обучение

Найдено 50 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ОБУЧЕНИЕ
двусторонняя деятельность передачи и приобретения знаний, умений, навыков, качеств и нравственных ценностей.

Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.

ОБУЧЕНИЕ
процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта, организация формирования знаний, умений, навыков.

Источник: Cловарь музейно-педагогических терминов

Обучение
Learning) — целенаправленный, организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями и навыками.

Источник: Краткий терминологический словарь в области управления качеством высшего и среднего профессионального образования

Обучение
это взаимообусловленная деятельность учителя и ученика, в процессе которой происходит усвоение знаний, умений и навыков и формируются свойства личности.

Источник: Педагогическая психология

Обучение
целенаправленный процесс организации и стимулирования учебной деятельности обучающихся по овладению ими знаниями, умениями и навыками, развитию их творческих способностей.

Источник: Справочник методиста. ч. 1

Обучение
способ получения систематического образования; специфический способ образования, направленный на развитие личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности.

Источник: Педагогика с методикой преподавания специальных дисциплин.

Обучение
в традиционном варианте - прямая передача знаний и опыта в готовом для запоминания виде. Его цель - накопление знаний, умений и навыков для последующего использования их в различных видах деятельности.

Источник: Глоссарий по педагогике.

ОБУЧЕНИЕ
особая коллективная социальная деятельность по организации целенаправленного усвоения молодым поколением накопленного обществом опыта, воплощенного в соответствии с социальным заказом в содержании образования.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

Обучение
процесс передачи кому-либо знаний или привития (формирования) умений, навыков; процесс улучшения характеристик работы информационной системы путем модификации знаний или изменения структуры управления системой.

Источник: Словарь по технологиям обучения

обучение
целенаправленное, заранее запроектированное общение, в ходе которого осуществляются образование, воспитание и развитие обучаемого, усваиваются отдельные стороны опыта человечества, опыта деятельности и познания.

Источник: Основные понятия педагогики высшей школы, глоссарий

ОБУЧЕНИЕ
целенаправленный и организованный процесс взаимодействия учеников и учителей, направленный на решение учебных задач, в результате которого учащийся овладевает знаниями, умениями, навыками, развивает личностные качества.

Источник: Словарь педагогического обихода. Псков ПГПИ 2003

ОБУЧЕНИЕ
индивидуальное получение знаний или модификация информации, знаний, понимания, мироощущений, ценностных установок, навыков, компетенций или поведения на основе опыта, практики, обучения или преподавания. Литература: [64].

Источник: Краткий словарь системы понятий инклюзивного образования. Терминологический словарь. 2015

Обучение
процесс приобщения человека к знаниям, помощь в овладении умениями и навыками, целенаправленно и систематически осуществляемый педагогами или специально подготовленными специалистами, основной путь получения образования.

Источник: Словарь социального педагога и социального работника

ОБУЧЕНИЕ
основной путь получения образования, целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями и навыками под руководством педагогов в учебных заведениях и в ходе практической деятельности.

Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.

Обучение
целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого осуществляются образование и развитие человека. Процесс О. двусторонний: включает в себя процесс учения (деятельность ученика) и процесс преподавания (деятельность педагога),

Источник: Основные понятия. Педагогические технологии

Обучение
целенаправленный процесс взаимодействия обучающих и обучающихся (обучаемых) по передаче и усвоению социального опыта, формированию знаний, навыков и умений. При этом деятельность обучающих называется преподаванием, а деятельность обучающихся – учением.

Источник: Военная педагогика

ОБУЧЕНИЕ
двусторонний процесс усвоения знаний, умений и навыков; целенаправленный процесс управляемого познания явлений окружающего мира (их закономерностей, истории развития и освоения способов деятельности) в результате взаимодействия ученика с учителем и другими обучающимися.

Источник: Краткий словарь современной педагогики.

ОБУЧЕНИЕ
целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений.

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

Обучение
специально организованный процесс, включающий в себя две органично взаимосвязанные деятельности: преподавание и учение. Особенность процесса обучения в учреждениях дополнительного образования детей состоит в том, что он выстраивается, исходя из интересов потребностей, мотивов ребенка.

Источник: Словарь-справочник работника системы дополнительного образования детей

Обучение
систематическое развитие обучаемых в рамках образовательных институтов путем вооружения их знаниями, выработки умений, навыков, способов деятельности, а также развитие способностей и личностных качеств на основе заранее разработанных и утвержденных программ и в результате собственной активной деятельности.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

Обучение
в широком смысле - совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на усвоение ребенком значений предметов материальной и духовной культуры, способов действия с ними; в узком смысле, - совместная деятельность учителя и ученика, обеспечивающая усвоение знаний школьниками и овладение способами приобретения знаний.

Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии

Обучение
специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, выработку и закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями[33, с. 95].

Источник: Краткий словарь-справочник по гражданско-патриотическому воспитанию. Челябинск. 2014

ОБУЧЕНИЕ
целенаправленная, организованная, систематическая передача старшим и усвоение подрастающим поколением опыта общественных отношений, общественного сознания, культуры и производительного труда, знаний об активном преобразовании и охране окружающей среды. Обеспечивает преемственность поколений, полноценное функционирование общества и соответствующий уровень развития личности.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

Обучение
способ и форма образования; имеет целенаправленный характер и предполагает управляемость со стороны учителя. Наиболее полно реализуется в условиях личностно ориентированного развивающего педагогического процесса, осуществляемого в партнерском взаимодействии учителя с учащимися. Эффективность обучения зависит от активной самостоятельной работы учащихся, владеющих приемами умственной деятельности. А.С.

Источник: Методика преподавания литературы.

ОБУЧЕНИЕ
1)целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого осуществляется образование человека [80, c. 352]; 2) планомерная и систематическая работа учителя с учащимися, основанная на осуществлении и закреплении изменений в их знаниях, установках, поведении и в самой личности под влиянием учения, овладения знаниями и ценностями, а также собственной практической деятельности (В. Оконь).

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

Обучение
(Training) целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») .

Источник: Качество образования словарь для студентов 2 курса отделения социальной педагогики.

Обучение
специально организованный процесс, включающий в себя две органично взаимосвязанные деятельности: преподавание – организация учебного труда обучаемых, формирование у них мотивации и опыта познавательной деятельности, планомерная и систематическая передача содержания образования (знания, умения, навыки и способы познавательной деятельности); учение – усвоение содержания образования и опыта учебно-познавательной деятельности обучаемыми.

Источник: Педагогика досуга терминологический словарь. Уфа. 2007

Обучение
1) специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на освоение содержания обучения; 2) пробуждение и удовлетворение познавательной активности человека путем его приобщения к общим и профессиональным знаниям, способам их получения, сохранения и применения в личной практике; 3) целенаправленное влияние на развитие информационно-операционной сферы человека; 4) двусторонний процесс, осуществляемый учителем (преподавание) и учащимися (учение).

Источник: Словарь-справочник по методике преподавания изобразительного искусства 2004

ОБУЧЕНИЕ
1. Особая социальная деятельность по организации ускоренного усвоения обучаемыми накопленного обществом опыта, воплощенного в соответствии с социальным заказом в содержании образования; 2. Целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

Обучение
целенаправленный процесс организации учебной деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками, компетенциями, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретение ими опыта применения научных знаний в повседневной жизни, формирование у обучающихся мотивации к получению образования на протяжении всей жизни. Обучение – взаимодействие двух субъектов, направленное на присвоение одним из них знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности под руководством другого.

Источник: Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. 2013

Обучение
(1) – целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни; (2) – целенаправленный процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

Обучение
как общественное явление – целенаправленная, организованная систематическая передача старшим и усвоение подрастающим поколением опыта общественных отношений, общественного сознания, культуры производительного труда, знаний об активном преобразовании и охране окружающей среды. Содержанием обучения являются основные формы общественного сознания, прежде всего науки, искусство, право, мораль, а также культура, производственный опыт и навыки к труду. Обучение состоит из двух неразрывно связанных явлений: преподавания взрослых и учебной трудовой деятельности, именуемой учением детей.

Источник: Педагогический словарь-справочник. Ч. 1 учебно-методическое пособие для студентов магистрантов аспирантов и педагогов 2016

ОБУЧЕНИЕ
1) целенаправленная, организованная, систематическая передача от старшего поколения подрастающему младшему и усвоение последним опыта общественных отношений, общественного сознания, культуры и производительного труда, знаний об активном преобразовании и охране окружающей среды. Состоит из двух неразрывно связанных явлений: преподавания и учения; 2) усвоение знаний, культурных норм жизни в предметной форме; 3) подчиненный цели образования процесс, одностороннее развитие которого может оказаться даже вредным /И.Г.Песталоцци, один из великих творцов современной педагогики, 1836 г./.

Источник: Теория образования взрослых: становление, проблемы, задачи

ОБУЧЕНИЕ
Традиционные определения: Обучение, процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков деятельности, основное средство подготовки человека к жизни и труду (БСЭ); Обучение, совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, в ходе которой осуществляются развитие личности, её образование и воспитание (Российская педагогическая энциклопедия). Современная трактовка: Обучение (синоним учение) – развитие знаний, умений, навыков, привычек обучающегося – или, что то же – развитие его опыта (в первом, психолого-педагогическом значении). См. также образовательная деятельность, педагогическая деятельность преподавание. Литература: [4, 36, 56].

Источник: Педагогика. Словарь системы основных понятий.

Обучение
1. Специально организованный, управляемый процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на усвоение знаний, умений и на выков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, выработку и закрепление навыков само образования в соответствии с поставленными целями. 2. Целенаправленное пробуждение и удовлетворение познавательной активности человека путем его приобщения к общим и профессиональным знаниям, способам их получения, сохранения и применения в личной практике. 3.Специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия педагога и учащихся (преподавателей и студентов).

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

ОБУЧЕНИЕ
1) специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, выработку и закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями; 2) пробуждение и удовлетворение познавательной активности человека путем его приобщения к общим и профессиональным знаниям, способам их получения, сохранения и применения в личной практике; 3) целенаправленное влияние на развитие информационно-операционной сферы человека; 4) двусторонний процесс, осуществляемый учителем (преподавание) и учащимся (учение).

Источник: Педагогический словарь

Обучение
программированное — обучение человека по заранее составленной программе его деятельности. Развивается на базе использования достижений педагогики, дидактики, инженерной психологии. Программированное обучение основано на реализации трех этапов: расчленение учебного материала и действий обучаемого и обучающего на небольшие порции и шаги, адекватно которым осуществляется получение информации об осуществлении обучаемым каждого шага (оперативная обратная связь) и использование ее для изменения стратегии обучения; приспособление обучения к динамике усвоения знаний, умений и навыков каждым обучаемым (индивидуализация темпов обучения); выполнение обучаемым функций управления процессом обучения (управление обучением)

Источник: Словарь по технологиям обучения

Обучение
специально организованный управляемый двусторонний процесс взаимодействия преподавателя и обучаемого, направленный на приобретение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения и развитие человека. Выполняет четыре основные функции: 1. Образовательная - реализуется через передачу знаний, умений и навыков, системы культурных ценностей; 2. Воспитывающая - заключается в формировании системы ценностных ориентации и отношений; 3. Развивающая - предполагает формирование и развитие познавательных психических процессов и свойств личности, интересов, способностей и т.п.; 4. Социализирующая - проявляется в приобретении опыта совместной деятельности, овладении системой общественных отношений и социально приемлемого поведения.

Источник: Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

ОБУЧЕНИЕ
специально организованный, целенаправленный, управляемый процесс взаимодействия учителя и учеников (преподавание + учение), направленный на усвоение знаний, умений и навыков; формирование мировоззрения, развитие умственных сил и творческих возможностей обучаемых.
Содержание обучения — объем, характер и уровень ЗУНов, а так же опыта творческой деятельности и опыта эмоционально- ценностных отношений.
Обучение творческому саморазвитию — обучение, основанное на законе фазового перехода развития в творческое саморазвитие личности при поддержке педагога.
Самообучение — деятельность субъекта, направленная на самостоятельное овладение знаниями о мире, о себе, способами познавательной, коммуникативной, ориентировочной, художественной, социальной... деятельности, физического развития и саморегуляции.

Источник: Социально-педагогический словарь. 2016 г.

ОБУЧЕНИЕ
1) Процесс передачи и активного усвоения знаний, навыков и умений, а также способов познавательной деятельности. 2) Процесс приобщения детей к знаниям, помощь в овладении умениями и навыками, целенаправленно и систематически осуществляемые педагогами или специально подготовленными для этого другими специалистами; основной путь получения образования. Обеспечить эффективность обучения можно не только путем оптимизации деятельности педагога, но и за счет средств оптимизации учебной деятельности обучаемого. В связи с развитием информационных технологий (локальных и глобальных электронных сетей, мультимедийных средств обучения и др.) наиболее перспективной, синтетической, гуманистической, интегральной формой образования в будущем должно явиться дистанционное обучение, которое позволит расширить географические и временные границы образования.

Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005

ОБУЧЕНИЕ
целенаправленный процесс передачи общественно-исторического опыта, превращение его в достояние обучаемых с помощью специальных методов и разнообразных форм; осуществляется профессиональным педагогом или другим компетентным лицом. Обучение одновременно несет в себе содержательный (сообщение знаний, формирование умений и навыков, необходимых для успешного участия в различных видах социальной деятельности) и развивающий (общее развитие человека как личности, обогащение его духовного мира и творческого потенциала) компоненты. Оно выступает не только как процесс передачи знаний, но прежде всего как средство развития мышления учащихся; является основной составляющей образовательного процесса. Обучение по МСКО — это любая перемена (в сторону улучшения) в поведении, информированности, знаниях, понимании, мировоззрении, в системе ценностей и навыках.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

Обучение
процесс непосредственной передачи общественного опыта и восприятие и усвоение его обучающимися. Этот процесс направлен на развитие и тех, кто передает этот опыт как информацию, и тех, кто его принимает, усваивает. Обучение – процесс двусторонний. Он включает в себя процесс преподавания, т.е. дидактическую деятельность учителя, и процесс учения самого учащегося. Обучение – это систематизированное научение ребенка окружению, организованное в соответствии с дидактическими принципами. В результате его изменяются сознание, поведение и чувства ребенка. Дети постигают мир таким, каким он является для взрослых, и постепенно накапливают собственный опыт обращения с ним. Современное обучение сориентировано на усвоение знаний и не помогает в развитии интуиции, духовности человека, что является основным препятствием в целостном гармоничном развитии человека.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Обучение
(передача знаний, опыта познания) - диалог между деятельностями научения (осуществляемой учителем) и учения (осуществляемой учеником), направленный на формирование опыта понимания научных и человеческих (гуманных) ценностей и явлений окружающего мира. Обучение в гуманистическом варианте предполагает необходимость развития и саморазвития личности при освоении ею знаний, выработку собственных смыслов их понимания. Содержание обучения несводимо только к его научному компоненту. Оно дополняется обыденными, субъектными смыслами и только благодаря этому создает основу для переживания изучаемого знания личностными структурами сознания учащихся. В связи с этим, содержание обучения предлагает различные и даже альтернативные трактовки изучаемых явлений, разнообразные средства и способы их освоения. При гуманистическом обучении раскрывается противоречивость научного познания. Наука решает проблемы не в простой линейной последовательности, а углубляет и переформулирует, возвращается и проблематизирует исходные данные

Источник: Глоссарий по педагогике.

Обучение
совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, в ходе которой осуществляется развитие личности, её образование и воспитание. Обучение многозначно. Свойство обучаться принадлежит к числу фундаментальных свойств всех живых систем. В ходе социального развития обучение становится отдельным, специфическим видом общественной деятельности, превращается в средство передачи социального опыта. Главные составляющие процесса обучения – преподавание и учение. В их единстве заключается основная дидактическая функция обучения. В элементарной форме отношение «преподавание – учение» проявляется в конкретном взаимодействии учителя и ученика. Однако только к такому взаимодействию не сводится. Ученик в системе дидактических отношений выступает как объект преподавания и как субъект учения. Управляющая роль в этом взаимодействии принадлежит учителю. Отношение «преподавание – учение» определённым образом реализуется и в заочном обучении. Деятельность преподавания в этом виде обучения представлена в виде письменных заданий, учебников и т.д. В условиях непрерывного образования прямое педагогическое руководство заменяется опосредованным, учение всё более принимает форму самообразования.

Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016

Обучение
1) обучение (научение) животных – краткосрочные или долгосрочные изменения в их поведении, обусловленные индивидуальным опытом. См. Импринтинг, Экстраполяция; 2) .процесс целенаправленной передачи и усвоения общественно-исторического опыта – на основе формирования системных знаний, умений, навыков. Из этого определения следует, что комплексный процесс обучения состоит из двух специфических составляющих: деятельности учителя, которая проявляется в его способности передавать информацию, т.е. обучать, учить (английский аналог –teach), и деятельности ученика, которая проявляется в его способности усваивать информацию, т.е. обучаться, учиться (английский аналог – learn). Однако английскому слову learning ставится в соответствие не только русское «обучение» но еще и «научение». В связи с этим нередко возникают недоразумения при переводе с английского языка на русский работ по теории и практике обучения. Однако зарубежные ученые чаще всего называют научением относительно стойкие изменения в поведении индивида. Существует классификация научений по В. Торпу: · привыкание; · условные рефлексы первого рода (классические условные рефлексы, или респондентное обучение); · «пробы и ошибки» и условные рефлексы второго рода (многие из них называют «инструментальным обучением», или «оперантным обучением», по Скиннеру); · латентное обучение; · инсайт-обучение; · запечатление. Заметим также, что в зарубежной педагогике есть еще один специфический педагогический процесс – получение образования, который обозначается термином «stady».

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

ОБУЧЕНИЕ
Процесс передачи и усвоения знаний, навыков, умений и способов познавательной деятельности человека; двусторонний процесс, в котором участвуют как обучающий (преподавание), так и обучаемый (учение) в их совместной деятельности. В процессе О. реализуются следующие цели: практическая, общеобразовательная, воспитательная. В соответствии с целями О. осуществляется отбор содержания, методов, средств О. Задача О. не только обеспечить определенный образовательный уровень, но и способствовать формированию личности человека (см. воспитание). С позиции коммуникативно-деятельностного подхода О. строится таким образом, что учащийся является не только «объектом» О. (тем, на кого оказывается воздействие в учебном процессе), но и «субъектом» О. (учащийся выступает в качестве организатора своей учебной деятельности). Отсюда вытекает важная задача управления процессом учения извне, а также рационального «самоуправления» в процессе учебной деятельности. Речь здесь идет об овладении приемами самостоятельной работы и мыслительными операциями (анализом, синтезом, обобщением и др.). Результаты такой деятельности проявляются в осознании мотивов, целей, приемов учения, в осознании самого себя как субъекта учебной деятельности. В процессе О. необходимо учитывать возрастные и особенно индивидуальные особенности обучающихся. Для повышения эффективности О. важно не только учитывать различия между учащимися, но и воздействовать на них, изменяя их в нужном направлении. Обучение, в отличие от учения, процесс передачи опыта как совместная деятельность двух (и более) субъектов: передающего опыт и накапливающего его. Передача социального опыта, знаний может происходить тремя объективно существующими способами: объяснением, показом и подкреплением.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

ОБУЧЕНИЕ
совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, в ходе которой осуществляется развитие личности, ее образование и воспитание. Понятие "О." многозначно. Свойство обучаться принадлежит к числу фундаментальных свойств всех живых систем. Кибернетика понимает О. еще шире, говоря, например, о самообучающихся системах. В ходе социального развития О. становится отдельным, специфическим видом общественной деятельности, превращается в средство передачи социального опыта. Гл. составляющие процесса О. - преподавание и учение. В их единстве заключается осн. дидактическая функция О. В элементарной форме отношение "преподавание - учение" проявляется в конкретном взаимодействии учителя и ученика. Однако только к такому взаимодействию не сводится. Ученик в системе дидактических отношений выступает как объект преподавания и как субъект учения. Управляющая роль в этом взаимодействии принадлежит учителю. Отношение "преподавание - учение" определенным образом реализуется и в заочном обучении. Деятельность преподавания в этом виде О. представлена в виде письменных заданий, учебников и т.д. В условиях непрерывного образования прямое педагогическое руководство заменяется опосредованным, учение все более принимает форму самообразования. Содержательная и процессуальная стороны О. находятся в единстве и влияют друг на друга. Объем и структура содержания образования должны соответствовать закономерностям и принципам О., условиям, в которых оно протекает, возможностям и особенностям формирующейся личности учащихся. Единство образовательной, воспитывающей и развивающей функций О. выступает как принцип педагогической деятельности; нужны специальные усилия педагогов, чтобы его обеспечить. Существуют различные системы организации О.: индивидуальное О. (см.Индивидуализированного обучения системы), классно-урочная система, лекционно-семинарская система, предметно-курсовая система обучения, курсовая система обучения и др. Каждая из них использует характерные организационные формы обучения, способствует созданию специфических условий О., воспитания и развития учащихся. См. также Индивидуализированного обучения системы

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ОБУЧЕНИЕ
процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта; деятельность по формированию знаний, умений, навыков. Психологически проблема О. может рассматриваться как со стороны механизмов усвоения нового материала, его этапов, так и со стороны организации оптимального хода усвоения в соответствии с поставленными целями и задачами. Промежуточными являются вопросы взаимоотношения между обучаемыми и обучающими. Усвоение рассматривается как проходящий через определенные этапы процесс овладения субъектом действиями, понятиями, формами поведения, выработанными обществом. Поскольку всякое О. предполагает целенаправленное изменение субъекта, то важной проблемой является организация управляемого О., обеспечивающего планомерное формирование необходимых качеств, а также учет индивидуально-психологических особенностей учащихся. Кроме того, необходимо установление гармонии между управлением процессом усвоения и обеспечением оптимального развивающегося эффекта. Специфика психологических особенностей усвоения обусловила дифференциальный подход к разработке методов О. математике, родному и иностранному языкам, естественным и гуманитарным дисциплинам, профессиональному мастерству. Особую ветвь современных исследова- ний составляет О. общению – организации целенаправленного овладения человеком средствами и способами коммуникации. О. выполняет центральную функцию в умственном развитии и подготовке учеников к труду. Содержание О. обусловливается развитием наук и социального опыта человечества; методы и формы – возрастными и индивидуальными особенностями учителя, потребностями общества и школы передать воспитанникам максимум знаний и умений с минимальными затратами и в исторически короткое время. Основным результатом О., которое начинается с раннего детского возраста и продолжается на протяжении всей жизни человека как в виде организованного образования, так и путем самообразовния, (общего, политехнического, профессионального и др.), является перманентное развитие и воспитание человека (Глоссарий современного образования. – X.: ОКО, 1998. – С. 145–146; Гончаренко С. Український педагогічний словник. – К.: Либідь, 1997. – С. 223–224; Педагогический энциклопедический словарь. – М.: Большая Рос. энцикл., 2003. – С. 175). Ю. Н. Розенфельд

Источник: Глоссарий современного образования.

Обучение
совместная деятельность преподавателя и субъектов учения, имеющая своей целью развитие субъектов учения, формирование у них знаний, умений, навыков и, в конечном итоге, компетентностей - элементов мировоззрения, будущей прагматической (профессиональной) или учебной деятельности. В педагогической литературе обучение чаще всего определяется процессуально: как передача информации от учителя к учащимся. При этом на первое место выходят результаты процесса, а не сущность обучения. Более того, в последние десятилетия это понятие размывается из-за измененного применения термина «научение» даже применительно к проблемам высшей школы. Для иллюстрации такого положения приведем длинную цитату из учебного пособия для слушателей факультета повышения квалификации преподавателей вузов: «Все основные изменения поведения и деятельности человека в процессе развития являются фактами научения. Для того чтобы изменение деятельности или поведения имело характер научения, это изменение должно вызываться не какими-то врожденными свойствами организма, а определенной предшествующей деятельностью. К научению не относятся изменения поведения, непосредственно вызванные утомлением, травмами, механическими воздействиями извне, действиями химических препаратов, а также физиологическим созреванием. Нет научения и в тех случаях, когда изменения деятельности или поведения носят мимолетный характер. Так, о человеке, который один раз удачно забил гол, не говорят, что он научился забивать голы. Итак, научение - это устойчивое целесообразное изменение деятельности, которое возникает благодаря предшествующей деятельности и не вызывается непосредственно врожденными физиологическими реакциями организма… …Процесс овладевания человеком понятиями и умственными действиями с ними предполагает научение его мышлению... Hаучение может быть стихийным, возникать в общении и взаимодействии человека с другими людьми и окружающим миром. Так, человек может получить определенные сведения и знания из книг, журналов, pадио- и телепередач, рассказов других людей, собственных жизненных наблюдений и т.п. Участвуя в различных видах деятельности, накапливая опыт действий с различными предметами, аппаратами и устройствами, человек может стихийно осваивать определенные умения и навыки... Целенаправленную организацию научения называют обучением... Обычно обучение характеризуют так: это передача человеку определенных знаний, умений и навыков. На первый взгляд здесь указана ситуация любого обучения. Действительно, до обучения у человека нет каких-то знаний, умений и навыков. После обучения они появляются. Откуда они взялись? От педагога, который обладает этими знаниями и навыками и передает их ученику. Этот процесс передачи и есть обучение. Но знания, умения и навыки, как представления, понятия, - это не физические предметы, которые можно передавать из рук в руки или «перекладывать» из головы в голову, это формы и результаты определенных процессов в психике человека. Значит, они могут возникать в голове человека только в результате его собственной деятельности. Их нельзя просто «получить», они должны получиться в результате психической активности самого учащегося. Если нет его встречной активности, то никаких знаний, умений и навыков у него не появляется». В традиционной педагогической, а иногда и в психологической литературе термином «обучение» иногда обозначается деятельность только преподавателя: «Обучение - профессиональная деятельность учителя, направленная на передачу учащимся знаний, умений и навыков»43. Отмечено, что цель психопедагогики это научение преподавателя обучению.

Источник: Определения основных терминов дидактики высшей военной школы

ОБУЧЕНИЕ
совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, в ходе к-рой осуществляются развитие личности, ее образование и воспитание.
Понятие «О.» многозначно. Свойство обучаться принадлежит к числу фундаментальных свойств всех живых систем. Кибернетика понимает О. еще шире, говоря, напр., о самообучающихся системах.
В ходе социального развития О. становится отдельным, специфич. видом обществ. деятельности, превращается в средство передачи социального опыта.
Возможно выделение разных аспектов понятия «О.». На общепед. уровне О. рассматривается как один из видов деятельности по приобщению человека к совокупности обществ. отношений, в результате к-рой он формируется как личность. В дидактике О. предстает в единстве преподавания как деятельности обучающих и учения как деятельности обучающихся при передаче последним социального опыта в форме содержания образования (см. Образование). Методика преподавания рассматривает О. как совокупность форм реализации преподавания и учения на материале конкретного уч. предмета. В психологии О. выступает как совокупность взаимосвязанных действий учителя и ученика, в результате к-рых происходит обогащение интеллекта учащегося, его психич. развитие.
Гл. составляющие процесса О. — преподавание и учение. В их единстве заключается осн. сущностная дидактич. характеристика О. В элементарной форме отношение «преподавание — учение» проявляется в конкретном взаимодействии учителя и ученика, однако только к такому взаимодействию не сводится. В опосредованном виде это отношение заложено в программах О. Ученик в системе дидактич. отношений выступает как объект преподавания и как субъект учения. В этой двойственности функций проявляется активность учащегося как действующего субъекта. Объектом по отношению к ученику в данном случае является уч. материал, к-рый учащийся должен усвоить. Деятельность ученика по усвоению уч. материала планируется, организуется, направляется. Во взаимодействии учителя и ученика управляющая роль принадлежит учителю. Он воздействует на ученика, помогая становлению его как личности.
Субъектно-субъектное отношение, характерное для личностно ориентированного обучения, существует внутри субъектно-объектного, им определяется и стимулируется.
Отношение «преподавание — учение» определенным образом реализуется и в заочном обучении. Деятельность преподавания в этом виде О. представлена в виде письм. заданий, учебников и др. материалов.
В условиях непрерывного образования, когда важнейшей задачей школы становится подготовка ее воспитанников к самообразованию, по мере того как прямое пед. воздействие заменяется опосредованным руководством, учение все более принимает форму самостоят. познават. деятельности. Вместе со снижением удельного веса непосредств. преподавания в О. дидактич. отношение «преподавание — учение» становится все более опосредованным, пока полностью не перейдет в отношение познавательное.
Главные и определяющие источники пед. деятельности — текущие и перспективные потребности общества, его требования к личности. Эти требования получают воплощение в педагогически проработанном содержании образования, к-рое в отеч. пед. традиции рассматривается в единстве с деятельностью, направленной на развитие личности. См. Развивающее обучение.
Содержательная и процессуальная стороны О. находятся в единстве и влияют друг на друга. В действительности содержание образования существует лишь в процессе О, однако оно может быть представлено в идеализиров виде в абстрактных теоретич. построениях или в уч материалах Объем и структура таких материалов должны соответствовать закономерностям и принципам О, условиям, в к-рых оно протекает, возможностям и особенностям формирующейся личности учащихся
Единство образовательной, воспитывающей и развивающей функций О выступает как принцип пед.деятельности, нужны спец. усилия педагогов, чтобы его обеспечить Деятельность О должна быть спроектирована и осуществлена так, чтобы и содержательная, и процессуальная ее стороны, реализуемые в преподавании и учении, выполняли функции, определяемые потребностями личности, общества, гос-ва.
В состав содержания образования кроме традиционно предусмотренных знаний, умений и навыков включаются также и элементы, отражающие опыт творческой деятельности и опыт личностного отношения к системе обществ.ценностей Все эти элементы передаются учащимся в процессе О Передавая опыт эмоционально-ценностного отношения, педагог реализует воспитывающую функцию О В ходе О можно целенаправленно формировать определенные качства личности, напр. путем включения в О материала, вызывающего у учащихся затруднения, преодоление к-рых способствует становлению их характера Однако применения только методов обучения недостаточно для формирования поведения в реальных жизненных ситуациях Если отношение «преподавание — учение» опосредовано через множество заранее запланированных, в известной мере, искусственных уч ситуаций, то воспитат. отношение — реальное, жизненное Спец. воспит работа нужна потому, что путем О передаются не сама определенная деятельность и формы отношений, а их идеальная модель, общие принципы, нормы См также Воспитывающее обучение
Существуют разл. системы организации О индивидуальное О, классно-урочная система, лекционно-семинар-ская система, предметно-курсовая система обучения, курсовая система обучения и др. Каждая из них использует характерные организац. формы, способствует созданию специфич. условий О, воспитания и развития учащихся
Лит Лингарт И Процесс и струк тура человеческого учения M 1970, Крае некий В В Проблемы науч. обо снования обучения (методол анализ) M 1977 Дидактика ср школы подред M H Скаткина, M, Теоретич. основы процесса обучения в сов школе, M, 1989 В В Краевский

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Обучение в цифровых сетях: кооперативное обучение, коллаборативное обучение и педагогические инновац

Фрайссин Жан
автор, опираясь на метод критической семантической рефлексии и результаты своей исследовательской работы и преподавательской практики, рассматривает некоторые новые термины, появившиеся в области современного обучения, в том числе
Читать PDF
0.00 байт

Что есть знание? Является ли обучение передачей знаний? Что такое е-знания? Является ли е-обучение п

Лавров О. А.
Читать PDF
0.00 байт

Обучение философии и обучение философией

Скрипник Константин Дмитриевич
В статье фиксируется современный кризис в преподавании гумани-тарных дисциплин, и философии в частности.
Читать PDF
0.00 байт

Развитие и обучение: при каких условиях обучение может стать «Развивающим»?

Нечаев Николай Николаевич
Статья посвящена методологическим проблемам исследования закономерностей развития деятельности субъекта как объективного процесса и роли обучения как социально детерминированной деятельности, целенаправленной на развитие субъекта
Читать PDF
0.00 байт

Руководство AMEE № 32: электронное обучение в медицинском образовании часть 1: обучение, преподавани

Элауэй Р., Мастерс К.
За довольно короткий срок электронное обучение (e-learning, e-обучение) стало одним из самых популярных направлений в медицинском образовании.
Читать PDF
0.00 байт

Воспитание и обучение детей с нарушением зрения

Тараканова Валентина Викторовна, Коблова Светлана Алексеевна, Лысенко Нина Александровна
В статье рассматривается опыт работы со слабовидящими детьми в образовательном учреждении среднего учебного заведения, который способствует повышению качества образования школьников с дефектом зрения.
Читать PDF
0.00 байт

Блочно-модульное обучение как фактор совершенствования иноязычной подготовки студентов экономических

Никитина Е. Г.
В статье обоснована актуальность совершенствования иноязычной подготовки студентов экономических специальностей вузов.
Читать PDF
0.00 байт

Технологическое обучение реальный путь компенсации недоразвитий у детей с речевой патологией

Ростовцев А. Н., Соколова Е. М.
технологическое обучение реальный путь компенсации недоразвитий младших школьников с речевой патологией Ростовцев А.Н., Соколова Е.М.
Читать PDF
0.00 байт

Электронное обучение в университете Базеля

Круглов Александр Юрьевич, Спирина Полина Юрьевна
По мнению специалистов и экспертов, электронное обучение (е-learning) обладает наибольшим потенциалом в модернизации системы образования.
Читать PDF
0.00 байт

Обучение будущих педагогов проектированию редств мультимедиа - визуализации учебной информации

Сидорова Л. В.
В статье на основе эксперимента раскрыта дидактическая целесообразность применения цифровых образовательных ресурсов, представляющие собой компьютерные программные продукты различных форматов и методических назначений.
Читать PDF
0.00 байт

Обучение иностранному языку в системе подготовки современного специалиста

Сальная Л. К.
В статье рассмотрены условия, определяющие качество подготовки современного специалиста, обучение профессионально ориентированному общению как значимому компоненту модели подготовки специалиста, а также подходы и методы, позволяющ
Читать PDF
0.00 байт

Индивидуальное обучение и компьютерные технологии

Непомнящий А. В., Опрышко А. А.
Читать PDF
0.00 байт

Завтра начинается сегодня: довузовское обучение как основа высшего профессионального образования

Глыбочко Петр Витальевич, Свистунов Андрей Алексеевич, Федорова Л. М., Наумова Е. В.
Читать PDF
0.00 байт

Обучение аудированию слушателей курсов повышения квалификации в техническом вузе

Казарина Татьяна Васильевна, Перовская Зоя Федоровна
Рассматривается организация обучения аудированию слушателей курсов повышения квалификации, трудности, с которыми они сталкиваются, умения, которые они приобретают, и задания, которые учат их пониманию устной речи.
Читать PDF
0.00 байт

Проблемно-ориентированное обучение: особенности методики преподавания в Великобритании (на примере S

Искренко Э. В., Полтон Т. А.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • КОМПЛЕКСНОЕ ОБУЧЕНИЕ, АКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ

    технология обучения, ставящая своей целью организацию активности обучаемых. В процессе обучения моделируется предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности обучаемы
  • Дистанционное обучение или обучение на расстоянии

    Distant Teaching) — совокупность современных педагогических, компьютерных и телекоммуникационных технологий, методов и средств (например, Internet), обеспечивающая возможность обучения без посещения учебн
  • ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ, ОБУЧЕНИЕ НА РАССТОЯНИИ

    процесс обучения, протекающий без постоянного прямого контакта между педагогом и субъектом учебной деятельности. Руководство обучением осуществляется через установочные лекции и посредством с
  • ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ, ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ

    главный компонент педагогического процесса в профессиональном образовательном учреждении, основной целью которого является формирование у учащихся основ профессионального мастерства в опреде
  • УГЛУБЛЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ, ПРОДВИНУТОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

    освоение знаний и умений, позволяющих работнику не только исполнять трудовые функции рабочего, но и самому регулировать свою профессиональную деятельность, управлять ею.
  • АКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ

    предполагает активизацию учебного процесса путем внедрения методов активного обучения. К ним относятся деловые игры, анализ конкретных ситуаций, игровое проектирование, проблемные и другие виды
  • АЛГОРИТМИЗИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ

    обучение, при котором усвоение знаний идет путем последовательного выполнения одной за другой логически взаимосвязанных операций.
  • АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ

    применение новых технологий обучения, способствующих интенсификации образовательного процесса, мобилизации потенциальных ресурсов личности, усиливающих дидактическую значимость тех способов
  • АНАЛИЗ КОНКРЕТНЫХ СИТУАЦИЙ, СИТУАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

    методика включения в учебный процесс глубокого и детального исследования реальной или имитированной ситуации, выполняемого для того, чтобы выявить ее частные и/или общие характерные свойства. Эт
  • Обучение по аналогии

    обучение, при котором приобретение новых знаний и умений осуществляется путем применения их к новой ситуации и представлений об аналогичных случаях.
  • Дифференцированное обучение аномальных детей

    организация обучения и воспитания детей с дефектами развития в различных типах специальных (коррекционных) образовательных учреждений в зависимости от характера и степени выраженности дефекта.
  • Интегрированное обучение аномальных детей

    обучение и воспитание детей с различными дефектами психофизич. развития в учреждения общей системы образования вместе с нормально -развивающимися детьми.
  • Образование/обучение аудиовизуальное

    audiovisual education) – процесс развития личности с помощью и на материале аудиовизуальных средств (массовой) коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативны
  • Личностно ориентированное обучение, реализованное на базе средств ИКТ

    определенным образом спроектированная организация процесса обучения, создающая условия для развития у обучаемых способности к самообразованию, самообучению, самовоспитанию, саморазвитию, само
  • БИЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ

    система обучения и воспитания глухих и слабослышащих детей. Б. о. применяется как один из альтернативных подходов наряду с орализмом (использование словесного языка, преимущественно в устной форм
  • БРИГАДНО-ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

    разработанная в Америке система обучения математике в начальных классах, когда индивидуальные занятия сочетаются с организацией работы учащихся в малых группах.
  • БРИГАДНОЕ ОБУЧЕНИЕ

    форма организации производственного обучения, основой которого является обеспечение взаимосвязи трудовой деятельности обучающихся, с одной стороны, а с другой — взаимосвязи обучающихся между с
  • Обучение через открытие

    самостоятельное индуктивное обучение, состоящее в наблюдении событий и манипуляции имеющимися понятиями для формирования новых понятий без помощи извне [1, c. 344–345; 38, c. 175].
  • Дифференцированное обучение детей с отклонениями в психофизиологическом развитии

    организация обучения и воспитания детей с дефектами развития в различных типах специальных (коррекционных) образовательных учреждений в зависимости от характера и степени выраженности дефекта.
  • Дифференцированное воспитание и обучение

    форма организации учебной деятельности учащихся, основанная на учете их интересов, способностей, мотивации, диспозиции личности и других половозрастных особенностей. Суть формы состоит в делени