ЗАКОНЫ ВОСПИТАНИЯ

Найдено 1 определение
ЗАКОНЫ ВОСПИТАНИЯ
. Воспитание – объективно-закономерное явление, научная педагогика изучает это явление, открывает его закономерности и формулирует в качестве З.в., на основе которых разрабатывает принципы и правила практической педагогической деятельности. Источником, методом и критерием познания З.в. является педагогический опыт. В педагогической литературе нашли отражение три основных З.в.
Первый З.в. – закон параллельного педагогического действия – открыт А.С. Макаренко. В краткой обобщенной формулировке этот закон гласит: в жизни детей нет ни одного слова, ни одного факта, ни одного явления или отношения, которые, помимо своего непосредственного жизненного значения, не имели бы значения воспитательного.
Этот З.в. показывает, что в каждый момент жизни ребенка происходит нарастание его жизненного опыта, что и составляет развитие личности. Учитывая этот З.в., родители и педагоги призваны постоянно и вдумчиво анализировать поступки и действия детей, исключать из их жизни такие виды деятельности, которые способствуют развитию у них отрицательных качеств, и наоборот, стимулировать такие виды деятельности, которые способствуют развитию качеств положительных.
Второй З.в. вскрывает «механизм», способ осуществления воспитания, указывает на единство воспитания и жизни детей. Закон этот был открыт еще великим швейцарским педагогом И.Г. Песталоцци и сформулирован им как великий основной принцип – жизнь образует (формирует, воспитывает). Песталоцци указывал, что все физические и духовные силы ребенка развиваются в его деятельности путем упражнения. Современную формулировку этого З.в., как и первого, дает И.Ф. Козлов: каковы содержание и характер жизнедеятельности детей, таковы процесс и результат их воспитания. Человек (ребенок) как результат воспитания – продукт своей жизнедеятельности. Исходя из этого З.в., С.Т. Шацкий и А.С. Макаренко выдвинули принцип педагогически целесообразной организации жизни детей и руководствовались им в своей практике воспитательной работы: Шацкий, руководя Первой опытной станцией Наркомпроса; Макаренко – колонией имени А.М. Горького и трудовой коммуной имени Ф.Э. Дзержинского. С этим прямо связаны блестящие воспитательные результаты деятельности этих учреждений.
Третий З.в. вскрывает историческую обусловленность воспитания, его зависимость от конкретных исторических обстоятельств, в которых новое поколение вступает в жизнь (см. Законы педагогики). Этот закон имеет первостепенное значение для решения таких важных практических вопросов, как определение целей учебно-воспитательного процесса, построение содержания образовательной и трудовой подготовки, материально- техническое оснащение учебно-воспитательной работы и др.
Важная особенность трех З.в. состоит в том, что все они действуют постоянно, в каждый данный момент, вместе и объективно, т.е. независимо от воли и сознания людей. Там, где родители, педагоги, наставники знают и учитывают действие З.в., сообразуют свои практические усилия с ними, они добиваются успехов в решении задач воспитания. Там же, где педагоги действуют вслепую и их действия противоречат проявлению З.в., там их ждет неуспех.
От З.в. отличаются принципы и правила практической педагогической деятельности. Если З.в. отражают существенные связи воспитания и других явлений, то принципы и правила педагогической деятельности обозначают верные направления учебно-воспитательной работы, они разрабатываются педагогами с учетом действия З.в. (см. Принципы гуманистического воспитания). Эти принципы – руководящие положения, помогающие педагогам принимать верные решения в конкретных ситуациях организации учебно-воспитательного процесса. Но именно знание и учет З.в. позволяет педагогам успешно реализовывать в своей практической деятельности принципы и правила.
З.в. не выдумываются, а открываются по мере углубления понимания воспитания как объективно-закономерного общественного явления в процессе осмысления своего и чужого педагогического опыта. Законы параллельного педагогического действия, единства воспитания и жизни детей, а также исторической обусловленности воспитания, взятые в их единстве, выражают сущность воспитания как предмета педагогической науки.
Принципы и правила практической педагогической деятельности, наоборот, творятся в целях организации педагогического опыта и успешного решения конкретных педагогических задач. З.в. носят всеобщий характер. Принципы и правила практической педагогической деятельности могут быть и общими, такими, которые каждый педагог должен соблюдать всегда, и частными, используемыми при решении конкретных, специфических задач воспитания либо обучения. Так, А.С. Макаренко сформулировал принцип педагогической целесообразности действия педагога и выразил его в такой формулировке: ни одно действие педагога не должно стоять в стороне от поставленных целей. Это принцип общий, которому каждый педагог следует всегда при решении любых задач обучения и воспитания. Могут быть и другие принципы, которые носят частный характер. Так, например, в дидактике (теории обучения) провозглашен принцип наглядности. Этот принцип последовательно проводится при решении задач обучения, особенно на начальных ступенях образования.
З.в., принципы и правила практической педагогической деятельности в совокупности являются основными положениями педагогики как науки.
Лит.: Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко. – М., 1987; Коротов В.М. Воспитание как предмет педагогической науки // Развитие личности. – М., 1987; Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. – М., 1986.
В.М. Коротов

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Найдено научных статей по теме — 13

Читать PDF

Воспитание законопослушных граждан в США

Бижова И. А.
Читать PDF

Духовное воспитание: аспект законосообразности

Соловцова И. А.
Рассматривается законосообразность как сущностная черта профессиональной педагогической деятельности.
Читать PDF

Закон «Об образовании в Российской Федерации» о приоритете воспитания

Алиева Людмила Владимировна
В статье проанализированы основные положения «Закона об образовании в РФ» как теоретико-методологическое обоснование роли воспитания ценностного блока модернизируемого отечественного образования; акцентировано внимание на выделенн
Читать PDF

Закономерности и принципы процесса профессионального воспитания в высшей школе

Грищенко В. Н.
Читать PDF

Закономерности личностно-ориентированного воспитания и критерии оценки его эффективности

Калюжный Анатолий Степанович
Статья представляет собой последовательное развитие теоретической разработки проблемы личностно-ориентированного воспитания студентов учреждений высшего профессионального образования.
Читать PDF

Педагогическая интерпретация Законов Мироздания в контексте природосообразного воспитания

Иванова Наталия Ивановна, Харитонов Михаил Григорьевич
В данной статье рассматривается содержательный аспект природосообразного воспитания, а именно: предлагается педагогическая интерпретация некоторых Законов Мироздания, получивших научное подтверждение и обоснование.
Читать PDF

Закономерности и принципы воспитания ценностных ориентаций школьников в учебной деятельности

Сероветникова Светлана Анатольевна
Статья посвящена теоретическому обоснованию процесса воспитания ценностных ориентаций школьников в учебной деятельности. Уточнены понятия «закономерность» и «принцип» в педагогике, обоснована связь принципов обучения и воспитания.
Читать PDF

Возрастные закономерности духовно-нравственного развития и воспитания детей первых лет жизни

Гладких Л. П.
В статье автор рассматривает разные периоды формирования и развития ребенка, для каждого из которых характерен свой уровень физического и умственного развития, духовных, познавательных и психофизиологических возможностей, возможно
Читать PDF

Парадоксы и закономерности социального воспитания детей и подростков в реалиях российского социума

Сорочинская Елена Николаевна
В статье рассматриваются концепции социального воспитания, предложенные учеными-педагогами в 1990-е 2000-е годы.
Читать PDF

Основные закономерности и условия развития навыков сержантов военного вуза в обучении и воспитании в

Сизов Дмитрий Сергеевич
В статье обобщены основные закономерности процесса развития умений и навыков сержантского состава военных вузов в обучении и воспитании подчиненного личного состава.
Читать PDF

Дидактические закономерности и принципы построения физического воспитания и спортивной подготовки де

Чермит Казбек Довлетмизович, Бегидова Светлана Николаевна, Бгуашев Айдамир Батырбиевич, Вержбицкая Елена Григорьевна, Заболотний Анатолий Геннадьевич
Развитие педагогической науки изменяет свойства, функции и другие характеристики принципов обучения.
Читать PDF

Закономерности и движущие силы экологического обучения, воспитания в условиях экологической образова

Даниленкова Валентина Анатольевна
в статье проанализированы общие закономерности экологического обучения, воспитания в техническом вузе, определены их характеристики.
Читать PDF

Влияние системы нравственного воспитания на оценочное отношение к нормам права и закона в подростков

Светлова Ирина Валерьевна
Актуальность исследования, в первую очередь, задается современными тенденциями развития общества.

Похожие термины: