Просвещение

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ПРОСВЕЩЕНИЕ
распространение знаний, образование в системе образовательных и дополнительных учреждений в стране.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

ПРОСВЕЩЕНИЕ
1. Распространение знаний, образования. 2. Система образовательных учреждений в стране. 3. Идейное течение эпохи перехода от феодализма к капитализму в Европе в XVIII в. («век Просвещения»). Идеи представителей П. (Вольтера, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, Д. Д. Дидро) оказали значительное влияние на развитие общественной мысли.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

Просвещение
разновидность образовательной деятельности, рассчитанная на большую, обычно нерасчлененную на устойчивые учебные группы, как-либо официально не зарегистрированную и не оформленную аудиторию. Основная задача – широкое распространение знаний и иных достижений культуры, способствующих правильному пониманию жизни в целом или ее отдельных сторон, а также пропаганда тех или иных идей, их внедрение в сознание людей в целях привлечения и участия в их воплощении.

Источник: Педагогика досуга терминологический словарь. Уфа. 2007

ПРОСВЕЩЕНИЕ
разновидность образовательной деятельности. Основная задача — широкое распространение знаний и иных достижений культуры, отвечающих запросам времени и способствующих правильному пониманию жизни в целом или ее отдельных сторон, а также пропаганда тех или иных идей, их внедрение в сознание людей в целях привлечения к участию в их воплощении; осуществляется посредством лекций, проповедей, бесед, диспутов, разного рода популярных изданий, выступлений в средствах массовой информации.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

Просвещение
разновидность образовательной деятельности, рассчитанная на большую, обычно не расчлененную на устойчивые учебные группы какую-либо официально не зарегистрированную и не оформленную аудиторию. Основная задача – широкое распространение знаний и иных достижений культуры, способствующих правильному пониманию жизни в целом или отдельных ее сторон, а также пропаганда тех или иных идей и их внедрение в сознание людей в целях привлечения и участия в их воплощении. Задачи выполняются через лекции, беседы, диспуты, выступления в СМИ и т.д. (Психолого-педагогический словарь / Сост. Рапацевич Е.С. Минск: Современное слово, 2006. 928 с.)

Источник: Модельная программа подготовки андрагогов.

Просвещение
Идеи просветительства обусловлены научной революцией XVII в. (экспериментально-математическое естествознание было необходимо для стимулирования и развития производства), философскими материалистическими идеями Нового времени (Ф. Бэкона, Р. Декарта, Т. Гоббса и др. ), выводящими на первое место рациональное мышление, подчинение веры разуму. Эпоха зарождения капиталистического способа производства требовала нового подхода к знаниям, обучению. Сторонники Просвещения считали возможным изменить общественное устройство согласно требованиям разума, путем просвещения, воспитания «особой породы людей». Наука в педагогике просвещения приобрела мировоззренческие функции, развитие нравственности и гражданственности ставились в зависимость от прогресса науки и искусства.

Источник: История образования и педагогической мысли

ПРОСВЕЩЕНИЕ
1) распространение знаний, образования; 2) система общеобразовательных учебных заведений в стране (см. Просвещение народное); 3) эпоха в истории Западной Европы (ХVIII в.), идеалом которой стало широкое распространение научных знаний в обществе. Изначальный смысл – озарение духовным светом, прозрение, движение к идеалу. Однако со временем просветительская практика вырождается в технократическую. Этот процесс отчетливо просматривается в истории европейских университетов. Последние полвека они развиваются в русле технократической тенденции: усиливается стремление к унификации и технологизации учебного процесса, в центре внимания оказывается типичное. П. становится делом подневольным, его цель – обогатить память учащегося всем тем, что накопило человечество (Ладыжец Н. С. Развитие идеи западного университета: социально-философский анализ. – Ижевск: Фил. изд-ва Нижегород. ун-та, 1991. – 84 с.; Синтонен М. Творчество и открытие // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7. Философия.– 1999. – № 4. – С. 101 – 110; Запесоцкий А. Симуляция образования или образование симуляции? // Высшее образование в России. – 2005. – № 7. – С. 65–69). Е. Ю. Усик

Источник: Глоссарий современного образования.

Просвещение
др.рус. – мир, свет, чистота) – всеобщее распространение и усвоение базисных, основных, исходных знаний о смысле жизни, миссии человека на земле, обеспечивающее прогрессивное мышление и формирование «светлого» мировоззрения. Просвещение – это передача и получение тех сведений, знаний, отношений, без которых немыслимо ни развитие культуры, ни развитие цивилизации. В этом смысле просвещение является основой образования, воспитания и обучения («Просвещение есть неизреченное действие, неведомым образом разумеваемое и невидимо зримое»). Содержательно просвещение интегрирует науку, религию (просвещение светом Божиим) и культуру и простраивается как философия. Просвещение просветляет человеческое сознание и ведет его по жизни, позволяет самоопределиться. В то же время «Просвещение» - это философское течение, возникшее в эпоху перехода феодализма к капитализму, когда велась борьба за «царство разума», за политическую свободу и гражданское равенство. Распространение знаний здесь стало мощным фактором решения этих сложных проблем. Эпоха Просвещения, как ставка на знания, породила «знаниевый подход» к образованию, который сегодня признан исчерпавшим свой потенциал как фактор прогресса. Сужение понятия «просвещение» до получения простейших и даже начальных знаний неверно.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ПРОСВЕЩЕНИЕ
1. Распространение знаний, образования. 2. Система образовательных учреждений в стране (см.Образование). 3. Прогрессивное идейное течение эпохи перехода от феодализма к капитализму в Европе в 18 в. ("век Просвещения"). П. является естественным продолжением гуманизма как светского культурного направления, характеризующегося индивидуализмом и критическим отношением к традициям. Деятели П. боролись за установление "царства разума", основанного на "естественном равенстве", за политическую свободу и гражданское равенство. Важнейшее место в построении нового общества они отводили знаниям. С понятием "П." связано появление таких терминов, как просветители, просветительная литература и др. Родоначальником просветительной литературы можно считать Дж. Локка. Общеевропейское значение имела просветительная деятельность Вольтера, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро. Деятели П. стремились найти естественные принципы человеческой жизни: естественная религия, естественное право, естественный порядок экономической жизни и т.п. Определяя осн. характер П., И. Кант подчеркивал, что П. не есть замена одних догматических идей другими догматическими же идеями, а самостоятельное мышление. В этом смысле он противопоставлял просвещению просветительство. Идеи П. оказали значительное влияние на развитие общественной мысли. Вместе с тем в 19-20 вв. идеология П. нередко подвергалась критике за идеализацию человеческой природы, оптимистическое толкование прогресса как неуклонного развития общества на основе совершенствования разума. См. также Образование

Источник: Терминологический словарь библиотекаря



Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
336.71 кб

Просвещение населения как направление деятельности автономной некоммерческой организации «Кризисный

Чёрствая Ольга Евгеньевна
В работе рассмотрено понятие «семейный уклад», его внутренние составляющие.
Читать PDF
1.16 мб

Педагогическое просвещение родителей по вопросу гуманных взаимоотношений с детьми

Маркова А. В., Беккер И. Л.
В статье рассматривается проблема педагогического просвещения родителей, целью которого является формирование их готовности к гуманным взаимоотношениям с детьми.
Читать PDF
148.59 кб

Духовно-нравственное просвещение курсантов

Макарова М. В.
Читать PDF
218.51 кб

Кант и Берлинское просвещение

Герлах Ганс-мартин
Сравниваются понятия просвещения, сформулированные М. Мендельсоном в статье «К вопросу: что значит просвещать?» и И. Кантом в статье «Ответ на вопрос: что такое просвещение?».
Читать PDF
114.42 кб

Правовое просвещение в России в ХVIII в

Степанова Ирина Альфредовна
Читать PDF
415.61 кб

98. 03. 026. Князев Е. Земство и просвещение // посев. -Frankfurt A. main, г. 44, № 8. - С. 12-14

Можаева Л. Г.
Читать PDF
122.01 кб

Гендерная стратегия как фактор устойчивого развития (образование и просвещение)

Шведова Н. А.
Читать PDF
406.71 кб

Американское Просвещение в начале XIX века: концепция школьного образования Джозефа нифа и проблемы

Гуляихина Евгения Сергеевна, Линченко Сергей Анатольевич
Статья посвящена педагогической деятельности Джозефа Нифа, который в первой половине XIX в. предпринял успешную попытку внедрения прогрессивных достижений педагогической деятельности И.Г.
Читать PDF
830.77 кб

Влияние буддийского и мусульманского духовенства на просвещение народов национальных районов юга Рос

Лиджеева Клара Фёдоровна
В традиционных сообществах духовенство считалось авторитетной и влиятельной силой, оно занимало ведущие позиции в просвещении этнических социумов южнороссийского региона.
Читать PDF
139.64 кб

Экологическое образование и просвещение студентов небиологических специальностей

Соловьева Вера Валентиновна
Рассматриваются задачи экологического образования и просвещения в ходе реализации программы учебной дисциплины «Экологический менеджмент» для бакалавров экономического факультета.
Читать PDF
306.40 кб

Бесплодное Просвещение. Элита и репродуктивные институты в российском обществе

Гудков Л. Д., Дубин Б. В., Левада Ю. А.
Читать PDF
158.98 кб

Работа «На благое Просвещение» (к 100-летию журнала «Русский язык в школе»)

Шестакова Лариса Леонидовна
Читать PDF
0.00 байт

Психолого-педагогическое просвещение общественности как фактор повышения ее роли в воспитании нового

Архиреева Т. В.
Читать PDF
271.60 кб

Л. Н. Беленчук. Просвещение России. Взгляд западников и славянофилов

Галинская И.Л.
Читать PDF
0.00 байт

Экологическое образование и Просвещение в проектной деятельности студентов и школьников

Соловьева Вера Валентиновна
Эта статья исследует возможности для внедрения экологических проектов в Самаре, чтобы решить задачи экологического образования и просвещения для студентов и школьников.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Просвещение в Северной Америке

    Просвещение в Америке развивалось под влиянием идей английской философии. Оно было связано с борьбой за независимость, становлением и укреплением нового государства. Стремление обеспечить свобо
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ И ПРОСВЕЩЕНИЕ

    информирование учащихся о кадровом запросе рынка труда, о требованиях профессии к качествам человека, способах и путях их приобретения, о социально-экономических, психофизиологических особеннос
  • ЗЕМСТВА И ПРОСВЕЩЕНИЕ

    Земства — органы местного самоуправления, созданные в Европ. России по Положению о земских учреждениях 1864. Губернские и уездные собрания и управы действовали в 34, а к 1914 в 43 губ. (из 60). Осн. сферой де
  • ИЗДАТЕЛЬСТВО ПРОСВЕЩЕНИЕ

    издательство, выпускающее учебники и учебные пособия для всех типов общеобразовательных школ и педагогических общеобразовательных учреждений, методическую литературу, книги для внеклассного ч
  • ПОЛОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

    целенаправленный или стихийный процесс знакомства детей, подростков и молодежи со знаниями о половых различиях, физиологии и психологии пола, психосексуальных процессах и отношениях, о здоровом
  • Психологическое просвещение

    Эта работа организуется и проводится как в заранее запланированное время, так и в процессе текущего обращения обучаемых и педагогических работников. В ходе психологического просвещения педагог-
  • САНИТАРНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ учащихся

    один из разделов профилактической деятельности, осн. задачей которой является гигиеническое обучение и воспитание детей и подростков, пропаганда медицинских знаний в целях укрепления и сохранен
  • ПРОСВЕЩЕНИЕ СЕКСУАЛЬНОЕ

    просвещение, в ходе к-рого необходимо сформировать определенный уровень сексуальной компетентности и дать представление о целом ряде сексуальных понятий и явлений.
  • ВЗАИМНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

    метод воспитания, обеспечивающий формирование у учащихся потребности и умения пропагандировать свои знания, взгляды и убеждения, реализующийся в повседневной пропагандистской и разъяснительно
  • Земское просвещение

    учебно-воспитательные учреждения, создаваемые в дореволюционной России местным самоуправлением территорий – земствами. Это могли быть начальные общеобразовательные школы, начальные профессио
  • ГЕНДЕРНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

    частный случай просвещения; распространение знаний о специфическом наборе культурных характеристик, которые определяют социальное поведение женщин и мужчин и взаимоотношение между ними (Амяга
  • Народное образование (народное просвещение)

    система учреждений образования и органов управления ими, важнейшей целью которых является подготовка различных групп населения к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности, а также
  • Просвещение художественное

    разновидность деятельности по художественному образованию, рассчитанная на большую, обычно не расчлененную на устойчивые учебные группы, как-нибудь официально не зарегистрированную и не оформл
  • ПРОСВЕЩЕНИЕ НАРОДНОЕ

    (Народное образование) система воспитательных, учебных и культурно-образовательных учреждений и мероприятий и органов управления ими в стране. По структуре и целям имеет исторически конкретный х
  • Санитарное просвещение

    (Health education) – сознательно сконструированная содержательная просветительская ответственная система, обеспечивающая нацеленность поведения людей на оздоровление и укрепление здоровья.
  • ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОМИССИЯ ПО ПРОСВЕЩЕНИЮ

    центральный орган Наркомпроса РСФСР в 1917- 1918 (до середины марта 1918 в Петрограде, затем в Москве). Председатель - А.В. Луначарский. В ее состав входили Н.К. Крупская, М.Н. Покровский, П.Н. Лепешинский и др
  • МЕЖДУНАРОДНОЕ БЮРО ПРОСВЕЩЕНИЯ, МБП

    основано в 1925 в Женеве как частная организация при Институте педагогических наук им. Ж.Ж. Руссо. С 1929 первая межправительственная организация в области образования. С 1947 сотрудничает с ЮНЕСКО. СССР
  • МЕЖДУНАРОДНОЕ БЮРО ПРОСВЕЩЕНИЯ

    МБП (англ. International Bureau of Education — IBE; франц. Bureau international deducation — BIE), осн. в 1925 в Женеве как частная орг-ция при Ин-те пед. наук им. Ж. Ж. Руссо. С 1929 первая межправительств, орг-ция в области образования. С 1947
  • ДОМА РАБОТНИКОВ ПРОСВЕЩЕНИЯ

    клубные учреждения работников системы народного образования. Д.р.п. учреждены Декретом СНК от 25 апреля 1921. В 1934-56 назывались домами учителя, некоторые сохранили это название поныне.
  • ВЫСШИЙ КОММУНИСТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ПРОСВЕЩЕНИЯ

    научно-исследовательское и учебное заведение, 1931-1938, Москва. Готовил научных работников, преподавателей педагогических дисциплин для вузов, специалистов в сфере управления образованием. Принима