ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Профессионально-техническое образование
уровень основного образования, направленный на развитие личности учащегося, его профессиональное становление, получение специальной теоретической и практической подготовки, завершающийся присвоением квалификации рабочего с профессионально-техническим образованием, служащего с профессионально-техническим образованием.

Источник: Справочник методиста. ч. 1

Профессионально-техническое образование
вид профессионального образования, его начальная ступень. Система профессионально-технического образования выполняет функции воспроизводства рабочих кадров в соответствии с требованиями рынка труда и развития научно-технического прогресса. Основная цель профессионально-технического образования – подготовка образованных, интеллектуально и профессионально развитых и конкурентоспособных рабочих и специалистов. Профессионально-техническое образование строится на взаимосвязи общего и профессионального образования. Система профессионально-технического образования включает заведения разных типов (профессиональные училища, лицеи, центры, технические школы и др.) и профилей (машиностроительные, химические, сельскохозяйственные, сферы услуг и др.), курсовую сеть на предприятиях и фирмах для мобильной и краткосрочной подготовки кадров и повышения квалификации.

Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ образование
система подготовки квалифицированных рабочих и служащих в профессионально-технических учебных заведениях; совокупность знаний, умений и навыков, полученных в результате такой подготовки. «В 1920-е годы были открыты школы фабричнозаводского ученичества (ФЗУ). Школы ФЗУ и созданные позднее училища трудовых резервов (ремесленные, железнодорожные и др.) выпускали квалифицированных рабочих для различных отраслей нар. хоз-ва. В 1958– 1959 гг. все типы проф.-тех. учеб. заведений были преобразованы в проф.-тех. училища – ПТУ), кот. специализированы по отраслям производства. Обучение бесплатное… В наст. время многие гор. и сел. сред. ПТУ дают учащимся наряду с рабочей профессией и общее сред. образование. Проф.-тех. образование дают также и тех. училища… Общее рук. проф.-тех. образованием осуществляет Гос. Комитет Совета Министров СССР по проф.-тех. образованию» (Денисова, 1978, 180–181).

Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.

ОБРАЗОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
вид образования, которое обеспечивает получение гражданами профессии, соответствующей их призванию, интересам, способностям, переподготовку и повышение их профессиональной квалификации. О. п.-т. осуществляется на базе полной средней школы или базовой общей средней школы с предоставлением возможности получить полное среднее образование. Граждане, которым требуется социальная помощь и реабилитация, а также граждане, которые обучаются отдельным профессиям по перечню, определяемом Кабинетом Министров Украины, могут получить профессию, не имея базового общего среднего образования. Система О. п.-т. включает заведения разных типов (профессиональные училища, лицеи, центры, технические школы и др.) и профилей (машиностроительные, химические, сельскохозяйственные, сферы услуг и др.), курсовую сеть на предприятиях и фирмах для мобильной и краткосрочной подготовки кадров и повышения квалификации. В 1984 г. все учебные заведения О. п.-т. были объединены в единый тип – средние профессионально-технические училища. С конца 1990-х гг. с развитием рыночных отношений и появлением негосударственного сектора экономики осуществляется переход от унитарной системы О. п.-т. к многообразию моделей профессионально-технических учебных заведений. Возникли новые типы учебных заведений: технические колледжи, лицеи, высшие ПТУ, коммерческие училища, центры, бизнесшколы и др. (Про освіту: Закон України // Нормативно-правове забезпечення освіти. Доктрина, закони, концепції. – Х.: Вид. гр. «Основа», 2004. – Ч. 1. – С. 42; Гончаренко С. Український педагогічний словник. – К.: Либідь, 1997. – С. 275; Педагогический энциклопедический словарь. – М.: Большая Рос. энцикл., 2003. – С. 226; Российская педагогическая энциклопедия.– М.: Большая Рос. энцикл., 1999. – Т. 2. – С. 225). Ю. Н. Розенфельд, В. В. Ильченко

Источник: Глоссарий современного образования.

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
вид профессионального образования, его начальная ступень. Система П.-т.о. выполняет функции воспроизводства рабочих кадров в соответствии с требованиями рынка труда и развития научно-технического прогресса. Осн. цель П.-т.о. - подготовка образованных, интеллектуально и профессионально развитых, и конкурентоспособных рабочих и специалистов. П.-т.о. строится на взаимосвязи общего и профессионального образования. Система П.-т.о. включает заведения разных типов (профессиональные училища, лицеи, центры, технические школы и др.) и профилей (машино-строительные, химические, сельскохозяйственные, сферы услуг и др.), курсовую сеть на предприятиях и фирмах для мобильной и краткосрочной подготовки кадров и повышения квалификации. Содержание П.-т.о. определяется образовательными стандартами (см.Стандарты образовательные), реализуемыми в образовательных программах и учебных планах. В учебном процессе осуществляется производственное обучение. У учащихся формируются умения и навыки, необходимые для овладения будущей профессией. Организационные формы обучения: урок, лабораторно-практические и семинарские занятия, лекции, экскурсии, деловые игры и др. Обучение осуществляется под руководством мастера производственного обучения. Преподавателей и мастеров для П.-т.о. готовят индустриально- педагогические учебные заведения. В учебных заведениях П.-т.о. работают выпускники вузов и средних специальных учебных заведений. В России учебные заведения (в т.ч. Горнозаводские училища и школы), дававшие профессиональную подготовку, появились в начале 18 в. при крупных казенных и некоторых частных заводах. В начале 19 в. сложилось 3 типа учебных заведений: заводские школы, горные и окружные училища (последние давали наиболее глубокую общеобразовательную подготовку). Предпринимались попытки подготовки учащихся к практической деятельности в общеобразовательных учебных заведениях. В учебный план некоторых училищ вводились специальные предметы. Формировалось реальное направление в общем образовании. Во 2-й половине 19 в. создавалась сеть отраслевых училищ (железнодорожные, механические, речные, сельскохозяйственные и др.). Активное участие в развитии П.-т.о. стали принимать общественные организации и, прежде всего, Русское техническое общество. В 1884 учеными и педагогами (В.К. Делла-Вос, И.А. Вышнеградский, Е.Н. Андреев, Н.Х. Вессель, С.А. Владимирский и др.) разработан "Проект общего нормального плана промышленного образования в России", в котором сформулированы осн. направления развития П.-т.о. В 1888 утверждены "Основные положения о промышленных училищах", появились уставы учебных заведений, учебные планы, программы, учебники, методические разработки. Началась подготовка педагогических кадров для системы П.-т.о. В 1918 введено обязательное обучение работающих подростков 15-17 лет. На базе ремесленных школ создавалась сеть курсов, школ и клубов для профессиональной подготовки молодежи. В 1919 при Наркомпросе РСФСР учрежден Главпрофобр. С 1921 школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) позволили организовать производственное обучение подростков. Начал формироваться новый тип профессиональной школы, ориентированный на политехническое образование. В 1940-58 получила развитие система трудовых резервов (см.Трудовые резервы). Были введены 3 типа учебных заведений: ремесленные училища, железнодорожные училища и школы фабрично-заводского обучения (ФЗО). В конце 40-х - начале 50-х гг. были созданы горнопромышленные, строительные училища и школы, училища механизации сельского хозяйства. В 1954 для окончивших полную среднюю образовательную школу были образованы технические училища. В 1969 возникли средние профессионально-технические училища и технические училища на базе среднего 8-летнего и среднего общего образования. В 1984 все учебные заведения П.-т.о. были объединены в единый тип - средние профессионально-технические училища. С конца 90-х гг. с развитием рыночных отношений и появлением негосударственного сектора экономики осуществляется переход от унитарной системы П.-т.о. к многообразию моделей профессионально-технических учебных заведений. Возникли новые типы учебных заведений: технические колледжи, лицеи, высшие ПТУ, коммерческие училища, центры, бизнес-школы и др. В условиях конкуренции и изменения рынка труда значительно усиливаются требования к уровню профессиональной подготовки рабочих и специалистов в системе П.-т.о. См. также История образования в России, Профессиональное образование, Среднее образование, Среднее профессиональное образование, Стандарты образовательные

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
вид профессионального образования и его нач. ступень, часть непрерывного образования. С этим понятием чаще всего связывается подготовка квалифициров. рабочих.
Система П.-т. о. удовлетворяет потребности личности в проф. образовании на основе проф. самоопределения, выполняет функции воспроиз-ва рабочих кадров в соответствии с требованиями рынка труда и развитием науч.-техн. прогресса, в нек-рых случаях становится одним из факторов социальной защиты трудоспособных, потерявших по разл. причинам работу. Осн. цель П.-т. о. — подготовка образованных, интеллектуально и профессионально развитых, физически здоровых рабочих и специалистов, способных к конкуренции на рынке труда. П.-т. о. решает задачи развития личности рабочего.
Система П.-т. о. строится на взаимосвязи общего и проф. образования при их оптимальном соотношении в уч. процессе. Это соотношение изменчиво в зависимости от социальных условий и конкретных требований произ-ва (напр., в нач. 90-х гг. в Рос. Федерации общее и проф. образование соотносилось как 1:1,4; перспективным же рассматривается сочетание 1:1).
Взаимосвязь общего и проф. образования реализуется через проф. направленность общеобразоват. предметов, построение спец. и общетехн. предметов на интегративно-модульной основе (в теоретич. и производств. обучении), использование самостоят. и интегрирующих видов деятельности при разработке уч.-программной документации.
Система П.-т. о. включает заведения разных типов (проф. уч-ще, проф. лицей, центр непрерывного проф. образования, уч.-производств. центр. техн. школа и др.) и профилей (маш.-строит., агро-пром., электротехн., хим., сферы услуг и т. д.); курсовую сеть на предприятиях, фирмах, кооперативах, преследующую цели мобильной и краткосрочной подготовки и повышения квалификации.
Содержание, орг. формы, методы и средства П.-т. о. основываются на обогащении содержания труда за счет внедрения новых производств. и пед. технологий, проф. обучения, ориентированных на подготовку по интегрированным профессиям рабочих широкого профиля и высокой квалификации, на новые экон. формы организации и стимулирования труда, развитие индивидуальной и коллективной инициативы; повышение у учащихся удовлетворенности трудом и учебой за счет экон., пед. и психол. механизмов стимулирования их деятельности; расширения в содержании образования гуманитарных дисциплин; разработки правовых основ социальной защиты учащихся в условиях рыночной экономики, обеспечения гарантий их проф. роста и самоопределения, а также трудоустройства. Система П.-т. о. развивается под влиянием науч.-техн. прогресса, социально-техн. интеграции рабочих профессий и интенсификации произ-ва, вызывающих изменения в проф., квали-фикац. структуре рабочих и специалистов. Повышаются требования к проф. мобильности системы П.-т. о. в зависимости от спроса и предложения на рынке труда. Ведущее значение в обучении приобретает преподавание основ техники, экономики и права, технологии и организации произ-ва, ознакомление с интенсивными трудовыми методами производств.-экон. деятельности, овладение учащимися совр. и новейшей техникой. Обучение строится с учетом интеграции рабочих профессий и общих социально-экон., науч.-техн., дидактич. и психофизиол. основ содержания труда будущих рабочих и специалистов.
Содержание образования определяется образоват. стандартами, реализуемыми в уч. планах и программах. В уч. процессе осуществляется производств. (практич.) и теоретич. обучение, к-рое включает спец. общетехн. и общеобразоват. предметы. Учащихся готовят к непосредственному выполнению трудовых и техн. процессов, формируют у них умения и навыки, необходимые для овладения приемами будущей проф. деятельности, выполнения комплексных работ возрастающей сложности. Организац. формы обучения: урок, лабораторно-практич. и семинарские занятия, лекции, экскурсии, деловые игры и т. п. Недельная нагрузка составляет 36—38 ч, уч. группы включают 25—30 чел., при подготовке рабочих сложных профессий — 12—15 чел. К каждой группе прикреплен мастер производственного обучения.
В Рос. Федерации подготовка квалифициров. рабочих ведется на основе прогноза развития проф.-квалификац. структуры рабочих кадров, спроса и предложения на услуги проф.-тех. школы, развития рынка образоват. услуг, выявления способностей и интересов молодежи (населения), удовлетворения потребностей личности. Обучение смежным и др. профессиям, переподготовка и повышение квалификации могут осуществляться в проф.-тех. уч-ще за счет средств предприятий, орг-ций, служб трудоустройства и занятости или средств самих граждан.
Преподавателей и мастеров производств. обучения для проф.-тех. уч. заведений готовят индустриально-педагогические учебные заведения. В учреждениях П.-т. о. работают выпускники техн. вузов и ср. спец. уч. заведений. Теоретич. и метод. вопросы П.-т. о. разрабатываются в Ин-те проф.-тех. образования РАО (С.-Петербург, осн. в 1963), Ин-те проф. образования Мин-ва общего и проф. образования РФ (Москва, осн. в 1992)и др.
В России в истории П.-т. о. выделяется неск. этапов. Первый — нач. 18 — сер. 19 вв. Уч. заведения, дававшие проф. подготовку, появились при всех крупных казенных и нек-рых частных заводах. В них принимали детей «низших чинов рабочих людей» горного ведомства в возрасте от 7 лет; производств. обучение сочеталось с элементарной общеобразоват. подготовкой, практику учащиеся проходили на специально отведенных штатных ученич. местах (см. также Горнозаводские школы).
В нач. 19 в. сложилось 3 типа проф.-тех. уч. заведений: заводские школы, горные и окружные уч-ща. наиб. глубокую общеобразоват. подготовку давали окружные уч-ща (напр., в Златоусте и Екатеринбурге готовили чертежников, смотрителей, мастеров и др.). Предпринимались попытки подготовки учащихся к практич. деятельности в общеобразоват. уч. заведениях. В ряде уездных уч-щ преподавался спец. предмет «Начальные правила технологии, имеющие отношение к местному положению и промышленности». В школах вводились доп. предметы для желающих заниматься во внеучебное время; открывались спец. классы для окончивших осн. курс обучения, дающие проф. знания. Создавались уч-ща, в уч. план к-рых входили спец. предметы. Формировалось реальное направление в общем образовании.
Однако П.-т. о. развивалось медленными темпами. В школах на преподавание спец. дисциплин отводилось незна-чит. число часов, в ряде училищ отсутствовали общеобразоват. предметы.
Второй период — 50—90-е гг. 19 в. Характеризовался углублением специализации проф.-тех. уч. заведений, появлением сети отраслевых уч-щ (ж.-д., механич., речных, с.-х. и др.). Единая система проф.-тех. образования еще не сложилась, уч. заведения носили разнотипный характер. Активное участие в развитии П.-т. о. стали принимать обществ. орг-ции, напр. Русское техническое общество.
Обществ. деятели и педагоги обращали внимание на необходимость связи общего образования с трудовым воспитанием как основы для будущего проф. образования. К. Д. Ушинский в ст. «Необходимость ремесленных школ в столицах» (1868) отмечал, что их создание позволит решить экон. (приведение ремесла в соответствие с требованиями техн. прогресса), социальные (обеспечение пром-сти отеч. специалистами), нравств. и воспитат. задачи. Д. И. Менделеев подчеркивал важность создания стройной системы техн. образования — от ремесленного до высшего, тесной связи между «чистой наукой» и ее приложением к «техн. пром. деятельности». Он выступал против подмены общего образования ремесленным, указывая, что последнее должно обязательно базироваться на общем. В 1884 учеными и педагогами (В. К. Делла-Вос, И. А. Вышне-градский, Е. Н. Андреев, Н. X. Вессель, С. А. Владимирский и др.) разработан «Проект общего нормального плана пром. образования в России», в к-ром были сформулированы требования к системе проф. образования: соответствие ее нуждам пром-сти, согласование общего и проф. образования, усиление специализации, замена ученичества ремесленными школами.
Третий период — кон. 80-х гг. 19 в. — 1917. Начался пересмотр организации спец. образования, его содержания, объединения разрозненных уч. заведений в определенную систему. В 1888 были утверждены «Основные положения о пром. уч-щах», появились уставы уч. заведений, уч. планы, программы, учебники. Началась подготовка специалистов для крупных пром. и с.-х. предприятий и пед. кадров для проф.-тех. школ, разработка методик П.-т. о. 1917—40 — период становления гос. системы П.-т. о. В 1918 введено обязат. обучение подростков 15—17 лет, работавших на предприятиях и в учреждениях. На базе ремесл. школ создавалась сеть проф.-тех. курсов, школ, клубов для проф. и общеобразоват. подготовки молодежи. В 1919 при Наркомпросе РСФСР учрежден Главпрофобр. Школы ФЗУ (с 1921) позволили организовать производств. обучение подростков, используя оборудование предприятий; в содержание обучения входили общеобразоват., общетехн. и спец. предметы. Начал формироваться новый тип проф. школы, ориентировавшийся на принципы политехнического образования, теоретич. основы к-рого в результате полемики 20—30-х гг. между его сторонниками и оппонентами (см. Монотехническое образование) стали рассматриваться как общие основания сов. шк. системы.
В 1933—40 проф.-тех. школа развивалась по пути ярко выраженной проф. направленности, с разнообразием форм производств. обучения непосредственно на предприятиях. Этому периоду свойственны ослабление связи между общим и проф. образованием; отставание проф.-тех. подготовки от потребностей отраслей экономики, к-рое вызвало новую реорганизацию П.-т. о. В 1940—58 в стране осн. формой П.-т. о. стали Гос. трудовые резервы как единая централизованная система подготовки и распределения квалифициров. рабочих из числа молодежи. Были введены 3 типа уч. заведения: ремесленные уч-ща (РУ), ж.-д. уч-ща (ЖУ) и школы ФЗО. Уч-ща (2 года обучения) готовили рабочих — металлистов, химиков, горняков, железнодорожников, а ФЗО (6 мес) — рабочих массовых профессий для добывающей пром-сти, стр-ва и др. (к 1941 действовало 1500 уч-щ и школ). В годы Вел. Отеч. войны в системе трудовых резервов обучались подростки, к-рые заменили взрослых рабочих, ушедших на фронт. Мобилизационная форма комплектования позволила подготовить и направить на работу ок. 2,5 млн. чел.
В кон. 40-х — нач. 50-х гг. были созданы горнопром., строит. уч-ща и школы, уч-ща механизации с. х-ва. Переход к обязат. 7-летнему обучению позволил с сер. 50-х гг. принимать в уч-ща молодежь с неполным ср. образованием. В 1954 для учащихся, оканчивающих полную ср. общеобразоват. школу, были созданы техн. уч-ща (ТУ) для подготовки рабочих и младшего техн. персонала по профессиям, требующим повышенного общеобразоват. уровня.
В 1958 все типы уч. заведений П.-т. о. были преобразованы в профессионально-технические училища. П.-т. о. молодежи стало переводиться на единую общеобразоват. базу — 8-летнюю школу.
В 1969 созданы ср. проф.-тех. уч-ща, техн. уч-ща на базе 8-летнего и ср. общего образования, началась подготовка рабочих широкого профиля и высокой квалификации по группам профессий для всех осн. отраслей пром-сти.
В 1984 в ходе реформы общеобразоват. и проф. школы осуществлена унификация уч. заведений проф.-тех. образования; все уч. заведения объединены в единый тип — ср. проф.-тех. уч-ща. В 80-х гг. предусматривалось 3 уровня образования — начальный, средний и высший. Практич. деятельность уч. заведений перестраивалась на принципах гуманитаризации и демократизации уч.-воспитат. процесса; возникли новые типы уч. заведений — техн. колледжи, проф. лицеи, высш. ПТУ, коммерч. уч-ща, фермерские школы, в к-рых уровень обучения приближался к ср. специальному, а также центры непрерывного проф. образования и др. Наряду с государственными стали появляться частные проф.-тех. уч. заведения.
В 90-х гг., с развитием негос. сектора экономики, повышения активности населения по созданию собств. мелких предприятий сферы обслуживания, в с. х-ве назрела необходимость изменения структуры П.-т. о., пересмотра сети ПТУ, повышения гибкости системы П.-т. о. Переход от унитарной системы пед. учреждений к многообразию моделей проф.-тех. уч. заведений связан с разработкой гос. стандартов П.-т. о., введением гос.-обществ. системы лицензирования, аттестации и аккредитации новых уч. заведений. П.-т. о. приобрело статус нач. проф. образования.
Рос. система П.-т. о. использует опыт нац. систем подготовки рабочих и специалистов в заруб. странах. Напр., в Германии преобладает дуальная система — проф. подготовка на основе сотрудничества предприятия, организующего проф.-практич. обучение, и проф. школы, занимающейся теоретич. обучением — общеобразоват. и профессиональным. Однако в практике четкое разделение функций между предприятием и школой не соблюдается, т. к. подготовка на предприятиях нуждается в теоретич. знаниях, а проф. школа все больше ориентируется на применение теории в практич. деятельности и демонстрацию конкретных производств. процессов, имитированных с помощью компьютерной техники.
Во Франции учащиеся получают П.-т. о. в проф. лицее (2-я ступень в системе полного ср. образования) — осн. форме подготовки квалифициров. рабочих. В лицей поступают в основном после 3-го кл. коллежа. Альтернативными равноправными формами являются система ученичества и стажировка. Проф. подготовка рабочих организуется на 3 уровнях: по узкой специализации (срок обучения 2 года; окончивший получает свидетельство); по широкому профилю (срок обучения 2—3 года; диплом); подготовка высококвалифициров. рабочих (срок обучения 2 года; свидетельство и диплом за первые 2 уровня; соответствует третьей стадии многоуровневой проф. подготовки в лицеях, коллежах). Содержание проф. подготовки включает 4 области: технол. и науч. образование (напр., рабочие индустр. профиля обучаются по уч. предметам: пром. наука и техника, функциональный и структурный анализ, механика, автоматич. управление, практика в мастерских, математика и физика, экономика и управление); изображение и изучение окружающего мира, включая франц. яз., иностр. языки; эстетич. воспитание и развитие творческих способностей, физич. и спорт, воспитание; техника безопасности и др.; подготовка на предприятии (16 нед в течение 2 лет обучения) и самостоят. работа (3—6 ч ежедневно).
В Великобритании приоритетную позицию занимает рыночная система, включающая практич. производств. обучение на предприятии и теоретич. обучение в колледже. Колледжи различаются по профилю, срокам обучения, уровню подготовки и т. п. (техн., строит., технол., торговые, с.-х. и др.). Из 300 уч. часов теоретич. обучения примерно 240 ч составляют занятия по основам профессии и смежным с ней предметам (черчение, математика, техника безопасности и др.); 60 ч — изучение совр. произ-ва и нек-рых элементов общеобразоват. подготовки. Выпускник общеобразоват. школы обычно самостоятельно или с помощью службы занятости находит предприятие, к-рое имеет вакантные места, и заключает с предпринимателем договор о производств. обучении (в зависимости от отрасли пром-сти срок обучения от 3 до 7 лет). Особенность П.-т. о. в Великобритании — активное участие в этой сфере самих предприятий, пр-во вмешивается в вопросы подготовки кадров только в кризисных ситуациях, хотя в Законе о производств. предприятии 1964 и была впервые предпринята попытка установить централизов. контроль над разрозненной деятельностью отд. предпринимателей по проф. подготовке рабочих кадров. С целью улучшения проф. обучения пр-во принимает меры по созданию сети региональных орг-ций, возглавляемых руководителями местного частного сектора, с целью возложения ответственности за эффективность обучения на предприятие, а также советов обучения и предпринимательства, получающих финанс. поддержку от Мин-ва трудоустройства. Каждый из этих центров является независимой компанией, в совет к-рой входят местные предприниматели, представители общественности и местных органов власти. Общенац. совет по проф. квалификациям работает в тесном контакте со Службой проф. ориентации и стремится к установлению обще-нац. стандартов П.-т. о.
В США по Конституции ответственность за образование, в т. ч. и проф.-техническое, возложена на пр-ва штатов. В высш. ср. школе происходит разделение учащихся по потокам: академич., общему, профессиональному. Общий и проф. потоки ориентированы прежде всего на формирование общетрудовых личностных установок, на овладение несложными профессиями, причем большее внимание уделяется трудовой подготовке по сравнению с образованием: 50% уч. времени отводится на работу в мастерских и по 25% — на изучение общеобразоват. и спец. предметов. Специалистов ср. квалификации (техников) готовят 2-годичные колледжи, выпускники к-рых могут продолжать обучение в классич. или проф. колледже, дающем степень бакалавра. С учетом малого обществ. престижа П.-т. о., получаемого выпускниками ср. школ (в т. ч. и окончившими проф. потоки), предпринимаются попытки модификации целей и содержания П.-т. о. Для этого предлагается своеобразное партнерство школ с корпорациями, банками, частными фирмами, предоставляющими учащимся рабочие места для овладения профессией.
От учащихся требуется владение не только базовыми общеобразоват. и техн. навыками, но знаниями и умениями в сфере группового решения проблемных ситуаций и в вопросах организации произ-ва. Уровень экон. знаний учащихся предполагает умение оценивать прибыль и расходы компании, определять факторы, влияющие на производительность труда, сокращение себестоимости продукции и т. п. (т. н. социотехн. грамотность). Многие амер. ученые считают важной задачей общеобразоват. школы (в т. ч. и проф. потоков) не столько подготовку к овладению конкретной профессией, сколько к вступлению в «мир труда», воспитание чувства ответственности будущего работника. 17—20% выпускников проф. потоков продолжают образование в 2-годичных колледжах, св. 60% поступают на работу и получают проф. образование в системе ученичества; по профессии, получаемой в школе, работает менее 50% выпускников.
В Японии в систему П.-т. о. входят центры проф. образования, проф. колледжи, высш. спец. (проф.) школы. По Закону о проф. образовании (1958, новая ред. 1985) в связи со спецификой экономики, заключающейся в параллельном существовании небольшого кол-ва крупных предприятий (концернов) и множества мелких фирм, осн. акцент делается на стимулировании образоват. деятельности мелких предприятий и уч. центров. По окончании ср. общеобразоват. школы учащиеся поступают в проф. (техн., экон., с.-х., торговые и др.) школы высш. ступени, но подготовка в них не дает высокой квалификации: выпускники работают в качестве неква-лифициров. рабочих. Ряд высш. спец. (проф.) школ соединяет в себе черты техн. школ и вузов и обучает по разл. инж. профессиям. Наряду с гос. уч. заведениями П.-т. о. существуют многочисл. (многолетние и многодневные) частные курсы (бухгалтерские, иностр. языков, автошколы и др.). Нек-рые из них включены в офиц. систему образования в качестве «спец. уч. заведений». Проф. подготовка организуется в осн. предприятиями. Функции гос-ва сводятся преим. к выделению субсидий и дотаций с учетом ситуации на рынке труда. Предприятия организуют обучение в уч. мастерских и проф. уч. центрах (школах), а также непосредственно на рабочих местах. Предприниматели разрабатывают спец. «планы образоват. деятельности». Региональные конституц. центры оказывают предприятиям помощь в реализации этих планов. Гос. центры проф. образования осуществляют подготовку и переподготовку лиц, временно оказавшихся без работы, и молодых людей, не поступивших в уч. заведения. Многие мелкие и ср. предприятия стремятся к организации проф. подготовки под эгидой Мин-ва труда. В этих целях создаются на кооперативных началах межзаводские уч. центры под контролем префектур.
Лит.: Основы проф. педагогики, под ред. С. Я. Батышева, С. А. Шапоринского, М.,., Проблемы дидактики теоретич. обучения, М., 1978; Методика систематизации знаний, умений и навыков в содержании проф.-тех. образования, М., 1979; Батышев С. Я., Науч. организация уч.-воспитат. процесса, M.; его же, Подготовка рабочих в ср. проф.-тех. уч-щах, М., 1988; Маленко А. Т., Задачи по проф. педагогике (Для инж.-пед. работников), М.; Макиенко H И., Пед. процесс в уч-щах проф.-тех. образования, М, 1983; Организация комплексных науч. исследовании в системе проф.-тех. образования, М., 1983; Наин А. Я., Пед. основы проф. обучения молодых рабочих, М., 1987; Берулава M. H., Интеграция содержания общего и проф. обучения в проф.-тех. уч-щах. Теорет.-мето-дол. аспект, Томск, 1988; Интенсификация теоретич. обучения в проф.-тех. уч-щах. Сб. ст., под ред. А П. Беляевой, М., 1990; Кустов Ю. А., Преемственность проф.-тех. и высш. школы, Свердловск, 1990; Беляева А. П., Дидактич. принципы проф. подготовки в проф.-тех. уч-щах. Метод. пособие для работников проф.-тех. образования, М., 1991; Мето-дологич. основы проектирования интенсивных технологий проф. обучения. Сб. трудов, под ред. А. П. Беляевой, СПБ, 1992; Проф.-пед. технология обучения в профтехучилищах, под ред. А. П. Беляевой, СПБ, 1995.
А. П. Беляева.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
. В июле 1920 года В.И. Лениным был подписан декрет «Об учебной профессионально-технической повинности», которым вводилось обязательное профессионально-техническое обучение всех рабочих от 18 до 40 лет. Был создан Главный комитет по всеобщей трудовой повинности (Главкомтруд) под председательством Ф.Э. Дзержинского. В декрете указывалось на необходимость создания специальных школ и курсов для подготовки квалифицированных рабочих кадров.
Этот декрет послужил мощным толчком к развитию П.-т.о.: только с сентября 1920 по июль 1921 г. число таких школ и курсов, а также контингент обучающихся в них увеличились более чем в три с половиной раза. Этому способствовало также и принятое в 1920 г. III съездом профсоюзов постановление о создании краткосрочных вечерних курсов при каждом промышленном предприятии и дневных краткосрочных курсов повышенного типа для подготовки высококвалифицированных («старших») рабочих, инструкторов и мастеров.
Подготовка и повышение квалификации рабочих в 1920–1924 гг. осуществились главным образом на профессионально-технических курсах во всех отраслях промышленности (со сроком обучения 5–6 месяцев). Однако в работе таких курсов был существенный недостаток. Дело в том, что профессионально-техническая подготовка рабочих на них осуществлялась без какого-либо плана, без учета потребности предприятий в рабочей силе по определенным профессиям и квалификации.
В своей речи на III съезде комсомола В.И. Ленин развил учение о воспитании, сформулировал основные принципы воспитания, общего политического и П.-т.о. применительно к новым историческим условиям.Придавая важное значение делу воспитания и профессионального обучения молодежи, в правительственных постановлениях указывалось на необходимость реорганизации труда рабочей молодежи, подчинения его целям обучения и квалификации, строительства школы рабочей молодежи, объединяющей практическое обучение производству с теоретическим образованием и общественно-политическим воспитанием.
Такой школой рабочей молодежи стали школы фабрично-заводского ученичества, которые начали создаваться уже в 1920 г.
Организацией школ ФЗУ было положено начало создания профессиональной школы, которая давала молодежи общеобразовательную, политехническую и профессиональную подготовку.
X съезд Советов (1922) высказывался за расширение сети школ ФЗУ как единственной массовой школы для рабочей молодежи. При этом съезд подчеркнул особое значение этих школ для подготовки здоровых, культурных и политически активных резервов рабочего класса и предложил Наркомпросу и всем хозяйственным органам на местах всемерно укреплять эти школы, опираясь на массовые организации рабочей молодежи и профсоюзы.
XIII съезд Советов (1927) подчеркнул, что П.-т.о. наиболее тесно связано с задачами индустриализации и должно привлекать особое внимание государства и общества. Съезд указал на необходимость дальнейшего расширения и улучшения подготовки квалифицированных рабочих, повышения общеобразовательной подготовки поступающих в школы ФЗУ учащихся, более целесообразного использования их труда при выполнении производственных заданий. Перед школами ФЗУ была поставлена задача формирования профессионального мастерства обучающихся, вооружения их знаниями и навыками, необходимыми для успешной работы на производстве. Эти задачи определили содержание обучения, организацию и направление всей учебно-воспитательной работы в школах ФЗУ. Учащиеся школ ФЗУ изучали общеобразовательные, общетехнические и специальные предметы, что способствовало повышению их общего культурно-технического уровня.
К концу 20-х гг. сложились школы ФЗУ с различными сроками обучения: двухгодичные для подготовки рабочих III и IV разрядов; двух с половиной и трехгодичные для подготовки рабочих-универсалов V–VI разрядов, трех- и четырехгодичные для подготовки высококвалифицированных рабочих, наладчиков и контролеров.
Именно через эту сеть промышленность получила кадры квалифицированных рабочих, теоретически и практически подготовленных для самостоятельной работы.
Введение трудовой повинности и развитие, наряду со школами ФЗУ, системы внутризаводского курсового обучения явилось новой формой повышения культурно- технического уровня рабочих.
В 20-х и начале 30-х гг. более организованный характер приобретает обучение на профессионально-технических курсах и в учебно-показательных мастерских.
На профессионально-технических курсах осуществлялась подготовка новых рабочих (срок обучения – от 6 месяцев до 1 года), мастеров из высококвалифицированных рабочих (срок обучения 2 года), а также повышение квалификации рабочих (срок – от 1 года до 2 лет).
По официальным данным, на 2019 курсах к началу 1930 г. обучалось уже 180 тыс. человек.
Однако, несмотря на большую проведенную работу, подготовка рабочих как в системе внутризаводского обучения, так и в развивающейся сети школ ФЗУ значительно отставала от потребностей промышленности. Если говорить о школах ФЗУ, то они нередко готовили кадры по таким профессиям, в которых предприятия не испытывали острой нужды. Это объяснялось как отсутствием материально-технической базы для обучения рабочих сложных профессий, так и отсутствием плановости в подготовке кадров. Вот почему школы ФЗУ из ведения Главпрофобра были переданы в непосредственное подчинение предприятий. Передача школ ФЗУ в ведение предприятий на том историческом этапе сыграла положительную роль, так как способствовала унификации системы подготовки рабочих кадров в стране, созданию прочной материально-технической базы, условий для прохождения учащимися производственнойпрактики и привлечения к обучению инструкторов и преподавателей из инженерно- технических работников и квалифицированных рабочих. Школы ФЗУ стали ближе к нуждам производства и получали более квалифицированное и конкретное руководство.
Однако скоро выявились и отрицательные стороны передачи школ в непосредственное ведение предприятий. Предприятия подчинили профессионально-техническое обучение текущим нуждам производства. Значительно сократились в это время и сроки обучения. Поскольку школы ФЗУ подготавливали рабочих для тех предприятий, в состав которых они входили, то обучались в них, как правило, рабочие наиболее массовых профессий. Практически не обеспечивались квалифицированными рабочими новостройки и предприятия, при которых невозможно было организовать школы.
Несмотря на принятые меры для развития всех видов и форм П.-т.о. как в школах ФЗУ, так и непосредственно на предприятиях, проблема подготовки квалифицированных рабочих для народного хозяйства осталась нерешенной.
Созданная в 1931 г. при Наркомпросе Межведомственная комиссия, состоящая из представителей Наркомпроса, ВСНХ, НКПС, профсоюзов и других организаций, разработала единую систему дополнительного обучения рабочих на производстве, которая была утверждена Совнаркомом СССР.
Эта система обучения включала следующие основные звенья:
вводные курсы для ознакомления с производством новых рабочих, рассчитанные на 20 занятий;
производственно-технические курсы, ставившие перед собой задачу дать учащимся знания в объеме начальной общеобразовательной школы и повысить их квалификацию по специальности.
Такие курсы имели три звена. В первом звене обучались рабочие, имевшие определенный образовательный уровень, но не обладавшие никакой квалификацией. Рабочую профессию они получали здесь за 5 месяцев. Во втором звене обучались малограмотные и не имеющие квалификации рабочие. За 10 месяцев обучения они получали не только профессию, но и ликвидировали свою малограмотность. В третьем звене обучались квалифицированные рабочие, имевшие низкий общеобразовательный уровень. За 8,5 месяцев обучения они повышали свой производственно-технический уровень и получали общеобразовательную подготовку в объеме начальной школы.
Были организованы и рабочие технические школы, где рабочие повышали производственную квалификацию для выполнения работ, тарифицируемых по VI–VIII разрядам, и полу-чали общеобразовательные знания в объеме 7 классов. В этой школе осуществлялась главным образом подготовка низшего технического персонала.
Однако и эта система дополнительного обучения рабочих на производстве не могла обеспечить растущие нужды промышленности в квалифицированных рабочих кадрах, и через 2 года все эти курсы и рабочие технические школы были преобразованы в производственно-технические курсы первой и второй ступеней: на I ступени рабочие за 6-месячный срок обучения приобретали новую профессию, а на II ступени за 10- месячный срок обучения повышали свою квалификацию.
Реконструкция народного хозяйства, развитие техники и совершенствование технологии производства предъявляли новые требования к культурно-техническому уровню рабочих кадров. Нужно было вооружить рабочих более глубокими и прочными знаниями, помочь им в короткие сроки без отрыва от производства изучить новое оборудование, освоить новые процессы и скорости.
Правительство сочло необходимым организовать систематическое обучение рабочих на производстве в кружках технического минимума, стахановских школах, на курсах мастеров социалистического труда, различного рода курсах целевого назначения.
Обучение в кружках технического минимума, рассчитанных на 118–120 часов занятий, было обязательным для всех рабочих. Приобретение рабочими минимума техническихзнаний имело в период индустриализации страны важное значение для повышения производительности труда, снижения брака, себестоимости выпускаемой продукции.
Кружки создавались для рабочих родственных специальностей, занятия заканчивались сдачей экзаменов. Как форма массового обучения кружки технического минимума сыграли большую роль в подъеме культурно-технического уровня рабочего класса.
Стахановские школы преследовали цель – знакомить рабочих с передовыми методами труда новаторов производства. Возникшие впервые на фабрике «Парижская коммуна», эти школы в течение короткого времени получили широкое признание на предприятиях страны.
На курсах мастеров социалистического труда рабочие-новаторы повышали свои общеобразовательные и специальные знания, осваивали наиболее сложные виды работ по своей профессии. Срок обучения на этих курсах был 2,5 года. По окончании таких курсов рабочие обычно использовались в качестве бригадиров и мастеров цехов, инструкторов производственного обучения.
Однако созданная в 30-х гг. система подготовки и повышения квалификации рабочих как непосредственно на производстве, так и в школах ФЗУ перестала удовлетворять требованиям развития народного хозяйства. Сеть школ ФЗУ к тому времени сократилась почти в три раза. Темпы роста производства, строительства и расширение действующих предприятий тормозились из-за отсутствия квалифицированных рабочих кадров.
Ведомственное подчинение школ ФЗУ изжило себя и не давало возможности направлять рабочих в те районы страны, которые особенно в них нуждались. Подготовка и воспитание молодых рабочих приобретали значение важной отрасли народного хозяйства.
Для решения этих задач нужны были новые, более современные, формы подготовки рабочих на твердой плановой основе с учетом государственных интересов, растущих потребностей в кадрах и перспектив развития различных отраслей народного хозяйства.
Начало современной государственной системы П.-т.о. было положено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 октября 1940 г. «О государственных трудовых резервах СССР». В стране были организованы ремесленные, железнодорожные училища и школы ФЗО. В создании новой системы подготовки рабочих кадров принимала участие вся страна. В короткие сроки были преобразованы учебные помещения бывших школ ФЗУ; созданы новые учебные мастерские, классы, лаборатории, обеспеченные станками, механизмами, наглядными пособиями; открыты благоустроенные общежития; оборудованы помещения для культурно-просветительной и спортивной работы.
Очень скоро выявились преимущества новых типов учебных заведений: качество обучения значительно улучшилось, приток квалифицированных рабочих в бурно развивающейся отрасли народного хозяйства увеличился. Через ремесленные, железнодорожные училища и школы ФЗО стало возможным планирование подготовки рабочих кадров по профессиям и специальностям для различных отраслей промышленности и перераспределению рабочей силы в общегосударственном масштабе. Большое внимание в этих учебных заведениях уделялось овладению обучающимися профессиональным мастерством.
В ремесленных училищах на производственное обучение отводилось от 50 до 60% учебного времени, а в школах ФЗО – от 80 до 95%. В подавляющем большинстве случаев теоретические занятия в ремесленных училищах чередовались через день, предметы общеобразовательного и общетехнического циклов изучались в начальный период обучения, что способствовало созданию теоретической основы для овладения производственными навыками и умениями. Ремесленные училища и школы ФЗО обеспечивали не только профессиональную подготовку обучающейся молодежи, но и проявляли большую заботу о физическом воспитании учащихся.
Ремесленные училища и школы ФЗО сыграли большую роль в обеспечении отраслей народного хозяйства квалифицированными кадрами, в укреплении экономического и оборонного могущества нашей страны.
С первых дней Отечественной войны училища и школы ФЗО полностью переключились на работу для нужд фронта, учащиеся выполняли военные заказы на предприятиях и вучебных мастерских училищ. Эффективность государственной системы трудовых резервов определялась тесными связями учебных заведений с производственными предприятиями.
В соответствии с требованиями экономики военного времени государство направляло выпускников училищ на важнейшие предприятия и стройки – туда, где ковалась победа над врагом.
К началу 1943 г. некоторые авиационные и другие заводы имели в составе рабочих коллективов 80–90% воспитанников учебных заведений трудовых резервов.
Только за годы Великой Отечественной войны учебные заведения трудовых резервов подготовили 2475 тыс. квалифицированных рабочих, т.е. почти столько, сколько школы ФЗУ за 20 лет своего существования.
За успешную подготовку кадров для промышленности и помощь фронту 20 тыс. учащихся и работников системы трудовых резервов были награждены орденами и медалями Советского Союза.
Большую роль сыграла система трудовых резервов и в послевоенный период. Оставаясь в своей основе неизменной, государственная система профессионально-технического образования продолжала совершенствоваться. Законом, принятым Верховным Советом СССР в декабре 1958 г., действовавшие в стране различные типы учебных заведений, независимо от их подчиненности ведомствам, были преобразованы в городские и сельские профессионально-технические училища со сроком обучения от одного до трех лет. В стране был создан единый тип профессиональных учебных заведений.
На государственную систему профтехобразования возложена обязанность готовить квалифицированные кадры для всех отраслей народного хозяйства. И с этой задачей она успешно справлялась. Сейчас в стране уже нет промышленных предприятий, где бы не работали воспитанники профессионально-технических училищ. На многих крупных предприятиях и стройках они составляют 80–90%. Подготовленные в профтехучилищах квалифицированные рабочие способны успешно и быстрыми темпами двигать вперед промышленность.
Профессионально-технические учебные заведения, являясь важной частью общей системы народного образования, наиболее полно сочетают общее политехническое и профессионально-техническое образование молодежи. Учебно-воспитательный процесс в них строится на основе непосредственного участия учащихся в производительном труде.
Профтехучилища специализируются по отраслям производства, исходя из потребностей предприятий и организаций города, области, края или республики. Непосредственная связь училищ с промышленными предприятиями осуществлялась путем прикрепления каждого училища к какому-либо базовому предприятию, где учащиеся проходили производственную практику.
В конце 50-х гг. получил развитие и такой тип учебных заведений профессионально- технического образования, как техническое училища (со сроком обучения преимущественно один–полтора года), где юноши и девушки, окончившие полную среднюю школу, овладевали рабочими профессиями, требовавшими повышенного общеобразовательного уровня.
В системе П.-т.о. в 70-х гг. положено начало развитию нового типа учебных заведений – средним профтехучилищам, подготавливающим квалифицированных рабочих со средним образованием. Это вызвано тем, что в современном производстве на первый план выдвигается новый тип квалифицированного рабочего, основу профессиональной квалификации которого составляют не навыки ручного труда, а широкий технический кругозор, высокий уровень общего образования, творческое отношение к труду. На смену рабочему, владеющему одной профессией, узкому специалисту, приходит рабочий широкого профиля.
В средних профтехучилищах наиболее полно реализуются ленинские идеи о соединении обучения с производительным трудом; учащиеся получают более высокую политехническуюи специальную подготовку по избранной специальности; законченное среднее образование; повышенный возрастной состав обучающихся расширяет возможности формирования высокой гражданской зрелости.
Профтехучилища по подготовке квалифицированных рабочих со средним образованием – это не механическое соединение в одном учебном заведении профессиональной подготовки и общего среднего образования. Овладение профессией и основами наук в этом новом типе учебного заведения составляет единый учебно-воспитательный процесс. Общеобразовательные предметы служат не только базой для изучения специальных дисциплин, но и повышения профессиональной подготовки учащихся. С другой стороны, изучение специальных предметов помогает не только закреплять знания по общеобразовательным предметам, но и углублять их в связи с рассмотрением научных основ техники, технологии, организации и экономики производства. Практика показывает, что взаимопроникновение профессионально-технического и общего образования значительно повышает качество учебно-воспитательного процесса. Таким образом, в профессиональных учебных заведениях получают развитие прогрессивные виды организации труда: бригадный и арендный подряды, договорные отношения, хозрасчетная и кооперативная деятельность, создание хозрасчетных цехов и кооперативов при профтехучилищах и др.
Наряду с развитием средних профтехучилищ при многих профессионально-технических училищах организованы вечерние отделения для подготовки и повышения квалификации рабочих. Эти отделения (созданы и вечерние училища) пользуются теми же льготами, что и вечерние средние школы рабочей молодежи, и играют важную роль в сближении учебных заведений системы профтехобразования с производством. Материально- техническая база вечерних профтехучилищ и вечерних отделений дневных училищ дает достаточно широкие возможности для проведения практических занятий в условиях, приближенных к производственным. Это позволяет активизировать учебный процесс и обеспечить полноценную подготовку, переподготовку и повышение квалификации рабочих.
Советский Союз являлся единственной высокоразвитой страной, где получила широкое развитие подготовка квалифицированных рабочих как в учебных заведениях, так и в условиях материального производства. Обучение в учебных заведениях рассчитано на подготовку рабочих по наиболее сложным профессиям в сравнительно длительные сроки с твердо установленными периодами приема и выпуска, а на производстве – на подготовку рабочих по несложным профессиям с краткосрочной формой обучения.
Научные исследования специалистов по экономике труда свидетельствуют о том, что один год обучения в профтехучилище обеспечивает рабочему в два раза больший рост квалификации, чем один год общего образования в сочетании с профессиональной подготовкой непосредственно на производстве, и в 11 раз больше, чем один год производственного стажа без обучения.
И тем не менее профессионально-техническое обучение рабочих на производстве получило дальнейшее развитие: подготовка новых рабочих непосредственно на предприятиях осуществляется путем индивидуального обучения, бригадного обучения и курсового обучения.
Динамично осуществляется и подготовка квалифицированных рабочих на курсах целевого назначения, курсах обучения вторым профессиям, школах передовых методов труда и производственно-технических курсах, осуществляемое по ступенчатой системе обучения. По этой системе рабочему предоставляется широкая возможность пройти путь от малоквалифицированного рабочего до рабочего высокой квалификации в более короткие сроки. Это коренное отличие от ступенчатой системы обучения рабочих 20-х гг.
В системе П.-т.о. большое внимание уделяется подготовке, подбору, расстановке и воспитанию кадров. Подготовка преподавателей общетехнических и специальных предметов осуществляется на инженерно-педагогических факультетах высших технических учебных заведений, а мастеров производственного обучения – в индустриально- педагогических техникумах системы профтехобразования, в которые ежегодно принимается свыше 16 тыс. учащихся – выпускников профтехучилищ, проработавших на производстве не менее двух лет и имеющих производственную квалификацию по соответствующему профилю не менее IV разряда.Для повышения квалификации работников системы профтехобразования в Санкт-Петербурге создан институт повышения квалификации с филиалами в ряде регионов РФ. Работники сельских профтехучилищ повышают свою квалификацию на факультетах повышения квалификации сельскохозяйственных вузов.
Благодаря систематическому обучению кадров в очных и заочных учебных заведениях значительно улучшился состав инженерно-педагогических работников.
В связи с переходом страны к новым экономическим отношениям выдвигается задача поднять подготовку квалифицированных рабочих на качественно новый уровень. Наряду с профтехучилищами в каждом субъекте Федерации создаются учебные заведения: колледжи, лицеи, полувысшие и другие. Например, такой региональный учебно-производственный комплекс «Ижора-образование» создан из территориальной общности и включает в себя высшее профессионально-техническое училище-лицей и 5 других профессиональных учебных заведений, среднюю общеобразовательную школу и учебно-производственный комбинат.
В ряде субъектов Федерации созданы высшие профтехучилища с различными ступенями обучения.
Первая ступень со сроком обучения один год на базе среднего и 2 года на базе неполного среднего образования.
Вторая ступень – подготовка техника со сроком обучения 2 года 9 месяцев на базе общего среднего образования и 3 года 9 месяцев – на базе неполного среднего образования.
Третья ступень – подготовка младшего инженера (из лиц, имеющих начальную профессиональную подготовку) со сроком обучения 2 года 9 месяцев на базе общего среднего образования и 3 года 9 месяцев на базе неполного среднего образования.
Создаются центры непрерывного профессионального образования, что позволяет резко снизить расходы на подготовку и повышение квалификации рабочих и учреждений, создать единую базу, обеспечивающую общий методический и профессиональный подход к подготовке кадров.
В некоторых субъектах Федерации в стадии решения находятся вопросы создания учебно- производственных комплексов:
– сельская школа – профтехучилище;
– профтехучилище – учебно-производственный комбинат;
– профтехучилище – учебно-курсовой комбинат;
– профтехучилище – техникум;
– профтехучилище – техникум – вуз.
Речь идет об обеспечении выпуска из профессиональных учебных заведений конкурентоспособных на рынке труда рабочих за счет расширения их профессионального профиля и базовой теоретической подготовки. Речь идет о совершенствовании форм работы учебных заведений на принципах качественного многообразия, динамизма, вариативности, подготовки рабочих-профессионалов, способных быстро реагировать на меняющиеся потребности производства, возродить былую мощь отечественной промышленности.
Происходят изменения стратегии П.-т.о., которая опирается на новые адекватные экономической реформе формы и методы подготовки рабочих кадров.
Однако в этом деле имеется много недостатков. Главной проблемой нынешнего положения профессиональной школы является ее отрыв и нарастающее отставание от формирования экономики государства и как следствие – «растаскивание» профтехучилищ, финансирование по остаточному принципу.Все дело в том, что планирование и связанное с ним финансирование учебных заведений профтехобразования опирается на устаревшие принципы экономики, незнание действительных их потребностей в кадрах как по количеству, так и по
профессионально-квалификационному составу государственных и негосударственных, производственных и непроизводственных сфер. Слаба и материально-техническая база учебно-производственного процесса. Она не рассчитана на получение учащимися профессиональных знаний и умений рабочего широкого профиля. Отсутствуют и экономические рычаги, стимулирующие инвестиции предприятий.
Есть все основания полагать, что в ближайшие годы капитальные вложения в материальную базу профтехучилищ произведены не будут. Это значит, что разрыв между технологическим уровнем производства и квалификационным уровнем рабочих будет возрас-тать.
Все это прямые следствия недальновидной политики правительства в сфере профессионального образования, обрекающей ее на систематическое отставание в технике, науке, технологии производства.
Если не удастся остановить дальнейшее падение качества подготовки рабочих, то никакие экономические и социальные реформы не обеспечат подъем экономики РФ, а система профтехобразования потеряет способность выполнять профессионально- образовательную функцию и социальную защиту молодежи. Следовательно, нужна срочная протекционистская политика государства в деле подъема профессионально-технического образования в РФ.
Лит.: Очерки истории профессионально-технического образования в СССР. – М., 1981.
С.Я. Батышев

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
702.87 кб

Развитие технического и профессионального образования в Казахстане

Борибеков Кадырбек Козыбаевич, Кусаинов Аскарбек Кабыкенович
Стратегической целью развития системы технического и профессионального образования Казахстана является ее модернизация в соответствии с запросами общества и индустриально-инновационного развития экономики, интеграции в мировое обр
Читать PDF
469.06 кб

Гуманизация и экологизация профессионально-технического образования

Н. Н. Егорова
Читать PDF
3.31 мб

Особенности современного профессионального технического образования

Валерий Афанасьевич Прохоров
Читать PDF
842.03 кб

Актуальные аспекты непрерывного профессионально-технического образования

Загутин Дмитрий Сергеевич
Предлагая свою модель непрерывного профессионально-технического образования, автор ставит вопрос об оптимальном соотношении общего и профессионального образования, раскрывает идею социального партнерства.
Читать PDF
620.95 кб

Условия становления технического творчества в профессиональном образовании

Лобашев В.Д., Талых А.А., Зименкова Ф.Н.
Статья посвящена раскрытию проблем взаимодействия участников образовательного процесса в профессиональном образовании. Формирование будущего специалиста наиболее успешно при использовании методик технического творчества.
Читать PDF
298.26 кб

Развитие технического мышления студентов среднего профессионального образования

Васильев Алексей Анатольевич, Горин Леонид Николаевич
Проведен краткий анализ резервов повышения результативности и качества обучения студентов среднего профессионального образования, дано собственное видение последовательности построения учебного занятия, то есть структура и содержа
Читать PDF
2.05 мб

Тенденции становления и развития профессионально-технического образования в США

Лола Виталий
Охарактеризованы основные тенденции становления профессионально-технического образования в США как ведущего звена подготовки специалистов.
Читать PDF
1.21 мб

ШКОЛЬНОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ТИПИЧНОМ РОССИЙСКОМ ГОРОДЕ

Александрова Ольга Аркадьевна, Волошина Татьяна Николаевна, Ненахова Юлия Сергеевна
В статье представлены данные, характеризующие ситуацию в среднем образовании и системе профессионально-технического образования в типичном российском городе.
Читать PDF
9.05 мб

Непрерывное техническое профессиональное образование как педагогическая проблема

Бобриков В. Н.
Читать PDF
258.75 кб

О повышении престижа высшего технического профессионального образования в России

Григораш Олег Владимирович
Рассмотрены причины падения престижа высшего технического профессионального образования в России и на основе их анализа предложены мероприятия, направленные на повышение статуса специалистов технического профиля.
Читать PDF
305.59 кб

Модернизация высшего профессионального технического образования: гуманитарный аспект

Степаненко Лариса Васильевна
Модернизация в сфере высшего профессионального технического образования не утрачивает своей актуальности на современном этапе развития.
Читать PDF
237.13 кб

Формирование технического мышления как цель и результат профессионального образования

Зарипов Р.Н., Зарипова И.Р.
В работе анализируются проблемы формирования технического мышления как результата любого образовательного процесса.
Читать PDF
147.12 кб

Перспективы развития системы технического и профессионального образования в Казахстане

Есполов Тлектес Исабаевич
Читать PDF
2.39 мб

Социализация личности студента технического вуза в системе профессионального образования

Лешер Ольга Вениаминовна, Савельев Денис Анатольевич, Кабиров Сергей Ришатович
В статье рассматриваются содержательные и функциональные особенности социализации личности студента технического вуза с учетом позитивного воспитательного потенциала молодежных общественных организаций.
Читать PDF
266.24 кб

Повышение практической результативности профессионально-технического образования взрослых

Кондратьев Александр Андреевич, Семенова Галина Петровна
В статье показано, что проблема повышения качества подготовки инженерных кадров по безотрывным технологиям неразрывно связана с необходимостью разделения системы профессионально-технического образования на несколько взаимосвязанны

Похожие термины: