Закономерность воспитания

Найдено 1 определение
Закономерность воспитания
это устойчивая, повторяющаяся взаимосвязь явлений в сфере воспитания. Закономерности воспитания указывают на зависимость его эффективности от тех или иных факторов.
Традиционно считается, что одной из основных задач педагогики, и теории воспитания в том числе, является обнаружение закономерностей воспитания, на основе которых можно было бы предсказывать и нормировать воспитательную деятельность. Однако попытки выявить эти закономерности не были успешными. Некоторые и них оказались тривиальными и самоочевидными (например, зависимость эффективности воспитания от активности детей, от их отношения к воспитанию, от развитости их моральных качеств и т.п.). Другие же трудно было назвать собственно закономерностями, так как далеко не всегда следование им обеспечивало эффективность воспитания, а их игнорирование приводило к негативным последствиям (например, зависимость эффективности воспитания от его системности или от развитости детского коллектива, в котором пребывает ребенок).
Причина здесь, возможно, в специфике предмета исследования теории воспитания. Дело в том, что педагог-воспитатель работает не столько с физическими характеристиками ребенка, сколько с его внутренним миром, его сознанием, его мотивационно-ценностной сферой, которыми наделены сложные живые самоорганизующиеся системы. А реакция таких систем на внешнее влияние (в том числе и воспитывающее влияние) носит вероятностный, а не закономерный характер. Более того, воспитание – это взаимодействие как минимум двух самоорганизующихся систем (педагога и ребенка). А это значит, что в процессе влияния педагога на мотивационно-ценностную сферу ребенка приводится в движение и мотивационно-ценностная сфера самого педагога, которая начинает играть в воспитании ключевую роль.
Видимо, по этой причине решение задачи выявления объективных закономерностей воспитания не имеет большого успеха. И, видимо, не случайно теорию воспитания причисляют не к естественным, а к гуманитарным наукам, исследующим феномены культуры,
где большее значение имеет не повторяющееся и всеобщее, а, напротив, редкое и особенное, связанное с самобытными ценностями и мотивами носителей культуры – отдельных людей или их общностей.
См. также: Методологические последствия парадигмального сдвига в теории воспитания / Ред. Н.Л. Селиванова, Е.И. Соколова. – М.-Тверь: ООО «ИПФ «Виарт», 2011.  

Источник: Современная теория воспитания. Словарь-справочник 2016