Закономерность воспитания

Найдено 1 определение
Закономерность воспитания
это устойчивая, повторяющаяся взаимосвязь явлений в сфере воспитания. Закономерности воспитания указывают на зависимость его эффективности от тех или иных факторов.
Традиционно считается, что одной из основных задач педагогики, и теории воспитания в том числе, является обнаружение закономерностей воспитания, на основе которых можно было бы предсказывать и нормировать воспитательную деятельность. Однако попытки выявить эти закономерности не были успешными. Некоторые и них оказались тривиальными и самоочевидными (например, зависимость эффективности воспитания от активности детей, от их отношения к воспитанию, от развитости их моральных качеств и т.п.). Другие же трудно было назвать собственно закономерностями, так как далеко не всегда следование им обеспечивало эффективность воспитания, а их игнорирование приводило к негативным последствиям (например, зависимость эффективности воспитания от его системности или от развитости детского коллектива, в котором пребывает ребенок).
Причина здесь, возможно, в специфике предмета исследования теории воспитания. Дело в том, что педагог-воспитатель работает не столько с физическими характеристиками ребенка, сколько с его внутренним миром, его сознанием, его мотивационно-ценностной сферой, которыми наделены сложные живые самоорганизующиеся системы. А реакция таких систем на внешнее влияние (в том числе и воспитывающее влияние) носит вероятностный, а не закономерный характер. Более того, воспитание – это взаимодействие как минимум двух самоорганизующихся систем (педагога и ребенка). А это значит, что в процессе влияния педагога на мотивационно-ценностную сферу ребенка приводится в движение и мотивационно-ценностная сфера самого педагога, которая начинает играть в воспитании ключевую роль.
Видимо, по этой причине решение задачи выявления объективных закономерностей воспитания не имеет большого успеха. И, видимо, не случайно теорию воспитания причисляют не к естественным, а к гуманитарным наукам, исследующим феномены культуры,
где большее значение имеет не повторяющееся и всеобщее, а, напротив, редкое и особенное, связанное с самобытными ценностями и мотивами носителей культуры – отдельных людей или их общностей.
См. также: Методологические последствия парадигмального сдвига в теории воспитания / Ред. Н.Л. Селиванова, Е.И. Соколова. – М.-Тверь: ООО «ИПФ «Виарт», 2011.  

Источник: Современная теория воспитания. Словарь-справочник 2016

Найдено научных статей по теме — 8

Читать PDF

Закономерности и принципы процесса профессионального воспитания в высшей школе

Грищенко В. Н.
Читать PDF

Закономерности личностно-ориентированного воспитания и критерии оценки его эффективности

Калюжный Анатолий Степанович
Статья представляет собой последовательное развитие теоретической разработки проблемы личностно-ориентированного воспитания студентов учреждений высшего профессионального образования.
Читать PDF

Закономерности и принципы воспитания ценностных ориентаций школьников в учебной деятельности

Сероветникова Светлана Анатольевна
Статья посвящена теоретическому обоснованию процесса воспитания ценностных ориентаций школьников в учебной деятельности. Уточнены понятия «закономерность» и «принцип» в педагогике, обоснована связь принципов обучения и воспитания.
Читать PDF

Возрастные закономерности духовно-нравственного развития и воспитания детей первых лет жизни

Гладких Л. П.
В статье автор рассматривает разные периоды формирования и развития ребенка, для каждого из которых характерен свой уровень физического и умственного развития, духовных, познавательных и психофизиологических возможностей, возможно
Читать PDF

Парадоксы и закономерности социального воспитания детей и подростков в реалиях российского социума

Сорочинская Елена Николаевна
В статье рассматриваются концепции социального воспитания, предложенные учеными-педагогами в 1990-е 2000-е годы.
Читать PDF

Основные закономерности и условия развития навыков сержантов военного вуза в обучении и воспитании в

Сизов Дмитрий Сергеевич
В статье обобщены основные закономерности процесса развития умений и навыков сержантского состава военных вузов в обучении и воспитании подчиненного личного состава.
Читать PDF

Дидактические закономерности и принципы построения физического воспитания и спортивной подготовки де

Чермит Казбек Довлетмизович, Бегидова Светлана Николаевна, Бгуашев Айдамир Батырбиевич, Вержбицкая Елена Григорьевна, Заболотний Анатолий Геннадьевич
Развитие педагогической науки изменяет свойства, функции и другие характеристики принципов обучения.
Читать PDF

Закономерности и движущие силы экологического обучения, воспитания в условиях экологической образова

Даниленкова Валентина Анатольевна
в статье проанализированы общие закономерности экологического обучения, воспитания в техническом вузе, определены их характеристики.

Похожие термины:

  • ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОСПИТАНИЯ

    устойчиво повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения (воспитания). (Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. )
  • Закономерности процесса художественного воспитания

    - педагогические (отражены в дидактических принципах); - социологические (отражают зависимость эффективности обучения и воспитания от сочетания единства требований и уважения к личности ребенка,