формирование развитого государственного регулируемого рынка рабочей силы (что относится и к педагогам, мастерам производственного обучения), включающего экономический, социальный, организационный, административно-законодательный и демографический механизм воспроизводства рабочей силы необходимого качества и количества.Сегодня политика должна быть направлена на адаптацию профессиональной школы к рыночным отношениям путем реконструкции ее хозяйственного механизма. В ходе перестройки профессионально-технической школы наметились некоторые положительные тенденции. Это децентрализация управления ПУ, ликвидация плановых заданий по подготовке квалифицированных рабочих, устранение жесткости в реализации учебных программ, развитие внутриучилищного хозрасчета и самостоятельности, позволяющих на счет собственных доходов компенсировать частично ограниченные возможности бюджетного финансирования, отказ ПУ от жесткой привязки к базовым предприятиям, ограничивавшей развитие межотраслевой подготовки и переподготовки кадров, оказание услуг малым предприятиям и населению, создание коммерческих структур, адаптированных к рыночным отношениям, развитие всех видов коммерческой деятельности в ПУ, кооперации различных форм обучения со свободным доступом всех желающих изучить ту или иную профессию и др.
Среди принципиальных вопросов ускорения перестройки профессионально-технического образования, требующих первоочередного внимания в настоящий момент, выделяются следующие.
1. Органическое включение профтехобразования в новые условия хозяйственной и общественной жизни, создаваемые в ходе экономической реформы в стране. Предстоит последовательно перевести все ПУ на договорные хозрасчетные отношения с предприятиями и организациями с частичной компенсацией ими затрат на подготовку кадров. Это позволит, наряду с ростом госбюджетных ассигнований и доходов от производственной деятельности коллективов училищ, существенно увеличить финансирование ПУ. Договорная система, подкрепленная повсеместно госзаказом на обучение рабочих для обеспечения общероссийских программ, вновь осваиваемых территорий и новейших производств, призвана повысить обоснованность планов и адресность подготовки кадров, улучшить использование дипломированных рабочих на производстве.
В целях повышения заинтересованности отраслей и предприятий в финансировании обучения кадров необходимо обеспечить приоритет требований потребителя в определении содержания их профессиональной и особенно практической подготовки и переподготовки. Для этого следовало бы ввести и другие формы стимулирования участия предприятий в подготовке кадров: льготная налоговая политика; создание специальных фондов на предприятиях за счет средств, подлежащих отчислению ими в виде платы за трудовые ресурсы; госзаказ на строительство новых объектов профтехобразования при базовых предприятиях и т.п.
В переходный период становления нового экономического механизма в народном хозяйстве и регионального хозрасчета, пока в полную меру не заработали экономические рычаги, отсутствует рынок рабочей силы, следовало бы создать эффективную систему государственно-общественного контроля качества подготовки рабочих, ввести регулярную аттестацию и категорирование учебных заведений. Местные органы вместе с органами управления народным образованием призваны противостоять узковедомственным и местническим подходам со стороны предприятий и министерств к определению содержания и сроков обучения будущих рабочих.
2. Модернизация управления системой подготовки рабочих кадров. Единая государственная политика в области профтехобразования должна опираться на новые адекватные экономической реформе методы организации подготовки рабочих кадров, правовых гарантий и организационно-экономические возможности для эффективного функционирования учебных заведений, социальной защищенности их выпускников и работников профтехобразования. Главное – необходимо обеспечить расширение прав ПУ, предоставить им полную экономическую самостоятельность, право планирования контингента учащихся, сроков и содержания их обучения преимущественно на основе договоров с потребителем.
По мере утверждения нового механизма хозяйствования организационно-контрольные функции органов управления образованием должны все в большей мере уступать место экономическим рычагам и стимулам повышения качества подготовки и переподготовки рабочих кадров. Отрешаясь от мелочной опеки ПУ, Минобразования призвано сосредоточить внимание на разработке стратегии и прогноза развитияпрофтехобразования, научно-методическом обеспечении повышения уровня обучения на основе единых требований (стандартов) к объему теоретических знаний и практической подготовки учащихся, независимо от форм обучения; добиваться оптимизации в соответствии с договорами структуры и масштабов подготовки кадров, сети и профиля училищ, доведения до необходимых нормативов их материально-технической базы.
На республиканском, краевом и областном уровнях управления следует сосредоточить внимание на проблемах, имеющих региональное значение и учитывающих национальные особенности в подготовке кадров. Было бы целесообразно создать стабильные региональные фонды для финансирования подготовки и переподготовки кадров путем концентрации средств, отчисляемых предприятиями и организациями.
Краевые, областные органы профессионального образования должны активно помогать учебным заведениям и предприятиям осваивать новые методы обучения, решать вопросы формирования контингентов, устранения дублирования и параллелизма в подготовке кадров на основе развития кооперации и углубления специализации, создания современной учебно-лабораторной базы.
3. Многообразие форм подготовки кадров. На равной основе могут функционировать училища, обеспечивающие обучение рабочих кадров в основном для данного региона, крупных объединений, предприятий, концернов, ассоциаций, кооперативов; отраслевые и межотраслевые ПУ, высшие профессиональные училища, предназначенные для подготовки рабочих высокой квалификации или по особо сложным профессиям. Полноправное развитие могли бы также получить учебные центры вне системы профтехобразования, особенно в составе концернов и других государственных и кооперативных объединений.
В связи с социальной переориентацией экономики возникают новые задачи функционирования структуры профтехобразования в соответствующих сферах.
4. Переподготовка и повышение квалификации рабочих кадров. Предстоит превратить ведущие ПУ в центры по переподготовке и повышению квалификации рабочих, организовав в них на договорных началах мобильную, гибкую по содержанию и срокам массовую переподготовку кадров. Широко привлекать к их обучению наиболее подготовленных специалистов производства. Использовать в этих целях учебно-материальную базу передовых предприятий и объединений. Организовывать в необходимых случаях стажировку преподавателей и рабочих за рубежом и на совместных предприятиях. Соответствующие меры и дополнительные ресурсы целесообразно предусмотреть в государственных научно-технических программах.
5. Кардинальное улучшение качества обучения будущих рабочих, обеспечение опережающего роста их квалификации по отношению к технической сложности работ. Предстоит не только существенно пересмотреть программы обучения, но и радикально преобразовать всю жизнедеятельность учебных заведений профтехобразования, демократизировать учебно-воспитательный процесс.
Выпускники ПУ должны получать гораздо более глубокие специальные знания и навыки, необходимые для эксплуатации современной техники, использования принципиально новых промышленных и сельскохозяйственных технологий, робототехнических систем, гибких автоматизированных комплексов, владеть эффективными методами контроля и управления производственными процессами, компьютерной техникой. Радикального улучшения требует их экологическое воспитание и образование.
В целях существенного повышения уровня профессиональной подготовки рабочих кадров необходимо преодолеть неоправданное дробление специальностей. Следует в кратчайшие сроки обеспечить решительный переход от валового обучения к индивидуализации, активизации форм и методов учебного процесса. При необходимости по сложным профессиям увеличить сроки обучения, снизить наполняемость учебных групп на производственном обучении до 10–12 человек. Важная задача – создание в ученических коллективах обстановки напряженной борьбы за знания. Целесообразно установить в этих целях дифференцированные размеры стипендий, вводить другие формы морального и материального стимулирования, состязательность учащихся в овладении знаниями.
Улучшению качества подготовки рабочих кадров в значительной мере способствовало бы привлечение на учебу в ПУ наиболее подготовленных выпускников школ. Предстоит отразрозненных мероприятий в области профориентации молодежи перейти к созданию общегосударственной системы выявления талантов, наклонностей и профессиональной предрасположенности молодежи.
Следовало бы осуществить комплекс мер для повышения престижа рабочей профессии, системы профтехобразования в глазах молодежи всего общества. Привлекательность у молодых людей ПУ обретут, если у их выпускников – дипломированных рабочих будут обеспечены более высокие стартовые позиции в жизни. Большую роль здесь играет создание условий для максимальной востребованности обществом, производством высококвалифицированного труда, эффективная политика в его оплате, профессиональном продвижении рабочих по мере роста их мастерства и знаний.
Лит.: Батышев С.Я. Задачи системы профессионально-технического образования в условиях перехода к рыночной экономике. – М., 1993; Лукин Г.И. О хозяйственном механизме // Журнал ПТО. 1990. № 2.
С.Я. Батышев
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.