СООБЩЕНИЕ
СООБЩЕНИЕ
совокупность данных, сведений для передачи по каналу связи от их производителя (источника) к потребителю (получателю) в закодированном виде.
Источник: Профессиональное образование. Словарь
СООБЩЕНИЕ
имя ряда информативных речевых жанров разных сфер; простейшая из «речевых форм, представляющих в тексте мир информации» [Коньков, Неупокоева 2011: 148]. «С.» — отглагольное сущ. от глагола сообщить, называет как само речевое действие по доставлению сведений о фактах и событиях, информировании, так и речевой жанр в некоторых сферах, коммуникативная цель которого заключается в этом действии. В теории речевых актов соотносится с констативом [Остин 1962].
В кругу информативных жанров речи С. противопоставляется вопросу как предъявление информации, а не её поиск; мнению, суждению, оценке — как объективное изложение информации, а не выражение авторского отношения к ней и отраженным в ней фактам. С.
чаще всего представлено одним высказыванием, отражающим существо факта/события; при детализации С. возникает другой жанр речи — рассказ. К С.применяется оценочный критерий достоверности/не достоверности; недостоверные С. опровергаются: Он не приехал; Неправда, что он приехал; С чего ты взял? как реакция на С. Он приехал.
В обыденном общении С. как имя жанра не используется, но информативные жанры такого рода бытуют, напр., в ответах на вопрос Какие новости?;Что у вас новенького или в качестве инициативных высказываний с зачинами типа Вы слыхали?. Обмен С. превращается в разговор или беседу, построенную, напр., по типу А у нас...
Одна из форм бытования С. в повседневном общении — молва. Особый вид сообщений, не одобряемый обществом, но имеющий широкое хождение — слухи, сплетни (см. Слухи).
В деловой сфере С. можно считать тексты, поступающие по служебной вертикали «снизу вверх»: донесение, данные, рапорт, справка, отчёты; а также от социальной институции к гражданину — извещение, повестка. С. об одном событии или факте неопределённому кругу адресатов составляют жанр объявления, из которого выросла реклама как особый дискурс современных средств массовой информации со своей собственной поэтикой.
В научной сфере С. называют устный текст, содержащий информацию, меньшую по объему, чем доклад; на научных конференциях на сообщение отводится не более 10 минут (тогда как на доклад не менее 20).
В массовой коммуникации жанры, цель которых «сообщить актуально значимую информацию читателю» [Коньков 2004: 30], именуется заметка, новость, корреспонденция. Они содержат информацию об одном факте или событии, их автором может выступать конкретный журналист или информационное агентство: Совет Безопасности проголосовал за ужесточение санкций против Ирана.
Лит.: Коньков В.И. Речевая структура газетных жанров: учеб. пособие. СПб., 2004; Коньков В.И., Неупокоева О.В. Функциональные типы речи: учеб. пособие для студентов. М., 2011; Остин Дж.Л. Слово как действие (1962) // НЗЛ. Вып. XVII. Теория речевых актов. М., 1986; Почепцов Г.Г. (мл.) Слухи как семиотический феномен // Логика, психология и семиотика: аспекты взаимодействия. Киев, 1990; Прозоров В.В. Молва как филологическая проблема// Жанры речи. Саратов, 1997; Рождественский Ю.В. Общая филология. М., 1996.
Т В. Шмелёва
В кругу информативных жанров речи С. противопоставляется вопросу как предъявление информации, а не её поиск; мнению, суждению, оценке — как объективное изложение информации, а не выражение авторского отношения к ней и отраженным в ней фактам. С.
чаще всего представлено одним высказыванием, отражающим существо факта/события; при детализации С. возникает другой жанр речи — рассказ. К С.применяется оценочный критерий достоверности/не достоверности; недостоверные С. опровергаются: Он не приехал; Неправда, что он приехал; С чего ты взял? как реакция на С. Он приехал.
В обыденном общении С. как имя жанра не используется, но информативные жанры такого рода бытуют, напр., в ответах на вопрос Какие новости?;Что у вас новенького или в качестве инициативных высказываний с зачинами типа Вы слыхали?. Обмен С. превращается в разговор или беседу, построенную, напр., по типу А у нас...
Одна из форм бытования С. в повседневном общении — молва. Особый вид сообщений, не одобряемый обществом, но имеющий широкое хождение — слухи, сплетни (см. Слухи).
В деловой сфере С. можно считать тексты, поступающие по служебной вертикали «снизу вверх»: донесение, данные, рапорт, справка, отчёты; а также от социальной институции к гражданину — извещение, повестка. С. об одном событии или факте неопределённому кругу адресатов составляют жанр объявления, из которого выросла реклама как особый дискурс современных средств массовой информации со своей собственной поэтикой.
В научной сфере С. называют устный текст, содержащий информацию, меньшую по объему, чем доклад; на научных конференциях на сообщение отводится не более 10 минут (тогда как на доклад не менее 20).
В массовой коммуникации жанры, цель которых «сообщить актуально значимую информацию читателю» [Коньков 2004: 30], именуется заметка, новость, корреспонденция. Они содержат информацию об одном факте или событии, их автором может выступать конкретный журналист или информационное агентство: Совет Безопасности проголосовал за ужесточение санкций против Ирана.
Лит.: Коньков В.И. Речевая структура газетных жанров: учеб. пособие. СПб., 2004; Коньков В.И., Неупокоева О.В. Функциональные типы речи: учеб. пособие для студентов. М., 2011; Остин Дж.Л. Слово как действие (1962) // НЗЛ. Вып. XVII. Теория речевых актов. М., 1986; Почепцов Г.Г. (мл.) Слухи как семиотический феномен // Логика, психология и семиотика: аспекты взаимодействия. Киев, 1990; Прозоров В.В. Молва как филологическая проблема// Жанры речи. Саратов, 1997; Рождественский Ю.В. Общая филология. М., 1996.
Т В. Шмелёва
Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.