Николаевна сказала, что надо выбрать старости класса и его помощника. “Глеба Скамейкина старостой! Глеба Скамейкина!” – закричали ребята. “Тише! Шуму-то сколько! Разве вы не знаете, как выбирать? Кто хочет сказать, должен поднять руку” Мы стали выбирать организованно и выбрали старостой Глеба Скамейкина, а помощником – Шуру Маликова» (Носов, [1952] 1965, 11).
О пятиклассниках в г. Курске в 1954–1955 гг.: «Мальчики не хотели подчиняться девочкам, поэтому и не выполняли требований председателя совета отряда и старосты класса» (Нечаева, 1958, 48).
О середине 1950-х гг.: «[У кл. руководительницы] было спокойнее на душе оттого, что в её классе староста Галя Вербина – отличница, очень хорошая девочка, и председателем отряда будет тоже хороший ученик, который мог бы стать отличником, если бы не его застенчивость, и тоже очень хороший мальчик» (Котовщикова, 1958, 77).
О нач. 1960-х гг.: «После уроков в пятом классе “А” выбирали редколлегию, старосту и записывались в разные кружки» (Карпенко, 1962, 16).
О нач. 1960-х гг.: «Марине тринадцать лет… В классе 6 “Б”, где её избрали старостой, она воспитывает всех так усиленно, что мальчишки уже стали показывать ей язык и обещали окунуть косу в чернильницу…» (Цюрупа, 1964, 17–18). Описание выборов старосты в начальном классе в 1960-х гг.: «“Вот что, дети, – сказала учительница, – пора нам старосту выбирать. Кто за класс отвечает? Староста отвечает. Староста класса – это почётная должность. Выдвигайте кандидатуры – кто кого хочет. Костя, я вижу, руку поднял. Ты, Костя, кого хочешь?” “Меня!” – сказал Костя. “Очень жаль, – сказала учительница, – но себя нельзя называть. Так не полагается. Миша пусть скажет, кого выберем”. “Я Костю хочу!” – сказал Миша… “Объясни нам, Миша, чтоб мы знали, почему Костю”. “Костю, – сказал опять Миша. – Костя, он фокусы знает”. “Знает, знает! – закричали все. – Он показывал! Он ещё на голове стоял!” “Так, – сказала учительница. – А девочку на переменке Костя не бил?” “Бил...” – сказала одна девочка и всхлипнула. “Бил...” – сказала другая девочка и тоже всхлипнула. “И руки у него в чернилах, – сказала учительница, – и ухо у него в чернилах, и нос у него подозрительный, и тетрадка у него грязная...” “Погодите выбирать! – крикнул Костя. – Вы погодите выбирать! Я тетрадку перепишу!” “И нос отмоешь?” – спросила учительница. “И нос!” “Ну, если нос... А драться?” “И драться!” – сказал Костя и посмотрел на тех девочек. А те девочки посмотрели на Костю. И они улыбнулись» (Мошковская, 1968, 24–25).
О середине 1970-х гг.: «Староста класса в школе – основной помощник учителя в первых-третьих классах и классного руководителя в пятых-десятых классах. Он следит за порядком и чистотой в классе, за работой дежурных, помогает учителю во всех орг. меропр-ях. Староста входит в актив класса. Староста учеб. группы в проф.-тех. училище и в сред. спец. учеб. завед. обычно назначается зав. учеб. частью…» (Денисова, 1978, 193).
О середине 1970-х гг.: «“Да нет, мама, что ты! – испугалась Аня. – Я… сама виновата. Мне давно надо было с этой новенькой поговорить. Она и сама не слушает, и мне не даёт”. “Так как же ты терпишь? Поставь о ней вопрос на классном собрании. Ведь ты же староста!” “Ну зачем, мама! При чём тут классное собрание?”… На лестнице [Тосю] нагнал Спичкин. “Брось! – сказал Спичкин. – Не обращай ты на [Аню] внимания! Мы её всё равно переизберём. Тоже мне староста! Не может поход в театр организовать!”» (Пивоварова, 1977; 20, 24).
О 13-летних школьниках в 1983 году в Москве: «Это, между прочим, нам только кажется, что мы выбираем в старосты кого попало – лишь бы скорей проголосовать да по домам… На самом же деле ничего подобного! Почему-то старостами и председателями оказываются именно те люди, которые выделяются, которых мы выбрали бы, если б сидели долго и вдумчиво, а потом бы еще затеяли тайное голосование» (Иванов, [1984] 1992, 332–333).

Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.