Дифференцированное воспитание и обучение
Дифференцированное воспитание и обучение
форма организации учебной деятельности учащихся, основанная на учете их интересов, способностей, мотивации, диспозиции личности и других половозрастных особенностей. Суть формы состоит в делении учебных групп, классов, коллективов на подгруппы по сходным свойствам и работе с ними природосообразными способами. Образовательные учреждения полноправны в разработке системы многоуровнего обучения и воспитания, построенной в соответствии с личностными особенностями детей. Дифференцироваться в педагогике может все: цели и задачи, принципы и содержание, методы и формы работы с детьми. Дифференцированное обучение позволяет создавать гибкие по составу учебные группы, дрейф-группы, временные учебные образования и т.д. В конечном итоге идет технологическая дифференциация – по продолжительности времени изучения той или иной темы, по степени сложности и объему материла, по аргументам его доказательности и т.д. Различают внешнюю дифференциацию (деление на одноуровневые группы) и внутреннюю (вариативность методики обучения при сохранении разноуровневой группы). Дифференцированное обучение, при его широком использовании, становится педагогическим принципом обучения. Дифференцированное воспитание (через внеклассную работу и дополнительное образование осуществляется как внешняя дифференциация – создание групп (кружков, секций, объединений) по интересам, склонностям на основе добровольного желания самих детей.
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)