ТЕОРИЯ ИНФОРМАЦИИ
ТЕОРИЯ ИНФОРМАЦИИ
раздел математики, занимающийся вопросами информации с вероятностных позиций. Изучает возможность передачи информации в реальных средах, рассматривает вопросы оптимального кодирования. Основы теории информации разработаны К. Шенноном (США, 1948).
ТЕОРИЯ ИНФОРМАЦИИ
теория, которая рассматривает и определяет количественные характеристики информации, ее кодирование, каналы передачи и их пропускную способность. Т.и. объединяет в себе достижения математики, физики и кибернетики. Основополагающим понятием этой теории является информация, рассматриваемая как сведения, подлежащие передаче, обработке и сохранению. Научное понимание информации во многом отличается от содержательной стороны сведений, беря их количественный аспект. Количество информации определяется как величина, обратно пропорциональная степени вероятности того события, о котором идет речь в сообщении. Научное понятие информации раскрывает новый аспект материального единства мира, что позволило подойти к единой точке зрения, по многим ранее казавшимся совершенно различными процессам: передаче сообщений по техническим каналам связи, функционированию нервной системы, работе вычислительных машин, разнообразным процессам управления и т.д. В понятии информации следует различать два аспекта. Во-первых, информация представляет собой меру организации системы. Математическое выражение для информации тождественно выражению для энтропии, взятой с обратным знаком. Как энтропия системы выражает степень ее неупорядоченности, так информация дает меру ее организации. Понятая информация составляет внутреннее достояние системы, процессов самих по себе и может быть названа структурной информацией. Во-вторых, от структурной информации следует отличать информацию, всегда связанную с отношением двух процессов. Т.и. обычно имеет дело именно с относительной информацией, которая тесно связана с отражением. Если в предмете происходят изменения, отражающие воздействие другого предмета, то можно сказать, что первый предмет становится носителем информации о втором предмете. В кибернетических системах изменения в предмете (В), вызванные воздействием другого предмета (А), являются не просто некоторыми характеристиками В, а становятся факторами функционирования кибернетической системы именно в качестве носителей информации о А. Относительная информация из потенциальной, какой она является в докибернетических системах (системах неживой природы, не связанных с управлением), превращается здесь в актуальную информацию, т.е. отражение, пассивное в докибернетических системах, становится активным отражением. С этой точки зрения мозг человека представляет исключительно сложную кибернетическую систему, хранящую и перерабатывающую поступающую из внешнего мира относительную актуальную информацию. Свойство мозга отражать и познавать внешний мир предстает как звено в развитий процессов, связанных с передачей и переработкой информации. Т.и., являясь универсальной теорией, объясняющей развитие и функционирование любых сложных систем, широко применяется в педагогике, которая пользуется достижениями новых научных отраслей – информационной психологии и информационной дидактики.
Т.и. является не только инструментом исследования и совершенствования педагогического процесса, но и объектом изучения. Т.и. как объект изучения представлена учебной дисциплиной «Основы информатики и вычислительной техники». Здесь термин «информатика» используется в узком (утилитарном) смысле и обозначает прикладную научную дисциплину, изучающую организацию вторичной научно-технической информации, а также способы автоматизации ее обработки с помощью ЭВМ.
Лит.: Беспалько В.П. Программированное обучение. Дидактические основы. – М., 1970; Самарин Ю.А. Очерки психологии ума. – М., 1962; Талызина Н.Ф. Теоретические основы программированного обучения. – М., 1968; Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – М., 1987; Яглом И.М. Теория информации. – М., 1961.
А.Ю. Иванов, В.Г. Пархоменко
Т.и. является не только инструментом исследования и совершенствования педагогического процесса, но и объектом изучения. Т.и. как объект изучения представлена учебной дисциплиной «Основы информатики и вычислительной техники». Здесь термин «информатика» используется в узком (утилитарном) смысле и обозначает прикладную научную дисциплину, изучающую организацию вторичной научно-технической информации, а также способы автоматизации ее обработки с помощью ЭВМ.
Лит.: Беспалько В.П. Программированное обучение. Дидактические основы. – М., 1970; Самарин Ю.А. Очерки психологии ума. – М., 1962; Талызина Н.Ф. Теоретические основы программированного обучения. – М., 1968; Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – М., 1987; Яглом И.М. Теория информации. – М., 1961.
А.Ю. Иванов, В.Г. Пархоменко
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.