ИНСТИТУТ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Найдено 1 определение
ИНСТИТУТ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Российской академии образования существует с 1963 г.; является головной научной организацией по выполнению государственных и академических программ в области профессионального образования.
Институт проводит исследования по следующим направлениям:
1. Методология профессионально-технического образования: методология и логика развития профессиональной педагогики как науки; методология моделирования профессионально-технических, психолого-педагогических объектов, процессов и технологий; разработка терминологического аппарата профобразования и профессиональной педагогики; методология и теория многоуровневого построения системы профессионального образования; методология технического знания и его реализация в содержании общетехнических и специальных предметов; разработка методик комплексных исследований и методик теоретического и производственного обучения; прогнозирование научных проблем, системы профессионального образования, типов учебных заведений; методология маркетинговых исследований.
2. Социально-экономическое направление: принципы и методы прогнозирования развития профессионального образования квалифицированных рабочих и специалистов; прогнозирование развития профессионально-квалификационной структуры рабочих, специалистов, классификация рабочих профессий и специалистов; спрос и предложения на образовательные услуги, технология предпринимательской деятельности в профессиональной школе; научное обоснование инфраструктуры профессионального образования; типология учебных заведений; интеграция профессий и разработка классификаторов профессий, разработка и внедрение методик формирования экономических нормативов подготовки квалифицированных рабочих; обоснование развития инфраструктуры профессионального образования; кооперация учебных заведений с производственными структурами в условиях самофинансирования и самоокупаемости.
3. Педагогическое направление: методолого-теоретические основы социализации и профессионализации личности; интенсификация информационных педагогических технологий при подготовке рабочих по интегрированным группам профессий; проектирование прогностической модели развития профессионального образования; оптимизация педагогических систем профессионального обучения; критерии оценки эффективности учебно-производственной деятельности училищ; научное обоснование системы управления профессиональными учебными заведениями; дифференциация и индивидуализация профессионального образования на основе применения ЭВТ; организационные формы и методы повышения квалификации и переподготовки рабочих,специалистов и инженерно-педагогических работников; многоуровневая система профессиональной подготовки; разработка типовых моделей учебников для подготовки квалифицированных рабочих и специалистов; разработка оптимальных вариантов сочетания активных форм, методов и средств обучения и воспитания; интегративно- модульная система профессионального образования; профессиональное воспитание.
4. Психолого-физиологическое направление: взаимосвязь психологических, социальных и физиологических факторов становления личности квалифицированного рабочего; профессиональная ориентация, профотбор и профадаптация в условиях рынка труда; психофизиологические основы профессионального обучения по группам профессий; профессионализм педагогической деятельности преподавателей и мастеров производственного обучения профессиональных учебных заведений; создание социально- психологической службы и внедрение методик обучения профессиональному мастерству в условиях училищ, межотраслевых комплексов с учетом психолого-физиологических требований к трудовой и профессиональной подготовке; разработка методик профориентации учащихся в учебной и внеучебной деятельности.
За 35 лет научно-исследовательской деятельности институтом подготовлено более 1700 работ (монографий, сборников научных работ, учебников, учебных и методических пособий, методических рекомендаций, учебно-программной документации, материалов съездов и конференций).
Аспирантура и докторантура института ведут подготовку научных кадров (докторов и кандидатов наук) по общей педагогике, теории и методике профессионального образования для России, стран СНГ, Вьетнама, Польши и др. В диссертационном совете института защищено 44 кандидатских и 10 докторских диссертаций.
Большой вклад в создание и развитие института внесли такие ученые, как академик РАО, д.п.н., профессор Беляева А.П., чл.-корр. АПН СССР, д.п.н. Думченко Н.И., чл.- корр. РАО, д.п.н., профессор Кузьмина Н.В., доктора педагогических наук Шильникова А.Е., Федорова О.Ф., Шапкин В.В., Гейжан Н.Ф., Александрова Н.М., Гуторов Г.С., Соколов А.Г., Зюбин Л.М., Климов Е.А., Шеменский Г.И., д.м.н. Алишев Н.В., д.э.н.
Лукин Г.И., д.э.н. Иванов Г.А., кандидаты педагогических наук Баев С.Я., Ивлиева И.А., Куприянов А.А., Маркелова В.А., Скородумов Н.М., Бастов В.Ф., Сопин В.И. Збаровский В.С., Чахоянц В.Э., Егупов Л.Ф., Кононович Ю.А., Волкова Н.Н., Крылов А.А., Василевская А.М., Варковецкая Г.Н., Дюртеева О.Я., Шварц Л.Н. и др.
А.П. Беляева

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.