ВЫСШИЙ КОММУНИСТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ПРОСВЕЩЕНИЯ
ВЫСШИЙ КОММУНИСТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ПРОСВЕЩЕНИЯ (ВКИП)
научно-исследовательское и учебное заведение, 1931-1938, Москва. Готовил научных работников, преподавателей педагогических дисциплин для вузов, специалистов в сфере управления образованием. Принимались по направлениям партийных органов коммунисты со стажем 7 лет (с 1934 - 8; для лиц из рабочих - 5), обладавшие педагогической подготовкой в объеме вуза, опытом преподавательской, культурно-просветительной или партийной, советской и комсомольской работы. Учебный процесс (сроком 3 года) был организован по типу аспирантуры и состоял в осн. из подготовки слушателями научных работ, а с середины 2-го курса - диссертаций. Слушатели сдавали кандидатский минимум и по окончании института получали диплом с правом защиты диссертаций. В 1932 работали 4 отделения: педагогическое, педологическое, организационно-плановое, политехническое. Научная работа осуществлялась по проблемам педагогики, методики (по школьным предметам), истории педагогики, высшего педагогического образования, зарубежной педагогики и др. В институте преподавали С.Е. Гайсинович, И.Ф. Свадковский, А.П. Пинкевич, И.К. Луппол (первый директор, 1931-34), С.А. Каменев, И.Т. Огородников, А.А. Фортунатов, А.Б. Залкинд, Е.Н. Медынский, Н.К. Гончаров, В.Е. Гмурман и др. В 1933 при ВКИПе создан Центральный научно-исследовательский институт педагогики (с 1934 самостоятельный статус). В 1937 ВКИП ликвидирован. За годы существования состоялось 4 выпуска слушателей.
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
ВЫСШИЙ КОММУНИСТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ПРОСВЕЩЕНИЯ
ВКИП), Н.-и. и уч. учреждение в Москве (1931 — 1938). Открыт по пост. СНК РСФСР на правах ин-та красной профессуры при АКБ. Готовил науч. работников, преподавателей пед. дисциплин для вузов, руководителей местных органов управления нар. образованием. Во ВКИП принимались по направлениям парт, органов коммунисты со стажем 7 (с 1934 — 8) лет (для лиц из рабочих — 5 лет), обладавшие подготовкой в объеме программ вуза и опытом преподавательской, культ.-просвет. и руководящей парт., сов., коме, работы. Осн. формой обучения (по типу аспирантуры; срок — 3 года) была подготовка слушателей самостоят. науч. докладов. С сер. 2-го курса начиналась работа над диссертацией. Слушатели сдавали кандидатский минимум и по итогам обучения получали дипломы с правом защиты диссертаций. В 1935—38 было 4 выпуска.
Структура ВКИП менялась. В 1932 имелось 4 отделения: педагогическое (специальность — преподаватели вуза, науч. работники по теории и истории педагогики), педологическое (преподаватели педологии), организационно-плановое (работники местных и центр. органов управления просвещением), политехническое (науч. работники, преподаватели теории и методики политехн. образования и воспитания).
Науч. работа велась на базе кабинетов: педагогики, методики (по предметам шк. обучения), истории педагогики, высшего пед. образования, заруб. педагогики и др. Преподавательскую и науч. работу во ВКИП вели С. Е. Гайсинович, И. Ф. Свадковский, А. П. Пинкевич, И. К. Луппол (первый директор, 1931 — 1934), С. А. Каменев, И. Т. Огородников, Р. И. Млиник, А. А. Дворин, Г. А. Фортунатов, К. И. Львов, А. Б. Залкинд, К. Н. Корнилов, К. А. Попов, E. H. Медынский, Н. К. Гончаров, В. Е. Гмур-ман и др. Сотрудники ВКИП читали лекции для работников нар. образования, изучали и обобщали опыт уч. заведений. В 1933 при ВКИП был создан Центр. Н.-и. ин-т педагогики (ЦНИИП), к-рый уже в 1934 стал самостоят. учреждением, сохраняя с ВКИП адм.-хоз. связи. В 1937 ЦНИИП ликвидирован; его функции переданы Н.-и. ин-там Наркомпроса РСФСР и ВКИП. С ликвидацией ВКИП проведение исследований по его проблематике передано Ин-ту школ Наркомпроса. Лит.: Бобровников Н., Высший коммунистич. ин-т просвещения, «На путях к новой школе». 1932, МЬ 7.
М. В. Богуславский.
Структура ВКИП менялась. В 1932 имелось 4 отделения: педагогическое (специальность — преподаватели вуза, науч. работники по теории и истории педагогики), педологическое (преподаватели педологии), организационно-плановое (работники местных и центр. органов управления просвещением), политехническое (науч. работники, преподаватели теории и методики политехн. образования и воспитания).
Науч. работа велась на базе кабинетов: педагогики, методики (по предметам шк. обучения), истории педагогики, высшего пед. образования, заруб. педагогики и др. Преподавательскую и науч. работу во ВКИП вели С. Е. Гайсинович, И. Ф. Свадковский, А. П. Пинкевич, И. К. Луппол (первый директор, 1931 — 1934), С. А. Каменев, И. Т. Огородников, Р. И. Млиник, А. А. Дворин, Г. А. Фортунатов, К. И. Львов, А. Б. Залкинд, К. Н. Корнилов, К. А. Попов, E. H. Медынский, Н. К. Гончаров, В. Е. Гмур-ман и др. Сотрудники ВКИП читали лекции для работников нар. образования, изучали и обобщали опыт уч. заведений. В 1933 при ВКИП был создан Центр. Н.-и. ин-т педагогики (ЦНИИП), к-рый уже в 1934 стал самостоят. учреждением, сохраняя с ВКИП адм.-хоз. связи. В 1937 ЦНИИП ликвидирован; его функции переданы Н.-и. ин-там Наркомпроса РСФСР и ВКИП. С ликвидацией ВКИП проведение исследований по его проблематике передано Ин-ту школ Наркомпроса. Лит.: Бобровников Н., Высший коммунистич. ин-т просвещения, «На путях к новой школе». 1932, МЬ 7.
М. В. Богуславский.
Источник: Российская педагогическая энциклопедия