дополнительное образование

Найдено 24 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Дополнительное образование
обучение и воспитание обучающихся посредством реализации образовательных программ дополнительного образования

Источник: Справочник методиста. ч. 1

дополнительное образование
процесс воспитания и обучения, осуществляемый с целью всестороннего удовлетворения образовательных потребностей обучающихся;

Источник: Основные понятия педагогики высшей школы, глоссарий

Дополнительное образование
образование, получаемое по дополнительным образовательным программам и с помощью дополнительных образовательных услуг; реализуется в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства.

Источник: Глоссарий терминов по вопросам инклюзивного образования 2015 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
образование, основной задачей которого (в рамках каждого уровня профессионального образования) является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным повышением образовательных стандартов.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

Образование дополнительное
вид образования, направленный на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей граждан, общества, государства в интеллектуальном, нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании, который не сопровождается повышением уровня образования.

Источник: Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. 2013

Дополнительное образование
целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства.

Источник: Педагогика досуга терминологический словарь. Уфа. 2007

Дополнительное образование
то, которые превышает уровень, включает все те образовательные усилия, которые выходят за пределы базового. Изменения содержания образования в школах характеризуется наращиванием дополнительных образовательных услуг: иностранный язык в начальной школе, уроки ритмики, хорового пения, творческого труда; школы бизнеса, менеджмента, прикладной эстетики и т. д.

Источник: Педагогический словарь-справочник. Ч. 1 учебно-методическое пособие для студентов магистрантов аспирантов и педагогов 2016

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
образование, цели и содержание которого не предусмотрены обязательной программой учебного заведения, однако имеют важное значение для развития человека как личности, для его жизни в обществе, соответствуют его склонностям и интересам. Это могут быть факультативные курсы в самом учебном заведении, а также различные виды неформального и информального образования.

Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.

Дополнительное образование
(Continuing Education) вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Источник: Качество образования словарь для студентов 2 курса отделения социальной педагогики.

Образование дополнительное
вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) психологическом совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования. Включает такие подвиды как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

Дополнительное образование
особая сфера образования, официально обозначенная в Законе РФ «Об образовании» (1992). Дополнительное образование осуществляется вне рамок основных образовательных программ. Дополнительное образование разделяется по характеру программ и услуг на общеобразовательное и профессиональное. Цель первого – повысить общее образование, а цель второго – непрерывное повышение квалификации или переподготовки специалиста.

Источник: Словарь-справочник работника системы дополнительного образования детей

Дополнительное образование
(Continuing Education) образование, предоставляемое в рамках каждого уровня профессионального образования с целью удовлетворения образовательных потребностей личности за рамками основных образовательных программ, обеспечивающее непрерывное повышение квалификации и мастерства в связи с необходимостью обновления теоретических и практических знаний по образовательным программам базовой специальности, освоения современных методов решения профессиональных задач.

Источник: Качество образования словарь для студентов 2 курса отделения социальной педагогики.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
процесс усвоения человеком знаний, формирования умений и навыков, непредусмотренных государственным образовательным стандартом в части общего образования, школьными программами. Дополнительное образование человек может получать посредством занятий в специальных учреждениях дополнительного образования (дома и дворцы творчества, спортивные и музыкальные школы, кружки, секции и проч.), а также с помощью самообразования (чтение литературы, дистантные формы обучения).

Источник: Тезаурус для педагогов-экспериментаторов

Дополнительное образование
понятие и термин, введенный Законом РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании»; дополнительное образование включает дошкольные, внешкольные воспитательно-развивающие учреждения, различные формы дополнительных занятий (сверх учебного плана) в школе, а также различные формы повышения квалификации и некоторые формы получения новых квалификаций взрослыми. Открывает возможности для более полного и гибкого учета, как социальных потребностей, так и индивидуальных запросов детей и взрослых (см. также раздел «Социальная педагогика»).

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
образование, цели и содержание которого не предусмотрены обязательной программой образовательного учреждения, однако имеют важное значение для развития человека как личности, для его жизни в обществе, соответствуют его склонностям и интересам; оно осуществляется, как правило, после изучения основных образовательных программ. Согласно Закону РФ «Об образовании» основной задачей дополнительного образования является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в рамках каждого уровня профессионального образования.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

Образование дополнительное
образовательные программы и услуги, реализуемые в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества и государства в общеобразовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ, в образовательных учреждениях О. д.: учреждения повышения квалификации, курсы, центры профессиональной ориентации, музыкальные и художественные школы, школы искусств, дома детского творчества, станции юных техников, станции юных натуралистов и т. п. (Закон РФ «Об образовании»).

Источник: Педагогический словарь

Дополнительное образование
обучение и воспитание обучающихся посредством реализации дополнительных образовательных программ. Дополнительное образование подразделяется на следующие виды: дополнительное образование детей и молодежи; дополнительное образование взрослых. (Кодекс Республики Беларусь об образовании. Статья 14. Дополнительное образование.) Дополнительное образование взрослых – вид дополнительного образования, направленного на профессиональное развитие и самосовершенствование личности (Кодекс Республики Беларусь об образовании. Статья 238. Система дополнительного образования взрослых.)

Источник: Модельная программа подготовки андрагогов.

Дополнительное образование
образование, получаемое по дополнительным программам общего и/или профессионального образования, направленное на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей граждан, общества, государства, а также на повышение профессиональной квалификации и переподготовку кадров для всех сфер социальной и экономической деятельности. Составляющая системы непрерывного образования. Термин употребляется в трех значениях: 1) приобретение учащимися учебного заведения дополнительных знаний, умений и навыков, не предусмотренных обязательными программами обучения; 2) любая форма неформального получения дополнительных знаний, умений и навыков лицом, имеющим общее или профессиональное образование; 3) любая форма формального получения дополнительных знаний, умений и навыков лицом, имеющим общее или профессиональное образование (см. также в разделе «Общие основы педагогики и образования».

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
термин имеет три значения: 1.приобретение учащимися учебного заведения дополнительных знаний, умений и навыков, не предусмотренных обязательными программами обучения; 2.любая форма неформального получения дополнительных знаний, умений и навыков лицом, имеющим общее или профессиональное образование; 3.любая форма формального получения дополнительных знаний, умений и навыков лицом, имеющим общее или профессиональное образование. Дополнительное образование (формальное иили неформальное) является важнейшей составляющей системы непрервного образования. (Непрерывное образование: краткий словарь. - СПб, 2002. -12) — образование, получаемое по дополнительным программам общего и /или профессионального образования, направленное на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей граждан, общества, государства, а также на повышение профессиональной классификации и переподготовку кадров для всех сфер социальной и экономической деятельности. (Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств. - М., 2004. )

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
реализация дополнительных образовательных программ и дополнительных образовательных услуг в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства. В пределах каждого уровня профессионального образования (начального, среднего, высшего) основной задачей дополнительного образования является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием образовательных стандартов. К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые:
в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;
в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации, музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества, на станциях юных техников, станциях юных натуралистов и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии);
посредством индивидуальной педагогической деятельности.

Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005

ОБРАЗОВАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ
образование, предоставляемое в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства. В рамках каждого уровня профессионального образования основной задачей дополнительного образования является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с изменением образовательных стандартов. Дополнительные или превышающие базовый уровень услуги могут предоставляться за счет бюджетных средств, родителей, спонсоров. Сеть дополнительного образования включает центры внешкольной работы, дома творчества, станции юных техников, натуралистов, туристов, экологические центры, детские оздоровительные центры и парки, клубы юных авиаторов, моряков, космонавтов, пожарных, детские автогородки, дворцы спорта, детские стадионы и т.д. Основные направления в развитии системы дополнительного образования: удовлетворение потребностей детей в занятиях по интересам; разработка нормативной правовой и методической базы для различных видов учреждений дополнительного образования, развитие системы учреждений дополнительного образования, реализующих принципы развивающего обучения, подготовка и издание программных и методических материалов, распространение опыта работы учреждений дополнительного образования детей.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

Дополнительное образование
образовательная программа, предлагаемая людям любого возраста как сверхнормативная, не входящая в Госстандарт образования (федеральный или региональный). Это составная часть системы российского непрерывного образования, ее особый вид, имеющий специфику: ненормированность, соответствие индивидуальным образовательным потребностям и интересам, независимость от возраста и базового образования обучающихся, свободно определяемая продолжительность, добровольность выбора программ обучающимися, индивидуальная ориентированность, вспомогательный характер. Дополнительное образование могут создавать любые образовательные учреждения и собственно учреждения дополнительного образования (клубы, кружки, центры). Содержание дополнительного образования – это разнообразные знания и умения, различные виды деятельности, в том числе и творческие. Это добавочные, вспомогательные знания и умения, в том числе и соответствующие базисным (например, углубленное изучение иностранного языка), сверхнормативные (например, изучение музыки, танцев), функциональные (например, по реабилитации и восстановлению психических функций познавательного характера). Дополнительное образование выполняет адаптирующую функцию, приближая и приспосабливая обучение к конкретным жизненным потребностям человека, а также , корректирующую, занимательную (в свободное время) и др.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ОБРАЗОВАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ
составная (вариативная) часть общего образования, мотивированное образование, позволяющее учащемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно. Многими исследователями дополнительное образование детей понимается как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ. Система дополнительного образования в Украине формировалась из уникальных форм внешкольной работы (внешкольного воспитания) в виде кружков, клубов, мастерских, летних оздоровительных лагерей и т. д.
- Обычно термином «дополнительное образование детей» характеризуют сферу неформального (по терминологии ЮНЕСКО) образования, связанную с индивидуальным развитием ребенка в культуре, которое он выбирает сам (или с помощью значимого взрослого) в соответствии со своими желаниями и потребностями. По своему «местоположению» в системе образования это вся та область образовательной деятельности, которая находится за пределами общеобразовательного государственного стандарта, включая изучение областей культуры и науки, не представленных в школьных программах (Буйлова Л. Н., Кленова Н. В. Организация дополнительного образования детей в школе [Електроний ресурс]. – Режим доступа: http://www odod.spb.ru/attachments/../organizatsiya; Педагогический терминологический словарь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pedagogical_dictionary.academic.ru). Е. Ю. Усик

Источник: Глоссарий современного образования.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
образование, получаемое дополнительно к основному общему или профессиональному образованию через дополнительные образовательные программы и услуги, которые реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства. В пределах каждого уровня профессионального образования основной задачей Д.о. является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием образовательных стандартов. К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые: в общеобразовательных и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ; в образовательных учреждениях Д.о. (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профориентации, музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах творчества, на станциях техников, натуралистов и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии); посредством индивидуальной педагогической деятельности.
Д.о. имеет значительный педагогический потенциал и выступает как мощное средство развития личности. В процессе такого образования неисчерпаемы возможности создания ситуации успеха для каждого учащегося, что благотворно сказывается на воспитании и укреплении его личного достоинства. Д.о., в силу своего своеобразия, стремится к органическому сочетанию видов досуга с различными формами образовательной деятельности и, как следствие, сокращает пространство девиантного поведения, решая проблему занятости учащихся.
Являясь широким и благодатным фоном для общего образования, Д.о. позволяет создавать условия для оптимального развития личности и наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей учащихся.
Лит.: Закон Российской Федерации «Об образовании» // Бюллетень Госкомвуза России. 1996. № 2; Фомина А.Б. Научно-педагогические основы разработки и реализации образовательных программ в системе дополнительного образования. – М., 1996; Сальцева С.В. Теория и практика профессионального самоопределения школьников в учреждениях дополнительного образования: Автореф. дис. доктора пед. наук. – М., 1996.
Л.П. Алексеева, Н.С. Шаблыгина,
А.Я. Журкина

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
3.15 мб

Дополнительное образование АГАУ

Щербинин Владимир Владимирович
Читать PDF
255.09 кб

Маркетинг в дополнительном образовании

Волошина Ирина Анатольевна, Котлярова Ирина Олеговна, Тягунова Юлия Владимировна
Рассмотрены особенности структуры управления институтом дополнительного образования в университете, определена роль маркетинга в дополнительном образовании, представлен опыт применения маркетинговых исследований и их результатов п
Читать PDF
269.15 кб

Дополнительное образование и рынок труда

Крутий И. А.
В статье автор рассматривает результаты проведенного Центром стратегических исследований Современной гуманитарной академии (ЦСИ СГА) исследования, посвященного изучению мнения сотрудников российских предприятий о том, какие формы
Читать PDF
327.05 кб

Дополнительное образование: идеи и решения

Сенашенко В. , Чистова И. , Кузнецова В. , Казарин Л.
Читать PDF
756.39 кб

Дополнительное профессиональное образование

Читать PDF
5.20 мб

Цель образования: контекст дополнительности

Железнякова О.М.
Анализ содержание целей образования показал их неоднозначность, размытость и жесткую ориентацию на сию минутную потребность, что влечет за собой смену всей образовательной системы.
Читать PDF
401.53 кб

Дополнительное образование в России. XXI век

Бутко Е. , Мосичева И. , Шестак В.
Читать PDF
251.98 кб

Дополнительное образование новые возможности

Дьяконов С. , Иванов В. , Овсиенко Л.
На недавнем выездном заседании Координационного совета Минобразования России Республика Татарстан получила статус экспериментальной площадки по отработке региональной системы модели дополнительного образования.
Читать PDF
207.16 кб

О школах дополнительного образования в Милане

Сенцова Валентина Андреевна
Статья посвящена проблемам функционирования школ и центров русского языка в Милане. Автор статьи рассматривает виды и особенности проведения занятий с детьми-билингвами и указывает на оптимальные формы работы.
Читать PDF
194.57 кб

Дополнительное образование в современном мире

Маршунова Л. Д.
Требования к содержанию дополнительного образования в современном обществе детерминированы личностно-ориентированной образовательной парадигмой.
Читать PDF
102.88 кб

Тенденции развития дополнительного образования

Молоков Д. С.
Статья рассматривает современное значение и цель воспитания в разных странах: Англии, Франции, США, Великобритании, Японии, России. Особое внимание уделено приоритетам модернизации российского образования.
Читать PDF
284.45 кб

Организация дополнительного образования в филиалах

Щербова Татьяна Вадимовна
Читать PDF
245.62 кб

Дополнительное профессиональное образование в вузе

Пахомов А. , Иванов В.
Читать PDF
652.35 кб

10 лет институту дополнительного образования ЮУрГУ

Читать PDF
240.85 кб

Потребность студентов в дополнительном образовании

Сущенко А.Д.
В статье рассматриваются особенности возникновения и реализации потребностей студентов в дополнительном образовании, которые раскрываются на основе теории детерминации человеческого поведения и обусловлены необходимостью повышения

Похожие термины:

  • Дополнительное образование детей

    неотъемлемая часть системы непрерывного образования, призванная обеспечить ребенку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его твор
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ РАБОЧЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

    (ДРО) – система подготовки квалифицированных рабочих, возникшая в начале 20-х гг. непосредственно на производстве, в условиях форсированной индустриализации страны и нехватки квалифицированных р
  • Педагог дополнительного образования

    специалист, содействующий развитию дополнительного образования в конкретном учреждении, владеющий методикой дополнительного образования, реализующий программы дополнительного образования.
  • Формальное дополнительное образование

    целенаправленное профессиональное воспитание и обучение (подготовка), структурированное в плане целей, продолжительности, помощи в обучении и завершающееся выдачей документа о дополнительном о
  • УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    учреждения повышения квалификации; курсы, центры профессиональной ориентации; музыкальные и художественные школы; школы искусств; дома детского творчества; станции юных техников и натуралистов
  • УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    1) коллективный субъект образовательно-воспитательной деятельности и творчества, которые осуществляются на основе форм, методов гибкого взаимодействия педагогов, учащихся и родителей в соответс
  • Неформальное дополнительное образование

    целенаправленное профессиональное воспитание и обучение (подготовка), структурированное в плане целей, продолжительности и помощи в обучении, но не завершающееся выдачей документа об образовани
  • Организация дополнительного образования

    тип образовательной организации, осуществляющей в качестве основного (уставного) вида деятельности образовательную деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ. Орг
  • Дополнительное образование детей и молодежи

    вид дополнительного образования, направленный на развитие личности ребенка, формирование и развитие его творческих способностей, удовлетворение его индивидуальных потребностей в интеллектуаль
  • Дополнительное профессиональное образование

    целенаправленное профессиональное воспитание и обучение (подготовка), непрерывное повышение уровня профессиональных знаний, навыков и умений, формирование и развитие компетенций граждан в тече
  • Система дополнительного образования взрослых

    систе ма деятельности, обеспечивающая дополнительное образование взрослых. «Система дополнительного образования взрослых включает совокупность субъектов: участников образовательно го процесс
  • Учреждение дополнительного образования детей

    образовательное учреждение, реализующее дополнительные образовательные программы, предназначенное для развития мотивации личности к познанию и творчеству, для реализации программ и услуг в инт
  • УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

    – тип образовательных учреждений, основная цель которых – развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности,
  • ВРЕМЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    учреждение, ограниченное определенными временными рамками, созданное для реализации образовательных программ дополнительного образования и услуг. Организуется в период функционирования лагер